Дисциплина в кадетской школе

Обновлено: 07.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О направлении информации

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в целях повышения эффективности работы при организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях кадетского типа, а также во исполнение пункта 2.2 протокола по итогам совещания по подготовке выездного заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию в г.Воткинске Удмуртской Республики и пункта 5 Перечня методических рекомендаций для образовательных организаций кадетского типа (утвержден Протоколом заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию от 24 апреля 2017 г. N ВК-30/08пр) направляет методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики.

Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (внеучебная, воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики

(Пункт 2.2 протокола по итогам совещания по подготовке выездного заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам кадетского образования в г.Воткинске Удмуртской Республики) (Пункт 5 Перечня методических рекомендаций для образовательных организаций кадетского типа (утверждены Протоколом заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию от 24 апреля 2017 г. N ВК-30/08пр)

1. Общие положения

Методические рекомендации разработаны для руководителей образовательных организаций кадетского типа с целью повышения эффективности работы при организации учебно-воспитательного процесса для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

2. Нормативная правовая основа

3. Основные положения организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях кадетского типа

Образовательная деятельность в образовательных организациях кадетского типа осуществляется на русском языке. Форма обучения очная.

Образовательные организации кадетского типа осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

Общеобразовательные программы разрабатываются образовательной организацией кадетского типа в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования с учетом примерных основных образовательных программ.

Образовательной программой образовательных организаций кадетского типа может предусматриваться освоение учебных предметов (в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений):

"Основы военной подготовки";

"Основы военно-морской подготовки";

"Основы государственной гражданской службы";

"Основы государственной службы российского казачества";

"Основы государственной службы органов МВД России";

"Основы государственной службы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";

"Основы государственной службы органов МЧС России";

"Основы государственной службы органов ФСБ России".

Освоение обучающимися образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

Форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются образовательной организацией кадетского типа самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обучающиеся, прошедшие промежуточную аттестацию, по представлению педагогического совета образовательной организации кадетского типа приказом руководителя образовательной организации кадетского типа переводятся на следующий курс обучения.

Освоение обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Итоговая аттестация проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией кадетского типа.

Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией *.

Государственная итоговая аттестация проводится в порядке и в форме, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, образовательной организацией выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

На период обучения обучающиеся образовательных организаций кадетского типа могут распределяться по ротам (курсам), состоящим из взводов (классов). Взвод (класс) делится на отделения. Количество взводов (классов) в образовательной организации кадетского типа определяется с учетом санитарно-эпидемиологических требований *.

При проведении занятий по иностранному языку, информатике и вычислительной технике, технологии, во время практических занятий по физике и химии взводы (классы) могут делиться на группы (подгруппы).

При наличии необходимых условий и средств возможно деление обучающихся на большее количество групп (подгрупп), а также деление обучающихся на группы (подгруппы) по другим предметам.

По окончании учебного года с обучающимися (кроме девятого и одиннадцатого классов) могут проводится учебные сборы (практические полевые занятия, морская практика и др.).

Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;

изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера *.

4. Основные положения организации воспитательной работы в образовательных организациях кадетского типа

Воспитание обучающихся является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности образовательных организаций кадетского типа.

Воспитательная работа в образовательной организации кадетского типа реализуется в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся, а также их повседневной жизни. В образовательной организации кадетского типа соблюдаются правила воинской вежливости (нормы поведения) и правила, обеспечивающие поддержание дисциплины и проведение мероприятий, предусмотренных распорядком дня образовательной организации кадетского типа.

Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, пограничной и спасательной служб, органов правопорядка, Вооруженных Сил Российской Федерации.

Организация воспитательной работы в образовательной организации кадетского типа осуществляется на основании:

- комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся;

- чёткого определения патриотической и нравственной направленности всего процесса воспитания, основывающегося на потенциале традиций отечественной педагогики и народных систем воспитания;

- учёта особенностей подростка (физических, психологических, социальных);

- предоставления возможности личностного роста при условии ценностного отношения к собственному здоровью;

- реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований;

- формирования ценностного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, а также к истории своего народа, страны и человечества;

- ориентации на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания;

- сочетания принципов национального патриотизма и толерантности, учёта многонациональных и многоукладных особенностей функционирования нашего государства;

- повышения степени социализации личности каждого ребенка как главного средства принятия базовых национальных и общечеловеческих ценностей и формирования у подростков гражданской позиции, правовой культуры;

- развития лидерских качеств как способности к самоорганизации и организации других;

- формирования основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Эффективность воспитательной работы достигается созданием необходимых условий для успешной учебы, проживания, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационно-технологическим обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их чести и достоинства.

Основной формой воспитания обучающихся является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым обучающимся.

Распорядок дня в образовательной организации кадетского типа составляется для обеспечения научно обоснованного сочетания обучения, труда, отдыха, лечебно-оздоровительных мероприятий, физкультурно-спортивных занятий, занятий творческой и иной направленности, как с учетом круглосуточного пребывания обучающихся (кадетские корпуса, казачьи кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты и др.), так и без (кадетские школы, казачьи школы, школы с кадетскими классами, школы с казачьими классами и др.).

Распорядком дня в образовательной организации кадетского типа предусматривается проведение учебных, спортивных и культурных мероприятий (для всех образовательных организаций кадетского типа), а также выделяется время для индивидуального отдыха обучающихся (для образовательных организаций кадетского типа с круглосуточным пребыванием).

Обучающиеся с согласия родителей (законных представителей) могут привлекаться к мероприятиям, не предусмотренным образовательной программой, включая участие в парадах и шествиях, приуроченных памятным датам истории России.

Кадеты существуют в России с XVIII века. Современные адепты этой формы обучения убеждены, что кадетская жизнь с юных лет дисциплинирует и приучает к самостоятельности. А с недавних пор российские кадеты-выпускники могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в ведущие вузы страны. Константин Кринский провел один день в школе №2036, чтобы взглянуть на кадетский класс изнутри


Фото: Полина Зиммерман

Лайт-версия кадетского корпуса

Существует три типа кадетских организаций: основной, специальный и общеобразовательный.

Основной тип — это закрытые учреждения с полным пансионом (5–11-й классы), они курируются силовыми ведомствами. Это Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и некоторые другие.

Специальный тип — это также закрытые школы (10–11-й классы), которые действуют при ведомственных вузах, например, Кадетский корпус при Военной академии связи им. С. М. Буденного.

Кадетские классы в школе №2036 относятся к третьему, общеобразовательному типу. Их курирует Департамент образования и науки Москвы, дети в них учатся с 5-го по 11-й класс.





Кадетские классы похожи на лайт-версию кадетских корпусов. В середине нулевых я пять лет провел в Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова (сейчас — Президентское кадетское училище им. М. А. Шолохова войск Национальной гвардии РФ). Это заведение закрытого типа — за периметр только по увольнительной или на выходные, каждый вечер домой никто не уходит.

В кадетских классах, по сравнению с корпусами, у детей больше свободы, и, наверное, поэтому они чаще улыбаются. Также сказывается близость к дому и соседство с обычными школьниками. Ведь адаптация к жизни без родителей для многих проходит болезненно. Каждый понедельник у нас рядом с КПП дети стояли в слезах, умоляли не оставлять их еще на неделю. Не потому что плохо, а потому что скучают. В кадетских классах такая ситуация невозможна, поэтому спокойны все: и дети, и родители, и преподаватели.





Служение отечеству — понятие широкое

Первый кадетский класс в школе №2036 набрали 1 сентября 2014 года. А в этом году состоялся первый выпуск — 26 человек. В настоящее время в школе учится 244 кадета. С ними занимаются шесть офицеров-воспитателей.

По словам полковника Родненко, который работает здесь со дня образования кадетских классов, кадеты выгодно отличаются от других учащихся тем, что они более организованны, собранны, дисциплинированны.

Родителей, желающих отдать ребенка в кадетский класс, немало, сегодня конкурс — три человека на место. Родителей можно понять: кадеты находятся в школе с утра до вечера, здесь же делают домашние задания, а не слоняются без дела по дворам. По распорядку дня с утра у них предметы обязательной программы, а с 15:00 до 18:00 — программы дополнительного образования, например, военное дело.




Что кадеты говорят о себе

Даниил Ильинский:

У меня прадед — военный, хотел взять с него пример. Я хочу потом в летное училище поступить. Кадетский класс поможет к этому стремиться, плюс родители гордятся, и у нас нашлось больше тем для разговоров.

Данил Нестеров:

Минус — отсутствие свободного времени, его почти нет. Мои друзья меня практически потеряли, я пропадаю в школе все время.

Екатерина Бутягина:

С поступлением в кадетский класс учиться стало тяжелее, меньше свободного времени. Поначалу было сложно перестроиться. После шести лет в обычном классе к дисциплине привыкаешь не сразу. Но сейчас все в порядке. Мои друзья не как у Дани. Они встречают меня у ворот школы. Все круто! Они завидуют мне, потому что кадеты куда-то ездят, а они сидят дома.

Анастасия Михайлова:

Мои друзья против кадетских классов. Они считают это нудным и скучным. Но у нас очень дружный класс, мы даже вместе ездили в поход.

Анастасия Калашникова:

Форма иногда надоедает. В спортивном костюме или джинсах однозначно удобнее и комфортнее. Мы же честно отвечаем? Но, будь передо мной сейчас золотая рыбка, я бы ничего не поменяла в кадетском образовании.


Фото: Полина Зиммерман

Как попасть в кадетский класс

Чтобы попасть в кадетский класс, нужно хорошо сдать обязательное тестирование по русскому и английскому языку и по математике, а также получить заключение педиатра о хорошем физическом развитии. Физкультурных нормативов пока нет (в школе №2036), но со следующего года их планируют ввести. Значки ГТО будут плюсом при поступлении.

Бонус при поступлении в вуз

В последние годы стало довольно популярным такое понятие, как кадетские школы. И несмотря на то, что их история уходит в давние времена (так как они были всегда), их число за последний год заметно выросло. Итак, за год в 116 школах были открыты кадетские классы в Москве. Более всего удивительно то, что устроиться в эти классы - дело не такое уж и легкое, да и программа тут отличается от общеобразовательной простой школы. А учебный день заканчивается здесь только вечером, так как после уроков у кадетов еще куча дел: они стреляют в тире, занимаются спортом, учатся вальсировать и многое другое. Но для начала стоит разобраться во всем по порядку.

Немного истории

Само слово ''кадет'' французское, оно означает '' младший'', ''несовершеннолетний''. Перед революцией во Франции так называли тех молодых людей, которые были приняты во дворец на военную службу, потом становились офицерами. Так что можно сказать, что, став кадетами, они положили первый камень в своей офицерской профессии.

кадетские классы

Появление школ

Сама идея создания таких школ возникла недавно, в 2014 году, когда праздновали 70-летие Великой Победы. Сама идея настолько понравилось и руководству, и родителям, и даже школьникам, что в скором времени воплотилась в жизнь и стала расширяться, пользуясь широкой популярностью.

Кадетские классы - что это?

Прежде всего нужно разобраться, что собой представляют кадетские классы. На самом деле характеристика кадетского класса очень проста: это начальное военно-судебное заведение, где предусмотрена и программа среднего учебного заведения. Но основной гвоздь этих учреждений состоит в том, что школьников обучают и готовят стать военными.

кадетские классы в москве

Многие также могут интересоваться, какие кадетские классы есть. На сегодняшний день кадеты (так называют учеников кадетских классов) набираются с 7-го класса. Но есть также кадетский корпус с 5 класса. Можно сказать, что ограничений здесь практически нет. Хотя многие противники жалуются и приводят доводы, что собирать детей 11 лет (с пятого класса) - это неправильно, так как в этих школах программа очень сложная и жесткая. Но ничего не делается просто так, учебная программа полностью составлена в соответствии с возрастом детей. Из этого следует, что 5 класс (кадетский) – подготовка для более серьезной деятельности. Именно поэтому дети воспринимают кадетские классы как некую игру в самом начале обучения.

Но все-таки большой популярностью пользуются школы, набирающие учеников в корпуса (кадетские) после 9 класса.

По каким критериям набирают кадетов?

На самом деле поступить в кадетский класс способен не каждый желающий. Стать кадетом может тот ребенок, который:

Прежде чем ребенок попадет в класс, он проходит полное обследование. Но как известно, для каждого правила существуют исключения: те дети, один из родителей которых – военный, попадают в кадетские классы вне очереди, также это касается тех, чей родитель погиб во время исполнения воинского приказа. Для остальных же существует жесткий отбор. Так как кадетские классы отличаются своей нагрузкой как в физическом, так и в образовательном плане.

Структура кадетских классов

Так как это явление ново для народа, есть необходимость и разобраться в структуре кадетских классов. На самом деле она во всем отличается от общеобразовательной школы, к которой все привыкли.

характеристика кадетского класса

Прежде всего важно понять, что есть разные формы кадетства.

Кадетские корпуса

Они находятся в подчинении Министерства обороны. Этот тип представляет собой пансион, откуда ребенок может вернуться домой, только получив увольнительный. В этих корпусах учебная программа - это не что иное, как приказы Министерства обороны.

Кадетские школы

Этот вид уже подчиняется департаменту образования, сказать проще, это разновидность общеобразовательного учреждения, в котором учащиеся, кроме общих предметов, еще и усваивают военную подготовку. В кадетских школах дети носят специальную униформу и следуют организованному режиму дня. В этом случае дети по вечерам возвращаются домой. И что интереснее всего, детей туда могут набирать, начиная с первого класса.

Отличия кадетских классов от СОШ

Кадетские классы делают упор на историю. В них учащиеся углубленно изучают этот предмет. Это правило для каждой школы, а что касается изучения других предметов, тут уже все зависит от учреждения, которое вправе самостоятельно составлять учебный план. Но в основном в кадетских школах преимущество дается таким предметам, как математика, физика, иностранные языки.

На сегодняшний день есть кадетские классы (в Москве) для мальчиков, для девочек и смешанные.

кадетские классы в москве для мальчиков

Также эти школы от других отличает то, что после того, как уроки закончились, кадеты идут строем в столовую, а после обеда они идут не домой, как это происходит в обычных школах, а на строевую подготовку. Да и сами классы тут называются взводом, а староста именуется командиром. После у кадетов начинаются дополнительные курсы, которые включают:

  • Стрельбу в тире.
  • Танцы.
  • Курсы военных переводчиков.
  • Самбо.

Уже из приведенного выше становится ясно, что программа тут очень тяжелая, и не каждый ребенок может выдержать такие нагрузки.

Нужно ли отдавать ребенка в кадетскую школу?

Естественно, что обучение в таком режиме подойдет не для каждого. И тут дело даже не в самой нагрузке образования, а в том, что в кадетских школах дети живут, как солдаты. У них есть 3 комплекта униформы, которая исключает любое проявление индивидуального стиля. Кадеты везде ходят строем, у них каждый день начинается и заканчивается строевой подготовкой.

кадетские классы для девочек

Безусловно, каждый родитель сам решает, нужен ли его ребенку такой дисциплинированный уклад в жизни с самого детства. Факт, что кадетские классы делают детей более ответственными, более подготовленными к жизни. После обучения в таких школах дети могут ставить перед собой задачу, планировать и, следуя намеченной цели, дойти до необходимого результата.

Самим детям чаще всего нравится этот военный уклад, они с удовольствием занимаются строевой подготовкой, изучают основы военной службы. И после определенного возраста это становится частью их жизни и воспринимается как нечто естественное.

На самом деле кадетов не только готовят к военной жизни или к армии, а еще и учат быть порядочными, дисциплинированными, способными прощать и помогать нуждающимся.

Но тут есть еще один немаловажный момент: родителям необходимо помнить, что военное воспитание является особым видом мышления. И ребенок, с детства обучаясь в этой среде, может просто-напросто не ужиться с другими детьми и даже со своей семьей. Поэтому кадетские классы для девочек менее популярны, чем для мальчиков.

поступить в кадетский класс

Но несмотря на все это, с каждым годом число желающих попасть в кадетские классы все растет и растет. Естественно, это желание в большинстве случаев родителей. И этому есть разумное объяснение:

  • Если родители решили и хотят, чтобы их ребенок получил и продолжил военное образование.
  • Если родители хотят воспитать настоящего мужчину, патриота.
  • Если родители замечают, что их ребенок более дисциплинированный, усидчивый, а в классе другие дети мешают ему и отвлекают его.
  • И пожалуй, самый распространенный случай: в кадетскую школу отдают того ребенка-непоседу, которому нужна строгость и дисциплина. Таких детей с легкостью перевоспитывают, и после даже родители удивляются положительными изменениями их детей.

Почему их число так быстро растет?

Среди всех плюсов, что приведены выше, стало понятно, почему же кадетские классы стали такими популярными. Числа говорят сами за себя: с 2014 года кадетские классы (Санкт-Петербург) распахнули свои двери для 50 000 будущих кадетов.

Многим не нравится тот факт, что в московских кадетских школах могут учиться только дети с московской регистрацией. Но то, что обучение тут бесплатное, нравится всем. Родитель платит только за форму.

Да и в последние годы стала популярна военная профессия, а окончив кадетский класс, ребенок может с легкостью поступить в военное училище, и ему будет намного легче, так как к режиму он уже приучен, основы военного дела знает. Более 75 % учащихся в кадетских классах поступают в военные училища и продолжают строить карьеру.

какие кадетские классы

Несмотря на то что требования тут очень высокие, все же кадет может перейти в другой класс, если у него возникли какие-либо проблемы.

Отдавать ребенка в кадетскую школу или нет - дело сугубо личное, но одно важнее всего. Прежде чем решиться на что-то, спросите мнение вашего ребенка. Не вынуждайте его делать то, что он не хочет, тем более то, что он не может.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ШКОЛЬНИКОМ БЫТЬ ХОРОШО, А КАДЕТОМ – ЛУЧШЕ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В наше время, когда происходят современные социально-экономические преобразования в стране и реформирование Российской армии, возрождаются духовно-нравственные ценности, стране требуются патриоты, готовые служить Родине самоотверженно и честно.

Кадетское движение активно развивается и тому есть объективные причины. Во первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию. В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и привить самостоятельность, ответственность, эстетическую культуру, и общие моральные устои.

Цель исследования: узнать историю кадетских классов прошлого и настоящего.

Задачи:

Изучитьисторию возникновения кадетского движения.

Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?

Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов.

Проанализировать кадетское движение в 8 школе.

Провести анкетирование учащихся кадетских классов.

Объект исследования: учебно-воспитательная система кадетских классов.

Предмет исследования: учащиеся кадетских классов МАОУ СОШ №8

Гипотеза исследования: учебно-воспитательная система кадетских классов МАОУ СОШ №8 способствует формированию личности современного кадета.

Методы исследования: метод изучения и анализа литературы и документации, метод анкетирования, обобщения, анализа и сравнения.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми.

Научная статья

Глава1. История возникновения кадетского движения

1.1 Зарождение кадетсва.

Знаменитые путешественники, первооткрыватели новых земель, их именами названы острова и моря, великие полководцы, фельдмаршалы и адмиралы, прославившие русское оружие, писатели и поэты, композиторы и художники, выдающиеся учёные, государственные деятели. Сотни великих имён, тысячи биографий, очень разных, но с одним началом, одним истоком – кадет.

Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал фельдмаршала Михаила Кутузова и Петра Александровича Румянцева, флотоводцев Беллинсгаузен и Ушакова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С. Лескова, В. Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Без выпускников кадетских корпусов из нашей истории исчезли бы самые яркие страницы. России действительно сегодня нужны люди, готовые служить ей самоотверженно и честно. Так было и 3 века назад, когда молодому русскому царю понадобились единомышленники и соратники для проведения грандиозных реформ.

В 1701 году император Пётр I подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигациях наук. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в образованных людях.

Во время правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 году ею был подписан указ о создании Шляхетского (дворянского) кадетского корпуса.

История кадетских корпусов в России трагически оборвалась в октябре 1917 года. Для новой власти даже само слово кадет было ненавистно, как один из символов свергнутого имперского мира. Кадеты были самыми юными участниками гражданской войны. Они оказались и самыми твёрдыми в своих убеждениях, были готовы принять смерть, но не могли, не хотели отказаться от того чему их учили.

Для победителей кадеты были, классовыми врагами и поэтому кадетскому воспитанию не было места в новой стране. От этого наследия старого мира, от этого уникального двухвекового педагогического опыта, большевики отказались бесповоротно. Кадетские корпуса, как система, как идея должны были бесследно исчезнуть.

Но оказавшись на чужбине, иммигранты сумели создать для своих детей новые кадетские корпуса. В Югославии, во Франции за корпусными стенами дышала русская культура, укоренялись русские обычаи, пульсировала настоящая русская жизнь. Великая сила традиции, помогла нескольким поколениям иммигрантов сохранить в своём сердце Родину.

В годы Великой Отечественной войны похожие учебные заведения были созданы в Советском Союзе. В Указе, подписанном Сталиным, подчёркивается по типу старых кадетских корпусов. Суворовские и Нахимовские военные училища заменили семьи многим тысячам военных сирот. Воспитали блестящих военачальников, выдающихся учёных, инженеров, художников, музыкантов, писателей, космонавтов. Время всё расставляет по местам. В конце ХХ века во многих городах России, создаются кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы. Открывается новая страница в истории кадетского воспитания и образования.

Чем же кадетство привлекает детей и подростков?

Из 300 лет движения российского кадетства -16 принадлежит кадетам МАОУ СОШ №8. Первый кадетский класс в нашей школе был набран в 2001 году.

Но чем же кадетство привлекает детей и подростков?Конечно не только красивой формой, в которой они находятся ежедневно в школе. Но и своими делами и поступками. Кадетские классы кроме обязательного изучения общеобразовательных дис­циплин, имеют блок дополнительного образования, включающий разделы по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно -патриотическое, культурологическое

К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс.

Кроме того, существуют еще и династии, в том числе и военные династии. В нашей семье все мужчины проходили службу в вооружённых силах, либо в правоохранительных структурах. Мои прадеды и их братья во время Великой Отечественной войны сражались с фашистским захватчиком, некоторые из них погибли - красноармеец Прозоров Пётр Александрович в ноябре 1941 года, красноармеец Прозоров Афанасий Александрович в декабре 1942 года пропал без вести, красноармеец Бушмакин Иван Кузьмич пропал без вести в августе 1941 года. Младший лейтенант командир разведывательного взвода Пермяков Николай Иванович погиб в 10.01.1943 года в под Сталинградом. Был награждён орденом Отечественной войны II степени. Вернулись живыми, но комиссованными в связи с ранениями - Прозоров Михаил Никифорович, Кузнецов Филипп Иванович, который в последствии служил в милиции, затем в вооружённой охране Ижевского механического завода. Многие родственники отца и матери после службы в вооружённых силах продолжали служить в правоохранительных структурах или в армии - прапорщик Прозоров Григорий Михайлович, во внутренних войсках МВД, сержанты: Волков Аркадий Иванович, Вильмон Анатолий Викторович, Бортников Владимир Викторович в подразделениях милиции. Мой папа в 1995 году проходил службу на Северном Кавказе, выполнял там боевые задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения во время вооружённого конфликта. Мои родители отец - врач, мама - фельдшер, с их медицинскими специальностями, как в мирное, так и в военное время могут быть направлены в зону чрезвычайного положения, они оба военнообязанные. Мама в звании рядового, папа офицер в звании - лейтенанта. У меня не было другого никакого желания, как пойти только в кадетский класс.

1.2 Воспитательная работа в кадетских классах МАОУ СОШ №8

Прием в кадетский класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. В кадетские классы в нашей школе принимаются мальчики и девочки с первого класса. Цель деятельности кадетских классов в нашей школе: воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего

а) интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира,

б) культурой межнациональных отношений,

- способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию,

-умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации,

Наши кадеты в течение учебного года учувствуют большом количестве военно патриотических мероприятий. (приложение 2)

Одной из особенностей организации учебного процесса является взаимодействие взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, полковник-наставник, классный руководители, социальный педагог, психолог) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, мероприятия города и округа), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, готовятся к воспитательным мероприятиям, заняты разнообразной внеурочной деятельностью). Такая организации учебного процесса, во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых, позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.

Достижению цели способствует и ношение кадетами формы, выполнение ритуалов, свойственных военным структурам, строевая подготовка, еженедельное построение, приветствие учителя.

В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); похвальный отзыв в письме к родителям; награждение похвальной грамотой.

Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:

кадеты активнее участвуют в городских, мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях .

для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.

Наблюдения показывают, что в кадетских классах наши кадеты усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.

Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса: доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;введение кадетской формы для учащихся; свыделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день; усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

1.3 Хорошо ли быть кадетом

К положительным сторонам относится режим дня в кадетских классах, двухразовое питание, дополнительное образование и спортивно-массовые мероприятия.

Мы выяснили, что в кадетских классах существуют следующее преимущество: реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки), школьного тира, школьного музея; воспитательная работа с кадетами командиров - воспитателей.

Одной из проблем является обустройство территории школы для тренировочных занятий кадет на улице. Для обучения учащихся способам преодоления разнообразных препятствий, метанию гранат, развитие у них выносливости, быстроты, силы, ловкости, а также воспитание смелости, решительности, находчивости, уверенности в своих силах нужна полоса препятствий во дворе школы.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Количество учащихся кадетских классов в России и на Ямале

Изучив, большое количество литературных источников по теме, мы выяснили: что в 1997 году Президент России подписал указ о создании в стране кадетских классов и школ с целью формирования в подростках качеств, достойных настоящего мужчины, подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

В 2015/2016 учебном году в 71 субъекте Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность 157 общеобразовательных организаций со специальными наименованиями, в которых обучается 49 212 человек: 25 казачьих кадетских корпусов; 101 кадетская школа; 31 кадетский (морской кадетский) корпус. [5]

Казачьи кадетские корпуса. Из 25 казачьих кадетских корпусов – 2 корпуса являются федеральными, 21 кадетских корпусов создан субъектами Российской Федерации и 2 муниципальными образованиями. В казачьих кадетских корпусах обучается 5 187 человек.

Кадетские школы. Из 101 кадетской школы – 1 школа является федеральной (Ростовская область), 59 школ созданы субъектами Российской Федерации и 41 муниципальными образованиями. В кадетских школах обучается 35 913 человек.

Кадетские (морские кадетские) корпуса. Из 31 кадетского (морского кадетского) корпуса – 2 являются федеральными (Омская область, Самарская область), 28 созданы субъектами Российской Федерации и 1 муниципальным образованием. В кадетских (морских кадетских) корпусах обучается 8 112 человек.

Кадетские (казачьи) классы в общеобразовательных организациях. В общеобразовательных организациях России создано 7 343 кадетских и казачьих классов (в них обучается 161 137 человек).

На Ямале образованы 132 специализированных кадетских класса, в которых обучаются 2 114 человек. В единственной на Ямале средней общеобразовательной кадетской школе N 13 г. Нового Уренгоя в 31 классе обучаются 664 человека по 4 профилям: ОМВД, МЧС, казачий и оборонно-спортивный. Кадетские классы имеются в г.Лабытнанги, г.Салехарде, Новом Уренгое (5), Пуровском районе (6), в Надыме.

2.2 Анкетирование учащихся кадетских классов

Для решения поставленных в работе задач, было проведено анкетирование в 12 кадетских классах нашей школы. Всего опрошено 312 кадет.

Вывод: ребята выбирают кадетские классы не только для получения общего образования, но и

так как здесь они получают физическое и нравственное развитие, адаптируются к жизни в обществе. Получают основы к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Заключение

Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны.

Цель и задачи исследования мною выполнены. Мне удалось изучить историю возникновения кадетского движения. Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?

Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов. Проанализировать кадетское движение в моей школе. Провести анкетирование учащихся кадетских классов в мАОУ СОШ №8.

В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: воспитательная система МАОУ СОШ №8 способствует формированию личности современного кадета.

Данная работа имеет практическую значимость. Её материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми.

Российским кадетам ХХI века только предстоит вписать свои имена в историю Отечества. У нас всё ещё впереди!

Список литературы:

1. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

2. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания //Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

3. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.

4. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.

5. Найденова И. А. Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности / И. А. Найденова, Ю. В. Нагорнова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань, 2014. - С. 35-38.

6. Панкеев И. Энциклопедия этикета. М., 2007

7. Программа развития МАОУ СОШ№8 на 2016-2019 годы

Дата обращения 12.12.2016

2. Владимиров, А.И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект и современность. Текст выступления на Всемирном Русском Народном Соборе [Электронный ресурс] //А.И.Владимиров //

Лалаев, М.С. Кадетские корпуса России //Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению. –М., 1980. – С. 31_33.

Вестник ОГУ №11 (130)/ноябрь`2011

Приложение 1.

А что такое в вашем понимании - Родина?

По-твоему мнению, чем отличается учащийся кадетской школы от ученика общеобразовательной школы?

Почему вы выбрали кадетский класс?

Имеются ли в твоей семье военные династии?

Перечень военно-патриотических мероприятий в МАОУ СОШ №8

Посвящение в кадеты и присвоение кадетских званий;

Смотр-конкурс песни и строя;

Конкурсы, викторины посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне;

Уроки мужества, посвященных памятным датам России, с участием ветеранов Великой Отечественной войны и участников боевых действий;

Соревнования по военно-прикладным видам спорта среди обучающихся 1-11 классов;

Смотр-конкурс на лучший класс по физической подготовке;

Организация экскурсий в школьный музей;

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню вывода войск из Афганистана, дню Памяти;

Лыжные марш-броски, посвященные памятным датам русской истории;

Принимают участие во всероссийских, окружных городских мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи.

Городская военизированная эстафета;

Читайте также: