Два соседа азербайджанская народная сказка краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Про двух соседей

Старик из нашего села
Пришёл во двор к соседу.
— Сосед, не дашь ли мне осла?
На рынок я поеду.

— Осла сегодня дома нет.
С утра ушел куда-то! —
Соседу бедному в ответ
Сказал сосед богатый.

Пока беседа эта шла,
Из ближнего сарая
Донёсся громкий крик осла,
Дрожа и замирая.

— Ты мне солгал, — сказал старик. —
Осёл твой нынче дома.
Я из сарая слышу крик,
Тебе и мне знакомый!

Но отвечал богач: — К чему
Мне лгать и лицемерить!
Ослу ты веришь моему,
А мне не хочешь верить?

Бедняк ушёл от богача
И видит по дороге:
Стоит в овраге у ключа
Барашек тонконогий.

Томясь от жажды в жаркий день,
Отбился он от стада
И забежал туда, где тень,
И зелень, и прохлада.

Старик поймал его, связал,
Взвалил к себе на плечи
И по крутым уступам скал
Принёс в свой хлев овечий.

Сосед-богач к нему пришёл:
— Отдай-ка мне барашка.
Ты, говорят, его нашёл
В кустах, на дне овражка.

— Здесь твоего барана нет,
Ищи его по следу! —
Сосед-бедняк сказал в ответ
Богатому соседу.

Богач хотел идти домой,
Но чуть за дверь он вышел,
Как вдруг за тонкою стеной
Бараний крик услышал…

— Я обнаружил твой обман, —
Сказал он, полон гнева, —
Я слышу, блеет мой баран
За изгородью хлева!

В ответ бедняк захлопнул дверь:
— Божиться я не стану.
Но ты соседу больше верь,
Чем глупому барану!

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Ахлиман Ахундов - Азербайджанские сказки

Ахлиман Ахундов - Азербайджанские сказки краткое содержание

В азербайджанских народных сказках живут храбрые девы — воительницы, страшные ифриты и прекрасные пери. Там в роскошных садах растут диковинные цветы и деревья, а фонтаны даруют прохладу усталому путнику. Богатыри охотятся в горах и извилистых ущельях, в которых скрываются от людских глаз злые и добрые дивы. Жестокие дервиши (странствующие монахи, владеющие тайными знаниями и колдовством) всячески вредят главным героям. Но Добро, как и положено, торжествует над злом. Сюжетные линии перекликаются с таджикскими, русскими и арабскими народными сказками.

Азербайджанские сказки - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Рисунки художника М. Власова

Оформление художника Н. Власовой

Составитель Ахлиман Ахундов

Редактор Олег Эрберг

Сказка — древнейший жанр фольклора. В широких эпических полотнах она воскрешает общественно-экономическую жизнь людей, их быт, мышление и чаяния.

В азербайджанских сказках нашло художественное отображение героическое прошлое азербайджанского народа, его борьба против своих и иноземных поработителей. В сказках запечатлены картины природы Азербайджана, его высокие величественные горы, зеленые пастбища, цветущие сады, его живительные источники.

Азербайджанские сказки отличаются разнообразием тем и содержания, богатым художественным языком.

Сказки из мира животных в азербайджанском фольклоре сравнительно немногочисленны. По действующим в них лицам они подразделяются на две основные группы: сказки, весь персонаж которых состоит из животных, и сказки, в которых участвуют люди и животные. Эти сказки в большинстве своем весьма кратки, нравоучительны и остроумны. В них, как и в баснях, под животными подразумеваются люди. Излюбленный прием таких сказок — противопоставление двух аллегорических образов: лисы — волку, шакала — петуху, медведя — льву и т. д.

Сказки о животных отличаются от прочих сказок и по своему стилю. Здесь значительное место отведено диалогам, которые часто даются стихами или рифмованными фразами.

Наиболее популярными масками животных являются хитрая лиса, злой волк, глупый медведь, змея и петух. Но самая распространенная маска — лиса. Она показана хитрой; однако зачастую это положительный образ, т. е. хитрость лисы бывает направлена не во вред, а на пользу человеку.

Большинство аллегорических сказок из жизни животных в настоящее время считается детскими. Сказки эти обычно рассказывают детям взрослые; нередко их рассказывают и сами дети.

Многие сказки отображают страдания народа под гнетом деспотов — шахов, феодалов, царедворцев, В этих фантастических сказках народ рисует своих заклятых врагов в виде злых сил: дивов, ифритов, драконов и т. д., показывает их жестокими и глупыми. О тяжелом положении крестьян и их бесправии говорится здесь с большой реалистической правдивостью.

Шахи, везиры, купцы путем угнетения и эксплуатации народа стараются накопить побольше богатств, а герой борется против эксплуататоров, отстаивая интересы народа, и побеждает в этой борьбе — таков лейтмотив большинства фантастических сказок.

За чудесными событиями в таких сказках нетрудно видеть насыщенную борьбой реальную жизнь далекого прошлого азербайджанского народа.

Говоря о связи сказок с реальной жизнью, Максим Горький утверждает:

Расширяя и поясняя свою мысль, Горький далее говорит:

Силы, действующие в азербайджанских сказках, можно подразделить на две основные группы: дружественные, помогающие герою, и силы, враждебные ему.

Представители трудового народа, противостоящие гнету и эксплуатации, во всех своих действиях и борьбе опираются на широкие народные массы.

Образы героев сказок — батраков, пастухов, богатырей — выходцев из народа — как по своему идейному, так и художественному изображению принадлежат к наиболее полнокровным, насыщенным и интересным образам.

Народ всегда помогает герою, предупреждает и выручает его из беды. Таким образом, в сказках борьба героя против, гнета и несправедливости изображается не в виде борьбы индивидуальной, а в виде борьбы общенародной.

Народный герой непобедим. Ему чужды трусость, беспомощность, низкопоклонство перед врагом, Он оптимист. Ни семиглавые дивы, способные взвалить на свои плечи горы, ни драконы, которые изрыгают пламя, ни таинственные силы, сеющие с небес огонь, не могут устрашить героя. Народный герой, преодолевая все трудности и препятствия, разрушает неприступные замки, рассеивает волшебные чары и мстит жестоким деспотам, угнетающим народ.

Микропересказ : Богач попытался помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не вышло. Наконец богач обратился к мудрецу и узнал, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.


В одном селе жили два соседа — Иван Богатый и Иван Бедный. Иван Богатый был филантропом, ценностей не производил, но размышлял о справедливом распределении богатств. Ивану Бедному думать о распределении богатств было некогда, вместо этого он производил ценности.

По праздникам соседи садились на лавочку и беседовали. Иван Богатый не понимал, почему сосед работает весь день, но остаётся бедным.

— Чудно на свете деется, — молвит он, — который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит — у того и в будни щи с убоиной.

Если бы Иван Бедный в поле не вышел, то и хлеба не было бы. Понимая это, Иван Богатый присылал соседу к празднику мяса для щей.

У самого Ивана Богатого денег только прибывало. Если он отдавал нищим половину своего состояния, то вскоре оно увеличивалось на три четверти. Между разговорами Иван Богатый думал, как сделать, чтобы Иван Бедный каждый день щи с мясом ел. Много раз он давал соседу лёгкую работу, за которую щедро платил, но богаче от этого Иван Бедный не становился.

Не выдержал Иван Богатый такой несправед­ливости, отправился к Набольшему и попросил сравнять их с Иваном Бедным в правах, налогах и повинностях. Набольший похвалил Ивана Богатого за то, что они с бедным соседом в дружбе живут, и выполнил его просьбу.

Два года Иван Бедный, его жена и подросшие дети трудились с утра до ночи, но стали ещё беднее. Теперь даже по праздникам у них были только постные щи.

Вернувшись, Иван Богатый увидел бедность соседа, огорчился и подумал, что тот в кабак ходить начал, однако Иван Бедный легко доказал, что у него даже на соль не всегда деньги есть.

Это был коренной, задавленный русский мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все своё право на жизнь, но по какому-то горькому недоразумению осуществлял его лишь в самой недостаточной степени.

Ивану Богатому мудрец объяснил, что существует некий план, по которому Иван Бедный должен жить в бедности. Живёт он на распутье, поэтому богатство течёт мимо, не задерживаясь. А Иван Богатый живёт в месте, куда ручьи богатства стекаются и застревают, поэтому у него дом — полная чаша. И как бы соседи ни пытались, ничего они не изменят, пока всё это в плане значится.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято ​издание сказки из собрания сочинений в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Азербайджанские сказки

Азербайджанские Народные Сказки

Азербайджанская нар.сказка

ДК "Ровесник" г. Клинцы - Акция "Добрая сказка на ночь" Азербайджанская сказка "Лев и Лис"

Вячеслав Дугин, Юрий Волынцев, Гарен Жуковская, Ни

Читайте также: