Эффективное использование помещений в школе

Обновлено: 07.07.2024

Выделяемых государством средств вполне достаточно для того, чтобы выстроить современную школу по индивидуальному проекту, с нестандартным оборудованием, качественным ремонтом и благоустроенной территорией. Можно привести в пример муниципальную школу на 2100 учеников, спроектированную для города Троицка / Архитектурное бюро Asadov_

Хорошее образование – базовая ценность общества. Безусловно, качество обучения зависит от уровня учителей, программы преподавания, рейтинга школы. Но немалую роль играет и то, в каких условиях происходит обучение, – от технического состояния, архитектуры и возможностей школьного здания. Современным детям интересно учиться в новых пространствах, оснащенных современным оборудованием. А когда учиться интересно, то и успех достигается проще. В России процесс строительства школ нового типа только начинается.

Модернизация старого

Реестр повторного применения

Проекты возводимых сегодня типовых школьных зданий включены в Реестр проектов повторного применения Минстроя. Реестр насчитывает более 1000 позиций, на 2019 г. в него включено 400 проектов детских садов, 285 школ, 106 жилых домов, 87 спортивных зданий и сооружений, 59 объектов здравоохранения, 20 объектов культуры, 19 коммунального и 13 социального обслуживания, 12 административных зданий, 11 линейных объектов.

Школа с новым подходом

Цена вопроса

Сметная стоимость объекта капстроительства не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Минстроем России укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). Стоимость строительства школы с использованием НЦС разнится в зависимости от региона. Так, базовый НЦС для школы на 550 учеников равен 377,9 млн руб. Но, например, в Архангельске такая школа будет стоить 560,2 млн руб., а в Краснодаре – 323,8 млн руб.

Типовое против индивидуального

PISA-фактор

Застройщик в плюсе

Как считают эксперты, выделяемых государством средств вполне достаточно для того, чтобы построить современную нетиповую школу, с современным оборудованием, качественным ремонтом и благоустроенной территорией. Главное – продумать эффективные решения. Многое зависит от качественного проектирования, с которого все и начинается. В качестве примера можно привести муниципальную школу на 2100 учеников, спроектированную архитектурным бюро Asadov для Троицка (Новая Москва), строящуюся за счет бюджета. Школа не типовая, но полностью укладывается во все финансовые нормативы. Бюджетные рамки не помешали архитекторам создать современное пространство с обсерваторией, большим мобильным актовым залом, зоной рекреации и кабинетами-трансформерами. Завершить строительство планируется в ближайшие два года.

Актуальность проекта: современный человек представляется нам активным, интересным в общении, здоровым, культурным. Воспитанию такой личности будут способствовать многофункциональные, удобные, эстетически оформленные помещения школы,здоровое питание, доброжелательная атмосфера и уютная обстановка. Качество обучения и воспитания школьника должно быть подкреплено благоприятным образовательным пространством.

ВложениеРазмер
proekt_noovyy_vzglyad_na_obrazovatelnoe_prostranstvo_shkoly_2017.docx 33.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Авторы: учащиеся 10 класса

Молчанова Любовь Дмитриевна

Рафальская Людмила Геннадьевна

Гипотеза : проект направлен на внесение новых идей, новых взглядов на преобразование образовательного пространства школы, которые в дальнейшем будут реализованы, приняты во внимание в ходе ремонтных работ в нашей школе.

Направление деятельности :создание дизайн - проекта оформления образовательного пространства школы.

Проблема : Учащиеся проводят значительную часть времени в школе, а конструкции помещений перестают соответствовать современным требованиям учебно-воспитательного процесса, часто являются некомфортными и неуютными, нуждаются в значительной перестройке.

Актуальность проекта : современный человек представляется нам активным, интересным в общении, здоровым, культурным. Воспитанию такой личности будут способствовать многофункциональные, удобные, эстетически оформленные помещения школы,здоровое питание, доброжелательная атмосфера и уютная обстановка . Качество обучения и воспитания школьника должно быть подкреплено благоприятным образовательным пространством.

Цель проекта : создание комфортного образовательного пространства, обеспечивающего здоровьесозидающий характер образовательного процесса и общекультурное воспитание обучающихся эстетическими средствами.

  • - изменить образовательное пространство школы, сделать его максимально комфортным и эстетически привлекательным.
  • - создать условия для эффективного и благоприятного времяпрепровождения школьников вне урока;

Ход реализации проекта:

  1. Подготовительно-проектировочный этап. (ноябрь-декабрь 2017г)
  • Опрос школьников о том, что их больше всего беспокоит в нашей школе и что они хотели бы изменить (анкетирование, Приложение № 18 )
  • Анализ полученной информации. Обработка информации в режиме коллегиального обсуждения.
  • Разработка проекта.
  • Реализация и защита проекта на приеме главы Администрации муниципального образования Шурышкарский район.

В результате успешной реализации проекта планируется:

  1. создание комфортных условий для образования и воспитания школьников.
  2. формирование эстетической и духовно-нравственной культуры обучающихся.
  3. стимулирование мотивации детей в реализации учебно-воспитательной деятельности.

При создании условий для обучения, творческого развития и воспитания можно сформировать образованную, здоровую, культурную, эстетически развитую личность.

Современная российская школьная архитектура остановилась в своем развитии. Большинство школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий.

Но если невозможно построить новое здание, то обеспечить современный дизайн образовательного пространства и в наших силах, хотя бы на уровне участия в проекте по модернизации помещений школы.

Современныйчеловек представляется нам активным, интересным в общении, здоровым, культурным. Воспитанию такой личности будут способствовать многофункциональные, удобные, эстетически оформленные помещения школы, здоровое питание, доброжелательная атмосфера и уютная обстановка . Качество обучения и воспитания школьника должно быть подкреплено благоприятным образовательным пространством.

Проведенный опрос среди учеников школы показал следующие результаты:

Приложения № 1, 2

  1. Обустройство помещений в новом образовательном пространстве.

Очень важно, в какой цвет окрашены стены, потолок и пол в коридорах. Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на эмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Предлагаем сменить окраску стен, как показано на фотографии.

Линии на стене и потолке желательно окрасить в желтый, оранжевый, зеленый и белый цвета.

Желтый цвет , это цвет, который вызывает ощущение внутренней гармонии, тепла, стабильности. Это жизнеутверждающий цвет, способный прогнать самую глубокую хандру, пробуждает стремление к порядку и спокойствию.

Оранжевый цвет , настраивающий все системы организма на здоровый лад. Это цвет эмоциональной устойчивости, физической выносливости и пытливого ума, кроме того, это один из самых жизнеутверждающих цветов, который создаёт атмосферу праздника.

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Также во многих культурах это цвет удачи. Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм.

Белый – это безграничность. Он способен наставлять и побуждать людей к действию, быть в тонусе и полным сил. Является истинным совершенством, одновременно дарит свежесть, с ним отбрасываются все страхи и переживания.

Чтобы обеспечить полноценный отдых учащихся на перемене и чтобы избежать небезопасного бегания по коридорам и классам, предлагаем тренажеры для реализации потребности в движении.

Если провести приблизительные подсчеты, в среднем школьник проводит в сидячем положении 7-9 часов в день. Длительное неправильное сидение без движения приводит к тому, что страдают межпозвонковые диски. Но во время перемен в коридорах не всегда хватает места всем, чтобы отдохнуть и расслабить спину. Рекомендуем удобные, мягкие скамейки.

Соты будут практичны и полезны: это хорошее место для отдыха. Подушки, если их вынимать из сот, можно использовать в качестве пуфиков, на которых можно посидеть, а на время урока поставить на место.

Образовательные методические зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства, например, ширм или конструкций специальной планировки. Например, такими:

У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником самообразования. Предлагаем вашему вниманию две зоны. Для рекреации естественно-географической и филологической направленности. Подобная образовательная среда и развивает, и способствует комфортному отдыху на перемене.

Приложения № 9, 10

Возможно использование образовательного ресурса лестниц. Легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков.

Обеденный зал школьной столовой должен иметь соответствующим образом оформленный в познавательном или воспитательном значении интерьер. Особое внимание в оформлении школьной столовой следует уделить цветовому фону, который бы благоприятно воздействовал на зрительное и эстетическое восприятие учащихся; для этого рекомендуются теплые тона (розовый, бледно-желтый, бирюзовый и др.)

В столовой необходимо

  • выделить место для буфета. Касса школьной столовой и буфета должны обслуживаться разными людьми во избежание потери времени;
  • оформить рядом с санитарной зоной ячейки для школьных ранцев. Очень удобно: оставить портфель, помыть руки и принимать пищу.
  • разместить в рекреациях школы кулеры с водой. Вода- необходимая составляющая здоровья человека.
  • Интересной кажется идея создания кофейных автоматов. Данное оборудование помогло бы учащимся чувствовать бодрость и энергию в течение дня.
  • Плата за питание по ладони: школьник подходит к терминалу в столовой, выбирает блюдо и просто подносит ладонь к сенсору, не касаясь его. Аппарат считывает индивидуальный рисунок капилляров ладони, специальная оптическая система идентифицирует школьника, после чего сумма автоматически списывается со счета родителя. Родители могут регулировать сумму, необходимую на питание ребенка в столовой, а также ежедневно получать информацию (смс) о том, в какое время школьник зашел в столовую и какое блюдо выбрал .

Речь идет не только о новой столовой, а о новой культуре питания. Обычная столовая превращается в воспитывающее пространство.

Актовый зал- это школьный центр культурного досуга, это место, где дети выступают в роли слушателей и артистов. Куда приходят родители, где чествуются лучшие ученики, где традиционно звучит последний звонок для выпускников. Это место должно быть красивым, сиденья удобными, оформление достойным. Важно учесть, что большая часть образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой. Поэтому необходимы помещения для артистов.

Чтобы актовый зал стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую площадку.

Школа для нас – это дом, где мы проводим большую часть своего времени, это мир, в котором мы живём. Образовательный смысл в нашей жизни несут не только учебники и уроки, но также общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые мы осваиваем, в которых находимся. Наличие уютных помещений столовой, актового зала, туалетных комнат, удобных зон отдыха -мечта большинства учеников нашей школы. Здесь они будут получать положительные эмоции, продуктивный отдых, полноценное питание. Считаем, что в современно-оснащённой и комфортной школе будут созданы все необходимые условия для развития и раскрытия творческого потенциала способностей и талантов детей, которые помогут им успешно реализовывать себя во взрослой жизни в дальнейшем.

Образовательное пространство: что это и почему важно

Образовательное пространство — это все то, из чего состоит школа. Это архитектура здания, внутренние планировки, размеры класса, мебель, оборудование. Все эти составляющие взаимосвязаны и влияют на обучение.

Еще лет 30 назад нас мало беспокоил размер вестибюля в школе. Зашли в здание — и бегом дальше, по своим делам. Сейчас ситуация поменялась. В 21 веке, который называют эпохой большого дизайна, человек не столько познает мир, сколько в нем обустраивается. Поменялось представление о том, каким должно быть место, где мы живем, учимся и работаем. Человеку захотелось свободного, функционального, наполненного воздухом пространства, которым получается управлять и трансформировать под свои нужды. Это общая культурологическая тенденция, которая затронула и образование.

Перемены начались совсем недавно: восемь—десять лет назад. Если посмотреть на проекты новых школ, мы увидим очевидный прогресс: мы уходим от традиционных школьных зданий, больше похожих на фабрики, к учебным корпусам совсем другого типа.



Проект лицея в Павловске

Материалы по теме:

Образовательное пространство постепенно начинает выполнять очень важную роль: способствовать достижению образовательных целей. Главное — грамотно его обустроить.

Как создавать образовательное пространство

Проектируя здание школы, необходимо учитывать несколько принципов.

Функциональность

Можно построить очень красивое здание, сделать большой внутренний двор и широкие галереи. Но весь этот комплекс потеряет всякий смысл, если он не будет иметь прямого отношения к обучению.

Функциональность — это когда любое место в школе, даже туалет, решает определенные образовательные задачи. Если управлять пространством исходя из этого принципа, для школьного образования откроются новые возможности.

Например, если разместить кабинеты биологии, химии и физики на одном этаже и сделать для них единую рекреацию, в школе получится создать естественно-научный кластер с единым общественным пространством. Там будет легко организовать экспериментариум, лектории, встречи, различные формы групповой работы.

Безопасность

Мобильность

Мобильность позволяет быстро передвигать мебель и оборудование, устанавливать ширмы и перегородки. Такое пространство обладает важным качеством — способностью к трансформации. В случае необходимости оно становится больше, шире или уже в зависимости от образовательных задач.

Сделать пространство класса мобильнее помогают, например, одноместные парты: они легче, и из них быстро можно создать любые конфигурации. Просто передвигая их во время урока, получится реализовать интегрированный сценарий: кто-то работает самостоятельно в группе, кто-то — индивидуально, кто-то — с учителем. Это зависит от способностей и уровня обученности учеников. При этом у каждого свой темп и все чувствуют себя комфортно.

Мобильность позволяет наладить индивидуальный подход к детям с особенностями развития. Например, ребенку, который устает и начинает мешать другим, можно выделить пространство с ширмой в конце класса.


Проекты школьных помещений

Как писать учебную программу под образовательное пространство

Прежде чем связывать возможности пространства с методической программой, необходимо определиться с целями. Они могут быть:

просветительские: школа передает знания, поэтому программа предполагает много теории.

Следующий шаг — решить, как организовать обучение, чтобы достичь этих целей. И здесь полезно мыслить сценарием: сгенерировать в голове (а может, и на бумаге) своеобразный фильм и расписать, чем конкретно участники образовательного процесса займутся в соответствии с образовательной программой.

  • Будут только сидеть и слушать?
  • Будут работать в группах?
  • Будут работать с доской или у каждого будет свой планшет?
  • Будет ли гибридное обучение и кто-то из учеников подключится к уроку через сеть?
  • Будет ли практикум, когда дети что-то лепят и клеят?

Только ответив на эти вопросы, можно обдумывать, как организовать пространство для обучения. Если будет много групповой работы, удобнее использовать одноместные парты: их легче сдвигать и компоновать друг с другом. Если на уроке дети работают с планшетами, доска и фронтальная рассадка не нужны. При гибридном обучении понадобится дополнительное оборудование, а для практикума — специальные рабочие места.

Когда методист пишет учебную программу, его задача — соотнести, каким будет пространство по целеобразованию, и наоборот, продумать, какие цели правильнее всего реализовывать в уже существующем пространстве.

Готовы ли школы к переменам?

На первый взгляд может показаться, что сформировать свое образовательное пространство под силу только частным школам. Там больше денег, больше свободы. На самом деле это не так. Большинство частных школ работают в очень стесненных условиях, арендуют маленькие помещения, где перегораживают все, что только можно. Есть исключения, но их немного.

Государственные школы находятся в более выгодных условиях. Если заглянуть во ФГОС и приказы об оснащении школ, то становится очевидно: в современных образовательных учреждениях хотят видеть просторные классы, много мастерских и общественные пространства. Новые проекты школьных зданий качественно лучше, а деньги на стадии строительства выделяются в достаточном количестве.

Старые здания глобально переделать не получится. Но в типовой школе можно видоизменить актовый зал, сделать его более комфортным и современным. Поменять рассадку, добавить проходы в центре или убрать часть кресел и сделать танцпол. Столовую можно превратить в современное антикафе, где дети будут сидеть, общаться, делать уроки.

Как научиться мыслить по-новому

Педагогам еще трудно мыслить пространственными сценариями. Этому нигде не учат, а в вузах рассказывают только о том, как мыслить методикой. Студентам не объясняют, как рассадить класс, где стоит или сидит ребенок, который отвечает на вопросы учителя, и что изменится, если будут другие упражнения или вид деятельности.

Сохраняется непонимание: зачем эти большие холлы, атриумы, трехсветные пространства, вместо которых можно сделать много кабинетов. Кажется, что это дорого и бесполезно. Школы по-прежнему на этом пытаются экономить, видимо, не до конца веря, что пространство может стать частью учебного процесса и подчиняться целям образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы.

После сентябрьского анкетирования учащихся и родителей мы получили первые ответы:

- когда в школе уютно, тепло и светло;

- когда все в школе уважают и не обижают друг друга;

- когда учитель, родитель и педагог находят взаимопонимание;

- когда нет давления и унижения;

- когда в школе много цветов, есть место для отдыха;

- когда есть занятия по интересам и место для их проведения.

Да, потому что, мы – единая большая Семья = дети + учителя + родители.

Комфортная внутришкольная среда -это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Здоровье обучающихся, его социально – психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья обучающихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. От того , насколько комфортно ему в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы вижу в достижении обучающимися комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Существуют три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность: Психологическая. Интеллектуальная. Физиологическая.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности , которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Составляя конспект урока, я всегда знаю, для кого я это делаю, учитываю возрастные и индивидуальные возможности обучающихся. Считаю, что источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как обучающихся так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и обучающимися.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

  • использую в своей работе просьбы, а не требования;
  • использую методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • использую компромиссные решения спорных вопросов , а не открытую или скрытую конфронтацию;
  • не допускаю стрессообразующих ситуаций;
  • использую на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями).

Принцип психологической комфортности является ведущим , т.к он предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе атмосферы толерантности.

Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 25-30% обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет обучающихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке ?

  • использую смену видов учебной деятельности на уроке;
  • использую методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся;
  • наличие внешней мотивации (оценка, поддержка);
  • стимулирую внутреннюю мотивацию обучающихся ( стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
  • создаю ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);
  • оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться.

Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. Он характеризуется соответствием между телесными, соматическими потребностями и предметно - пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.д., на которых основывается жизнедеятельность человека, и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физиологический комфорт связан с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые тактильные ощущения. Это высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Организация режима дня и учебной нагрузки распределяется таким образом, что наши учащиеся максимально увеличивают объем своих знаний и укрепляют свое здоровье. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зонами отдыха, украшенными живыми растениями, диваном для отдыха - все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используется большая рекреация, способная при необходимости вместить учеников с их родителями. В школе работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая полностью оснащена новой мебелью и компьютером.

Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения. Оборудована игровая детская площадка, спортивный комплекс. Есть спортивный зал, включающий большой и маленький залы, комнаты для переодеваний, душевая.

Создана и ежегодно пополняется материально-техническая база. Приобретено мультемедийное оборудование, интерактивные доски. Все это позволяет улучшить проведение как уроков , так и внеклассных мероприятий.

Немаловажным шагом в создании комфортной среды в нашей школе является здоровьесберегающая деятельность. Сохранение и укрепление здоровья школьников – приоритетное направление в работе всего педагогического коллектива. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководят учителя физкультуры. Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды основывается на принципах:

  • непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
  • максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
  • использование простых и доступных технологий;
  • комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся;
  • интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
  • реализация в условиях школы на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности воспитанников, охране психического здоровья.

Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия учителей физкультуры, классных руководителей и воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Необходимо добиваться, чтобы это не было эпизодически в школьной жизни, а стало систематической работой.

К мероприятиям, способствующим сохранению психического и физического здоровья детей относят:

- профпрививки в течение учебного года;

- недели спорта и труда;

- участие учащихся в спортивных мероприятиях;

- беседы о здоровье с учащимися;

- беседы о ЗОЖ с родителями;

- динамические паузы, подвижные игры.

Как добиться физиологической комфортности в условиях школы?

  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.
  • необходимо уважать обучающихся;
  • не навреди, а ищи в них только хорошее;
  • замечай и отмечай малейшие успехи обучающихся;
  • ошиблась – извинись, но стараюсь не ошибаться;
  • оценивай поступок, а не личность;
  • хвали ученика в присутствии коллектива, а ругай наедине;
  • даю возможность обучающимся ощутить веру в них.

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у обучающихся, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своим уставом, традициями, укладом, контингентом учителей и учащихся, манерами общения, ценностями и правилами.

Комфортная школьная среда- это среда с личностно-ориентированными приоритетами очень важно, чтобы она являлась средой развития личности. Учащиеся нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие способности, культурные интересы.

В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система. Её особенностью является то, что весь цикл годовых воспитательных мероприятий концентрируется вокруг нескольких ключевых общешкольных дел:

В школе свободное время учащихся заполнено участием в общественно-полезной деятельности, освоением различных социальных навыков.

Для пропаганды ЗО, укрепления и сохранения здоровья учащихся ежедневно проводится утренняя зарядка. В ноябре-марте проходят месячники профилактики вредных привычек, которые включают беседы с учащимися с приглашением специалистов.

В школе для учащихся действуют кружки, факультативы и секции по интересам. Направления кружков и секции- эстетическое , трудовое и спортивно-оздоровительное. Время занятий каждого кружка и секции определяется, исходя из внутреннего распорядка жизнедеятельности школы и требований охранительного режима. Основной задачей работы кружков и секций является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и психологической помощи участникам образовательного процесса. Работа эта осуществляется под руководством соц.педагога, педагога- психолога и инспектора ПДН ОМВД России по Новохоперскому району. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий социально-психологической службы с другими педагогическими работниками: классными руководителями, воспитателями , учителями-предметниками.

Основной целью деятельности социально-психологической службы является обеспечение сохранения, укрепления здоровья детей и профилактика нарушений психического здоровья обучающихся, содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, образования и социализации.

Проводимые в школе профилактические мероприятия дают свои положительные результаты. Произошло снижение нарушений правил внутреннего распорядка школы. Этому способствовали активизация работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствование деятельности соц.педагога, педагога- психолога, работа кружков и секций.

Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, в которой находится ребенок.

Остановлюсь так же на немаловажной роли воспитателя групп. Задача работы воспитателя – создание сферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Воспитательное пространство группы – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.Работа воспитателя групп требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха. Большое количество спортивных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, позволяет удовлетворить потребность детей в движении, активном отдыхе. Значительное внимание в группах уделяется воспитанию навыков безопасности жизнедеятельности. Это беседы на темы личной гигиены, правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, умения вести себя в чрезвычайных ситуациях. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Воспитатели групп должны стремиться создать такую обстановку в группе, чтобы детям было интересно, комфортно и уютно находиться в школе после уроков.

И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с котором сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы напомнить одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Читайте также: