Евлахова э а особенности восприятия сюжетно художественных картин учащимися вспомогательной школы

Обновлено: 06.07.2024

4250 дн. с момента
открытия on-line центра

1.2. Результаты исследований ощущений и восприятий умственно отсталых детей

Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с пораженной нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Значение этого ядерного симптома олигофрении трудно переоценить. Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.

Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева).

Объём зрительного восприятия –
Предъявление картинок (К. И. Вересотская)

  • В первой серии опытов оно было очень коротким — 22 мс
    (миллисекунды). Набор рисунков был показан
    трем группам испытуемых:
  1. нормальные взрослые люди правильно узнавали 72% предметов,
  2. ученики массовой школы — 57% предметов,
  3. а ученики вспомогательной школы
    не успели узнать ни одного предмета
    (хотя они могли, конечно, легко узнать эти предметы
    при длительном рассматривании).
  • Опыт был проведен повторно с увеличением времени показа
    картинок почти в два раза – до 42 мс. Оказалось, что
  1. взрослым этого времени было вполне достаточно
    для правильного узнавания всех предъявленных изображений;
  2. ученики массовой школы узнали почти все предметы (95%);
  3. ученики же вспомогательной школы
    узнали лишь около половины предметов (55%).

Объём зрительного восприятия –
Рассматривание городского пейзажа (М. М. Нудельман)

Объём зрительного восприятия –
Особенности обозрения, ориентировка (И. М. Соловьёв )

Это дает основание И. М. Соловьеву говорить о том, что многопредметный участок действительности оказывается для умственно отсталых малопредметным.

Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены — последовательно, пишет И. М. Соловьев. Умственно отсталый ребенок, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, меньше замечает, меньше видит, чем его сверстник — нормальный ребенок. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации.

Там, где нормальный ребенок, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, умственно отсталый ребенок долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным. И. М. Соловьев отмечает, что при обозрении действительности олигофрены плохо усматривают связи и отношения между объектами.

Дифференциация зрительных ощущений –
Понимание сюжетных изображений (Э. А. Евлахова)

  • не понимают перспективы,
  • не различают светотени,
  • не видят частичных перекрытий и т. д.

Дифференциация зрительных ощущений –
Различение сходных предметов (Е. М. Кудрявцева)

Данные многих экспериментальных исследований говорят о том, что умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Так, например, по данным Е. М. Кудрявцевой, ученики I класса вспомогательной школы принимают белку за кошку, компас — за часы и т. п.

Дифференциация зрительных ощущений –
Различение цветов и их оттенков (Ж. И. Шиф)

Экспериментальное исследование Ж. И. Шиф 50 было посвящено изучению того, как умственно отсталые дети различают цвета и их оттенки. Исследование показало, что в тех условиях, в которых нормальные дети объединяют в одну группу только сходные цвета, умственно отсталые дети объединяют в одну и ту же группу множество мало сходных оттенков.

Дифференциация зрительных ощущений –
Подмечание мелких различий в предметах (М. М. Нудельман)

При узнавании предметов умственно отсталые дети считали одинаковыми такие предметы, которые фактически были неодинаковыми. Они не подмечали тех мелких различий, распознавание которых было доступно их нормальным сверстникам.

Дифференциация зрительных восприятий –
Специфическое узнавание предметов (И. М. Соловьёв)

Активность зрительного восприятия –
Узнавание перевёрнутых изображений (К. И. Вересотская)

Константность зрительного восприятия –
Узнавание перевёрнутых изображений (Э. С. Бейн)

Интересны также исследования более сложных форм восприятия. Так, в исследовании Э. С. Бейн 51 изучен общеизвестный в психологии феномен константности восприятия (сохранение восприятия величины объектов при их различной удаленности от глаз) у умственно отсталых детей. Оказалось, что хотя в основном эта закономерность, т. е. константность восприятия, сохраняется, но все же она значительно меньше, чем у нормальных сверстников. Эта недостаточная константность мешает детям хорошо ориентироваться в пространственном расположении предметов.

О том же нарушении сложного восприятия свидетельствуют и данные К. И. Вересотской, доказывающие, что умственно отсталые дети недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках.

Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом. При обучении чтению у детей часто возникает дурная привычка угадывать смысл слова по нескольким буквам.

К сожалению, несмотря на большое значение разных видов восприятий для последующего умственного развития ребенка, изучены пока лишь главным образом зрительные восприятия.

Особенности осязательного восприятия –
Опознание предметов ощупыванием (И. М. Соловьёв)

Некоторые сведения исследователи имеют относительно осязательных восприятий; установлено, что умственно отсталые школьники опознают объемные и контурно выполненные предметы с помощью ощупывания значительно хуже, чем учащиеся массовой школы. И. М. Соловьев совершенно справедливо отмечает роль осязательных восприятий в процессе трудового обучения.

Особенности кинестетического восприятия –
Координированность движений (И. П. Павлов)

Но неменьшая роль в трудовом обучении, а также в общем умственном развитии учащихся принадлежит и иным видам восприятий, например кинестетическим. Это, например, восприятие положения своего тела в пространстве. И. П. Павлов назвал эти анестетические, или проприоцептивные, восприятия работой двигательного анализатора. Действительно, для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны.

Дифференцированность мышечных ощущений –
Метод установки (Д. Н. Узнадзе)

Недифференцированность мышечных ощущений обнаружила себя даже при исследовании олигофренов методом установки Д. Н. Узнадзе; оказалось, что для появления установки необходимо большое различие между шарами.

Особенности слуховых восприятий (различение звуков)

Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом связаны с развитием речи. Если дифференцировочные условные связи в области слухового анализатора формируются медленно, это приводит к задержке формирования речи. Это, в свою очередь, обусловливает задержку умственного развития. Можно считать бесспорным, что у всех детей с неполноценной нервной системой способность различать звуки речи возникает с затруднением и опозданием. Среди детей, перенесших поражение мозга, есть и такие, у которых слуховой анализатор пострадал особенно сильно. Такие дети в некотором отношении могут производить впечатление умственно отсталых. В этих случаях необходимо исследовать состояние слуховых восприятий с помощью соответствующих методик. Такое исследование даст возможность отделить подлинную умственную отсталость от вторичных задержек умственного развития, обусловленных дефектом слуховых восприятий.

Состояние слухового восприятия оказывает существенное влияние не только на развитие речи. В повседневной жизни и в труде человек постоянно и незаметно для себя пользуется данными слуховых восприятий. Так, например, по звуку он находит предмет, который уронил, узнает о действиях других людей или животных, определяет исправность машины, на которой работает, и т. д.

Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.

Восприятия времени и пространства играют не менее важную роль в ориентировке.

Восприятие представляет собой результат деятельности системы анализаторов индивида. Это первичный анализ, совершаемый как в рецепторах, так и дополняемый сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Восприятие также представляет собой ведущую форму психического отражения мира. Однако восприятие – это не только чувственный образ, но также еще и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Восприятие при этом не является врожденном психическим качеством, а формируется именно в процессе онтогенеза.
К свойствам восприятия относят в первую очередь следующие: целостность, предметность, категориальность, константность, структурность, осмысленность, а также апперцепцию и активность. В отношении видов восприятия укажем, что в настоящее врем .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы восприятия иллюстраций школьниками с недоразвитием интеллекта на уроках 6
изобразительного искусства 6
1.1. Развитие восприятия у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности восприятия иллюстрации детьми 11
с интеллектуальным недоразвитием 11
1.3. Развитие восприятия иллюстраций у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства 15
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Практическое исследование специфики восприятия иллюстраций младшими школьниками с интеллектуальным недоразвитием 29
2.1. Методика экспериментального исследования 29
2.1. Уровни сформированности восприятия иллюстраций у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием 40
2.3. Методические рекомендации к работе по формированию умений у умственно отсталых школьников работать с иллюстрациями на уроках изобразительного искусства 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Введение

Познание у ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Однако у учащихся с интеллектуальным недоразвитием имеются специфические особенности психического развития, непосредственно влияющие на их познавательную деятельность и в частности на восприятие ими иллюстраций.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия умственно отсталыми детьми иллюстраций, картин. Так, И.М. Соловьев, К.И. Вересоцкая, М.С. Певзнер и др. подчеркивали, что восприятие рисунков, иллюстраций, картин развивается у умственно отсталого ребенка позднее восприятия реальной действительности. У них затрудненно узнавание объектов, действующих лиц картины, это не дает возможности установить их отношения, выявить сюжетные связи и, следовательно, понять содержание произведения. В большинстве случаев они не понимают душевного состояния изображенных людей, часто допускают грубые ошибки в интерпретации их мимики, сложные и тонкие переживания воспринимаются ими как простые и элементарные, выразительные движения кажутся внешней позой. Уяснение содержания ведущей идеи произведения изобразительного искусства представляет сложность для умственно отсталых школьников.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: