Экология в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по экологическому воспитанию воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Воспитатель высшей категории

Заболотских Наталья Анатольевна

«Из общения с природой вы вынесете столько света,

сколько вы захотите,

Зейме Иоганн Готфрид

Пояснительная записка

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Цель программы:

Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.

Задачи программы.

дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научить применять на практике полученные знания;

помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живого.

Программа реализуется через воспитательные занятия

Содержание программы.

Обогащать представления об окружающем мире. Научить правилам обращения с растительным и животным миром. Обучение азам экологической безопасности.

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Воспитывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Воспитывать потребность в общении с природой.

Пробудить у детей чувство любви к природе.

1 .Наука « Экология”

Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, как часть природы.

2." Соседи по планете”

3. "Пернатые друзья

На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц в природе, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. У ребенка формируется психологический контакт с птицами, существами привлекательными и подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

4." О чем шепчет зелёная планета!”

Наблюдения за изменениями, происходящими с растительным миром планеты: деревьями, кустами, цветами; их разнообразие ; различные дидактические игры, викторины.

5. " Оранжерея на окне” Комнатные растения успешно развиваются только там, где мир и добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в классе, букеты цветов в горшочках – говорит о хорошей атмосфере в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

6. " Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

7. " Досуговые мероприятия”

Праздники, просмотр мультфильмов и обсуждение их позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

8. Поведение в природе

Элементарные знания по поведению детей в природе.

Формировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого. Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем.

1. " Секреты неживой природы” Много интересного происходит с явлениями неживой природы. Расширение знаний о различных природных явлениях: заволакивающий туман, круглые бисеринки росы, снег и лед, тяжелые, слоистые облака, небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди, куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в этом разделе.

Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. З нание экологических связей помогает объяснить явление детям. Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Живые организмы тоже оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения растительности и животного мира окружающей местности, выявления их особенностей.

Влияние человека на жизнь растений и животных.

Связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Школьники осознают необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Знание экологических проблем в стране, в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности.

Становление экологической ответственности, как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации, оценке состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Природа как среда обитания всего живого на земле.

Че ловек - природное существо и член общества.

Взаимоотношения между Человеком и Природой .

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, неповторимости и уникальности мира природы.

Расширение знаний о животном и растительном мире.

Связь понятий: Родина и природа. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы. Чувство ответственности за свою страну, за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Сохранение и приумножение природных богатств.

( Участие в практической деятельности).

Закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества.

Выполнение законов природы необходимо для здоровья человека и для здоровья природы.

Стихии природы в жизни человека и всего окружающего мира. Представления об экологических катастрофах. Безответственное отношение людей к природе, приводят к катастрофическим последствиям.

Формы и методы реализации программы:

13. Общественно - полезная деятельность обучающихся. 14. Экологические праздники, КВН. 20. Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника.з 21.Декоративно – прикладное творчество ( Рисование, аппликация, пластилиновая мозаика, квиллинг и т. д. ) 23. Просмотр роликов о природе и с участием животных.

24. Знакомство с картинами знаменитых художников: Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д. 25. Участие в инсценировках, школьных праздниках.

Ожидаемый результат работы по экологическому воспитанию должен быть следующий : дети проявляют живой интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе; проявляют инициативу при проведении экологических рейдов; замечают зоны экологической опасности; умело ухаживают за живым уголком в классе, за комнатными растениями в спальных комнатах и классе, осознают ответственность человека за сохранение природной сферы.


Ещё Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал воспитание, связанное неразрывно со свободой, инициативой, самостоятельностью ребёнка и утверждал, что нормальное развитие и становление личности ребёнка может происходить только при эмоциональном комфорте. Он отмечал, что эмоциональный человек активно воспринимает окружающее, а, следовательно, стремится заботиться, ухаживать за окружающими природными объектами, проявлять заботу о них.

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.

Работа по формированию экологического сознания у детей в школе-интернате проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении.

В естественно-географических дисциплинах формирование экологических знаний происходит на биологии и географии согласно требованиям программы и учебного плана. Для более полного и осознанного формирования этих знаний проводятся уроки-экскурсии,предлагается детям выразить своё отношение к техногенным катастрофам в мини-сочинениях, составить план мероприятий по охране водных, воздушных и почвенных ресурсов и т. д.

Воспитание экологической культуры прослеживается на таких предметных курсах, как чтение и развитие речи, развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Одним из условий успешного воспитания гуманных чувств является постоянное обращение к природоведческой тематике, поэтому в программный материал включены произведения, которые способствуют воспитанию нравственной и экологической культуры школьников. Читая эти произведения, дети проживают чувства героев-животных, проживают их действия, деятельность. Педагог на уроках — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать. Тем самым реализует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании.

На предметной неделе ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению.

Участие в районных туристических слётах рассматривается, как обязательный элемент экологического воспитания. Основная задача этих мероприятий — отработка не только туристических навыков и повышение физической подготовленности, но и приобретение опыта экологической и краеведческой работы. Успех участия в туристическом слёте во многом зависит от того, насколько оно подготовлено. Поэтому, подготовка к этому мероприятию в школе-интернате ведется постепенно на протяжении всего учебного года, с учетом навыков, приобретенных в ходе изучения программного материала, но и знаний, полученных на занятиях туристического кружка.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, ребенок, детская организация, ограниченная возможность здоровья, предметная неделя, программный материал, развитие, развитие речи, трудовая бригада, учащийся, формирование, экологическая культура, экологическое образование детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование элементарных экологических представлений у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование систем научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Воспитание у учащихся с нарушением интеллекта бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения к природе и быту приобретает в наше время особое значение.

Формирование экологических знаний и умений у детей с нарушением интеллекта разносторонне изучалось многими педагогами- дефектологами (В.В.Воронкова, Г.М. Лифанова, В.Г. Петрова, и др.) Значительное место в специальном воспитании и обучении занимает работа по формированию первоначальных экологических представлений.

У детей с общей интеллектуальной недостаточностью, по сравнению с нормально развивающимися детьми, значение и функции активной и самостоятельной мыслительной деятельности несколько изменены. Формирование мыслительной деятельности является одной из главных задач коррекционной школы. По мнению Е.Д.Худенко, овладение экологическими знаниями и умениями, играет большую роль в общем развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, формировании их психических процессов, а так же в развитии у них возможности познавать мир действенным путем.

Экологическое воспитание, по мнению Минаевой В.М. — это процесс формирования у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание, по мнению Зверевой Т.И. – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления, оно повышает уровень сознательности учащихся, развивает у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние. А где как не в походах ребенок получает начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Эти знания развиваются и закрепляются во всех туристских объединениях, в которых создается атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у детей сформировалось мировоззрение, включающие его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития.

Экологическое образование школьников может осуществляется не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников с нарушением интеллекта, бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы.

Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд способностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной:

занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранительной деятельностью;

участие в коллективных внеклассных мероприятиях полнее способствует формированию экологических качеств личности школьника;

использование различных форм внеклассной работы, создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей для каждого ученика;

добровольность участия школьников во внеклассных мероприятиях позволяет всесторонне учитывать интересы детей, их потребности;

внеклассная работа полнее развивает детское творчество, изобретательность воображение;

во внеклассной работе нет ограничений в выборе нравственно-экологического материала, а в учебном процессе материал ограничен рамками программы.

В результате систематически проводимой внеклассной экологической работы у младших школьников развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.

В содержании этой работы мною включалось: проведение экскурсий и проведение экологических праздников.

Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу. На экскурсиях школьники учились ориентироваться на местности, наблюдать мир природы. Экскурсия нам позволила в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать экологическое отношение к природе, осваивать природоохранные технологии, стратегию индивидуального поведения в природной среде.



Экскурсия в осенний лес

Среди внеклассных форм экологического образования наиболее распространены и известны экологические праздники.







Пропаганда экологических знаний

Это направление рассматривалось как отдельное, хотя основные задачи совпадают с задачами внеклассной работы.

В ходе предварительной работы, мы выделили инициативную группу школьников проявившая наибольшую заинтересованность к экологическим мероприятиям (Надя, Альберт, Владик, Мила, Лена, Илья, Ринат).


Такую группу мы объединили в кружок, эта группа помогала в подборе материала, пособий, загадок. Эти дети привлекали других школьников для участия в работе экологического кружка.










Приведем некоторые из них:

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Известно, что нередко ребята вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут под кору проникнуть микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевание и даже гибель дерева)

Не разоряй птичьи гнезда.

Если у тебя есть собака, не пускай гулять ее в лесу или в парке весной или в начале лета. Она может легко поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. Не лови и не уноси домой больных птиц и детенышей зверей. В природе о них поза­ботятся взрослые животные.

Работа экологического кружка по тематике совпадала с видами деятельности детей на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, так как для детей имеющих отклонения в развитии полезен частый повтор изучаемого материала.

В план работы кружка включались следующие мероприятия:

Изготовление экологических знаков.

Цель: привлечь учащихся к вопросам пропаганды защиты природы среди школьников. Воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам.

Ход: детям предлагается зарисовать на плотных листах бумаги, то, что нельзя делать в природе, знаки природоохранного содержания, запрещающие ломать ветки деревьев, загрязнение водоемов и т.д.


Экологический десант.




Весь материал, используемый в ходе экологического воспитания, подбирался с учетом индивидуально- типических особенностей детей. Уровня их мыслительных операций. Использование материала предполагало поэтапное формирование умственных действий, сравнения, анализа, синтеза, классификации.

В ходе этой работы мы выяснили, что работа по формированию основ экологических представлений, способствует:

- более осознанному усвоению материала

- бережному отношению к природе и природным богатствам

- более глубокому и осознанному изучению природы родного края

- возможности видеть и находить взаимосвязи в природе

- формированию основ экологических представлений

- формированию и сплоченности детского коллектива

- повышению интереса у учащихся к предмету

- формированию эмоционального развития детей.

Необходимо отметить, что эффективность формирования элементарных экологических представлений у младших школьников достигается систематической и целенаправленной работой учащихся под руководством педагога.

Необходимо создавать благоприятный эмоциональный фон при проведении уроков и занятий по экологическому воспитанию. Опора на эмоционально нравственную сторону личности. Результаты исследования показали, что для более эффективного формирования экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта, необходим длительный период. Это позволяет сформировать у учащихся с нарушением интеллекта экологические представления о видах взаимодействия человека и природы, привить навыки правильного поведения в природе, сформировать навыки гуманного отношения к природе и животным.


Автор Лопатина Елена Юрьевна, воспитатель ГКОУ РО школы-интерната VIII вида п.Орловского
Данный материал будет полезен воспитателям учреждений интернатного типа, педагогам для проведения внеклассных занятий.
Цель:
развитие у воспитанников стремления защищать и украшать окружающую среду, вносить свой посильный вклад в дело предупреждения гибели нашей планеты,
Задачи
расширять представление детей о планете Земля, её экологических бедствиях
формировать опыт негативного переживания того, какой вред может нанести природе сам человек
воспитывать бережное и экономное отношения к природным богатствам.
прививать навыки экологической культуры
Планируемые результаты:
Личностные:
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
• формирование коммуникативных навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе внеурочной деятельности;
• умение сравнивать и анализировать разные точки зрения;
• проявление терпения и доброжелательности в споре, дискуссии, доверия к собеседнику.
• приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Познавательные:
• умение анализировать и выбирать главное для решения поставленных задач; совершенствование умения детей выразительно читать стихи;
• приобретение социальных знаний.
• развитие творческих способностей

Коммуникативные:
• умение описывать объект, характеризовать его качества;
• умение составлять небольшой монологический рассказ;
• получение опыта самостоятельного общественного действия.

Методы:
Индивидуально - групповая работа, частично-поисковый, практический, с использованием ИКТ, системно- деятельностный.
Технологии:
Сотрудничества, интерактивные ,игровые, КТД.

Возраст учащихся:
15-16 лет
Оборудование:
Персональный компьютер, интерактивная доска; презентация по заявленной теме ; выставка рисунков на природоохранную тему; цветы из картона , цветочная рассада






Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло – голубое, солнце светит золотое.
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса. Человек и время года –
Это всё вокруг – Природа!

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей планете, ее природе. (слайд)



Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, горы, небо, солнце, животные, птицы - это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна, но её надо беречь. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе.



Так вот, ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой и радуют нас. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Бездумное отношение к природе приносит большие беды.
К сожалению, краски природы на нашей планете не всегда такие яркие и радужные. Вот скажите, какие ощущения вызывают у вас эти краски? И это тоже краски планеты Земля…
Слайды




Воспитатель Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно. Сейчас усилился натиск человека на природу. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются. Сотни видов животных, птиц, растений на грани исчезновения.
Роберт Рождественский написал стихотворение, в котором призывает беречь природу.
Ученик. Богаты мы!
Но считанные птицы.
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плывут в реке.
А восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!
Р. Рождественский
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадки.
Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне.(речка)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(речка)
Посмотрите на экран(слайд).
Речка на одном фото, и речка на другом. Какое фото вам больше нравится?




На нашей планете тысячи рек и озер. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьем из рек воду, используем их как транспортные пути. Чистой воды стало меньше, так как реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами. На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти. От неё погибает рыба. Сама Природа не успевает очистить воду от загрязнения. Поэтому человек должен ей помочь.
Ученик. Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. Почему же люди не могут обойтись без леса?
Воспитатель Без леса уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и выделяют кислород, которым мы дышим.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Сколько вы можете так продержаться? Кто-то- минуту, кто-то две, но факт остается фактом, очень короткое время, не так ли? Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. То же, что для человека-воздух , для планеты -ее легкие, ее воздух-это лес.
И снова взгляните на экран.(слайд)
Как вы думаете, какой лес нужен нашей планете?




Около трети земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы и живут они дольше всех остальных
Кого же может приютить дерево?
1. Серые белки живут в гнезде, устланном листьями, где вырастает их потомство.
2. Большой пестрый дятел долбит кору и поедает насекомых.






Много живых существ живет внутри дерева и вокруг него. И все они вполне уживаются друг с другом. У каждого свое место, так что им не приходится соперничать ради пищи или крова, что даёт им дерево.
Воспитатель. В лесу живут наши братья меньшие, звери и птицы. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Посмотрите, какие чудесные экземпляры существуют в природе!(Слайды )





Давайте послушаем сейчас пение птиц,
А сколько пользы приносят птицы человеку! Одни из самых полезных для человека видов птиц – насекомоядные – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают во множестве мелких грызунов и зерноядных птиц – вредителей полей и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Важное хозяйственное значение имеет разведение птиц для гастрономических целей и добычи пуха водоплавающих птиц.
Ну и очень важное: С незапамятных пор птицы завораживали людей и служили источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Наблюдение за полетом птиц подтолкнуло людей к изобретению первых летательных аппаратов, изучение полета птиц продолжает оказывать влияние и на развитие современной авиации, поскольку авиаконструкторы продолжают использовать аэродинамические особенности полета птиц для создания новейших сверхзвуковых авиалайнеров. (слайд)



Сильных и смелых людей называют соколами и орлами, детей называют воробушками, а задиристых детей- драчливыми петухами.
Давайте поиграем с вами в игру- шутку:
Прилетели птицы:
Голуби – синицы
Мухи и стрижи
(что не правильно)
Прилетели птицы:
Голуби – синицы
Чибисы – стрижи
Комары – кукушки
(что не правильно)
Ученик. Удивителен и прекрасен мир насекомых. Их насчитывается около 2-х миллионов видов. Некоторые насекомые опыляют растения, борются с вредителями леса и другими вредными насекомыми. К примеру, божья коровка, муравьи уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы – комаров.( Слайды )




Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу.(слайд)



Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный Союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные о млекопитающих, птицах, рыбах – обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опёке и защите человека. Иначе они могу исчезнуть с лица Земли.
Как же мы можем не беречь этот удивительный мир? Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем надо стремиться к этому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. Кто же ,как не мы, защитит нашу планету? (слайд )



Читайте также: