Дневник рефлексии в школе

Обновлено: 07.07.2024

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

Содержание:

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

Какие виды рефлексии бывают:

По содержанию

По виду деятельности

  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС в начальной школе

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах .

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.

К теме рефлексии педагоги обращаются очень часто. Каждый год как предметник, и как классный руководитель, я ищу новые приемы. Личный (или рефлексивный) дневник - прием для обобщения собственных мыслей, тренировка письменной речи и системность обращения к темам, которые волнуют больше всего. Мне эта форма была близка и понятна, поэтому я решила предложить ее своим ученикам.

В начале сентября три 11 класса завели специальные тетради, которые хранятся в кабинете. Важное правило, которое мы обговорили вначале с учениками: я не читаю их дневники, они свободно, без осуждения друг друга высказываются при дискуссиях.

Вот несколько форм использования рефлексивных дневников.

  1. Отдых и сброс эмоций (эмоциональная рефлексия). Раз в неделю перед уроком засекается 5 минут и каждый пишет на свободную тему. Выплескивают эмоции или рисуют. Разрешаю в это время включить музыку через наушники или пересесть на свободные одиночные места. Цель таких записей - отвлечься от эмоциональной нагрузки, накопленной за неделю.
  2. Рефлексия деятельности. Раз в месяц ученики анализируют успехи своей учебной деятельности. В этом случае предлагаются вспомогательные вопросы: что у тебя получилось больше всего в этом месяце? какие предметы вызвали трудности? видишь ли ты причину этих проблем? можешь ли ты найти пути решения трудностей?
  3. Рефлексия предметная. Здесь есть две формы. Одна из них используется также вначале урока. Ученикам предлагается ключевое слово, которое относится к теме урока (например, “бунт”, “свобода” для многих тем по истории и обществознания). Предлагается поразмышлять о нем. Что это такое? Как я понимаю значение? Какое отношение у меня к этому? После этого учитель выслушивает несколько высказываний (можно не выслушивать) и подводит к теме урока напрямую или через неочевидные связи. В конце урока возвращаемся к дневнику и даем время на запись новых мыслей в любой из многочисленных форм предметной рефлексии.

Второй формат предметной рефлексии я провожу для повторяющихся форм уроков. Например, уроки обощения проводятся в формате дебатов. Каждый урок дебатов в конце выдаются листы с фразами, нужно выбрать одну и вклеить в дневник, чтобы в конце года подводить итоги.

  1. Я справился с ролью лучше, чем в прошлый раз
  2. Теперь я прекрасно разбираюсь в теме
  3. Чувствую себя отлично
  1. Я нормально справился с ролью
  2. Я узнал новое по теме
  3. Чувствую себя удовлетворенным
  1. Я не так хорошо справился с ролью
  2. Тема мне не до конца понятна
  3. Чувствую себя некомфортно

Как видно в этом примере совмещены все три вида рефлексии: деятельностная, предметная и эмоциональная.

Мы договорились с учениками, что в конце года я выдам им дневник с моим персональным пожеланием на последней странице.

Ведение рефлексивных дневников, на мой взгляд, дало результат за год. Ученики стали более свободно высказываться по любым вопросам. Быстрее и легче анализируют свою учебную деятельность самостоятельно, без напоминаний. Не скрывают эмоции при личном общении. Разумеется, один год для больших выводов недостаточен, но рефлексия мною как учителем сделана. Буду продолжать такую форму в других классах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дневник рефлексии

методической недели

« Современные педагогические технологии

hello_html_m7d55baca.jpg

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Подобно тому, как почвы обновляются разнообразным и переменным посевом, так и наш ум обновляется размышлением то об одном, то о другом.
Плиний Младший

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Конфуций (Кун-цзы)

… Поверхностное, неглубокое размышление — это ощущение;

глубокое размышление — это мышление.
Фань Чжэнь

Лучшим учителем является собственный опыт – истина, которую давно никто не пытается доказывать, так как ее неоспоримость очевидна. Но опыт требует осмысления, серьезной рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Известно, что любая деятельность результативна тогда, когда человек понимает, что он делает, как, а главное зачем. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, её цель состоит в осмыслении результата деятельности, выстраивании смысловых цепочек.

Исходя из функций рефлексии традиционно предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Рефлексия - способность взрослого анализировать свою воспитательную

деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии".

Дата: Время: Аудитория:

Ответственный:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Нарисуйте смайлик, отражающий Ваше настроение на начало тренинга.

Рефлексия тренинга. (2-3 минуты)

1. Мы только что закончили тренинг, который в целом был ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как мне кажется, нам удалось приобрести

3. Особенно интересным было ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Когда я приду на работу, я первым делом ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В заключение я хотел(а) бы сказать организаторам

Оцените, насколько тема и содержание тренинга важно для Вас по шкале от 1 до 10, где 1 – совсем не важно, 10 – очень важно.

hello_html_m6609434a.jpg

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Нарисуйте смайлик, отражающий Ваше настроение после завершения тренинга.

hello_html_3036baae.jpg

Дата: Время: Аудитория:

Ответственный:

Подростки ищут границы разрешённого методом проб и ошибок, язвят, иногда даже оскорбляют (часто не со зла), преподавателям бывает тяжело находить с ними общий язык. Наш блогер, учитель английского языка Наталия Моисеева, рассказывает, как усмирить ученика, который слишком много себе позволяет, и помочь ему измениться.

Альберт — заноза и провокатор


Дневник рефлексий — что это?




Как это работает?

Несмотря на плохое поведение, ученик вдруг получает положительное внимание — то, чего он так долго добивался. Столь щедрый поступок учителя не может пройти незамеченным. Ученик потянется к положительному вниманию и захочет получать его ещё и ещё. Дальше, бросив спасательный круг, учитель должен показать, как именно оправдать кредит доверия, справедливо наказывая за проступки и поощряя правильные действия.


10 каналов на YouTube, которые любят подростки

Читайте также: