Экономика и экология 3 класс школа россии

Обновлено: 08.07.2024

- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.

- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.

- Пока вы сосредотачиваетесь на уроке, я познакомлю наших гостей с целями урока, (подхожу к гостям и быстро проговариваю цели, чтобы они знали: на что обращать внимание).

2. Вступление (вдалеке звучит спокойная музыка (Приложение 3)).

Учитель: сегодня у нас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского. Цель для детей: Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания.

- На экране слайд № 2 (Приложение 4) и мелодия звучит сильнее. Я читаю: “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.

- Итак, какие же мысли у вас возникли?

Дети: Что человек без природы не может существовать.

Учитель: Чем займемся сегодня? Сейчас узнаем. За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?

Дети: умный, любознательный, внимательный, старательный, верю в себя, смелый, бодрый, дисциплинированный, устойчивый, сообразительный, активный, трудолюбивый, творческий. (по ходу перечисления к доске прикрепляются таблички).

Учитель: Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.

3. Формулирование темы.

- А сейчас, внимание!

- Откройте учебник на странице 81, посмотрите на иллюстрацию. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом месте.

- Что вы видите? ….. (говорят).

- Что видите на слайде №3?

- Закройте глаза и представьте себя рядом.

- Что общего у этих изображений?

Д: Случилась беда.

- Как можно озаглавить их?

Д: Экологическая катастрофа. (на экране слайд №4 - экологическая катастрофа).

- Кто же в этом виноват?

- Да. Но почему же человек допустил такое?

Д: Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.

- Какая наука занимается предотвращением этого?

Д: Экология. (в тетрадях пишут, а один из учеников записывает на доске: во время письма похвалить “Как красиво!”).

-Посмотрите на следующий слайд № 5 (изображения дымящих труб (анимация + рабочие, деньги).

-Вредит ли дым, окружающий среде, людям?

-При чем здесь изображение денег?

-Как можно озаглавить данный слайд! (если затрудняются ответить, то в учебнике посмотреть подсказку на стр. 39 в рубрике “Для любознательных“).

-Что помогло догадаться?

Д: дым вредит окружающей среде, значит, человек делает что-то для себя, не экономит топливо. Промышленность наносит вред не только природе, но и здоровью.

К доске вызывается ученик, он пишет: “экономика” рядом с “экологией”. Похвалить за письмо; все пишут в тетрадях.

- Над какой же темой будем работать?

Д: (хором) экология и экономика. Слайд 6. Тема на слайде.

4. Повторение пройденного.

- Да. Верно. Начнём по порядку. Первая часть темы: “Экология”.

- Что известно об экологии?

Д: Это наука о связях между живыми существами и окружающей среды, между человеком и природой.

- Какая бывает природа?

Д: Живая и неживая.

Посмотрите на слайд № 7. Перед вами картины живой и неживой природы. (Я указкой показываю: что это. а это?,… и т. д.).

- По каким же признакам живую природу отличают от неживой?

Д: Движение, размножение, дыхание, питание, умирают.

-Давайте решим задачу: перед вами слова, записанные в 2 столбика: (слайд № 8).

-По увиденным слайдам вспомните признаки живой и неживой природы?

- Скажите, в 1-ом столбике перечислены объекты живой или неживой природы?

- Назовите, как объекты живой природы зависят от неживой.

- I ряд выясняет, с каким объектом неживой природы связан цветок?

- II ряд: с каким объектом связана бабочка?

- III ряд: с каким объектом связан человек?

(когда один человек с каждого ряда отвечает, все остальные выражают свое согласие или несогласие кивком головы)

  1. I ряд: Цветок - почва, солнце, осадки.
  2. II ряд: Бабочка - почва, солнце, осадки.
  3. III ряд: Человек - почва, солнце, осадки.

(По ходу появляются на слайде стрелки).

Первую часть темы повторили.

- А еще, какие бы знания по экологии вам были бы интересны?

Д: Какое значение экологии для человека.

Как человек влияет на изменения в природе.

- Ответы на ваши вопросы получите в ходе урока.

- А сейчас посмотрите на доску. Перед вами условные обозначения: таблички (синий - потребители, оранжевый - экономисты, зелёный - экологи ). Выберите для себя, кем бы вы хотели быть, (прохожу по “рядам” и раздаю фишки)

- Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо, или плохо рвать полевые цветы, (слайд №9) Отвечайте со своих выбранных позиций. Скоро лето и такая ситуация может случиться.

Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.

Д (экономисты): Рвать цветы можно, неразумно. Это выгода, так - как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.

Д (экологи): Природу нужно беречь, не забывать о правилах поведения в природе, чтобы ей не нанести вред!

Ученик читает стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы.

5. Объяснение темы.

- А если не будем соблюдать правила природу, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны. В нашей школе ежегодно проходит научная конференция. В прошлом году был представлен проект "Трагедия Чернобыля". 26 апреля исполнилось 20 лет, как прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. 300 человек погибло сразу. Из нашего города по ликвидации последствий принимало участие 170 человек.

- Вот кадры (слайд № 10) из исследовательского материала учащихся 9"А" класса: Нестеренко Гриши и Гордюк Саши, которые прокомментирует ваша одноклассница Баша Оля.

Д: (доклад о Чернобыле, а в конце говорит: "Я не хочу жить в таком мире, мне страшно ". (Я её обнимаю и успокаиваю) проговариваю о дате взрыва и добавляю: " Не бойся! Люди такое предотвратят. Ведь прогресс не стоит на месте.

- А что еще считаете экологической катастрофой?

- Конечно же, после таких катастроф люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением.

- Экологический месячник, который сейчас проходит, не обошел стороной наш дом - Рубцовск и учащихся нашей школы.

-Как думаете, для чего мы в нём принимаем участие?

Д: чтобы было чисто: убрать территорию школы, около дома навести порядок.

-Также, учащиеся нашей школы ежегодно очищают берег реки Алей, выпускают свои листовки с призывами к жителям нашего города: " соблюдать чистоту. (Выходят к доске 3 человека и клеят листовки, озвучивая их).

- Так мы трудимся во благо будущего. Слайд №11.

- Я думаю, что, подрастая, вы продолжите добрые начинания.

6. Работа по учебнику.

- Мы с вами сегодня говорим; что может вредить экологии, а что помогать.

Откройте учебник, стр. 86.

- Что же нам приготовил автор учебника в рубрике “Для любознательных” 1 человек читает вслух.

- О чём же говорится?

Д: О нефтеналивных танкерах.

- Правильно. Я тоже приготовила вам интересные факты.

- Внимание! (Слайд №12, 13) Прочитайте самостоятельно и сделайте выводы по прочитанному.

Д: всё в природе взаимосвязано. (Слайд №14)

7. Физкультурная минутка (Обычная зарядка).

8. Продолжение работы.

- Тихо сели. Продолжаем работу дальше.

- Над какой темой работаем?

Д: Экология и экономика.

- Что “разобрали” полностью?

Д: Экология (если затрудняются, то “2”).

-Что осталось? (если затрудняются посмотреть по учебнику с. 39)

- Что знаем о ней?

Д: Это правила, законы ведения домашнего хозяйства. Она помогает лучше понять, что такое экологические потребности, ресурсы, что у экономики есть три кита: природные богатства, труд, капитал.

- А что значит экономить?

Д: Быть бережливым, хозяйственным.

- Каким образом это относиться к экологии?

Д: Беречь природу, рассчитывать и рационально использовать возможные природные богатства.

9. Творческая работа.

- Мы говорили: "Всё в природе взаимосвязано, особенно человек напрямую связан с природой. Природа в опасности! Подумайте и напишите в тетрадях 1-2 предложения на тему (слайд №15) "Что я могу сделать для экологического благополучия своего города?" (даю 1 минуту на раздумье).

- Что же у вас получилось?

Д: 1-2 уч-ся спросить.

- Хорошо. Я думаю, ваши предложения станут вашими правилами поведения в дальнейшей жизни.

- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.

10. Работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на стр. 82.

Д: Две стороны экономики.

- Как думаете, какие же могут быть эти стороны?

Д: Положительная и отрицательная.

- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос: "Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, людям?"

Д: Воздух загрязняется, вода и почва тоже, растения не растут, животные гибнут, люди болеют.

- Для подтверждения прочитаем: I в. - стр. 82, а II в. - стр. 83. (Даю время).

- Какие примеры это доказывают?

Д: Читают (или говорят).

- Скажите, а какая польза экономики?

Д: Без неё человеку не прожить. Назовите важную задачу в 21 веке.

Д: Сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

- Каждый из вас заинтересован в охране природы. Давайте вспомним правила поведения на природе, которые есть и в нашем классном уголке.

Д: Не ломать ветки; не рвать цветы; не сорить; не жечь костры; не собирать не знакомые грибы; не разорять гнёзд, муравейников; не забирать животных домой; не вырубать молодые леса. Теперь сравните ответы с теми, что на слайде №16.

- Выскажитесь по поводу охраны почвы, воды, воздуха.

  1. Вода: фильтры, деревья вокруг водоема.
  2. Воздух: фильтры, посадка деревьев.

11. Работа в парах.

  1. В одной стране фермеры, с целью сохранения домашних животных, решили уничтожить всех хищных зверей. Что произойдёт в природе, если они это сделают?
  2. На берегу озера было решено построить завод в отходах которого содержится ртуть. Какую опасность это производство представляет для природы?

- Чья пара готова, покажите значком.

12. Проверка (один учащийся отвечает по первому прогнозу, второй - по второму).

13. Итог урока.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Добывать знания самостоятельно оценивать работу других).

Д: Гибнет природа, а ее нужно сохранить потомкам.

- На что посмотрели по другому?

Д: Жизнь на земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо.

- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдывались ли ваши ожидания.

- Ты . каким был на уроке? А хотел быть каким? (оценки).

- Какой же вывод сделаем по данному уроку?

Д: Всему живому нужен воздух почва, солнца, река; а чтобы это схоронить, нужно бережно относиться к природе. Слайд № 18.

- Посмотрите на слайд. Сравните свои ответы с теми, что видите.

14. Домашнее задание. Слайд №19.

Для всех: с.81-84 (выразительное чтение).

15. Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).

16. Лирическое отступление.

- В завершение попрошу детей нашего класса: (Сашу и Витю) прочитать стихи, которые подтверждают, как нужно относиться к природе (слайд №20).

Пусть живёт с человеком природа.
Как с хорошим соседом всегда.
Будут чистыми для народа.
Луг и поле, земля и вода.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите! .

- Спасибо за урок (обращение к детям).

Цель: познакомить с двумя сторонами экономики — полезной и опасной.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: фотографии экологических катастроф.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Что такое семейный бюджет?

— Для чего он нужен?

— Какие виды доходов может получать семья?

— Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи за один день. Чему она равна?

— Вы получили на день рождения большую сумму денег. На что вы их потратите? (Ответы учеников.)

III. Самоопределение к деятельности

• Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется . (экология).

• Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача. (экономики).

— Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о связи между экономикой и экологией.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Экологическая катастрофа

(Учитель в ходе рассказа показывает детям фотографии экологических катастроф.)

26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в СССР) произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Зараженное облако прошло над европейской частью России, Восточной Европой и Скандинавией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Десятки лет на этой территории нельзя будет жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.

10 июля 1976 г. в городе Свезо в Италии в процессе производства на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу газа диоксина. Причиной аварии было нарушение технологического процесса. Люди в городе и его окрестностях почувствовали головную боль и резь в глазах. Кожа людей покрылась экземами, язвами и ожогами. Их мучили рвота, желудочные колики. Погибали животные, растительность была сожжена, как при пожаре. Земля стала опасной для жизни на целые десятилетия.

Всего каких-то несколько десятилетий назад многоводные реки-сестры Амударья и Сырдарья впадали в Аральское море-озеро, щедро пополняя его водой. В наши дни обе они, недавно великие, обеднели: разобрали на пути сюда их воду, отвели по оросительным каналам, начисто обделив Арал, которому ни капельки не достается. Вот он и сузился на треть да обмелел вдобавок — корабли на суше и очутились.

В былые времена в Средней Азии были только две пустыни — Каракум и Кызылкум. Ныне же стали поговаривать и о третьей, новой — под названием Аралкум, — появившейся на месте бывшего морского дна. И верно, там ни домов, ни людей, ни травы, ни зверей, песок на зубах хрустит.

Воды потратили море разливанное, а пользы — чуть. Сколько воды попусту испарилось! Сколько ушло в песок! И еще одна беда - много воды просочилось вглубь, растворив подземные соли. И что же? Вместо матери сырой земли получилось что-то вроде мертвого рассола — ничего не растет!

В апреле 2010 г. на нефтяной вышке в Мексиканском заливе прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 рабочих. Сама вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти, загрязняя воду и береговую линию, громя экономику городов и уничтожая окружающую среду. Три месяца из разрушенной подземной скважины лилась нефть в воды Мексиканского залива. Нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров водной поверхности. Погибали морские черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы.

— Какие эмоции возникли у вас в ходе рассказа? (Ответы учеников.)

— Как называются такие ситуации? (Экологические катастрофы.)

— Кто виноват в такой катастрофе? (Человек.)

Две стороны экономики

— Назовите составные части экологии. (Вода, воздух, почва, растения, животные.)

— Связаны ли они между собой? Приведите примеры.

— Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей.)

— Из каких отраслей состоит экономика? (Из электроэнергетики, сельского хозяйства, металлургии, машиностроения, добывающей, легкой, химической, пищевой промышленности.)

— Что дает людям сельское хозяйство? (Продукты питания.)

— Это полезная сторона отрасли экономики. В чем заключается опасная сторона сельского хозяйства? (В загрязнении почвы ядохимикатами, выращивании продуктов питания, опасных для здоровья человека.)

— Что дает людям металлургия? (Производит металлы.)

— Это полезная сторона отрасли экономики. В чем заключается опасная сторона металлургии? (В загрязнении воздуха и воды, нерациональном использовании природных ископаемых.)

— Обсудите в парах полезную и опасную стороны других отраслей экономики.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 80—82.

— Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна. Вода нужна растениям, животным, человеку, для работы заводов, производства тканей, металлов, медикаментов, машин.)

— Как экономить воду? Как ее охранять? (Ставить фильтры на трубы, выливать в водоемы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоемов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течет вода.)

— Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва — наша кормилица. На земле растут растения. Корни растений дышат воздухом, содержащимся в почве. Они высасывают из почвы воду и растворенные в ней соли.)

— Какой вред человек наносит почве? (Вырубает леса, что влияет на плотность почвы, загрязняет почву мусором, который не разлагается, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов, осушает большие территории земли.)

— Как нужно охранять почву? (Вырубать лес выборочно, не оставлять мусор, не осушать, правильно вспахивать почву, не нарушая пахотного слоя земли, сажать деревья на склонах оврагов.)

У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая - опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции.

Экологические прогнозы

— Сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись в пищу на протяжении многих лет. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

— Некоторые промышленные предприятия сливают в водоемы отработанную воду, содержащую вредные химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

— Дайте свои экологические прогнозы для следующих случаев.

1) В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2) На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

— Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

V. Физкультминутка

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Вот и кончилась игра.

И за парты нам пора.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника названия живых существ, которые пострадали от аварии нефтеналивного танкера. Запишите в тетради.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. Используя текст учебника, заполните ее.

— Найдите в тексте абзац о металлургии. Какой экологический вред приносит эта отрасль? (Много отходов от производства каждой тонны металлов.)

— Найдите в тексте абзац об электроэнергетике. Какой экологический вред причиняет строительство ГЭС? (Реки затапливают плодородные земли, леса, деревни, города.)

— А какой экологический вред наносят ТЭС? (Загрязняют воздух.)

— Продолжите самостоятельно заполнять таблицу.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его. (Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязненный воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

— Какие эмоции вы испытали на уроке?

— Какие выводы сделали для себя?

— Что расскажете родителям?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой вред окружающей среде наносит экономика?

Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы.

Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу — сохранят нашу планету Земля для потомков.

Домашнее задание

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: есть ли связь между экономикой и экологией?

Задачи: познакомить с двумя сторонами экономики-полезной и опасной

Предметные результаты

Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные:

анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе

Личностные результаты

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Основные понятия и определения

Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о двух сторонах экономики — полезной и опасной. Будем учиться обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы

Что такое прогноз? С каким видом прогнозов вы познакомились во втором классе.

Потерпело аварию судно, которое везло нефть,— нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.

Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские мол­люски, крабы. Они задохнутся, потому что неф­тяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.

Так нефть, попавшая в море, вызвала в при­роде настоящую катастрофу. Экологическую ка­тастрофу!


Самые большие нефтеналивные танкеры вме­щают столько нефти, сколько могут перевезти 10 тысяч железнодорожных цистерн! Представь, что вся эта нефть выльется в море. Неудиви­тельно, что аварии на танкерах приводят к очень тяжёлым экологическим последствиям.

Изучение нового материала

Экономика и экология

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

В разных районах мира, к сожалению, доволь­но часто случаются подобные катастрофы.

В 2010 году возник пожар на морской нефте­добывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В ре­зультате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды обра­зовалось гигантское нефтяное пятно. Так произо­шёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти.

Это примеры того, как экономика поворачива­ется к людям своей опасной стороной.

ДВЕ СТОРОНЫ ЭКОНОМИКИ

У экономики две стороны. Одна — необходи­мая и полезная продукция, без которой ни че­ловеку, ни всему обществу не прожить. А дру­гая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.

Все отрасли экономики в той или иной ме­ре вредят окружающей среде. Сельское хозяйст­во, к примеру, отравляет почву ядохимикатами. Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей.

Много вреда природе и здоровью людей на­носит промышленность. Вот несколько примеров.

Для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы.

Свою обратную сторону имеет электроэнер­гетика. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей. Об одном из таких городов напоминает эта колокольня.


На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живо­го. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди.

Опасные отходы выбрасывают в окружающую среду предприятия химической промышленности. Да и сама их продукция не всегда только по­лезна. Стиральные порошки и моющие сред­ства, попадая через канализацию в реки и озё­ра, загрязняют их.

Одна из важнейших задач общества в 21-м ве­ке сделать экономику как можно более безопас­ной для людей и для всей природы

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ.

Учёные-экологи предсказывают, к каким послед­ствиям может привести то или иное вмешатель­ство человека в природу. Например, что будет, если произойдёт авария нефтеналивного танке­ра, на реке построят плотину, в озеро сбросят ядовитые отходы производства.

Экологи помогают решить, будет ли безопас­ным для окружающей среды предприятие, кото­рое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.


Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология под­сказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы со­хранить природу, не повредить человеку. В этом огромное значение науки экологии для экономи­ки и нашей жизни

Осмысление и понимание полученных знаний

Используя знания, полученные на прошлых уроках, расскажи: 1) какую пользу приносит эко­номика людям; 2) какой вред хозяйственная де­ятельность наносит природе и здоровью людей.

1.Как связаны между собой экономика и эко­логия?

2.Какие меры должны принимать люди, что­бы экономика приносила меньше вреда окружа­ющей среде?

3.Дайте свои экологические прогнозы и ре­комендации для следующих случаев:

а) в одной стране фермеры решили уничто­жить всех хищных зверей

б) на берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть

Экономика и экология взаимосвязаны. Эконо­мика использует природные богатства и за­висит от них. В то же время хозяйственная деятельность людей наносит окружающей сре­де большой вред. Задача общества — сде­лать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Раскрой взаимосвязь между экономикой и экологией. 2. Какой вред окружающей среде наносит экономика? Дай общий ответ и приве­ди примеры. 3. Как наука экология помогает делать экономику более безопасной?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз.

3.Узнай у взрослых или из местных газет, какой вред окружающей среде наносят промыш­ленные предприятия вашего города

Экология и экономика

Презентация экономика и экология

Экология и экономика [Норильский никель]

Осторожно: Норильский никель заботится об экологии!

САМЫЕ СТРАШНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ ЗЕМЛИ

Крупнейшие экологические катастрофы

Экологическая катастрофа 2016:

Экологическая катастрофа: дно Байкала зарастает водорослями

Экологическая катастрофа подкралась незаметно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду.

Задачи: повторить с обучающимися главные задачи экономики и экологии;

учить обучающихся выполнять задания в группах;

развивать речь детей, учить делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование: презентация, тесты.

Ход урока

Оргмомент.

Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. У всех (у большинства) настроение солнечное. Хорошее настроение поможет в овладении новыми знаниями.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (Слайд)

1.Работа по тесту.

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, послушайте внимательно слова великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.

- Итак, какие мысли у вас возникли?

(Человек без природы не может существовать.)

IV. Формирование темы и цели урока.

- Что такое экология?

- Что такое экономика?

- Как вы думаете связаны ли эти понятия друг с другом?

- Сегодня на уроке мы и поговорим об этих связях.

V. Работа по теме урока.

1) Беседа.

- Что такое экология?

- Какие 5 признаков жизни вы знаете?

- Что позволяет понять экономика?

- А что значит экономить?

- Что такое потребности?

-А есть ли различия в потребностях животных и людей? (Потребность в образовании.)

- А что нам помогает приобрести образование? (Школы, книги, театры.)

- А теперь решим задачу.

2) Решение задач на слайде.

а) Одно большое дерево выделяет кислорода столько,

сколько его необходимо для одного человека. В

городе из-за избытка выхлопных газов, выделение

кислорода снижается в 5 раз. Сколько должно быть

деревьев вокруг школы, если в ней учится 200 че-

Ежедневно требуется 15000 литров чистого воздуха, тогда как только один автомобиль, проехавший 100 км, потребляет годовую норму воздуха для одного человека.

б) Фея Экология попросила гнома Эконома помыть посуду. На кухне у гнома глаза разбежались. На мойке в разноцветных упаковках стояли средства, позволяющие хорошо помыть посуду: мыло, сода, стиральный порошок. Что же взять гному Эконому для мытья посуды?

3) Вред хозяйственной деятельности. (Слайды)

- Какой вред наносит хозяйственная деятельность воздуху?

- Как сберечь чистоту воздуха?

- Какое значение имеет вода для людей?

- Как сберечь воду?

- Что такое почва?

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле?

- Какой вред человек наносит почве?

- Как нужно охранять почву?

VI. Физминутка.

VII. Продолжение работы по теме.

4) Экологические катастрофы.

- Какие ещё экологические катастрофы вы знаете?

- Кто виноват в этих катастрофах? (Человек.)

5) Экологические прогнозы. Работа по группам.

- Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.

Мы попробуем составить свои экологические прогнозы.

- Что произойдет с местностью, если произойдет авария на АЭС?

- Недалеко от реки построили завод. В его отходах содержится ртуть.

Что произойдёт, если отходы попадут в реку?

6) Вывод.

- Как уменьшить вред, которая наносит экономика? (Слайд)

Необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, использовать экологические прогнозы.

7) Экологическая игра.

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаетесь, если действия не вредят природе – вы сидите.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

VIII. Итог урока

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

(Гибнет природа, ее нужно сохранить).

Любите родную природу – (Слайд)

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.

X. Домашнее задание: стр. 79 – 84 пересказ. (Слайд)

Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о двух сторонах экономики — полезной и опасной. Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы.
Учебные материалы: физическая карта России.



2. Мотивация учебной деятельности
— Мы познакомились со многими отраслями экономики и узнали об их работе. Можем ли мы обойтись без экономики?
Но все предприятия, которые производят такие необходимые нам вещи, наносят вред окружающей среде. Сегодня мы будем говорить о связи экономики и экологии.
3. Работа по теме урока

Читайте также: