Дунай былина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Дунай Иванович (Дунай-богатырь) — один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович - персонаж трагический.

Содержание

Былинные сюжеты, главным героем которых является Дунай Иванович

По данным С.А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Дунай Иванович является главным героем трёх из них (№№ 22-24 по составленному Азбелевым указателю [1] ).

22. Дунай Иванович и королевна

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Последний сюжет относится к самым популярным в былинном эпосе: Азбелев выделяет десять его разновидностей (24А-24К); число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками.

Судьба Дуная Ивановича в былинах

Богатырь Дунай Иванович в наше время практически полностью забыт, а ведь ещё сто лет назад былины о нём были очень популярны – известно более ста записей былин о Дунае в разных уголках нашей родины. Его популярность в том, что история о нём – это настоящая рыцарская повесть, очень близкая западноевропейским рыцарским романам. И причиной тому – любовь Дуная к Настасье, приведшая к трагедии.

Дунай Иванович в Польском королевстве

Богатырь Дунай Иванович – русский витязь, но успевший пожить и повоевать по белому свету. Двенадцать лет он жил при дворе Ляховинского (Польского) короля, был и портомойником, и ключником, и придверником, и стольником - в разных былинах по-разному описывают его польские должности, но всегда они – низкие, характерные для холопа или слуги. Там же, играя на гуслях, он завоевал сердце королевны Настасьи, и молодые люди полюбили друг друга. Во время одного из пиров Дунай хвастается любовью с Настасьей, и тогда его хватают и отдают палачам. Королевна выкупает его, снабжает одеждой и конём тайно спроваживает в Киев.

Бой Дуная с Добрыней

Суд Дуная и приговор

Освобождение Дуная

Прошло некоторое время. И собрал князь Владимир Красно Солнышко пир. На пиру он объявил во всеуслышание, что хочет жениться и просит кого-нибудь найти ему невесту. Тут поднялся Добрыня и напомнил князю о Дунае, которые изъездил много стран и потому знает наверняка, где есть невеста. Отправил Владимир Красно Солнышко Добрыню за Дунаем, и вывел тот богатыря из погреба. Князь на пиру предложил Дунаю место возле себя или где тот пожелает, и сел Дунай на почётное место возле князя. Тут и задал Владимир интересующий его вопрос. Дунай рассказал, что у Ляховинского короля есть дочь на выданье по имени Апраксия, которая очень хороша собой. Тогда попросил князь Дуная съездить к королю Польши и привезти ему королевну. Согласился Дунай и взял с собой побратимов – Илью Муромца и Добрыню Никитича.

Сватовство королевны Польши

В Польше король признаёт своего бывшего слугу, и хочет узнать, для чего он явился. Дунай рассказывает поляку о предложении русского князя. Не понравилось это польскому королю, и он ответил отказом. Тогда стукнул Дунай по столу и бросился на короля. А Илья с Добрыней, схватив скамейку и тележную ось, начали биться с королевской гвардией. Русские богатыри побили многих ляховинских рыцарей. Видя такое дело, король обратился к своей дочери, чтобы та собиралась замуж. Апраксия, узнав Дуная, не хочет с ним ехать. Ей не нравится, что Владимир прислал не боярина или богатыря, а прислал холопа. Но король непреклонен, и он отдает Апраксию русским богатырям, идя на примирение. Однако богатыри не согласны на мир, говоря, что раз по приезду он не чествовал их, то по отъезду уже не употчует.

Бой Дуная с Настасьей

Смерть Настасья и Дуная

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 5 января 2020 г.

Былина "Бой Добрыни с Дунаем"

Жанр: богатырская былина

Главные герои сказки "Бой Добрыни с Дунаем" и их характеристика

  1. Добрыня Никитич. Могучий и горячий богатырь. Любитель выпить.
  2. Дунай Иванович. Сильный богатырь. Любит угрозы писать.
  3. Илья Муромец. Старый казак. Справедливый и честный.
  1. Поездка Добрыни
  2. Шатер в поле
  3. Угрозы в письме
  4. Пьянство
  5. Разгром
  6. Сон Добрыни
  7. Возвращение Дуная
  8. Гнев Дуная
  9. Битва богатырей
  10. Илья Муромец и его суд
  11. Суд князя Владимира
  1. Увидел Добрыня в поле шатер, а рядом письмо с угрозами.
  2. Напился Добрыня, все порушил и спать лег.
  3. Вернулся Дунай, рассердился, и на бой Добрыню вызвал.
  4. Три дня богатыри бились, никто победить не мог.
  5. Приехал Илья Муромец, выслушал обоих, и в Киев к князю отвез.
  6. Выслушал князь богатырей, пожурил Добрыню, посадил Дуная в погреб.

Чему учит сказка "Бой Добрыни с Дунаем"
Былина учит воздержанности в речах и поступках. Учит тому, что слово может ранить сильнее оружия. Учит отстаивать свою честь. Учит смелости, мужеству, решительности. Учит справедливости.

Отзыв на сказку "Бой Добрыни с Дунаем"
Мне понравилась эта былина. Она даже слегка меня насмешила. Добрыня в ней слишком горяч и невоздержан, Дунай слишком самоуверен. Каждый из богатырей по-своему прав и каждый виноват. Но князь решил, что вина Дуная больше, ведь он подстрекал Добрыню на буйство. Справедливо ли это решение, не знаю, но наказание Дунаю мне показалось излишне суровым.

Пословицы к сказке "Бой Добрыни с Дунаем"
Богатырская рука один раз бьет.
Богатыря узнаешь на поле брани.
Что написано пером, не вырубишь топором.
От слова спасение, и от слова погибель.
Слово пуще стрелы разит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Бой Добрыни с Дунаем"
Ездил Добрыня Никитич по чистому полю, искал себе противника. Увидал в поле шатер стоит, а рядом надпись сделана. И написано там, что кто в шатер войдет, тот погибнет.
Увидел Добрыня рядом бочку с вином и чарочку серебряную на полтора ведра. Выпил Добрыня три чарки, помутилось у него в голове. Порвал Добрыня шатер, разломал бочку, выкинул чарочку. Только кровать в шатре не тронул, а спать завалился.
Три дня проспал Добрыня. Едет тут богатырь Дунай Иванович. Увидел разгром, что Добрыня учудил, хотел было сразу сонного саблей зарубить. Но подумал, что в том мало будет чести богатырской и разбудил Добрыню. Стал Добрыню к ответу призывать. а Добрыня отвечает, что не писал бы Дунай оскорбительных слов, ничего бы не было.
И стали тогда богатыри биться. Палицы сломали, сабли затупили, копья расщепили, слезли с коней, бороться начали. Три дня борются, никто победить не может.
Проезжал мимо Илья Муромец с Алешей Поповичем. Услышал Илья шум битвы, решил взглянуть, кто с кем борется. Если русские - поговорить, если неверные - мимо проехать, если русский с неверным - подсобить.
Увидели богатыри Илью, приободрились. Каждый Илью знал и на помощь его рассчитывал. Стал Илья расспрашивать богатырей, что не поделили они в чистом поле. Рассказал Дунай, как Добрыня его шатер порвал. И осудил Илья Добрыню. Рассказал Добрыня, как Дунай письма с угрозами писал, и осудил Илья Дуная за это.
Повез Илья богатырей к князю Владимиру. Выслушал князь обе стороны. Пожурил Добрыню за горячность, а Дуная в погреб посадил на пятнадцать суток.

Дунай Иванович – богатырь киевского цикла. Он гулял по разным землям, служил у ляховинского короля в разных службах 9 или 12 лет. В былинах о нем рассказывается, как Дунай Иванович ездил добывать для князя Владимира в жены Опраксу королевну, дочь короля хороброй Литвы. На возвратном пути в Киев Дунай Иванович встречает богатыря, оказывающегося второй дочерью литовского короля, паленицей Настасьей Королевишной. Дунай Иванович бьется с паленицей, побеждает ее и решает взять ее себе женою. На свадебном пиру в Киеве Дунай Иванович расхвастался. Молодая жена говорит, что есть в Киеве богатыри удалее его, да и сама она стреляет лучше его. Дунай Иванович ведет ее в поле, чтобы испытать меткость стрельбы. Настасья одерживает верх в состязании с мужем, и разгневанный Дунай направляет стрелу ей в грудь. Умирая, она заявляет, что беременна чудным ребенком. Дунай Иванович убеждается в этом и закалывается над трупом жены. От его крови протекла Дунай-река, от ее крови – Настасья-река.

В дополнение можно заметить, что былины о Дунай Ивановиче еще не были предметом обстоятельного разбора. Увлекаясь именем славянской реки Дунай, сторонники стародавности эпических сюжетов видят в богатыре древнее олицетворение реки или перешедший в былину праславянский миф. Но возможна другая точка зрения. Имя Дунай как личное было в старину широко распространено. Это имя принадлежит в летописи выдающемуся воеводе владимир-волынского князя Владимира Васильковича. Дунай ведет дружину Владимира против ляхов, Дунай посылается Владимиром собрать союзников литовцев, Дуная просит себе в спутники брат Владимира, Кондрат, чтобы воспользоваться для личных целей авторитетом могущественного князя Владимиро-Волынского.

Сам князь Владимир в отзывах летописца является идеалом князя и по внешности, и по душевным свойствам. Нужно думать, что личность князя Владимира Васильковича, пользовавшегося при жизни широкой популярностью, поминалась и в песнях вместе с близкими к нему воеводами, в числе которых видное место принадлежало Дунаю. Имя последнего вместе с именем его князя могло сохраниться в былинах, причем Владимир Василькович слился с эпическим бессменным князем Владимиром. Аналогией этому может служить имя Ставра. Исторический новгородский сотский Ставр был посажен в тюрьму Владимиром Мономахом; в былинах Ставра сажает в погреб Владимир Красное Солнышко.

Связь эпического Дуная с историческим воеводой подкрепляется тем, что былинный Дунай, как и исторический, имеет дело с ляховинским или литовским королем. В дальнейшем развитии эпоса, когда исторические черты сменяются сказочными, к имени Дунай мог прикрепиться дошедший до нас былинный сюжет, подобно тому, как к имени исторического Добрыни прикрепилась восточная сказка. Совпадение имени Дунай с именем реки Дунай могло повести к прибавлению к концу былины той черты, что от крови Дуная потекла Дунай-река, как от крови Настасьи (несуществующая) Настасья-река (ср. варианты, где то же рассказывается. о Доне Ивановиче и его жене Непре – Днепре). Тем же совпадением имен объясняется былинный эпитет богатыря Дуная: "тихий", совершенно не соответствующий его характеру: он вспыльчив, гневлив и зверски убивает жену.

Дунай Иванович принадлежит к числу богатырей сватов; по Ягичу, он представляет персонификацию реки Дунай, как это доказывает постоянно сопровождающий его в былине эпитет "тихий". Миллер видит в нем также олицетворение реки, но не теперешнего Дуная, а реки вообще; он полагает, что слово Дунай было первоначально нарицательным. Река эта не была земной, а небесной, она была вообще вместилищем воды, туч, поэтому богатырь, собственно говоря, мифическое существо, персонификация тучи. Уже одно сватовство Дуная, по Миллеру, указывает на мифический характер богатыря. Бытовая сторона былины отличается от всех других былин древностью общего колорита: нравы здесь еще не смягчены оседлостью и земледелием.

С другой стороны, в Ипатьевской летописи под 1281 и 1287 годами попадается упоминание о воеводе князя Владимира Васильковича Дунае. Аксаков в Дунае видит исключительно дружинника: "не похож Дунай на других богатырей; очевидно пришлец из других стран, буйный духом, он отличается какою-то особенною горделивою осанкою". Женитьба Дуная на Настасье напоминает сватовство Сигурда к Брунгильде. По Стасову, в былине о Дунае сохранился космический стихийный миф, и в этом он согласен с Миллером. Расходится же он с ним тем, что не видит в Дунае унаследованного русскими от арийских предков воспоминания о мифическом существе, а просто тип, заимствованный из мифологических азиатских сказаний. Так, он сближает Дуная с Сомой, богом луны, героем одного рассказа в Харивансе, с Бгригу из Махабхараты, с Брахманом Сактидева из сборника Сомадева; таким образом, отечеством Дуная, по мнению Стасова, должна быть признана Индия.

Бой Дуная Ивановича и Добрыни Никитича

Читайте также: