Эйнхард жизнь карла великого краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Кракий обзор произведений, помещенных в этой книге, хотелось бы начать с “Жизни Карла Великого” Эйнхарда. Дело не только в том, что она охватывает более ранний в хронологическом отношении период. Это небольшое по объему сочинение занимает особое место среди иных произведений каролингской литературы. Еще при жизни автора ему суждено было стать классическим и на многие века сделаться объектом пристального внимания, не иссякшего еще и в наши дни. Дело не только в личности великого императора, жизнь и деятельность которого были с такой любовью изложены Эйнхардом, но и в особенности самого произведения.

О детстве и отрочестве Эйнхарда нам известно немного. Он родился около 770 г. в Майнгау и больше отличался удивительными способностями, нежели знатностью рода 1 . Его родители упоминаются среди дарителей Фульдского монастыря. Туда же в возрасте 9 лет мальчик был послан для получения образования. Вскоре после 791 года аббат Баугольф отправил юношу ко двору Карла, который разыскивал талантливых людей во всех концах своего королевства 2 . При дворе Эйнхард быстро приобрел расположение короля [213] и его окружения. Человек малый ростом, но великий умом 3 , нардлюс 4 (уменьшительно-ласкательное от Einhardulus), трудолюбивый муравей 5 — такими эпитетами они награждали его. В придворной академии Эйнхарда звали Веселеил 6 . Подобно библейскому герою 7 , он отличался в резьбе по камню, обработке дерева и работе по металлу. Так, в 807 году некоему Ангисию, аббату Сен-Жермен-де-Фле, были поручены в Аахене общественные работы под руководством Эйнхарда 8 . Аббат Фульды Ратгер послал к нему монаха Бруно, чтобы тот получил от него наставление в различных искусствах 9 .

Политическая карьера Эйнхарда относится ко времени правления Людовика Благочестивого (814—840 гг.). Эйнхард становится личным секретарем императора, а затем наставником его старшего сына Лотаря. Тогда же он женился на Имме, сестре Бернарда, епископа Вормского. В смутные годы начинавшихся междоусобий и постепенного упразднения порядков, установленных Карлом Великим, Эйнхард пытался быть посредником между императором и его детьми. Однако ему мало что удавалось сделать. С возрастом начало ухудшаться и здоровье — все чаще мучили боли в боку и желудке. В 830 году Эйнхард окончательно удалился от двора и поселился в Зелигенштадте, одном из многочисленных монастырей, уступленных ему Людовиком. В тиши монастырских стен он всецело отдался литературной деятельности. [214]

Умер Эйнхард 14 марта 840 года, в один год с императором Людовиком.

Литературное наследие его невелико: кроме “Жизни Карла Великого” (Vita Caroli Magni), до нас дошли “О перенесении мощей и чудесах наших святых Марцеллина и Петра” (De translatione et miraculis sanctorum suorum Marcelini et Petri) и “Книжица о почитании Креста” (Libellus de adoranda Cruce), а также серия из 71-го письма, написанных в период между 814 и 840 гг. Некогда укоренившаяся в историографии версия о том, что Эйнхард является автором части “Анналов франкского королевства”, переработанной версии “Больших Королевских Анналов” (Annales regni Francorum), в настоящее время полностью отброшена.

Как уже было сказано, “Жизнь Карла Великого” занимает особое место среди произведений каролингского периода. Помимо того, что это сочинение компактно и написано на великолепной латыни, оно носит чисто светский характер, что следует признать явлением уникальным для той эпохи. Временем его появления на свет традиционно считают годы между 829 и 836.

Несомненно, Эйнхард прекрасно знал античных классиков. Произведения некоторых из них, в особенности “О жизни цезарей” (De vita Caesarum) Светония, с которым он познакомился еще в Фульде, оказали на него заметное влияние. У Светония он заимствовал схему группировки фактов, а также ряд литературных оборотов 10 . Однако преувеличением было бы считать, что Эйнхард слепо подражает римским Жизнеописаниям.

Главной задачей автора следует признать безраздельное восхваление своего героя. Видя, как рушится империя, свидетелем величия которой он был, Эйнхард написал панегирик ее основателю и создал некий идеальный образ правителя и человека, стараясь превратить его в пример для подражания современникам и потомкам.

Композиционно “Жизнь Карла” распадается на ряд смысловых кусков: вводный раздел (гл. 1—4), войны и внешняя политика Карла (гл. 5—16), личная жизнь императора (гл. 17—29). Затем автор рассказывает о последних днях Карла, его кончине и погребении, завершив свой труд изложением его завещания (гл. 30—33). [215]

Безусловно, наибольший интерес для читателя представляют главы, повествующие о личной жизни императора, а также о его внешнем облике, занятиях и пристрастиях, поскольку они написаны очевидцем, хорошо знавшем малейшие детали описываемого. Сложнее обстоит дело с частью, посвященной военно-политической деятельности Карла. Эйнхард явился ко двору, когда значительная часть походов императора уже завершилась. Информацию о них он черпал из вторых рук, в основном из официальных источников, прежде всего, из “Анналов королевства франков”. В качестве секретаря императора Людовика Эйнхард несомненно имел доступ к государственным архивам и был знаком с дипломатической перепиской Карла.

Ряд пассажей автора (например, о Хильдегарде — гл. 18, о матери Пипина Горбатого — гл. 20, о латинском языке — гл. 25) схожи с некоторыми местами из “Книги о епископах Мецских” (Liber de Episcopis Mettensis) Павла Диакона 11 .

Собирая материалы, Эйнхард приспосабливал факты к своей концепции, в одних случаях умалчивая о чем-то, в других — своеобразно препарируя их. Стремясь увеличить масштабность деяний Карла, Эйнхард всякое столкновение франков с соседями обращает в войну. Так, у него появляется Аквитанская (гл. 5), Баварская (гл. 11), Богемская (гл. 13), Линонская (гл. 13) войны, хотя во время двух первых из них вообще не было сражений, а две другие протекали в виде пограничных стычек. Вопреки истине Эйнхард утверждает, что Карл никогда не нападал первым, а лишь карал врагов за вероломство (гл. 8, 11, 13), при этом неизменно побеждая. О поражениях своего героя Эйнхард умалчивает. Он ничего не сообщает о катастрофах в Саксонии в 775 и 782 годах (гл. 8), а также о гибели франкского арьергарда в Ронсевальском ущелье в 778 году (гл. 9). Весьма тенденциозно автор сравнивает заслуги Карла и его отца, Пипина Короткого, преувеличивая роль первого и уменьшая значение второго (гл. 5, 6, 15). Однако подобное отступление от истины ничуть не уменьшает ценности и уникальности этого литературного произведения. Жизнь Карла Великого неоднократно издавалась и переводилась на [216] многие языки мира. Настоящий перевод — хорошее продолжение этой традиции.

Перевод биографии Карла Великого выполнен по изданию:

Einhard. Vita Caroli // MGH in usum scholarum. SRG separatim editi. Hannoverae et Lipsiae, 1911. Для сверки использовался английский перевод Льюиса Торпа: Einhard and Notker the Stammerer. Two lifes of Charlemagne. Transl. with an inroduction by L.Thorp. Harmondsworth, 1972.

В квадратные скобки [ ] заключены слова, отсутствующие в латинском тексте оригинала, но необходимые для соблюдения стилистических норм при переводе, а также для уточнения смысла.

libking

Эйнгард - Жизнь Карла Великого краткое содержание

Жизнь Карла Великого - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Эйнгард

Жизнь Карла Великого

Из литературных произведений Эйнгарда известно несколько сочинений религиозного характера и более 60-ти писем. Главным трудом Эйнгарда является биография Карла Великого. Это сочинение написано по образцу биографий Светония Транквилла: у Светония заимствован план, расположение материала, стиль изложения и общая концепция. Работа Эйнгарда скорее не жизнеописание, а характеристика, сделанная с большой любовью и литературным мастерством. Книга является ценным историческим памятником, освещающим личность и деяния великого человека. Это произведение Эйнгарда было очень популярно в Средние века, часто цитировалось во многих средневековых сочинениях и дошло до нас во множестве списков 9–15 веков.

Эйнгард был не только писателем, но и архитектором, руководил постройкой императорского дворца в Ахене и одно время был старшим придворным архитектором. В 806 император отправил его послом к папе, чтобы выхлопотать одобрение предложенного Карпом Великим раздела империи между своими сыновьями. Людовик Благочестивый, который по совету Эйнгарда был коронован еще при жизни отца, также ценил его и подарил большое поместье на Майне, где Эйнгард основал монастырь и устроил свое постоянное местопребывание.

В своем поместье Эйнгард жил со своей женой Эммой (а не с дочерью Карла Великого, как гласит легенда) все время, которое не проводил при дворе. Людовик назначил Эйнгарда советником своего сына Лопаря. При жизни Людовика поездки Эйнгарда ко двору были довольно частыми и продолжительными. После смерти императора, когда начались раздоры между его сыновьями, Эйнгард почти отошел от общественной деятельности и впоследствии окончательно удалился в монастырь, где и умер, занимая пост аббата.

В у одного из парков в г. Эшвайлер (Германия, земля Рейнланд — Пфальц) воздвигнут памятник Эйнгарду. В Зелигенштадте можно увидеть базилику с изображением Эйнгарда.

В память об Эйнгарде и его трудах в 1999 году была учреждена специальная премия, которой каждые два года удостаиваются авторы биографических произведений.

Приступая к описанию жизни, характера и подвигов государи и покровителя моего, превосходнейшего и заслуженно прославленного короля Карла, я стремился быть разумно кратким: не опуская ничего из дошедших до меня Сведений, вместе с тем не хотел обременять излишними подробностями тех, кто не любит читать современные сочинения. И хотя не сомневаюсь, что кроме меня найдутся люди досужие и образованные, которые не считают современность до того ничтожной, чтобы совсем умолчать о ней, уверен, никто из них не мог бы описать с такою достоверностью все то, что мною познано и увидено собственными глазами; впрочем, я предпочел бы писать вместе с другими об одном и той же, лишь бы не погибли во мраке забвений славная жизнь и неповторимые деяния величайшего из государей своего времени.

Но была и другая не менее важная причина, которая и одна могла бы принудить меня взяться за труд: это заботы Карла обо мне и его постоянное дружеское расположение, которое я чувствовал, находясь при дворе. Он так привязал меня к себе и сделал таким должником при жизни и посмертно, что я справедливо был бы обвинен в неблагодарности, если бы обошел молчанием блестящие и знаменитые подвиги моего благодетеля, будто жизнь его не заслуживает ни литературного воспоминания, ни похвального слова.

1. Считают, что род Меровингов, из которого франки избирали своих королей, пресекся на Хильдерике, низложенном и заточенном в монастырь по приказу римского первосвященника Стефана [751].

В действительности же род этот давно был бессилен. Богатства и власть находились в руках придворных сановников, называемых майор–домами. А королю оставалось довольствоваться своим титулом и являть видимость власти, когда, восседая на троне, длинноволосый и длиннобородый, выслушивал он иноземных послов и давал им, как бы от себя, ответы, в действительности предписанные, продиктованные и заученные.

Кроме пустого титула и скудного содержания, которое определял ему майордом, имел он всего лишь одно, да и то крошечное, поместье, служившее ему жилищем и поставлявшее немногочисленную прислугу. Куда бы король ни отправлялся, он ехал в повозке, запряженной, по деревенскому обычаю, парой волов, которыми правил пастух. Так ездил он во дворец, на народные собрания, проводимые ежегодно для пользы государства, и так же возвращался домой,

Об управлении же королевством и обо всех внутренних и внешних делах заботился майордом.

2. Ко времени, когда был низложен Хильдерик, должность майордома занимал Пипин, отец короля Карла, причем занимал как бы по праву наследства.

Cat_Cat

Cat_Cat

Cat_Cat запись закреплена

Нинэль Ариэль

Ну там есть описание его внешности, а потом сразу смерти . Жизни то где?))

Эйнхард - Жизнь Карла Великого

Сказанное применимо и к воспроизведению масштабных исторических событий или процессов, охватывающих целый регион, страну или государство, и по отношению к реконструкции биографии отдельного человека. Реконструкция биографии имеет свою специфику. В частности, необходимо учитывать то, что сразу после смерти данного человека его жизнеописание создаётся его современниками, то есть либо лично знавшими его людьми, либо теми, чья судьба тем или иным образом оказалась связанной с ним . Соответственно, репрезентация этого рода всегда субъективна и зависит как от личных отношений, существовавших между этими людьми, так и от жизненных обстоятельств, в силу которых они оказывались союзниками, противниками, партнерами и т. д.

Существует другой слой искажений, которые вносятся авторами, живущими вскоре после описываемых событий. Здесь положительная или отрицательная репрезентация изображаемого персонажа, с одной стороны, продолжает влиять на текущую общественно-политическую ситуацию (в случае жизнеописаний значимых фигур), а с другой стороны, зависит от личного отношения биографа к историческому деятелю, которого он знал при жизни. Свидетельства подобного рода представляют особую ценность в репрезентации прошлого:

Эйнхард - Жизнь Карла Великого

Эйнхард - Жизнь Карла Великого - Содержание

  • I. Эйнхард: искусник и архитектор
  • II. Литературные и исторические источники Эйнхарда
    • Античные авторы
    • Ранние средневековые тексты
    • 1. Места деятельности Эйнхарда:
      • 1. 1. в Западной Франкии
      • 1. 2. в Восточной Франкии
      • 1. 3. в Центральной Франкии
      • 5. 1. Аквитания
      • 5. 2. Саксония
      • 5. 3. Испания
      • 5. 4. Паннония
      • 1. Последние Меровинги
      • 2. Пипиниды-Каролинги
      • 3. Карл Великий

      Эйнхард - Жизнь Карла Великого - Пролог Эйнхарда

      Я принял решение описать жизнь, повседневные поступки и отчасти некоторые замечательные деяния господина и воспитателя моего, превосходнейшего и заслуженно славнейшего короля Карла для того, чтобы насколько возможно кратко, поведать о тех [событиях], которые мне известны. Составляя [это] произведение я [стремился] не возбудить неудовольствие досадующих людей пространным изложением современных событий, если только можно избежать неудовольствия современным сочинением тех, кто досадует на старинные, составленные ученейшими и искуснейшими мужами исторические записки. И все же я не сомневаюсь в том, что есть много преданных досугу и наукам людей, которые не считают, что современное положение вещей является столь презренным и что все сейчас происходящее будто бы недостойно никакой памяти и о нем надлежит умолчать и забыть.

      Напротив, они, охваченные любовью к долговечности, скорее желают в различных сочинениях прославить выдающиеся деяния других людей, чем ничего не написать и дать исчезнуть известиям о своем имени из памяти потомков. Я не посчитал нужным воздерживаться от написания этого сочинения, поскольку знал, что никто не сможет достовернее описать события, при которых я сам присутствовал и которые я знаю доподлинно, видев их своими глазами. А будут ли они описаны кем-либо еще или нет, я знать не могу. Я решил, что лучше сохранить для потомков эти, а вместе с ними и прочие [события], записав их, дабы не позволить угаснуть во тьме забвения блестящим делам и славнейшей жизни превосходнейшего и величайшего правителя своей эпохи, а также [его] деяниям, которые едва ли смогут повторить люди нынешнего времени.

      Была и другая причина, не лишенная, по моему мнению, основания, которой одной хватило бы, чтобы заставить меня написать, а именно — затраты на мое воспитание, а после того, как я стал вращаться при его дворе, — постоянная дружба императора и его детей. Этой дружбой он так привязал меня к себе и сделал должником и в жизни своей, и в смерти, что я заслуженно мог бы показаться и [мог быть] назван неблагодарным, если бы, забывшись, не упомянул оказанные мне милости, а также славные и прекрасные деяния человека, который был моим благодетелем, умолчав и не сказав о его жизни, словно он никогда не жил, оставив все это без описания и должного восхваления. Чтобы описать и изложить их требуется не мое дарованьице, убогое и скромное, да почти и никакое, но красноречие равное Туллиевому.

      Итак, вот книга, содержащая воспоминания о славнейшем и величайшем муже, в которой, за исключением его деяний, нет ничего, чему можно удивляться, не считая разве того, [что] я, будучи варваром, неискусный в римском наречии, вообразил, что могу написать что-то достойное или подобающее на латинском, а также [что] я мог впасть в такое бесстыдство, что решил пренебречь словами Цицерона из первой книги Тускуланских бесед, где говорится о латинских писателях.

      Там мы читаем такие слова: Когда mom, кто не способен ни снискать благосклонность читателя, ни связать, ни изложить свои мысли, берется за письмо, он, не зная меры, злоупотребляет и досугом [своим], и сочинительством. Конечно, это изречение выдающегося оратора могло бы удержать меня от писательства, если бы я, заранее все обдумав, не счел нужным скорее испытать осуждение людей и, написав все это, подвергнуть опасности [осуждения] свои скромные способности, чем, пощадив себя, не оставить воспоминаний о столь выдающемся муже.

      Карл Великий и Карл V в издании 1521 года.

      Точная дата написания работы неизвестна. Книга была написана после смерти Карла в 814 году, временем написания обычно считается период с 817 по 833 годы, в правление короля Людовика Благочестивого [3] .

      На протяжении всего Средневековья работа Эйнхарда была основным источником о временах Карла Великого, однако надёжность многих фактов, освещённых в ней, находится под большим сомнением, поскольку в биографии отражены лишь положительные (и не обязательно бывшие таковыми в действительности) факты и поступки императора. По мнению многих историков, очень многие факты и события в работе или искажены, или просто не упомянуты. Тем не менее, даже с учётом весьма вероятного ухода от истины данная работа является ценнейшим историческим источником по истории и культуре Раннего Средневековья [4] .

      Читайте также: