Экология и здоровье в школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Расширить знания об экологии и экологических проблемах, воспитывать бережного отношения к природе и необходимости соблюдение норм экологически безопасного поведения.

На слайде эпиграф:

Ход мероприятия

– Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?

(свободное высказывание детей)

– Да, это, конечно же, здоровье!

– Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь.

И в ходе беседы мы с вами постараемся найти ответы на такие вопросы:

1. Вспомнить, что такое природа и экология?

2. Что такое здоровье?

3. Как природа влияет на здоровье человека?

4. Человек – часть природы.

1. Что такое природа?

(Опираясь на свои знания, дети сами дают ответ на этот вопрос.)

Солнце человек

Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

2. Что такое здоровье?

(свободное высказывание детей)

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?

( это когда: ничего не болит, бодрость, хорошее настроение)

– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?

(Высказывания, учащихся от каждой группы).

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Объединяем всё сказанное о здоровье и получаем запись :

3. Как природа влияет на здоровье человека?

В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем?

– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома?

(Нужен свежий воздух.)

Вот он первый доктор!

– Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?

(свободное высказывание детей)

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

Например: Красота природы тоже благоприятно действует на наше самочувствие.

Скажите, а как влияет на здоровье человека вырубка лесов и лесные пожары; осушение болот, озер;

когда человек вырывает лекарственные и красивоцветущие растения и т. д. (ответы детей).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберём цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

– Роль солнца в укреплении человеческого организма?

(свободное высказывание детей)

Солнце помогает организму вырабатывать витамин Д. Который укрепляет кости и иммунитет.

Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.

– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода является союзником здоровья?

(свободное высказывание детей)

– Какую роль, по вашему мнению, играют цветы в жизни человека?

(свободное высказывание детей)

Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.

Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом при ответе на последний вопрос.

Человек – часть природы.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Так, что же такое экология?

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения экологии.

Основные экологические проблемы :

-высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных города;

-нерешённые проблемы утилизации отходов производства и потребления;

-загрязнения водных объектов;

-деградация почвенного покрова;

Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?

Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы.

• Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.

• Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т – 0,5 га леса среднего возраста, 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали – дает экономию 10 млрд. рублей.

• Использовать фильтры, малоотходные технологии.

• Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности.

• Захоронение радиоактивных отходов.

• Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).

• Перевод автомобилей на газовое топливо и электро-топливо.

• Создание сети заповедников и национальных парков.

• Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

Надо любить природу, ведь она так ранима.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить

Должны быть чистою земля и небо чистым быть

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страданье, что земле приходится терпеть

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучать?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек

Всю землю можешь только ты разумный человек!

угадывать сами. Читаем по слайду.

- у меня много игрушек сделано из нее;

- она бывает разноцветной;

- если поджечь, то появится черный едкий дыми;

-ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается (пластмасса).

- его делают из песка;

- чаще всего оно прозрачное;

- когда падает, оно разбивается;

- если его нагреть, то оно становится тягучим, как тесто;

- брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара (Стекло).

- его изобрели китайцы;

- у нас ее получают из древесины;

- она легко горит;

- из нее получается очень много мусора;

- на ней обычно рисуют или пишут; (Бумага).

-его много в городе, но мало в деревне;

- особенно силен он в промышленном городе;

- от него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится больше;

- когда очень много, то он вызывает у людей состояние нервного срыва. (Шум)

Воспитатель: Ребята как вы думаете природный шум как влияет на человека

Природный шум очень положительно влияет на организм, успокаивает нервную систему, расслабляет.

Воспитатель: Игра докончи пословицы:

1. Лес и вода….(родные брат и сестра).

2. Без хозяина земля…. (круглая сирота).

3. Враг природы тот…. (кто лес не бережет).

4. Что сегодня сбережёшь….(то завтра пригодится).

Природа – это наш дом, а в доме должно быть чисто. Не загрязняйте окружающую природу.

А сейчас, давайте мы с вами повторим, правила поведения на природе.

Ты человек, любя природу В вокзальной сутолоке века

Хоть иногда ее жалей Ты оценить ее спеши

В увеселительных походах Она твой давний добрый лекарь

Не растопчи ее полей Она союзница души

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

Нас много, а она- одна.

Заключительное слово воспитателя:

Наше здоровье в наших руках!

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа по теме:

Направление: Экология человека

ученица 2 класса МОУ «Октябрьская средняя

Забродина Регина Кабировна,

учитель начальных классов

Темой исследования является одна из актуальных проблем - это изучение экологических факторов, влияющих на здоровье школьника.

Целью работы является определение зависимости состояния здоровья учащихся начальных классов от факторов экологии человека.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи : рассмотреть факторы экологии человека; провести анкетирование среди учеников; проанализировать результаты анкетирования; сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье группы школьников.

Выдвинута гипотеза : здоровье школьника зависит от экологических факторов.

Актуальность работы заключается в самых главных для ученика понятиях - это здоровье, здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение многих поставленных задач на будущее. Успеваемость в школе так же зависит от физического и эмоционального здоровья ученика.

В современном мире здоровье человека зависит от множества факторов, даже сам человек влияет на свое здоровье. Известно, что здоровье человека зависит не только от медицинской помощи, но прежде всего от социально-экономических, психологических, производственно-бытовых, экологических и многих других факторов, т.е. от условий труда, жизни и быта населения. Все эти факторы взаимосвязаны и в последние годы изменяются в нашей стране в неблагоприятную сторону.

В своём исследовании мы рассмотрели конкретные факторы экологии человека, ученика непосредственно определяющие условия его существования и представляющие, на наш взгляд, наибольший практический интерес. Приведем их: питание; занятие спортом; одежда и обувь; экология жилища; анализ состояния окружающей среды; семья; пользование Интернетом.

Нами была разработана анкета, с которой мы попросили поработать группу из 46 учеников начальных классов. После этого, мы проанализировали результаты исследования и сделали диаграммы. Полученная информация дает возможность сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье школьника.

Теоретическая часть.

Факторы, влияющие на здоровье школьника.

Современный человек подвержен различным факторам окружающей среды, но и сегодня он продолжает быть незащищенным от воздействия экологических аспектов, хотя некоторые из них он сделал своими руками. Именно эти факторы (влияющие на жизнь и здоровье) мы рассматриваем в своем исследовании, при помощи науки, которая называется экология человека. При этом необходимо принять во внимание то обстоятельство, что несмотря на различные трактовки, все, что связано с экологией человека, так или иначе, имеет отношение к проблемам здоровья человека в связи с состоянием окружающей среды и влиянием среды на человека. Мы выделили те факторы, с которыми школьники наиболее часто сталкиваются в повседневной жизни и могут оказывать как благоприятное, так и пагубное воздействие на здоровье ребёнка, всё это мы можем соотнести с понятием здоровый образ жизни.

Первым и важнейшим фактором является питание. Сюда можно отнести и правильный режим питания ученика, и характер потребляемых продуктов, и социально-экономический статус семьи, который влияет на выбор продуктов питания.

Большое значение традиционно придается такому фактору, как одежда и обувь. Этот фактор во многом определяется модой (т. е. предлагаемый атрибут одежды кем-то произведен или кто-то предполагает его произвести и его реализация принесет определенную выгоду). В этой сфере человек подвергается мощному психологическому воздействию в виде различных видов рекламы. С другой стороны, важным аспектом являются технологические характеристики материалов, из которых выполнены одежда и обувь. Таким образом, некоторые аспекты экологии человека имеют отношение к проблеме потребления и защиты прав потребителя, степени его информированности при выборе той или иной продукции или стратегии потребительского поведения.

Жилище и микроокружение. Так, важнейшую роль для человека играют характеристики материалов, применяемых при строительстве и отделке жилища (технологический фактор). Например, в свое время в нашей стране достаточное распространение приобрела древесно-стружечная мебель, при производстве которой использовались фенолформальдегидные смолы, обладающие токсическим действием, вредным и опасным для здоровья человека является применение красок (белил), в состав которых входят соединения свинца.

Анализ состояния окружающей среды, экологические условия проживания школьника во многом зависят от места расположения его жилья, нахождения возле его дома заводов, фабрик и АЗС, а так же наличием зеленых насаждений, парков и леса.

Микроклимат семьи очень важен именно для формирования личности школьника. В счастливой семье растет счастливый ребенок. Так как в этом возрасте закладывается понятия о преемственности поколений, от родителей детям.

Показатель пользователей Интернет среди школьников является прямым индикатором возможности ускоренного образования, получения новейшей технической и научной информации. Однако вопрос о возможном негативном воздействии информационного бума на человечество (на индивидуально-психологическом уровне, особенно школьника) также не снимается с повестки дня.

Из этого мы можем сделать вывод, что перечисленные нами факторы выбраны не случайно, так как их изучение, может дать нам обширный спектр информации о повседневном образе жизни школ.

В наше время здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья. Но только убеждения мало, надо еще действовать в соответствии с его требованиями, действовать разумно.

При подготовке к конференции рекомендуем провести тестирование (Приложение 1) среди учащихся 9-11 классов.

Предлагаем рассмотреть следующие темы для обсуждения:

  • влияние природно-социальной среды обитания;
  • влияние школьной среды;
  • связь способа обучения и здоровья;
  • школа - экологический комплекс.

2. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека: (Приложение 1)

3. Факторы, формирующие здоровье: (Приложение 2)

4. Рекомендации конференции по здоровому образу жизни школьников.

Безопасность для ребенка природно-социальной среды определяется социально-экономическими, природно-климатическими, культурными условиями; антропогенной нагрузкой; демографической ситуацией; обстановкой в семье.

Безопасность школьной среды зависит от:

  • санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса ;
  • содержательного и методического обеспечения преподавания ;
  • способности усвоения школьником учебного материала;
  • характера общения педагогов с обучающимися и их родителями;
  • профессионализма педагогических кадров, психологического и медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Влияние природно-социальной среды обитания.

Исследования показали, что структура заболеваемости детей, проживающих на территориях с разной степенью экологического благополучия (неблагополучия), существенно различается.

Между тем, мы понимаем, что состояние здоровья – результат воздействия не только факторов природной среды. На него, безусловно, влияет школьное окружение ребенка.

Влияние школьной среды.

В отличие от экологических условий окружающей среды, для изменения которых требуется продолжительное время, школьные факторы (санитарно-гигиенические условия, характера общения участников образовательного процесса, педагогические инновации, качество учебников. учебные перегрузки, система оценивания знаний и умений) наиболее управляемы, на них можно реально влиять и получать достаточно быстрый эффект.

Связь способа обучения и здоровья.

Индивидуализация учебного процесса, сопровождаемая обучением школьников рациональной работе с информацией и саморегуляции, в несколько раз снижает встречаемость у них функциональных расстройств сердечно - сосудистой системы, заболеваний органов дыхания и костно-мышечной системы.

Прослеживается четкая закономерность и в распространении психосоматических расстройств среди детей в зависимости от стиля преподавания.

Школа – экологический комплекс.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека

Компьютер и здоровье школьников.

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня популярность компьютеров превышает популярность телевидения и радиовещания.

Как влияет компьютер на зрение, что такое компьютерный зрительный синдром, что нужно делать, чтобы сохранить зрение?

Как влияет компьютер на психику?

  1. Требования к монитору: количество цветов не менее 256, размер зерна не более 0.28 мм, частота регенерации не менее 75 Гц, возможность регулировки яркости и контраста изображения.
  2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см от глаз, его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора)
  3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным для того, чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.
  4. При одновременной работе с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг.
  5. Чаще протирайте экран монитора.
  6. Прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв).
  7. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.

Насколько вредно курить, попробуйте ответить сами. Вот только некоторые факты.

По данным Всемирной организации здравоохранения, люди, выкуривающие свыше 25 сигарет в день, при большом стаже курения, умирают раньше, чем некурящие, в среднем на 8 лет. Курильщики в целом в 5 раз чаще некурящих заболевают раком губ, языка, гортани, легких, пищевода, желудка, мочевых путей.

По данным одного из обоснованных прогнозов, из каждой 1000 сегодняшних подростков 120 погибнут раньше срока из-за табака. Ряд тяжелых расстройств возникает непосредственно вслед за курением. Так, у курящих школьников притупляется память, снижается внимание и сообразительность, появляется вялость, общая расслабленность и как следствие этого – снижение успеваемости. Никотин оказывает выраженное действие и на функцию половых желез и нередко является причиной половой слабости (импотенции) у юношей, нарушения функции деторождения у женщин.

Всего одна рюмка

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более пагубная - потребление алкоголя. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней - это больше, чем умирает от рака. Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы, является причиной заболевания органов дыхания, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, тяжелого поражения печени. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических за¬болеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.

На основе тестов, проведенных в 9, 10 и 11 классах, представлены статистические таблицы, сделаны выводы и даны рекомендации.

Факторы, формирующие здоровье

Какие же требования должны быть положены в основу здорового образа жизни?

Медики-специалисты утверждают, что, пожалуй, самым чудодейственным эликсиром молодости и здоровья остается сон.

Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

От здорового духа - здоровое тело

Рациональное питание при умственной работе.

Здоровьесберегающий учебный процесс предполагает питание, поддерживающее эффективность умственных процессов.

Завтрак, действительно способствующий повышению умственной работоспособности, должен состоять из высокобелковых продуктов с очень низким содержанием жира. Вот примеры таких продуктов: нежирный творог, постное мясо, нежирный сыр.

Обед должен содержать продукты с высоким содержанием белка. Это птица, рыба, морепродукты, нежирное мясо.

А вот перед сном нет необходимости стимулировать работу мозга, чтобы не нарушить сон. Поэтому логично кушать на ужин успокаивающую мозг пищу. Лучше употреблять углеводы. Поэтому стакан некрепкого чая с овсяным печеньем, булочка с вареньем, банан, инжир, финики – лучшее успокоительное.

Советы школьникам

Как определить ведущий тип памяти.

Для определения доминирующего типа памяти предлагается материал для запоминания разными способами: зрительно и на слух. Отдельно оценивается продуктивность запоминания материала каждым из этих способов. Делается вывод о преобладающем виде памяти.

Как пользоваться своей памятью.

Чем больше объем заученного материала, тем дольше он сохраняется в памяти: один большой отрывок прозы выгоднее учить, чем короткое изречение.

При одинаковой работе количество запоминаемого материала тем больше, чем выше степень понимания.

Распределенное заучивание лучше концентрированного. Это значит, что учить лучше с перерывами, чем подряд. Лучше учить понемногу (10-15 мин) много дней, чем помногу, но несколько дней.

До 16 строк текста лучше учить целиком.

Чем больше времени мы тратим на воспроизведение материала по памяти вместо многократного чтения, тем лучше.

Из двух материалов, большего и меньшего, лучше начинать запоминать с большего.

Если во время отдыха между заучиванием и повторением человек спал, то материал почти не забывается, если бодрствовал и занимался другими делами, то он забудется.

Очень часто вредными привычками человек разрушает свое здоровье, забывая, что потерять его легко, а вернуть очень и очень трудно.

Здоровый образ жизни – лучшее средство профилактики болезней. Рациональное питание, активный деятельный режим, отказ от вредных привычек, жизнь в согласии с окружающей средой и с самим собой имеют решающее значение в борьбе за здоровье.

В заключение благодарим участников за активную работу, желаем всем здоровья. Просим принять во внимание все советы, которые прозвучали в выступлениях на нашей научно – практической конференции. Мы надеемся, что школьники узнали много нового о школьной жизни и о вредных привычках, которые пагубно влияют на их здоровье.

Фото: Shutterstock

Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?

Кто регулирует экологическое просвещение?

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Фото:Shutterstock

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

Роль НКО в экопросвещении

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

Как не запугать, а заинтересовать детей

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Фото:Shutterstock

Читайте также: