Эффективное родительское собрание в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Цель: ознакомление родителей с техникой оказания помощи своему ребёнку в достижении успеха в обучении.

Задачи:

1. Информировать родителей о том, как правильно осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению;
2. Раскрыть некоторые аспекты процесса приготовления домашних заданий;
3. Дать рекомендации как правильно помочь ребёнку в приготовлении уроков.

Предварительная работа:

Теоретическая часть — изучение литературы, подбор материала для информирования родителей;
Практическая часть — установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся через диагностику психических процессов; составление карт развития учащихся.

Взаимодействие семьи, школы — залог успешного обучения

Нам приходится часто слышать вопросы кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах — родители, семья, учителя, школа?

Опыт показывает, что ни какое учреждение (в данном случае школа), не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Учителя отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет.

В начальной школе детям прививают и развивают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердие и прилежание, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, и преодолевать трудности в работе. Но некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к детям и их делам в школе придаёт особое значение всем достижениям ребёнка.

Не все дети одинаково хорошо рисуют, поют, лепят, не все быстро обучаются чтению и письму. Как известно, люди делают то, что умеют, что у них лучше всего получается. Для детей это почти, что аксиома. Так надо помочь им полюбить учиться!

Почему у некоторых учащихся есть трудности в учёбе? В чём дело? Почему уже с первого класса возникают проблемы в обучении, ведь, казалось бы, детишек пока учат таким простым вещам?…

В чём же семья должна дополнять школу? Прежде всего, она призвана обеспечить ребёнку непосредственное эмоциональное общение, атмосферу любви и взаимопомощи.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учёба ребёнка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности между школой и семьёй. Обучать и воспитывать ребёнка надо совместно!

Как помочь ребёнку в приготовлении уроков

Важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. Ребёнок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также не правы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку.

Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков.

Доброжелательное отношение взрослых даёт возможность ребёнку не пасть духом.
А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребёнка к выполнению домашних заданий.

Проверьте, правильно ли организованно рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Приступить к выполнению домашних заданий лучше всего через после возвращения из школы, чтобы ребёнок успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал от домашних развлечений и игр с детьми и не был сильно возбуждённым.

Первое, что требуется от родителей, — это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки.

Постепенно нужно снижать степень контроля. К концу начальной школы ребёнок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

Советы родителям:

1. Хвалите и хвалите своего ребёнка за то, что он делает.
2. Рассказывайте ребёнку о своём положительном школьном опыте.
3. Помогайте, но постепенно приучайте ребёнка быть самостоятельным.
4. Не выполняйте задания за ребёнка, лучше подбадривайте и поддерживайте.
5. Не критикуйте ребёнка, если у него не получается, так как хотелось бы.
6. Радуйтесь вместе с ребёнком новым открытиям.
7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
8. Попытайтесь сначала разобраться в поведении ребёнка, внимательно его выслушайте, а потом уже действуйте.
9. Реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся.
10. Не копите недовольства ребёнком.

Собственно всё, о чём шла речь, так или иначе, направлено к одной цели — укрепить у ребёнка веру в себя. Ведь она так нужна ему на этом этапе его жизни — в первые школьные годы, когда он открывает для себя мир сложных знаний и не менее сложных отношений.

Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся

Для того, чтобы учащийся плодотворно учился и развивался как личность, он должен обладать определёнными возможностями. От рождения, по наследству, человек получает лишь задатки возможностей, необходимых ему для деятельности, общения, жизни. Сами же эти возможности формируются у человека путём присвоения им общественного опыта предшествующих поколений в процессе общения со взрослым, в процессе воспитания и обучения.

Для того, чтобы каждый ученик почувствовал, и смог бы ощутить, удовлетворение от результатов своей учебной работы, радость познания и преодоления трудностей требуется изучение способностей учащихся, так как в наше время, приходится решать особые задачи, а имеющихся знаний и умений недостаточно для нахождения этого способа. Решение таких задач осуществляются с помощью особых эвристических приёмов (процессов), (здесь можно для родителей осветить в индивидуальной форме результаты исследования развития психических процессов ребёнка, например, карты развития учащихся).

Заключение

Человеку 7–8 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это ещё и не подросток. С одной стороны, ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой — он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви.

В школе его оценивают по жёсткой пятибалльной системе, ведь школьные отметки за знания и старания отождествляются в его глазах с оценкой — хорош он или плох. Всё это создаёт в его жизни определённые трудности, которые ему легче преодолеть, если он ощущает надёжный тыл: родительскую любовь и поддержку.

Воспитание — процесс творческий. Родитель сам должен найти пути к своему ребёнку, почувствовать, что нужно именно его сыну или дочери, чего они ждут от него. Поэтому речь может идти лишь о некоторых общих принципах во взаимоотношениях родителей с детьми.

Желаем удачи и успеха в воспитании и обучении вашего ребёнка!

Список используемой литературы:


Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).
  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).



  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).
  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эффективные методы работы с родителями в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Однако вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма непростой задачей.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В первую очередь хочу остановиться на результатах окончания III четверти обучающимися начальной школы.

В данный момент в начальной школе 76 обучающихся

В течение 3 четверти прибыло 4 человека.

1-2 кл.: 30 обучающихся

3-4 кл.: 46 обучающихся

Успевают : 3-4 кл. – 46 человек (100%).

качество знаний в начальной школе в третьей четверти- 50 %.

Сейчас очень много говорят об образовательном мониторинге.

Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития”. В нашем случае мы рассматриваем воздействие процесса обучения на личность ученика. То есть объектом наблюдения является ребенок и то, какое воздействие на него производит процесс обучения.

Мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:

1) проверка навыка чтения; административные контрольные работы по русскому языку и математике, проводимые три раза в год, итоговые диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру, результаты которых обязательно анализируются, сравниваются, намечаются пути решения выявленных пробелов, составляются таблицы, диаграммы, помогающие наглядно увидеть картину.

5)мониторинг качества знаний каждого обучающегося в отдельности по итогам учебной четверти, учебного года и класса в целом;

6)учебный рейтинг, поддерживающий мотивацию и повышающий интерес к обучению

Всю информацию по учебной деятельности вы можете найти на наших информационных стендах. Это и итоги четверти, и результаты административных контрольных работ, и навыка чтения, и расписание внеурочной деятельности, и график работы психолога и логопеда, итоги учебного рейтинга, который подводится каждые две недели и многое другое.

Благодаря мониторингу мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения, проводить коррекцию деятельности учителя и обучения учащихся.

И, конечно же, не могу не сказать о новшестве в начальной школе. Это проведение ВПР в апреле 2016 года в начальной школе. Проверочные работы будут проводиться по трем предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с 2015 года начинает проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР).

Но сразу возникает вопрос: чем отличаются ВПР от итоговых комплексных работ, который вошли в практику работы начальной школы с введение ФГОС

Во-первых, строго регламентированное время на выполнение работы (при выполнении ИКР время ограничивать не рекомендуется, каждый ребенок может работать в индивидуальном темпе).

Во-вторых, необходимо выполнить все предложенные задания (ИКР делится на основную и дополнительную часть, выполнение которой не обязательно).

В-третьих, ВПР проверяет предметные знания обучающихся (в ИКР проверяется уровень сформированности метапредметных и предметных знаний.

В-четвертых, ВПР проверяются независимыми экспертами, ИКР – учителем.

В-пятых, ФИО обучающихся, как и ОУ закодированы.

Все это, безусловно, приближает ВПР к итоговой аттестации и является в какой-то степени психологической подготовкой обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Так, уже в декабре 2015 года проверочные работы по математике и русскому языку в пробном режиме написали около 600 тысяч четвероклассников из 19 тысяч школ 70 регионов Российской Федерации.

1 декабря – русский язык, первая часть
3 декабря – русский язык, вторая часть
8 декабря – математика.

В дальнейшем проведение таких работ планируется по итогам каждого учебного года: в 2016 году – для 4 классов, в 2017 году – для 4 и 5 классов и так далее.

Во втором полугодии 2015-2016 учебного года Всероссийские проверочные работы пройдут по следующему графику:

11 мая - русский язык, первая часть ( диктант);

13 мая - русский язык, вторая часть ( грамматические задания);

17 мая - математика;

19 мая - окружающий мир.

Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Также они могут быть использованы для оценки качества образования и уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах и развития региональных систем образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал в помощь родителям, как помочь детям учиться? О сотрудничестве учителя и родителей. Даны советы родителям.необходимые для успешного обучения детей.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Выполнила учитель начальных классов Бойкова Елена Васильевна

Выполнила учитель начальных классов

Бойкова Елена Васильевна

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителей, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.

сотрудничество родителей и учителей, согласование их действий.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

Организация режима дня

Организация режима дня позволяет ребенку:

• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда ежедневное выполнение домашних обязанностей; ежедневное чтение книг; организация досуга; правильно организованный сон

Точный распорядок занятий - это основа любого труда

  • ежедневное выполнение
  • домашних обязанностей;
  • ежедневное чтение книг;
  • организация досуга;
  • правильно организованный

соблюдение режима дня - рациональное питание - утренняя гимнастика - занятия спортом - пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов

соблюдение режима дня - рациональное питание - утренняя гимнастика - занятия спортом - пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов

Организация рабочего места. Важным является и место выполнения работы. 1.Оно должно быть постоянным. 2. Никто не должен мешать ученику. 3.Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. 4.Очень важен темп работы. 5.Работают хорошо те, кто работают быстро.

Организация рабочего места. Важным является и место выполнения работы. 1.Оно должно быть постоянным. 2. Никто не должен мешать ученику. 3.Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. 4.Очень важен темп работы. 5.Работают хорошо те, кто работают быстро.

Направление помощи — приучение к самостоятельности не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам; не давайте готового ответа на их вопросы; учите детей выделять учебную задачу

Направление помощи — приучение к самостоятельности

  • не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам;
  • не давайте готового ответа на их вопросы;
  • учите детей выделять

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий: • какая бы погода ни была; • какие бы ни шли телепередачи; • чей бы день рождения ни отмечался Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

• какая бы погода ни была;

• какие бы ни шли телепередачи; • чей бы день рождения ни отмечался

Уроки должны быть выполнены,

и выполнены хорошо.

Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю; помощь детям должна оказываться своевременно; как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения, контроль должен быть ненавязчивым и тактичным; очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс; надо учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать

Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий.

  • контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю;
  • помощь детям должна оказываться своевременно;
  • как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения, контроль должен быть ненавязчивым и тактичным;

очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс;

надо учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать

Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!

Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!

Родители должны говорить ребенку: “ Как хорошо, что ты у нас родился” “ Я рада тебя видеть” “ Ты мне нравишься” “ Я люблю, когда ты дома” “ Мне хорошо, когда мы вместе”

Родители должны говорить ребенку:

“ Как хорошо, что ты у нас родился”

“ Я рада тебя видеть”

“ Ты мне нравишься”

“ Я люблю, когда ты дома”

“ Мне хорошо, когда мы вместе”


Советы родителям: Не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка

Не самоустраняйтесь в

процессе воспитания и обучения своего ребенка

НЕОБХОДИМО воспитывать в ребенке чувство ответственности за то, что он делает Чувство ответственности - залог успеха в учебе и жизни

воспитывать в ребенке чувство ответственности

за то, что он делает

Чувство ответственности - залог успеха в учебе и жизни

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело

Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти

6. Проверяте ли вы, как они готовят домашнее задание?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

10. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или препочитают проводить время без взрослых?

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

11. Обсуждаете ли вы в семье участием детей телевизионные передачи, фильмы?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

12. Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театре, музеях, на концертах?

13. Совершаете ли вместе с детьми прогулки, ходите ли в походы?

3. Интересуются ли дети вашей работой?

Результат

если заставить трудиться крайне сложно

Нужно найти такую мотивацию , чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ НЕЛЬЗЯ ставить какие-либо условия Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ НЕЛЬЗЯ ставить какие-либо условия

Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то

Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Ребёнка нужно учёбой заинтересовать

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Ребёнка нужно учёбой заинтересовать

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Призывайте ребенка размышлять , когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Призывайте ребенка размышлять ,

когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию

ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы Исключите из своего общения с ребенком оскорбления

Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы

Исключите из своего общения с ребенком оскорбления

Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке Это залог успеха!

Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе

Читайте также: