Эффективное использование электроэнергии в школе

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Никакой вид энергии не обходится

так дорого, как её недостаток.

В течение последних десятилетий стало очевидно, что человеческая деятельность оказывает существенное негативное влияние на природу. Это создало не только местные и региональные экологические проблемы, но и начало отражаться на глобальном уровне, ускорило процессы изменение климата на планете. К сожалению, мы редко задумываемся над тем, как и сколько мы тратим энергии для решения конкретных задач. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить. Моя работа поможет понять физические принципы энергосбережения и научиться применять их на практике. Нам предстоит узнать, как организовать свою деятельность и использовать доступные технологии для того, чтобы экономно расходовать энергию. .[1,2].

Объект исследования - энергетическое состояние школы.

Предмет исследования - практические мероприятия по энергосбережению в школе для снижения неоправданных потерь энергии, уменьшение затрат на её потребление.

Цель работы: выяснить механизмы потерь энергии, тепла, воды и предложить способы сделать школу энергоэффективной.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 изучить программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности школы на 2012 – 2015 годы;

 провести анализ потребления энергоресурсов и экономических затрат МБОУ СОШ №2 за 2016 год;

 выполнить тепловизионное обследование ограждающих конструкций;

 провести эксперимент установки теплоотражающих экранов за отопительными приборами;

 провести эксперимент, направленный на снижение расходов водоснабжения.

 разработать и распространить информационные листы в школе по экономии электроэнергии.

Гипотеза: предположим, что применение энергосберегающих методов сэкономит энергоресурсы и материальные расходы школы.

Практическая значимость. Применяя физические законы при изучении энергосбережения и энергоэффективности в школе, мы формируем практические навыки при изучении физики. Проведённыйанализ в ходе исследовательской работы на потребление энергоресурсов и экономических затрат за 2016 год, а также экспериментально проверенные способы снижения энергоресурсов в дальнейшем будут использованы в реализации программы по повышению энергоэффективности школы. Данные методы могут использовать и другие школы. Энергосбережение в школе имеет огромный потенциал. Необходимо с детства приучать к бережному отношению к электроэнергии, теплу, воде .

2.Материалы и методы исследования

Провели анализ потребления энергоресурсов и экономических затрат школы за 2016 год, построили диаграммы и сделали выводы. (Приложени 1 табл.1-5; диаграммы 1-5).

В целях подтверждения нашей гипотезы в декабре 2016 года провели эксперимент, направленный на снижение расходов водоснабжения. В ходе которого расчитали оптимизацию водопотребления путём установки в санитарных комнатах(туалетах) ёмкостей для снижения потребления воды. . (Приложение 2,термограмма 1-4, фото автр 1-2).

В январе 2017 года провели экспримент по установке теплоотражающих экранов за отопительными приборами, необходимых для снижения потребления тепловой энергии и экономических затрат. (Приложение 3-4, термограмма 1-4,фото автор.1,2,3).

В 2017 году выполнили тепловизионное обследование ограждающих конструкций школы. Цель: определить приведённое сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций и в местах с установленным теплоотражающим экраном за отопительными приборами. (Приложение 2,термограмма 1-4, фото автр 1-2).

Разработали и распространили информационные листы по сбережению электроэнергии в санитаных комнатах, кабинетах, столовой, коридорах здания школы.

Методами исследования моей работы стали:

 поиск и систематизация информации из разных источников;

 сравнительный анализ документов;

 построение диаграмм, экономические расчёты;

 постановка эксперимента и наблюдение за его течением.

Закон сохранения энергии и понятие энергосбережения

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. В седьмом классе мы познакомились с законом сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая,механическая, электрическая энергии – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму.

В замкнутой системе количество энергии остается постоянным. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую. Описывая такой переход, обычно говорят о расходовании энергии.

Энергосберегающие технологии в школе: применение и эффективность

В настоящее время затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть расходов многих учреждений. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное неэффективное использование недопустимо. Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач развития учреждений. Для оценки финансовых затрат на потреблённые энергоресурсы (тепловая, электроэнергия, водопроводная вода) мы провели анализ оплаченных счетов школы №2 за 2015-2016 год. [3] Сводные данные по энергопотреблению и финансовым затратам представлены в таблицах и диаграммах (Приложение 1, таблица 1-3, диаграмма 1-3).

Выводы: анализ приведённых данных потребления энергоресурсов показывает, что суммарные затраты на энергоресурсы в 2016 году выше, чем в 2015 году и составили 8821,6 тысяч рублей:

- на оплату электрической энергии приходится 743,7 тысяч рублей;

- на оплату тепловой энергии приходится 7 933,6 тысяч рублей;

- на оплату водопроводной воды 144,3 тысяч рублей.

Наибольшая доля потребления энергоресурсов и финансовых затратприходится на теплопотребление, это обусловлено тем, что отопление здания учреждения организовано централизовано. А также наибольшая доля потребления электрической энергии в сравнении с 2015 годом и водоснабжения. Изучив программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности МБОУ СОШ №2 на 2012-2015 годы [5], мы выяснили основные причины появления непроизводительных потерь теплоэнергоресурсов в учреждении:

- отсутствие автоматического управления теплоснабжением, что приводит к перерасходу тепловой энергии;

-разрегулированность работы тепловых сетей, нарушение целостности изоляции теплопотребляющего оборудования;

- устаревшая система электроснабжения и освещения;

- недовлетворительное состояние системы водоснабжения и отсутствие её изоляции.

Способы снижения затрат на тепловую энергию в школе. Эксперимент.

Для изучения потребления тепловой энергии, мы провели тепловизионное обследование ограждающих конструкций с применением тепловизора FLIR Т460.

Цель: выявить нерациональную потерю тепла, через ограждающие конструкции. Термографирование проводилось по предварительно намеченным участкам с покадровой записью термограмм и одновременной съёмкой этих участков тепловизором в вечернее время - 31.01.17 в 20.00 часов.(Приложение 2.Термограмма 1,2,3,4; фото 1,2)

Вывод: по результатам тепловизионного обследования ограждающих конструкций МБОУ СОШ №2 была выявлена большая потеря тепла через стены основного и дополнительного здания; через цоколь здания; неутеплёные окна; через стены, в местах установки радиаторов; через двери.

Изучив программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности МБОУ СОШ №2 с 2012-2015 годы [5] мы познакомились с мероприятиями по энергосбережению. Одно из меропиятий по сохранению тепла – установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами.

Основываясь на физическом законе излучения и эмиссии, все тела, температура которых выше абсолютного нуля излучают инфракрасное излучение. Количество поглощенных телом лучей выражается понятием эмиссии. [2]

Мы выдвинули гипотезу: благодаря способности тел поглощать тепловую энергию, можно применить материалы с низким коэффициентом эмиссиии излучения для сохранениятепла в помещениях, тем самым снизить расходы на потребление тепловой энергии школы.

Цель эксперимента: выяснить с помощью тепловизора и теплоотражающего экрана возможность сокращения теплопотерь в кабинетах школы.

Время проведения эксперимента:с 17.02.17 с 19.00 по 18.02.17 до 19.00

Ход эксперимента №1:

1.Измеряем температуру помещения и фиксируем в таблице (Приложение 4, таблица 1).

2. Алюминиевую фольгу на подложке из вспененного полиэтилена помещаем за радиатором на стену (Приложение 3, фото 1-2,термограмма 1,2).

3. Через сутки делаем спектральный снимок с улицы на тепловизоре FLIR Т460. (Приложение 3, фото 1-2,термограмма 1,2).

4. Заносим данные в таблицу, делаем вывод (Приложение 4, таблица 1).

Вывод: в результате проведённого опыта температура в помещении повысилась на 1 градус, а температура стены здания, где установлен тепловой экран по спектральному снимку повысилась на 2,5 градуса. Исходя из фактических данных по потреблению энергии и её оплате за 2016 год экономия от установки теплоотражающих экранов составит 2 %.[5] Оценка годового экономического эффекта установки теплоотражающих экранов представлена в программе школы по энергоэффективности [5] (Приложение 4.Таблица 2.)

Способы снижения затрат на потребление воды в школе. Эксперимент.

установка регуляторов расхода воды, примеяемая во всем цивилизованном мире. Регулятор расхода воды, автоматически регулирует напор воды и существенно повышат степень экономии, так как снижение напора снижает расход.[5]

Цель эксперимента : выяснить эффективность использования способа экономии холодного водоснабжения, с применением закона Архимеда.

Гипотеза: предположим, что ёмкость помещённая в бак с водой, съэкономит количество расходования холодной воды, вытесненное собственным телом.

Время проведения эксперимента: с 25.01.17 в 14.00

Необходимое оборудование: ёмкости объёмами 4,5 литра и 1 литр, линейка секундомер

Ход эксперимента №2.

1.Взять ёмкость 4,5 литра и за заполнить её водой

2. Замерить высоту воды в ёмкости и зафиксировать в таблице

3.Провести подсчёт расхода воды при сливе за единицу времени ( мл/с)

( Приложение №5 , таблица №1)

4. Из ёмкости 4,5 литра вылить воду до отметки 16 см и погрузить герметичный сосуд объёмом 1 литр. Высота жидкости поднялась до прежнего уровня , т.е. 22 см.

5. Провести подсчёт расхода воды при сливе за единицу времени ( мл/с)

( Приложение №5 , таблица №2)

При анализе результатов эксперимента следует , что расход воды при сливе за единицу времени практически одинаков(42-44,2 мл/с). Во втором случае увеличился объём воды и её уровень за счёт погруженной герметичной ёмкости и расход воды при сливе оказался почти одинаков.

Вывод: при погружении в ёмкость герметичного сосуда, объём воды увеличивается не за счёт её количества, а за счёт объёма вытесненной жидкости, что фактически снижает расход воды в ёмкости.

Такой способ экономии будет эффективным для использования в санитарных комнатах, сливных бачков. Расход воды умньшится на 1 литр за счёт погружённой в него ёмкости равной 1 литру.Теоретически снижение расхода воды при применении данного способа экономит потребление холодной воды.

В школе 612 учеников. Допустим в течение дня санитарную комнату посещают 306 человек, следовательно экономия при сливании на каждого человека 306 литров воды в день. За месяц экономия составит: 24*306=7,4 куб.м

Метод электросбережения.

На основании исследовательской работы для более эффективной экономии электроэнергии в школе, мы разработали и довели сведения до каждого учителя и ученика путем распространения информационных листов следующие правила:

-Выполнять разъяснительную работу среди учителей, учащихся и их родителей, направленную на воспитание чувства экономии и бережливости при использовании электроэнергии.

- Лампочки на лестничных пролётах в дневное время должны быть погашены.

- В электрощитовых, подвалах свет должен гореть только при выполнении работ в этих помещениях. Такое бережное расходование электричества может принести до 30% экономии.

Мы выпустили и распространили среди учеников, учителей информационные листы с советами по энергосбережению. Повесили памятки в кабинеты, столовую, туалетные комнаты. (Приложение 6)

Выводы:

- В результате исследовательской деятельности мы изучили литературу, программные документы, журналы учёта энергоресурсов и интернет сайты по энергосбережению РФ.

-Провели анализ потребления энергоресурсов и экономических затрат школы за 2016 год, построили диаграммы и сделали выводы.

- В целях подтверждения нашей гипотезы в декабре 2016 года провели эксперимент, направленный на снижение расходов водоснабжения. В ходе которого рассчитали оптимизацию водопотребления путём установки в санитарных комнатах(туалетах) ёмкостей для снижения потребления воды.

- В январе 2017 года провели эксперимент по установке теплоотражающих экранов за отопительными приборами, необходимых для снижения потребления тепловой энергии и экономических затрат.

- Выполнили тепловизионное обследование ограждающих конструкций школы и определили причины потери тепла, а также их устранение.

- Разработали и распространили листовки по сбережению электроэнергии в санитарных комнатах, кабинетах, столовой, коридорах здания школы.

Изученные нами материалы позволяют подтвердить гипотезу: о том, что применение энергосберегающих методов сэкономит энергоресурсы и расходы школы.

Заключение и перспективы:

Настоящая работа посвящена анализу современных энергосберегающих технологий и выбору наиболее эффективных из них применительно к образовательному учреждению МБОУ СОШ №2.

Таким образом, мероприятия по энергосбережению позволяют решить целый комплекс задач: сэкономить большое количество энергоресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду. Вне всякого сомнения, повсеместное использование технологий энергосбережения – лишь вопрос времени. Я считаю, что стимулирование энергосберегающих проектов и пропаганда энергосбережения в стенах школ (проведение общешкольных уроков физики, экологии, организацию выставок, семинаров, конкурсов, распространение листовок и буклетов, выпуск пособий по энергосбережению) будет способствовать внедрению энерготехнологий.

Список использованных источников и литературы:

1. Данилов, Н.И. Энергосбережение - от слов к делу / Н.И.Данилов.- Екатеринбург, Энерго-Пресс, 2000.

3. Ишкин В. Энергетическая безопасность – одна из основ безопасности страны / Мир связи. – 2008. - № 1;

4. Миронов С. Энергетический бизнес в России / Энергополис. – 2009. - № 3(19);

5. Global Power Statistics. – Официальный сайт Международного энергетического агентства;

Период

Потребление водоснабжения (х/в, г/в) (по приборам учета)


п риобщить обучающихся, родителей, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе и дома


изучить структуру энергопотребления в школе и дома;


провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в шко ле ( установить основные причины нерационального использования электроэнергии) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.

Задание 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе

Дата выполнения: январь-февраль 2019 г.

Целевые группы: 8,10 классы

Список участников исследования:

  1. Аникович Алексей
  2. Казак Виолетта
  3. Карпека Максим
  4. Мацкевич Карина
  5. Тытарь Алексей
  6. Васильев Данила
  7. Войтехович Андрей
  8. Войтехович Карина
  9. Крипчакова Екатерина
  10. Липчик Дарья
  11. Ходоронок Екатерина

Этапы выполнения задания и результаты:

2.Сбор первичной информации и анализ потребления электрической энергии за 2017-2018 годы (изучение документации по учету потребления электроэнергии за 2017-2018 годы).

3. Составили диаграмму потребления электрической энергии в школе за 2017-2018 год:

Расход электроэнергии в школе (2017-2018 годы)


4. Создание схем потребления электроэнергии в школе:

Схема потребления электроэнергии в школе (І этаж)


Схема потребления электроэнергии в школе (ІІ этаж)


Схема потребления электроэнергии в кабинетах трудового обучения


5. Создали рабочие группы обучающихся, которые изучили основные приборы, потребляющие электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.

6. Составили таблицу, в которой указали основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы:

Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе

№ п/п

Название электроприборов

Мощность, (Вт)

Коли-чество

Режим работы

Место расположения

8.30 – 13.00, 14.30 – 16.00

Кабинет информатики, кабинет директора, кабинет завучей, пионерская комната

Элекрическая дрель ручная

Учительская, кабинет физики, кабинет английского языка, кабинет начальных классов, кабинет биологии

Лобзик ручной электрический

Станок заточной электрический

7. Составили таблицу, в которой указали потребление электроэнергии в школе (освещение):

Потребление электроэнергии в школе (освещение)

№ п/п

Место расположения

Название электроприбора

Мощность,

Вт

Количество

Режим работы,

ч

Учебные кабинеты (12)

Зам. директора по уч. и восп. работе

Гардероб для учащихся

Гардероб для учителей

8. Построили диаграмму, в которой указали потребление электроэнергии в столовой за февраль 2019 г.


12. Подготовили фотоотчёт о проделанной работе:





Задание 2.2. Провести изучение расходования тепла в школе

Дата выполнения: январь-февраль 2019

Целевые группы: 8, 10 классы

Список участников исследования:

  1. Аникович Алексей
  2. Казак Виолетта
  3. Карпека Максим
  4. Мацкевич Карина
  5. Тытарь Алексей
  6. Васильев Данила
  7. Войтехович Андрей
  8. Войтехович Карина
  9. Крипчакова Екатерина
  10. Липчик Дарья
  11. Ходоронок Екатерина

Этапы выполнения задания и результаты:

2.Сбор первичной информации и проведение сравнительного анализа расходования тепловой энергии за 2017-2018 годы (изучение документации по учету тепловой энергии за 2017-2018 годы).

3.Составление диаграммы потребления тепловой энергии в школе за 2017-2018 годы.

Расход тепловой энергии в школе за 2017 – 2018 годы


4. Определение основных мест потери тепла. Создание схем потерь тепловой энергии в школе.

Схема потерь тепловой энергии в школе ( І этаж )


Схема потерь тепловой энергии в кабинетах трудового обучения



5. Определение местонахождения счётчика в школе.

Создание рабочих групп обучающихся, которые будут ежедневно снимать показания счетчика с помощью завхоза.

6. Составление диаграммы потребления тепловой энергии в школе за февраль 2019 года.


9. Фотоотчёт о проделанной работе







Задание 2.3 . Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год

Дата выполнения: март-апрель 2019

Целевые группы: 8, 10 классы

Список участников исследования:

  1. Аникович Алексей
  2. Казак Виолетта
  3. Карпека Максим
  4. Мацкевич Карина
  5. Тытарь Алексей
  6. Васильев Данила
  7. Войтехович Андрей
  8. Войтехович Карина
  9. Крипчакова Екатерина
  10. Липчик Дарья
  11. Ходоронок Екатерина

Этапы выполнения задания и результаты:

  1. Анализ эффективности использования энергии в школе.
  1. Поиск возможных путей снижения энергопотребления.
  1. Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе на 2015 год.
  1. Согласование плана с администрацией школы.
  1. Ознакомление с планом обучающихся на классных часах, педагогов, хозяйственных служб на заседании при директоре, родителей на родительском собрании, размещение на сайте учреждения образования.

Выводы.

После проведения аудита по использованию электроэнергии и тепловой энергии в школе, мы пришли к выводам:

Например, из диаграммы потребления электрической энергии в школе за 2017-2018 годы видим, что в 2018 году экономия электроэнергии составила 4,3% в сравнении с 2017 годом. Что касается таких месяцев как июль, август и декабрь 2018 года, то в эти промежутки времени наблюдался значительный перерасход электроэнергии. Это можно объяснить тем, что в данные периоды в школе выполнялись ремонтные работы: установка отливов, установка счётчиков тепловой энергии и проведение других ремонтных работ.

В школе в значительной части энергия тратится на создание благоприятных условий для обучения, в том числе на освещение и отопление. Следовательно, больший результат по энергосбережению может быть получен именно в этой области. Конечно, какие типы светильников использовать в классах, решает руководство школы, но выключать освещение там, где оно не используется, – это обязанность каждого. То же относится и к другим энергоресурсам.

Составив общую характеристику теплового баланса школы и построив диаграмму потребления тепла за 2017-2018 гг., видим, что потребление тепла в 2018 году использовано примерно столько же как и в 2017 году, хотя зима в минувшем году была теплее чем в 2017 году. Экономия составила всего около 0,2%.

Было замечено, что в классах иногда остаются незакрытыми долгое время форточки, что делает бесполезной энергию нескольких кубометров топлива, которая была получена в котельной и передана в школу в форме тепловой энергии. Кабинеты нужно проветривать короткое время, но при этом открывать максимальное количество форточек. В таком случае потери тепла будут минимальными.

Чтобы дать ответ на вопрос, почему в школе практически не наблюдается экономии тепла, мы обследовали школьное здание, выяснили все ли окна и двери плотно закрываются, нет ли сквозняков. Определили места, где происходит потеря тепла и требуется утепление. Для этого зажгли свечу и провели ею вдоль рам закрытых окон и форточек вверх-вниз и вправо-влево. Нашли участки, где пламя свечи колеблется и устремляется вовнутрь или наружу. Это значит, что в этих местах есть отверстия или щели, через которые воздух проникает в помещение и выходит из него. Наибольшие потери тепла наблюдаются в здании, где находятся кабинеты труда (утечка тепла через старые окна и двери). В этом же здании не регулируется система подачи тепла. В библиотеке запасная ( аварийная) дверь не утеплена.

Проверили, открыты ли везде батареи отопления. Установили, что в библиотеке батареи отопления закрывают стеллажи. Это значит, что потери тепла в данном случае увеличиваются за счет отражения тепла от заграждения в сторону наружных стен. Причина ещё кроется и в том, что стены школы сделаны из материалов, которые обладают хорошей теплопроводностью, а значит они пропускают тепло. Считаем, что за батареями нужно установить теплоотражатели.

Из диаграммы потребления тепловой энергии за февраль 2019 года видим, что в выходные использовано было значительное количество тепловой энергии. Считаем, что в субботу и воскресенье котельная может переходить на более экономный режим работы.

К тому же, наше учебное здание строилось в советское время, когда об экономии задумывались немногие. Меж тем, экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Чтобы сделать содержание зданий старой постройки менее затратным – этому надо учиться.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Порплищенская средняя школа

План действий по сбережению электроэнергии и тепловой энергии в школе

Энергосбережение – деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.

Энергосбережение в школе

Если рассматривать энергию с точки зрения философии, то энергия является общей количественной мерой взаимодействия и движения всех видов материи. Энергия не образуется из ничего и никуда не исчезает, она может лишь преобразовываться из одной формы в другую. Значит, энергия подчиняется закону сохранения, и сберечь ее нельзя.

Рассмотрим на примере как можно организовать мероприятия по энергосбережению в средней школе.

Ключевой целью энергосбережения в школе является увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.

Энергосбережение в школе – это совокупность трех видов мероприятии:

- мониторинг потребления энергетических ресурсов;

- регулирование расхода носителя тепла;

- повышение мотивации участников.

Рынок переполнен современными системами вентиляции и регулирования, утеплителями. Но до сих пор нет системы, которая, не дожидаясь увеличения тарифов, способствовала бы снижению потребления энергетических ресурсов. Все потому, что не задействован основной элемент системы энергосбережения – мотивация! Только одновременное действие всех трех элементов дает положительный результат. Внедрение этих мероприятий часто оказывается дорогим и трудоемким, а срок окупаемости составляет больше срока службы самого здания, где установлено это оборудование.

Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся школы беречь и сохранять энергию дома, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.

Энергосбережение в школе

Во многих школах сегодня проводят основные энергосберегающие мероприятия. Старые деревянные окна меняют на пластиковые. Средняя потеря тепла через деревянные окна составляет около 45%, что в пересчете на школу означает около 136 Гкал в год, температура воздуха в кабинетах в зимнее время составляет +9 +11°С, что не соответствует СанПин.

По этой причине обучающиеся часто заболевают и пропускают уроки, т.е. недополучают знания. Старые деревянные двери заменяют в некоторых школах на пластиковые и металлические утепленные двери.

В школах, где установлены приборы учета, постоянно отслеживается расходование энергоресурсов.

Экономия электроэнергии: замена обычных ламп на энергосберегающие лампы

Энергосберегающие лампы расходуют в 5 раз меньше электрической энергии, чем лампы ДРЛ, ЛОН и ДРВ, не теряя при этом установленной светопередачи.

Для установки энергосберегающей лампы не требуется дополнительного оборудования. В готовую лампу встроена вся электронная комплектация, в том числе пускорегулирующее устройство.

КЛЛ (компактная люминесцентная лампа) характеризуется высокой степенью светопередачи, достигающей 87 Rа, что соответствует нормативам, которые действуют на территории РФ. Частота мерцания энергосберегающей лампы равняется примерно 20000 Герц. Эти лампы рекомендованы для применения в больницах, учебных заведениях, на промышленных и производственных предприятиях.

Значительную часть затрат организации в области жилищно-коммунальных услуг составляют расходы на электроэнергию.

Уровень и качество энергоэффективности освещения внутри здания и прилегающих территорий часто не соответствует современным требованиям.

Замена недостаточно эффективных ламп, в том числе ламп накаливания в системах освещения школ даст возможность реализовать потенциал энергосбережения.

Мероприятия, нацеленные на энергосбережение в школе в системе электроснабжения, внутреннем и наружном освещении:

- замена не достаточно эффективных источников света в целях освещения прилегающих территорий и помещений на энергоэкономичные;

- оборудование здания приборами учета;

- использование современного энергоэффективного оборудования;

- установка систем автоматического контроля и регулирования работы оборудования.

Мероприятия в области энергосбережения в водоснабжении:

- внедрение приборов учета воды;

- установка в перспективе смесителя с фотоэлементом, т.к. энергосбережение является не только экономией тепла, но и воды, для доставки которой требуется много электроэнергии (до 70% стоимости). Мытье рук с применением бесконтактного смесителя требует 1 л воды, а не 6, которые необходимы для традиционного крана.

Экономия тепла

Одним из главных приемов по оптимизации платежей за обеспечение теплом является установка узлов учета носителей энергии (теплосчетика) с использованием систем автоматического регулирования. В школах на узлах управления устанавливаются ультразвуковые СПТ 943, например, с автоматическим устройством. На тепловой счетчик возлагается не только расчет получаемого тепла и теплоносителя, но также и регистратора режима потребления тепла. Это возможно благодаря наличию архива среднесуточных, среднечасовых значений затрат тепловой энергии, температуры обратной и прямой воды, теплоносителя. Фиксация данных параметров позволяет поставщикам и абонентам тепловой энергии контролировать свойства теплоносителя и соответствие их договорным значениям.

Выводы

Школа является одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в школах имеет большое значение.

Важно предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению в школе:

- система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;

- организация контроля и учета по рациональному использованию, лимитированию и нормированию энергоресурсов;

- организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;

- разработка и осуществление акций по энергосбережению в школе.

И необходимо помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в школе, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.

Таким образом, не только школа, но и каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта актуальна, так как формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе. Научившись применять простейшие меры энергосбережения в школе, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.

Автор проекта: Жугаро Ольга Александровна, учащаяся 11 класса.

Руководитель проекта: Шалыгина Снежана Игоревна, учитель химии и биологии.

Сроки реализации проекта: октябрь 2019 года – декабрь 2019 года.

Аннотация проекта:

Данный проект направлен на совместную работу учащихся, учителей работников школы по реализации экономии и бережливости.

внедряется с целью формирования активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде, повышения культуры обращения с энергоресурсами, выявления и распространенного опыта по организации энергосбережения. Проект способствует вовлечению участников образовательного процесса в работу по энергосбережению и формированию активной жизненной позиции, что поможет учащимся, войдя во взрослую жизнь, решать все производственные вопросы через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты.

Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться!

Актуализация проблемы энергосбережения

Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее.

Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе.

Экономия энергии в школе, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически.

Перед учреждением образования стоит важная задача – воспитать гражданина, которому присущи высокая экологическая культура и культура энергопотребления. Это поможет сегодняшним школьникам, войдя во взрослую жизнь, все производственные вопросы решать через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты.

Цель проекта:

1. Формирование у учащихся системы знаний о роли энергии в жизни человека, рациональном использовании ее в учреждении образования и быту;

2. Привлечение всех учащихся учреждения образования к деятельности по сокращению потребления электроэнергии в школе;

3.Разработка системы практических мероприятий по наиболее эффективному использованию энергоресурсов в учреждении образования.

Задачи проекта:

Научиться сокращать потребление энергии.

Распространить информацию о проекте среди всех школьников, педагогов и работников школы

Повысить уровень информированности участников проекта в области энергосбережения.

Поиск методов эффективного использования энергии с целью уменьшения потерь при эксплуатации приборов электропотребления.

Расчет эффективности замены традиционных источников освещения на альтернативные (энергосберегающие лампы).

Объект исследования: энергетическое состояние учреждения образования.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня знаний учащихся учреждения образования о проблемах, связанных с потреблением энергии.

2. Сокращение потребления энергии в учреждении образования.

3. Расширение кругозора, повышение заинтересованности учащихся о способах и методах экономии энергетических ресурсов.

Актуальность темы состоит в том, что формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды.

С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая, радиационная, химическая, магнитная, механическая, электрическая энергии – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму.

Учащиеся должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы.

Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы, эксперимент.

Методы реализации проекта (способы и средства, с помощью которых выполняются задачи и достигаются поставленные цели):

Теоретические (анализ успешности проведенной работы в учреждении образования по энергосбережению).

Эмпирические (анкетирование, создание информационной базы о рациональном энергопотреблении).

Этапы реализации проекта

Этап 1 – подготовительный проблемноцелевой (октябрь):

Проведение рекламной акции по распространению информации о проекте с целью приобщение к проекту максимального количества участников среди учащихся и работников учреждения образования;

Поставление рабочего плана и изучение литературы по энергосбережению;

Определение основных методов и форм деятельности школы по энергосбережению;

Разработка целей и задач проекта;

Выбор методов реализации проекта;

Выбор средств решения проблем по энергосбережению;

Координация деятельности всех участников проекта.

Этап 2 – основной (ноябрь):

Создание плана для реализации метода наблюдения затрат энергии;

Выявление мест потери энергии;

Подсчет затрат на потребление энергии;

Разработка мероприятий по устранению энергетических потерь;

Разработка памяток по энергосбережению;

Этап 3 – заключительный (декабрь):

Распространение материалов по энергосбережению среди учащихся, педагогов, работников школы;

Оформление проекта (все материалы сводятся в единую работу).

действий по сбережению тепла и электроэнергии

на октябрь/декабрь 2019г.

Создание инициативной группы по информированию и контролю за сбережением тепла и электроэнергии в УО

Шалыгина Снежана Игоревна, учитель химии и биологии, Жугаро Ольга, автор проекта, Ефимова Надежда Васильевна, заведующий хозяйством УО, Герасимов Николай Михайлович, рабочий по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений






Проверить исправность доводчиков на всех входных дверях УО. При необходимости устранить неполадки

Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений





Руководитель проекта, автор проекта

1.Необходимо ли экономить электроэнергию?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

2.Зависит ли эффективность энергосбережения лично от вас?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

3. Экономите ли вы электроэнергию дома?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

4. Вы выключаете светв комнате, когдауходите из нее?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

5.Вы начали использовать энергосберегающие лампы?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

6.Вы используете местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)?

Да, нет, не знаю, мне не интересно

7.Вы проветриваете помещение быстро и эффективно, всего несколько минут

Да, нет, не знаю, мне не интересно

В анкетировании принимали учащиеся с 7-11 класс

Более 70 % учащихся и педагогов знают про энергосбережение


2-мне не интересно

Следить за соблюдением режима проветривания

В течение реализации проекта




Провести энергетический аудит УО

Заведующий хозяйством УО




Частичная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы в местах наибольшего их использования

Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений




Провести повторный энергетический энергетический аудит УО. Расчет экономии энергоресурсов в УО

Автор проекта, заведующий хозяйством УО




Дата Предыдущие показания Последние показания Расход

24.09.2019 036818 037313 495

24.10.2019 037313 037819 506

24.11.2019 037819 038345 526

24.12.2019 038345 038817 472



Разработка и распространение листовок по пропаганде энергосбережения среди учащихся, педагогови работников школы

Руководитель проекта, авторы проекта

Подведение итогов. Оценка достигнутых результатов. Оформление проекта (все материалы сводятся в единую работу)

Руководитель проекта, автор проекта

Описание проблемы

В последние десятилетия человечество сталкивается со сложнейшими экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, уменьшение запасов пресной воды на планете и др.

Главная причина возникших экологических проблем в том, что энергетика и промышленность не только дали человеку невиданное ранее могущество, но и изменили святая святых планеты – потоки энергии, круговорот веществ в природе и химический состав биосферы. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере планеты парниковых газов и в первую очередь – углекислого газа, образующегося в огромных количествах при сжигании ископаемого топлива, – нефти, угля и газа. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом, водой, развития промышленного производства. Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведёт к глобальному потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Значит, судьба планеты, наше устойчивое развитие зависят от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы будем потреблять энергии и природных ресурсов! Каждый должен задуматься над тем, что может сделать он, его семья, класс, школа, общество в целом, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы.[1]

Проблема энергосбережения в последние годы приобрела особую актуальность. В мире предпринимаются огромные усилия по внедрению инновационных решений и технологий, позволяющих сократить потребление электроэнергии. Для Республики Беларусь, не обладающей значительными запасами углеводородных ресурсов, вопросы энергосбережения всегда были приоритетны, а в свете значительного повышения мировых цен на природный газ и нефть – стали особенно остры.[6]

Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах – очень важный вопрос для всех нас, так как сегодня Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% потребляемой энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами. Мы хотим, чтобы вы еще больше узнали о правильном обращении с энергией, потому что мы, к сожалению, редко задумываемся над тем, как и сколько мы тратим энергии для решения конкретных задач. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить и не только сократить при этом расходы, но и сохранить окружающую среду от разрушения, ведь чем рациональнее мы расходуем тепло и электричество, тем меньше используем драгоценных запасов сырья.

Решив данную проблему, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.

Затраты на оплату электроэнергии школой высокие и составляет 1867,32 кВт⋅ч

Проблема, с которой мы столкнулись, огромна, и каждый может внести свой вклад в её решение. Решив данную проблему, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.

План проведение работ по проекту

2.Старт проекта. Конкурс плакатов, листовок, стенгазет. Развешиваются по всей школе с целью дать детям возможность критически осмыслить предоставленную информацию и задуматься над процессом выбора и принятия решения по экономии электроэнергии .

4. Энергетический аудит школы- рассчитывает энергозатраты школы.

5. Экономический аудит энергосбережения. Произвести расчет экономии при замене энергоресурсов.

6. Открытое занятие факультатива- защита проекта по экономии электроэнергии.

7. Замена ламп накаливания. Повторный аудит.

8. Финиш проекта. Подведение итогов. Оценка достигнутых результатов. Поощрение участников проекта и победителей в конкурсах..

Основные виды ресурсов проектной деятельности:

1.Информационные (наличие материалов, программ, публикаций, отражающих деятельность по данной проблеме): информационная база о рациональном энергопотреблении, включающая творческие разработки учащихся, планы-конспекты мероприятий, буклеты, брошюры, памятки, плакаты по тематике энергосбережения.

2. Материальные: внебюджетные средства учреждения образования.

3.Технические (база, оборудование): компьютерная техника (5 компьютеров стационарных, 1 ноутбук), аудиотехника (колонки), мультимедийный экран, проектор.

Читайте также: