Доронова т адаптация ребенка к доу новые подходы

Обновлено: 03.07.2024

Условия формирования опыта.

Я обратила внимание как трудно дети привыкают к детскому саду.

Момент прихода детей в дошкольную организацию — это сложный период для всех участников образовательной деятельности. Ребёнок испытывает повышенное нервное напряжение, а педагоги и родители стараются создать оптимальную среду для безболезненного перехода малыша из одних условий в другие. Адаптация детей имеет разную степень тяжести и продолжительности. Некоторым детям достаточно двух недель для того, чтобы полностью привыкнуть к детскому саду, другие переживают этот процесс долго и тяжело.

Мой опыт работы с детьми младшего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. В данном опыте предпринята попытка использовать фольклор для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Актуальность.

Тенденции развития современного общества таковы, что родители достаточно активно пользуются услугами групп раннего возраста дошкольных организаций. Практика показывает, что более 60% семей отдают детей в детские сады до достижения ими возраста двух лет.

Для ребенка детский сад является новой неизведанной территорией, изменением привычного уклада, и как следствие серьёзной психотравмирующей ситуацией. В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.

Педагогическая идея опыта заключается в использование фольклора в период адаптации малыша к детскому саду, который способствует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослыми, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Теоретическая база.

Теоретическая база педагогического опыта построена на исследованиях и представлениях всеми известных педагогов и психологов прошлого, занимавшихся проблемой адаптации и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное протекание адаптации детей раннего возраста.

А. Н. Леонтьев отмечал: каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы, следовательно, свой тип адаптации.

Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи (Л. В. Макшанцева, Е. И. Морозова, Г. Б. Степанова, С. Н. Теплюк и др.) считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. По их мнению, эффективным средством являются произведения устного народного творчества, которые способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.

По мнению З. А. Гриценко, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период адаптации и делает ее протекание более благоприятным.

Новизна данной работы заключается в:

-комбинации малых форм фольклора и элементов сказкотерапии, адаптации данных методов для работы с детьми раннего возраста;

-построении целостной системы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада посредством использования фольклора.

Практическая значимость опыта состоит в возможности использования его как целостно, так и частично, для организации сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

Технология опыта

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению я поставила перед собой задачу разработать методику по использованию произведений устного народного творчества

Сначала был подобран:

1. фольклорный материал в соответствии возраста детей;

4. подобран иллюстративный материал с фольклорными произведениями;

Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, я включаю их в различные режимные моменты.

Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, в этот момент я встречаю малыша с улыбкой на лице, присаживаясь к нему, чтобы мои глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда дети моют руки, они сопровождают свои действия потешками:

Не боимся мы воды.

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

На себя мы любовались.

Удачно подобранная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Ешь кашу сладеньку,

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

При одевании детей на прогулку проговариваю:

Мы наденем Мишке,

Мы наденем Мишке

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Процесс пробуждения детей тоже сопровождает потешками, например:

Вот проснулся петушок,

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

С кроваток поднимайтесь.

При пробуждении всей группы детей используется игровой приём с куклой.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Грибок к грибку,

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. Воспитатель с помощью потешки вызывает у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Оленька (Настенька) пойдет,

Через киску упадет!

Скачет зайка маленький,

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка.

Когда в группу приходит новый ребенок, также я использую потешку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи.

На этапе адаптации используемые мной игры, направленны на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики.

К своей работе по адаптации детей, привлекаю родителей детей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей группы проведены консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях.

Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

По серёдочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Гришка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Результативность опыта

На заключительном этапе был проведён анализ эффективности работы по созданию условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста через использование средств народного фольклора.

В качестве критериев результативности выделены следующие показатели: уровень адаптированности детей к условиям детского сада и знания, представления родителей о фольклорных формах как средствах профилактики нарушений в период адаптации.

Анализ результатов показал, что у большинства, 92% детей фиксируется высокий уровень адаптированности к условиям детского сада был. У них обычно преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, они активно контактируют с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к изменениям (незнакомый взрослый, группа сверстников, новое помещение). У 8 % детей изредка можно зафиксировать нестабильное эмоциональное состояние, когда новый раздражитель возвращает отрицательные эмоциональные реакции. Однако при поддержке взрослого данная категория детей проявляет познавательную и поведенческую активность, что свидетельствует о положительной динамике в процессе адаптированности к новой ситуации. Детей с низким уровнем адаптированности в данный период в этой группе не наблюдалось (Приложение №2)

Мнение родителей о фольклорных формах, как средствах профилактики нарушений в период адаптации изучалось с помощью анкетирования. Анализ результатов, которого позволяет говорить о том, что на момент поступления в детский сад большинство семей – 97 %, не применяли фольклорные формы с целью предотвращения детских эмоциональных трудностей. Они не обладали знаниями в этом вопросе и не имели представления об эффективности данных методов. После проведения целенаправленной работы педагогов по актуализации описываемых направлений, все родители, 100 %, однозначно оценили положительный развивающий и профилактический эффект и выразили готовность далее использовать их в воспитательном процессе в семье (Приложение № 3).

По каждому показателю фиксируется положительная динамика, что позволяет говорить об эффективности реализуемой нами системы.

Распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.

Список используемой литературы

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с. 49 - 53;

2. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

3. Давыдова, О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.

4. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Комплексное

сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.

5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С. 13-18.

6. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.

8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского

развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.

9. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, №5, 2005

10. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. 2004. N7. с. 66-77.

11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.

12. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. – С. 46-49.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Автор: Квитченко Наталья Александровна

Населенный пункт: Белгородская область, Белгородский р-н, с. Ясные Зори

Автор: Черемных Наталья Николаевна

Населенный пункт: Белгородская область, Белгородский р-н, с. Ясные Зори

Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей сократилось. Дети, начиная с раннего возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом, недостаточно бывают на воздухе в силу объективных причин, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих чад (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном).

К сожалению, стресс, которому подвергается организм малыша на данном этапе, сказывается на его здоровье. Как правило, дети начинают чаще болеть, защитные функции их организма ослабевают, и именно в этот момент очень важно поддержать малышей и создать благоприятные условия для поддержания их физического здоровья.

С целью снижения заболеваемости в период адаптации предпринимается ряд мер.

Пальчиковые игры и самомассаж.

Как было отмечено выше, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Основной целью игр в этот период становится формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем их с применением массажного оборудования и элементов су-джок терапии. Доказано, что самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие: развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Помимо традиционного массажного оборудования, мы часто используем и нетрадиционное: шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т.д.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Дело в том, что у вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох же, наоборот, успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.

Брюшное дыхание зарекомендовало себя в качестве победителя стресса. Оно уменьшает тревожность, возбуждение, гасит вспышки отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), что в конечном счете приводит к общему расслаблению организма. В данном случае мы говорим о срабатывании универсального защитного механизма, заложенного в нашей нервной системе самой природой: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.

Гимнастика для глаз.

В детском саду, как и в школе, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.

С целью профилактики снижения зрения актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности.

Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в прохладную песочную ванну, малыш испытывает массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на его общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях дошкольного учреждения песок достаточно легко заменить манной крупой.

Доподлинно известно с давних времен, что эфирные масла – сильнейшие антисептики.

Именно поэтому целесообразно их использование в ДОУ, особенно в период адаптации малышей, а также во время вспышек сезонных заболеваний. Так, эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра прекрасно стимулируют иммунную систему малышей.

Во время дневного сна можно использовать эфирное масло лаванды: его успокаивающее и антисептическое действие поможет уложить малышей спать и не переживать по поводу вирусов.

Однако эта форма работы предполагает согласие родителей и отсутствие аллергических реакций у воспитанников.

Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации. Минутки релаксации помогают снять умственное, нервное необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости (апатии).

Таким образом, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Будьте здоровы сами и воспитывайте здоровое поколение!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1.Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с.

2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание - 2006.- No 10.

4. Давыдова, О.И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. –64 с

5.Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. // Обруч. -2006.- No5.

6. Калинина, Р.Р. В гостях у Золушки / Р.Р. Калинина. – Псков: ПОИУУ, 1997 г. – 133 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 45

высшей кв. категории

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реальных социально –экономических условиях.

Период адаптации индивидуален для каждой семьи. В среднем этот период длится от 2 до 5 недель.

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям: острый (дезадаптации), подострый (адаптации), компенсации (адаптированное к определенным социальным условиям).

При лёгкой степени адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1-2 недели улучшается сон. Отношения с родителями не нарушаются, ребенок легко прощается, быстро отвлекается, интересуется другими ребятами.

При среднем уровне адаптации отрицательное поведение ребёнка более выражено и продолжительно. Сон восстанавливается только через 20-40 дней. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Наблюдается неустойчивое настроение в течение месяца, плаксивость в течение дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к родным эмоционально взволнованное (плачет при расставании и встрече).

При тяжёлой степени адаптации, ребенок плохо засыпает, сон короткий, кричит, плачет во сне, просыпается со слезами. Резко и длительно снижается аппетит, упорный отказ от еды, может открыться невротическая рвота, а также нарушение стула. Настроение безразличное, ребенок много плачет, к 60-му дню пребывания в детском саду нормализуются поведенческие реакции. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное. Отношение к детям: избегает, избегает или проявляет агрессию.

Есть дети, которые входят в новую детсадовскую среду с уверенностью в себе: они обращаются к воспитателю или помощнику воспитателя, чтобы что-то выяснить. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются.

Отношения со сверстниками также оказывают большое влияние на процесс адаптации. Одни дети избегают сверстников, плачут при приближении, другим нравится играть рядом и делиться игрушками. Не умение и не желание взаимодействовать с другими детьми усложняет период адаптации.

Часто ребенок испытывает мало положительных эмоций. Разлука с матерью сильно расстраивают его. В основном, если малыш улыбается, то это реакция на новизну (необычная игрушка, которой управляет взрослый, веселая игра). Отрицательные эмоции обязательно сменятся положительными, что свидетельствует об окончании периода адаптации. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании с родителем, и это не означает, что адаптация идет плохо. Ребёнок сильно привязан к маме и скучает. Если ребенок сразу успокаивается после ухода мамы, значит, все в порядке.

О том, что адаптация проходит хорошо, можно судить по тому, что малыш все охотнее идёт в детский сад и с удовольствием взаимодействует с воспитателем в группе.

Стрессовая ситуация влияет на познавательную активность. Она либо снижена, либо отсутствует. Иногда ребенок не интересуется игрушками и не хочет играть. Многие дети сидят отдельно, чтобы сориентироваться в окружающей среде. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает доминировать в пространстве группы, ребенок начинает задавать воспитателю вопросы познавательного плана.

Часто ребенок плохо спит, просыпается с плачем вскоре после засыпания. Беспокойный дневной и ночной сон может быть и дома. Когда ребёнок адаптируется, сон обязательно придет в норму, как дома, так и в детском саду.

Также у ребенка можно заметить снижение аппетита. Это связано с непривычной пищей, а также со стрессовыми реакциями – он просто не хочет есть. Хорошим признаком является восстановление аппетита.

Стресс приводит к тому, что сопротивляемость организма инфекциям снижается, и он может заболеть уже в первый месяц (а то и раньше) посещения детского сада.

Кому легче адаптироваться?

Как родители могут помочь?

Не меняйте распорядок дня ребенка в выходные дни. Постарайтесь, чтобы малыша окружала спокойная атмосфера дома. Родителям нужно чаще обнимать малыша и говорить ласковые слова. Дайте в сад небольшую игрушку, предварительно договорившись с воспитателем. Детям в этом возрасте очень хорошо помогает игрушка – замена маме. Держите игрушку рядом с собой, чтобы ребенок чувствовал себя намного спокойнее.

Обязательно скажите ребенку, что придет мама или папа, и уточните, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспал и поел). Малышу будет проще знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Родителям нужно обязательно выполнить свое обещание. Подумайте о своем прощальном ритуале (например, жест рукой, поцелуй). Потом уходите сразу уверенно и не оборачивайтесь. Чем дольше вы не уходите, тем больше беспокоится ваш ребенок.

Таким образом, успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.– сост. Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

4. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 100-102.

5. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

/ В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

6. Вахнина Н. Первый день в детском саду / Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С.13-18.

7. Григорьева А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. - №3. – С. 51-52.

8. Гризик Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 57-61.

9. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

10. Доронова Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Обруч.

– 2006. – №5. – С. 32-34.

11. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. С. 63- 67.


Одной из важнейших проблем при поступлении ребенка в детский сад является проблема адаптации. Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша, который вызывает у нас тревогу, так как является ответственным моментом для ребенка и его родителей. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвим ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос- масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду [3. с.7]

Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Негативный опыт адаптации к дошкольному образовательному учреждению может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и его семьи.

Анализ соответствующей учебно-методической литературы показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека о решения: имеется ряд вопросов, нуждающихся в дополнительных психологических и методических исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. [4. с.16] Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад.

Ниже приведена информация, следуя которой воспитатели совместно с родителями сделают адаптационный период более легким и безболезненным. Для этого необходимо следующее:

Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада: прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причем рассказ должен быть красочным и позитивным. Старайтесь в своем рассказе показать ребенку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок или игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременного знакомства с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.

Детей следует принимать постепенно, с небольшими перерывами, так как каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного и индивидуального подхода.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребенок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. [1. с.9]

Выяснить до приема режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребенка.

Не нарушать в первые дни, имеющиеся у ребенка привычки, менять режим и приучать к новому укладу жизни нужно постепенно.

Приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности. [2. с.14]

Нужно заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт устанавливаемый с семьей должен быть дифференцирован, т. е. должны быть определены объем и содержание работы с семьей. Например, для детей с неуравновешенным эмоциональным состоянием работа с семьей должна быть более глубокой и объемной и предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателем и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хотим отметить, что адаптация некоторых детей может протекать до двух — трех месяцев. Особенно, если ребенок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Все дети разные и к каждому нужен свой подход. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду — это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной деятельности педагога — психолога, воспитателей и родителей. [5. с.8]

Чтобы оценить эффективность проведенной работы было организовано наблюдение за детьми в различных режимных моментах, во время прогулок и игровой деятельности.

В итоге сделанных наблюдений, которые были осуществлены в процессе адаптационного периода, мы можем сделать определенные выводы:

Адаптация ребенка к детскому саду — это адаптация в первую очередь семьи.

Если поменять отношение родителей к детскому саду- они станут доверять воспитателям — тогда адаптация ребенка будет происходить быстрее и легче.

Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей.

Таким образом, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации. При правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно.

Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне.

1. Баданика Л. А. Организация адаптации родителей к детскому саду / Дошкольное воспитание, № 5, 2007.

2. Большакова Л. К. О работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ / Дошкольное воспитание № 5, 2007.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Павловой Л. Н. — М., Просвещение, 1986.

4. Дорохина Н. В детский сад идти пора /Дошкольное воспитание № 5, 2007.

5. Доронова Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы /Обруч № 5, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, адаптационный период, детское учреждение, ранний возраст, семья, адаптация ребенка, дошкольное учреждение.

Похожие статьи

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое здоровье, стресс, график, режим, консультация, взаимодействие.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период.

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок, участник сеанса.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям.

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному.

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому.

От чего зависит степень адаптации? – возраст: труднее адаптируются дети в возрасте до двух лет; – состояние здоровья и уровень развития ребенка

Как же всё-таки помочь родителям в адаптации ребёнка в детском саду?

Психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям.

детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, период адаптации, малыш, сторона родителей, группа, игровая деятельность, индивидуальный подход.

Читайте также: