Днепровский рубеж краткое содержание

Обновлено: 25.06.2024

Автор сценария Алексей Дударев, режиссёр Денис Скворцов, оператор-постановщик Виктор Бондарович. Фильм относительно новый, 2009 г. Сделан, судя по всему, при финансировании правительства Баларуси и российского Первого канала. На мой взгляд, соотношение (как сейчас модно говорить) цена-качества очень даже ничего.

В фильме рассказывается об обороне Могилёва в июле 1941 года. Некий комдив (судя по всему выдуманный персонаж, во всяком случае лично мне не удалось его идентифицировать ни с кем из реальных генералов, руководивших обороной Могилёва), прямо из подвалов Лубянки отправляется под Могилёв, сражаться с немцами. Попутно у него образовывается короткая любовь, которая заканчивается вместе с обороной города, так как все герои фильма, судя по финальным кадрам, погибают. Правда, игра главных актёров меня не впечатлила, в отличие от игры актёров, задействованных в эпизодических сценах.

Много весьма антуражной (и судя по всему настоящей) техники: бронеавтомобили, танки, паровозы, мотоциклы и т.д. Несколько сцен меня очень впечатлили, но об этом ниже, в комментариях к фото.

Ну, а теперь, кого заинтересовало, переходим к рассмотрению фотографий с моими комментами. Одна беда – не хватило времени выбрать все понравившиеся мне кадры, но думаю, те, что есть, вас заинтересуют. Возможно, вы после этого даже фильму посмотреть захотите.



Наши бойцы на позициях. Двое в халхинголках. Этих касок, кстати, в фильме хватает.



Послебатальное полотно. Немцы победили. Обратите внимание теперь на немецкие каски – образца 1935 года.



А вот и обещанная техника. Не помню как точно этот бронеавтомобиль называется, но таких в фильме как минимум два. И показаны во всех деталях.



Тот самый комдив со своим политруком. По фильму политрук всё время комдива критикует и в чём-то подозревает, но потом ничего, перевосптывается.



Шикарная вещь, и очень редкая – знак за участие в боях на Халхин Голе. Висит на груди у одного из комполка.





Немцы и танки. Чуть позже поговорим и о танках.





Обратите внимание на самолёты. Очень симпатично нарисованы.



Вот ещё замечательня вещь. Настоящий бронетранспортёр. В фильме он показан и с других, более интересных ракурсов.





А вот и танк. Мы долго гадали, из чего его сделали, и пришли к выводу, что танки клепали на базе БМП-1, особенно хорошо это заметно на этом снимке – колеса от БМП. В верности своей версии убедились после того, как в каком-то кадре показали, как он остановился – нырнул вперёд, как обычно БМПухи делают. Хотя могли и ошибиться.


Это он же, сбоку.



Ещё один танк. На этот раз – подбитый.



Спереди он вообще как настоящий.


Ну, и горит очень хорошо.



Немецкий пулемётный расчёт. Приготовились к стрельбе в соответствии с уставом.



Контратака советских войск. Жаль, что издалека. И опять же - бронеавтомобили.



В шею раненый комдив на фоне бронеавтомобиля со своей пассией.



Антуражный персонаж. Тот самый комполка с Халхин-Гола, организует контратаку.





…которую немцы пытаются отбить.



Во, ППД держит по-уставному :))



Одинокий советский солдат в немецком окопе бежит подрывать немецкий танк. Обратите внимание на немецкий трп рядом с ним. Весьма интересная поза для трупа, убитого летом. :)



Рукопашная в немецких окопах. Опять же, здесь есть и более интересные кадры, но времени не было выбрать всё.



Самая непонятная сцена во всём фильме. Психическая атака немцев на наши окопы. Зачем её сняли – не ясно, значение этой сцены осталось для меня загадкой. Так же как и флаги, которые они несли. Согласитесь, что военно-морские флаги в белорусских полях смотрятся как-то странно. Равно как и государственный флаг Германии. Понятно, что бедных немцев наши раздолбали из пушек ещё на дальних подступах. Единственное, что мне здесь приходит в голову – это то, что кому-то из продюсеров или (прости Господи) режиссёру понравилась сцена с парусными танками из хренового фильма одного хренового режиссёра.



Шикарная вещь – шестиствольный реактивный миномёт. Его в фильме показывают несколько раз, равно как и его дейсвие.



А это он стреляет…



Допрос пленного полковника из штаба Гудериана. Полковник уговаривает комдивга сдаться, комдив за это поит его коньяком.




Свои по этому поводу очень возмущаются.




Немцы в Могилёве.




Ещё одна шикарная сцена. Из-за угла дома просто выходит командир Красной армии, спокойно встаёт за зенитную установку из четырёх Максимов и спокойно расстреливает всех немцев.

На этом мои кадры закончились. Но очень рекомендую данный фильм к просмотру. Несмотря на некоторую неказистость, в общем, фильм весьма и весьма.

Героическая оборона Могилёва - очень важный эпизод 1941г. Именно под Могилёвом план "молниеносной войны" дал трещину. Защитники города во главе с генерал-майором Романовым сковали почти на две недели достаточно крупную группировку вермахта, а как известно, даже каждый лишний выигранный день был не лишний, а на вес золота.

Именно этим событиям по замыслу должен был быть посвящён фильм "Днепровский рубеж". Но замыслы так и остались или в голове или на бумаге. или ещё где-то.

Фильм начинается с освобождения комбрига, которого активно репрессируют. Что за комдив в 1941м году, когда в 1940м были введены генеральские звания и все комбриги, комкоры и комдивы отправились за борт истории - не ясно. Правда в процессе фильма нам дают понять, что главный герой - это прототип Михаила Тимофеевича Романова, командира 172-й дивизии. Той самой, что сыграла ведущую роль в обороне Могилёва и оставила город последней, пробиваясь из окружения к своим своими силами. Вот только Романов ни дня не был в звании комдива(4 ноября 1939 года присвоено звание комбрига, а в 1940м, с введением генеральских званий - звание генерал-майора). Но не это главное. Главное то, что Романова никто не репрессировал. То есть вообще никто, ни дня будущий герой обороны Могилёва не был под арестом. И зубы, понятное дело, никто ему не выбивал.

Вообще, вся эта сцена с зубами притянута из "сенсационных признаний" правнучки К. К. Рокоссовского, по совместительству журналиста "Российской газеты" - Ариадны Константиновны Рокоссовской. Именно с её слов Рокоссовскому "выбили передние зубы, молотком стучали по пальцам ног, сломали ребра". Что весьма странно. Сам Константин Константинович подобного не упоминал нигде. Ни единым словом. Но, наверное правнучке, родившейся спустя двенадцать лет после смерти прадеда виднее. В любом случае, статья не об этом.

Вернёмся к фильму. Вновь реабилитированный комдив, щеголяя генеральскими звёздами берётся командовать. Но как-то не убедительно. За весь фильм лично я ничего кроме споров с замполитом, непонятного приказа "постоянно беспокоить авангарды" и за уши притянутой любовной линии с медсестрой не увидел. Пару раз показывают пополнение, следующее на передовую. В следующем кадре пополнение уже вдруг убито до последнего солдата. Каким образом удалось удерживать Могилёв в окружении, как были скованы части Группы Армий "Центр" - ничего этого в фильме нет. Тут скорее возникает другой вопрос. Как с такой "обороной" немцы вообще на второй день войны в Москву не вступили.

Вот такой подарок был сделан к 65й годовщине Великой Победы. И я бы не удивился, если бы это наш Фонд Кино снял очередную "неполживщину" по секретным архивам. Но нет, фильм-то производства Республики Беларусь. Вы-то куда, братья-славяне.

благодаря внимательности читателей, а именно Сергея Березовского и Василия Колесникова , указавших на тот факт, что далеко не все комбриги, комдивы и комкоры получили генеральские звёзды к началу войны появилась вот эта статья :

Отступающим войскам Западного фронта приказали сделать город Могилёв неприступной крепостью, Днепровским рубежом. Мирные жители города и бойцы РККА на три недели остановили вторжение немцев.

Зоя Синцова попадает в Могилёв из разбитого поезда. Тут девушка впервые узнаёт, что такое любовь.

Двое журналистов хотят записать в Могилёве о событиях, происходящих на рубеже обороны. Дезертир Золотарёв становится настоящим солдатом и защитником,

Командир дивизии Алексей Зубов (актёр Игорь Сигов) сдерживает наступление, при этом он понимает, что защитники Днепровского рубежа обречены, они жертвы обстоятельств. Медсестра Зоя Синцова (актриса Ксения Князева) полюбила героя за его мужественность и доблесть.

Правдивое историческое событие стало основой для кино. В начале ВОВ войска немецких захватчиков перемещались по территории Союза. Город Могилёв стал некоего рода преградой для врага.

Из-за акцента на действии, практически не были прорисованы персонажи. Режиссёр не показал людей на войне. Режиссёр использует эффект некоего замедления сюжета. А вот батальные сцены динамичные и интересные.

В этом кино многое соответствует действительность, обрисованы реальные исторические события. Правильно отображена техническая и тактическая составляющая боя.

Сюжет кино достаточно рваный. Картина воспринимается как набор коротких эпизодов. Возможно, это связано с тем, что рассказываются истории разных героев, которые не всегда связаны друг с другом.

Командующий обороной Могилёва прекратил управлять войсками в середине боя и отправился на передовую с отрядом, чтобы спасти женщину. Такими рыцарскими поступками наполнена ткань сюжета. Часовые у штаба пропускают в город всех подряд, несмотря на обилие шпионов и диверсантов.


Эта лента 2009 года, снятая за бюджетные средства, и сегодня остается самой дорогостоящей в истории постсоветской Беларуси.

О чем фильм

Июнь 1941 года. Комдив Алексей Зубов находится в застенках НКВД по ложному доносу. По распоряжению руководства следователь вынужден снять обвинения. 1 июля Зубов уже под Могилевом в районе деревни Буйничи, где проходит передний край советской обороны. 172-я стрелковая дивизия под его командованием ведет ожесточенные бои.

Комдив дает второй шанс проявить себя бойцам, бежавшим с поля боя. Каждый человек на счету. С лояльностью Зубова не согласен комиссар дивизии Жигунов.

Вражеское наступление остановлено на 23 дня, но дивизия оказывается в плотном кольце. Из Москвы приходит приказ: к 27 июля оставить Могилев. Лично за Зубовым прислан самолет У-2 с одним пассажирским местом. Пришла весть и о его повышении в должности и звании. Но Зубов вместо себя отправляет в столицу СССР раненого комиссара Жигунова, решив стоять до конца под Буйничами с выжившими бойцами. Синцова — рядом с комдивом.


В Москве Жигунов кладет на стол начальству наградные списки участников обороны Могилева. Большинство в списках — представленные к наградам посмертно. Но высокий чин отвечает: окруженцев не награждаем.

Не про любовь


Денис Скворцов

— Это два разных жанра, — рассказывал режиссер. — Или ты снимаешь фильм о героях и боях, или исследуешь взаимоотношения мужчины и женщины на войне, в глубину, длительность и многословие которых я не очень верю в условиях ужасов июля 1941-го.

Вспомнить всех


Игорь Сигов

— Я был в дороге, мне позвонили, — вспоминал Игорь Сигов. — Узнав, что я за рулем, попросили остановиться. Сообщили, что утвердили на роль комдива. Зубов — собирательный образ. Но известно: 172-й стрелковой дивизией командовал Михаил Романов. Он вышел из первого окружения, но уже в сентябре 1941-го был тяжело ранен, попал в плен в Витебской области. Умер от ран в концлагере.


Андрей Душечкин

Роль военного хирурга Паршина исполнил актер Национального академического драматического театра имени М. Горького Андрей Душечкин:

— Доктор Паршин не выдуманный персонаж. Он не оставил раненых в Могилевском госпитале. Когда в город вошли немцы, всю его медицинскую команду повесили на площади. Я видел его фамилию на монументе в Могилеве среди фамилий других погибших.


Александр Ефремов

Комиссара Жигунова сыграл белорусский актер Анатолий Кот. С 2005 года он живет и работает в Москве. Роль военного корреспондента, под которым подразумевается Константин Симонов, исполнил белорусский актер Александр Ефремов.

В Гродно возражали

Сцены боев снимали возле деревни Мглё в Смолевичском районе, где на 35-градусной жаре группу спасал дождь из брандспойтов пожарных машин. Когда команда декораторов под покровом ночи в свете фар устанавливала в поле сотни крестов из березы для утренних съемок, проезжавшие по соседней дороге машины сильно прибавляли скорость.

Компьютерная графика для ленты создана мастерской дизайнера Павла Авраменко. Полчища самолетов в небе, клонированная в кадре боевая техника и даже стрекоза на ладони героини — плоды труда команды художников, месяцами не покидавшей офис мастерской. Говорили, что успевали спать на надувных матрасах только по 3 часа в сутки.

И то, что бюджет ленты в 6 млн долларов использован честно, видно на экране с первых минут. В кадре — паровозы, транспортные колонны военной техники, многие сотни вооруженных и экипированных актеров массовки.

Смотрите также:

Читайте также: