Этика в школе 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения, развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;

Ход ЗАНЯТИЯ.

- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как сказать вам тему нашего сегодняшнего занятия, я хочу задать вам несколько вопросов.

Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши (слайд2)

-Дикая груша растет где и как попало, а культурная – в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной - плоды хорошие.

- Вот и люди бывают такие же дикие и культурные.

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей. (слайд3)

- Что значит быть культурным человеком?

- Это значит соблюдать правила культурного поведения.

-Значит, вести себя так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.

Мы уже давно перестали удивляться, услышав на улице от прохожего ненормативную лексику, увидев шагающую с сигаретой молодую девушку, кричащих в транспорте молодых людей и т. д. Невежливость, бестактность, грубость, хамство, неопрятность встречаем мы на каждом шагу.

- Давайте с вами подумаем и скажем, что же такое ЭТИКЕТ? (слайд4)

Этикет — это своего рода правила поведения, хорошего тона в любом обществе, своеобразный свод законов, несоблюдение которых нередко карается гораздо строже, чем определяет те или иные проступки Уголовный кодекс. (слайд5)

Необходимость соблюдения норм и правил поведения сопровождает нас на протяжении всей жизни: в семье, в школе, на работе, в обществе, в кругу друзей и т. д. Умение одеваться, правильно и грамотно говорить, благовоспитанность, вежливость, хорошие манеры — вот неполный перечень того, что требуется человеку для достижения успеха.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам прочитать книгу этикета. Итак, начнем?

- А сначала, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

- Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к воспитателю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

- Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед. (слайд7)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец. (слайд8)

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку. (слайд9)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.

4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

5. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.

6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

-Воспитатель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы детей :

- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

- Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

- Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей — костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку. (слайд11)+(слайд12)

А теперь поговорим о том, как мы говорим. Подслушаем телефонный разговор двух девочек. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

Сценка. Разговор по телефону.

-Алло, можно Эллу?

-Привет, мочалка! Это я.

- Ты выйдешь гулять?

-Не могу: шнурки в стакане.

-Ты фейерверк видела? Ну, как?

-Ну, кайф! Классно! Потряска!

-Знаешь, Мадонна приезжает.

- Да, я от нее торчу.

-Будешь смотреть ее концерт?

-Без базара, я же не лох какой-нибудь.

-До свидания, Элла.

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак (аудиозапись).

- Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.

1. Старшим людям не грубите

И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Не привет, а ….(ЗДРАВСТВУЙТЕ)

2. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь….(ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

3. Друг другу на прощание

Мы скажем (ДО СВИДАНИЯ)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе….(СПАСИБО)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста….(ИЗВИНИТЕ)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (НЕ ПЕРЕБИВАЙ)

7. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

8. Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу руку,

На приветствие в ответ

Каждый говорит (ПРИВЕТ)

9. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

- А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

- Ребята, помните, в начале занятия я вам сказала, что некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Так что вы можете ответить мне на это сейчас?

Примерные ответы детей :

- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качеств образования по подготовке детей.

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих В группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Задачи: -Формирование личности как активного гражданина -Воспитание у обучающихся.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития Источник успеха человека в жизни, это его здоровье, а здоровье начинается с детства. Здоровье ребёнка, самое ценное, что есть у его родителей.

Правила дорожного движения в вопросах и ответах Правила дорожного движения в вопросах и ответах. ВОПРОС: Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе? ОТВЕТ:.

Потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом Результаты анкетирования подготовила: Асанова Н. Д. Во второй младшей группе №4 - 27 детей. В анкетировании приняли 14 человек, что составляет.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения ребенка Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и.

Данная программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10% учебного времени) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

1.Быстрые темпы наращивания информации, кризис ценностей, неоднозначность морального выбора, растущая напряжённость межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных отношений, искажение процессов моральной самоидентификации в современном обществе обусловливают необходимость введения специальных курсов этической направленности.

  1. В условиях современного общества, в целях его выживания и поступательного развития, ведущими ценностями становятся толерантность, коммуникация, диалог. Именно эти идеи являются ключевыми в предлагаемом курсе.
  2. Моральная компетенция учащихся требует наполнить программу персоналиями и тематическими блоками, которые раскрывали бы вопросы морального выбора и моральной ответственности, столь значимые в современной социальной ситуации.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель курса — создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоиден-1ификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми и м1лни человека в обществе, о нравственном регулировании общественных отношений;

  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;
  • формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.
  1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
  2. Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
  3. Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
  4. Сформировать потребность понимать Другого и уважать его позицию, точку зрения.
  5. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
  6. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
  7. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
    предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
  8. Помочь школьнику встать на путь духовных исканий без поучительной назидательности, а с опорой на знания.

Пути и методы достижения поставленных задач:

  1. Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии с возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний в 5-6 классах к более сложным в 7-8 классах, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.

Обучение этическим нормам через практическую деятельность: экскурсии, игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, собеседования, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).

  1. Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
  2. Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;
  3. Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.

Материалом курса являются:

Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей, а также показать, как этика и — шире — духовная культура разрабатывали разные области знаний и различные модели поведения.

Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.

Круг персоналий, представляющих культуру и этические искания разных народов, различных конфессий (включая атеизм).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);
  • определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;
  • владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнение познавательных и практических заданий:

-на использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Требования к уровню подготовки учащихся представлены рубриками:

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • социальные свойства человека, основу его взаимодействия с другими людьми;
  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
  • источники нравственных знаний;
  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
  • описывать человека как морально-нравственное существо;
  • сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
  • оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
  • осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
  • осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осуществления постоянной работы по самовоспитанию;

• реализации этических познаний в повседневной жизни,
• претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;

  • нравственной оценки конкретных поступков людей;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

5 КЛАСС - 33 (35) часов

Кодекс правил поведения в обществе, приличные манеры и правила хорошего тона. Формы моральных оценок, принципов и навыков самовоспитания. Источники моральных знаний. Воплощение этических знаний в повседневной жизни. Культурные традиции и их развитие на современном этапе. Основы самовоспитания. Принципы экологической этики. Основы толерантности, патриотизма и космополитизма.

6 КЛАСС - 33 (35) часов

Самовоспитание: основы самоанализа; задачи самовоспитания; прощение (нравственный смысл и технология прощения).

Общечеловеческие нормы нравственности: благодарность, доброта, щедрость, честь, достоинство.

Основы взаимопонимания с другими людьми: эмпатия; внешность человека и его внутреннее содержание; искусство слушать и понимать Другого (многообразие мира).

7 КЛАСС - 33 (35) часов.

Культура общения: этикетные формулы речевого общения; технология вербального речевого общения, умение слушать и говорить (речь человека как характеристика его морального облика).

Самовоспитание: этикет (поведение в гостях); роль идеала в самовоспитании; самовоспитание как ежедневный труд над собой; умение распоряжаться отведенным человеку временем; достоинство человека и пути его достижения.

Общечеловеческие нормы нравственности: стоицизм; христианская мораль; борьба со страстями как неотъемлемый путь обретения человеком человеческого образа; предательство и его значение для жизни человека; нравственное отношение к врагам.

Смысл жизни и проблема счастья: доблесть человеческая и ее многообразные проявления; подвиг и его смысл; проблема счастья в мировой культуре; смысл жизни и проблема его поиска, мужество и стойкость человека при перенесении тягот жизни. Целенаправленность в жизнь - роль цели и проблема бесцельности бытия.

8 КЛАСС - 30 (35) часов

Общечеловеческие нормы нравственности. Этические учения христианства, ислама, буддизма, конфуцианства. Освоение правил вежливости, приемов самоконтроля и самовоспитания. Представление об имидже. Основы этики насилия. Добро и зло. Представление о милосердии и справедливости. Жизненный путь и нравственные принципы Д.С.Лихачева. Представление о необходимости и возможности осуществления понимания Другого человека как представителя иной культуры.

6. Правила поведения в различных ситуациях. Понятие этикетных ситуаций. Типы этикетных ситуаций: повседневный этикет, окказиционный этикет (этикетная ситуация, носящая единичный характер), праздничный этикет, церемониал.

  1. Чему учат мифы? Мифология как основа формирования этического сознания. Выраженность представлений о нравственности в мифах древности (египетская, древнегреческая мифология, месопотамские эпические сказания и др.). Определение мифологического мировоззрения. Сказания и сказки народов мира - выраженность этического аспекта. Чему нас учат герои? Понятие памяти предков, переданной в форме народного предания.
  2. Чему учит народная мудрость? Примеры народной мудрости -пословицы и поговорки. Общее и отличное в пословицах разных народов. Выраженность этических представлений в образцах народной мудрости. Временное и вечное в ценностных представлениях народа.

24. Образы героев мифов в искусстве. Мифологические сюжеты в мировом изобразительном искусстве. Герои сказаний, былин и сказок в изобразительном искусстве. Воспитание нравственности на примере образов мифических и былинных героев. Богатырь как совокупность физических и нравственных качеств. Русский фольклор: поиск этического идеала.

  1. Что я теперь знаю? Повторительно-обобщающий урок. Тестирование, викторина.
  2. Сущность и значение этикета в современном обществе. Значение этикета в жизни человека. Этикетные ситуации. Адекватность поведения человека конкретной социальной ситуации (кругу общения). Как чувствовал бы себя в высшем свете современной Англии древний египтянин (или пещерный человек)? А как английский лорд повел бы себя в первобытном племени?
  3. История этикета. Причины возникновения этикетных правил. Этикет в различных эпохах: античность, средневековье, новое время. Рыцарский этикет и его отражение в современных этикетных нормах.
    Особенности европейского и восточного этикетов.

48. Развитие представления о Другом. Портретная живопись как возможность узнать Другого. Ганс Гольбейн Младший, А.Дюрер, И.П.Аргунов, В.Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, А.Г.Венецианов,
И.Н.Крамской, В.Серов - вершины портретного искусства. Совместная попытка составить представление об изображенных людях (с последующими комментариями учителя). Красота внешняя и внутренняя как фактор восприятия человека.

65. Итоги самовоспитания. Творческий отчет. Самоанализ собственных ученических дневников, анализ разумности трат времени, анализ хороших привычек, появившихся в результате самовоспитания, проблемы в самовоспитании и пути их решения.

66. Происхождение и историческое развитие нравственности. Происхождение нравственности. Биологические, религиозные и социальные предпосылки нравственности. Происхождение обычаев и традиций. Ценностные представления древних обществ (ценностные ориентиры доосевого и осевого времени). Нравственная регуляция жизни общества.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение информации из разнообразных источников, осмыслении
  • представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на этические и культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и морали;
  • участие в обучающих играх (ролевых и ситуативных), тренингах, моделирующих ситуациях из реальной жизни; выполнение творческих работ;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; участие в обсуждениях и диспутах;
  • написание творческих самостоятельных работ (сочинений-рассуждений).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

16. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнейшего мира. - Саранск, 1996.

Классный час в 5 классе на тему: Этикет

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора - формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение - упражнение в культуре поведения, такое же, как физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется прежде всего в том, как он относится к женщинам.

Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном счете выиграет от этих упражнении весь класс.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Подготовительная работа с детьми

Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.

Оборудование

Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.

Оформление класса

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

5. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

- Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная - в саду.

- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерный ответ детей:

- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Классный руководитель. Как вы считаете, людям прият. нее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

- Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

- Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети (хором). Культурным.

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы детей:

- Это значит соблюдать правила культурного поведения.

- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Примерные ответы детей:

- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

- Того, который ничему не учился.

- Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.

Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

II. Работа в группах. Проблемные вопросы

В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа - половина ряда.)

1. Итак, первая группа: почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.)

2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека.)

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.)

4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что - это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.)

5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.)

6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это - неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)

III. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Классный руководитель. Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей:

- Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!"- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей:

- Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

- Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

- Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

- Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

- Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед.

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.

4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

- Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.

7. Вы чихнули. Ваши действия.

8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.

12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелайте им чего-нибудь хорошего.

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку).

15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?

- Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки.

Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу- Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы детей:

- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

- Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

- Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

V. Подведение итогов

Классный руководитель. Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей:

- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Дополнительный материал

Для разговора об этикете

Классный руководитель. Итак, культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет в переводе с французского - это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

Примерные ответы детей:

- Книжка - как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.

- Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.

- Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.

Для дополнительного классного часа такой же тематики

Сценарий воспитательного дела. Сценка-легенда о Вавилонской башне.

Ученики разыгрывают сценку.

Автор. На всей земле были один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь.

Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого.

Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка).

Ведущий 1. Время на подготовку 3 минуты.

Ведущий 2. Во все времена между народами развивались торговые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов.

Рассказ двух учеников о жестах. Один ученик рассказывает о жестах другой ученик показывает их.

На подготовку - 3 минуты.

Участники выполняют задание.

Ведущий 2. Вы построили высокую башню, а для того чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент, основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами?

Дети. Взаимопонимание, доверие между народами.

Ведущий 1. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людьми и был мир во всем мире?

Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное, на ваш взгляд.

Ребята выполняют задание.

Ведущий 1 (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел на благо всему человечеству.


Каждый из нас должен знать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, есть и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы, взрослые, считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

3 формы обучения правилам этикета в школе

Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой ешь аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу, уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В то же время 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все, что мы получаем от школьного воспитания. в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходимы для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Читайте также: