Эффективное распределение ресурсов школы

Обновлено: 05.07.2024

Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.

Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):

  • Улучшение качества образования
  • Помощь обучающимся
  • Учителя и педагогика
  • Учебный план и учебные материалы
  • Школа и ресурсы
  • Менеджмент образовательной системы

Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).

25 способов улучшить результаты образования

Учителя и педагогика

  1. Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
  2. Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
  3. Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
  4. Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
  5. Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.

Помощь обучающимся

  1. Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
  2. Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
  3. Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
  4. Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
  5. Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.

Учебный план и учебные материалы

  1. Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
  2. Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
  3. Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
  4. Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
  5. Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Школы и ресурсы

  1. Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
  2. Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
  3. Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
  4. Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
  5. Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.

Менеджмент образовательной системы

Понятие и закономерности функционирования образовательной организации, анализ и оценка ее ресурсов. Соотносительность и пропорциональность образовательных ресурсов, вытекающие принципы. Исследование потенциала данного учреждения, факторы управления.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.07.2015
Размер файла 38,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Характеристика ресурсов образовательной организации, их эффективное использование

Введение

управление образовательный учреждение

Актуальность выбранной темы проявляется в выявлении взаимосвязи вопросов эффективного использования образовательных ресурсов в связи с модернизацией образования, происходящие изменения в экономике, науке, технике, технологии.

Именно поэтому, отличительной чертой современного мирового развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого становится - производство услуг в сфере информационных технологий. Центральное место производства услуг занимают образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. Образование рассматривается в качестве ведущего фактора экономического роста страны и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы РФ. Образовательная деятельность осуществляется в образовательных организациях, а её эффективность будет связана с ресурсами такой организации.

Проблема образования в России приобретает особый смысл, в связи с резким сокращением объема государственного финансирования, традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий.

Цель данной работы: систематизировать понимание вопроса характеристики ресурсов образовательной организации и их эффективного использования.

1. Систематизировать понятийный и терминологический аппарат;

2. Классифицировать ресурсы образовательной организации по субъекту применения;

3. Выявить факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации.

Изложим кратко общий замысел и логику построения реферата.

Сбалансированность источников ресурсов образовательной организации и направлений их использования - это во многом искусство, искусство управлять развитием, контролировать рациональность расходования ресурсов.

В соответствии с определением, данным различными учеными психологами, педагогами, экономистами, организация

1. внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих, на основе определенных процедур и правил.

Таким образом, под образовательной организацией мы понимаем систему, в которой целенаправленно на основе программ и других документов реализуется государственный и общественный заказ; а также сеть организаций, осуществляющих образовательные и воспитательные функции, исходя из имеющихся ресурсов.

В советской системе образования ресурсная база строго регламентировалась, определялась партийными органами (ст. 6 Конституции СССР Ведущая роль партии в управлении). Например, при целевом наборе в педагогические институты, игнорировалась объективная потребность в педагогических кадрах. Перераспределение ресурсов государства шло в сферу промышленности, образование играло роль придаточного звена. Но при этом отличалась устойчивостью и стабильностью в содержании образовательных программ, парадигмы, финансирования, высокой социальной роли института образования в целом.

Функционирование любой организации начинается с процессов использования её ресурсов. Ресурс от французского слова recourse - вспомогательное средство.

Существуют различные подходы к классификации организационных ресурсов.

В.С. Ефремов выделяет материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технологии производства и управления, а также материальный, нематериальный и интеллектуальный капитал [8].

В Большом экономическом словаре в качестве основных групп ресурсов выделяются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация [8].

Авторы 17-модульной программы для менеджеров различают человеческие (людей), материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические и временные ресурсы [8].

Как видно из приведенных классификаций, различия между ними не принципиальны и связаны исключительно со строгостью выбора классификационного признака и глубиной декомпозиции.

Ресурсы любого предприятия классифицируются на пять групп:

1. природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;

2. материальные - все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;

3. трудовые - население в трудоспособном возрасте;

4. интеллектуально-информационные - интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;

5. финансовые - денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию. Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства.

К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:

- инженерно-педагогический, административный и вспомогательный персонал (человеческие ресурсы)

- учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение, учебные и наглядные пособия и т.д.).

Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому переоснащению, но при этом в отличии от предприятий, в образовательной организации к сокращению персонала это не приведет, но качественно изменит преподавание. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов. Например, современный преподаватель, использует в процессе обучения не только презентации и сопровождает весь документооборот ИКТ - технологиями, но экономит туже бумагу используя сетевые технологии. В последнее время особое значение для предприятий приобрели энергетические и технологические ресурсы, составляющие отдельные виды материальных ресурсов. Значимость энергетических ресурсов (всех видов энергоносителей - электроэнергии, пара, газа и т.п.) связана с резким увеличением доли затрат на них. Это потребовало более тщательного подхода к выбору энергоносителя и более экономному его использованию.

- финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.)

Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей управления. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность. Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих;

- информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии)

- правовое обеспечение

- ресурсы времени

Время - это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педсовет на тему:

Актуальность данной проблемы подтверждается :

1.1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования и повышение доходов учителей;

1.2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

1.3. Развитие региональной системы оценки качества образования;

1.4. Развитие сети общеобразовательных учреждений, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства;

1.5. Расширение участия общественности в управлении образованием.

Итак, поговорим о том, каким образом можно повысить качество образования в нашей школе.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса , образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Образовательные ресурсы – контингент учащихся, кадры, инфраструктура, финансы, материально-технические ресурсы, информация, программно-методические материалы, психологическое сопровождение, нормативно-правовая база, общественно – государственное управление.

Система оценки качества образования – совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных ресурсов , образовательного процесса и образовательных результатов и выявление факторов, влияющих на их качество.

Остановимся подробнее на некоторых образовательных ресурсах.

Контенгент учащихся. Наша школа не имеет возможности производить отбор, поэтому нам приходится работать с теми детьми, какие есть. Значит свою работу мы должны спланировать так, чтобы максимально возможно удовлетворить их потребности в учении и воспитании. Тщательно изучить их возможности, продумать комплекс мер по всестороннему развитию каждого. В связи с этим возникает вопрос о создании портфолио учащихся, чтобы каждый учитель имел возможность познакомиться с его успехами.

Материально – технические ресурсы. На данный момент в школе имеется достаточное количество телевизоров, видеомагнитофонов, DVD проигрывателей, магнитофонов, компьютерный класс, доступ в Интернет, принтеры, сканер. В личных медиатеках учителей сосредоточено большое количество медиаресурсов. На основании этого можно предположить, что в учебном процессе широко используются ТСО.

Информационные ресурсы . В школе должны создаваться база данных на методическую работу школы (планирование, данные об учителях, сведения о награждениях, сведения о медиа ресурсах и т. д) эта работа находится в стадии разработки, но мы надеемся, что в ближайшее время база данных облегчит работу по сбору и обработке информации. К информационным ресурсам относится также Интернет, библиотека, наработки ШМО и др.

Анализируя педагогические портфолио учителей школы, можно сделать вывод, что большинство учителей не умеют правильно представить результаты своего труда, составить отчет о своих достижениях, проанализировать свою работу, наметить план своей работы на будущее.

Как вы планируете свою работу на будущее, каких результатов хотите достичь через год, три года. Какие этапы своего собственного развития наметили?

Думаю, что большинство педагогов не смогут сейчас ответить на данный вопрос. А если это так, то ни о каком оптимальном использовании тех ресурсов, которые существуют в школе для повышения качества образования говорить не приходится. Поэтому остро встает вопрос о создании индивидуальных программ учителей и формировании педагогического портфолио как свидетельство усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога.

В заключении своего выступления хочу познакомить вас с ожидаемыми социально-экономическими результатами от программы.

В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:

-повышение качества образования;

-обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования;

-снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений;

-создание системы оценки качества образования как элемента системы оценки качества образования;

-улучшение кадрового обеспечения системы образования;

-повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение -объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг;

-обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования;

-обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;

-адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда;

-создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;

-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За период реализации Программы планируется достижение следующих показателей:

-увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач массового образования детей старшего дошкольного возраста, от общего количества муниципальных образований;

-увеличение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, проходящих предшкольное обучение, от общей численности детей старшего дошкольного возраста;

-увеличение удельного веса численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования, от общей численности детей дошкольного возраста;

-уменьшение количества дней, пропущенных ребенком по болезни в детском дошкольном образовательном учреждении за год в среднем по району, на 1 день;

-увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе, от общего количества муниципальных образований;

-увеличение удельного веса количества средних (полных) общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение, от общего количества средних (полных) общеобразовательных учреждений;

-увеличение удельного веса численности обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, получающих пред профильную подготовку , от общей численности обучающихся в 9-х классах общеобразовательных учреждений;

-увеличение удельного веса численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения высшего и среднего профессионального образования по результатам Единого государственного экзамена, от общей численности выпускников, прошедших аттестацию в форме Единого государственного экзамена;

-увеличение удельного веса количества муниципальных образований, участвующих в Едином государственном экзамене;

-увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах:

Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами ((Википедия). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги и при наименьших затратах достигнуть наилучшего результата.

ВложениеРазмер
shkola_na_puti_k_effektivnosti.docx 38.76 КБ
vystkplenie_shkola_na_puti_k_effektivnosti.docx 28.09 КБ
shkola_na_puti_k_effektivnosti.docx.pptx 675.33 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА на пути к эффективности

Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (( Википедия ). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги и при наименьших затратах достигнуть наилучшего результата.

В мире предложено другое понятие эффективности, которое в 1960-х годах ввела Альма Харис, президент Всемирной ассоциации изучения эффективных школ. Она предположила, что эффективная школа – это школа, которая способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Все дети могут учиться, все дети могут освоить основные предметы учебного плана, независимо от семейного положения. Движение эффективных школ не сбрасывает со счетов важный фактор влияния семьи.

Были проведены многочисленные исследования, по их результатам сформированы общие признаки эффективных школ, которые можно описать как характер школы и стиль жизни школы. Об этом поговорим чуть позже.

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила выяснить, какие признаки характерны для неэффективной школы.

Не знаю, известно ли вам об эффекте Пигмалиона (психологическое явление, в котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области). Суть его в том, что учитель может "отметить" ученика как хорошего школьника, он ожидает, что ученик будет вести себя соответствующим образом и достигнет определенных успехов. Тем самым учитель повышает шансы ученика на положительный результат.

Между ожиданиями учителя, учебой, поведением школьника возникает взаимосвязь, и представления ребенка о самом себе закрепляются как неуспешный в учебе.

  1. Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками;

Из вышесказанного становится понятно, чтобы достичь высоких успехов и реализовать потенциальные способности одаренных детей, необходимы:

  1. системный подход к их обучению;
  2. современная диагностика (психологическое тестирование) их способностей;
  3. соответствующее программное обеспечение, новые учебники;
  4. профессионализм учителя.

Все вышеперечисленное требует дополнительной работы и подготовки самого учителя при работе с сильными обучающимися.

Эффект Голема (противоположный эффекту Пигмалиона) — это психологический термин, обозначающий явление, при котором заниженные требования к самому себе или окружающих приводят к тому, что человек на самом деле показывает плохие результаты. Оба эффекта относятся к категории самоисполняющихся пророчеств. Исходят ожидания от нас или других, не имеет значения, эффекты проявляются так же.

Существует два вида проявления Эффекта Голема: абсолютный и взаимосвязанный.

Более опасным считается взаимосвязанный тип. В этом случае для всей группы установлены достаточно низкие ожидания, хотя члены ее достаточно квалифицированы, а результат, который показывает данная группа также оказывается достаточно низким.

Одна из первых задач руководителя — мотивировать коллектив на высокие достижения и помогать каждому, кто хочет достичь высот. Администрация школы не может стремиться к повышению качества образования, понижая ожидания к своим учителям. И не должна этого делать. Администрация должна ставить высокую планку по отношению к учителям, но она должна быть посильной и реально достижимой для каждого учителя в отдельности.

Обмен знаниями между работниками необходим каждой школе, так как при этом повышается эффективность работы. Считается, что методическому диалогу между педагогами препятствуют три фактора:

  • культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами;
  • недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности;
  • консерватизм – нежелание принимать инновации.

То, что отличает успешные школы, – это активное профессиональное взаимодействие внутри педагогического коллектива, которое происходит в самых разных форматах.

  1. Недостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями.

Если в школе не принято заботиться о родителях, то и родители не могут довериться школе. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; результативность. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, консультировании социальной и психологической помощи семье.

В качестве теста постарайтесь ответить на вопрос, каким образом (через какие действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к школе существенно возрастает. Тогда родители готовы помогать школе и учителям.

  1. Несформированность запроса на уровень и качество образования.

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Если в школе не сформирован запрос на качество образования, то становится непонятной и цель образовательной организации, к которой нужно стремиться всем участникам образовательных отношений.

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ШКОЛЫ.

Главной своей задачей как руководителя школы, я считаю необходимость обеспечение ясного понимания целей и ценностей, которые будут разделяться всеми работниками школы. Ведь, если цель ясна и сильна, то она будет действовать сама по себе. Если нет общей цели и не задан вектор движения, то это неизбежно приведет к потерям в результатах.

В нашей школе мы стремимся к тому, чтобы:

коллектив разделял миссию, задачи, приоритеты школы,

в школе действовали согласованные процедуры оценки и отчетность,

коллектив принимал ответственность за овладение учащимися программами обучения,

при осуществлении перемен в школе необходимо сориентировать общее внимание на общий фокус.

Чтобы убедиться, что у школы есть ясная и общая цель, задайте учителям вопрос, что больше всего заботит школу. Чем разнообразнее будут ответы, тем менее согласовано понимание миссии школы.

В последнее время очень много говорится о безопасности образовательного учреждения. Причем чаще всего понимается безопасность от угроз терроризма. Но безопасность состоит еще и в том, что при нарушении дисциплины во время учебного процесса происходит отрицательное влияние на получение образования школьниками. То есть, создание здоровой окружающей среды – это забота не только руководства школы, но и самого учителя, педагогического работника во время проведения урока. К этому относится и здоровьесберегающая среда, которая способствует успешному учению. Это и деловая целеустремленная атмосфера на уроке, которая свободна от угроз физического ущерба учащимся. Это здоровая климат преподавания, не угнетающий, а способствующий обучению и учению.

  1. Позитивный, поддерживающий климат внутри школы.

В нашей школе мы стремимся к активному профессиональному взаимодействию внутри педагогического коллектива. Например, когда в коллектив приходит молодой педагог, к нему прикрепляют опытного наставника.. Наставничество внутри школы работает в разных направлениях: учитель-предметник помогает в планировании и организации педагогической деятельности, руководитель методического объединения помогает в организации методической работы молодого специалиста, замдиректора по учебно-воспитательной работе рассказывает о работе классного руководителя, работе с неуспевающими и одаренными учениками, о работе с отчетностью, ведении журналов и т.д. Кроме того, для молодого работает система открытых дверей: учителя регулярно ходят друг к другу на уроки.

Педагоги налаживают взаимодействие друг с другом, улучшаются результаты их работы. Они знают, что не одиноки и могут получить помощь в борьбе со своими проблемами на работе.

Еще одно направление, когда коллеги готовятся к какому-то конкурсу, другие учителя им помогают, работают на их победу. Создаются рабочие группы, каждая из которых отвечает за свою часть подготовки к мероприятию. И многое другое.

  1. Упор на качество преподавания и учебных результатов.

Конечно, любые попытки школы уберечь от асоциального поведения, предотвратить суицид, включить в социальный и культурный контекст чрезвычайно важны. Но и ставить крест на академических результатах, то есть переставать учить или учить плохо, кое-как, никаких детей нельзя.

  1. Высокие ожидания от учеников и четкие учебные задачи.

В эффективной школе коллектив верит и демонстрирует, что все учащиеся могут овладеть основами учебных программ, и они убеждены что они, как преподаватели, имеют достаточно возможностей помочь детям овладеть материалом.

Здесь важно не путать уровни требований и ожиданий. Повышение уровня требований (стандартов) не означает повышение ожиданий. Стандарты - внешние факторы, требования к подготовке выпускников, а ожидания - внутренняя система убеждения взрослых в том, что можно научить всех учащихся.

В этом направлении нашей школы необходимо работать более продуктивно. Необходимо больше верить в своих учеников, для этого, может быть, необходимо получение результатов от специалистов: социальных педагогов, психологов, своих коллег.

Такой климат высоких ожиданий поможет школе приблизиться к тому, чтобы называться школой высоких результатов.

Если мы сможем убедить учащихся, что они могут добиться успеха, то тем самым сделаем им самый большой подарок.

  1. Регулярное отслеживание результатов и коррекция.

В эффективных школах результаты проверяются часто, чтобы улучшить поведение и деятельность каждого ученика, а также преподавания.

Как отслеживаются результаты в нашей школе? Всем знакома система региональных и муниципальных мониторингов, особенно при подготовке учащихся к ГИА. Эти тесты мало помогают улучшить обучение каждого учащегося в отдельности, поскольку результаты тестов приходят в школы, когда поздно что-то поправлять.

В нашей школе мы пошли дальше: кроме мониторингов по обязательным предметам (математика и русский язык) мы проводим мониторинги по предметам по выбору, причем, запрос зачастую поступает от самих выпускников и их учителей-предметников.

Цель этих испытаний - выяснить степень готовности учащихся к ГИА, а по результатам тестирования провести коррекцию действий учителя для устранения пробелов знаний. При таком подходе мы стремимся к переходу от системы обучения, где в центре стоит учитель, к личностно ориентированному обучению.

  1. Включенность родителей и сотрудничество с ними.

Успешные школы стремятся вовлечь родителей в школьную жизнь. Приглашают их практически на все значимые для школы события, в том числе образовательные: обсуждение и защиту проектных работ, общешкольные конференции, диспуты.

Вот здесь нам есть чему поучиться. Последние события указали нам на то, что родителей надо приглашать не только на творческие и спортивные мероприятия, но и на мероприятия, связанные с учебной и исследовательской деятельностью ребят. Ведь когда школа демонстрирует, что всерьез вкладывается в образование каждого ученика и ориентирует детей на амбициозные цели, родители тоже начинают менять свою позицию.

  1. Наличие у учащихся времени на выполнение заданий

Всем известно, что дети обучаются лучше тому, чему уделяется больше внимания и, конечно, времени.

Если мы хотим, чтобы наши ученики решали задачи определенного характера, они сами должны затратить время на разбор и решение таких задач. У учеников проверяется только то, чему их научили. Перед проведением мониторингов различного уровня, мы действуем по следующей схеме:

После проверки работ учащихся обязательно анализируются ошибки, допущенные при заполнении бланков, указывается, где можно было набрать баллы.

В итоге, заполнение бланков анализируется замдиректора по УВР и выявляются общие замечания в заполнении бланков для отработки с детьми в дальнейшем.

В эффективной школе каждый учитель знает всю последовательность учебных действий, которыми дети должны овладеть, поэтому он дает ученикам время, чтобы они этими действиями овладели.

Также в эффективной школе не практикуется отвлечение учащихся от учебных занятий на какие-либо иные дела, что, к сожалению, в наших условиях не всегда выполнимо, проведение мониторинговых работ, ВПР, участие в учителей и (или) учащихся в школьных и муниципальных мероприятиях, отрывает их от основных занятий.

  1. Поддержка и сотрудничество с органами управления, другими образовательными институтами и сообществами.

В настоящее время школе одной трудно самостоятельно решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, партнеров. В эффективной школе партнерство строится на осознанных, добровольных, взаимовыгодных началах.

В нашей школе тема социального партнерства стоит на достаточно высоком уровне. В первую очередь это учреждения дополнительного образования детей (центр детского творчества, спортивные клубы и секции, художественная и музыкальная школы), затем взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, с учреждениями культуры (музей библиотека, дом культуры), правоохранительными органами, больницей, советом ветеранов, советом женщин и другими организациями.

Школа тесно сотрудничает с различными социальными институтами, координация совместных воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство.

Одним из направлений совместной деятельности является сотрудничество органов управления образованием с подчиненными организациями. В этом случае, педагогическое сотрудничество- это деятельность, направленная на равноправное, уважительное взаимодействие с руководителями и педагогами образовательных учреждений. Это не только административный подход через осуществление контроля, но и особый, вспомогательный стиль деятельности руководителя, оказывающего помощь и поддержку подчиненным организациям в решении повседневных актуальных проблем.

Перечисленные признаки эффективной школы одновременно определяют направления, в которых нужно двигаться, чтобы соответствовать параметрам эффективной школы.

  • заявлять высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам;
  • осуществлять тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными;
  • поддерживать учебную мотивацию школьников;
  • поддерживать активный профессиональный обмен и развитие учителей;
  • активно сотрудничать с окружением и родителями;
  • создать насыщенную безопасную среду и позитивную культуру.

Школа на пути к эффективности гарантировано сможет достичь следующих результатов:

Проблемы российского образования

На семинаре, состоявшемся в конце декабря 2019 года, были представлены несколько докладов, в которых не просто приведен факт снижения средних баллов функциональной грамотности 15-летних россиян, но и подмечены другие негативные тенденции:

  • рост доли учащихся, которые не владеют минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе;
  • увеличение социальной сегрегации школ;
  • наличие в российских школах серьезных проблем с психологическим климатом, который заметно влияет в том числе на уровень функциональной грамотности;
  • увеличение разрыва в уровнях функциональной грамотности между учащимися из деревень и мегаполисов.

Рост доли неграмотных

В исследовании PISA различают шесть уровней функциональной грамотности. Второй из них считается пороговым, базовым. Он предполагает умение извлекать нужную информацию из простых текстов (статей, инструкций) и применять знания в простейших знакомых житейских ситуациях. Эксперты полагают, что у школьников, не достигающих второго уровня, в будущем весьма вероятны социально-экономические проблемы в повседневной жизни.

В одной из статей мы рассказывал и об исследованиях на эту тему канадского ученого Скотта Мюррея и приводили комментарии заслуженного учителя РФ, руководителя московской школы №109 Евгения Ямбурга.

Сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики (МЛАОП) Института образования НИУ ВШЭ показали динамику роста доли российских учащихся, не достигших второго (порогового) уровня грамотности.

Доля учащихся, не достигающих необходимого минимума функциональной грамотности, растет: в 2018 году более 28% школьников не достигли минимального порога хотя бы по одному из видов грамотности – читательской, математической или естественно-научной, при этом каждый восьмой оказался неграмотным по всем трем предметным областям. Среди детей из семей, где ни один родитель не имеет высшего образования, ситуация еще безрадостнее: более 35% из них не достигли второго уровня хотя бы по одному предмету, а каждый шестой не достиг порогового уровня во всех трех предметных областях.

Увеличение сегрегации школ

Социальную сегрегацию школ можно оценить по индексу Дункана, который показывает, какую долю детей надо перераспределить, чтобы не было школ, где у всех родителей только высшее образование или где только неоконченное среднее.

Критическим значением индекса считается 0,3, именно такой показатель наблюдался в России в начале 2000-х. В 2018 году индекс, характеризующий социальную сегрегацию школ, вырос до 0,37.

Влияние школьного климата

В российских школах наблюдаются проблемы, связанные с неблагоприятным психологическим климатом : 37% учеников периодически страдают от травли (против 23% в среднем по ОЭСР), при этом чаще всего с буллингом сталкиваются подростки из семей с невысоким социально-экономическим статусом, а также ученики с низкими результатами PISA по всем трем предметным областям.

Другим проявлением неблагоприятного климата в школе является ощущение одиночества, которое испытывают российские подростки. Почти четверть опрошенных сообщили, что страдают от одиночества в классе, еще 24% сообщили, что чувствуют себя аутсайдерами. Больше всего таких школьников в крупных городах и мегаполисах.

Совокупность этих аспектов влияет на учебные результаты и вызывает негативное отношение к учебе в целом. Специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис в докладе на семинаре показал влияние частоты буллинга на результаты, которые показывают школьники в исследовании TIMSS. В качестве иллюстрации приведем данные о результатах российских восьмиклассников по математике в рамках TIMSS-2015. Средний балл учащихся, никогда не подвергавшихся травле или подвергавшихся редко (несколько раз в год), составил 541. Средний балл учащихся, страдавших от травли один-два раза в месяц, – 536, а у тех, кто подвергался буллингу несколько раз в месяц или даже каждую неделю, – 511. Отметим, что Россия в этом смысле не уникальна: ухудшение учебных показателей при росте частоты буллинга наблюдалось в той или иной степени во всех странах, принимавших участие в исследовании TIMSS.

Разрыв между школьниками из деревень и мегаполисов

Исследование PISA-2018 показало существенные различия в результатах учащихся из городов и сел. По читательской грамотности, к примеру, 15-летние школьники из сельской местности отстают от жителей мегаполисов в среднем на 72 балла, по математике – на 64, по естествознанию – на 63. Как мы уже отмечали , по сравнению с 2015 годом средние баллы российских учащихся снизились и по чтению, и по математике, и по естествознанию, в то время как в городах-миллионниках наблюдается рост, пусть и незначительный, по всем трем направлениям.

Что делает школу эффективной

На семинаре не только рассмотрели актуальные проблемы российского школьного образования, ставшие очевидными после публикации результатов PISA-2018, но и обозначили некоторые пути повышения функциональной грамотности. Так, например, Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО подготовил брошюру, один из разделов которой был посвящен развитию эффективной российской школы. Директор центра Галина Ковалева привела в докладе факторы повышения качества российского образования, сформулированные по результатам анализа данных PISA-2018.

Все факторы разделены на три большие группы: ресурсы образовательной организации, школьный климат и характеристики учителей.

Основным направлением исследования в PISA-2018 была читательская грамотность, поэтому отдельным пунктом в брошюре ИСРО РАО отмечены два главных фактора высокого уровня читательской грамотности: ощущение учеником благополучия (как в жизни, так и в школе) и вовлеченность родителей в процесс читательской активности.

Высокие результаты Москвы

Результаты московских школьников учитывались в основной выборке РФ, но помимо этого Москва участвовала в PISA-2018 и в качестве отдельного региона. Портал ActivityEdu сообщал о впечатляющих результатах 15-летних столичных школьников: третье место в мире по читательской грамотности (Россия в целом на 31-м месте), пятое место по математической (Россия на 30-м) и шестое – по естественно-научной (Россия на 33-м).

Нет никаких сомнений в том, что факторы, приведенные в левой колонке таблицы из презентации Галины Ковалевой, способствуют достижению высокого качества образования столичных школьников.

Отдавая должное достижениям московского образования и соглашаясь с основными причинами такого успеха, изложенными заместителем мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасией Раковой, замечу, что и высокий уровень функциональной грамотности 15-летних столичных учащихся в PISA-2018, и незыблемое первое место Москвы в неофициальном рейтинге , составленном по итогам Всероссийской олимпиады школьников 2019 года, были бы недостижимы без существенных материальных затрат, в частности высоких нормативов финансирования на одного обучающегося. Так, например, в 2020 году норматив составит 175 тысяч рублей на одного школьника в год.

В других регионах РФ имеются отдельные образовательные организации с подобным финансированием, но ни в одном регионе страны столь высокого норматива для всех без исключения школ не существует. Полагаю, рост финансирования школ в регионах и увеличение зарплат педагогов привели бы к тому, что регионы начали приближаться к Москве по уровню функциональной грамотности.

Что предстоит сделать

Полагаю, отрезвляющие для нашей страны результаты PISA-2018 должны способствовать более активному выявлению проблемных областей общего образования и определению путей повышения его качества.

Уже сейчас понятно, что к ключевым мерам, которые должны быть приняты, следует отнести обеспечение равенства в образовании: выравнивание финансирования; обеспечение равных возможностей доступа к образовательным ресурсам; снижение социальной сегрегации школ; повышение внимания к школьникам, испытывающим трудности в обучении, и к школам, функционирующим в сложных социальных условиях.

Обязательно нужно использовать позитивный опыт Москвы, особенно в части повышения зарплат учителей и нормативов финансирования образовательных организаций.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: