Естественнонаучное направление в школе профессии

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье:

Какие науки называют естественными?

Это те науки, которые изучают природу. К ним относят физику, химию, географию, геологию, экологию и астрономию. С течением времени образовались смежные науки, сочетающие в себе две или три: астро-, био-, геофизика, био- и геохимия, почвоведение и другие. Таких наук на данный момент огромное множество.

Именно естественные науки позволяют применить на практике все те знания, которые мы получаем на школьных уроках физики, биологии, географии и химии. И никто не сможет сказать, что они были бесполезными.

Естественно-научные специальности в вузах

Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?

В приказе о перечне направлений подготовки высшего образования можно найти очень много направлений, которые доступны поступающим в бакалавриат:

Первый раздел — математика и естественные науки. В нем большая группа специальностей под названием: физика и астрономия. В нее входят:

  • Прикладные математика и физика (03.03.01)
  • Физика (03.03.02)
  • Радиофизика (03.03.03)

В этом же разделе есть химия, куда входят:

  • Химия (04.03.01)
  • Химия, физика и механика материалов (04.03.02)

Здесь же находятся и науки о земле:

  • Геология (05.03.01)
  • География (05.03.02)
  • Картография и геоинформатика (05.03.03)
  • Гидрометеорология (05.03.04)
  • Прикладная гидрометеорология (05.03.05)
  • Экология и природопользование (05.03.06)

Биологические науки:

  • Биология (06.03.01)
  • Почвоведение (06.03.02)

Следующий отдел, связанный с естественными науками — сельское, лесное и рыбное хозяйство. В него входят:

  • Лесное дело (35.03.01)
  • Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (35.03.02)
  • Агрохимия и агропочвоведение (35.03.03)
  • Агрономия (35.03.04)
  • Садоводство (35.03.05)
  • Агроинженерия (35.03.06)
  • Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (35.03.07)
  • Водные биоресурсы и аквакультура (35.03.08)
  • Промышленное рыболовство (35.03.09)
  • Ландшафтная архитектура (35.03.10)
  • Гидромелиорация (35.03.11)

Конечно, к естественным наукам относят и те, которые связаны с животным миром. Здесь будут интересны направления, которые входят в раздел ветеринарии и зоотехнии:

  • Ветеринарно-санитарная экспертиза (36.03.01)
  • Зоотехния (36.03.02)

На стыке естественных и точных наук находятся некоторые направления, которые входят в большой блок специальностей: инженерное дело, технологии и технические науки. Здесь особенно интересны:

Электроника, радиотехника и системы связи:

  • Радиотехника (11.03.01)
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02)
  • Конструирование и технология электронных средств (11.03.03)
  • Электроника и наноэлектроника (11.03.04)

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:

  • Приборостроение (12.03.01)
  • Оптотехника (12.03.02)
  • Фотоника и оптоинформатика (12.03.03)
  • Биотехнические системы и технологии (12.03.04)
  • Лазерная техника и лазерные технологии (12.03.05)

Ядерная энергетика и технологии:

  • Ядерная энергетика и теплофизика (14.03.01)
  • Ядерные физика и технологии (14.03.02)

Физико-технические науки и технологии:

  • Техническая физика (16.03.01)
  • Высокотехнологические плазменные и энергетические установки (16.03.02)
  • Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения (16.03.03)

Химические технологии:

  • Химическая технология (18.03.01)
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (18.03.02)

Промышленная экология и биотехнологии:

  • Биотехнология (19.03.01)
  • Продукты питания из растительного сырья (19.03.02)
  • Продукты питания животного происхождения (19.03.03)
  • Технология продукции и организация общественного питания (19.03.04)

Таким образом, на данный момент представлено очень много интересных специальностей в разных сферах. Какие-то из очень узконаправленные, а какие-то совмещают в себе сразу несколько естественных наук. К примеру, физику и химию.

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

В каких вузах лучше всего изучать естественные науки?

Рейтинговое агентство RUR начиная с 2017 года публикует список лучших вузов. Мы выбрали топ-10 вузов из области естественных наук за 2020 год:

Согласно основной программе ФГОС СОО в старшей школе предусмотрено 5 профилей обучения. Сегодня расскажем об одном из них.

Что изучают?

Во всех профильных классах есть набор предметов, которые должны обязательно изучаться: русский язык и литература, математика (алгебра и начала анализа, геометрия), ОБЖ, иностранный язык, история, физическая культура. Остальные предметы формируются исходя из профиля. В естественно-научном профиле обучения на углубленном уровне есть возможность изучать: химию, биологию, математику . Количество часов на изучение каждого из профильных предметов определяет школа на основе федеральных и региональных рекомендаций.

Здесь важно понимать, что школа формирует учебный план исходя из запросов своих учеников: проводятся опросы девятиклассников, смотрят выбранные предметы для сдачи на ОГЭ. Поэтому дополнительным предметом для изучения на углубленном уровне может быть выбрана, например, физика . Кроме этого стандарт дает возможность изучения на базовом уровне таких предметов, как естествознание и экология .

Суть профильного обучения, с одной стороны, погрузить в выбранные предметы и лучше подготовить к экзаменам, с другой стороны, это профориентационная работа.

Какие профессии?

Вопрос профориентации начинает вставать всё раньше. С профессиональным направлением определяться нужно уже в 9 классе. Выбирая естественно-научный профиль, школьник обычно увлекается химией и/или биологией и на этом строит свой выбор профессии.

В целом, такой набор предметов ориентирует на поступление в медицинские ВУЗы. Однако мир меняется и запросы на рынке труда вместе с ним. Посмотреть актуальные сейчас и востребованные в будущем профессии можно, например, в Атласе новых профессий .

Цифры: сколько сдают?

В этом году биологию сдавали примерно 140 тысяч выпускников, химию - чуть меньше 100 тысяч.

Если смотреть статистику по годам, то наблюдается стабильное количество сдающих эти предметы. В 2018 году биологию сдавало 140 тысяч, химию 84,5 тысячи выпускников. В 2019: химию 89 тысяч, биологию 124 тысячи.

Как и когда узнать подробности?

Учебный план школы на будущий учебный год обычно формируется весной. В марте-апреле он утверждается. Как и любой документ, его выкладывают на официальный сайт школы. Там и можно его изучить.

Как правило, школы устраивают общешкольные родительские собрания в конце года, где объявляют о формировании десятых классов и их профили. Каналов информирования родителей и учеников достаточно, главное, проявить интерес и задать вопросы.

Если у вас есть опыт обучения в классе естественно-научного профиля, поделитесь с нами в комментариях. Помогло ли это при подготовке к ЕГЭ? В дальнейшем обучении в ВУЗе? Связали ли вы своё увлечение предметом с будущей профессией?

На следующей неделе расскажем о технологическом профиле. Возникли вопросы? Задавайте!

Естественно-научные специальности целесообразно разделить на два больших раздела:

  • химические и биомедицинские науки;
  • науки о Земле.

Химические технологии

Химия в чистом виде – это скорее теоретическая дисциплина. Если же говорить о более востребованном рынком труда прикладном значении, то речь пойдет о химических технологиях, которые лежат на стыке физики, химии и математики. Главная цель – это превращение химического сырья или материала в более удобные для использования формы. Химические технологии также нацелены на открытие и создание новых ценных материалов и методов. Люди, работающие в этой сфере, называются химиками-инженерами или химиками-технологами.

Химики-инженеры создают то, чем мы пользуемся в обычной жизни. Спектр отраслей, в которых можно работать, окончив соответствующую специальность, таков:

  • Очистка воды и сточных вод;
  • Нефтепереработка и производство нефтепродуктов;
  • Производство электроэнергии;
  • Производство напитков и продуктов питания;
  • Производство косметики и текстиля.

Химическая и биофармацевтическая отрасли относятся к числу наиболее бурно растущих во всем мире.

Биомедицинские технологии

Биомедицину можно определить как прикладное направление, в котором инженерные принципы и технологии применяются к медицине. Чтобы добиться успеха в этом направлении, специалист должен быть хорошим инженером, который к тому же прекрасно разбирается в медицинских и биологических науках.

Это довольно молодая область знаний, поэтому большая часть работы биомедицинского инженера (или биоинженера) заключается в научных исследованиях и развитии в таких областях, как биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование и т.д. В качестве примера результатов такой работы можно привести разработку и создание биосовместимых протезов, диагностического и медицинского оборудования и новых лекарственных средств.

Биомедицину можно определить как прикладное направление, в котором инженерные принципы и технологии применяются к медицине

Фармацевтика

Отдельно стоит сказать о фармацевтике, которая направлена на открытие, разработку, создание и продажу медикаментов. Крупные фармацевтические компании нанимают на работу людей с самыми разными качествами и образованием, но чаще всего это биологи и химики. Прекрасным кандидатом будет человек с двумя образованиями – первым биологическим или химическим, а вторым – в области менеджмента, маркетинга, юриспруденции, финансов и т.д. Новому медицинскому препарату необходимо в среднем 12 лет, чтобы пройти все тесты и испытания и выйти на рынок – можно себе представить, сколько самых разных специалистов задействовано в этом.

Науки о Земле

Науки о Земле охватывают очень большое количество самых разных специальностей, которые изучают историю и будущее Земли, климатические изменения, экологические проблемы, обеспечение населения продуктами, водой и энергией, сохранение природных ресурсов и многое другое.

Самыми динамично развивающимися направлениями здесь являются менеджмент в энергетике и утилизации отходов, а также устойчивое развитие. Перечисление отраслей, в которых могут работать геологи, географы, экологи и другие смежные специалисты, отнимет немало времени. Достаточно лишь сказать, что такой список начинается авиацией и археологией и заканчивается ядерной физикой.
Можно также перечислить наиболее важные задачи, которые сегодня решают специалисты в области наук о Земле:

  • развитие использования возобновляемых источников энергии – Солнца, ветра, воды и др.
  • прогноз развития планетарных систем;
  • поиск новых месторождений природных ресурсов (вода, нефть и металлы);
  • сохранение почв и сельскохозяйственной продуктивности;
  • сохранение качества водных ресурсов;
  • уменьшение последствий природных катастроф (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы, сели и цунами);
  • определение баланса между общественными нуждами и сохранением экосистем;
  • понимание и предсказание поведения климатических систем.

Геология

Геология – одна из основных наук о Земле. Геологи работают с материалами, из которых состоит наша планета, изучают ее структуру и процессы. Геологи также изучают изменения, происходившие на Земле в разные эпохи. Геологи занимаются поиском природных ресурсов, изучают катастрофические явления.

Метеорология

Метеорологи изучают атмосферу и влияние процессов в ней на изменение погоды и климата. Это сугубо практическая наука, изучающая также влияние деятельности человека на климат.

Океанологи изучают строение, состав, развитие и процессы, происходящие в Мировом океане

Океанология

Океанологи изучают строение, состав, развитие и процессы, происходящие в Мировом океане. Океаны покрывают большую часть планеты и являются источником многих ресурсов, в том числе и энергетических. Океаны также оказывают решающее влияние на климат.

Отдельным направлением наук о Земле являются экологические специальности, лежащие на стыке многих дисциплин и переживающие сегодня небывалый подъем. Хороший эколог должен разбираться в химии, физике, биологии и геологии, а часто также и в экономике, социальных и политических науках.

Узнайте больше информации от представителей вузов лично

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.


Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.



У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.


Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.


Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Читайте также: