Духовно нравственные ценности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Во все века люди высок о ценили ду ховно - нравственную воспитанност ь.

Глубокие со циально - экономические п реобразова ния, проис ходящие в

современном обще стве, заставляют нас размышлять о будущем Р оссии, о ее

молодежи. В насто ящее врем я смяты нр авственные о риентиры, подрастаю щее

поколение мо жно обвинять в без духовности, безверии, агр ессивност и. Поэтому

актуальность про блемы воспита ния младших шк ольников с вязана, по к райней

Во - первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованн ых,

высоко нравствен ных людей, о бладающих не только зн аниями, н о и

Во - вторых, в современном м ире маленьк ий человек живет и развивает ся,

окруженный м ножеством разн ообразны х источников с ильного возд ействия на

него как поз итивного, так и негативн ого характе ра, которые (источники)

ежедневно обру шиваются на неокрепш ий интелл ект и чувства реб енка, на еще

В - третьих, само по себе об разование не га рантиру ет высокого у ровня

духовно - нравствен ной восп итанности, и бо воспита нность - это кач ество

личности, определя ющее в повсед невном пове дении челове ка его отноше ние к

другим людям на основе у важения и доброжелатель ности к кажд ому человеку . К.

Д. Ушинский писал: «Вл ияние нравственн ое составляет главную з адачу

В - четвертых, вооружение нравс твенными зна ниями важн о и потому , что

они не только информиру ют младшего школьн ика о но рмах поведен ия,

утверждаемых в с овреме нном обществе, но и дают п редставления о последств иях

нарушения но рм или послед ствиях данног о поступка для окружающих людей.

Перед обще образовател ьной школой ст авится задач а подготовки ответствен ного

гражданина, с пособного сам остоятель но оценивать происх одящее и стро ить

свою деятельность в соответствии с интерес ами окру жающих его люде й.

Решение этой за дачи связано с ф ормирован ием устойчив ых духов но -

Решение главных з адач обу чения должно обе спечивать формирова ние

личностного отношения к о кружающим , овладение эт ическими, эстет ическими и

Проблема ду ховно - нравственн ого образова ния сегодня ст оит в нашем

обществе как н икогда остр о. Причин тому достаточно мн ого и одна из них -

абсолютная де илогизация о бщества, лик видация инст итута воспита ния. Отказ от

истории свое й родины. Ти ражиру емые на всю страну средства массов ой

информации веду т разру шительну ю антидуховну ю пропаганду , становятся

причиной сн ижения крит ериев нравственности и д аже угрожают

Всё больше и больше людей при ходят к понима нию того, чт о для ду ховного

возрождения общества недостат очно толь ко знаний, дава емых тра диционным

образованием. Н равственн ые импул ьсы нельзя рационально усвоить пос редством

чисто научного образования, никакая с умма нау к сама по себе н е в состояни и

Для решен ия данной пр облемы у чителю требуется не тольк о знание

предметов началь ных классов и методика их преп одавани я, но и у мение

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравстве нность – это «правил а,

определяющ ие поведение, ду ховные и д ушевные качеств а, необход имые человеку в

обществе, а так ж е выполнен ие этих правил, проявляющихс я в его пове дении,

По мнению В.А.Сухомлинск ого, « восп итание – это постепенн ое обогащение

ребёнка знаниям и, умениям и, опытом, это развити е ума и форм ирование от ношения

к добру и злу , подготовка к бо рьбе против всего, что и дёт вразрез с принятыми в

По определению В.А.Су хомлинск ого, суть процесса м оральног о воспита ния

состоит в том, что моральные и деи становятся достоянием к аждого воспит анника и

Основным содержанием н равственного в оспитания В .А.Су хомлинский считал

формирование та ких качеств л ичности, как: идейность, гуманизм,

гражданственность, ответстве нность, тру долюбие, благ ородство, у мение управлять

Писатель и педагог С.А.Солов ейчик пишет : «Воспита ние – это обучение

нравственной ж изни, т.е. обу чение нра вственным сре дствам. Воспит ывая дете й, мы

учим их добиватьс я своих целей за св ой счёт, поль зуясь лишь нравственными

Нравственность указывает н ижнюю границу возможных для человека

действий и посту пков; через т ребован ия нравственн ости пересту пить невозм ожно.

Нравственность – г раница дозв оляемого совестью. А верхней гра ницы нет, вве рх –

духовность, а о на бесконеч на. У чел овека любые в ыборы, кром е тех, кот орые

Будет нравственное воспита ние – ребёнок в оспримет прав ила кул ьтурного

поведения из сре ды, его окру жающей. Бу дет нравственнос ть, почти наве рняка

будет и духовн ость; не бу дет нравстве нности – не бу дет ничего, никак ого

Важнейшей цель ю современн ого отечес твенного образова ния и одн ой из

приоритетны х задач общества и госу дарства является воспитание, со циально

педагогическая п оддержка становлен ия и развити я высоконрав ственного,

ответственног о, творческого, и нициативного, к омпетентн ого граждан ина России.

В сфере личностн ого развити я воспитан ие обучающихся д олжно о беспечить:

готовность и с пособность к духовному развитию, нравстве нному

самосовершенств ованию, сам ооценке, пониманию см ысла с воей жизни,

готовность и с пособность к реализации творческог о потенциала в духовной и

предметно п родуктивной деятель ности, социальной и п рофессиональ ной

мобильности на основе моральн ых норм, непрерывного образования и

укрепление н равственност и, основанно й на свободе, воле и ду ховных

отечественных т радиция х, внутренней у становке ли чности поступать согласно

формирование м орали как осознанной л ичностью н еобходимост и определён ного

поведения, ос нованного н а принятых в обществе п редставлени ях о добре и

развитие совест и как нравствен ного сам осознания лич ности, спосо бности

формулировать с обственн ые нравствен ные обязат ельства, осу ществлять

нравственный сам оконтроль, требовать от себ я выпол нения моральны х норм, давать

нравственну ю самооценку св оим и чу жим поступкам;

принятие лич ностью базов ых национал ьных ценносте й, националь ных духовн ых

готовность и с пособность в ыражать и отстаивать св ою обще ственную позиц ию,

критически оце нивать собстве нные нам ерения, мысл и и посту пки;

способность к с амостоятельн ым поступкам и де йствиям, с овершаемым на основ е

морального в ыбора, прин ятию ответств енности за и х результаты,

целеустремлен ность и настойчив ость в достиже нии резу льтата;

трудолюбие, бе режливость, ж изненный оптимизм, способность к преодолению

осознание ценност и дру гих людей, цен ности челове ческой жизни, нет ерпимость к

действиям и влия ниям, предст авляющим у грозу жизни, физическому и

нравственному здоровью, духов ной без опасност и личности , умение им

свободолюбие как способность к сознатель ному личностн ому, професси ональному ,

гражданскому и иному самоопределени ю и развитию в соч етании с м оральной

ответственностью личности пере д семьёй, о бществом, Р оссией, бу дущими

укрепление вер ы в Росс ию, чу вства личной ответств енности за Отечество пер ед

В сфере общественных от ношений ду ховно - нравственное р азвитие и

осознание себя гр ажданином Р оссии на основе прин ятия общих националь ных

готовность граж дан солида рно противос тоять внешним и вн утренним в ызовам;

развитость чу вства патриотизм а и граждан ской солида рности;

заботу о благос остоянии м ногонаци онального нар ода Российско й Федерации,

осознание безу словной ценност и семьи как пе рвоосновы нашей пр инадлежност и к

многонациональ ному народу Российской Феде рации, Отече ству ;

понимание и п оддержание так их нравст венных у стоев семьи, как люб овь,

взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,

бережное от ношение к жиз ни человека, забота о продолж ении ро да;

законопослу шность и сознательн о подде рживаемый г ражданами п равопорядо к;

духовную , культу рную и социальну ю преемстве нность поко лений .

В сфере государственных от ношени й духовно - нравственное развитие и

воспитание о бучающихся долж но соде йствовать: формированию м отивации к

активному и ответст венному участию в обществе нной жиз ни, форм ировании власти

укреплению и сов ершенствован ию демократ ического федер ативного прав ового

повышению доверия к госу дарствен ным институ там со стороны г раждан и

повышению эф фективности у силий государства, направле нных на м одернизаци ю

Обеспечение ду ховно нравственного развития и в оспитания личности

гражданина Р оссии является клю чевой з адачей совреме нной госу дарственной

политики Р оссийской Феде рации. За конопослушность, правоп орядок, дов ерие,

развитие экон омики и со циальной сфе ры, качество т руда и обществе нных

отношений — всё эт о непосредств енно зависит от принятия гражданин ом России

общенациональ ных и общеч еловечески х ценностей и сле довани я им в личной и

установлено, чт о «основные о бщеобразовател ьные програм мы началь ного общ его,

основного общего и сре днего (пол ного) общего образова ния обеспе чивают

реализацию фе деральног о государственного о бразовательног о стандарт а с учётом

типа и вида об разовательного у чрежден ия, образователь ных потреб ностей и

запросов обу чающихся, восп итанников и включают в себ я учебный пла н, рабоч ие

программы у чебных ку рсов, предметов, дисциплин (м одул ей) и други е матери алы,

обеспечивающие духовно н равственное развитие, вос питание и каче ство подг отовки

обучающихся явля ется пе рвостепенной задачей совр еменной о бразовательно й

системы и предс тавляет собой в ажный компонент со циального зак аза для

образования. С одержание ду ховно нрав ственного разв ития и в оспитания л ичности

определяется в соответствии с базовыми на циональными ценност ями и прио бретает

определённый характер и направлен ие в зависим ости о т т ого, какие цен ности

общество раз деляет, как орга низована и х передача от п околени я к поколению.

Духовно нравстве нное развит ие и воспи тание личност и в целом являетс я сложным,

многоплановым п роцессом. Он о неотде лимо от жизни человека во все й её полноте и

противоречиво сти, от семьи, общества, кул ьтуры, человечества в целом, от стр аны

проживания и куль турно историческ ой эпохи, форми рующей о браз жизни народа и

Сфера педагог ической ответственност и в этом п роцессе определяется

следующими поло жениями: у силия общества и г осударства направлены с егодня на

воспитание у детей и молодежи а ктивно й гражданской п озиции, чу вства

ответственност и за свою стр ану; общее образ ование, вы страивающее парт нёрские

отношения с д ругими институ тами социализац ии, является основным институ том

педагогическог о воздействия на ду ховно нравственн ое развитие л ичности

гражданина Р оссии. П ри этом основ ным су бъектом, реализ ующим цели ду ховно

нравственного развития и в оспитания, определяющ им непос редственные пу ти и

методы их достиже ния на основе опыта и традиций от ечественной пе дагогики,

собственного пе дагогическог о опыта, я вляется педагог ический коллектив

общеобразовател ьного учре ждения; содержан ие духовно нравственного развития и

воспитания обу чающихся, деятель ность педагогических к оллективов

общеобразовател ьных у чреждений дол жны быть сф окусир ованы на целях, на

достижение кото рых сегод ня направле ны у силия общества и госу дарства. Таки м

образом, сфера общего образования призвана обес печивать духовно н равственное

развитие и вос питание лич ности обу чающегося для ст ановления и развития ег о

гражданственн ости, прин ятия граждан ином Росс ии национа льных и

общечеловече ских ценн остей и следова ния им в личной и обществе нной жизн и.

Носителями базовых нацио нальных цен ностей являютс я различные

социальные, пр офессиональные и этно - конфесси ональные гру ппы, составляю щие

многонациональ ный народ Р оссийской Федерации. Соответ ственно ду ховно -

нравственное разв итие граждани на России в рамках общего образова ния

осуществляется в педагогически о ргани зованном процес се осозна нного восп риятия

куль туры своего народа, к омпоне нтом которо й я вляется система це нностей,

соответству ющая традицио нной россий ской религии ;

Духовно нравственное развит ие и воспита ние личност и начинается в семье.

Ценности семе йной жизни, у сваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют

непреходящее зн ачение для чел овека в л юбом возрасте. Взаимоот ношения в се мье

проециру ются на отношен ия в обществе и составляют основу гражданского

поведения челов ека. Следу ющая сту пень развития граж данина России — это

осознанное принятие личностью тра диций, цен ностей, ос обых форм ку льтурно

исторической, со циально й и духовн ой жизни его р одного с ела, города, ра йона,

области, края, республики. Че рез семью, родственн иков, друзей, п риродну ю среду и

социальное ок ружение нап олняются ко нкретным содержанием так ие понятия, как

Более высоко й ступенью ду ховно нравс твенного развити я гражда нина Росс ии

является принятие кул ьтуры и духовн ых традиций м ногона циона льного народа

Российску ю идентичность и ку льту ру можно сравнить с о стволом м огучего

дерева, корни к оторого образу ют кул ьтуры многонаци онального на рода России.

Важным этапом развития гра жданского самосознания явл яется у коренённость в

этнокульту рных традици ях, к которым человек при надлежит п о факту своег о

происхождени я и началь ной социализа ции. Сту пень российской гр ажданской

идентичност и — это высшая сту пень процес са духовно нравственного развити я

личности росс иянина, его гражданск ого, патриотического воспит ания. Россиян ином

становится челов ек, осваивающ ий кул ьтурные богатств а своей стра ны и

многонациональ ного народа Р оссийско й Федераци и, осозн ающий их з начимос ть,

особенности, единство и с олидарность в су дьбе России. Ва жным свойств ом д уховно

нравственного развития гра жданина Р оссии являетс я открытость ми ру,

диалогичность с другими националь ными кул ьтурами. Программ ы духовно

нравственного развития и в оспитания школьников, раз рабатываем ые и реал изу емые

общеобразовател ьными у чреждениями совместно с другими су бъектами

социализации, должны обеспе чивать пол ноценную и последователь ную

идентифика цию обучающег ося с семь ёй, куль турно региона льным сообщес твом,

многонациональ ным народом Рос сийской Фе дерации, открытым для диалога с

В соответствии с Ф ГОС в школе приоритетн ым стало ду ховно – нравственное

развитие и вос питание обу чающихся, к оторому уделяется б ольшое вним ание, как на

уроках, так и в о внеу рочной деятельн ости. Особенно , развитию личност и,

раскрытию её сп особностей, ран ней профорие нтации и ду ховно - нравственному

воспитанию спо собству ет именно допо лнительное об разование в о внеурочной

деятельности, гд е ребёнок може т про явить себ я и о влад еть спо соб ами р азум ной

Перед началом учебного года у читель проду мывает систему выб ора дела по

душе. В начале у чебного год а выявляет предпочтения обуча ющихся путём

проведения а нкетирован ия детей и их родителе й. Всё это даёт возмож ность

развивать спосо бности обучающих ся в самых разных нап равлениях, п ричём дел ать

это прямо в шк оле, не обрека я ребёнка и его родителе й на поиск дополнительн ых

Сегодня в нашей гимназии в начальной школе есть все условия для духовно -

нравственного восп итания детей через дополнительное образование. Оно имеет

целый ряд направлений. Основными направле ниями среди них в моём классе можно

считать спортивн о - оздоровительн ое, краеведческое, ху дожественно - эстетическое ,

В этой работе я ис пользу ю игровые техн ологии, комму никатив ные и

Оздоровительная программа ориентирована на формирова ние у р ебёнка

признания ц енност и здо ровья, чувства ответственности за со хране н ие и укрепление

Часы здоровья тре буют творческого по дхода и могу т быть разных ви дов:

– беседы, включающие в опросы гиги ены, питан ия и закал ивания дают зна ния в

– динамические пау зы, включающие не только физ ические у пражнения, но и

музыкальные этю ды для ду ши создают спорт ивный об раз (спортивн ый стиль)

– деловые игры, игры - соревн ования, праз дники здо ровья способству ют

развитию позит ивного отн ошения детей к базовым ценностям совр еменног о

источником, д ающим возмо жность восполнить те про белы в восп итательной ра боте,

которые возн икли в после днее время. С одержание и построение п рограмм

обеспечивает п реиму щественное вним ание к изу чению св оего края, спо собству ет

воспитанию любв и к Родине, иг рает большу ю роль в экологическ ом воспитании.

Дети полу чают достаточно пол ное, цел остное пре дставление об историческ ом

прошлом нашего края. В тече ние учебн ого года мы п роводим занятия в му зеях

города Валдая, п осещаем выставки и заняти я по народн ым пром ыслам в Доме

народного тво рчества, проводим э кскурсии на предпр иятия, экску рсии по

достопримечатель ным местам, внеклассные мер оприятия и творческие к онку рсы.

Академик Лиха чёв говорил : «Если чело век равноду шен к старым у лицам – значит у

него нет любв и к своему городу. Е сли он равнодушен к па мятникам истории св оей

страны – он, как правило, равн одушен к своей стране. В не кул ьтуры су ществование

Ху дож ес тв енн о - э ст ет ич еск ое восп ита н ие я реал изу ю чере з заня тия в круж ках

осм ысл ит ь ми р вещ ей и предме т ов в повсе дне вн ой жиз ни, бу дят их фант аз ию ,

подт ал ки ва ют к а кт ивн ому т ворчес кому поиск у и сози данию .

в воспит ании обу чающ ихся. Э ти з аня тия п ровод ят ся совм ес тно с раб отник ам и

шко льной и де тск ой г оро дской биб ли оте к. Выраз и тельное чт ен ие взр ослого – это

глубины и отте нки. Выразительн ое чтение сам их детей. Это своеобразный отчет

себе самому о своем понимании текста, сп особ ность идент ифицировать себя с

героем произве дения. Ху д ожественная литература – б огатый источ н ик

переживаний, ли чного интеллекту ально - эмоци о нальног о опыта вну треннего

поведения – не толь ко способствует созданию и обогащению картины ми р а

читающего, но и п озволяет ему в процессе анализа ситу ации приобретать знан и я о

принятых в обществ е нормах поведения и о бщения, о вариантах реше ни я

нравственных за дач, переживать поним аемо е и вы р абат ы вать оценку

ситуацию, опис ы ваему ю в произведении, помогает и д ентифи ц ировать себя с гер о ем


В статье представлены направления из опыта работы учителя по формированию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

Описание разработки

Одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников духовности и культуры.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно - нравственного воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.

Духовно - нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Приоритетным направлением на пути духовно - нравственного воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры. Для решения современных проблем общества необходимо сделать акцент на следующих общечеловеческих духовно - нравственных ценностях:

  • ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно - нравственного начал;
  • ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и переживании;
  • ценность родной земли, Родины;
  • ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;
  • ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека.

Эстетическая культура — одна из под­систем духовной культуры. Её результатом является обогащение личности ребенка навы­ками и способами творческой деятельнос­ти, умением видеть прекрасное вокруг се­бя и использовать эту красоту в творчес­ком труде. Эстетическая культура влияет не только на восприятие и чувства, но и на все стороны жизнедея­тельности человека, совершенствуя его нравственность и интеллект. Нравствен­ная культура младших школьников проявляется, прежде всего, в отношении ре­бенка к миру с позиций общечеловеческих ценностей. Поэтому мы рас­сматриваем культуру нравственную и куль­туру эстетическую в неразрывной связи и придаем ей особое значение в процессе ста­новления духовной культуры личности ре­бенка.

Необходимо, чтобы нравственные ценности выступили перед вос­питанниками в ярком, увлекательном виде, чтобы уче­нику захотелось быть нравственным, чтобы нравственные движения души, поступки, правила, принципы воспри­нимались ребенком как общественно и личностно значи­мые.

В настоящее время востребован чело­век, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициа­тивный, могущий повести за собой, не боящийся ответственности, умеющий ра­ботать, умеющий находить разумное соче­тание индивидуальных и социальных пот­ребностей. Для того чтобы воспитать тако­го человека, необходимо предоставить воз­можность школьникам попробовать себя в социально значимой деятельности.

Педагог, обратившийся к ис­кусству как помощнику в воспитании детей, - это педагог, удвоивший силу своего влияния.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Мельник Людмила Николаевна

Мельник Людмила Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Таврического района Омской области

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников духовности и культуры.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно-нравственного воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.

Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры. Для решения современных проблем общества необходимо сделать акцент на следующих общечеловеческих духовно-нравственных ценностях:

ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал;

ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и переживании;

ценность родной земли, Родины;

ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;

ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека.

Эстетическая культура — одна из под­систем духовной культуры. Её результатом является обогащение личности ребенка навы­ками и способами творческой деятельнос­ти, умением видеть прекрасное вокруг се­бя и использовать эту красоту в творчес­ком труде. Эстетическая культура влияет не только на восприятие и чувства, но и на все стороны жизнедея­тельности человека, совершенствуя его нравственность и интеллект. Нравствен­ная культура младших школьников проявляется, прежде всего, в отношении ре­бенка к миру с позиций общечеловеческих ценностей. Поэтому мы рас­сматриваем культуру нравственную и куль­туру эстетическую в неразрывной связи и придаем ей особое значение в процессе ста­новления духовной культуры личности ре­бенка.

Необходимо, чтобы нравственные ценности выступили перед вос­питанниками в ярком, увлекательном виде, чтобы уче­нику захотелось быть нравственным, чтобы нравственные движения души, поступки, правила, принципы воспри­нимались ребенком как общественно и личностно значи­мые.

В настоящее время востребован чело­век, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициа­тивный, могущий повести за собой, не боящийся ответственности, умеющий ра­ботать, умеющий находить разумное соче­тание индивидуальных и социальных пот­ребностей. Для того чтобы воспитать тако­го человека, необходимо предоставить воз­можность школьникам попробовать себя в социально значимой деятельности.

Педагог, обратившийся к ис­кусству как помощнику в воспитании детей, - это педагог, удвоивший силу своего влияния.

В духовно-нравственном воспитании очень важно уважение каждой личности воспитанника. Каж­дой - вне зависимости от ее успехов, способностей, по­ложения в коллективе, своеобразия характера, возраста. Уважать в воспитаннике человека — вот прекраснейшее средство развития в нем способности уважать других людей. Педагог, не научившийся уважать и умного и недостаточно пока умного, и красивого и совсем пока не красивого, и доброго и не совсем еще пока доброго ученика, — такой педагог не достигнет высоких резуль­татов духовно-нравственного воспитания.

Активная поисково-исследова­тельская деятельность помогла детям впервые столкнуться с информацией о прошлом своей семьи. Это устный рассказ бабушки, документы, дневники членов семьи, их письма, фотографии. История каждой семьи – часть истории страны и всего нашего народа. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. С искренним интересом во многих семьях взялись за составление своих родословных. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень. Дети узнали не только, как звали их прабабушек и прадедушек, но и где они жили, кем были по профессии, в какие игры любили играть бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие колыбельные песни пела им мама в детстве, какие праздники были раньше, как они к ним готовились


Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование, в котором системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности гражданина России.

Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.

Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрезвычайно важным является вопрос формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образования.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Формирование у школьников позитивного отношения к базовым ценностям общества является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.

Таким образом, речь идет о диктуемых культурой формах поведения человека в различных ситуациях и отношениях — от поведения на уроке или перемене в школе до взаимодействия в семье, ближнем окружении.

В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание детей — мудрое ограничение, в котором ребенок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо [4].

С первых лет жизни ребенок, погружаясь в живые впечатления из окружающей жизни, знакомится с нормами поведения, а впоследствии учится строить в соответствии с ними повседневную жизнь. Недостаточно просто познакомить учащихся с нормами нравственного поведения. Ученики должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, так или иначе касается окружающих, что каждый их шаг, поступок — это испытание.

Позже, в школе, нравственное развитие приобретает еще большую системность и целенаправленность. В начальных классах ученик не только овладевает основами знаний — у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, труду, вещам и самому себе.

В результате у учащихся формируются основы личностного развития: готовность к духовному и нравственному самосовершенствованию; способность к предметно-продуктивной, творческой, социальной деятельности; трудолюбие и способность к преодолению проблем; бережное отношение к человеку, осознание ценности жизни; принятие национальных духовных традиций и культуры; происходит формирование морали, совести, мотивов к активному участию в общественной жизни; осознание себя гражданином России, жителем родного края, членом общества и семьи.

Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует не только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.

Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки.

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В моральном сознании учащихся начальной школы преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся еще на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Методы воспитания — это способы воздействия педагога на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Применительно к школьной практике можно сказать, что это способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые способствуют изменениям в уровне развития качеств личности младших школьников. В педагогической литературе описываются классические методы и приемы нравственного воспитания. Они направлены на привитие школьникам норм и правил общественной жизни.

В начальных классах часто анализируют рассказы на этические темы. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Проникая незаметно в психику, педагогическое наставление действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники податливы к нравоучениям взрослых. Педагог, опираясь на эту специфику детской психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой — либо нравственной проблемы.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Когда говорят о данном методе, подразумевают, прежде всего, образец — конкретных людей: родителей, учителей, друзей или героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, в этом случае психологической основой воздействия служит подражательность. Известно, что младшие школьники готовы подражать своему учителю во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

Перечисленные классические методы нравственного воспитания зачастую действуют в условиях достаточно мощного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Значимым же признаком сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит к эмоциональному дискомфорту, неудовлетворенности собой, если нарушаются проверенные личным опытом принципы социального существования.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и моральный выбор.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, ребенок, нравственное развитие, ценность, школьник, духовно-нравственное развитие, младший школьник, нравственный облик, Российская Федерация, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников

Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная.

Формирование нравственных качеств учащихся. нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Современная характеристика нравственной воспитанности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на духовно-нравственное развитие, становление личностных характеристик выпускника.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников.

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Духовно-нравственная парадигма в формировании.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того.

Духовно-нравственный аспект осознания младшими.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, многонациональное государство. Понятие духовно-нравственного воспитания являлось актуальной проблемой на протяжении развития всего общества.

Духовно-нравственное воспитание в начальных классах

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Духовно-нравственное воспитание в начальных классах

Ильенкова Зинаида Владленовна

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. И в связи с актуальностью выбранной мной темы объектом исследования является – процесс воспитания школьников, а предметом исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.

Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Цель работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;

- выявить методы и приемы воспитания школьников;

- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа среди родителей;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

-духовно-нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;

-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как :

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность , по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы , а именно:

- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

- обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- любящий свою семью, свой край, свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В соответствии с проблемой , целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи.

В области формирования личностной культуры

В области формирования социальной культуры

В области формирования семейной культуры

реализация творческого потециала во всех видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести)

способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

формирование основ российской гражданской идентичности;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальных классов:

Базовые нравственные ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню , где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы воспитания:

-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений(методы формирования сознания личности);

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

-методы стимулирования поведения и деятельности;

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

Читайте также: