Фарфоровые ноги краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Учитель. Наш сегодняшний урок посвящён анализу двух рассказов современных российских авторов. Какие у нас основания объединить эти произведения на одном уроке?

Главные героини — женщины, есть пара героев-“волшебников”, рассказы посвящены одной проблеме: как уживаются в жизни человека быт и мечта, реальность и фантазия.

Запишите тему урока. Исходя из темы, постараемся понять, какова идея рассказов, и решить, солидарны ли авторы во взглядах на общую проблему.

Первая учебная ситуация. Работа с текстами рассказов

— В судьбах каких героев, а точнее, героинь, наиболее ярко реализована эта проблематика?

В образах Гали и Лизы Столетовой.

— Почему именно в них?

Женщина ближе к быту и мечтать тоже свойственно прежде всего женщине.

Поговорим о героинях.

— Какие события в жизни героинь, с их точки зрения, можно считать главными, значимыми? Почему?

В жизни Гали — визиты к Филину, потому что это возможность оторваться от опостылевшего быта, побывать в атмосфере искусства, музыки, поговорить с интересными людьми, вообще, побывать в сказке.

Обратите внимание на то, как изменяется реальность. Найдите в тексте подтверждение того, что действительность преображается.

В жизни Лизы — это день, когда она впервые надела фарфоровые туфельки. Затем ежегодно День свадьбы, когда она “легко и свободно надевала всё те же фарфоровые туфли на свои жёлтые, безнадёжно ороговевшие ступни 38 размера”, потому что в её жизни произошло настоящее чудо, и раз в год оно повторяется.

Вторая учебная ситуация. Эксперимент

Ученики предлагают свои варианты.

— Что произойдёт, если поменять героинь местами? Приведёт ли это к неизбежному изменению сюжета?

Несмотря на схожесть ситуаций, сами героини очень разные, они по-разному смотрят на мир, руководствуются разными принципами, поэтому изменение сюжета неизбежно.

Третья учебная ситуация. Беседа

— Чего Галя хочет больше всего на свете? К чему стремится?

Она стремится к лучшей жизни, хочет переехать с окраины в центр, общаться с интересными людьми, то есть поменять своё серое, постылое существование на более яркое, значимое.

— Что она предпринимала, чтобы осуществить свою мечту?

Попытку обмена, визиты к Филину, приглашение барда.

Мы видим, что она натура деятельная, активная.

— Что мы знаем о её семье? У неё есть муж и дочь. Любит ли она их?

В семье Гали угасающие, опостылевшие отношения, скрытое раздражение.

— Какое чувство Галя испытывает к Филину?

Неоднозначное: с одной стороны, зависть, осознание несправедливости мироустройства; с другой, восхищение, обожание, преклонение.

— Как изменилось отношение Гали к Филину, когда она узнала о нём правду?

Прошли восхищение и зависть, появилось раздражение.

Филин перестал быть её мечтой: оказалось, что он такой же, как и Галя с Юрой, тоже мечтает о красивой жизни и поэтому придумывает её.

— Как изображена героиня? Какие художественные приёмы использует автор для характеристики Гали? Приведите примеры.

Автор использует приём несобственно прямой речи; активно использует разговорный стиль: неполные предложения и тому подобное.

— Какой предстаёт перед нами Лиза Столетова?

“Невзрачная девушка в стареньком ситцевом платьице”.

— Какое начало преобладает в образе Лизы?

Естественность, простота, бесхитростность.

— С помощью каких художественных приёмов автор создаёт образ Лизы?

С помощью приёма художественной детали: “. Ноги в рублёвых босоножках, из которых торчали пальцы с траурной каймой под ногтями, безыскусно обкусанными при помощи портняжных ножниц”.

— Что подчёркивает эта деталь?

То, что героиня не старается себя приукрасить, она такая, какая есть, обратить внимание на слово “безыскусно”, ключевое в характеристике героини.

— Какую героиню напоминает вам Лиза Столетова и сам сюжет рассказа?

Золушку и сказку о ней.

Учитель. Это не случайное совпадение, а часто встречающийся в современной литературе приём — интертекст. Обратимся к карточке 1.

Карточка 1

Интертекст — способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст состоит из цитат и реминисценций к другим текстам. Что касается цитаты, то она перестаёт в поэтике интертекста играть роль простой дополнительной информации, отсылки к другому тексту, цитата становится залогом самовозрастающего смысла текста (Руднев Ф. Словарь культуры ХХ века).

— Какие возможности открываются перед автором, использующим этот приём?

Открывается возможность вложить в лаконичную форму максимум смысла (обратите внимание на разные объёмы текстов), “цитата становится залогом самовозрастающего смысла текста”, потому что образ, к которому отсылает нас автор, уже наполнен смыслом. Если Лиза — Золушка, то она какая? Кроткая, работящая, добрая и тому подобное.

— Почему Лиза смогла надеть туфельки? Что произошло в этот момент?

Произошло чудо.

— Почему это случилось именно с Лизой, а не с Ниной Лагуновой, признанной красавицей?

“Обыкновенное чудо” — это награда за доброту, искренность, естественность.

Туфельки героиня получила в дар, а ноги — часть её самой; значит, именно собственные качества героини, а не неожиданный счастливый случай служат залогом её будущего счастья.

— А почему не исполнились мечты Гали?

Галя, в отличие от Лизы, не стремилась к настоящему, подлинному: для неё важен лишь внешний блеск, мишура, она не способна по-настоящему любить, наслаждаться искусством. Вспомните эпизод в Большом театре. Именно поэтому “кто-то безымянный, равнодушный, как судьба, распорядился…” отказать ей в исполнении мечты.

Четвёртая учебная ситуация. Определение авторской позиции

Учитель. Сформулируйте, в каких отношениях находятся категории “быт” и “мечта” в рассказах, и каковы идеи рассказов. Будем работать по вариантам.

— Почему рассказ не заканчивается свадьбой героини? Почему автор подчёркивает, что жизнь Лизы сложилась вполне обыкновенно, заурядно?

По Буйде, счастье не в том, чтобы быть богатым и жить в роскошной квартире в центре, а в том, чтобы быть любимым и любить, быть в гармонии с собой и с миром. Конфликта быта и мечты можно избежать, потому что жизнь — это не только то, что с нами происходит в реальности, а то, как мы к ней относимся. Если мы искренни, умеем по-настоящему любить, радоваться жизни, мечтать, то на этом пути ожидает нас подлинное счастье, а может быть, даже чудо.

В начале рассказа, когда героиня мечтала о жизни в центре, окраина представлялась ей страшной. В конце, когда мечта разрушена, действительность уже не кажется героине ужасной, окраина — это её дом, её жизнь, нужно ценить то, что есть. Быт и мечта, по Толстой, антагонисты: если всё время предаваться бесплодным мечтам, выдуманным чувствам, жизнь пройдёт мимо тебя. Надо жить настоящим в широком смысле слова: ценить то, что у тебя есть, не растрачивать себя на показные чувства.

— Совпадают позиции авторов рассказов или расходятся?

В главном совпадают: оба утверждают, что надо жить подлинным, быть искренним; только когда ты в гармонии с миром и с собой, могут исполниться мечты и произойти чудо. Показные чувства не вознаграждаются.

— Если идеи авторов во многом схожи, почему же такими разными получились рассказы?

Это объясняется разными личностями самих авторов, разными эстетическими позициями, а также тем, что авторы идут разными путями: Буйда показывает, как надо жить, его рассказ проникнут романтическим пафосом; Толстая выбирает доказательство от противного, у неё в рассказе пафос иронический.

Учитель. Подтверждаются ли ваши предварительные выводы в ходе работы над карточкой 2?

Карточка 2

Мне интересны люди “с отшиба”, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил.

Татьяна Толстая

Мои рассказы и романы посвящены таким консервативным темам, как честь, достоинство, мужество человека, родина, Бог, смерть…

Идеал у нас может быть только один — “положительно прекрасный человек”, цель — его благо, средство — свобода… Ошибаются те, кто считает, что сначала нужно понять смысл жизни, а уж потом решать, стоит ли ради этого смысла жить. Это самоубийство. “Полюби жизнь прежде смысла её”, — говорит Достоевский, и эта формула вполне соотносима с жизнью не только отдельной личности, но и с жизнью общества и государства.

Учитель. Услышав голоса самих авторов, делаем вывод, что Буйда исходит из возрожденческого идеала “положительно прекрасного человека”, а Толстой ближе “маленький человек”. Но несмотря на то, что у Буйды взгляд романтика, а у Толстой — прагматика, оба автора, несомненно, любят своих героев. Обратите внимание на то, каким разным может быть гуманизм!

Использованная литература

1 Буйда Ю. Прусская невеста. М.: НЛО, 1998.

2 Толстая Т. Река Оккеррвиль. М.: ЭКСМО, 2002.

3 Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература: конец ХХ века. СПб.: Паритет, 2001.

Ключевые слова: Ю. Буйда, туфли, красота, душа, мечта, ноги, золушка.

Abstract. The article presents an analysis of the story "Porcelain feet" by Yuri Buid and the possible course of the lesson on the work.

Keywords: Y. Byida, shoes, beauty, soul, dream, feet, Cinderella.

В рассказе есть очевидная параллель с Золушкой. Как и в сказке, так и в произведении Буйды, есть главная героиня, которая в обычной жизни ничем не примечательна, общество её не считает красавицей, но не смотря на это, только её ножка полезла в заветную туфельку, что как раз таки делает главную героиню особенной. Почему именно Лиза получила столь желанный приз? Потому что из всех претендентов только у нее были искренние намерения и чистая душа. Понятие красоты раскрывается не только во внешнем облике, но и в душевном.

В финале Лиза перестает быть особенной, выходит замуж, становится мамой двоих детей. И при всем она поменялась до неузнаваемости: располнела, стала рифленой. Но при этом раз в год она влезала в свои туфли и могла свободно пройтись в них по улице. Несмотря на то, что её жизнь стала такой же обычной, пресной, как и у всех людей, эта особенность осталась с ней до конца. Так автор показывает, что даже спустя семь лет и кардинальные изменения. Она не такая как все остальные и далеко не заурядная. В этом и скрывается основная мысль произведения, что неважно социальное положение, не важно на какой ступени общества ты находишься и даже неважно как ты выглядишь, важно то, что ты достоин чего-то лучшего в жизни и пока ты будешь этого хотеть, его никто у тебя не отнимет.

Учителя старших классов уже использовали данное произведение на уроках. Я считаю, что оно отлично подходит для 10-11 классов так как дает хорошую пищу для размышлений.

Учитель может заострить внимание именно на понимании красоты автором и поразмышлять с учащимися, что же для них значит красота. Это даст возможность понять детям, что они подразумевают под этим словом, которое так часто используется практически во всех сферах их жизни. Рассуждения о красоте героев помогут учащимся понять, что красота в современном мире понятие очень растяжимое. А самое важное, что должны усвоить дети, что красота внешняя далеко не самое важное в жизни. Внешность не поможет вам стать хорошим человеком, и в жизни совсем мало сфер, главной частью которых является именно красота лица и тела. На примере Лизы можно увидеть достижение всеобщей цели не при помощи особой красоты, а при помощи особенности души и сердца.

Поэтому целью урока будет развитие умений учащихся размышлять о красоте и расширить своё понимание. Урок призывает помочь разобраться в вопросах эстетических и этических предпочтений.

Так достались ли туфельки ей по праву? Или же это была счастливая удача? Здесь прием интертекста как раз и поможет найти ответ на вопросы. Да, интертекст, используемый автором, помогает читателям понять суть характера Лизы через параллели с образом сказочной героини Золушки. Мы уже не сомневаемся в том, что туфельки достались по праву, не случайно, а закономерно.

Красота таится в душе человека, и не всегда эта простая истина дана людям, а особенно детям. Современная литература находится на одном уровне со школьниками. К сожалению, в школьной программе мы редко встретим произведения, созданные после 1980-х годов, а они близки детям и им есть место быть в школьной литературе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по литературе

Как много может красота.

Красота – подлинный трофей победы души.

Духовная пустота делает безликой внешность человека

В. А. Сухомлинский

Красота везде желанный гость.
Гете

Красота спасет мир.
Ф.М. Достоевский

… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А Заболоцкий

Вступительное слово учителя

О красоте написано немало великих произведений, о ней сказано много возвышенных слов. О ней говорят поэты, спорят музыканты, мечтают живописцы. Да и мы, обычные люди, не можем оставаться равнодушными к красоте. (Обращение к эпиграфу)

… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Эти вопросы Николая Заболоцкого станут ключевыми на нашем уроке. Давайте сегодня поразмышляем о красоте, о красоте человека и мира, который его окружает.

Составление кластера

Скажите, а почему у каждого из вас возникли свои ассоциации? (Понятие красоты у всех людей неодинаковое, каждый человек имеет свое представление о красоте, у всех людей разные вкусы и т.п.)

Давайте более основательно рассмотрим понятие человеческой красоты. Какую красоту я имею в виду? Заполните схему опорного конспекта.

Действительно, эти герои не обладали замечательной внешностью, но они были удивительно красивы, потому что умели любить, сострадать, совершать достойные поступки!

Постановка цели урока

Какое отношение к этим литературным персонажам, да и к предмету разговора на нашем уроке имеет героиня рассказа Юрия Буйды Лиза Столетова? Давайте осмыслим содержание этого произведения и попытаемся понять авторский взгляд на современный мир, на любовь, на красоту…

Проверка домашнего задания

А для начала послушаем пересказ текста, чтобы и вам и нашим гостям был понятен смысл нашего разговора.

Анализ рассказа

загадочный, удивительный, непредсказуемый, сказочный и т.д.)

Согласны ли вы с автором?

Назовите главный вопрос, который выносит на обсуждение, автор этого текста? ( Что такое красота?)

Удалось ли автору понять, что такое красота? Как вы поясните финал рассказа?

(К сожалению, ему этого сделать не удалось, однако, главная его заслуга состоит в том, что он заставил читателей размышлять, ставить вопросы… и т.п.)

Какой образ, символизирующий красоту, использует автор рассказа? Как вы его понимаете? Дополните предложения опорного конспекта.

Что подчёркивает эта деталь? ( То, что героиня не старается себя приукрасить, она такая, какая есть, обратить внимание на слово "безыскусно", ключевое в характеристике героини. )

Попробуйте подобрать эпитеты, характеризующие Лизу Столетову. (Простая, естественная, открытая, бесхитростная, уверенная в себе)

Какую героиню напоминает вам Лиза Столетова и сам сюжет рассказа? ( Золушку и сказку о ней).

Это не случайное совпадение, а часто встречающийся в современной литературе приём - интертекст. Обратимся к опорному конспекту и прочитаем определение этого понятия.

Почему Золушка тоже оказалась достойна хрустальных туфелек, счастья, любви и т.п.? (Она была доброй, отзывчивой, трудолюбивой, душевной и т.д.)

Какая красота возвеличивается автором в образе Золушки, внешняя или внутренняя?

Именно прием интертекста, используемый автором в этом произведении, помогает читателям понять суть характера Лизы Столетовой Через параллели с образом сказочной героини Золушки мы уже не сомневаемся в том, что туфельки достались Лизе Столетовой не случайно, а закономерно!

(Это означает только одно: нравственная красота героини остается неизменной! Как только Лиза перестанет быть доброй, отзывчивой, милосердной, сострадательной и т.п. – туфельки не будут ей впору!)

Какая красота (внешняя или внутренняя) является для Юрия Буйды САМОЙ ВАЖНОЙ, ЗНАЧИМОЙ? (Внутренняя красота)

А как бы на этот вопрос ответили вы?

Подведение итогов урока

Важен ли был для каждого из вас разговор, обсуждаемый сегодня на уроке? Оказался ли он для вас полезным? Кто так считает, прошу поднять обе руки вверх.

Посмотрим, чему вы научились. Дополните законы красоты своими открытиями, сделанными в ходе сегодняшнего разговора, и опираясь на свой жизненный опыт.

Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)

Подлинная красота всегда знает.. (меру).

У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).

Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.

Будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.

Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).

Релаксация

В заключение нашего урока давайте еще раз соприкоснемся с красотой, с удивительной и неповторимой красотой окружающего нас мира!

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в мягкой и пушистой травке. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное! Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны.

Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облако. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой.

Представьте, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

Спасибо вам за урок. Я желаю Вам быть красивыми и напоследок дарю стихотворение:

Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О нет!
Чья – то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет,
Красоты – навсегда остается.

Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!

Обувной магазин находился на центральной — и единственной — площади городка, вымощенной сизым тесаным булыжником, по которому в редкие солнечные дни медленно, как часовая стрелка по циферблату, перемещалась тень безверхой кирхи. Прежде чем упасть на плоскую крышу павильончика, где торговали пивом, влажными сигаретами и бутербродами с сухими скукоженными ломтиками колбасы, похожими на палые осенние листья, тень величественно вплывала в витрину обувного магазина, украшенную двумя фарфоровыми женскими ногами в туфлях на высоких каблуках. Еще дюжина таких же ног — белых, желтых и розовых — была расставлена в помещении, пропахшем кожей, ваксой и табаком “амфора” от трубки хозяина магазина — Капитана Леши, чье обтянутое белой войлочной бородой лицо посетители видели только сквозь завесу голубоватого ароматного дыма. Когда его спрашивали, где он раздобыл эти ноги, Капитан отвечал: “Валялись без дела в подсобке…”

И хотя другого обувного магазина в городке не было, — женщины не очень-то любили сюда заглядывать. И все из-за фарфоровых туфелек, белевших в углу на фанерной подставке, обтянутой малиновым плюшем. Находилось немало желающих примерить эти туфельки, но за тридцать лет они никому не пришлись впору, что, конечно же, оскорбляло женское самолюбие. Признанная красавица Нина Логунова, не добившись успеха с первого раза, после этого нарочно три дня вымачивала ноги в горячей воде с водкой и глицерином и еще три дня выдерживала их в горячем вазелине, пока они не стали такими мягкими, что могли безболезненно пройти в замочную скважину, — но и ей в конце концов удалось лишь кое-как втиснуться в фарфоровые туфли, а уж сделать в них хоть шажок — об этом не могло быть и речи.

— Так какие ноги для них нужны? — возмущенно воскликнула Нина. — Стройные? Кривые? Толстые? Тонкие?

— Красивые, — с грустью ответил Капитан Леша. — А что это такое — я не знаю.

Провожая восхищенными взглядами какую-нибудь красавицу, проплывавшую по Семерке в клуб на танцы, мужчины причмокивали: “Ну будто в фарфоровых туфлях идет!” Капитан Леша только скептически хмыкал: “Разве что — будто…”

Женщины недолюбливали его. Из уст в уста передавалась история о стареющем одиноком мужчине, который вечерами, под видом уборки помещения, не просто протирал тряпкой фарфоровые ноги, но — гладил, ласкал и чуть ли не — тьфу! — целовал их.

Жил он холостяком в квартирке на Липовой, над овощным магазином, продавщица которого — Фигура (обязанная прозвищем своей совершенно кубической фигуре с кубической грудью и кубическими же ногами, а также тому, что переводила магазинные овощи, картошку да морковь, вырезая из них забавные фигурки, которые выставлялись в витрине) — иногда делила с Капитаном Лешей одинокие вечера. Когда-то Леша служил матросом на траулере, но в результате несчастного случая охромел и был списан на берег. Компаний он чурался, но иногда выпивал в одиночку (таких в городке называли “одноватыми”). Фигура говорила, что дома у него бережно хранится портрет бывшей жены — неописуемой красавицы, и городские сердцеведы принялись было сплетать душераздирающую историю любви и измены, но тут Колька Урблюд, которого Леша попросил помочь в ремонте квартиры, опознал в фотокрасавице Мерилин Монро, и история скончалась при родах.

В тот день восемнадцатилетняя Лиза Столетова в обувном магазине оказалась случайно: во владения Капитана Леши ее загнал бурный летний ливень. Хозяин пыхнул трубкой, сонно взглянув на невзрачную девушку в стареньком ситцевом платьице, и вновь приспустил веки, возвращаясь то ли в сон, то ли в воспоминания (что, впрочем, одно и то же). Быть может, поэтому и не сразу дошел до него смысл вопроса, заданного Лизой, — он моргнул, закашлялся и, разгоняя дым рукой, подался к ней так резко, что под ним затрещал легкий стульчик.

— То есть… ты хочешь…

— Другим можно, а мне — нет?

Капитан Леша перевел взгляд с ее лица — улыбке мешал испуг — на ноги в рублевых босоножках, из которых торчали пальцы с траурной каймой под ногтями, безыскусно обкусанными при помощи портняжных ножниц, — и почему-то именно эти пальцы вызвали у хозяина приступ веселья.

— Валяй! — сказал он со смехом. — Жила не была!

— Была не жила! — засмеялась Лиза.

И не успел Капитан Леша поднести руку к лицу, чтобы смахнуть выступившую от смеха слезу, как Лиза уже стояла перед ним в фарфоровых туфельках.

— А ну-ка пройдись, — прошептал Леша. И вдруг, сорвавшись, заорал во всю глотку: — Пройдись, тебе говорят, шагай!

Лиза шагнула, повернулась и, сделав несколько стремительных и ловких танцевальных движений, с выжидательной улыбкой остановилась перед Капитаном Лешей.

— Еще, — хриплым шепотом попросил он. — Ещё… пожалуйста…

Не прошло и часа, как на площади перед магазином образовалась огромная толпа. Не обращая внимания на дождь, изумленные люди молча взирали на замарашку Лизу в фарфоровых туфельках на высоких каблуках. И никто не мог понять, что же такого особенного в этой невзрачной девушке? Почему именно ей туфли пришлись впору? Ноги как ноги, фигура как фигура, лицо как лицо — если и запомнится, то разве что с третьего взгляда…

Что же произошло? Что случилось? А что произошло нечто значительное — в этом уже никто не сомневался.

— Ну и что же это за ноги такие? — прервала молчание Нина Логунова, и в голове ее недоумения было не меньше, чем раздражения. — По-вашему, красивые?

— Фарфоровые, — после недолгих раздумий изрек Капитан Леша.

Он бережно помог Лизе переобуться и сказал:

— Подарю тебе их в день свадьбы.

— Договорились, — кивнула Лиза.

И никому и в голову не пришло съязвить по поводу будущего замужества вчерашней замарашки.

— Эх, если б мне было восемнадцать! — вздохнула Граммофониха. — Я б тоже…

Но что “тоже” — не сказала.

— Если бы у бабушки был член, она была бы дедушкой, — глубокомысленно изрек дед Муханов, поворачиваясь к Граммофонихе спиной. — Подумать только: фарфоровые ноги.

Через полгода Лиза вышла замуж за хорошего парня. Капитан Леша сдержал слово: в день свадьбы он торжественно вручил Лизе обещанный подарок. И сияющая Лиза, в фарфоровых туфельках еще более стройная и красивая, первый вальс — по всеобщему требованию — танцевала с хромым Лешей.

Спустя семь лет Капитан Леша умер. Его нашли в обувном магазине с погасшей трубкой в судорожно стиснутых зубах, в окружении прекрасных фарфоровых женских ног — белых, желтых и розовых…

К тому времени Лиза стала матерью двоих детей. Закончив курсы бухгалтеров, она работала на маргариновом заводе, где ее муж Иван дослужился до начальника электроцеха. Ноги ее располнели, стали студенистыми и рифлеными от толстых, как бельевые веревки, вен. Но ежегодно, в день свадьбы, она легко и свободно надевала все те же фарфоровые туфли на свои желтые, безнадежно ороговевшие ступни тридцать восьмого размера, — Бог знает, как это получалось, но раз в году — получалось, и всякий раз муж вспоминал, как Капитан Леша назвал ее ноги фарфоровыми, хотя что это такое — никто не знал, как никто не знает, что такое красота, любовь или смерть…

4 Прокомментируйте финал рассказа.

На мой взгляд, женщина заслужила эти туфли, ведь лишь она была бескорыстной и не хотела заполучить эти туфли всем сердцем, в отличие от других девушек.

5 В чём заключается основная мысль произведения?

По моему мнению, основной мыслью данного произведения является то, что каждый достоин чего-то лучшего в своей жизни, несмотря на его социальное положение в обществе. Так, Юрий Буйда с помощью Лизы передал смысл всего произведения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: