Фаулз волхв отзывы краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Фаулз волшебен. Обычно рецензии на прочитанные книги я пишу "по горячим следам" - чтобы не сгладились впечатления, чтобы никакие новые эмоции не мешали, чтобы сюжет в конце концов не забыть. Но когда "Волхв" закончился, я пару раз попыталась облечь свои ощущения от книги в слова, но потерялась в трех соснах. Получался бессвязный восторженный лепет. Поэтому для начала я ограничилась тем, что не долго раздумывая забросила книгу в любимые, приклеила к ней пометку "ПЕРЕЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО" и отправилась пытаться переварить полученное удовольствие.

Мы будем скитаться мыслью,
И в конце скитаний придем
Туда, откуда мы вышли,
И увидим свой край впервые

Судя по "Волхву",Фаулз - однозначно мой писатель. Несмотря на 800 страниц текста, читается все на одном дыхании. Даже описания природы у него безумно сочные, вкусные: иногда ловишь себя на том, что параллельно с текстом в читалке видишь перед глазами кино с потрясающими греческими пейзажами. Сюжет. О сюжете можно говорить вообще бесконечно. Фаулз постоянно играет с читателем в "верю - не верю". Переворачивая страницу, нужно быть готовым к тому, что перевернется не только страницу, но еще и мироощущение и понимание описываемых событий. Причем перевернется однозначно с ног на голову. А потом наоборот. А потом снова с головы на ноги. И так - без конца.

Кроме этого, Фаулз - безбашенный эротоман. Ему отлично удается описание постельных стен. Причем у него это не брутальная немецкая порнуха, а тонкая французская эротика. Очень красивая, абсолютно не пошлая, в некоторой степени даже дразнящая.

Текст - это одна сплошная аллюзия. То на то, то на другое. Они на каждом шагу. Наверное, именно из-за этого к Фаулзу хочется возвращаться. Но только после того, как прочитаешь все произведения на которые он прямо или косвенно ссылается. Хотя вру. К "Волхву" я бы вернулась и просто так, без всякого штудирования Шекспира. Просто потому, что эта книга - сплошное очарование. Она как магнит, который притягивает к себе любую мало-мальски романтичную натуру.

Если хочешь хоть сколько-нибудь точно смоделировать таинственные закономерности мироздания, придется пренебречь некоторыми условностями, которые и придуманы, чтобы свести на нет эти закономерности. Конечно, в обыденной жизни условности переступать не стоит, более того, иллюзии в ней очень удобны. Но игра в бога предполагает, что иллюзия – все вокруг, а любая иллюзия приносит лишь вред.

Мега-крутая книга. О любви. О жизни. О смысле жизни. О людях. О чувствах. О мыслях. О мироощущении.
Книга-обман. Книга-иллюзия. Книга-аллюзия. Книга-магнит. Книга-загадка. Книга-грусть. Книга-улыбка. КНИГА.

Obright - огромное спасибо и миллион реверансов. Как же я раньше жила без Фалуза.

P.S. Претензии по поводу бессвязности текста не принимаются. Это и так самое связное описание моих бушующих эмоций, которые вызвала эта книга)))

Начальные титры – сказка про принца и кудесника (жил-был юный принц, который не верил в три вещи: он не верил в принцесс, в острова и в бога) – рассказывается женским голосом с детскими успокаивающими нотками – предположительно Жюли, не Алисон. Фоном идут меняющиеся картинки к сказке, развивающиеся стилистически по мере повествования: от детских каракулей и пещерных рисунков, через иконы и ассирийские-египетские росписи к картинам возрождения и классицизма, импрессионизм и дальше. Кончаются титры портретом принца, выполненным в супрематической кубическо-треугольной манере, камера отдаляется и мы видим, что картина эта висит на стене в спальне Николаса. Николас просыпается и некоторое время лежит, промаргиваясь, уставившись в потолок, переваривая только что увиденный сон (собственно, сказку). Титр: "Лондон 1953 год".

В ролях. Николас – быть может, Итан Хоук. Он уже не молод, но я удивлён его отыгрышем в недавнем "Синистере", где он вполне удачно создал образ рефлексирующего интеллигента без идиотских штампов. Кто ещё? Джуд Лоу, но он будет слишком упирать на животный образ самца, тогда фильм приобретёт однобокий оттенок эродрамы.

Другие лица смазаны бездарной экранизацией 1968 года.
Кончис. Бен Кингсли слишком дороден и неповоротлив для такой роли. Я вижу Харрисона Форда. Старого, лохматого, с носом и даже серьгой. Он бы не стал неумело изображать из себя боженьку, как сделал Куинн, а орал бы и брызгал слюной, как и подобает безумному избалованному миллионеру.
Трепетных ланей на роли Жюли и Джун в Англии предостаточно, тут даже стараться не надо. Нужно, чтобы девушка играла неумело, и сам зритель всегда уличал её в неискренности, попутно выставляя круглым дураком Николаса.

Алисон – самый сложный персонаж. Самый реальный, сюжетообразующий, мятущийся, в отличие от застывших в патоке воображения островитян. Её будет играть сложнее всего, Алисон меняется каждую минуту, и Фаулз позже полжизни положил на то, чтобы поймать именно этот изменчивый образ девочки-женщины-матери-старухи-богини-нимфы.

Снимать надо конечно же на острове Спеце - реальном прообразе Фраксоса (см. фотоврезку в конце)

Самое важное? Самое важное для режиссёра, мне кажется, создать чёткое ощущение цитаты, главного и переломного предложения в романе:
"Ливень стихал, но дождевая свежесть — резервуарный дух мокрого камня — наполняла комнату до краев. Я представил себе, как она безвидно стекает по стенкам сотен колодцев; как в экстазе плещутся на дне рыбята."
Если зритель на самом деле почувствует всё это, то цель достигнута.

Роман Фаулза для меня эпохален. Он для меня такой личный "Война и мир" (который я так и не читал). В отрочестве своём я очень подолгу заглядывался на издание Махаона с чудесной обложкой Андрея Бондаренко. И воображал себе о нем невесть что аля "Остров доктора Моро". Денег я на него так и не наскрёб, книженция исчезла из продажи и долгое время нигде не появлялась.
А потом, спустя долгое время, наконец прочёл. Очень спокойно, без разочарований, но и без особых восторгов. Фаулз показал мне, какой должна быть современная литература. Как можно скучнейший до банальности сюжет о буднях молодого учителя в интернате на острове подать не блистающим остротами, не обескураживающим формой высказывания, а строго, умеренно, по-взрослому, чёрт возьми.
О романе ОЧЕНЬ трудно говорить внятно, он воздействует на подсознание, на сны, на какую-то неактивную подкорку мозга, в которой формируются зачатки вкуса и интеллекта.
Более расхожий подобный пример - Толкин с "Властелином колец" - те, кто прочитал его вовремя, лет в 13, и кого он всамделишно вставил - те отнюдь не стали толкиенутыми на всю голову, роман сформировал их вкус к фэнтези и в дальнейшем являлся катализатором какой-то мозговой деятельности, направленной совсем в другое русло, нежели до прочтения.

Перечтя 8 лет спустя: логично, что мне меньше стали интересны происходящие на острове мистерии сами по себе, а интереснее стал внутренний перелом героя от похотливого мальчика до предпенсионного неврастеника, потом обратно, потом снова обратно, и так издевательски бесчётное множество раз, так, что в полном смысле слова ГЕРОЕМ он и не стал, лишь набором комплексов и условностей, портретом дурного послевоенного поколения (это забавно, но ни одного полностью положительного героя у Фаулза нету, что является, видимо, сильнейшим баттхёртом для многих, поставивших роману отрицательную оценку). Но в визуальном плане, конечно, мистерии важны: анубисы и чёрные козлы, обнажённые нимфы и греческий пантеон. Всех бесконечно длинных саркастических (иногда неуместно зашкаливающих) диалогов в фильм не впихнёшь, поэтому, естественно, надо ударять по визуальной составляющей.

Ещё: при втором прочтении исчезло чувство театра как такового. Начитавшись за 8 лет всякой околонаучной литературоведческой белиберды, я уже не был уверен: происходит ли с Николасом на самом деле, что происходило, да и выходил ли он вообще из квартиры в тот день, когда они с Алисон утром расстались. Или он просидел весь день дома, провертев в голове все эти невозможные 700 страниц повествования и вышел встречать её вечером, что и стало тихим, замирающим, как затихающая скрипичная кода после буйства духовых, финалом романа.


Немного жанре

Термин "магический реализм" достаточно емок. Он включает в себя довольно обширную группу латиноамериканских писателей, создававших свои произведения в 20 веке. Основным общим приемом для этих авторов является внедрение фантастических, чудесных и странных элементов в границы реальной жизни.

стоя лицом перед Богом

Истоки подобной манеры повествования находятся в глубине вероисповедания и способе мышления, присущего коренным американским народам доколумбовского периода. Именно они и стали толчком к развитию данного литературного направления.

Немного об авторе

Джон Роберт Фаулз является английским писателем, эссеистом и романистом. По мнению литературных критиков, этого автора можно считать одним из выдающихся представителей литературного постмодернизма. Его самые известные произведения:

Стоит отметить, что в английской литературе второй половины 20 в. все больше авторов стало применять в своих произведениях элементы волшебной реальности. Причем пришли они к фантастическому реализму вне зависимости от латиноамериканских коллег. Однако в английских романах прослеживается своя специфика, выдающая необычайно сильную связь с литературными традициями.

Судя по рецензиям критиков, в творчестве Джона Фаулза находятся в тесной взаимосвязи постмодернистские, экзистенциалистские и мифологические основы. Их проявление можно проследить в том многозначительном подтексте, который создается автором, а также в выборе им игровых моделей и создании интертекста.

книга фаулза

История написания

Идея создания

Перед знакомством с сюжетом произведения расскажем немного об истории написания книги. Действие, о котором повествуется в ней, разворачивается на вымышленном острове Фраксос. Этот клочок суши по своему описанию напоминает остров Спеце, находящийся возле Греции, где работал сам автор. В книге много описаний исторических и культурных событий. В ней есть ссылка на миф о древнегреческом певце и музыканте Орфее. Доказательство этому – фамилия главного героя – Эрфе.

Волхвы – это кто?

О чем роман?

Отдельное место в книге занимают манипуляции, производимые автором с читателями. Они заставляют переживать и пытаться разгадать тайны, преподносимые Кончисом.

Первоначальное название романа

Краткое содержание

Главный герой этого произведения родился в семье бригадного генерала в 1927 году. Он краткосрочно отслужил в армии и поступил в 1948 г. в Оксфорд. Спустя год после того, как Николас стал студентом, его родители погибли. Молодой человек остался один. Он имел самостоятельный, пусть и небольшой годовой доход, который позволил ему купить подержанный автомобиль. Таким приобретением мог похвастаться далеко не каждый студент, из-за чего наш герой стал пользоваться успехом у девушек.

В тот день, когда Николасу предложили работу в Греции, он познакомился с девушкой. Ее звали Алисон, и она приехала в Англию из Австралии. Молодые люди полюбили друг друга, но им пришлось расстаться. Молодой человек отправился в Грецию, а Алисон предложили работу стюардессы.

лестница в небо

Та атмосфера противоречий, таинственности и недомолвок, которая окутывает этого человека, интригующее действует на Николаса. Он решает во что бы то ни стало познакомиться с хозяином виллы – господином Конхисом.

С этого момента жизнь нашего героя изменилась. Он с нетерпением ждет следующих выходных, чтобы пойти в Бурани. При этом он считает, что удостоен от жизни неземных щедрот, так как вступил в некий сказочный лабиринт.

две девушки

От Лилии он добивается признания в том, что она вместе с ее сестрой-двойняшкой – английские актрисы. Зовут девушку Жюли (Джули). Она и Джун приехали на этот греческий остров для съемок фильма, но вместо этого им пришлось стать героинями спектаклей, устраиваемых Кончисом. Николас полюбил Жюли, не пожелав ехать в Афины, куда должна была приехать на выходные Алисон. Тем не менее встреча произошла. Этому способствовал Кончис. Находясь на Парнасе, Николас начинает рассказывать Алисон обо всем, что с ним происходит. При этом девушка узнает о новой любви своего парня и, впав в истерику, убегает, навсегда исчезнув из его жизни.

После встречи с Алисон Николас возвращается на остров. Он желает видеть Жюли, однако вилла пуста. Ночью, в то время когда он возвращается в деревню, здесь разыгрывается еще один спектакль. Нашего героя хватают и избивают немецкие каратели образца 1943 г. Он мучается от боли, но в то же время с нетерпением ожидает вестей от Жюли. Вскоре он получает от нее вдохновляющее и нежное письмо. Оно приходит к нему одновременно с известием о том, что Алисон совершила самоубийство.

Николас спешит на виллу и застает там лишь Кончиса, который заявляет, что наш герой не смог сыграть свою роль и больше не должен приходить к нему. Однако перед расставанием ему предстоит услышать последнюю главу, которую он уже готов воспринять.

Последнее повествование Кончиса относится к событиям 1943 г. Тогда ему, местному старосте, предстояло сделать выбор – расстрелять одного партизана или при отказе от этого убийства стать виновником истребления практически всего мужского населения деревни. Кончис осознал, что выбора у него нет. Человека убить он не сможет.

Далее по сюжету Кончис покидает остров, заявив нашему герою, что тот недостоин свободы. Однако представление в мегатеатре на этом не заканчивается. Встретив Жюли, Николас оказывается в ловушке. Над его головой захлопывается крышка подземного убежища. На поверхность наш герой выбрался с огромным трудом.

мужчина смотрит на небо

Николас продолжает чувствовать себя объектом эксперимента. Он возвращается в Лондон, и его единственным желанием является встреча с Алисон. Он начинает осознавать, что вокруг продолжается реальная жизнь, а та жестокость, которую нес в себе эксперимент, была его собственной жестокостью к близким для него людям, которую он увидел будто в зеркале.

Произведение магического реализма

Уже в начале романа обнаруживаются некоторые черты, которые свойственны произведению, написанному в жанре магического реализма. Страдания одолевают главного героя еще до того как развернулись трагические для него события. Таким образом, автор поменял местами причину и следствие.

Уже в начале повествования герой говорит о том, что его жизнь прожита под маской другого человека. Именно поэтому он решается на кардинальные перемены, отправляясь из Англии на греческий остров.

Однако все начинает меняться с того момента, когда герой романа попадает на Фраксос. Он теряет ощущение времени, а после становится участником таинственных и мистических событий.

женщина держит палец у рта

Те мистические и необъяснимые факты, которые имеют место во время нахождения Николаса на острове, не позволяют ему жить спокойно. Он делает попытки найти им объяснение, начиная при этом понимать, что стал участником некой игры. Апофеозом всего действия становится суд, где герой романа играет роль обвиняемого и обвинителя, палача и жертвы.

Мнение критиков

Мнение читателей

женщина читает книгу

Кончис становится своеобразным кукловодом. Он дергает за видимые лишь ему ниточки, постоянно меняя декорации и сюжет. При этом ему удается манипулировать сознанием молодого человека. Можно говорить о том, что Фаулз - это и есть Кончис. Автор, будто паук, плетет сети. В них, не ведая об этом, и попадает наш читатель.

Без всякого сомнения, Фаулз прекрасно владеет навыками, позволяющими ему создавать шикарные словесные построения и интригующие повороты событий.

Для кого написана книга?

Как видите, описание "Волхва" Джона Фаулза вызывает желание прочесть эту книгу как можно скорее.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 790 стр.
  • Жанр:з арубежная классика, л итература 20 века
  • Теги:м истификации, м истические тайны, п сихологическая проза, с тановление героя, ф илософская проза, э кранизацииРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 65

Очень странная книга. Интригует.

Остров Фраксос оказался божественно прекрасен и пустынен. Николас ни с кем не сошёлся близко; в одиночестве бродил по острову, постигая неведомую ему ранее абсолютную красоту греческого пейзажа; писал стихи, но именно на этой земле, где каким-то странным образом становилась ясна истинная мера вещей, вдруг неопровержимо понял, что он не поэт, а стихи его манерны и напыщенны. После посещения борделя в Афинах заболел, что окончательно повергло его в глубочайшую депрессию — вплоть до попытки самоубийства.

До следующего уик-энда Николас наводит справки в деревне о владельце виллы Бурани. О нем говорят не слишком охотно, считают коллаборационистом: в войну он был деревенским старостой, и с его именем связана разноречивая история расстрела немцами половины деревни; он живёт один, очень замкнуто, ни с кем не общается, и гостей у него не бывает. Это противоречит тому, что Николас узнал ещё в Лондоне от своего предшественника, который рассказывал ему, как бывал на вилле Бурани и поссорился с её хозяином — правда, рассказывал тоже скупо и неохотно. Атмосфера таинственности, недомолвок и противоречий, окутавшая этого человека, интригует Николаса, и он решает непременно познакомиться с господином Конхисом.

Однако Кончис выстроил обстоятельства так, что на встречу с Алисон в Афины он все же поехал. Они поднимаются на Парнас, и среди греческой природы, которая взыскует истины, предавшись любви с Алисон, Николас рассказывает ей все, чего рассказывать не хотел — о Бурани, о Жюли, — рассказывает потому, что у него нет человека ближе, рассказывает, как на исповеди, эгоистически не отделяя её от себя и не думая, какое действие это может оказать на неё. Алисон делает единственно возможный вывод — он не любит ее; она в истерике; она не хочет его видеть и наутро исчезает из гостиницы и из его жизни.

Николас возвращается на Фраксос: ему, как никогда, необходима Жюли, но вилла пуста. Возвращаясь ночью в деревню, он становится зрителем и участником ещё одного спектакля: его хватает группа немецких карателей образца 1943 г. Избитый, с рассечённой рукой, он мучится в отсутствие вестей от Жюли и уже не знает, что и думать. Письмо от Жюли, нежное и вдохновляющее, приходит одновременно с известием о самоубийстве Алисон.

Последний рассказ Кончиса — о событиях 1943 г., о расстреле карателями жителей деревни. Тогда деревенскому старосте Конхису был предоставлен выбор — собственной рукой пристрелить одного партизана, сохранив тем самым восемьдесят жизней, или, отказавшись, подвергнуть истреблению почти все мужское население деревни. Тогда он понял, что на самом деле выбора нет — он просто органически не может убить человека, какие бы резоны ни приводил рассудок.

В сущности, все рассказы Кончиса об одном — об умении различать истинное и ложное, о верности себе, своему природному и человеческому началу, о правоте живой жизни перед искусственными институциями, такими, как верность присяге, долгу и т. д. И перед тем как покинуть остров, Кончис заявляет Николасу, что тот недостоин свободы.

Приходит момент, когда он наконец понимает, что его окружает реальная жизнь, а не Кончисов эксперимент, что жестокость эксперимента была его собственной жестокостью к ближним, явленной ему, как в зеркале.

И тогда обретает Алисон.

Автор краткого содержания: Г. Ю. Шульга. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Окончив Оксфорд, ему дают работу в маленькой школе учителем. Ему скучно и он выдерживает всего лишь год в этой школе, а потом просит о переводе. Его направляют в Грецию на остров Фраксос учителем английского языка. Николас знакомится с девушкой Алисон, и они сразу полюбили друг друга. Но они не решаются сказать об этом и разъезжаются, Николас в школу, а Алисон получила работу стюардессы.

На острове очень красиво, Николасу нравится гулять вдоль берега и по окрестностям. Он особо ни с кем не общается, больше времени проводит в одиночестве. Сходив один раз в бордель, он заболевает, у него начинается депрессия, Николас даже хотел покончить с собой.

Весной вилла, которая находится на другой половине острова, оживает и парню становится интересно. Он расспрашивает жителей о его владельце Бурани. О владельце рассказывают с неохотой. Поговаривают, что вовремя нападения немцев, когда он был старостой, из-за него расстреляли пол деревни. Человек он одинокий не с кем не общается и в дом к себе никого не приводит и сам нигде не бывает. Николас решает познакомиться с мистером Конхисом.

Николас приходит на виллу где знакомиться с Кончисом, он кажется загадочным и непредсказуемым. Хозяин виллы проводит Николасу экскурсию по дому. Показывает свою огромную библиотеку и предлагает парню остаться на уикенд у него, но с условием, что тот никогда и никому не скажет, что он был здесь. Николас соглашается.

Проживая в Бурани, Николас слушает рассказы из жизни, которые ему рассказывает Кончис. Истории мужчины оживают и наяву, словно в театре. Среди обеда, например, появляется девушка призрак, которая умерла в 1916 году. Николас понимает, что девушка просто актриса, исполняющая роль и ему интересно для чего Кончис разыгрывает этот спектакль. Парень теряет чувство реальности и ему это нравится. Он все же ловит девушку призрака Лилию, и она рассказывает, что зовут ее Жюли. Они с сестрой актрисы и работают на Кончиса. Николасу приходит телеграмма от Алисон, она предлагает встретиться в Афинах, но парень не собирается с ней встречаться он полюбил Жюли.

Кончис все же устраивать двум молодым людям встречу. Николас рассказывает девушке все о Бурани и о том, что он влюбился в другую девушку. Они вместе проводят ночь, и девушка, осознав, что Николас ее не любит, убегает от него. По возвращению Николас обнаруживает, что вилла пуста и Жюли в ней нет. Вечером Николаса ловят люди - это немцы с 1943 года его избивают и ранят руку. Он получает письмо от Жюли и в тот момент приходит известие о том, что Алисон покончила с собой.

Николас встречается с Кончисом, и он ему говорит, что он не достоин и не выдержал. Ведь парень давал обещание, что никому не расскажет и не сдержал своих слов. Кончис уплывает с острова, а Николас остается с Жюли. Вечером к нему приходит Джун сестра Жюли и рассказывает что на самом деле это не Кончис, а профессор психиатрии, а они с сестрой врачи. Николаса увольняют со школы. Открыт новый сезон, и курортники съезжаются на остров тогда Николас переезжает в Афины. В Афинах он узнает, что Алисон тоже замешана в этом спектакле.

Николас осознает, что все же любит Алисон и хочет ее найти, он переезжает в Лондон, где пытается ее отыскать. Он находит все тех же девушек сестер. Они разговаривают, и он понимает, что все то, что с ним происходило это фантазия. Он словно просыпается после долгого сна и тут же обретает Алисон.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Фаулз - Волхв. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Над спящим морем склонилось ночное небо, будто пытаясь заглянуть в самую его душу и понять песни неутомимых волн, мерно накатывавших на берег. Важные задумчивые горы отбрасывали длинные тени

Автор рассказывает об одном из своих соседей, помещике, который ведет свое хозяйство очень аккуратно и дельно. У этого помещика, Аркадия Павловича Пеночкина, очень хорошие земли, где водится много зверья

Жила-была одна старушка с двумя внучками. Внучек звали Моря и Дуня. Жили они в избушке. Рядом был лес. Однажды ночью Моря, старшая из девочек, лежала на печи и все никак не могла заснуть.

К семье Кэплен устраивается обед, на который собрались друзья. Мужчины начинают вести разговоры, а женщины решают послушать пьесу по радио. Они не знают о чем идет речь, потому что пропустили пять сцен, не знают,

Урфин Джюс вернулся в свой домик в Голубой стране. В огород Урфина залетел орёл Карфакс. Орел не может вернуться домой, потому что его убьют за восстание. Урфин соврал Карфаксу, что у него благородные помыслы, а его никто не понимает.

Читайте также: