Дифференция у комплекта школьной мебели должна соответствовать

Обновлено: 05.07.2024

Компания Реванш СПБ выпускает качественную школьную мебель по доступной стоимости. В производственном процессе строго соблюдаются гигиенические требования к школьной мебели (качество материалов, особенности конструкции, размеры и цвет) и рассаживанию учащихся. Парты, столы и стулья для школьников изготавливаются в соответствии с нормативами государственных стандартов ГОСТ 11015-71, ГОСТ 11016-71, ГОСТ 5994-72. Требования гигиены охватывают правильную осанку ученика за партой во время урока, освещение класса, цветовое воздействие на зрение.

Расстановка парт в классе

Столы ученические или парты располагаются рядами таким образом, чтобы свет из окон падал с левой стороны. При этом расстояние от доски до первого ряда посадочных мест составляет от 2,4 м до 2, 7 м. Последний ряд отстоит от задней стены прямоугольного помещения на 0, 65 м. Расстояние между рядами столов или парт – 0,7 м.

Размеры мебели и отделка

Мебельные предприятия выпускают пять категорий школьной мебели с соответствующими параметрами размера и цвета. Выбор одной из пяти категорий для оборудования класса зависит от роста школьников.

  • А – рост до 130 см (желтая маркировка);
  • Б – рост 130-144 см (красная маркировка);
  • В – рост 145-159 см (голубая маркировка);
  • Г – рост 160-174 см (зеленая маркировка);
  • Д – рост 175 см и более (белая маркировка).

При отсутствии маркировки для выбора категории используется эмпирическая формула Карташихина. Для расчета буквенные символы заменяют порядковым номером по алфавиту: А=1, Б=2 и т.д.

(Рост школьника (см)-100):15 = порядковый номер буквы категории.

142 см – 100 = 42. 42:15 = 2 (остаток не учитывается). При росте 142 см ученику требуется мебель категории 2 (Б).

Отделка сидений стульев и рабочей поверхности парт (столов) выполняется способом окрашивания или лакировки с сохранением древесной текстуры. В качестве отделочного материала выбирается прозрачный лак или непрозрачное покрытие:

  • желтое;
  • зеленовато-желтое;
  • светло-зеленое;
  • голубое;
  • серовато-голубое;
  • голубовато-зеленое.

Коэффициент отражения составляет 35-50%.

Правильная посадка

Для обеспечения правильной посадки следует тщательно подбирать высоту сидения и крышки стола, соблюдать расстояние между стулом и столом. Во избежание переутомления, мышечных и костных деформаций, нарушений зрения следует выполнять ряд правил:

  • Расстояние между глазами и тетрадью (учебником) на столе – примерно длина предплечья с вытянутыми пальцами.
  • Зазор между туловищем и краем столешницы – 6 см.
  • Глубина сидения – три четверти или две трети длины бедра (во избежание сдавливания подколенных сосудов).
  • Высота сидения – длина голени со стопой + 3 см.

Сидение оборудуется спинкой с двумя перекладинами или сплошной профилированной.

Дистанция сидения

Расстояние между краями сидения и стола по горизонтали должно иметь отрицательное значение (край стола перекрывает край сидения на 4-6 см). Иные положения мебели приводят к увеличению статистической нагрузки и быстрой утомляемости. Объединенные конструкции парта+стул (скамья) изначально сконструированы с учетом этого правила, оборудованы откидной крышкой. Не связанные стулья и столы следует устанавливать правильно относительно друг друга перед посадкой.

Дифференция

Дифференция – расстояние по вертикали между плоскостью сидения и краем парты. Низкая дифференция создает некомфортное состояние, при котором ученик вынужденно горбится и быстро утомляется. Чрезмерно большое расстояние опасно высоким поднятием правого плеча. Длительное сидение в такой позе вызывает деформации позвоночника с правосторонними выпуклостями.

В каталоге мебели компании Реванш СПБ представлены комплекты для школы, изготовленные в соответствии с гигиеническими требованиями и положениями государственных стандартов. Чтобы купить изделия, воспользуйтесь онлайн заказом на сайте или позвоните по телефону 8 (800) 555 02 89.

Тесты онлайн по различным предметам и дисциплинам. Большая подборка полезных тестов онлайн включающая экзамен охранника, мигранта, по охране труда, в ГИМС, по русскому языку, литературе, а также для получения лицензии на оружие, психологические тесты и тесты для проведения профессионального отбора (профотбора) поступающих на службу в силовые структуры - такие как вооруженные силы РФ, в том числе в военные училища (проводят военкоматы), органы внутренних дел (полицию), в том числе институты МВД РФ, министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Тесты онлайн разработаны специально для повышения своего уровня знаний, и подходят для людей различных профессий, а также учащихся различных учебных заведений, как средних так и высших. Многие учащиеся школ, СПТУ, колледжей, институтов, академий воспользовались нашими тестами онлайн, для подготовки к успешной сдачи экзаменов. Грамотно и удобно разработанный интерфейс тестов позволяет отлично подготовится и успешно сдать экзамены.

Одно из основных требований к мебели (партам, столам, стульям) — правильное соотношение основных элементов стола и стула, которое нормируется величинами дистанции спинки, дистанции сиденья и дифференции.

Дистанция спинки — расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки парты до спинки сиденья — соответствует передне-заднему размеру туловища школьника плюс 3 — 5 см. При правиль­ной дистанции спинки между краем парты и грудью школьника остается расстояние, равное ширине ладони школьника. При завышении дистанции спинки ученик не может во время чтения и письма опираться на спинку парты, быстро устает и для поддержания туловища вынужден опираться грудью на край парты. Такая неправильная поза приводит к сдавлению грудной клетки, способствует искривлению позвоночника, сокращает сроки наступления утомления и уменьшает расстояние между глазами и рабочей поверхностью. При слишком малой величине дистанции спинки школьник, оказывается зажатым между столом и спинкой стула, у него нарушаются дыхание и кровообращение, рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление нарастает, работоспособность падает.

Дистанция сиденья (скамьи) — расстояние от края сиденья до вертикали, опущенной от края стола, обращенного в сторону ученика. Различают отрицательную, нулевую и положительную дистанцию сиденья.

Отрицательной дистанцией сиденья считается такая, при которой перпендикуляр, опущенный от края стола, упадет на сиденье в 4 — 5 см при малых и в 6 — 8 см при больших размерах ученической мебели от его края, т. е. когда сиденье заходит на 4 — 5 или 6 — 8 см под край стола. Отрицательная дистанция сиденья находится в полном соответствии с дистанцией спинки, отвечает гигиеническим требованиям и обеспечивает удобную и наименее утомительную посадку во время работы. Наличие отрицательной дистанции сиденья дает возможность прочной опоры на спинку стула при письме, чтении и исключает возможность искривления позвоночника, а также нарушений зрения.

Нулевой дистанцией сиденья называется такая, при которой задний край крышки парты или стола и край сиденья находятся на одной вертикали или, другими словами, когда перпендикуляр, опущенный от края стола, упадет прямо на край сиденья. Нулевая дистанция сиденья менее желательна.

Положительная дистанция сиденья — это дистанция, при которой между краем сиденья и перпендикуляром, опущенным от края парты, есть расстояние или, иначе говоря, когда перпендикуляр,Дистанция сиденья парты: А-отрицательная; Б-нулевая; В-положительная опущенный от края крышки стола, падает в свободное пространство перед сиденьем. Такая дистанция не отвечает гигиеническим требованиям, она не обеспечивает правильной посадки; школьник в такой случае не может при письме или чтении опираться на спинку сиденья, он отодвигается на край скамьи, что ведет к таким же последствиям, как и при чрезмерно большой дистанции спинки (рис. 7).

Дифференция — это расстояние от поверхности крышки стола до сиденья по вертикали, т. е. это высота стола над сиденьем. Дифференция среди всех размеров школьной мебели, которые существенно влияют на формирование рабочей позы, на физиологические и эргономические показатели, занимает важное место. Дифференцию принято определять, исходя из высоты локтя опущенной руки сидящего человека над плоскостью сиденья. Правильной дифференция считается тогда, когда она соответствует расстоянию от сиденья до локтевой точки руки плюс 5 — 6 см. Если дифференция стола или парты меньше установленной величины, то школьник вынужден сильно наклоняться, что затрудняет дыхание и исключает возможность правильной посадки школьника за рабочим столом, вызывая тем самым быстрое утомление. Кроме того, школьник вынужден сильно опускать правое плечо, что влечет за собой изгиб позвоночника влево и образование у него левостороннего сколиоза. Если дифференция парты или стола превышает установленную величину, что отмечается при чрезмерной высоте стола и низком сиденье, то школьнику приходится значительно приподнимать правое плечо, а это может привести к образованию правостороннего сколиоза.

Важнейшее требование к классной мебели — наклонноустроениая крышка стола. При чтении наклонное положение крышки уменьшает зрительную нагрузку, так как увеличивается угол зрения, под которым воспринимается каждый зрительный объект. Наилучшие условия видимости достигаются в том случае, если плоскость объекта и линия взора взаимно перпендикулярны. При этом условии зрительный объект, в частности книга, а следовательно и каждая буква, воспринимается под наибольшим углом зрения. При горизонтальном положении крышки стола и лежащей на ней книги или тетради учащийся, инстинктивно стремясь создать взаимную перпендикулярность ее плоскости и линии взгляда, наклоняет голову. При этом центр тяжести головы оказывается впереди точки опоры; для преодоления силы тяжести напрягаются шейный и затылочные мышцы, что способствует раннему наступлению утомления.

Расстояние от глаз до книги за горизонтальным и наклонным столами (с подставкой)При горизонтальном положении книги расстояние от глаз до верхнего и нижнего краев книги различно. Так, если принять расстояние от глаз до нижнего края книги 350 мм, а высоту книги в 200 мм, то простым тригонометрическим построением можно определить расстояние от глаз до верхней строчки книги. Оно окажется равным 431 мм. Иначе говоря, разница в расстоянии от глаз до верхнего и нижнего краев книги равна 431 — 350 = 81 мм. Такая разница требует и разницы аккомодации. Стало быть, при чтении каждой страницы происходит смена аккомодации, утомительная для глаз.

При наклонном положении книги (рис. 8), если книга лежит под углом 45°, расстояние от глаз до обоих краев книги приблизительно равное (349 и 350 мм) и утомительной для глаза смены аккомодации при движении глаз вдоль страницы не требуется.

Исследование функционального состояния мышц руки учащихся при письме за столом с горизонтальной и наклонной крышками показало, что при наклонной крышке утомление несколько меньше и возникает в более поздние сроки. Все это заставляет рекомендовать для школьных столов наклонную крышку. Необходимость же в отдельных случаях (занятия ручным трудом, занятия по биологии и др.) в горизонтальной крышке вызывает потребность в такой конструкции школьных столов, которая позволила бы придавать крышкам то наклонное, то горизонтальное положение.

На характер посадки, ее устойчивость и удобство в значительной мере влияют размеры отдельных элементов стола и стула. Одним из важнейших функциональных размеров учебной мебели яв­ляется высота сиденья, которая главным образом влияет на положение ног и наклона туловища по отношению к бедру. При низких стульях преобладает поза, когда угол сгибания в тазобедренной суставе менее 90°. При пользовании высокими стульями углы во всех сочленениях (тазобедренных и голеностопных суставах) также составляют менее 90°. Кроме того, при этом наблюдается сползание вперед и как вторичное явление — наклон в тазовой области. При высоком и низком сиденьях ученики жалуются на неустойчивость позы, на чувство давления в области седалищных бугров (при низком стуле) и в нижней части бедер (при высоком стуле). Исследования показали, что наиболее приемлемой высотой сиденья рабочих стульев является высота, соответствующая длине голени со стопой в обуви.

Для удобства позы существенное значение имеют форма сиденья и его наклон. Для учебных занятий за столом или за партой наиболее рационально использовать горизонтальные сиденья или сиденья, имеющие небольшой (2 — 3°) наклон назад. Такие сиденья допускают большую возможность перемены позы. Глубина сиденья (переднезадний размер) предусматривается не менее 2/з или не более ‘/4 длины бедер. Если глубина сиденья будет больше, то у школьника будут сжаты кровеносные сосуды и нервы подколенной впадины. Если же глубина будет меньшей, школьнику будет трудно занимать устойчивое положение и он будет съезжать со скамьи.

Для предупреждения раннего утомления и уменьшения напряжения мышц спины при работе за ученическим столом большое значение имеет дополнительная опора туловищу. У каждой скамьи (стула) должна быть профилированная пояснично-крестцовая и пояснично-подлопаточная спинка, не доходящая на 2 — 3 см до углов лопаток. Спинки подобной конструкции способствуют формированию позы с меньшим наклоном, дают надежную опору корпусу в поясничной области и не препятствуют изменению положения тела и отклонению его назад в момент отдыха.

Существенное значение имеет отделка поверхности парт, ученических столов и стульев, которая должна быть гладкой, чистой, без заусенцев, выбоин, отколов. Классная мебель изготовляется из материалов малой теплопроводности, обладающих высокой прочностью. Для обеспечения лучшего освещения класса парты окрашиваются в светлые тона: крышки — в светло-зеленый, а боковые части и сиденья — в белый или в цвет натурального дерева. Для предупреждения отсвечивания не следует покрывать парты блестящими лаками.

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см.

Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела.

Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.

Если же принять разбивку детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см.

Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь.

Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров - дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду.

Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Гигиенические требования к мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
  • Травмобезопасность;
  • Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработке;
  • Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145°. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция.

Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения.

Рис. 1. Основные размеры школьной парты

1 - высота переднего края стола; 2 - высота заднего края стола; 3 - ширина горизонтальной части крышки стола; 4 - ширина наклонной части крышки стола; 5 - высота сидения; 6 - глубина сидения; 7 - ширина сидения; 8 - дистанция спинки; 9 - дистанция сидения; 10 - диференция

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение.

Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах - 90-95 см от пола.

Гигиенические требования к одежде и обуви

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами, наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста – бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды – для улицы. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, светлой парусины или пике.

Обувь – должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Читайте также: