Дионис и его свита краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

II. Символы, атрибуты, священные растения и животные

СимволыТирс (θύρσος, жезл, увитый плющом и виноградом и увенчанный сосновой шишкой); венок из плюща
АтрибутыТирс; венок из плюща; чаша для вина; виноградная лоза

III. Родственники и слуги

IV. Культовые функции и центры поклонения

Покровитель местностиБеотия — область в Греции; Наксос — греческий остров; Эдония — область в Западной Фракии
Главное святилищеГора Киферон в Беотии (центр вакхических оргий)

V. Основные мифы о Дионисе

VI. Избранные мифы (отрывки из источников)

1) Рождение Диониса

«Влюбившись в Семелу, Зевс тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей, что сделает все, о чем она только его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила его прийти к ней в том же самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс прибыл в ее брачный чертог на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела, от страха упав замертво, родила шестимесячное дитя, а Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро. После смерти Семелы остальные дочери Кадма распустили слух, будто Семела разделила ложе с каким-то смертным человеком и стала после этого лгать, будто бы ее любовником был сам Зевс, за что она и была убита перуном. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермесу. Последний отнес ребенка к Ино и Афаманту, попросив их, чтобы они воспитали дитя, как девочку.

Разгневанная этим Гера поразила Афаманта и Ино безумием, и Афамант убил своего старшего сына Леарха, приняв его за оленя, а себя вообразив охотником. Ино же бросила Меликерта в сосуд с кипящей водой и затем, подняв труп ребенка на руки, кинулась в морскую пучину.

2) Дионис и гибель Пенфея

Менады разрывают на части царя Пенфея. Аттический краснофигурный килик, ок. 480 до н.э.

Менады разрывают на части царя Пенфея. Аттический краснофигурный килик, ок. 480 до н.э.

3) Дионис и преступление Ликурга

Безумие Ликурга (Ликург нападает на нимфу Амброзию, Дионис превращает ее в виноградную лозу). Мозаика из Геркуланума, 50-79 н.э.

Безумие Ликурга (Ликург нападает на нимфу Амброзию, Дионис превращает ее в виноградную лозу). Мозаика из Геркуланума, 50-79 н.э.

4) Дионис и вино Икария

Икарий принимает в гостях Диониса со свитой менад и сатиров. Римская копия греческого оригинала, конец II в. до н.э.

Икарий принимает в гостях Диониса со свитой менад и сатиров. Римская копия греческого оригинала, конец II в. до н.э.

5) Дионис и тирренские морские разбойники

Дионис и тирренские морские разбойники. Аттический чернофигурный килик, ок. 540 до н.э.

Дионис и тирренские морские разбойники.
Аттический чернофигурный килик, ок. 540 до н.э.

Превращение морских разбойников в дельфинов. Этрусская чернофигурная гидрия, ок. 510-500 до н.э., фрагмент росписи

Превращение морских разбойников в дельфинов.
Этрусская чернофигурная гидрия, ок. 510-500 до н.э.,
фрагмент росписи

Дионис, Силен и тирренские морские разбойники. Мозаика, Тунис, II в. н.э.

Дионис, Силен и тирренские морские разбойники.
Мозаика, Тунис, II в. н.э.

6) Бракосочетание Диониса и Ариадны

7) Нисхождение Диониса в подземный мир

— Гигин, «Астрономия, II.5.3, пер. А. Рубана

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:

— Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса, и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена, они должны были воспитать его.

Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад, среди других созвездий.

Дионис и его свита

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.

В греческой мифологии Дионис — олимпийский Бог плодородия, вина, виноделия, безумия и веселья. Он — Бог виноградарства и виноделия, связанный с ростом и сбором плодов. Поскольку вино было неотъемлемой частью древнегреческой культуры и праздников, Дионис был одним из наиболее популярных божеств и, возведенный в культ, являлся главным религиозным центром во время производства и потребления вина.

Согласно распространенной традиции, Дионис — сын Зевса (царя олимпийских богов) и смертной Семелы, дочери героя-фонетика Кадма из Фив. Орфические легенды (основанные на рассказах Орфея), однако утверждают, что он сын Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира).

Известный среди римлян как Вакх или Либер (свободный), Дионис также позже был связан с видами искусства и считался покровителем художников. Его фестиваль, проводившийся весной, фактически стал первоначальной движущей силой развития греческого и римского театра.

Атрибуты Диониса включали тирсос (посох с наконечником из сосновой шишки), чашу для питья и корону из плюща. Его часто изображали с бычьими рогами и верхом на пантере. В мифах Диониса часто изображают женоподобным длинноволосым юношей. Говорят, что он странствовал по миру, распространяя свой культ, и обычно его сопровождал отряд сатиров (получеловеческих, полукозлиных существ) и менад, диких женщин-приверженцев, залитых вином и одетых в оленью шкуру.

Древнегреческие мифы о Дионисе

Дважды рожденный

Семела была принцессой Фив, дочерью героя-фонетика Кадма и богини Гармонии. Однажды, во время жертвоприношения быка на алтаре Зевса, Семела приглянулась царю Олимпийских богов. Зевс преследовал Семелу и вскоре был вовлечен в роман с принцессой.

Со временем Семела забеременела ребенком Зевса Дионисом, и Гера (жена Зевса) узнала о романе своего мужа. Ревнивая и разъяренная Гера спланировала свою месть. Зная, что ни один смертный не может видеть его в его истинном облике, Зевс посещал Семелу в человеческом облике.

Гера переоделась и подружилась с Семелой, и когда принцесса рассказала ей о своем романе с Зевсом, Гера усомнилась в этом утверждении. Затем Богиня убедила Семелу стать свидетельницей божественной формы Зевса. С подозрением и любопытством Семела решила попросить Зевса загадать желание, заставив его поклясться на реке Стикс, что он исполнит все что угодно.

Наконец, когда Зевс согласился, Семела пожелала увидеть его во всей красе. У удрученного Зевса не было другого выбора, кроме как подчиниться. Смертная Семела в результате была поглощена пламенем и превратилась в пепел. Однако Зевсу удалось спасти нерожденного Диониса от огня и зашить ребенка внутри своего бедра, где он вынашивался до тех пор, пока не пришло время для рождения. Таким образом, Дионис родился дважды и обрел бессмертие, родившись из бедра Зевса. В некоторых мифах Семела позже была спасена своим сыном Дионисом из подземного мира и поднялась на Олимп, чтобы жить со своим сыном.

Легенда о Зевсе и Персефоне

Согласно орфическим легендам (основанным на рассказах Орфея), Дионис был ребенком Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира и дочери Зевса и Деметры). Что не было редкостью среди греческих богов, Персефона была одновременно дочерью, племянницей и невесткой Зевса.

Согласно мифу, Зевс соблазнил Персефону в пещере в виде змеи, и этот союз привел к рождению Диониса. Ребенок был любимцем своего отца, который, несмотря на свое младенчество, смог взобраться на трон Зевса и размахивать его молниями, что во многом сделало его преемником Зевса.

Это было неприемлемо для Геры, которая подстрекала титанов убить ребенка. С ее помощью Титанам наконец удалось выполнить задачу, и младенец Дионис был разорван на части и съеден. Однако Афина (богиня мудрости и войны) сумела спасти сердце ребенка и отдала его Зевсу. Разъяренный Зевс поразил титанов молнией, и они были поглощены огнем. Затем он поместил уцелевшее сердце в зелье и отдал его одной из своих смертных любовниц, Семеле. Наконец, Дионис родился от Семелы как реинкарнация сына, которого родила Персефона.

Древнегреческая мифология повлияла на культуру всего мира, от истоков цивилизации до наших дней. Она тесно переплетена с культами, носившими антропоморфный характер — религиозные представления греков вышли из их повседневности. Бог Дионис покровительствовал растениям, винограду, виноделию, силам природы и театру.

  • Рождение и воспитание
  • Почитание в Древней Греции
  • Распространение культа
  • Символика, соратники бога виноделия
  • Свершения Диониса, согласно мифам
  • Хвала Бахусу

Дионис — бог виноделия и плодородия в греческой мифологии

Рождение и воспитание

Отцом Диониса был Зевс, верховный бог, а матерью — смертная женщина, Семела. История появления малыша на свет необычна, как и многие греческие мифы. Жена Зевса, Гера, узнала, что супруг ей изменяет. Она решила хитростью погубить соперницу, поскольку не хотела, чтобы побочный ребенок родился на свет. Явившись под видом странницы, она внушила Семеле мысль о том, что возлюбленный должен явиться ей во всем божественном блеске — чтобы доказать свою божественность.

Зевс и Дионис

По другой версии, чтобы избежать мести Геры, ребенка отдали родной тетке и ее мужу Афаманту. Они воспитывали юного божка, как девочку, но это не помогло защитить его. Ревнивая богиня наслала безумие на Афаманта и тот убил собственного сына. Его жена вместе Дионисом и вторым своим сыном бросилась в залив. Зевс превратил Диониса в козленка и его вырастили нимфы Нисейской долины.

Там был и еще один воспитатель — Силен. Именно он открыл юноше тайны приготовления пьянящего напитка из винограда, научил понимать природу. В качестве награды за труды Зевс перенес нимф на небо — теперь они являются скоплениями звезд возле Альдебарана (Гиады). Бог виноделия в греческой мифологии известен он также под многими другими псевдонимами:

Рождение Диониса

Исследователи полагают, что миф о рождении от Зевса обеспечивал Вакху место на Олимпе. Дионис в представлении людей того времени был веселым, но своенравным. Развлечения были обычным его времяпрепровождением. Но иногда юноша становился очень неприятным и легко насылал безумие на тех, кто его не почитал.

Почитание в Древней Греции

Культ Диониса начал повсеместно распространяться к VIII—VII вв. до н. э. В то время стали появляться крупные полисы (города-государства), развивалась демократия. Местные божки постепенно вытеснялись. Как покровитель земледелия и плодородия Бахус импонировал представителям простого народа, которые почитали его в пик Аполлона, защитника родовых аристократов. Было несколько основных обрядов, посвященных Дионису. Все они подразумевали веселие и включали в себя:

Почитание Диониса в Древней Греции

  • Торжественные процессии.
  • Состязания поэтов.
  • Распитие вина.
  • Представления с переодеваниями.

Также в это время люди должны были петь веселые песни, проводились даже хоровые конкурсы. В Древней Греции праздники проходили в марте-апреле и назывались Дионисиями.

В январе-феврале проводились Ленеи, включающие исполнение комедий, Малые (Сельские) Дионисии в декабре, с повторами трагедий, ранее сыгранных на городских праздниках.

Распространение культа

У эллинов воспевание Диониса слилось с поклонением фригийскому Сабазию. В Риме же Дионису поклонялись под именем Вакха (откуда и пошло название — вакханалии) а также Бахуса. Врумалии, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были сродни шабашу ведьм:

Дионис

Вакханалии в Италии и Риме проводились поначалу редко, посещали их лишь женщины. Затем праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Рание версии вакханалий проводились под покровом темноты, они включали в себя дикие пляски, ритуальные совокупления. Разыгрывалась смерть Вакха, которого символизировал бык. Жертвенное животное разрывали на части и поедали еще теплое мясо.

Дионисизм распространился по всей Греции в VIII—VII вв. до н. э. Культ должен был освобождать душу от всего тленного, объединить ее с космическим началом, доказать бессмертие. Но все чаще празднования превращались в безумные оргии с разгулами страстей (оттуда у этого слова и пошла негативная окраска).

Торжества быстро приобрели дурную славу, поскольку на них планировались тайные сговоры и преступления.

В итоге они были повсеместно запрещены, кроме ряда случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы заменили приношением плодов урожая. Вакханалии постепенно превратились в праздники урожая.

Символика, соратники бога виноделия

Виноградная лоза

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады и Дионис

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Дионис часто изображался в виде быка, который являлся символом земледелия, плодородия. Эллины почитали природу, плодородие было важным для сельских жителей. Богатый урожай, по их мнению, служил символом расположения богов.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того как Гера лишила его разума, бог вина пустился в путешествие по Сирии и Египту, побывал в Индии, Малой Азии и в итоге вернулся в Грецию. Повсюду он обучал людей выращиванию винной ягоды и изготовлении из нее пьянящего напитка. Деяния Диониса на этом не ограничивались. Бог веселья не всегда был милым — согласно легендам, он мог лишить разума тех, кто отказывался признавать его богом, и даже убивал, когда выходил из себя. Один миф гласит, что царь Ликург зарубил собственного сына, думая, что искореняет виноградную лозу.

Схождение в Аид — следующий подвиг, который совершил великий бог, и не ради удовольствия. Он спустился в царство мертвых для того, чтобы забрать оттуда свою мать. Торжественно вывел Семелу из Аида, чтобы она заняла место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Бог Аид

Однажды прекрасный юноша был захвачен в плен пиратами, которые случайно увидели его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели добраться до Азии и продать его в рабство. Однако бог избавился от оков, мачты корабля превратил в змей, а виноградная лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведицы. В ужасе пираты прыгнули в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он был и великим любовником, соблазнившим множество прекрасным дам. Например, состоял в связи с богиней Афродитой, в результате которой появился на свет бог полей и садов Приап. Красавица отказалась от своего сына, поскольку тот был чрезвычайно уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно пребывал в состоянии эрекции. Став взрослым, он попытался соблазнить даже собственного отца.

Были среди его любимых и довольно странные особы. Например, дочь титана Авра. Она родила от связи с покровителем виноделия близнецов. Одного из детей (девочку) она съела, но мальчика удалось спасти — богиня Артемида отнесла его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Была у покровителя веселых праздников и законная супруга. Это Ариадна, которая указала Тесею путь из лабиринта. Ее возлюбленный оставил девушку, отчего она сильно грустила. Но Дионис сумел утешить красавицу, которую взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить приглянувшуюся ему девицу за то, что она вышла за Тесея. После брака со смертным она могла принадлежать ему только пройдя через смерть. Артемида выпустила в красавицу стрелу, затем та воскресла и стала супругой покровителя плодородия. Родила в браке сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс преподнес молодым подарок — сделал Ариадну бессмертной.

Мифы приписывают Бахусу также любовную победу над Гермафродитом (сыном Гермеса и Афродиты).

Хвала Бахусу

Хвала Бахусу

Значение культа бога плодородия было велико — почитая природное начало, люди принимали жизнь вместе со всеми ее проявлениями. Впадая в экстатическое состояние, они переживали единение с мирозданием, где все объединялось в единый танец. Люди и животные, смерть и жизнь, наслаждение и боль — все сливалось. Не было правил и запретов. Рассудок отступал, сменяясь древними инстинктами.

Заповеди бога Апполона призывали укрощать дух, смирять плоть. А культ Диониса открывал в самой сущности человека нечто дикое, что обычно прячется за здравым смыслом и порядком. Почитая его, люди выражали скрытый протест официальной власти. Даже после принятия христианства они не желали расставаться с Бахусом. Продолжались праздники в его честь, хотя старые святилища разрушались, а на их месте возводились церкви. Но виноградари по сей день восхваляют своего покровителя, бога плодородия.

Читайте также: