Дневник сатаны краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Однажды Князь Тьмы захотел узнать, что значит быть человеком, жить как человек, чувствовать как человек. Он все продумал и рассчитал, и даже решил вести дневник, чтобы полностью разобраться в человеческих чувствах. Не учел только одного — все его дьявольские штучки меркнут по сравнению с тем, на что способны обычные люди.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 146

Активный словарный запас: низкий (2459 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

Похожие произведения:

Доступность в электронном виде:

AlisterOrm, 18 сентября 2018 г.

Сатана пришёл на Землю.

Казалось бы, свита Воланда через два десятка лет весело прокатилась по Москве, а у Мережковского — и того ранее Антихрист довлел своим суровым ликом над человечеством. Но мрачный романтик Леонид Андреев привёл на лик своего мира, мира умирающего человека, другого Сатану. Мы никогда не узнаем, каков же он на самом деле — ведь ему пришлось вочеловечится, чтобы прочувствовать все нюансы тварного бытия, и отразить, таким образом, в кривом зеркале Человека как такового — существо, которое падший ангел так презирает.

Но даже в своём презрении он верит в Венец Творения, верит в заповеди и изначально светлую природу человека. Именно поэтому он приходит в сей мир как романтик, эдакий добродушный прожигатель жизни, искренне любящий людей. Он воплощает в себе благородство и искреннюю, светлую и чистую любовь, любовь к прекрасно духовной сути Человека, его пути к совершенству и добродетели, его смирению и глубинной святости.

. Так умирающий Леонид Андреев предвосхитил всю эпоху, которая последовала за Революцией. Действительно, шла другая эпоха, но это был вовсе не тот Человек, о котором мечтали просветители и энциклопедисты, марксисты и народники, не тот, кого искала Американская Мечта и христианские проповедники.

Как всегда, я не совсем согласен с ощущением Леонида Андреева. Но склоняю пред ним голову, со всем уважением.

Кечуа, 7 января 2017 г.

Дьявол вочеловечился, чтобы разыграть театральную пьесу на грешной земле. Он хочет лицедействовать. Облечённый в тело, он уже стал немного человеком, но пока что он равнодушен. Он играет роль благодетеля человечества перед первым, кто повстречался на Его пути — Фомой Магнусом, жестоким, но умным человеком, убийцей, поселившимся в уединённом доме в Кампанье со своей дочерью Марией. Магнус видит в глазах американского миллиардера и мецената, тело которого занял Дьявол, неземное равнодушие, и противопоставляет этой равнодушной, наигранной любви к Человеку, жгучую и тяжёлую ненависть. Сначала выяснится, что он играет, чуть позже — что он играет лишь отчасти.

kerigma, 25 сентября 2012 г.

Podebrad, 21 октября 2013 г.

Последняя книга Леонида Андреева производит сильное и жуткое впечатление. Но психологически она несколько слабее, чем ранние рассказы. Сатана, решивший походить в шкуре человека, выглядит слишком уж простоватым и беспомощным. Пожалуй, это и не Сатана на самом деле, а так, черт среднего ранга, вроде льюисовского Баламута.

Из всех человеческих персонажей выделяются неверующий кардинал и Фома Магнус. Причем кардинал даже интереснее Фомы. Фома виделся автору чем-то вроде сверхчеловека-сверхреволюционера, земным двойником Сатаны. Не тянет. И вообще, революционеры всех наций или делали свое дело у себя дома, или тусовались в Швейцарии и вели там дискуссии по третьестепенным вопросам. Фома же явно не из их компании. Довольно заурядный человек, сумевший придать себе ложную значительность и обмануть дьявола. Причем сам даже не понял, что натворил. Золото дьявола еще никому не шло на пользу.

tarasovich09, 30 мая 2013 г.

В мировой литературе неоднократно обыгрывался один и тот же прием — приход Сатаны на Землю.

Леонид Андреев нашел для своего романа новые, достаточно оригинальные сюжетные повороты. Дьявол воплощается в американского миллиардера Генри Вандергуда, с целью одарить людей благотворительностью, обмануть ложными благородными действиями, лозунгами и обещаниями. Вместе с Сатаной появляется и его подручный — черт из ада, принявший облик слуги Топпи.

Уже первые дни пребывания на Земле ошарашивают Сатану. Люди изменились, стали злее, хитрее, коварнее. Божьи заповеди попраны и забыты. Люди ненавидят друг друга, ни во что не верят, готовы извести друг друга с помощью насилия, войн, революций. На Земле царят ханжество, среблолюбие, обман и разврат. Капиталисты разжигают пламя войны, террористы заливают улицы кровью. Сатана терпит фиаско, его наивные планы одурачить человечество — детский лепет, в сравнении с реальностью!

Особенно удались Андрееву сцены с папой римским, жаждущим лишь власти и денег любыми способами. Даже адского слугу Топпи церковники принимают за святого.

Роман читать горько, он пронизан неверием в Человека. И еще. Найдя оригинальный сюжетный ход, писатель не может его развить. Сюжет вязнет в необязательных разговорах персонажей, бесконечных повторах. Все же удел Андреева — рассказы и небольшие повести.

Писатель так и не сумел закончить роман.

SNG, 17 декабря 2011 г.

У Андреева все совершенно наоборот. Люди все еще любят деньги, но прежних более не напоминают. И они уж явно не легкомысленны.

Скорее, в крайней степени доверчивым оказывается Сатана, который стал жертвой самой дерзкой аферы в вымышленной истории человечества. А еще князь лжи! Впору брать уроки у нашего жулья.

Сама идея пришествия дьявола на Землю во время последней битвы добра и зла не нова. Но Апокалисис Андреева страшен в первую очередь тем, что он предлагает бояться не чертей с вилами, а зла, сокрытого внутри каждого из нас.

Сумеем ли мы победить? Андреев дает не больно-то утешительный ответ. И оборванное на кульминационном монологе повествование повергает читателя в пучину совершеннейшей безысходности.

Наверное, если бы Леонид Николаевич дописал книгу, он не сумел бы добиться такого эффекта.

silk_sith, 13 декабря 2013 г.

Одна из чудеснейших черт произведений Леонида Андреева на мой взляд — почти полная невозможность проложить границу между реальным и ирреальным, фантастическим, трансцендентным. Не столь важно Сатана это, или обезумевший Вандергуд, вообразивщий себя Сатаной. В рамках фантасмогорического бреда, происходящего на глазах несчастного Сатаны, в Апокалипсисе, который благополучно начался без участияпотусторонних сил, когда роль князя тьмы простому человеку удается лучше, чем Сатане — Сатана и не нужен.

libking

Леонид Андреев - Дневник сатаны краткое содержание

Дневник сатаны - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

18 января 1914 г.

На борте "Атлантика"

Сегодня ровно десять дней, как Я вочеловечился и веду земную жизнь.

Мое одиночество очень велико. Я не нуждаюсь в друзьях, но Мне надо говорить о себе, и Мне не с кем говорить. Одних мыслей недостаточно, и они не вполне ясны, отчетливы и точны, пока Я не выражу их словом: их надо выстроить в ряд, как солдат или телеграфные столбы, протянуть, как железнодорожный путь, перебросить мосты и виадуки, построить насыпи и закругления, сделать в известных местах остановки - и лишь тогда все становится ясно. Этот каторжный инженерный путь называется у них, кажется, логикой и последовательностью и обязателен для тех, кто хочет быть умным; для всех остальных он не обязателен, и они могут блуждать, как им угодно.

Работа медленная, трудная и отвратительная для того, кто привык единым. не знаю, как это назвать, - единым дыханием схватывать все и единым дыханием все выражать. И недаром они так уважают своих мыслителей, а эти несчастные мыслители, если они честны и не мошенничают при постройке, как обыкновенные инженеры, не напрасно попадают в сумасшедший дом. Я всего несколько дней на земле, а уж не раз предо Мною мелькали его желтые стены и приветливо раскрытая дверь.

Да, чрезвычайно трудно и раздражает "нервы" (тоже хорошенькая вещь!). Вот сейчас - для выражения маленькой и обыкновенной мысли о недостаточности их слов и логики Я принужден был испортить столько прекрасной пароходной бумаги. а что же нужно, чтобы выразить большое и необыкновенное? Скажу заранее, - чтобы ты не слишком разевал твой любопытный рот, мой земной читатель! - что необыкновенное на языке твоего ворчания невыразимо. Если не веришь Мне, сходи в ближайший сумасшедший дом и послушай тех: они все познали что-то и хотели выразить его. и ты слышишь, как шипят и вертят в воздухе колесами эти свалившиеся паровозы, ты замечаешь, с каким трудом они удерживают на месте разбегающиеся черты своих изумленных и пораженных лиц?

Вижу, как ты и сейчас уже готов закидать Меня вопросами, узнав, что Я вочеловечившийся Сатана: ведь это так интересно! Откуда Я? Каковы порядки у нас в аду? Существует ли бессмертие, а также каковы цены на каменный уголь на последней адской бирже? К несчастью, мой дорогой читатель, при всем моем желании, если бы таковое и существовало у Меня, Я не в силах удовлетворить твое законное любопытство. Я мог бы сочинить тебе одну из тех смешных историек о рогатых и волосатых чертях, которые так любезны твоему скудному воображению, но ты имеешь их уже достаточно, и Я не хочу тебе лгать так грубо и так плоско. Я солгу тебе где-нибудь в другом месте, где ты ничего не ждешь, и это будет интереснее для нас обоих.

А правду - как ее скажу, если даже мое Имя невыразимо на твоем языке? Сатаною назвал меня ты, и Я принимаю эту кличку, как принял бы и всякую другую: пусть Я - Сатана. Но мое истинное имя звучит совсем иначе, совсем иначе! Оно звучит необыкновенно, и Я никак не могу втиснуть его в твое узкое ухо, не разодрав его вместе с твоими мозгами: пусть Я - Сатана, и только.

И ты сам виноват в этом, мой друг: зачем в твоем разуме так мало понятий? Твой разум как нищенская сума, в которой только куски черствого хлеба, а здесь нужно больше, чем хлеб. Ты имеешь только два понятия о существовании: жизнь и смерть - как же Я объясню тебе третье? Все существование твое является чепухой только из-за того, что ты не имеешь этого третьего, и где же Я возьму его? Ныне Я человек, как и ты, в моей голове твои мозги, в моем рту мешкотно толкутся и колются углами твои кубические слова, и Я не могу рассказать тебе о Необыкновенном.

Если Я скажу, что чертей нет, Я обману тебя. Но если Я скажу, что они есть, Я также обману тебя. Видишь, как это трудно, какая это бессмыслица, мой друг! Но даже о моем вочеловечении, с которого десять дней назад началась моя земная жизнь, Я могу рассказать тебе очень мало понятного. Прежде всего забудь о твоих любимых волосатых, рогатых и крылатах чертях, которые дышат огнем, превращают в золото глиняные осколки, а старцев - в обольстительных юношей и, сделав все это и наболтав много пустяков, мгновенно проваливаются сквозь сцену, - и запомни: когда мы хотим прийти на твою землю, мы должны вочеловечиться. Почему это так, ты узнаешь после смерти, а пока запомни: Я сейчас человек, как и ты, от Меня пахнет не вонючим козлом, а недурными духами, и ты спокойно можешь пожать мою руку, нисколько не боясь оцарапаться о когти: Я их так же стригу, как и ты.

Но как это случилось? Очень. просто. Когда Я захотел прийти на землю, Я нашел одного подходящего, как помещение, тридцативосьмилетнего американца, мистера Генри Вандергуда, миллиардера, и убил его. конечно, ночью и без свидетелей. Но притянуть Меня к суду, несмотря на Мое сознание, ты все-таки не можешь, так как американец жив, и мы оба в одном почтительном поклоне приветствуем тебя: Я и Вандергуд. Он просто сдал мне пустое помещение, понимаешь - да и то не все, черт его побери! И вернуться обратно Я могу, к сожалению, лишь той дверью, которая и тебя ведет к свободе: через смерть.

Вот главное. Но в дальнейшем и ты можешь кое-что понять, хотя говорить о таких вещах твоими словами - все едино, что пытаться засунуть гору в жилетный карман или наперстком вычерпать Ниагару! Вообрази, что ты, дорогой мой царь природы, пожелал стать ближе к муравьям и силою чуда или волшебства сделался муравьем, настоящим крохотным муравьем, таскающим яйца, - и тогда ты немного почувствуешь ту пропасть, что отделяет Меня бывшего от настоящего. нет, еще хуже! Ты был звуком, а стал нотным значком на бумаге. Нет, еще хуже, еще хуже, и никакие сравнения не расскажут тебе о той страшной пропасти, дна которой Я еще сам не вижу. Или у нее совсем нет дна?

Подумай: Я двое суток, по выходе из Нью-Йорка, страдал морской болезнью! Это смешно для тебя, привыкшего валяться в собственных нечистотах? Ну, а Я - Я тоже валялся, но это не было смешно нисколько. Я только раз улыбнулся, когда подумал, что это не Я, а Вандергуд, и сказал:

- Качай, Вандергуд, качай!

. Есть еще один вопрос, на который ты ждешь ответа: зачем Я пришел на землю и решился на такой невыгодный обмен - из Сатаны, "всемогущего, бессмертного, повелителя и властелина", превратился в. тебя? Я устал искать слова, которых нет, и я отвечу тебе по-английски, французски, итальянски и немецки, на языках, которые мы оба с тобою хорошо понимаем: мне стало скучно. в аду, и Я пришел на землю, чтобы лгать и играть.

Что такое скука, тебе известно. Что такое ложь, ты хорошо знаешь, и об игре ты можешь несколько судить по твоим театрам и знаменитым актерам. Может быть, ты и сам играешь какую-нибудь маленькую вещичку в парламенте, дома или в церкви? - тогда ты кое-что поймешь и в чувстве наслаждения игрою. Если же ты вдобавок знаешь таблицу умножения, то помножь этот восторг и наслаждение игры на любую многозначную цифру, и тогда получится мое наслаждение, моя игра. Нет, еще больше! Вообрази, что ты океанская волна, которая вечно играет и живет только в игре, - вот эта, которую сейчас я вижу за стеклом и которая хочет поднять наш "Атлантик". Впрочем, я опять ищу слов и сравнений!

Андреев – это наш Кафка. По крайней мере, в его прозе чувствуется та же безысходная тяжесть кошмарного сна, как у потрясающего Франца.

Куда страшнее Сатаны – люди. Среди людей самого ада боится только вочеловечившийся черт Топпи, забывший свое происхождение и быстро превратившийся в трогательного праведника. Понимаете, самый добрый, набожный и честный из людей – черт. Злая ирония. А человек Магнус по подлости своей, злости и мерзости оставил далеко позади самого Сатану, которому читатель в конце концов очень сочувствует.

Для меня загадкой остался образ Марии, шлюхи в образе Мадонны, молчаливой, покорной, по словам Магнуса, совершенно пустой. Кто она все-таки такая? Действительно ли просто дрянь в шкуре святой? Или настоящая Мадонна, вочеловечившаяся и опустившаяся? Или.

Но самое потрясающее – разговоры Сатаны и Магнуса, размышления Сатаны о жизни человека. Их хочется растащить на цитаты и думать, думать, думать.


Последний роман "сфинкса российской интеллигенции" начала ХХв. с пугающим названием и вполне жизненным содержанием)

Всем доброго дня!

К Леониду Николаевичу Андрееву я подступалась долго и окольными тропами: в школьные годы вообще не знала кто таков, потом как-то прослушала его рассказ Кусака, про оставленную после дачного сезона собаку, потом попалось его имя в воспоминаниях И.Репина и фотографии в фотоальбоме "Романовы: последние годы династии"...и, наконец, дома нашелся Дневник Сатаны, в выходные взятый в дорогу за малоформатность и . цвет обложки))


Цена и место покупки

Книгу отдала мне подруга, но Андреев ныне нередко переиздается и купить этот необъемистый роман можно в издании на любой вкус и кошелек.

Издание

Карманная серия издательства "Азбука Классика", СПб, 2005г.


Интересно, что обложка украшена рисунком самого Л.Андреева "Старухи и мертвец" 1911г.

На обороте немного об авторе и о романе:


Об авторе:

Леони́д Никола́евич Андре́ев (1971-1919)— русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Один из пионеров цветной фотографии в России. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

Действительно, если вчитаться в биографию Л.Андреева, легко заметить как разносторонне одарен был этот человек: и писатель, и драматург, и фотограф, и художник, и архитектор. Ну и природа его не обидела, Л.Андреев был довольно интересен внеше, а по себе кроме творческого наследия оставил пять человек детей (все также стали людьми творческих профессий).



Содержание:

В нашу книгу вошли рассказы "Большой шлем" и "Он", объединенные темой мистического, а также неоконченный роман "Дневник Сатаны", в котором Сатана является в мир в человеческом обличьи, однако люди оказываются едва ли не страшнее его самого.

Добавлю, что роман Дневник Сатаны писался в 1919г. незадолго до смерти Леонида Андреева.

Впечатления и цитаты

Скажу сразу: книга не понравилась мне с названия, т.к. я не любитель мистики и всякой чертовщины как в жизни, так и в литературе. Включенные в издание рассказы "Большой шлем" и "Он" не впечатлили, показавшись психологически недостоверными и местами поверхностно написанными. Рассказ "Он" интересен разве что тем, что включает автобиографичечкие элементы из студенческих лет писателя.

А вот роман Дневник Сатаны понравился больше - есть в нем своя уникальность, прелесть и изюминки. Как приоткрывает нам аннотация, это роман о вочеловечившемся Сатане и, как подсказывает логика названия, составлен из его дневниковых записей о пребывании на Земле.

Приведу несколько цитат, чтобы Вы могли составить свое мнение о главном герое, о языке и стиле повествования.

(Для лучшего понимания цитат назову основных героев:

  • м-р Вандергуд - миллиардер-американец, в чьем обличье вочеловечился Сатана;
  • м-р Топпи - секретарь Вандергуда, также черт и напарник Сатаны по путешествию в земную жизнь;
  • м-р Магнус - один из первых земных приятелей Вандергуда;
  • Мария - дочь Магнуса).





Несмотря на свою незаконченность, роман воспринимается как целостное произведение и наводит на определенные размышления.

Общее впечатление

Книга Дневник Сатаны, к счастью, оказалась лучше, чем я думала - вместо страшилок в ней высказываются глубокие и интересные мысли о человеческой природе. Что же касается общей литературной оценки Л.Андреева, то тут я соглашусь с мнением проф. Быкова, в том что

Андреев был "гениальный человек, но неважный писатель",

берущий более силой замысла, нежели литературным воплощением. Читать "сфинкса российской интеллигенции" (так назвал его литератор-современник) еще и еще мне не захотелось - ограничусь ключевыми вещами.

Итог

Рекомендую Дневник Сатаны поклонникам творчества Леонида Андреева и любителям литературы с легким мистическим акцентом.

Читайте также: