Этика и эстетика в школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по этике и эстетике разработана на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2014 №1897);

Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.05.2016 №03-20 – 1587/16-0-0;

Примерной программы по этике Дебердеевой Т. X . - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.

Учебного плана ГБОУ школы-интерната №20 Петроградского района Санкт-Петербурга;

Положения о рабочей программе ГБОУ школы-интерната №20 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами модуля в соответствии с целями изучения курса по этике и эстетике, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель курса — создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоидентификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми и человека в обществе, о нравственном регулировании общественных отношений;

овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;

развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;

формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.

1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.

3. Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.

4. Сформировать потребность понимать Другого и уважать его позицию, точку зрения.

5. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

6. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

7. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

8. Помочь школьнику встать на путь духовных исканий без поучительной назидательности, а с опорой на знания.

Пути и методы достижения поставленных задач:

концентрическая система преподавания, основанная в соответствии с возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний в 5-6 классах к более сложным в 7-8 классах, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.

обучение этическим нормам через практическую деятельность: экскурсии, игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, собеседования, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).

использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.

Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;

проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, что позволит формированию прочных учебных навыков.

Другой урок. Вопрос:
- Я задам сейчас очень личный вопрос. Кто хочет – отвечает. Кто стесняется – может не принимать участие в обсуждении. Итак, кто из вас знает, что такое поцелуй?
- В каком смысле – поцелуй?
- В прямом. Кто из вас целовался хотя бы один раз? Поднимите руки.
Неспешно поднимается, одни, две, несколько рук.
- Спасибо. Кто из вас может сказать, что этот момент был один из самых потрясающих в его жизни?
Тишина. Медленно поднимается одна-две руки.
- Спасибо. Итак, пишите задание на дом – расспросить у бабушек\дедушек, у знакомых людей старшего поколения, как они целовались в первый раз? А потом изложите это в художественном виде на бумаге. Учтите, писать надо исключительно правду, я буду уточнять правдивость истории, посему – координаты этих самых бабушек и дедушек необходимы. Всем все ясно?
На следующем уроке чтение вслух.
- Моя бабушка впервые поцеловала тяжелораненого парня, будучи медсестрой в санитарной теплушке, на войне. Она запомнила имя и фамилию этого солдата на всю жизнь, потому что он погиб в ту же ночь под бомбежкой.
- Мой дед впервые поцеловал бабушку, после того, как год за ней ухаживал. Тогда они вместе отстраивали город после войны. Он помнит, что вовсю цвели абрикосы. А бабушка сказала, что это было 6-го июня.
- Мои бабушка и дедушка далеко, поэтому я провела беседу с соседкой. Ее впервые поцеловал будущий муж, после танцев, в тот вечер, когда делал ей предложение руки и сердца.
- Моя бабушка впервые целовалась в комсомольском отряде, с молодым голубоглазым парнем. А потом этот парень стал ее мужем, впоследствии – моим дедом.
- Мой дедушка первый раз целовал свою детскую любовь, некую Марию Федотову. Потом она погибла на фронте, была снайпером. И на фронте он уже познакомился с моей бабушкой, которая работала там врачом.
- У меня нет бабушки и дедушки, папа и мама из детдома. Но со мной поделился наш сосед. Его первый поцелуй прошел в день победы, в Польше. Когда узнали, что закончилась война, все кинулись обниматься и целоваться. Так он поцеловал совершенно незнакомую ему девушку, но прекрасно помнит, что у нее были красивые карие глаза и коса в пояс.
Когда все закончили читать, учительница, все это время глядевшая в окно, спросила:
- Очень красивые первые поцелуи, что и говорить? Дух захватывает. Не знаю, как вы, а я обзавидовалась вся.

Основной целью программы является всестороннее развитие школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.

ВложениеРазмер
programma_etika_i_estetika.odt 29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 8 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, д. 19, лит. А

общим собранием ГБОУ

школы-интерната № 8 Директор _________________________

Программа воспитательной работы

по нравственно-эстетическому воспитанию

2016/2017 учебный год

Воспитатель Жалина Наталья Владимировна

Диагностические данные детей с ограниченными возможностями здоровья показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.

Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается во всестороннем развитии школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.

  • Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.
  • способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;
  • создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;
  • создание высокого уровня эстетических потребностей;
  • коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
  • привлечение детей к эмоциональному миру человека;
  • коррекция эмоциональной децентрации (способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей);
  • помощь в различении эмоций и определении состояний;
  • формирование у детей уверенности, убеждённости в праве на данную эмоцию;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащение словаря речевыми моделями коммуникативного поведения;
  • привитие детям этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Знакомство с основными нормами нравственности, предполагающими дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
  • Формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни;
  • Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  • Закрепление и расширение эстетических представлений учащихся о красивом в жизни, природе и искусстве;
  • Формирование нравственных представлений;
  • Нравственное просвещение школьников.
  • Личностное развитие ребенка
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие нравственных личностных качеств: доброты, честности, отзывчивости, трудолюбия, правдивости, обучение следованию им в повседневной жизни.
  • Расширение представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Воспитание интереса к самим себе, желание самосовершенствования.
  • Воспитание чувств и опыта нравственного поведения.
  • Привитие детям любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре, искусству и фольклору.
  • Совершенствование нравственных основ культуры учащихся
  • Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих
  • Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
  • Повышение уровня самосознания.
  • Развитие эмоционально-волевых свойств.
  • Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
  • Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
  • Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие творческих способностей.

Учащиеся должны знать:

  • О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
  • О стремлении к самосовершенствованию.
  • О культуре поведения и общения.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  • Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  • Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
  • Заниматься самовоспитанием.

Методы достижения поставленной цели

  • Тематические беседы, тренинги, дискуссии по нравственной тематике.
  • Конкурсы, диалоги, игры, анализ и обыгрывания ситуаций.
  • Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
  • Практикумы, игры по этикету.

Формирование УУД в ходе реализации программы

Требования к личностным и коммуникативным результатам соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и включают в себя:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов;

- мотивация воспитательной деятельности подростка на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, к собственному здоровью;

- ориентация в нравственных нормах, правилах, оценках, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

- обеспечение социальной компетентности и сознательной ориентации воспитанников на позиции других людей;

- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- планирование и согласованность в осуществлении совместной деятельности;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи;

- уважение в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Организационно-педагогические основы воспитания

Программа рассчитана на учащихся 6 классов, на 1 год, по 1 занятию в неделю (34 часа), условно делится на 3 блока и содержит 8 разделов.

2 блок: На основе анализа ощущений, размышлений, примеров поведения, изучение подростком особенностей окружающих его людей, умение объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;

3 блок: Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, понимание законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.

Тема: Какой Я, какие другие. Знакомство.

Индивидуальные особенности. Богатство внутреннего мира человека. Многообразие человеческих характеров, личностных качеств.

Тема: Мир, в котором мы живем.

Мир — наш общий дом. Общая и индивидуальная ответственность за все происходящее с нами и вокруг нас.

Возможности человеческого мозга. Интеллектуальное развитие — важнейший аспект развития личности. Эрудированность — залог успешной учебы и успешного будущего.

Тема: Твои добрые дела: как ты помогаешь природе.

Важность добрых поступков. Единство человека и природы.

Тема: Давайте говорить друг другу комплименты.

Психология взаимоотношений. Эмоциональный микроклимат в коллективе. Что такое комплимент. Основы позитивного взаимодействия .

Вежливость — категория нравственности. Правила вежливого человека.

Преобразование мира посредством сознательного выбора правильной линии поведения.

Тема: Доброта и человечность

Кого мы считаем добрым человеком? Что такое человечность? Доброта и человечность — одна из конечных целей самовоспитания.

Тема: Нравственная культура общения

Общение — основной вид взаимодействия в социуме. Терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость — элементы нравственной культуры общения. 5

Тема: Спеши делать добро.

На что способен добрый человек. Добрые поступки — здоровая потребность нравственной личности.

Тема: Доброе слово, что ясный день.

Виды общения. Вербальное общение. Взаимосвязь лексического значения и энергетики слова. Неисчерпаемые возможности доброго слова в создании гармоничных межличностных отношений.

Тема: Чем сердиться, лучше помириться.

Многогранность человеческих взаимоотношений. Понятие конфликта. Способы избегания или ликвидации конфликтов.

Тема: Навыки самонаблюдения.

Самонаблюдение. Самооценка. Самокритика. Как распознать собственные ошибки. Субъективная и объективная оценка собственного поведения и состояния. Аналитическая работа над собой.

Тема: Красота природы и души.

Понятие красоты. Красота природная и душевная. Отражение внутреннего мира во внешних поступках.

Тема: Беречь природу, чтобы быть здоровым.

Природа, ее значение и ценность для жизни каждого человека и планеты в целом. Прямая связь между состоянием природы и здоровьем людей. Охрана природы — дело каждого.

Тема: Мое настроение.

Понятие настроения, эмоционального фона. Настроение и качество жизни. Способы управления настроением. Самоконтроль.

Тема: О заботливом отношении к людям.

Мы и наше окружение. Понятие заботы и ответственности. Способы заботливого отношения к людям.

Тема: Доброта, что солнце.

Доброта — душевное качество высоконравственного человека. Истоки доброты, способы ее проявления и значение в нашей жизни.

Тема: Вежливость на каждый день

Вежливое поведение. Развитие нравственной личности через каждодневное самовоспитание. Выбор правильной линии поведения в любой ситуации.

Тема: Когда идёшь по улице.

Мы вне дома и вне школы. Многообразие ситуаций, оценок, реакций. Ситуативное поведение воспитанного человека.

Тема: Скромность украшает человека.

Скромность — категория нравственности. Почему скромность украшает.

Как научиться быть скромным.

Неоднозначность человеческой природы. Понятие достоинств и недостатков. Умение взглянуть на себя со стороны. Ценность достоинств. Признание недостатков — первый шаг на пути к избавлению от них.

Тема: Простые правила этикета.

Что такое этикет. Правила этикета — регулятор поведения в различных ситуациях. Соблюдение правил — признак воспитанности.

Тема: Веселые правила хорошего тона.

Понятие хорошего тона. Жить по правилам весело и полезно.

Тема: Путешествие в страну этикета.

Как появился этикет. Вездесущий этикет. Этикет приветствий. Этикет в столовой. Этикет в поездке. Этикет в библиотеке. Этикет на дискотеке. Этикет в группе. Этикет в паре.

Тема: Как вести себя друг с другом.

Сложности взаимоотношений. Мой класс — моя семья. Бережное и внимательное отношение друг к другу.

Тема: Маленькое дело лучше большого безделья.

Дело или безделье — однозначный выбор. О маленьких вкладах в большое дело. Деятельность - путь к самосовершенствованию. Пагубность безделья.

Тема: Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои.

Родина большая и малая. Кого мы считаем героем. Герои России — представители разных народов.

Тема: Люби всё живое.

Любая жизнь бесценна. Незаменимость каждой биологической единицы. Баланс и гармония сосуществования видов на планете. Любовь ко всему живому как способ сохранения жизни на Земле.

Тема: Я люблю маму милую свою.

Мама в семейной иерархии. Кто заменит маму? Как выразить любовь к маме? Наш долг перед самым важным человеком.

Тема: Если радость на всех одна.

Радость персональная и коллективная. Общий успех — общая радость. Индивидуальный успех — радость одна на всех. Сплоченный коллектив — единый организм.

Тема: Мой класс – мои друзья.

Класс и дружба — единое целое. Ценность внутриколлективных дружеских взаимоотношений. Понятие взаимовыручки, поддержки, доверительности.

Тема: Самолюб - никому не люб.

Кто такой самолюб. Ориентация на самого себя или на окружающих. Как сделать правильный выбор. Принцип бумеранга.

Тема: О дружбе мальчиков и девочек.

Особенности дружбы мальчиков и девочек. Сильный и слабый пол. А если это любовь?

Тема: Основы бесконфликтного существования.

Программа начального курса “Эстетика” разработана для младших школьников гимназических классов, рассчитана на 4 года обучения (один час в неделю).

Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний детей об отдельных областях жизни.

  • закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
  • познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
  • возбудить у них потребность в общении с красотой;
  • вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;
  • развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;
  • развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся начальных классов.

Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Поэтому на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах на уроках эстетики этим средствам уделяется большое внимание.

Предлагаемый курс “Эстетика” содержит пять разделов:

1. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).

2. Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).

3. Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).

4. Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).

5. Культура и искусство удмуртского народа.

При составлении программы уроков эстетики учитывались календарные даты: Международные дни театра и музеев, Всемирный день охраны окружающей среды, День радио, дни рождения выдающихся деятелей искусства и культуры.

Значительное место на уроках эстетики мы рекомендуем отводить заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п.

У младших школьников нет еще обобщенных представлений о красоте человека, они обычно связываются с образом какого-то конкретного человека. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей.

Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На уроках должны широко использоваться различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также диафильмы, грамзаписи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.

При разработке тематики уроков "Эстетики" учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как "Изобразительное искусство и художественный труд", 'Музыка", "Естествознание", "Развитие речи", "Театр" и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.

Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах

1 класс

1 четверть

  1. Вводное занятие “Что такое красота?”.
  2. Мы видим красоту в окружающем нас мире.
  3. Мы слышим красивые звуки.
  4. Можно ли отличить красивое от безобразного?
  5. Вспоминая красное лето. За что мы любим лето?
  6. Бал цветов (песни, стихи, сказки, легенды, загадки о цветах).
  7. Золотая осень – очей очарованье!
  8. О чем рассказывают наши имена?
  9. Самая любимая игрушка.
  1. Свет мой зеркальце, скажи…(зачем нам нужно зеркало?).
  2. Красота внешнего вида (рисуем свой портрет).
  3. Мы умеем красиво вести себя в школе.
  4. О красоте поведения в общественном транспорте, на улице.
  5. Игры: “Мы пришли в театр”, “Мы в музее”.
  6. Живи добрее, будешь всем милее. Красота и доброта.
  7. Идет Волшебница – Зима!
  1. Как мы говорим? Речевой этикет.
  2. Красивые слова нам приятно слышать и произносить.
  3. “У меня зазвонил телефон…”.
  4. Игра “Разговоры по телефону”.
  5. Путешествие в удивительную страну Поэзию.
  6. Легко ли быть поэтом?
  7. Мои первые стихи.
  8. Любимые поэты.
  9. К.И.Чуковский – детям (викторина).
  1. Здоровье и красота человека.
  2. Уроки Мойдодыра. Что мы должны знать о своем здоровье?
  3. В гостях у Мойдодыра. Что мы должны уметь, чтобы быть здоровыми?
  4. Весна-Красна. Пробуждение природы в искусстве.
  5. Путешествие в страну Мульти-Пультию.
  6. Кукольный театр имени Сергея Образцова.
  7. Игра “В кукольном театре”.
  8. Итоговое занятие. Задание на лето.

2 класс

  1. Вводное занятие. Как мы провели лето?
  2. Повторение материала за 1 класс.
  3. Какие бывают букеты? Искусство составления букетов.
  4. Кто такие коллекционеры?
  5. Расскажи о своей коллекции.
  6. Гостевой этикет. Как пригласить гостей?
  7. Что и как лучше дарить? Все о подарке.
  8. Если ты – хозяин…
  9. Если ты – гость…
  1. Сервировка стола. Столовые приборы. Как ими пользоваться?
  2. Сервировка стола. Посуда.
  3. Как вести себя за столом?
  4. Поздравительная открытка: как ее оформить?
  5. Игры и развлечения для гостей.
  6. Отчего зависит мое настроение? Когда мне весело или грустно…
  7. Зимние игры и забавы.
  1. Общее представление о киноискусстве.
  2. Мой любимый кинофильм.
  3. Сказка живет в кинофильме. Сказки Александра Роу.
  4. Артисты и поклонники.
  5. Песня в кинофильме и мультфильме.
  6. Кто такой бард? Бардовские фестивали.
  7. Композиторы – детям.
  8. Музыка Владимира Шаинского.
  9. История создания детских песен.
  1. Игра “ Какие бывают музыкальные инструменты?”.
  2. Моя любимая песня. Мой любимый исполнитель.
  3. Наш зеленый друг. Лес – красота и наслаждение!
  4. Голоса весеннего леса. Слушаем пение птиц.
  5. Белая красавица – березка.
  6. Знакомство с невидимым театром. Радиотеатр для детей и его рубрики.
  7. Мои любимые радиопередачи и их ведущие.
  8. Итоговое занятие. Задание на лето.

3 класс

  1. Вводное занятие. Чудеса лета.
  2. Повторение материала за 2 класс.
  3. Общее понятие о видах изобразительного искусства.
  4. Живопись и графика.
  5. Скульптура и архитектура.
  6. Декоративно-прикладное искусство.
  7. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
  8. Сказочный жанр. Сказочник Виктор Васнецов.
  9. Где работают художники? Работа в творческих мастерских.
  1. Книжная графика.
  2. Художники – иллюстраторы: Е.Чарушин, В.Сутеев, В.Чижиков и другие.
  3. Исторический жанр в изобразительном искусстве.
  4. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
  5. Художники – пейзажисты: И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан и другие.
  6. Художники – портретисты: И.Репин, В.Серов, И.Крамской и другие.
  7. Художники – анималисты.
  1. Главные театры мира.
  2. Главные театры России. Заочное путешествие в Большой театр.
  3. Кто такой драматург? Современная драматургия для детей.
  4. Театральные жанры: драма, комедия, трагедия.
  5. Театры Удмуртии.
  6. Глазов – театральный город. Фестиваль “Театральные ладушки”.
  7. Какие бывают музеи? Музеи мира.
  8. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею.
  9. Музеи в Удмуртии и нашем городе. Музей “Иднакар”.
  1. Небесная красота.
  2. Звездное небо.
  3. Подводная красота: растительный мир подводного царства.
  4. Животный мир подводного царства.
  5. Военная тематика в искусстве.
  6. Телевидение и его рубрики. Телепередачи для детей.
  7. Кинорежиссеры – детям. Ролан Быков и его фильмы.
  8. Итоговое занятие. Задание на лето.

4 класс

  1. Вводное занятие. Красота лета.
  2. Повторение материала за 3 класс.
  3. Самое красивое место в моем городе. С днем рождения, любимый город!
  4. Традиции и обычаи народов России.
  5. Традиции удмуртского народа (устный журнал).
  6. Архитектура моего города.
  7. Известные скульпторы и архитекторы Удмуртии и города Глазова.
  8. Художники Удмуртии.
  9. Экскурсия в Выставочный зал “Художники города Глазова”
  1. Землю солнце красит, а человека – труд. Красота труда.
  2. Диспут “Какая профессия самая красивая?”.
  3. Диспут “Спорт или искусство?” Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плаванье.
  4. Диспут “Нужны ли сегодня рыцари?”
  5. Я Вам письмо пишу… Этикет письма.
  6. Писатели и поэты Удмуртии.
  7. Поэтический Глазов. Поэтические сборники стихов глазовских поэтов.
  8. Расскажи о своей любимой книге, писателе.
  1. Удмуртские народные инструменты.
  2. Композиторы Удмуртии и города Глазова.
  3. Музыкальные коллективы Удмуртии.
  4. Оперное искусство.
  5. Оперетта.
  6. Балетное искусство.
  7. Современный мюзикл.
  8. Развлечения в будущем. Фантазии детей.
  9. Дизайн помещения.
  1. Мода и красота.
  2. Известные модельеры в мире и в России.
  3. Юмор в нашей жизни.
  4. Цирковое искусство.
  5. Великие клоуны.
  6. Диспут “Как уживаются сила, красота и доброта?”
  7. Диспут “Красота спасет мир?”
  8. Заключительное занятие. Сочинение “Эстетика – это…”

Данная программа была апробирована автором в начальных (гимназических) классах МОУ СОШ № 15 г. Глазова (республика Удмуртия).

Приведем пример одного вводного занятия по эстетике с учащимися 1-го класса.

Тема: "Что такое красота?"

  • выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве;
  • способствовать формированию нового понятия "чувство красоты";
  • дать доступные сведения о людях, создающих красоту.

Ход беседы

Учитель сообщает, что на уроках по эстетике они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.

– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Далее учитель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Учитель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злым волшебником у нее отнят дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.

После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта.

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?

Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.

Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь учитель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми, это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города, это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека, это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

В конце беседы учитель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, классе, дома, на улице. Например, оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.


Мероприятие поможет в формировании у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Описание разработки

Цель:

- формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям, повторение и закрепление некоторых правил этикета.

Универсальные учебные действия:

- формировать восприятие обучения как необходимого элемента деятельности человека;

- воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим;

- формировать умение выражать свою точку зрения.

- развивать умение самостоятельного формулирования и выделения познавательной цели;

- развивать умение мыслить логически;

- формировать навык самостоятельного поиска информации.

- развитие умений осознавать то, что уже усвоено, в чём испытывается затруднение;

- формирование грамотного процесса рефлексии.

- формировать умение отвечать на вопросы учителя;

- развитие умений точно и полно выражать свои мысли;

- развивать культуру общения.

Внеклассное мероприятие на тему Этика и эстетика

2. 3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

2. 4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Я вас рада видеть очень",

"Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи",

"Всем пока", "Прощай", "Привет",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!".

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №35 г. Тамбова

Разумова Маргарита Александровна

Внеклассное мероприятие.

Направление внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.

- формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям, повторение и закрепление некоторых правил этикета.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формировать восприятие обучения как необходимого элемента деятельности человека;

- воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим;

- формировать умение выражать свою точку зрения.

Познавательные:

- развивать умение самостоятельного формулирования и выделения познавательной цели;

- развивать умение мыслить логически;

- формировать навык самостоятельного поиска информации.

Регулятивные:

- развитие умений осознавать то, что уже усвоено, в чём испытывается затруднение;

- формирование грамотного процесса рефлексии.

Коммуникативные:

- формировать умение отвечать на вопросы учителя;

- развитие умений точно и полно выражать свои мысли;

- развивать культуру общения.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм, раздаточные карточки.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить об этикете. Вы знаете, что это такое?

2. Проведение беседы.

2.1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения человека среди других людей.

К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Различают несколько видов этикета:
• Придворный этикет - строго исполняемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
• Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
• Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
• Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

2.2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
Итак, ребята, этикет - это правила общения в обществе.

Люди живут все вместе. И чтобы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, работать, отдыхать, каждому надо соблюдать правила, называемые этикетом.

Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Коля с Катей побранились –

До сих пор не помирились.

Толя Вадика толкнул, -

Тот в тарелку нос макнул.

И расхвасталась Наташа:

Не слыхали эти дети

Ничего об этикете,

И плохого в том не видят,

Что кого-нибудь обидят.

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Ребята, а знаем ли мы с вами правила этикета?

2.3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

2.4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.


Первое правило.

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Я вас рада видеть очень",

"Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи",

"Всем пока", "Прощай", "Привет",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!".

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Но, к сожалению, это правило иногда нарушается и мы забываем поприветствовать друг друга.

Второе правило.

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Ребята, какую же запись сделаем мы в наших карточках под цифрой два?

Третье правило.

Ребята, мы знаем, что культурным люди должны быть не только в школе, а везде где бы они ни находились.

Например, в транспорте.

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь -

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,

Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он - поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Ребята, можете ли вы привести другие примеры культурного поведения в транспорте?

Сделаем пометку в карточке:

- не забывай о культуре поведения в транспорте;

- помоги пожилому человеку или малышу;

- не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями.

Динамическая пауза.

Четвертое правило.

Культурный человек аккуратен также в одежде. А кто может назвать правила внешнего вида воспитанного человека?

Но не всегда люди выбирают одежду в соответствии с правилами этикета. Ребята, посмотрите на слайд, что же не так во внешнем виде учеников?

На приготовленных листах изобразите форму одежды в которой можно пойти: 1) в школу; 2) в театр; 3) на стадион.

Сделаем пометки в карточках:

- одежда должна быть чистой, опрятной, подходить к месту. Волосы должны быть уложены в прическу;

- если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
- помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах.

Ребята, а теперь вам предстоит подготовить творческие задания. Для двух пар приготовлены небольшие сценки. Через несколько минут подготовки, ребята продемонстрируют нам интересные моменты жизни ваших ровесников.

Перейдем к следующему правилу этикета.

Пятое правило.

Телефонный разговор – привычное явление в нашей жизни. Каждый день нам приходится разговаривать по телефону со своими родными, друзьями. Существуют особые правила телефонного разговора.

- Необходимо поприветствовать ответившего вам собеседника, поинтересоваться, не занят ли он и удобно ли ему разговаривать в данный момент.

- Если трубку взял не тот человек, которого вы бы хотели услышать, например, мама вашего друга, то необходимо вежливо попросить позвать к телефону необходимого человека. Если его не оказалось дома на данный момент, то оставьте для него какую-либо информацию, или попросите перезвонить в удобное время.

Сделаем пометку в карточке:

- разговор по телефону ведем вежливо.

Ребята, а теперь давайте попробуем представить, будто каждый из вас находится далеко от своего соседа по парте и вам необходимо срочно позвонить ему. Итак, телефонный разговор.

Молодцы, ребята. Правила телефонного разговора вы знаете хорошо, и, думаю, будете применять их в дальнейшем.

Тем временем, ребята успели подготовить сценки и хотят показать нам случаи из жизни ваших ровесников.

Сценка 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну, что ты…Спасибо… Не надо…
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

Сценка 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".

Помни: ты - человек, веди себя по-человечески!

В завершении урока скажем, что же такое этикет.

Что такое этикет?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

3. Организация и оценка повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, какой из рисунков отражает ваше настроение, с которым вы уйдёте с сегодняшнего мероприятия: весёлое, грустное или, может быть, мероприятие не произвело на вас никакого впечатления.


На этом наше мероприятие подошло к концу. До свидания, ребята!


-75%

Читайте также: