Дилогия о генрихе 4 краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Об авторе

Генрих Манн (1871-1950) – знаменитый немецкий прозаик, брат писателя Томаса Манна. Мальчик рос в достатке, окончил гимназию и университет в Берлине. Был академиком в Академии искусств, а позже, в шестьдесят лет, стал председателем этой академии. В 1933 года уехал в Чехию, а затем во Францию, после прихода к власти парти национал-социалистов. С 19040 года находился в Америке. В Германии существует премия Генриха Манна, учрежденная в 1953 году. Многие его произведения были экранизированы.

Самые знаменитые книги писателя:

Мальчик рос в Беарне, замке Коаррац, поближе к народу, как считала мать, и звали его Генрихом. Дед его был владельцем одного из склонов Пиренеев, королем Наварры. Когда шла война между двумя религиозными направлениями — протестантами и католиками — он, будучи католической веры, спокойно принимал и протестантов.

После смерти отца Жанна стала королевой Наваррской. Она была замужем за Антуаном Бурбоном, который являлся генералом у французского короля. Королева видела его редко из-за постоянных походов во славу Франции. Мать Жанны была сестрой короля Франциска, поэтому она мечтала, чтобы сын Генрих стал королем. Она отправила сына и дочь в Париж, изменив веру на протестантскую.

Molodye gody Henrikha

Приехав в Лувр, Генрих сошелся с молодежью, королем Карлом, принцами Генрихом и Алансоном, а также Маргаритой Валуа. Королева-мать Екатерина Медичи, не смотря на протестантскую веру Жанны, захотела ее иметь в союзниках, так как нужно было давать отпор семейству Гизов, в друзьях у которых ходил король Испании. Наваррская королева ради сына поехала в ненавистное гнездо Екатерины.

Генрих был заводилой в компании молодежи. Чтобы он получил достойное образование и остепенился, его послали учиться в престижный Наваррский колледж, Жанна должна была уехать, а мальчик начал учиться с Гизами, которых тоже звали Генрихами. Предложила ей уехать Екатерина, однако королева Наваррская в открытую пошла против католиков, проиграв в итоге борьбу и сбежав к себе, на юг.

Антуан Бурбон погиб в очередном походе,а молодого и горячего Генриха сделали губернатором французской провинции Гиеннь, помощником у него был генерал Монлюк, а Жанна осуществляла воспитание на расстоянии из Наварры. В десять лет мальчика взяли с собой в поездку короля Карла по стране. Однажды он подслушал, как Екатерина и испанский посол обсуждали убийство матери и Колиньи, но мать он увидел в конце путешествия в Париже, после чего она сбежала с сыном.

Когда Генриху было четырнадцать лет, Колиньи и Конде пошли на Париж, чтобы свергнуть короля Франции. Он возмужал, стал играть в карты и ходить по женщинам, но для этого нужны были деньги, и он включился в войну, которая была проиграна. Погиб принц Конде, поддерживающий королеву, и Медичи с Жанной Наваррской подписали соглашение, оставляющее исповедующих протестантскую веру в покое.

Маргарита Валуа закрутила роман с Гизом, противником семьи Екатерины, поэтому она была против такого союза, и прочила в мужья к Марго Генриха Наваррского. Тем временем Елизавета, королева Английская, решила тоже выйти за него, чтобы ослабить французский престол.

Он выбрал Маргариту, которая еще с детства произвела на него впечатление своей красотой. Тем временем заболел и действующий король, хоть и совсем молодой мужчина, поэтому мечта о престоле могла осуществиться в любой момент. Жанна приехала к королеве-матери доказать, что Марго должна принять протестантство, но ее отравили по приказу Медичи, хотя доказать это было невозможно. Генрих стал мечтать о мести за убитую мать.

Когда Генрих прибыл в Париж, то отметил отсутствие людей на улицах столицы, а редкие встречающиеся высказывались враждебно. Он со свитой прибыл в Лувр, где его встретила Екатерина Медичи, показывающая всем своим видом, как она скорбит о погубленной королеве Наваррской. Генрих и Маргарита были помолвлены, но, покинув невесту, Генрих поехал к Колиньи, который предложил ему бежать в Наварру, чтобы остаться в живых. Генрих отказался и остался в Париже

Генрих IV, английский король, решает совершить паломничество в Святую Землю, чтобы покаяться в убийстве Ричарда II. Но этим планам сбыться было не суждено. Из донесения графа Уэстморленда король узнает, что огромная армия Англии разгромлена мятежниками, а граф Марч, который командовал ею, во вражеском плену. Еще Генриху становится известно о победе юного Гарри Перси, прозванному Хоспером, над шотландцами. Врагов, которых Хотспер взял в плен, он не желает выдавать королю. Генрих восхищается Хотспером, он невольно сравнивает его со своим непутевым сыном и испытывает зависть к отцу молодого Гарри Перси.

Генрих требует, чтобы Гарри доставил пленных к нему. Но молодой Перси не собирается этого делать прежде, чем будет выкуплен из плена его шурин Мортимер. Король в гневе заявляет, что не намерен растрачивать казну на выкуп предателя. Дядя Хотспера, граф Вустер, напоминает Генриху, что его корона получена благодаря семейству Перси. Все это усугубляет конфликт между королем и домом Перси. Гарри разгневан. Его дядя предлагает восстать против Генриха, объединившись с Мортимером, архиепископом Йоркским и другими влиятельными людьми.

Перед началом мятежа заговорщики съезжаются в Уэльс. В бою с королевской армией им должен помочь Глендаур, предводитель мятежного войска. Но он задерживается. Тем не менее, Хотспер собирается биться, несмотря на малое число воинов. Соратники уговаривают юного Перси отложить битву, и он соглашается вступить в переговоры с Генрихом IV. Король не желает кровопролития и обещает помиловать восставших, если те откажутся от боя. Однако Вустер и Вернон не передали Гарри Перси королевское предложение, скрыв от него намеренье монарха примириться. Они не могли поверить в искренность Генриха IV.

Хотспер ввязывается в неравный бой с королевской армией, и погибает от руки принца Генриха. Король победил. Вустер и Вернон приговариваются королем к смертной казне – по их вине погибло много рыцарей. Королевские войска, разделившись, отправляются на дальнейшее подавление мятежа.

Часть 2

Зачинщик мятежа, граф Нортемберленд, получил известие о победе своих сообщников. Но вскоре выяснилось, что сведенья эти ложные, и сын его, Хотспер, мертв. Графу донесли, что навстречу ему движется королевская армия под предводительством второго сына Генриха IV, Джона Ланкастера и графа Уэстморленда. Он принимает решение объединиться силами с мятежным архиепископом Йоркским.

Единомышленники Йоркского архиепископа прикидывают, есть ли у них шанс победить. Они считают благоприятным то обстоятельство, что против них будет выступать лишь треть королевского войска. Сам же Генрих со старшим сыном поведут свою часть армии против Глендуара из Уэльса. Оставшаяся треть королевских рыцарей должна сразиться с французами.

Генриха IV настигает тяжелая болезнь, из-за которой он вместе со своей армией вынужден вернуться в Лондон.

В Уорквортском замке вдова Хотспера выговаривает своему тестю, графу Нортемберленду за то, что он притворился больным и оставил сына без поддержки. Вдова винит графа в смерти своего мужа. Вместе с женой графа, она настаивает на его отъезде в Шотландию. Женщины просят графа не помогать архиепископу Йоркскому.

Король Генрих, который во время мучительной болезни находится в Вестмин¬стерском дворце, думает, что ночи без сна – это удел всех царствующих особ. Еще ему вспоминается предсказание Ричарда II о неизбежном разрыве с семейством Перси. Чтобы не огорчать больного короля, граф Уорик скрывает от него, насколько сильны восставшие. Он оповещает Генриха о смерти Глендауэра, мятежного Уэльского правителя.

Граф Нортемберленд, вняв уговорам жены и невестки, сбегает в Шотландию. Позиции архиепископа и его единомышленников сильно ослаблены. Восставшие лорды готовы мириться с королем. Они подписывают мировое соглашение с принцем Джоном. Он обещает противникам неприкосновенность, однако обманывает их. Как только мятежники распустили войско, Джон арестовал их как изменников.

В Вестминстере король беседует с младшими сыновьями. Он просит их не конфликтовать со старшим, принцем Генрихом – ведь именно он унаследует корону, и будущее братьев будет зависеть от его воли. Монарха печалит мысль о том, что его приемником станет беспутный старший сын.

Королю становится хуже, он впадает в забытье. Во время сна в его спальню заходит старший сын. Он решает, что отец уже мертв, и, надев королевскую корону, выходит. Король, очнувшись, сильно расстроен и упрекает Генриха, что тот только и ждет отцовской смерти. Принцу удается убедить его в своей преданности. Тогда король вспоминает, что он и сам не был святым, когда пробивался к трону.

Король умер. К власти пришел принц Генри. Отец завещал ему воевать только за пределами страны и никогда – со своими подданными. Получив трон, Генри V простился с беспутством и прогнал дружков, с которыми прежде бражничал и безобразничал.

Эта пьеса учит тому, что граждане одного государства должны жить дружно. В результате передела власти, мятежей, гражданских войн много невинных людей.

Читать краткое содержание Король Генрих IV. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

В издательстве “Ауфбау” была впервые на немецкой земле опубликована и дилогия Г. Манна о Генрихе IV, созданная в эмиграции (“Юность Генриха IV”-1936, “Зрелые годы Генриха IV”-1938). Создавая “Верноподданного”, Манн всю свою творческую силу вложил в яростное, полное ненависти разоблачение империалистической реакции, в дилогии же о Генрихе IV отрицание соединяется с утверждением. Пафос дилогии – в утверждении гуманистической активности, борьбы за победу разума и человечности.

Генрих Манн обратился в этом произведении к истории

Франции XVI-XVII вв., к драматической эпохе кровавых распрей между католиками и гугенотами, борьбы прогрессивных сил за преодоление феодальной анархии и создание централизованного государства. Центром дилогии стала фигура французского короля Генриха IV (1553-1610), энергичного государственного деятеля, смелого и проницательного политика, сумевшего объединить под своей властью обе партии и приглушить распри в стране. Историческая достоверность событий, правда психологии людей XVI-XVII столетий, их страстей и суеверий, соединяются в дилогии с воплощением многовековых гуманистических исканий, и все это сопряжено

Размышления эти тем убедительнее, чем ощутимее живая плоть французской исторической действительности.

Герои дилогии живут на рубеже XVI-XVII вв., и писатель ревностно заботится об историческом колорите, а между тем как бы снимает временную дистанцию, включая своих персонажей в контекст мировой истории, продолженной веком двадцатым. Исторический конфликт той эпохи – борьба нарождавшейся буржуазии и нового дворянства с феодально-католической реакцией – представлен Манном как борьба жизни со смертью, человечности с варварством, разума с неразумием. Франция XVI-XVII вв. сопоставляется тем самым с Германией XX в., ее противоречия – с варварством фашизма и героикой антифашистской борьбы.

В дилогии дается широкий и контрастный показ пестрой французской жизни тех далеких времен: тут и солнечный юг Франции – царство Жанны Наваррской, матери Генриха, и сумрачный парижский двор французской королевы Екатерины Медичи, пропитанный духом мертвечины; и фанатичные гугеноты, приверженцы Жанны, и католики, слуги Екатерины; феодальные распри, борьба за престол, кровавая резня Варфоломеевской ночи, картины боев, сцены дворцовых переворотов и увеселений, пиршества Генриха, его любовные приключения, эпизоды его встреч с людьми из народа, с поэтами и учеными-гуманистами.

Дворяне, купцы, ростовщики, крестьяне, поэты, ученые – фигуры вымышленные и исторически достоверные (герцог Гиз, адмирал Колиньи, поэт Агриппа д’Обинье, философ-гуманист Мишель де Монтень, писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко) – густо населяют страницы этого произведения. В видимом хаосе, в множественности движущихся, развивающихся, борющихся друг с другом людей и явлений Генрих Манн ищет закономерности развития, обоснование прогрессивной исторической перспективы.

Роман отражает важные стороны исторического прогресса: за время жизни Генриха Наваррского, сумевшего создать централизованное государство, в стране ослабилось влияние феодальной аристократии, усилилась роль буржуазных отношений. Но на пути осуществления идеалов гуманизма выросла новая опасность – власть денежного мешка. Писатель не показывает тех социальных сил, которые в исторической перспективе могли бы противостоять этой опасности, народ в его изображении – это добрая и здоровая, но в общем пассивная, исторически безынициативная масса.

Манн возлагает надежды прежде всего на носителей передовой мысли, на их заботу о стране и народе. Устами Монтеня он провозглашает: “Лишь тот, кто думает, имеет право действовать, лишь он”. На примере Генриха IV писатель доказывает, что тот, кто думает, обязан и действовать.

Его Генрих Наваррский гордится тем, что “господа гуманисты”, возглавляемые им, “скакали верхом и разили мечом”.

Генрих в дилогии не столько реальный государственный деятель с действительно присущими ему по историческим свидетельствам чертами, сколько образ, воплощающий манновскую концепцию человека, его идеал гуманиста-борца. Генрих IV берет на себя ответственность за судьбы истории и пытается повернуть ее в русло разума, человечности.

Исторический роман тут является одновременно романом воспитания, становления личности. Все пропущено через судьбу Генриха, названия частей и глав обозначают этапы его воспитания и самовоспитания. Генрих Манн воссоздает в дилогии весь жизненный путь Генриха IV – от детских лет, проведенных в Пиренейских горах, до гибели в королевском дворце от руки подосланного убийцы.

Писатель прослеживает, как мужал в его герое разум, как закалялась его воля, как все большую определенность приобретало в нем стремление к активному прогрессивному деянию.

Жизнь Генриха, при всем многообразии пережитых им впечатлений, привязанностей, испытаний, утрат, показана как жизнь, освещенная единым смыслом, высоким и светлым. Смысл этот служит предметом постоянных размышлений Генриха, он поэтически обобщается также в образе неба.

“Мальчик был маленький, а горы были до неба… Вздымался утес, за ним бушевал водопад, словно свергаясь с небесной выси. Мальчик окидывал взглядом поросшие лесом горы, – а глаза у ‘него были зоркие, они различали на той вон далекой скале, меж деревьев, маленькую сосенку, – терялся взором в синеве глубокого, точно парящего неба, кричал, задрав голову, звонким голосом, от полноты жизни… Бегал, разувшись, по земле, всегда был в движении.

Без конца вдыхал теплый легкий воздух, точно омывавший все тело внутри и снаружи. Таковы были его первые труды и радости. Мальчика звали Генрих”.

Это – начало дилогии. Один из лейтмотивных моментов – сцена, в которой юный Генрих и крестьянская девушка Флеретта стоят у колодца и смотрят, как свет неба отражается в воде. Эта сцена много раз всплывает позднее в памяти Генриха: небо в глубинах земли. В своем юном воображении Генрих кажется себе летящим на коне навстречу небу.

В сцене боя под Арком, принесшего Генриху победу над войсками Екатерины Медичи, облака расступаются, открывая свет неба.

Небо чаще сияет над Генрихом в первой книге дилогии: здесь больше света, виднее свет земли, золото полей, зелень лугов, добрая естественность близких к земле простых людей. Колорит второй книги определяется образом безбрежного темного леса; он возникает, когда Генрих впервые видит красавицу Габриэль д’Эстре, ставшую его самой большой любовью. Чтобы выйти к свету, надо долго и трудно продираться сквозь лес реакции и человеконенавистничества – таков смысл этого символа.

Жизни Генриха не хватило на это. Но образ неба появляется и во второй книге: ее завершает послание Генриха “из облака” о счастливом будущем человечества, о мире и братстве на Земле.

Полное нехитрых радостей детство, когда мальчик Генрих под южным солнцем беззаботно играл со своими босоногими сверстниками – сельскими ребятишками, вскоре сменяется многолетним “пленением” в Лувре. Екатерина Медичи рассудила, что для нее безопаснее держать при дворе сына Жанны Наваррской. Жаняа – фанатичная гугенотка и честолюбивая мать, мечтающая о французской короне для сына.

Она неожиданно умирает; Генрих уверен, что Екатерина отравила ее. В ночь святого Варфоломея в Париже устраивается массовая резня – католики расправляются с гугенотами. Генрих, только что женившийся на дочери Екатерины Марго, усмиряет в себе жажду мщения и решает затаиться, чтобы ждать своего часа.

Проходят годы, прежде чем час этот настает, и Генрих, бежав из Лувра, собирает войско своих сторонников и одерживает победу над Екатериной.

Маркиз хочет вылечить сумасшедшего дядю. Однажды они с Матильдой Спина переоделись в Генриха IV и Матильду Тосканскую. Дядя падает с лошади, после чего начинает считать себя Генрихом IV.

За минуту

В начале 20 века на вилле в тронном зале Генриха IV висят два портрета. На одном из них изображен сам Генрих IV, а на другом Матильда Тосканская. Трое молодых людей объясняют новенькому, который только поступил на службу, как себя следует вести.

Юноши рассказывают о Генрихе IV, который вел борьбу с римским папой, угрожающим ему отлучением от церкви. Тогда Генрих поехал в Италию, в замок принадлежавший Матильде Тосканской, где просил прощения у папы.

Вошедший камердинер объявляет о прибытии хозяина замка, маркиза ди Нолли с доктором. Среди прибывших также была Матильда Спина, написанная на портрете в костюме Матильды Тосканской и ее дочь Фрида – невеста маркиза. Умершая мать ди Нолли верила, что ее сумасшедший брат поправится, и просила позаботиться о нем.

Маркиз привез врача, надеясь вылечить дядю. Однажды он и Матильда Спина нарядились в одежды Генриха и Матильды Тосканской и поехали кататься на лошадях. Дядя упал с коня, после чего сошел с ума и стал думать, что он Генрих IV.

Часть первая
Сюжет этой пьесы был составлен из летописи Холиншеда и из несколько анонимных пьес. Пьесы о царствовании Генриха IV составляют как бы среднюю часть четырех литературных произведения автора, которые составляют единство замысла автора, которая начинает Ричардом II, а заканчивается Генрих V. В произведениях соблюдена последовательность исторических событий. Действие пьесы происходит в начале XV в.Англии.

Король Генрих IV собирается возглавлять поход на Святую Землю, что должно стать наказанием за убийство Ричарда II. Но все эти планы рушатся, так как король от графа Уэстморленда узнает о том, что уэльский восставший полководец Оуэн Глендаур нанес поражение английской армии во главе с Эдмундом Мортимером, графом Марчем, который и попал в плен. Генриху также докладывают, что в битве при Холмдоне юный Гарри Перси, за которым закрепилось прозвище Хотспер, что означает сорвиголова, во главе с Арчиболдом, графом Дугласом, сразил шотландцев, но отказался пленников выдать королю.

В своем доме принц уэльский Хел с сэром Фальстафом, развлекается . Нед Пойнс, уговаривает сэра Фальстафа и принца грабануть паломников и купцов. Хел не соглашается, но Пойнс говорит о том, что в этой ситуации Фальстафа можно выставить трусом. Принц остается один и думает над своим поведением.

Между королем и семьей Перси отношения становятся очень натянутыми, из-за того, что граф Вустер, брат Нортемберленда и дядя Хотспера, говорит о том, что Генрих короной обязан дому Перси. Несмотря на то, что Хотспер говорит, что его поступок с шотландскими пленными был истолкован неверно, отказываясь их отдавать, он раздражает короля, пока король не выкупает его шурина Мортимера из плена. Хотспер в гневе, после того, как король уходит. Дядя и отец рассказывают ему от Ом, что король по отношению к Мортимеру настроен враждебно, так как незадолго до смерти убитый Ричард объявил своим наследником Мортимера . Вустер предлагает Хотсперу против короля поднять восстание , при этом заручившись поддержкой Глендаура, Мортимера, Ричарда Скрупа и Дугласа.

В Бангоре встречаются заговорщики. Хотспер соррится с Глендауром. Хотспер смеется над его верой в сверхъестественные силы и в знаки, которые сопутствовали его рождению. Другим предметом спора является раздел страны, которую они хотят захватить. Вустер и Мортимер отчитывают Хотспера за его смешки над Глендауром. Приходят жена Хотспера , и молодая жена Мортимера, и мужчины прекращают спорить.

В Лондоне король ругает сына за разгул, он сравнивает его поведение со своим в молодости и с поведением Хотспера. Генрих говорит о том, что он всегда держался в стороне от народа, и оставался в его глазах привлекательным и таинственным. В ответ на это принц обещает перегонит подвиги Хотспера.
Принц возвращается в трактир и видит там Фальстафа, который злит приятелей и ругается с хозяйкой. Принц Генрих говорит толстяку о том, что он получил перевод в пехоту, а других гуляк с поручениями рассылает и сам уходит.

Под Шрусбери в своем лагере мятежники узнают, что граф Нортемберленд не будет участвовать в сражении из-за болезни. Вустер считает что это им сильно помешает, но Дуглас и Хотспер говорят, что это их сильно не ослабит. Становится известно, что приближаются королевские войска, а Глендаур с подмогой задерживается на две недели. Это очень сильно озадачивает Вустера и Дугласа, но Хотспер готов биться, как только королевская армия приблизится к Шрусбери. Он весь в ожидании данного поединка.

Капитан Фальстаф, на дороге около Ковентри осматривает свой отряд и соглашается с тем, что его отряд очень жалок, а тех кто пригоден к службе он а взятки освободил. Приходит принц Генрих, который высказывает рыцарю о том, что его отряд очень плохой, но Фальстаф говорит, что его отряду под силу сразиться с таким врагом.
Вернон и Вустер стараются уговорить Хотспера, чтобы тот не начинал бой с армией короля, а дождался подкрепления. Хотспер и Дуглас не собираются медлить с боем. Генрих IV посылает посланца для того, чтобы узнать, чем мятежники недовольны, и он готов даровать им прощение и выполнить их желания. Хотсперу не нравятся действия короля, но он согласен и на компромисс. Битва отложена.

В Йорке восставший архиепископ, предчувствует, что его союзники потерпят поражение, и дает приказ о подготовки города к обороне.
Под Шрусбери король объявляет представителем мятежников Вернону и Вустеру, и говорит о том, что восставших помилует, если те не будут биться. Он хочет в обоих лагерях обойтись без потерь. Принц Генрих вызывает Хотспера, на единоборство, чтобы решить спор.
Вернон и Вустер не говорят Хотсперу о добрых предложениях короля, так как не верят королевским обещаниям, но вызов от принца передают. В битве принцу Генриху удается спасти жизнь отцу, который бился с Дугласом, но в битве убивает Хотспера. Над телом врага он произносит речь и замечает поверженного Фальстафа, который притворяется мертвым для того, чтобы спастись от опасности. Принц льет слезы по другу, но после его ухода Фальстаф поднимается и, замечает вернувшегося Генриха и его младшего брата принца Джона Ланкастерского, и тогда придумывает небылицу о том, что Хотспер встал после поединка, Фальстаф его добил. Плененных Вустера и Вернона король приговаривает к смерти за то, что они соврали и из-за их лжи умерли многие рыцари. По просьбе принца Генриха, раненого Дугласа без выкупа освобождают. По королевскому приказу войска разделяют и они идут в поход, чтобы наказать остальных восставших.

Часть вторая
Графу Нортемберленду сообщают, что его сын Хотспер в битве при Шрусбери убит и что армия короля во главе со вторым сыном короля Джоном Ланкастером и графом Уэстморлендом идет ему навстречу. Граф решается объединиться с войсками восставшего Йоркского архиепископа .
Верховный судья на улице в Лондоне встречает Фальстафа, и стыдит его за плохое поведение и просит образумиться на старости лет.

В замке графа Нортемберленда в Уоркворте, леди Перси обвиняет тестя за то, что из-за его несуществующей болезни погиб Хотспер, оставленный без подкрепления. Она и жена графа уговаривают его на то, чтобы он уехал в Шотландию, а не выступал вместе с, архиепископом Йоркским.
К Фальстаф, миссис Куикли и Долль Тершит весело гуляют в трактире, к ним присоединяются напыщенный прапорщик Пистоль и Бардольф. Пойнс и Принц, переодевшись в слуг, становятся свидетелями любовной сцены между Долль и Фальстафом. и слышат, как он отзывается о принце и Пойнсе. Он говорит, что принц хороший человек, но взбалмошный, а вот Пойнс обезьяна, которого надо повесить. Генрих хочет оттаскать за уши Фальстафа, тот узнав его, и тут же начинает отговариваться и говорить о том, что специально так говорил, чтобы его не вздумали его полюбить. Веселье заканчивается, когда принца и Фальстафа зовут выступить против северных восставших. Фальстаф возвращается в трактир к себе в спальню зовет Долль.

В Вестминстерском дворце король думает о том, что убитый Ричард II предсказывал разрыв отношений с семьей Перси. Граф Уорик говорит о смерти Оуэна Глендаура. Фальстаф в Глостершире , набирает солдат и встречается там с другом своей юности, судьей Шеллоу. Он всех годных к службе солдат освобождает а взятку, и оставляет плохих, Тень, Мозгляка, и Бородавку. Фальстаф идет в поход и решает на обратном пути ограбить старого приятеля.

Читайте также: