Факультет ненужных вещей краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024

Но Зыбин чувствует, что это только отсрочка. Он долго пытался не видеть, не понимать логики происходящего вокруг — глухих арестов, показательных процессов, нагнетаемой сверху истерии "бдительности" и "борьбы с благодушием". Зыбину, воспитанному на гуманистической культуре, с которой европейский мир вошел в XX столетие, непросто поверить в тотальное одичание людей. В легкость, с которой завоевываются души людей последышами Великого Инквизитора. В ночных полубредовых снах Зыбин беседует со Сталиным: "А вдруг вы правы, мир уцелеет и процветет. Тогда, значит, разум, совесть, добро, гуманность — все, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования человечества, ровно ничего не стоит. Чтобы спасти мир, нужно железо и огнеметы, каменные подвалы и в них люди с браунингами. А я, и подобные мне, должны будем припасть к вашим сапогам, как к иконе". В подобной ситуации проблема выбора для Зыбина — уже не вопрос личного мужества. Он — часть той культуры, той цивилизации, которой грозит уничтожение, и отказ от сопротивления означает для Зыбина согласие с ненужностью этой культуры, с тем, что вся она, и сам он, — "факультет ненужных вещей". . Незнакомые рабочие приносят в музей находку — горсть золотых бляшек, часть найденного ими клада, убедившись, что найденное ими действительно археологическое золото, рабочие бесследно исчезают. Клад для музея потерян. О случившемся сообщают в НКВД. Но Зыбин, не надеясь на помощь органов, сам отправляется в степь на поиски клада. И здесь, в степи, свершается то, чего он уже давно ждёт — Зыбина арестовывают. Ему предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде, хищении ценностей и попытке бежать за границу. Дело ведут начальник отдела Нейман, опытный следователь, интеллектуал, служащий идеям сталинской законности не на страх, а на совесть, и ражий детина, специалист по "выбиванию показаний" Хрипушин. Доказательствами вины следователи не располагают, доказательства они рассчитывают получить от Зыбина. Сосед по камере, заключенный со стажем Буддо, делится с Зыбиным лагерной мудростью: поскольку отсюда уже все равно не выйти, разумнее признаться во всем, что потребуют, — тогда и следствие пройдет легче, и срок окажется меньше. Но как раз это и невозможно для Зыбина, это значило бы его личное признание права на законность подобной системы судопроизводства. Зыбин решает бороться. И первым, кто, как ни странно, помог ему утвердиться в этом, оказывается Хрипушин, — наливаясь профессиональной злобой, он начинает кричать на Зыбина, рассчитывая сломить арестанта, и Зыбин ощущает необходимый ему прилив ответной ярости и силы — порог страха он переступил. К Зыбину применяется метод "конвейера" — его сутками допрашивают непрерывно сменяющиеся следователи. Зыбин держится твердо, но он не знает, что его арест — это только часть большого плана, задуманного Нейманом. Он намерен добыть материал для грандиозного — по образцу московских — показательного процесса по делу массового вредительства в сфере культуры. Одного Зыбина для такого процесса, конечно, мало. Приглашение явиться в НКВД получает Корнилов. Но с ним говорят иначе — сначала расспрашивают о Зыбине, но потом объясняют, что главная их просьба: помочь органам закрыть дело на другого сотрудника музея бывшего священника Андрея Эрнестовича Куторгу. В НКВД лежит донос на него, но старик, кажется, безобидный, жалко его, — доверительно делятся с Корниловым следователи. "Если вы готовы поручиться за него, сделайте это. Только сделайте доказательно и официально, в письменных донесениях". Корнилов, живущий в Алма-Ате на положении ссыльного и последнее время каждый день ожидавший собственного ареста, очень ценит властную вежливость следователей. Да и в просьбе их как бы нет ничего зазорного. Корнилов берется выполнить поручение. Разговоры, которые он проводит с бывшим священником, посвящены в основном истории суда и казни Христа, а также теме предательства учениками своего Учителя. И Корнилов с чистой совестью пишет отчеты о встречах, в которых характеризует отца Андрея вполне лояльным гражданином. Донесения его принимаются с благодарностью, но в его последнее, как надеется Корнилов, посещение НКВД он приглашен к полковнику Гуляеву. Тональность разговора с ним резко меняется — полковник грозно уличает Корнилова в попытках обмануть следствие. Он показывает письменные отчеты о тех же беседах, написанные Куторгой, — бывший священник выполнял аналогичное задание. В доносах Корнилов обвиняется в ведении антисоветских разговоров. Корнилов раздавлен. Его просят выйти в коридор немного подождать и "забывают" про него чуть ли не на сутки. А потом его, полуживого от усталости и страха, уводит к себе Хрипушин, отпаивает чаем, стыдит, сообщает, что на этот раз его прощают, но рассчитывают на его честность в их дальнейшей совместной работе, подбирает Корнилову агентурную кличку Овод и еще раз предупреждает: "Будешь финтить, знаешь куда тебя зашлют?" — "Знаю", — отвечает уже ничему не сопротивляющийся Корнилов.

Первым, кого встретил Зыбин, выйдя из здания управления НКВД, оказывается Нейман. Он специально поджидал Зыбина. "Это зачем же?" — спрашивает Зыбин. "Да я сам думаю, зачем. С освобождением поздравить. Если нужно, домой свести, в лавочку сбегать".

Зыбина поражает лицо Неймана, его глаза — по-человечески простые и печальные. Ушло из них выражение того скрытого ужаса, который Зыбин приметил месяц назад. А в парке, куда Зыбин и Нейман отправляются выпить за освобождение, к ним присоединился Корнилов. Они располагаются на скамейке, прямо напротив художника, который, заметив выразительный силуэт Зыбина, попросил его посидеть немного и начал быстро зарисовывать фигуры. Так на квадратном кусочке картона и остались эти трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод и тот, третий, без которого эти двое существовать не могли.

Обычный невзрачный тридцатилетний мужчина Георгий Зыбин. Он историк в краеведческом музее. Он решил изменить себя еще больше, по его мнению, стать правильней, для него это значит стать еще незаметнее, чтобы никому не причинять неудобства. В общем, стать еще больше серой мышью. У него по сути все нормально, люди которые его окружают, присутствует и любимая женщина. Но все-таки спокойно жить ему не удается.

Все время возникают конфликты с людьми из светского общества. А все из-за того что он пишет небольшие статьи в газеты, как ему кажется абсолютно безобидные. Например: написал заметку, что редким книгам уделили слишком мало внимания, а это немедленно расценили как упрек в сторону библиотекарей. А тут ему еще и вздумалось заступиться за Потапова, которого принимали за немецкого шпиона. Зыбина даже хотели уволить с работы из музея, но все же пожалели и пока оставили. Он находится в замешательстве и не может взять в толк, откуда столько злости, этот государственный тоталитаризм, аресты и другие ужасы того времени.

Его начинают одолевать кошмарные сны, в которых он беседует со Сталиным. И в бреду этих кошмаров, он разуверился в таких качествах людей как совесть, честь, гуманизм. И начинает серьезно думать о том, что будущее и правда за насилием, оружием, ограничениями. То есть кто сильнее тот и прав.

Но вот, как-то раз находит он исторически ценные, золотые бляшки. И тут бляшки исчезают. Зыбина берет под арест НКВД. Никаких доказательств, которые были бы, против него нет. Но их можно запросто выбить. Арестант, который находится, в камере вместе с Георгием советует ему признать вину. Ведь оттуда еще никто не возвращался. Но Зыбин другого мнения, признать – значит оговорить себя. И когда на него начинают давить, он чувствует только ярость, что дат ему силы. По следствию проходит большое количество людей, которые оправдывают Зыбина и которые оговаривают. Так у Георгия и не получается спокойная жизнь, о которой он так мечтал. Система не дает.

И все-таки судьба дала Зыбину устоять, и он выходит на свободу. Из НКВД выходит он не сам, а с новыми верными друзьями – свидетелем и осведомителем. И хоть жизнь спокойная не удалась, он горд за себя, ведь он выстоял против системы. Такую картину в парке написал художник.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Домбровский - Факультет ненужных вещей. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение великого русского поэта повествует нам о том, как семь крестьян решили по всей Руси в процессе путешествия разыскать счастливого человека. По задумке автора мужики должны были дойти до Петербурга

Борис Заходер знал о жизни все, так как не раз смотрел смерти в глаза (дважды он добровольцем уходил на войну) и поэтому стихи и сказки у него добрые.

Больше всего на свете рассказчику хотелось завести птицу. Среди большого количества птиц, которые продавались на рынке, он выбрал клеста. У него был трудный характер. А назвал он его Каптан Клюквин.

В этот день Денис Кораблёв быстро справился с домашними заданиями. Он нарисовал избушку Бабы Яги, которая в окошке читала потрёпанную газету, и придумал предложение на заданную тему. Потом он взял горбушку хлеба

Роман, во многом основанный на собственном горьком опыте писателя, а это чувствуется при чтении, все-таки отличается от многих, написанных на тему репрессий и тоталитаризма в прошлом веке, и в частности в СССР. Автор, как мне показалось, не столько стремился показать то, что происходило тогда в нашей стране, а в первую очередь попытаться исследовать саму систему зла и насилия, возможность её существования в масштабах огромной страны и осмыслить этот вопрос для себя .

Именно на этом во многом построен сюжет и его развитие, всевозможные ответвления и пересечения в судьбах героев, которые в другом романе обязательно выглядели бы надуманными, но не тут, многочисленные рассуждения героев и евангельские параллели, так логично и весомо встроенные в текст. Даже сны главного героя, фамилия у которого Зыбин ( случайно ли ? не думаю), связывающие прошлое и настоящее, здесь уместны и не вызывают вопросов.

В своем романе Ю. Домбровский не стремился к обличению, для него нет черно-белых тонов в изображении героев, тут слабым неуверенным может быть и палач, а Иудой — всего лишь слабый человек, взявший ношу не по себе и надорвавшийся.

, а на ум невольно приходят сравнения с гитлеровской Германией прошлого века. Ведь многие тоже задавались и задаются вопросом: как такое могло случиться ? И сам собой напрашивается ( а не один ли) ответ на него. Убежденность людей во всемогуществе государственной машины и её силовых структур тем самым обеспечивает ей эту силу и мощь, внутри которой обычные люди барахтаются в неуверенности завтрашнего дня. Но фортуна переменчива и сегодня ты — пан, завтра — пропал.

На протяжении романа, а вернее всей дилогии, вместе с героями ведёшь незримый диалог на тему изначальных ценностей, которые практически сразу были обречены принадлежать факультету ненужных вещей: закон, право, справедливость, мужество быть, а не казаться и прочее.

Факультет ненужных вещей

Когда хочешь разрушить что-то стародавнее и сердцу милое, никогда не говори — я пришел это разрушать, нет, скажи, что ты пришел поддержать эту святыню, подновить ее, заменить подгнившие части, и, когда тебе поверят, тогда уж твоя воля, пригоняй людей с ломами и не зевай. Круши, ломай!

А суть романа, мне кажется в этом абзаце:

Так на веки вечные на квадратном кусочке картона и остались эти трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод (все, видно, времена нуждаются в своем Оводе) и тот, третий, без кого эти двое существовать не могли

Краткое содержание Факультет ненужных вещей Домбровский

Факультет ненужных вещей

Зыбина поражает лицо Неймана, его глаза — по-человечески простые и печальные. Ушло из них выражение того скрытого ужаса, который Зыбин приметил месяц назад. А в парке, куда Зыбин и Нейман отправляются выпить за освобождение, к ним присоединился Корнилов. Они располагаются на скамейке, прямо напротив художника, который, заметив выразительный силуэт Зыбина, попросил его посидеть немного и начал быстро зарисовывать фигуры. Так на квадратном кусочке картона и остались эти трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод и тот, третий, без которого эти двое существовать не могли.

Вариант 2

На дворе1937 год, непонятный и страшный год, действительность которого блестяще описана Домбровским в романе без всяких прикрас.

Но он считает себя частью гуманистической культуры, в том числе российской, дореволюционной, которой сейчас грозит тотальное уничтожение под прессом одичавшей толпы, и если не сопротивляться — значит согласиться с ее никчемностью.


Факультет ненужных вещей – роман, написанный в 1975 году Юрием Домбровским. Это произведение стало главной работой в творчестве писателя. Работа была очень высоко оценена литературными критиками. В СССР роман не был напечатан, так как не прошел цензуру. В итоге опубликован он был только через три года после написания, да и то, во Франции. Почти сразу после публикации за рубежом, Домбровского сильно избили в Москве, результатом этого стала скорая смерть писателя.

Краткое содержание романа
Факультет ненужных вещей

Книга первая. ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ.

Книга вторая. ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ

Зыбина поражает лицо Неймана, его глаза — по-человечески простые и печальные. ушло из них выражение того скрытого ужаса, который Зыбин приметил месяц назад. А в парке, куда Зыбин и Нейман отправляются выпить за освобождение, к ним присоединился Корнилов. Они располагаются на скамейке, прямо напротив художника, который, заметив выразительный силуэт Зыбина, попросил его посидеть немного и начал быстро зарисовывать фигуры. Так на квадратном кусочке картона и остались эти трое: выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод и тот, третий, без которого эти двое существовать не могли.

Вы прочитали краткое содержание романа "Факультет ненужных вещей". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Читайте также: