Дыхательная гимнастика для детей с тнр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Дыхательные упражнения

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

3. “Немое кино”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Дыхательные упражнения

Формирование направленной воздушной струи.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

8. “Худенький”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

11. “Пропеллер”

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития физиологического дыхания

Цель: развитие физиологического дыхания

Цель: развитие физиологического дыхания

Цель: развитие физиологического дыхания

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Цель: развитее речевого дыхания

Цель: развитее речевого дыхания

Цель: развитее речевого дыхания

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие фонационного выдоха

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, З-з-з - комар звенит.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

27. "Варим кашу".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Горшочек, не вари!

28. "Лесная азбука".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

29. "Снегопад".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

30. "Кораблик".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие"

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"

3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет", 2003

4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)" 2007

5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. " 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В."

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

старший дошкольный возраст детей с тнр

Подготовила: О.М. Чихачева учитель - логопед

г Шарыпово 2020 г

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.п.: лежа на спине. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись. Повторить 3 -5 раз.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п.: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. Повторить 3-5 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.п.: встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть - восемь раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторить с ребенком три-пять раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.

Повторить 3 -5 раз.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. Выполнить 3 -5 раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п.: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.п.: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно

приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п.: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

И.п.: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. Выполнить 3 -5 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. Продолжительность 3 – 5 секунд.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

И.п.: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос, сопровождается рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох). Повторить 5 – 6 раз.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И. п.: стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

И.п.: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

И.п.: расположить ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить


В данной статье рассмотрена дыхательная гимнастика в виде здоровье-сберегающей технологии. В работе обоснована целесообразность применения дыхательных упражнений для детей с ТНР.

Ключевые слова : дыхательная гимнастика, логопедическая работа, дети с ТНР.

Современная система специального образования — это не только базовая сеть образовательных учреждений, в которых происходит обучающих процесс и воспитания субъектов с особенностями развития. Это система коррекционной помощи детям с ТНР, обеспечивающая требуемое образование, социальную адаптацию в окружающий социум. Кроме того, специальное образование — это сфера, где необходим междисциплинарный подход, внедрение необходимой профилактики нарушений в детском развитии, раннее вмешательство, достаточно широкий обмен данными на международном уровне. [3]

Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В. Ф. Ломов, А. А. Климов.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. На формирование ряда устойчивых характеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и на образование структуры этих свойств и предметная деятельность общения воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.

Научные исследования доказывают, что сейчас любое недоразвитие речи задерживает формирование познавательных процессов детей и, чаще всего, препятствует полноценному структурированию личности. Знания специалиста о специфики детей с ТНР, и понимание психологического образа его родителей, делают эффективной коррекционно-педагогическую и психо-коррекционную работу с детьми-логопатами.

Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Развитие речи существует. Речевое развитие — это процесс овладения речью, а также формирования активного словарного запаса. У многих детей из-за нарушений речевого развития происходит какая-то тренировка психических функций. [1]

Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности. Все дети с серьезными проблемами речи имеют разрыв восприятия. Из-за нарушения основного анализатора выделяют типы зрительного, слухового, тактильного, тактильного и другого восприятия, нарушение которых имеет свою специфику в зависимости от формы нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи отстают от стандарта зрительного восприятия и обладают рядом характеристик. Характерной чертой недоразвития зрительного восприятия является буквенный гнозис, который проявляется в трудности распознавания похожих графических букв. Задержка развития смысловой стороны речи у детей с алалией зрительного нерва проявляется при недостаточном зрительном восприятии. В этом случае характерно медленное развитие понимания слов.

У детей с TНР задержка зрительного восприятия часто сочетается с нарушением пространственного восприятия. Например, дети с дизартрией не могут различать понятия справа, слева, им сложно усвоить многие пространственные представления — спереди, сзади и тому подобное. Нарушение временных восприятий наблюдается у некоторых детей с ТНР. Нарушается их вербализация, а также недоразвитие субъективного чувства времени, что негативно сказывается на развитии устной речи.

Также при ТНР может наблюдаться ухудшение памяти. Формы нарушения речи влияют на структуру нарушения памяти. Таким образом, у детей с ринолалией слуховая память развита меньше, чем зрительная. Это явление связано с серьезными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Тяжелые речевые расстройства оказывают огромное влияние на формирование более высоких уровней познавательной активности, вызывая специфические особенности мышления.

У детей с ТНР из-за двигательных и сенсорных нарушений зрительно-образное и зрительно-деятельностное мышление развито слабо. Также наблюдается задержка формирования словесно-логического мышления, приводящая к отсутствию формирования многих обобщающих понятий.

Таким образом, у детей с дизартрией плохо развито логическое мышление, что в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью определяет структуру задержки психического развития. [5]

Тяжелые речевые нарушения негативно сказываются на формировании личности, а также провоцируют специфические особенности эмоционально-волевой сферы. У детей с дизартрией наблюдаются эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и снижения уровня стрессоустойчивости нервной системы.

Одни дети склонны к раздражительности, другие, наоборот, заторможены, пугливы. У большинства детей недостаточно развито чувство дистанции, они часто замыкаются в себе. У детей с двигательной алалией свои особенности эмоционально-волевой сферы. Для них характерно снижение активности, негативность речи. Нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах у детей с ТНР негативно сказываются на их успеваемости, что проявляется в ухудшении качества их знаний.

У детей с TНР очень плохая речь и ловкость, что указывает на самокритику и неспособность объективно оценить свою речь и двигательные трудности [4].

Таким образом, тяжелые речевые нарушения препятствуют развитию коммуникативных навыков у детей, что, в свою очередь, может привести к их изоляции в группе сверстников. Поэтому необходимо проводить с детьми коррекционную работу, направленную на формирование всех компонентов сфер речи, познания и эмоций общества.

При рекомендации и назначении таких лечебных занятий для детей, естественно учитывается их возраст, поэтому дыхательные упражнения для дошкольников предлагаются в качестве игры с объяснением ощущений, которые они должны испытывать в ходе их проведения. Ребенок будет пытаться копировать движения, которые ему будут показывать, но только когда он научится ощущать, к примеру, как его легкие максимально наполняются, дыхательные упражнения для детей будут проводиться с наибольшей пользой.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). [1]

Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения — выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

– исправляет развывшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Одни из лучших дыхательных гимнастик основаны на методике Александры Стрельниковой, активно используемой в дошкольных учреждениях. В ее основе лежат так называемые активный вдох и пассивный выдох. Каждый вдох производится одновременно с каким-либо движением.

Дыхательные упражнения необходимо проводить по 10 минут дважды в день, но не раньше, чем через час после приема еды. Лучше всего во время утренней гимнастики, чтобы заинтересовать всю группу, обязательно проводить занятия в игровой форме и придумать каждому упражнению свое детское название.

Этой процедурой родители сами могут заниматься с детьми во время прогулок на свежем воздухе. Одним из простейших и любимых малышами занятий является предложение понюхать воздух или цветы, причем делаться это должно исключительно носом, раз за разом ребенок это будет делать лучше, производя глубокий и правильный вдох и рассказывая вам о своих впечатлениях.

Хорошо бы купить и мыльные пузыри — идеальное сочетание пользы для здоровья и удовольствия. Если ваш малыш посещает детский сад, то будьте уверены, что он уже знает основы дыхательной гимнастики, так как она является одной из обязательно проводимых там процедур. Она не очень сложна, и ее можно легко выполнять в домашних условиях.

Таким образом регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, зрительное восприятие, нарушение, упражнение, правильное дыхание, речевое развитие, специальное образование, тяжелое нарушение речи, эмоционально-волевая сфера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

2. "Дышим тихо, спокойно и плавно"

Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (5 – 10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при дыхании.

3. "Подыши одной ноздрей"

Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась "ямка".

3 - 4. Тоже другими ноздрями. Повторить 3 - 6 раз.

Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 – 10 дыхательных упражнений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. "Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая в живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.

Медленный плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 – 10 раз.

5. "Воздушный шар в грудной клетке" (среднее, реберное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается 2 мя руками в нижней части ребер.

Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям, слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6 – 10 раз.

6. "Воздушный шар поднимается вверх" (верхнее дыхание)

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным плавным поднятием и опусканием

ключиц и плечей. Повторить 4 – 8 раз.

7. "Ветер" (очистительное, полное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

Задерживать дыхание на 3 – 4 секунды.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми

выдохами. Повторить 3 – 4 раза.

Примечание: Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому

рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. "Радуга, обними меня"

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. – стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3 – 4 секунды.

9. "Дышим тихо, спокойно и плавно" – повторить упражнение 3 – 5 раз

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 2

Цель данного комплекса: Укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. "Подыши одной ноздрей"

Повторить упражнение "Подыши одной ноздрей" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

2. "Ёжик"

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как "ёжик"), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4 – 8 раз.

3. "Губы "трубкой""

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

Губы сложить "трубкой", резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

Паузу в течение 2 - 3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4 – 6 раз.

4. "Ушки"

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо- влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4 – 5 раз.

5. "Пускаем мыльные пузыри"

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, не напрягая мышцы носоглотки.

Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

Не опуская головы сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3 – 5 раз.

6. "Язык "трубкой""

Губы сложены "трубкой", как при произношении звука "О". Язык высунуть и тоже сложить "трубкой".

Медленно втягивая воздух через "трубку" языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3 – 5 сек

Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4 – 8 раз.

7. "Насос"

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные как при накачивании шин насосом (5 – 7 пружинистых наклонов и вдохов).

Выдох произвольный. Повторить 3 – 6 раз.

Примечание: При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение: Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад ("большой маятник"), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3 – 5 раз.

8. "Дышим тихо, спокойно и плавно"

Повторить упражнение из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 3

1. "Ветер на планете"

Повторить упражнение "Насос" из комплекса № 2.

2. "Планета "Сат - Нам" – отзовись!" (йоговское дыхание)

Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как "стрела". После слов "Планета, отзовись!" дети начинают петь "Сат - Нам". Повторить 3 – 5 раз

Примечание: "Сат" произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. "Нам" произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох "Сат" – пауза – вдох "Нам".

С произнесением "сат" напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; "нам" – всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того, как дети 8 – 10 раз произнесут "Сат - Нам", взрослый говорит: "Позывные принял!"

3. "На планете дышится тихо, спокойно и плавно"

Повторить упражнение "Дышим тихо, спокойно и плавно" из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой, с целью расслабления мышечного тонуса.

4. "Инопланетяне"

Цель: та же, что и в упражнениях "Дышим тихо, спокойно и плавно", "Планета, "Сат - Нам", отзовись!". Разница в выполнении напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п. – 3 – 4 раза из положения, лежа на спине, 3 – 4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: "Инопланетяне просыпаются, напрягаются и т.д."

Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.

Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: "Я сильный (ая)!"

Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 4

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 5

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 6

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 7

Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз

Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.

Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.

Читайте также: