Факторы влияющие на здоровье в школе

Обновлено: 05.07.2024

Самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения

ВложениеРазмер
shkolnye_faktory_riska_i_ih_vliyanie_na_sostoyanie_zdorovya_uchashchihsya.docx 31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Елисейкина Ирина Муяссаровна-воспитатель .

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты болезней .

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:

* благоприятная социально-психологическая адаптация.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями обучения. Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в образовательном учреждении педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих развитие не только умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

*семья и микроклимат в ней

*недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

*круг общения, вредные привычки

*здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении)

*Стрессовая педагогическая тактика

*Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

*Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

*Интенсификация учебного процесса

*Низкая функциональная грамотность педагога( отсутствие индивидуального подхода)

*Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля

*Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Негативное влияние на психическое здоровье детей оказывает совокупность школьных факторов условий обучения, учебной и внеурочной нагрузки, стиля взаимодействия с педагогом и сверстниками, адекватности требований и методик обучения.

Степень влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (ежедневно в течении 10-11лет). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что дети испытывают их в период интенсивного роста и развития организма, наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям.

Опасность школьных факторов риска усугубляется и тем, что их воздействия на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а накапливаются в течении нескольких лет.

Стрессовая педагогическая тактика

Постоянный страх очередного унижения, упрека в несостоятельности - еще один источник стресса. В классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5 -2 раза больше, чем в классах спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом.

Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых. Например, в практике школы успешность обучения часто определяется не качественным, а количественными(скоростными) показателями. Это, прежде всего относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Исследования в институте возрастной физиологии показали, что система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Несоответствие методик обучения возможностям ребенка

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, является несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям учащихся. Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в 1 класс).

Многие широко используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиологической и психологической экспертизе. По данным исследований института физиологии РАО к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6-7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции. От 60-70% детей имеют возрастную несформированность таких важных познавательных функций, как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухо-моторные координации). Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков- письма, чтения, счета. Причем у детей с трудностями обучения данная незрелость сохраняется на протяжении первых 3 лет обучения в школе но это не означает, что они не способны к обучению. При правильно организованной, адекватной системе требований и методик обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной – тормозит его.

Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. Один из широко распространяющихся вариантов – дошкольное обучение. Более эффективным вариантом работы с детьми при подготовке к школе могли быть группы, работающие с детьми по индивидуальным адаптивным программам развития. Эти программы должны разрабатываться для каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей (по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления и т.д.).

Интенсификация учебного процесса

Еще один фактор ,приводящий к резкому ухудшению здоровья , это интенсификация учебного процесса. Причем идет она различными путями.

Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.

Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Все это не проходит бесследно: у детей достоверно чаще отмечаются нервно-психические нарушения, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставлять резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза психоневрологических отклонений, в 3 патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья усиливается, становятся хроническими и комплексными. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Нерациональная организация учебного процесса

С интенсификацией учебного процесса тесно связана его нерациональная организация. Школьники всех классов в 80-90% случаях недосыпают по 1,5-2,0 ч, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30минут. В организации учебного процесса нет мелочей, на здоровье ребенка сказывается все: мебель, освещенность, продолжительность перемен, использование технических средств и многое другое, что в определенной мере регламентировано САНПИНОМ. К примерам нерациональной организации учебного процесса, нарушающим закономерности динамики работоспособности, относятся: сокращение времени перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, проведение нескольких контрольных и самостоятельных работ в один день. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Функциональная неграмотность педагога

Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Блестяще зная свой предмет, он может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Но это не вина учителя. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровье сохраняющий учебный процесс. Не каждый педагог готов работать с ребенком, требующим внимания, понимания, учета его индивидуальных особенностей (это умение видеть в каждом то индивидуальное, что отличает его от других, и то общее, что характеризует возрастные особенности). Неумение школы работать, учитывая индивидуальные особенности развития и здоровья, неготовность отвечать не только за знания, но и за здоровье ребенка, требуют коренной перестройки системы подготовки и переподготовки педагогов.

В комплексе перспективных мер, направленных на снижение влияния школьных факторов риска, можно выделить следующие направления:

  • Научное и научно – методическое (направление включает в себя разработку спецкурсов для педагогов и психологов)
  • Прикладное (решает практические здоровье сберегающие задачи современной школы)
  • Организационное (контроль и оценки здоровье сберегающей деятельности)

Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов, низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.

А одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни. Сохранение здоровья школьников—одна из важнейших задач нашей школы.

Одним из обязательных предметов, входящих в школьную программу, является физическая культура. Учителями применяются разнообразные формы и методы ведения уроков физкультуры: элементы гимнастики, силовой подготовки, спортивных игр, лыжной подготовки, легкой атлетики, хотят ввести в школьную программу банбинтон.

Работа учителя физкультуры неразрывно связана со здоровье формированием и здоровье сбережением учащихся. Уроки проводятся в холодное время года залах, а в тёплое время года – на школьной площадке. Важным являются также и теоретические знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место - потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”.

Факторы риска. Электромагнитное поле – бомба замедленного действия.

Каждый десятый европеец при плохом самочувствии обвиняет не плохие гены и экологию, а электромагнитное поле… своего мобильника. А вот россияне о вреде сотовых телефонов даже не задумываются.

Любое живое существо, будь то человек, свинья или котенок, обладает электромагнитным полем (ЭМП). Без таких естественных полей мы не можем существовать. Однажды ученые устроили эксперимент с крысами, изолировав их от внешних полей, - это закончилось для грызунов трагически. Однако есть и другие источники ЭМП – приборы, работающие от электричества. Мы сталкиваемся с ними повсеместно – на улице, в транспорте, дома.

Но наибольшую опасность таят в себе не бытовые приборы, а мобильные телефоны !

Олег Григорьев, к.б.н., заместитель председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений рассказал, что еще в 1997 году был проведен эксперимент с использованием телефонов различных стандартов связи, который показал, что биоэлектрическая активность человеческого мозга изменяется уже через полторы минуты воздействия поля сотового телефона. При этом по мобильному даже не разговаривали – просто размещали его неподалеку. Если же поднести трубку к голове, 2/3 электромагнитных излучений поглощаются мозгом. Чем дольше разговор, тем выше риск. Общаясь по мобильному час в день, вы получаете дозу как на вредном производстве, а если три часа – превышающую все мыслимые пределы.

Несмотря на то, что Всемирная организация здравоохранения еще не вынесла окончательный вердикт об опасности ЭМП, медики рекомендуют по возможности ограничить себя от вредного излучения. Появились исследования, показывающие, что электромагнитные излучения способны вызвать болезнь Альцгеймера, опухоль мозга. А совсем недавно Агентство по изучению рака Всемирной организации здравоохранения официально отнесло электромагнитные поля радиочастотного диапазона к возможным канцерогенам. То есть потенциальный вред мобильных телефонов впервые признали на официальном уровне.

Но основная опасность ЭМП в том, что оно выступает катализатором многих болезней, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной систем. Происходит это, правда, не сразу. Сначала организм пытается адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды, потом защитных сил начинает не хватать, и вот он уже вынужден работать на износ. В итоге – снижение иммунитета, повышение восприимчивости к вирусным заболеваниям, обострение хронических болячек, нарушения со стороны нервной системы: раздражительность, повышенная утомляемость, плохой сон, ухудшение внимания, способности к обучению, скорости реакции…

То есть это такая бомба замедленного действия, которая когда-нибудь обязательно рванет!

Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Сохранить свое здоровье можно, если минимизировать вред электромагнитных излучений.

  1. При разговоре по мобильному телефону лучше использовать специальные гарнитуры типа hands free или громкую связь. Достаточно убрать телефон на полметра, и голова уже не становится частью антенны. Да, вы облучаетесь, но это облучение в разы ниже.
  2. Посылайте СМС, они безопаснее, чем звонки.
  3. При наборе номера дожидайтесь соединения, не поднося телефон к уху, - в этот момент излучение максимально. Во время разговора оно уменьшается.
  4. Выключайте мобильник на ночь.
  5. Ни в коем случае не ставьте мобильник на зарядку рядом с кроватью и особенно у изголовья – зарядное устройство создает магнитное поле промышленной частоты.
  6. В идеале разговоры по мобильному телефону не должны превышать 15 мин. в день.

В настоящее время в Российской Федерации сохраняется отчетливая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. Значительная часть учащихся страдает функциональными расстройствами и относится ко II группе здоровья. Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

Оздоровление учащихся, относящихся ко II группе здоровья, имеет большое медико-социальное значение, так как функциональные возможности детей и подростков этой группы еще не снижены, но у них, как правило, существует высокий риск формирования хронической патологии. Дети нуждаются в проведении целенаправленных оздоровительных и коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении.

В структуре функциональных отклонений ведущие ранговые места занимают нарушения костно-мышечной системы(16-25%), расстройства нервной системы и психической сферы(14-16%), нарушения эндокринной системы и обмена веществ(13-14%), расстройства системы кровообращения, включая нейро-циркуляторную астению(12-25%), нарушение системы пищеварения(9-11%), расстройства зрения(10-11%). Значительную долю функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у учащихся старшего подросткового возраста, что обусловлено физиологическими процессами роста и развития организма.

1. Контролируется сменная обувь учащихся для профилактики плоскостопия и личной гигиены учащегося, ежегодно проводятся разъяснительные беседы о необходимости переобувать сменную обувь;

2. На уроках каждый учитель проводит динамические паузы или физкультминутки для снятия напряжения с глаз и опорно-двигательного аппарата;

3. На уроках физической культуры в разминку включаются специальные упражнения для растяжки позвоночника и укрепления мышц спины для профилактики сколиоза

4. Во время уроков физического воспитания проводятся подвижные игры или эстафеты для снятия психологического напряжения.

6. Медицинские работники города проводят беседы с учащимися школы о правилах личной гигиены, о вреде курения и алкоголя. Классные руководители и воспитатели проводят беседы ежегодно по данным темам.

7. В классах ежедневно проводится влажная уборка, в определенные периоды с применением специальных моющих средств в целях профилактики эпидемии гриппа и ОРЗ.

Обзор посвящен актуальному вопросу отрасли гигиены детей и подростков- исследованию физического развития школьников и влияния факторов школьной среды на физическое развитие и состояние здоровья детей. Факторы риска влияющие, на физическое развитие, заболеваемость, дезадаптацию и успеваемость школьников изучались отечественными монгольскими и зарубежными учёными не одно десятилетие. Не являясь непосредственной причиной, школьная среда обуславливают функциональные отклонения роста и развития организма и возникновения различных болезней 2. Знание школьных факторов риска позволяет определить пути сохранения и улучшения здоровья школьников в условиях общеобразовательных учреждений. С целью изучения влияния факторов образовательной среды на уровень физического развития и состояния здоровья школьников был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы (более 30 литературных источников, опубликованных с 1958 года по настоящее время).

Ключевые слова: физическое развитие, факторы школьной среды, здоровье школьников.

Amgalan G. 1 , Pogorelova I.G. 2

1 Postgraduate student,

National Center for Public Health, Mongolia;

2 MD, Associate professor,

State medical university of Irkutsk

THE SCHOOL ENVIRONMENT AND THE RISK FACTORS AFFECTING PHYSICAL DEVELOPMENT AND HEALTH OF STUDENTS [REVIEW ARTICLE]

Abstract

The review is dedicated to the urgent problem of child hygiene -to the study of physical growth of Mongolian pupils and influence school environment factors on physical growth and health status of children. The risk factors which affecting to the physical growth, morbidity, dizadaptation and student achievement studied by our Mongolian and foreign scientists for decades. Not being the direct cause, the school environmental factors cause functional abnormalities of growth and development of the organism and the occurrence of various diseases 3. Knowledge about risks of school factors helps to identify ways of maintaining and improving the health of school children in terms of educational institutions. For the evaluation impacts of school environmental factors on the level of physical growth and health status of schoolchildren, we did literature review of studies Mongolian and foreign scientists (more than 30 literary source, which published from 1958 to present).

Keywords: physical development, the factors of the school environment, student health.

Физическое развитие детей и подростков отражает уровень здоровья популяции и является надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уровень и динамика физического развития тесно связаны с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни детей и подростков, в том числе с факторами образовательной среды, в которой дети проводят большинство времени своей 9-11 летней жизни [1]. Ниже рассмотрены о факторах, влияющих на здоровье человека, которые разделяются на 2 группы, и первый из них факторы здоровья, укрепляющие здоровье и второе- факторы риска, ухудшающие здоровье [1,2]. В эпидемиологических исследованиях широкое распространение получила концепция, согласно которой действие факторов риска является относительно индивидуальным, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма [1]. На действие определенных факторов каждый индивидуум реагирует по-своему, однако единым для всех является развитие неспецифической адаптационной реакции с формированием определенных донозологических состояний [1]. Исследования, основанные на отборе наиболее значимых для оценки показателей здоровья факторов, привели к выводу, что образ жизни может являться ведущим фактором, обусловливающим состояние здоровья человека в современных условиях [1,2]. К образу жизни относятся 50-55% всех факторов, а главное, в отличие от социальных и природных условий, образ жизни действует на здоровье непосредственно [социальные и природные условия и факторы – опосредованно]. На втором месте по силе находится воздействие многообразных природных и социальных, техногенных и прочих факторов окружающей среды, оценка влияния на здоровье которых составляет 20-25%, а также генетических, наследственных факторов, удельный вес которых колеблется в пределах 15-20% [1,2].

В научной литературе описывается система образования, то есть условие обучения и сам образовательный процесс является одним из главнейших социальных факторов, влияющих на показатели физического развития и здоровья детей и подростков [2]. С негативным влиянием, а именно с факторами внутришкольной среды специалисты связывают 20-40% детско-подростковой патологии [2].

Факторы образовательной среды разделяются на три большие группы, это гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические факторы [2]. К гигиеническим факторам относятся все существующие условия учебного процесса,то есть все то, что подлежит гигиеническому нормированию. К учебно-воспитательным факторам относятся весь учебный и организационный процесс, то есть этапы и организация всего процесса обучения. Третья группа факторов отражает процессы взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов учебной деятельности. В целом к факторам риска относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным особенностям учащихся в ходе учебного процесса [2,3]. Имея определённые понимания и представления о факторах риска образовательные учреждения должны проводить работу по сохранению и укреплению здоровья всех школьников и обучающихся [2]. В связи с этим изучение динамики показателей физического развития и состояния здоровья в период обучения в школе дает возможность получить важную интегральную характеристику адаптации к условиям образовательной среды [2].

Данные многих исследований в различных странах мира показывают, что рост, масса тела и другие морфологические показатели играют важную роль в физиологии человека и физическое развитие детей зависит от здоровья родителей, особенности климата, социально-экономического развития страны, жилищного условия, загрязнения окружающей среды и от многих других факторов [Апостал Л.П 1975, Беляева Г.Г 1978, Дмитриев Н.В и другие 1980, Б.Бурмаа, Ш.Энхцэцэг 2000, 2001]. В литературе нет единого мнения по вопросу влияния загрязнения среды на темпы физического развития. Описано как стимулирующее [в основном при малых дозах], так и угнетающее воздействие загрязнителей [4]. Ряд авторов утверждают, что при наличии загрязнений в атмосферном воздухе снижается скорость физического развития дошкольников [5,6] и подростков [7] и замедляется биологическое созревание [2]. Изучение антропометрических и морфологических показателей, сформировавшиеся негативные тенденция в состоянии здоровья детей и подростков детей школьного возраста Монголии и влияния факторов образовательной среды на состояние здоровья обучающихся отражены в многих работах Монгольских исследователей и в нижележащей части мы рассмотрели данные этих исследований. В Монголии исследовательские работы по физическому развитию детей начали проводиться с середины 1950-х годов и при сравнении результатов этих времен с результатами исследования с 1980-х годов наблюдались существенные изменения в физическом развитии детей. Например, у новорождённых были обнаружены увеличение массы тела на 100-150 грамма и длины тела на 0,5 см-а.

В 1991 году Ц.Дашдаваа защитил кандидатскую диссертацию по теме “Кровяное давление и физическое развитие детей школьного возраста”. Он отметил, что при сравнении результатов исследования с результатами исследования Д.Батчулууна в средних величинах массы тела не обнаружены изменения, то есть увеличения массы тела. В результате исследования установлены, что средние величины длины тела и окружности грудной клетки сельских школьников были увеличены на 1,09 и 2.0 см по сравнению с результатами исследования Д.Батчулууна [10].

В 1994 году Ч.Цолмон в своих исследованиях по теме “Состояние здоровья школьников ряда регионов Монголии с учётом факторов его определяюших” установила, что средние величины массы тела 16-летних мальчиков оказывались на 5,7 кг больше чем их ровесники 1961 года и на 5,0 кг больше чем их ровесники 1973 года. Соответсвующие показатели массы тела составляли 3,4 кг и 3.0кг. А длина тела 16-илетних мальчиков оказались в 1992 году на 9,6 см длиннее чем их ровесники 1961 года и на 6,0 см длиннее чем 1973 года [11].

В следующих работах некоторых учёных Монголии изучались вопросы заболеваемости школьников и были установлены что, в структуре заболеваемости наибольший удельный вес приходился на патологию органов системы дыхания, пищеварения, мочевыделения и на травмы.

По исследованию П.Отгонбаяра и Г.Отгонсүрэна (2002) по теме “Распространённость и уровень заболеваемости хроническим заболеванием старшеклассников некоторых общеобразовательных школ г.Улаанбаатара” было установлено, что среди заболеваний подростков I место занимал кариес зубов (63-93%), второе, третье, четвёртое место принадлежали к эндокринным (16,9%), аллергическим (4-7,7%) и заболеваниям органов пищеварения (11-15,1%). А также было оценено, что за последние годы распространённость хронических заболеваний увеличился в среднем за год на 7% и составлял это среди дошкольников- 17-20%, среди школьников – 40% [13].

Исследователь Г.Отгон (1996) в своём исследовании “Физические развитие и некоторые функциональные показатели детей г.Улаанбаатара, окружающих в районах с различной экологической ситуацией” подчеркивал, что загрязнение атмосферного воздуха города Улаанбаатара оказывает отрицательное влияние на физическое развитие детей [14].

В исследованиях Б.Бурмаа и Ш.Энхцэцэг (2000) по теме “Исследование и оценка физиометрических показателей детей живущих в городах с различной степенью загрязнённостью атмосферного воздуха” было указано, что жизненная ёмкость легких детей8 живущих в г.Улаанбаатаре было сравнительно ниже чем их сверстники, живущих в сельских местностях. Исследователи обьяснили это, тем что в связи с загрязненностью атмосферного воздуха городские дети вздыхают не глубоко а поверхностно [15].

В 2005 году Ж.Раднаабазар и Г.Соёлгэрэл своими исследованиями по теме “Распространённость инвалидности и умственной отсталости среди детей школьного возраста г.Улаанбаатара” установили, что среди заболеваний случаи аномалии зрения составляли 54,3, аномалии слуха и речи -17,6, болезни нервной системы -5,5 и другие патологии – 8,9 на каждые 1000 детей [16].

Особое внимание исследователей в вопросах охраны здоровья школьников уделяются на выявление факторов риска, значительно увеличивающих подверженность организма той или иной болезни. Школьная среда является мощным фактором, влияющим на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду. Факторы образовательной среды влияющие на здоровье учащихся подразделяются на факторы, возникающие в результате от несоблюдения гигиенических требований и на факторы, связанные с организацией учебно-воспитательных работ. Принимая во внимание что большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях и доля факторов внутришкольной среды составляет не менее 30% от всей совокупности внешних факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, становится очевидным негативное воздействие неудовлетворительных условий воспитания и обучения на функциональное состояние и здоровье школьников [18]. В современных социально-экономических условиях существенно возросло количество внутришкольных факторов воздействующих на здоровье учащихся. К традиционным факторам, связанным со световой обстановкой, воздушной средой, используемой школьной мебелью, прибавились новые факторы, которые обусловлены интенсификацией учебного процесса, в том числе с использованием новых информационных технологий [18,19].

Некоторые Монгольские исследователи изучили вопросы санитарного и материально-технического состояния общеобразовательных школ отдельных аймаков и г.Улаанбаатара. Однако в Монголии не достаточно изучены и имеются недостаточное количество комплексных исследований по вопросам влияния санитарно-гигиенического состояния и факторов школьной среды на физическое развитие и состояние здоровья школьников. В следующей части мы рассмотрели работы наших Монгольских и зарубежных учёных, направленные и посвященные на изучение заболеваемости школьников и влияния школьных факторов на состояние здоровья учащихся.

По данными Россииских учёных в России имеется достаточное количество работ, характеризующих влияние различных факторов на здоровье и физическое развитие школьников, но недостаточно исследований, рассматривающих региональные особенности комплексного влияния медико-биологических, социально-гигиенических факторов и факторов внутришкольной среды на здоровье детей и подростков, что приобретает особое значение в условиях социально-экономических изменений жизни общества, характерных для начала XXI века [21].

С начала 90-ых годов здоровье учащихся стало зависимым от факторов школьной среды, интенсивности педагогических технологий и личности педагога. Только 10% выпускников современной школы могут сохранить состояние здоровья [22].

Исследователи Китайской народной республики изучили заболеваемость астмой среди 11-15 летних детей . В результате исследования было установлено, что загрязнение воздуха внутри помещения напрямую связано с загрязнением атмосферного воздуха и загрязнённый воздух внутри помещения могут оказать влияние на заболеваемость органов дыхания учащихся [23].

Исследование учёных Daisey, Joan M. Michael (2003) по теме “Качество воздуха внутри школьной среды, вентиляция помещений и здоровье школьников” показало, что в связи с недостаточной вентиляцией в большинстве классных помещениях концентрация угарного газа было выше нормы. А также в воздухе внутриклассных помещений были обнаружены органические соединения, формальдегид, запыленность, грибки и плесени и установлены взаимосвязи между этими соединениями и возникновениями аллергических заболеваний среди детей [24].

В 2011 году исследователи Корейской республики Jeong-Lim Kim, Lena Elfman, Gunilla Wieslander изучили влияние факторов школьной среды на здоровье корейских школьников. По результатам исследования было установлено, что температура внутри помещений составляли в среднем 21,7 0 , относительная влажность 41% и средняя концентрация угарного газа-2417 ррм. А также было обнаружено, что при повышении уровня угарного газа и диоксида азота в воздухе классных помещений наблюдались признаки одышки среди детей и средний уровень этих показателей оказались выше уровня, рекомендованной ВОЗ [25].

Respiratory Health among Korean Pupils in Relation to Home, School and Outdoor Environment

Исследователь Samia и Abdel (2013) изучили влияние размеров стульев на показателей физического развития тела 7-12-летних детей, которые учились в 4-6 классах. Былы изучены такие показатели как, антрометрические измерения тела, высота голени и расстояние между голенью и ягодицью. Исследование показало, что обследованные учащиеся сидели в одинаковых стульях, высота и глубина стульев несоответствовали на росто-возрастные показатели детей [26].

В методическом пособии “Школьная среда”, выпущенной из ВОЗ указывается, что грибки, возникающие в результате запыленности и повышенной влажности оказывают влияние на заболеваемость детей астмой, сопутствующей признаками аллергических реакции [27].

В исследованиях Haverinen, Husman, Toivol 1999 года [14], Santilli, Rockwell 2003 года [15], Daisey, W.J. Angell (2003) [16] были изучены взаимосвязи состояния здоровья школьников с относительной влажностью и наличием грибков во внутренней среде школы. В результате исследований были установлены, что споры грибков и другие метаболиты могут влиять на выявление специфических симптомов астмы. А также было установлено что в школах с высокой относительной влажностью и наличием грибков среди детей наблюдались высокая заболеваемость с респираторными инфекциями и признаки одышки [28].

Бразильские учёные (2010) провели исследование по теме “Успеваемость детей и изменения зрения школьников в раннем возрасте”. Результаты исследования показали, что у 60,8% всех обследованных детей обнаружены изменения зрения, у 15,5% детей успеваемость детей было недостаточно, у 25% детей с изменениями зрения успеваемость было сравнительно ниже чем здоровые [29].

В последние годы в связи с интенсификацией учебного процесса- учебной нагрузкой стали наблюдаться физиологические и психологические изменения среди школьников. По исследованиям Mwaka ES, Munabi IG установлено что 35,4% от всей скелетно-мышечной патологии у детей связаны с массой портфелью детей и обнаружено взаимосвязь между патологией нижней частью позвоночника и с массой портфелья школьников [30].

Анализ научной литературы свидетельствует, что работы ученых Монголии в основном были посвящены некоторым вопросам изучения физического развития детей отдельных населённых пунктов в определённых возрастных группах, распространенности отдельных форм заболеваний у детей во взаимосвязи с рядом эндо- и экзогенных факторов и в Монголии отсутствуют систематизированные и обобщенные исследования, посвященные установлению средних показателей физического развития и состояния здоровья детей школьного возраста в зависимости от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды в целом по стране.

Выводы

Проведенный нами анализ результатов исследования различных авторов позволяет сформулировать ряд суждений и рекомендаций. Данные исследования о заболеваемости школьников свидетельствуют о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и заболеваний у учащихся.

А также можно с достаточным основанием сделать заключение о том, что школьное образование оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся, то есть организация школьной среды определяет и формирует различные состояния ребенка, она может способствовать сохранению или ухудшению здоровья детей и научно обоснованное построение жизни в школе содействует образованию учащихся с наименьшими потерями для их здоровья.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 - 17 лет).

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа - гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников - общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% - патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения - у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы - у 81%, из них 32% - вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часов в день; в основной школе - 7,2 - 8,3 часа в день; в полной средней школе - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 - 12 - в основной и 13 - 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, - учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого - гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно - психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа - государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь - детского населения.


На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:

  1. Позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном) питании, о полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха, двигательной активности;
  2. Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
  3. Существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их вредном влиянии на здоровье;
  4. Влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач;
  5. Научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Сформировать: представление об основных компонентах здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

3c03d-clip-38kb.jpg

Режим дня, учебы и отдыха

Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.

Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.

Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д.

Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым:

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его. Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.

Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.

Читайте также: