Джуд незаметный краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Abilova F.A.

PhD in Philology, Dagestan State University

THE MOTIVE OF MADNESS IN THE TH. HARDY’S NOVEL “JUDE THE OBSCURE” AS A REFERENCE OF SHAKESPEAR

Abstract

The article deals with investigation of “Shakespearean sign” in the novel “Jude the Obscure” by Th. Hardy. Sickly condition of Jude is examined as a reference to Hamlet’s madness. Intensity of associative rapprochements arrived at culmination in Jude’s final monologue, displaying intonations of famous Hamletian dilemma.

Keywords: Hamletism, “wise madman”, allusion, reference.

Гамлет притворяется сумасшедшим, но налицо угнетенность его сознания, вызванная тотальным разочарованием – в людях, во времени, в мире. Надо быть бесчестным или сумасшедшим, чтобы жить в этом мире преступных лицемеров, расшатавших век. Безумие Гамлета – это сознание невозможности иного выбора, выражение невозможности дальнейшей интеграции в существующую систему социальных норм и нравственных ценностей.

Быть или не быть – таков вопрос;

Что благородней духом – покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

(пер. М. Лозинского)

…плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге….

Почему же Джуд Фаули "незаметный"? Вам придётся размышлять об этом на протяжении всего романа, потому что в его адрес это слово не звучит ни разу, а как раз заметным для других он является очень часто. Когда-то этот мальчик-сирота мечтал стать учёным и священником - для этого были у него способности, и даже характер. Но в его размеренную жизнь, ограничивавшуюся учебниками мертвых языков, ворвались две роковые для него женщины и эту мечту собой заслонили, со временем порвав на кусочки и заставив Джуда ненавидеть всех учёных из зависти.

Джуд — натура чувствительная, что по тем временам принимают за слабый характер, однако к своей намеченной цели он идёт с потрясающим упорством. Его проблема в том, что он многое знает о книгах, о жизни в пору царствования языческих обрядов и богов, но совсем мало знает о настоящей реальной жизни, поэтому Арабелла, твёрдо осознающая реальность, умудряется обвести его вокруг пальца.

Может быть, проблема "незаметности" Джуда в том, что он постоянно со всем смиряется? Терпит, мучается, а стукнуть кулаком по столу и настоять на своём духу у него не хватает. В конце концов, он ведь самый тонко чувствующий из всех персонаж, но все крутят им, как хотят, так что и погибает он в классической ситуации "некому стакан воды подать".

Арабелла, первая жена Джуда. Бойкая девушка, которая своего в жизни не упустит. Женщина низменных страстей. На протяжении всей книги постоянно проворачивает брачные и денежные аферы. Но она насквозь фальшива: носит накладную косу, постоянно врёт и даже умудряется каким-то образом делать ямочки на щеках, чтобы нравиться мужчинам.

Сью Брайдхед первоначально предстаёт перед нами духовно богатой девушкой с передовыми взглядами на мир. Но оказывается, что все эти прогрессивные мысли, которыми она так гордится, она взяла у совершенно другого человека и теперь с наслаждением пользуется ими ради той заветной цели "быть не как все". И сцена покупки статуэток языческих богов наглядно показывает это ее желание выделиться из толпы.

Она боится суеверий, что все в их семье вступали в неудачные браки. Тема рока и суеверий прослеживается на протяжении всей книги.

Она так до конца и держит всех на расстоянии, боятся, что к ней приблизятся и увидят вместо неё пустоту, поэтому правдивее всего она общается через записки или, допустим, через хоть какую-то преграду. Поведение Сью на последних страницах романа просто омерзительно: всё это показное самопожертвование.

"Ты не достойна любви мужчины," — говорит Джуд. "Ты не умеешь любить".

Джуд и Сью пытались выразить протест, но к чему это все привело? Стремление к индивидуальному, своему счастью, дорогому и нужному, распалось, и его не склеить. Не хватило сил на то, чтобы быть не такими как все, жить, не оглядываясь на общественное мнение. Герои хотели счастья и любви, но не случилось.

II. Несбывшиеся надежды Джуда Фаули.

Джуд. Человек, потерявший смысл жизни, надежду на образование, несчастен в любви.

Любой в подобных ситуациях опускает руки. И Джуд не исключение. В нем не чувствуется оптимизма, ярового стремления добиться чего-либо. Но, несмотря на это, он на порядок выше своих коллег. И когда он, в пивнушке, на латыни прочел символ веры, это явилось еще одним доказательством его духовного богатства.

Необдуманный брак на Арабелле, казалось бы ставит клеймо на всей жизни Джуда. Куда бы он ни приехал, это является препятствием для устройства на работу. Как следствие этого – нехватка денег. Ни в одном месте он не задерживается со своей семьей на долго.

Сью оставляет Джуда, ибо смерть их детей это знак судьбы. Знак, обозначающий то, что их совместная жизнь была против правил, и Господь их наказывает.

Сью. Также как и Джуд, она совершает ошибку в своей жизни – это брак с Робертом. И все бы было ничего, если бы позже она не решила сбежать от него. Судьбы Джуда и Сью перекликаются. У обоих было стремление к образованию, но Сью удалось его получить, а Джуду нет. У обоих был брак, который явился ошибкой. Они оба испытывают глубочайшие потрясения в своей жизни и в итоге расстаются.

Союз с Джудом осуждался всеми. Их жизнь пошла по наклонной.Смерть детей оставил огромный след в душе обоих героев. Но они отнеслись к этому по-разному.

Сью винит себя в смерти детей.

Сью восприняла это как знак судьбы и как наказание за незаконный брак, а Джуд – как испытание, которое им пришлось пережить вместе.

Не обращая внимания на мнение Джуда, Сью понимает, что она должна искупить свою вину перед Богом и оставляет его.

В конце произведения, Джуд умирает, не дожив даже до 30 лет. Он умирает с мечтами, которые так и остались мечтами. Потеряв любовь, надежду, он уходит в мир иной. В этом произведении Томас Гарди отражает духовный кризис, свое небезразличие к простым людям из небольших городов Англии. И общая пессимистическая окраска как раз таки отражает суровую Викторианскую мораль.

III. Трагедия Джуда Фаули.

Эта дневниковая запись 1907 года оперирует теми словами и образами, что важнее всего для Гарди и присутствуют во всех его произведениях. Числа здесь равноправны со словами: камень- не абстрактная неподъёмная величина, но весом около пятидесяти килограмм, катить такую тяжесть в гору – напряжённая работа, и успех не гарантирован, однако достичь вершины кому-то удастся, а тому, кто не сумел, достанется высшая награда – осмыслить своё поражение.

Так же чётко сын каменщика отмеряет пропорцию между поражением и деянием – вдвое и втрое, - а не просто заявляет о превосходстве одного над другим. Есть мера, всё можно и нужно сопоставить.

Джуд Неизвестный - это роман Томаса Харди , который начался как журнальный сериал в декабре 1894 года и впервые был опубликован в виде книги в 1895 году. Это последний законченный роман Харди. Его главный герой Джуд Фоли - молодой человек из рабочего класса , каменщик, мечтающий стать ученым. Другой главный герой - его кузина Сью Брайдхед, которая также является его главным любовным увлечением. Роман касается, в частности, проблем сословия, образования, религии, морали и брака.

Содержание

После того, как Арабелла покидает его, Джуд переезжает в Кристминстер и поддерживает себя каменщиком, пока учится в одиночестве, надеясь, что сможет поступить в университет позже. Там он встречает и влюбляется в свою свободолюбивую кузину Сью Брайдхед. Но вскоре после этого Джуд знакомит Сью со своим бывшим школьным учителем мистером Филлотсоном, за которого ее в конце концов уговаривают выйти замуж, несмотря на то, что он примерно на двадцать лет старше ее. Однако вскоре она сожалеет об этом, потому что, помимо любви к Джуду, она ужасается представлению о сексе со своим мужем. Вскоре Сью просит у Филлотсона разрешения оставить его ради Джуда, которое он дает, как только он понимает, насколько она не желает выполнять то, что, по его мнению, является ее супружескими обязанностями по отношению к нему.Из-за этого скандала - того факта, что Филлотсон добровольно позволяет своей жене уйти к другому мужчине - Филлотсон вынужден отказаться от своей карьеры учителя.


После последнего отчаянного визита к Сью в морозную погоду Джуд серьезно заболевает и умирает в течение года в Кристминстере, потерпев неудачу в своих амбициях в любви к достижению славы в науке. Выясняется, что Сью выросла с Филлотсоном. Арабелла не оплакивает кончину Джуда, вместо этого подготавливая почву, чтобы заманить в ловушку своего следующего поклонника.

Роман исследует несколько социальных проблем викторианской Англии, особенно те, которые касаются институтов брака, церкви и образования. Эти темы развиваются, в частности, благодаря использованию контраста Харди. Например, в начале их отношений христианская вера Джуда контрастирует с религиозным скептицизмом Сью , что еще больше усиливается из-за их более поздней смены ролей. Хотя центральные персонажи представляют обе точки зрения, роман в целом решительно критикует христианство и социальные институты в целом. [ необходима цитата ]

История Джуда проливает свет на двойственные и противоречивые роли организованной религии в его жизни. Джуд, родившийся в Мэригрин, всегда считал религию финальной игрой беспокойной и неинтересной жизни. Но, как видно из его систематического исключения из Университета Кристминстера, мечта Джуда войти в церковь оказалась бы недостижимой, оставив его для преследования других, менее важных интересов. Похожий след можно увидеть в трактовке Харди традиционного института брака. От первоначальной пары Арабеллы и Джуда до их возможного воссоединения Харди изображает брак как угнетающую социальную необходимость, продвигающую персонажа в нисходящую спираль несчастья.

Если отойти от этих осязаемых институтов, более всеобъемлющие темы веры и сомнения сыграют в романе не менее важную роль; Оба они, по сути, схожи в том, что они являются катализаторами действия. Каждый раз, когда персонаж заявляет о вере во что-то, к этому чему-то стремятся. Точно так же, когда персонаж в чем-то сомневается, это преследуется. В книге сомнение можно рассматривать как передачу веры; всякий раз, когда персонаж сомневается, он просто решает поверить в что-то еще. Поскольку в книге нет универсальной системы ценностей или стандартов морали, нет черного и белого. Во что верит персонаж - это то, к чему он стремится, независимо от того, противоречит ли это убеждениям другого персонажа. В качестве примера можно привести окончательное решение Сью покинуть Джуда. В заключительной части романаиз-за ее новой веры в христианство, Сью понимает, что она привержена только мистеру Филлотсону. Поскольку она верила во что-то еще, в данном случае в религию (и, следовательно, в брак), она действует в совершенно другом направлении, чем раньше.

Другая параллель между персонажами и темами книги и реальным жизненным опытом Харди возникает, когда Сью становится одержимой религией после того, как ранее была к ней безразлична и даже враждебна. Как и Сью Брайдхед, первая жена Харди, Эмма , в юности превратилась из свободной духом и довольно равнодушной к религии, став одержимо религиозной, когда стала старше. Поскольку Харди всегда очень критиковал организованную религию, по мере того как Эмма становилась все более и более религиозной, их разные взгляды приводили к большой напряженности в их браке, и это напряжение было основным фактором, ведущим к их усилению отчуждения друг от друга.

Эмма также очень неодобрительно относилась к Джуду Неизвестному , отчасти из-за критики в книге религии, но также и потому, что она беспокоилась, что читающая публика поверит, что отношения между Джудом и Сью напрямую совпадают с ее натянутыми отношениями с Харди (что в в переносном смысле, да). [6]

Роман был адаптирован в:

Что исключительного в отношениях Джуда Фаули и Сью Брайсдхед? Для своей эпохи – конца девятнадцатого века. Любовь двоюродных брата и сестры? Нет. Их браки и разводы с другими людьми? Нет. Сожительство без регистрации? Нет. Незаконнорожденные дети? Нет. Все это происходило со многими людьми.

История интересна с двух точек зрения – во-первых, это был интеллектуальный союз. Во-вторых – герои, с рождения тянущиеся к образованию, культуре и исключительно способные, по своему происхождению не были знатными, богатыми или известными людьми. Если бы речь шла о двух аристократах или артистах, бросающих вызов условностям своей эпохи, как те же Байрон, Лист, Жорж Санд, их не было бы настолько жалко, как этих двух незаметных неприкаянных тружеников.

Им суждено прожить свою жизнь никем не замеченными. Прежняя среда по сути их отвергает, а никакая иная (даже богемная) им недоступна. Подтекст очень горький: если автор не поведает об этих людях, о них некому больше рассказать, а они, с его точки зрения, этого стоят.

Впрочем, у каждого человека есть свои границы терпимости, то, что он может простить и не может. Вот мне неприятны не столько откровенные недостатки, пороки в людях, сколько высокомерие, превосходство по тому или иному признаку, половому в том числе. Это то, чего я, например, не прощаю. Человек становится мне глубоко неприятен.

Джуд – натура очень цельная, до мелочей. Не будь он таким, жить ему было бы проще. Он буквально каждый свой чих пытается объяснить, подвести под некую теорию, и если находит противоречие, осуждает либо себя либо опровергает теорию, в которую пытается вписать свое поведение. Причем он стремится к идеальной логике. Он не может исповедовать одни принципы, а втихаря следовать другим, в отличие от большинства людей, для которых это не проблема. Поэтому он и выбран в качестве героя романа.

Самое интересное – его постоянный внутренний монолог, процесс размышления, попытка понять суть человека, найти смысл в жизни. Если его поступки и даже помыслы идут вразрез с теорией, которую он в данный момент исповедует, он отказывается жить по этой теории. Как бы он ни цеплялся за разум и логику, все-таки это человек, в котором побеждают чувства, а сердце создать теорию на все случаи жизни не в состоянии, потому что количество эмоциональных нюансов и оттенков бесконечно, а разум не может их предусмотреть. В каждой конкретной ситуации он выбирает сердцем. Потом уже – попытки обосновать свое поведение и подвести под него теоретическую базу.

Но он не из тех, кто живет исключительно порывом, ему нужна философия, система взглядов, он ищет свое мировоззрение. Эти поиски и сближают их со Сью. Девушкой бойкой, независимой, озорной, иногда дерзкой, скрытной, противоречивой, но при этом щепетильной до болезненности, совестливой, раскаивающейся в каждом своем не праведном порыве, как и Джуд. Она предпочитала казаться легкомысленной, скрывая крайнюю серьезность своей натуры. Позже ее стали рассматривать в свете феминистского движения, но по некоторым замечаниям автора в тексте романа и его высказываниям, можно сделать вывод, что он об этом не думал. И слова такого не упоминал.

Персонажи-самоучки, не получившие систематического образования, но начитавшиеся книг (Джуд даже выучил греческий и латынь), не изображены учеными сухарями, людьми не от мира сего. Они очень живые, теплые, обаятельные. При этом наивные. Верящие в то, что есть некая среда обитания, где можно найти высшую справедливость. Выходцы из народа и дворяне могут быть в чем-то наивными, причем представители каждой среды – по-своему. Наивность Джуда проявилась в его вере в мир ученых, для него это высшие существа, все равно, что боги. И разочарование было тяжким. Академическая среда – это не рай земной, там процветают снобизм и тщеславие, мелочность и интриги. Томас Гарди сам писал, что хотел отразить крах иллюзий двоих людей.

«- Почему ты так любишь Кристминстер? – задумчиво спросила Сью. – Такие, как ты, мой дорогой, Кристминстеру не нужны.

Джуд признается в этом, еще не подозревая, что ему действительно жить недолго осталось. По сути, автор нападает на сословное общество, на касты, когда люди оцениваются не по способностям, а просто по праву рождения имеют некие привилегии, на самом деле ими не заслуженные. Он ценит чистоту устремления, вступая в спор с обществом, которое ценит лишь результат. И только по результатам судит о людях.

Сью, на мой взгляд, слишком зациклилась на том, чтобы жить не как все, ее коробит вульгарная, как она считает, логика женщин, которые думают о том, как удержать мужа, извлечь выгоды из своего положения. Хотя это естественный инстинкт самосохранения. Она отказывается от законного брака с Джудом, хотя могла бы в него вступить, когда они оба развелись. Ей кажется, что их отношения – особенные, они не должны быть такими, как у всех. Сама мысль о том, что союз заключается с экономической целью, для нее пошла и невыносима.


Может быть, она пришла к этим выводам, пережив крушение своего первого брака, когда муж, со всех точек зрения идеальный, вызывал у нее физическое отвращение. И она внушила себе, что отчасти это из-за некого принуждения – она вроде как должна исполнять свой долг. А она по своей натуре противится понятию долга, навязывания, ей кажется, отношения должны быть исключительно на добровольной основе, иначе они испортятся. Она боится повторения истории с первым мужем. И кто знает. В ней слишком силен дух противоречия, она не хочет ощущать себя обязанной по закону. В экранизации романа ее очень хорошо сыграла Кейт Уинслет.

Романтическая идея обрести себя в другом человеке подсказывает Джуду мысль, что двоюродная сестра – это вроде как он сам в женском обличье. Ему кажется, что они очень похожи. Но мне представляется, что различий между ними больше, чем сходства. Просто она – единственная из знакомых Джуду девушек его среды, стремящаяся к знаниям. Это, помимо физического влечения, скрепило их союз.

Джуду кажется, что она слишком долго после разрыва с первым мужем держалась от него на расстоянии. Но я думаю, что Сью боялась того, что близость убьет ее платонические чувства к Джуду, а в иных она тогда не была уверена – они у нее могли не возникнуть. У женщин такое бывает. И она в течение долгих месяцев пыталась сохранить то, что чувствовала к нему, опасаясь разрушения, которое могло последовать за сближением. Это вовсе не было кокетством или желанием его мучить, как в иные минуты ему представлялось. Но все-таки ее тайные страхи не оправдались, и они смогли жить вместе как муж и жена. Хотя уж очень пылкой, под стать ему, она так и не стала.

Но в законный брак они оба не верили, сыграло роль то, что в семье Фаули из поколения в поколение были несчастные браки, и это приводило к разрыву или трагедии. Возможно, они нафантазировали, что это некое родовое проклятье, как им говорила родственница. К тому же в то время браки между кузенами уже осуждались.

Каждый из них хотел ярко и самобытно самореализоваться, но в обществе той эпохи и при отсутствии средств это было невозможно. Джуд не стал ни ученым, ни священником. Сью - художницей. В результате они всю душу, все самое лучшее и ценное вложили в свои отношения, это и была их самореализация. Обмен мыслями и чувствами. Общение.

Сью под влиянием своего давнего умершего друга переросла современные представления о религии, и то же произошло с Джудом, когда он стал пересматривать строгие церковные понятия обо всем. Не обязательно это – путь к атеизму, отрицанию бога. Вера может восприниматься отдельно от института церкви, как это и было у религиозных философов, которые всю жизнь посвятили богоискательству. К чему бы они в итоге пришли? Кто знает.

У них рождаются и умирают дети. Важно то, как они погибли. Сын Джуда от первого брака, крайне депрессивный малыш от рождения, дорос до четкого осознания того, что все их осуждают, и чем больше детей родится у его отца и Сью, тем хуже им будет жить. Жизнь бессмысленна для таких, как они. Им нельзя мечтать, жить по-своему, а дозволено только уныло влачить безрадостные дни. Мальчик решается убить своих крошечных брата и сестру и покончить с собой, считая, что так он освобождает взрослых.

Надо или очень любить жизнь или иметь много сил для борьбы и преодоления препятствий, в нем не было ни того, ни другого. В своей короткой жизни этот больной мальчик решился только на единственный отчаянный поступок. На нервной почве у Сью начинаются преждевременные роды, и ее последний ребенок рождается мертвым.

Трагедии эти сломали Сью. И она стала воспринимать все, что с ними произошло, как кару Господню. И считать, что ей надо вернуться в лоно церкви и к тому мужу, с которым она была когда-то обвенчана. Но Джуд не сломался. И не отказался от своих взглядов. Это производит очень сильное впечатление – то, что в самые страшные мгновения он держался как кремень. Скала, на которую можно опереться. Хотя он себя называет слабохарактерным.

И в самом деле, что у людей набожных и воцерковленных нет в семьях болезни, смерти? Все это происходит и с ними. А им как все это надо воспринимать? Они не нарушали никаких заповедей. Другое дело, я понимаю – легко говорить, когда такое в реальности происходит, люди просто сходят с ума. Сью, конечно, не безумна, но она совершенно раздавлена.

Но она и раньше говорила, что в теории гораздо смелее, чем на практике. Реальной жизни она пугается. Меня поразило не то, что она теперь поверила в бога, а страх за себя – ей кажется, надо срочно спасти свою душу. Это как-то очень по-детски. И страх этот – детский. Горе не сделало ее безразличной к своей собственной судьбе, как это могло произойти со многими матерями, оно превратило ее в испуганного ребенка. Кроме того, ее могла просто сломить и ужаснуть жизнь в нищете, враждебном окружении, и рождение по совершенно не нужному обществу ребенку в год. Она детей очень любила, но чувствовала, что плодит несчастных.

Джуд упрекает Сью в том, что она всегда любила его меньше, чем он – ее. Но правда и в том, что чувства матери даже самому любящему отцу понять очень сложно. Это – не наше время, когда смерть любого ребенка воспринимается как трагедия. В то время к детской смертности относились спокойнее, был другой уровень медицины. Джуд философски воспринимает то, чего Сью не выдержала.

Трагедия выявила подлинную разницу между Сью и Джудом. Ее бунт против религии, устоев общества был детским. В глубине души в ней жил страх расплаты, некого наказания. И, как ей казалось, получив его, она затряслась от страха гиены огненной и ада. Тогда как его эволюция взглядов была взрослой, зрелой. И он куда меньше любит самого себя и дорожит собой. Это понимает и Сью:

Но дело может быть и не в разнице между мужчинами и женщинами, бывает так, что человек, который в детстве и юности тяготел к консерватизму, потом эволюционирует в сторону более свободных воззрений, и наоборот. А хулиганы и бунтари погружаются в религию. Так и произошло с Джудом и Сью. Консерватизм для него – уже пройденный этап, он его перерос, а для нее это – новизна.

Арабелла, первая жена Джуда, всегда присутствовала на заднем плане повествования как напоминание о его чувственности, о том, что, возможно, чисто физически она ему подходила больше, чем утонченная Сью, в отношениях с которой полная гармония у него так и не установилась даже в лучший период. Эта простая женщина испытывала к нему влечение, совершенно не понимая его духовные искания. Поэтому связь с первой женой в этом романе важна. В идеале возлюбленная Джуда – это соединение Арабеллы и Сью. Темперамента первой и внутреннего мира второй.

В конце романа их венчание напоминает фарс. И в момент смерти тридцатилетнего Джуда именно она рядом с ним – та жена, которую признавала церковь. Арабелла, поняв, что заключила невыгодную сделку, нетерпеливо ждет, когда умрет ее муж, чтобы подцепить другого.

Читайте также: