Еремеево слово краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

ГЛАВА 1

История начинается от лица девятилетнего мальчика Васи. Когда ему было шесть лет, его мама умерла. Отец, городской судья, уделял мальчику мало времени, его внимание переключилось на маленькую дочь Соню. Вася решил, что о Соне папа заботится больше, потому что она похожа на маму.

В городке, где жил Вася, стоял заброшенный замок с мрачной репутацией. Там жили бедняки и бездомные, но однажды между ними участились конфликты. Тогда бывший графский слуга Януш решил разделить жителей замка: оставить католиков, а остальных выгнать.

ГЛАВА 2

Изгнанники нашли себе дом в подземельях старой часовни. Их предводителем стал пан Тыбурций Драб — яркий и эрудированный мужчина. Вместе с ним в компанию бездомных пришли двое его приёмных детей — мальчик Валёк и его младшая сестра Маруся.

Они не просили милостыню, как жители замка. В городе общество часовни появлялось редко, чаще по ночам, так как местные жители не любили их. Нищие не давали себя в обиду и всегда защищали друг друга.

ГЛАВА 3

Из-за тяжёлых отношений с отцом Вася редко появлялся дома. Иногда он играл с сестрёнкой в её комнате, но чаще слонялся в окрестностях города и возвращался домой поздним вечером.

Когда он появлялся на улице со сторонниками Драба, Януш ругал его и говорил, что мальчик в дурном обществе. Местные прозвали Васю бродягой, но его это не расстраивало. Больше всего он страдал от одиночества, поэтому уходил из дома, чтобы не видеть сурового отцовского лица.

Однажды Вася заметил старую часовню на горе, но не решался туда забраться. Он тщательно изучил местность, заманил яблоками нескольких городских мальчишек, и они отправились осматривать находку.

ГЛАВА 4

Вокруг часовни было страшно: на склонах горы виднелись человеческие кости и черепа, а в одном месте торчал обгоревший гроб. Дверь в часовню была заперта, и мальчики решили забраться через окно. Друзья помогли Васе забраться наверх, но сами испугались и сбежали.

Внезапно Вася услышал детский шёпот. Внизу стояли двое детей: маленькая девочка и мальчик примерно Васиного возраста. Ими оказались Валёк и Маруся. Вася угостил их яблоками, и ребята подружились. Новые знакомые помогли Васе выбраться из часовни, а мальчик пообещал снова прийти к ним в гости.

ГЛАВА 5

Каждый день Вася набирал полные карманы яблок и других вкусностей и сбегал к новым друзьям. Они виделись тайно, чтобы Драб не узнал об их дружбе.

Вася постоянно сравнивал Марусю с Соней и удивлялся их различию. Соня много смеялась, бегала и играла, а Маруся двигалась мало и лишь изредка улыбалась. Валёк объяснил, что это камни часовни высосали из неё все жизненные силы.

Один раз ребята рассказали, что пан Тыбурций очень их любит. Вася расстроился, ведь его отец никогда не был ласков с ним. Он сказал Марусе и Вальку, что его отец — плохой человек, потому что его не любит. Валёк же серьёзно объяснил мальчику, что Тыбурций считает судью главным человеком в городе. Это заставило Васю задуматься и немного гордиться отцом.

ГЛАВА 6

Вася впервые оказался в подземелье часовни. Там было неуютно, будто серые стены держали взаперти. Дети поднялись наверх, где Валёк признался, что украл булку для Маруси.

Вася знал, что воровать нельзя, но не осуждал друга. И всё же ему было грустно, поэтому дома он плакал, уткнувшись в подушку, пока не заснул.

ГЛАВА 7

На следующий день Вася снова пришёл в гости к друзьям. Ребята играли в жмурки, когда появился Тыбурций. Сначала мужчина разозлился такой дружбе и пригрозил Васе поджарить его на огне. Но под уговорами детей смягчился и пригласил Васю с ними в подземелье.

Драб взял с мальчика обещание, что он никому не расскажет, куда ходит и с кем общается. Вася признался, что молчит уже шесть дней и готов молчать ещё. Тыбурций оценил верность слову и угостил мальчика куском мяса. Вася понял, что ест ворованную еду, но у него на душе становилось тепло от того, как Маруся радовалась мясу.

Дома он впервые осознал, с какими людьми связался, но понял, что предать или бросить их не сможет.

ГЛАВА 8

Осенью Маруся заболела. Она не подавала вида, но с каждым днём становилась бледнее и тоньше. Вася и Валёк старались выносить её на улицу, чтобы она могла подышать свежим воздухом. Там девочке становилось лучше.

Вася очень грустил, ведь привязался к Марусе, как к родной сестре. Он заботился о девочке и старался её порадовать.

ГЛАВА 9

С каждым днём Марусе было всё хуже. Вася приносил в подземелье свои игрушки, чтобы ободрить девочку, но её ничто не радовало. Её глаза потемнели, и мальчишки давно не слышали её смеха.

Вася вспомнил, что у Сони есть красивая кукла с русыми волосами. Он уговорил сестрёнку на время поиграть с другими игрушками и никому не рассказывать о пропаже. Марусе очень понравилась кукла: она рассмеялась, ожила, стала ходить по подземелью, таская игрушку за собой.

Спустя пару дней отец узнал от Януша, что Вася связался с нищими и украл куклу. Отец спрашивал у сына, куда тот ходит, но мальчик только признался, что забрал куклу. Тогда папа запретил ему выходить из дома.

Вдруг в доме появился Тыбурций с куклой в руках. Он рассказал Васиному отцу о дружбе их детей и пригласил Васю попрощаться с Марусей. Девочка умерла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Владимир Степанович Галкин

Чудные зерна: сибирские сказы

С тайги, почитай, полдеревни кормилось, да только не всякий достатком довольный — хапает, рвет, а все мало. И заслону хитнику не было. Одного и побаивались, что Еремей Седому Медведю пожалуется. Знавался, говорят, с ним старик. Увидит кого в неурочное время, крикнет:

— Почто на охоту тащишься — птица в гнездо села?! Вот Седой-то медведь узнает, будет тебе на орехи!

Про Седого медведя ребятишки у Еремея спрашивали, да он отговаривался:

— В тайгу ходить заробеете.

А вот Феде Сентябову да Клюкину Егорке про медведя поведал…

Как-то, по весне, пошли ребята тетеревов бить, да заплутали. Слышат, недалече топором кто-то тюкает. Побрели на стук, вскоре на вырубку вышли, глядят, Еремей у поваленной сосны сучья обрубает, запарился. Ребята помочь вызвались, мигом стволину очистили, костер развели, трофеями хвастают, но старик глянув да заворчал:

— Зачем много-то настреляли? Тетерку вон погубили!

Федя давай оправдываться:

— Нечаянно подстрелили, с лесу не убудет, поди?

— Знамо не убудет! — поддакнул Егорка.

Еремей разошелся, ругается:

— Как это не убудет?! Она бы яичушков нанесла, птенчиков вывела.

Потом помолчал, да сказал вдруг:

— Доберется вот до вас Седой медведь! Ребята и уставились на старика:

— Хто… Хозяин тайги, говорю — Седой медведь!

Ребята притихли сразу, к костру пододвинулись. Еремей же за хворостом отошел — ночь-то уж над тайгой сгустилась, а как вернулся, котелок с похлебкой над костром повесил. Федя спросил:

— А почему он в тайге-то хозяин?

Старик подбросил в костер сухих веток и рассудил:

— Кому ж быть, как не медведю? Везде свой хозяин имеется: в небе — орел, в озере — щука, в тайге — медведь. Он, батюшка, всему лесу хозяин.

Федя с Егоркой в темноту настороженно поглядели, да опять спрашивают:

— Правду говоришь, а почему Седым медведя-то кличут?

Старик ухмыльнулся и уж по-доброму протянул:

— 0-о-о… Непростая это история, рассказывать если, часу не хватит.

Ребята и прилипли: расскажи да расскажи про медведя!

Долго Еремей молчал, потом помешал в котелке варево:

Много лет, назад в нашем селе жила старуха со внучонком. Никиткой его кликали. Годами вроде вас был — такой же пострел. Не знал ни отца, ни матери. Подобрали мужики на дороге. В корзине лежал, верещал по-заячьи.

Как с нам быть? Призадумаешься, коли своих у каждого по десятку. Решили отдать бабке. Та не отказалась, взяла.

Парнишонку выходила, подрос он, поправился. Старуха травы целебные собирала, людей лечила — тем и жила. Но вот сама захворала. А время пришло травку целебную собирать, хворь свою ею снимать. Бабка и решила Никитку послать — ему не впервой по тайге шастать. Собрался скоренько: лапотки обул, пирожка кусочек в тряпочку завернул и убег.

Идет по тайге Никита, травку выискивает, а она никак на глаза не попадется. Бродил, бродил, вдруг меж деревьями полянку увидал. Посредине ель стоит высокая, а под ней медведица с медвежонком играют. Медвежонок мать за ухо, за бок цапает, та урчит ласково, детеныша облизывает. Никитка и залюбовался. Медведица, видно, мальчонку не учуяла, вскорости по своим делам ушла в тайгу, малыша одного оставили.

Никитке любопытно, вышел на поляну смело. А медвежонок к нему закосолапил. Подошел, мордой тычется. Вынул Никитка пирожка кусочек, отломил половину. Медвежонок съел и еще просит. Отдал он и другую. Наелся медвежонок, встал на задние лапы: поиграть ему захотелось. Тут Никитка почувствовал, будто сзади кто на него смотрит. Оглянулся и обмер со страху: на кромке поляны медведица стоит. Хотел бежать, да ноги словно ватные, хотел закричать, да голоса нет. А медведица подошла, обнюхала, заурчала ласково и лизнула в щеку.

Никитка видит, что обошлась она с ним добро, осмелел, ручонкой ее погладил и с медвежонком играть принялся. Да не заметил, как день пролетел. Лишь когда стемнело, опомнился. Но поздно. До села далеко, а на небе уж звезды повысыпали. И растерялся Никитка, не знает, как ему быть. Тут подошла к нему медведица, села рядышком. Ткнулся Никитка ей в грудь и заплакал. Вдруг сказала она голосом человеческим:

— Погодь, Никитушка, оставь слезы.

Сама пошла с медвежонком вокруг ели. Раз прошлась, второй, а на третий появилась из-за ели женщина: молодая, в сарафане белом шелковом, а с ней мальчонка, совсем махонький.

Поглядела на Никитку ласково, взяла за руку, повела. Никитка глядят и глазам своим не верит: на поляне стоит терем с резными балконами, а мальчонка смеется, за руку Никитку в терем тянет.

Вошли. Женщина Никитку за стол посадила, каши меду поставила. Накормила, напоила, о житье-бытье разговор завела. Ну и рассказал Никита все без утайки, что не знает ни отца, ни матери, что его мужики нашли. А бабка по доброте душевной взяла, выходила, да сейчас сама захворала — за травкой целебной послала. Только не может он её найти.

Выслушала женщина Никитку и сказала:

— Твоя беда — не беда. Будет тебе травка. А сейчас ночь, ложись, спи спокойно.

…Проснулся когда Никитка, глядит — нет никого: ни женщины, ни мальчонки, ни медвежонка, ни медведицы. А у ели нужная ему травка растет; набрал полное лукошко и припустил в село. Наварил зелья целебного, дал бабке попить — вроде полегчало, но вскорости опять худо сделалось, И подумала тогда бабка:

Ушёл Никитка, да только не нашёл он ни ели, ни той полянки. Пришлось с пустыми руками в село вернуться. Увидели его ребятишки соседские, закричали:

— Зря, Никитка, ходил в тайгу. Бабка твоя преставилась…

Погоревал он, но делать нечего — стал один в избушке жить. А чтобы кормиться чем было, занялся бабкиным промыслом — она его многому научила.

Вот идёт однажды по тайге, травку собирает. Вдруг лай собачий совсем близко услыхал, побежал в ту сторону, откуда лай доносился, и… выскочил на знакомую поляну. Глядит — два огромных пса у ели прыгают, а на ней медвежонок сидит, махонький. Уцепился за ветки, ревёт жалобно — вот-вот сорвётся.

Схватил Никитка палку, стал собак отгонять. Да где малышу с двумя большущими псами сладить. Плохо бы ему пришлось, но тут медведица из-за кустов выскочила, зарычала по-страшному. Псы поджали хвосты, понеслись прочь, Никитка взял на руки медвежонка, на землю поставил. Медведица сказала голосом человеческим:

— Спасибо тебе, Никитушка, что сына из беды вызволил.

Сама взяла медвежонка и пошла вокруг ели. Раз прошла, второй, а на третий вышла из-за ели женщина: молодая, в сарафане белом шёлковом, а с ней мальчонка махонький.

Женщина улыбнулась, взяла Никитку за руку, повела вокруг ели. И видит Никитка: стоит на поляне терем, перед ним стол накрыт, а на столе кушанья разные.

Посадила женщина Никитку за стол, накормила, напоила, поглядела ласково и сказала:

— Знаю я, Никитушка, осиротел ты. Бабка, что тебя выходила, померла, добрая была старушка. Лес берегла и тебя нашим заступником вырастила. Хочешь, буду тебе вместо матери, а сын мой братцем твоим станет. Будешь с нами жить — про печаль и горе забудешь.

Подумал Никитка и ответил:

— Не могу я, матушка-медведица, дело своё бросить, я людей лечу, от злой хвори спасаю.

Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко (слева направо)

Какие меры закрепили минские соглашения. Краткое содержание

Как исполнялись минские соглашения

По факту за семь лет сторонам после долгих переговоров удалось лишь добиться обмена насильно удерживаемых лиц (по факту пленных). ДНР и ЛНР, а также МИД России неоднократно обвиняли Киев в незаконном занятии населенных пунктов в буферной зоне и появлении там тяжелой техники.

Не были амнистированы участники событий 2014–2015 годов. И хотя Верховная рада приняла в 2015 году закон об особом статусе Донбасса, однако увязала вступление его в силу с проведением местных выборов. При этом в Киеве настаивали на том, что сначала должны восстановить контроль над границей, а уже потом проводить выборы. В Москве с этим категорически не соглашались.

В 2019 году участники Контактной группы приняли так называемую формулу Штайнмайера (по имени ее автора, главы МИД Германии Франка Штайнмайера), в соответствии с которой закон об особом статусе должен был вступить в силу после признания местных выборов в Донецкой и Луганской областях соответствующими стандартами ОБСЕ. Помимо этого, предполагалось вновь отвести вооруженные формирования на прежние позиции. Принятие этой поправки вызвало недовольство оппозиции в Киеве. Согласовать порядок проведения выборов сторонам так и не удалось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2. Фольклор. Собиратели фольклора Прикамья.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

- Что такое фольклор? (Народное искусство, знание)

- Когда и как он появился?

- В чем сходство и различие фольклора разных народов?

(В фольклоре любого народа отражены его история, его жизнь, мудрость.

Идеи фольклора общие, но каждый народ выражает их своим языком).

2. Из истории собирания фольклора народов Прикамья.

Впервые записывать произведения устного народного творчества начали в Европе сотни лет тому назад, но изучать его стали только в 18 веке.

В России первые записи появились в 18 веке.

20 годы 18 века. На Урале их делали по указанию Василия Никитича Татищева (основателя Перми и Екатеринбурга).

В начале 19 века Владимир Иванович Даль собирал на Урале русский и татаро-башкирский фольклор.

В 1833 году А.С. Пушкин записал в Оренбургской губернии предания и песни о Емельяне Пугачеве.

Большое значение в истории собирания народного творчества Прикамья имела деятельность писателя Ф.М.Решетникова.

Высоко ценил устное поэтическое творчество Д.Н.Мамин-Сибиряк.

В 20 веке собирал фольклор сельский учитель В.Н.Серебренников, преподаватель ПГПУ И.В.Зырянов, его коллеги и студенты.

3. Самостоятельное чтение статьи про В.Н.Серебренникова(1881-193).

Родился в семье священника. Андреевское двухклассное училище.

Пермское духовное училище. Похвальный лист.

Пермская духовная семинария.

После окончания семинарии поехал учить грамоте детей. Общительный, веселый, шутник и затейник, молодой сельский учитель был душой деревенских посиделок.

В детстве маленький Валентин знал много сказок, пословиц, поговорок, постоянно запоминал новые. Позже появилась потребность не только запоминать, но и записывать произведения. Так он и стал собирателем местного фольклора. Это стало целью его жизни.

В возрасте 35 лет Валентин Николаевич стал студентом Пермского университета. Он публикует четыре небольшие книжицы.

После окончания университета Серебренников едет в Кунгур. Свое свободное время собирает и публикует фольклорные произведения. По его инициативе в Кунгуре было создано общество краеведения.

Мечта фольклориста сбылась, пусть даже после его смерти.

Иван Васильевич Зырянов известен как ученый, писатель и собиратель народного творчества. После окончания Пермского педагогического университета вернулся в Красновишерск и работал учителем литературы.

Во время каникул отправлялся в экспедиции за песнями, сказками один или со школьниками. Ему удалось записать обряд чердынской свадьбы.

Глубокие знания Прикамского фольклора помогли И.В.Зырянову написать научный труд, а за сборники народной поэзии он был принят в Союз писателей. В последнее время он жил в Перми и работал преподавателем педагогического института.

5. Жанры фольклора.

Эпические фольклорные жанры:

· сказка (волшебные сказки, сказки о животных; бытовые сказки)

Лирические фольклорные жанры:

· частушки («Ой, маменька, тошно, // Хвораю нарочно)

Драматические фольклорные жанры:

6. Пословицы и поговорки о Пермском крае (проверка домашнего задания)

К большому терпенью придёт и уменье.

За глупой головой и ногам плохо.

Догадка не хуже разума.

Ум как нож — остёр, когда есть хороший брусок.

7. Сказка - эпический жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический вымысел.

Характерные черты сказки:

· конфликт добра и зла;

· мифологический, вымышленный мир;

· сказочные приемы и образы.

Сказки традиционно подразделяются на сказки о животных, бытовые и волшебные.

Действие волшебной сказки происходит в мифологическом вымышленном мире. Волшебная сказка предполагает использование ряда устойчивых приёмов:

-приём троекратного повторения (три сына, три испытания героя, тридесятое царство),

-наличие героя-помощника (звери, помогающие герою в прохождении испытаний,

-волшебного предмета: волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка).

В бытовой сказке действие происходит в реальности.

Бытовые сказки строятся на сюжете, где главный герой, чаще всего простой, небогатый человек, благодаря своей смекалке и находчивости выходит победителем из сложной ситуации.

В сказках о животных героями являются животные, которые наделяются, как правило, устойчивыми характерами: заяц трусливый, лиса хитрая, волк глупый. Эти сказки носят воспитательно-развлекательный характер.

Читайте также: