Дыхательная гимнастика про осень для детей 4 5 лет в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Стоя, ноги слегка расставлены, колени согнуты. Имитировать ходьбу на лыжах (вдох), на выдохе произносить

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.

Футбол

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Дутье на листочки. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Повторить 3 – 4 раза

Бабка охает и стонет:

Ой! Бельё моё утонет!

Ой! Попала я в беду!

Ой! Спасите! Пропаду!

Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.

Повторить 3 – 4 раза

Посуда

Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы плавно; прерывисто ([ф]![ф]!). Щёки не надувать.

Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п]

Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит изображает мычание коровы, мяукание кошки…

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].

Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза

Стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. Вдох – выдох, руки вперёд; вдох – руки в стороны, выдох и т.п. Повторить 3 – 4 раза

Ребёнок берёт промытые резиновые надувные игрушки. Их надо надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот в отверстие игрушки.

Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза

Ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди. Сделать медленный вдох, на выдохе выпрямить руки, одновременно приподнимаясь на носочки. Повторить 3 –4 раза

Выдыхая через трубочку, постараться сдуть конфетти со стола.

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.).

Домашние птицы

hello_html_m59c3665b.jpg

hello_html_48c67c65.jpg

hello_html_7e6d4078.jpg

hello_html_21fe730d.jpg

hello_html_7460a371.jpg

Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

hello_html_m183dbc2f.jpg

hello_html_105bb2a7.jpg

hello_html_m7c41efcc.jpg

Вдох носом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить фа – фо – фу. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой дотянуться до пальцев правой ноги. На выдохе произносить ма – мо – му.

hello_html_fffa8b3.jpg

hello_html_m6facd8f2.jpg

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

Для игры нужны вырезанные из бумаги зелёные листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

hello_html_m18a2fac4.jpg

hello_html_m7e36660c.jpg

hello_html_63f78a37.jpg

hello_html_m6b8f4fb5.jpg

hello_html_6e38e432.jpg

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

hello_html_7248a231.jpg

hello_html_m7a23081.jpg

hello_html_2297ecce.jpg

hello_html_m7adb2bd5.jpg

Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

hello_html_m51871473.jpg

hello_html_m515dae82.jpg

hello_html_m688617ba.jpg

hello_html_4b0f79eb.jpg

hello_html_m51871473.jpg

hello_html_m515dae82.jpg

hello_html_m688617ba.jpg

hello_html_4b0f79eb.jpg

И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

hello_html_m6439bb17.jpg

hello_html_3156d7de.jpg

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.

hello_html_m31846388.jpg

hello_html_68f6fd6a.jpg

hello_html_6892c823.jpg

hello_html_28eaf4a1.jpg

Ребёнок должен, услышав от взрослого название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание, изобразить движением это животное.

Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и, а-э-и, а-э-и.

Игра проводится на улице. Ребёнок делает вдох носом и дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с цветка нужно с 1 – 3 раз.

hello_html_5f5dd0d9.jpg

hello_html_70531185.jpg

hello_html_462e3f02.jpg

hello_html_m4cc8c22e.jpg

hello_html_b2912ec.jpg

Ребёнок делает спокойный вдох носом, пауза, на выдохе произносит [р-р-р] или изображает рычание с помощью других звуков.

Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.

Бегемотик . (облегченный вариант предыдущего упр.)

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

hello_html_m27790e60.jpg

hello_html_2c0f6ad.jpg

hello_html_7c27667b.jpg

hello_html_m1a5edce5.jpg

hello_html_m36b27365.jpg

hello_html_m34824226.jpg

hello_html_3de9f97d.jpg

hello_html_m27a063f4.jpg

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз.

Чья снежинка улетит дальше?

Сдуть бумажную снежинку с ладошки.

С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать.

Животные холодных стран

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Для игры нужен небольшой бумажный самолётик. Ребёнок кладёт самолётик на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на него, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались.

Ребёнку даётся чистый пузырёк (диаметр горлышка 1 – 1,5 см). Взрослый показывает, как гудит пузырёк, если в него подуть. Чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка, а струя воздуха должна быть сильной. Ребёнок дует лишь несколько секунд.

Ребёнок сидит за столом, перед ним бумажный самолётик. Вдох, пауза, на выдохе ребёнок передвигает самолётик по столу.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и повесить. Объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Зачем нужна дыхательная гимнастика Какие цели мы преследуем, проводя с детьми дыхательную гимнастику. Каково значение этой гимнастики в здоровье детей? От дыхания во многом.

Дыхательная гимнастика для детей ДОУ (3–7 лет) Дыхательная гимнастика- [/b] это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных.

Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения для дыхательной гимнастики. "Дыхательная система ребёнка устроена Природой сложно и мудро.

Дыхательная гимнастика после сна Дыхательная гимнастика. 1. Упражнения в постели 1. Улыбаемся солнышку Улыбнуться 2. Тянемся к солнышку Потянуться, носки тянем вниз 3.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой Комплексы дыхательной гимнастики Стрельниковой. Вводная часть Начинать занятия надо с изучения первых трех упражнений комплекса. В первый.

Развитие речевого дыхания актуально на любом этапе дошкольного детства, в любое время года. Здесь подобраны игры, упражнения и стихи, способствующие развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста по теме “Осень”, которые педагог может использовать на занятиях и при организации совместной деятельности с детьми.

ВложениеРазмер
uprazhneniya_na_razvitie_rechevogo_dykhaniya.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие речевого дыхания

Развитие речевого дыхания актуально на любом этапе дошкольного детства, в любое время года. Здесь подобраны игры, упражнения и стихи, способствующие развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста по теме “Осень”, которые педагог может использовать на занятиях и при организации совместной деятельности с детьми.

Ветер
И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох, втягивая живот и выпячивая грудную клетку; 2 — задержать дыхание на 1—2 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2 раза.

Ветерок
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф…
И качает так листок — ф-ф-ф… (Дети делают спокойный выдох.)
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф…
И качает так листок — ф-ф-ф… (Делают активный выдох.)
***
Кап-кап-кап! — тучка.
Кап-кап-кап! — плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М. Картушина

Гром
Рах-трах-тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел под черной тучей,
Прорычал над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем!
В. Голь
***
Гром, греми по горам,
Подними тарарам,
Бурдюки развяжи
Над полосками ржи,
Чтобы стебель был высок,
Золотился колосок!
(Дагестанская песенка)

Дождь
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Французская песенка

Дождик
Дождик, чаще!
Дождик, пуще!
Чтобы рос овес погуще!
Чтобы в ковшике у нас
Был всегда овсяный квас;
Чтобы в каждой чашке-плошке
Были вкусные лепешки,
А по праздникам блины
Во-о-от такой величины!
(Удмуртская песенка)

Дождь
Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Кап, кап, кап.
Кто там?
Кап, кап, кап.
Что там?
Ты ответь прямо.
Не стучи в раму!
Это я, дождик!
Кап, кап, кап — дождик!
Я гулять вышел По твоей крыше.
(Румынская песенка)
***
Ливень, ливень,
Водолей, лей, лей!
Ты водицы
Не жалей, лей, лей!
Для пшеницы,
Для полей, лей, лей!
(Югославская песенка)

Дождь
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет…
Я. Дягутите
***
Шлеп-шлеп-шлеп —
иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп — вода по спинке.
Буль-буль-буль —
упала шапка.
Ой-ой-ой —
кругом вода.
Да-да-да — себя не жалко.
Одевайся в дождь всегда.
Е. Алябьева
***
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка.
Дай нам ведрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Надо солнышко,
Колоколнышко!
(Детская потешка)
***
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Сентябрь (3-4 недели)

Комплекс № 2

Пальчиковая гимнастика:

Артикуляционная гимнастика:

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Дыхательная гимнастика:

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Октябрь (1-2 недели)

Комплекс №3

Пальчиковая гимнастика:

Артикуляционная гимнастика:

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

сосать широкий язык к нёбу

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

Дыхательная гимнастика:

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

Октябрь (3-4 недели)

Комплекс №4

Пальчиковая гимнастика:

Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь - Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. (Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.) А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Артикуляционная гимнастика:

произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы."

Дыхательная гимнастика:

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Ноябрь (1-2 недели)

Комплекс № 5

Пальчиковая гимнастика :

Артикуляционная гимнастика:

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл."

кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Дыхательная гимнастика:

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнем сначала.

И.п. – руки на поясе (вдох).

1 – наклон вправо (выдох);

3 – наклон влево (выдох);

Ноябрь (3-4 недели)

Комплекс №6

Пальчиковая гимнастика:

Артикуляционная гимнастика:

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Дыхательная гимнастика для детей

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнима ет много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Дыхательная гимнастика для детей

Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
  2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
  3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений

Дыхательная гимнастика для детей

Дыхательные упражнения для детей с двух лет

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика для детей

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову и делает вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову и делает вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Дыхательная гимнастика для детей

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет

Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Дыхательная гимнастика для детей

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.

  1. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
  2. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  3. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

  1. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  2. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  3. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.

Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Дыхательная гимнастика для детей

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый, но не шумный. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1–2 вдоха в секунду, движения ритмичные. Повторить 10-20 раз.

Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.

Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела.

Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах

Когда занятия дыхательной гимнастикой теряют игровую форму, детям становится все скучнее ей заниматься. Так как они не осознают важности данного процесса, то выполнять наклоны, контролировать вдохи и выдохи, следить за дыханием им становится просто неинтересно. Вернуть интерес к дыхательной гимнастике можно с помощью дыхательного тренажера.

Как известно, после пяти лет дети все больше стремятся к самостоятельности. Дыхательный тренажер можно презентовать ребенку как аппарат, на котором занимаются только взрослые люди.

Дыхательная гимнастика для детей

Так у ребенка появится интерес к процессу, а вы сможете учить его правильно воспринимать свое дыхание. С пяти до семи лет проводить занятия нужно только под вашим контролем. После семи лет малыш сможет заниматься на тренажере сам.

Время занятий при этом должно составлять не более 20 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

До 12 лет ребенок должен проходить три этапа занятий на дыхательном тренажере (этапы описаны в инструкции). После 12 лет можно подключить четвертый этап.

Эффект от занятий на дыхательном тренажере ничуть не уступает эффекту от занятий стандартными видами дыхательной гимнастики.

Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, почитайте больше о дыхательном тренажере Самоздрав на нашем сайте.

Читайте также: