Дидактический материал для логопедического обследования в школе

Обновлено: 08.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Диагностический материал для логопедического обследования

Геометрические формы. Цвет.

Выделение четвёртого лишнего

Какое время суток?

Назови дни недели по порядку.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится дальше, ближе, выше, ниже.

  • Что случилось с самокатом?
  • Почему он сломался?
  • Можно ли кататься на самокате по плохой дороге

  • Когда дети пришли в лес?
  • Как они одеты?
  • Что у них в руках?
  • Что (кого) они видели в лесу?
  • Что они принесут из леса домой?

Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой.

Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?

по серии картин

Предложите ребёнку мысленно сложить рисунки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу.

Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.

Мама подарила Тане большую куклу. Таня очень любила куклу. Шила ей платья, ходила с ней гулять. Вечером пела песенки.

Прочитайте и обсудите с ребёнком текст. Попросите его пересказать.

Мы – ваши друзья!

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы – воробьи, синицы – остались с вами в городе.

Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!

Прочитайте и обсудите с ребёнком текст. Попросите его пересказать.

Части машины: кабина, руль, фары, люк, колесо, кузов, прицеп .

Поговорите с ребёнком о каждой профессии.

Поговорите с ребёнком о каждой профессии.

Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом.

Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом.

Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом.

Назови каждую картинку. Как их можно назвать одним словом?

Назови картинки. Как называют детёнышей этих животных?

Подбор прилагательных к существительным

(рыжая, хитрая, ловкая, хищная)

(новое, мягкое, красное,

(меховая, тёплая, новая,

от имён существительных

Матрёшка из дерева

Бутылка из стекла

Ручка из пластмассы

Кастрюля из металла

Варенье из слив

Шарик из резины

Тетрадь из бумаги

Сок из винограда

Образование притяжательных прилагательных

Чьи это кроссовки? (папины)

Чья это шляпа? (мамина)

Чей это хвост? (лисий)

Чьи это очки? (бабушкины)

Чьё это гнездо? (воронье)

Чья это лапа? (медвежья)

Чьи это уши? (заячьи)

Чьи это рога? (лосиные)

Глаголы с разными приставками

(под, с, пере, при, у, обо, во)

Произношение слов сложного слогового состава

Обследование грамматического строя речи

Образование множественного числа существительных

Образование уменьшительно-ласкательной формы

Родительный падеж единственного и множественного числа существительных

Чего много в лесу? (деревьев)

Чего много? (кресел)

Чего много? (гнёзд)

Чего много в коробке? (карандашей)

У кого нет мяча?

Чего в доме много? (окон)

Без чего машина?

Дательный падеж единственного и множественного числа существительных

К чему девочка пришивает пуговицу?

К кому бежит собака?

Кому кошка мешает вязать? (бабушке)

Кому трудно нести чемодан? (мальчику)

Кому нельзя есть конфеты?

Кому мальчик наливает молоко? (кошке)

Винительный падеж единственного и множественного числа существительных

Кого увидела собачка? (белку)

Кого (что) рисуют ребята?

Что несёт мальчик? (грибы, корзины)

Творительный падеж единственного и множественного числа существительных

С чем бутерброды?

Чем мама режет капусту?

Чем папа рубит дрова?

С кем гуляет девочка ?

С чем мальчик вышел гулять?

Кем хочет быть девочка?

Предложный падеж единственного и множественного числа существительных

На чём катается мальчик?

На ком красивое платье?

О ком говорит мама?

О чём говорит мальчик?

- (Где моя тетрадь?)

Согласование существительных с числительными

гласные звуки звуки

Свистящие звуки звук [С] в начале слова

звук [С] в середине слова

звук [С] в конце слова

звук [С´] Свистящие звуки звук [з] в начале слова

звук [з] в середине слова

Свистящие звуки звук [ц] в начале слова

звук [ц] в середине слова

звук [ц] в конце слова

шипящие звуки звук [ш] в начале слова

шипящие звуки звук [ш] в середине слова

шипящие звуки звук [ш] в конце слова

шипящие звуки звук [ж] в начале слова

шипящие звуки звук [ж] в середине слова

Аффрикаты звук [ч] в начале слова

Аффрикаты звук [ч] в середине слова

Аффрикаты звук [ч] в конце слова

Аффрикаты звук [щ] в начале слова

Аффрикаты звук [щ] в середине слова

Аффрикаты звук [щ] в конце слова

Сонорные звуки звук [р] в начале слова

Сонорные звуки звук [р] в середине слова

Сонорные звуки звук [р] в конце слова

Сонорные звуки звук [р´] в начале слова

Сонорные звуки звук [р´] в середине слова

Сонорные звуки звук [р´] в конце слова

Сонорные звуки звук [л] в начале слова

Сонорные звуки звук [л] в середине слова

Сонорные звуки звук [л] в конце слова

Сонорные звуки звук [л´] в начале слова

Сонорные звуки звук [л´] в середине слова

Сонорные звуки звук [л´] в конце слова

Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков

в предложении

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Саня катает Соню на санках.

Сима пасёт гусей.

Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков

в предложении

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков

в предложении

Зоя стоит возле стола.

На столе ваза с незабудками. Пустая ваза стоит под столом.

Змеи ползут по земле.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения шипящих звуков

в предложении

Кошка бежит за мышкой.

Ежи жуют ежевику.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения аффрикат

в предложении

Щенки щиплют щётку.

Зайчиха с зайчатами

пьют чай с печеньем.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения сонорных звуков

в предложении

Клоун уронил балалайку на пол.

Олень с оленёнком гуляют на лесной поляне.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения сонорных звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе комплексного обследования детей дошкольного возраста одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).

Логопедическое обследование состоит из 10-ти частей:

обследование общей и мелкой моторики;

общего звучания речи;

грамматического строя речи;

фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза;

темпа и плавности речи;

письменной речи: письма и чтения.

Полученные результаты обследования позволяют сформировать заключение, составить полную картину речевого развития младшего школьника.

Форма протокола логопедического обследования детей младшего школьного возраста.

Общая и мелкая моторики

Общее звучание речи

Грамматический строй речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Представление учителя-логопеда

Фамилия, имя, отчество ребенка: ____________________________________________

Адрес:629705, Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Сеяха,

Родной язык: _____________________________

Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие): ________________

Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда): ______________________________

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: ______________________

Общее звучание речи_______________________________________________________________

Состояние словаря _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

грамматический строй речи __________________________________________________________

фонематическое восприятие; состояние фонематического анализа и синтеза): __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

связная речь _______________________________________________________________________

Тепм и плавность речи_______________________________________________________________

Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:

Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.

Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.

Затем перейти к проверке другого звука.

При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.

И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.

Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.

Буду признательна за отзывы.

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки С - Сь)

1.Повтори : У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.

Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.

2. Назови -повтори: Бусы – собака - суп - лес - носок - самокат – стол – маски – пастух – скамейка











3. Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;

4. Повтори : Носит Сеня в сени сено , Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.

Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.

5. Назови - повтори: Сито – лисята - семь – гусь - осень – василёк – снег – сливы – светофор










6. Повтори : ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки З - Зь)

1. Повтори : Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

Спит в тазу у Зои зайка.

2. Назови – повтори: Коза – азбука - зуб – воз - забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка









3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.

Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

5. Назови – повтори: Зима - газета - козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна - земляника









3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звук Ц )

1. Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.

Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.

2. Назови – повтори: Лицо – курица - цепь - заяц - колодец - блюдце – цветочек - полотенце









3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Шипящие звуки. Звук Ш)

1.Повтори : Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.

Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.

2. Назови – повтори: Каша – камыши - шут - душ – мешок – петушок – шкаф - вишня – бабушка - солнышко











3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку

(Шипящие звуки. Звук Ж)

4. Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.

Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.

5. Назови – повтори: Лыжи – жадина - жук - ёжик – пирожок – ложка – ножницы - лыжник - подснежник










6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

(Шипящие звуки. Звук Ч)

7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.

8. Назови – повтори: Часы – качели - чай – мяч - богач – свеча - бочка – печенье - Снегурочка










9. Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

(Шипящие звуки. Звук Щ)

10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.

Щуку я не упущу.

11. Назови – повтори: Щука - щит - плащ - щенок – клещи - щетка – щелчок - стекольщик – регулировщик










12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ - Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Соноры: Р – Рь)

1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.

Роет землю у ворот. В пруду карпы.

2. Назови – повтори: Перо – корова - рак - шар - баран – помидор – труба – арбуз - трамвай - виноград











3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро - бру;

4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.

Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.

5. Назови – повтори: Репа - рябина - фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак - варежки - абрикосы










6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь - орь – урь - ырь; кря – кре – крю - кри; тря – трю - три;

(Соноры: Л - Ль)

7. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

8. Назови – повтори : Мыло - молоко - лук - пенал - стол – волк - белка – молния - клумба – иголка











9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

кла — кло —клу - слу — сло - слы – пло – плы – гла – гло - глу;

10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.

11. Назови – повтори: Полено - лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка - улитка - холодильник









12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль ; для — дле — длю — дли ; вля – слё – злю – пли;


В данной разработке представлены различные задания для обследования всех сторон речи детей. Подобранные задания носят игровой характер, что создает положительную мотивацию.

Содержимое разработки

Задания для проведения логопедического обследования

Задания для проведения логопедического обследования

 Обследование моторики артикуляционного аппарата

Обследование динамической координации артикуляционных движений

Обследование мышечного тонуса и подвижности губ

Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики

Обследование изолированного произношения звуков

Свистящие звуки[с ] –[с’] [з] –[з’] ,[ц]

Шипящие звуки

Заднеязычные звуки

Обследование шипящих и свистящих звуков

собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба

Обследование сонорных звуков

парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья

У кошки пушистый хвост.

Саша уступил место старушке.

Пара разбила тарелку.

Медвежонок залез на сосну.

Маляр красит ларек.

У наседки пять пушистых цыплят.

Корабль украшен флагами.

В чаще щебечут птицы

Орелна горе, перона орле

Обследование произношения согласных звонких и глухих Обследование произношения мягких и твёрдых согласных белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок. дети, котенок, рюмка, белье, пять. Предложения для повторения: На дубе прыгает белка. Дети видели в лесу дупло дятла. У кошки пять котят. Ребята любят изюм. У Зины болят зубы. Соня завязывает синий бант. Тетя Нюра сварила кисель из клюквы. Змея шипит, а жук жужжит

Обследование произношения согласных звонких и глухих

Обследование произношения мягких и твёрдых согласных

белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

дети, котенок, рюмка, белье, пять.

Предложения для повторения:

На дубе прыгает белка.

Дети видели в лесу дупло дятла.

У кошки пять котят.

Ребята любят изюм.

У Зины болят зубы.

Соня завязывает синий бант.

Тетя Нюра сварила кисель из клюквы.

Змея шипит, а жук жужжит

Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры

Для обследования номинативной функции слова:

Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью

Подобрать к названию целого название его части: Например: платьерукав, дверь —…. забор —…, дом —…

  • Подобрать к названным определениям подходящие предметы:
  • Мокрый -
  • Тяжелый -
  • Радостный -

Подобрать к названию общего понятия — частное: Например: животноесобака, растение — , насекомое — .

Подобрать слова, противоположные по значению:

большой — маленький; правдивый — . ; узкий — . ; кислый — . ; прилежный — . ; храбрый — . ; прочный — . ; пустой — . ; ясный — . ;веселый — .

Подобрать название предметов по их действиям :

- светит;

… - висит. И т.п.

Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела . (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело . (пели, щебетали, чирикали). Нина . (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро . (бегали, ходили, скакали, прыгали) и . (ели, глотали, кушали, клевали) крошки. Вдруг незаметно . (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она . (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала. Закончить предложение (задание можно предъявить в письменном виде): Пластилин мягкий, а камень . Диван мягкий, а скамейка . . Кашу варят густую и . .Лес бывает густой и . . Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники . . Ручеек мелкий, а река .

Для обследования номинативной функции при владении фразовой речью

  • Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу:
  • Утром к дому прилетела . (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело . (пели, щебетали, чирикали). Нина . (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро . (бегали, ходили, скакали, прыгали) и . (ели, глотали, кушали, клевали) крошки. Вдруг незаметно . (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она . (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

Закончить предложение (задание можно предъявить в письменном виде):

Пластилин мягкий, а камень .

Диван мягкий, а скамейка . .

Кашу варят густую и .

.Лес бывает густой и . .

Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники . .

Ручеек мелкий, а река .

 Обследование дыхания, голоса

Узнавание неречевых звуков

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

Различение слов, близких по звуковому составу

Обследование умения дифференцировать слоги

  • Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экра­ном):
  • да-та-та ка-га-га
  • ба-па-ба ко-го-го
  • то-то-до бу-бу-пу
  • вы-ви-вы ма-мя-мя

Лексический материал: на–на–на–па; па–ба–па–па; ка–ка–га–ка .

Обследование умения дифференцировать фонемы

Подними руку, если слышишь звук.

Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.

  • Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла .
  • а
  • ау
  • иоу

Назови первый звук в слове :

арбуз Илья улитка

альбом иголка улица

 Обследование лексической стороны речи

Исследование пассивного словаря

Исследование активного словаря

Образование относительных прилагательных

Варенье из малины — малиновое, а

варенье из вишни — ?

кисель из клюквы —?

салат из моркови —?

варенье из сливы —?

кукла из соломы —?

Образование притяжательных прилагательных Продолжи: у собаки лапа собачья, а у волка — у медведя — у льва — клюв у птицы — гнездо у орла —

Образование притяжательных прилагательных

Образование качественных прилагательных

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Образование названий детёнышей животных

утка-утенок-утята, волк-волчонок, медведь-медвежонок, белка-бельчонок, свинья-поросено, курица-цыпленок, лошадь-жеребенок, корова-теленок .

Образование глаголов совершенного и несовершенного видов Картинки и предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай – Девочка выпила чай. Маша моет руки – Маша вымыла руки. Девочка одевается – Девочка оделась. Мальчик рисует дом – Мальчик нарисовал дом. Мальчик лезет на дерево – Мальчик залез на дерево. Девочка сажает рассаду – Девочка посадила рассаду.). Рассмотреть картинки и ответить на вопросы: что делает девочка? Что сделала девочка?

Образование глаголов совершенного и несовершенного видов

  • Картинки и предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида (Девочка пьет чай – Девочка выпила чай. Маша моет руки – Маша вымыла руки. Девочка одевается – Девочка оделась. Мальчик рисует дом – Мальчик нарисовал дом. Мальчик лезет на дерево – Мальчик залез на дерево. Девочка сажает рассаду – Девочка посадила рассаду.).
  • Рассмотреть картинки и ответить на вопросы: что делает девочка?
  • Что сделала девочка?

Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры

  • Повтори слова :
  • скворечник
  • простокваша
  • лекарство
  • троллейбус
  • телевизор
  • транспорт
  • строительство
  • парикмахерская

Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы:

Обследование понимания форм ед. и мн. числа

Обследование понимания форм ед. и мн. числа прилагательных

Обследование понимания форм ед. и мн. числа прилагательных форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени

Обследование понимания значения предлогов

Составление рассказа по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных иллюстрации

Пересказ прослушанного текста ЕЖ Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа. Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком. Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.

Пересказ прослушанного текста

  • 1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006.
  • 2. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М., 1996.
  • 3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
  • работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник
  • методических рекомендаций. – СПб., 2001.
  • 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонема-
  • тического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного
  • возраста. – М., 1999.
  • 5. Логопедическое обследование ребёнка / Автор-составитель С.Е. Боль-
  • шакова. – М., 1995.
  • 6. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003 .


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для обследования речи младших школьников включающий речевую карту и презентацию к ней.

Общий анамнез (заполняется родителями)

Сведения о родителях (ФИО, место работы, должность, телефон)

1. От какой по счёту беременности родился ребенок?______2. Какие по счету роды?_____

3.Течение беременности (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, угроза прерывания, без патологий и др.)__________________________________________________________________________

4. Как протекали роды (досрочные, срочные, стремительные и т.д.)____________________

5. Баллы по шкале Апгар__________________6. Когда закричал?______________________

7. Была ли асфиксия?(белая, синяя) _______8. Рост и вес ребенка при рождении_________

9. Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)______________________________

10. Когда появились первые зубы?_________11. В год было зубов_____________________

12. Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре). До года:__________________________________________________________

Речевой анамнез

Когда появилось гуление?_______________________лепет?__________________________

Когда появились первые слова?__________________фразы?__________________________

Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, указать возраст, причину, длительность, последствия)______________________________________________________

Условия речевого воспитания в семье

Есть ли двуязычие в семье?______________________________________________________

Отношение ребенка к речевому дефекту___________________________________________

Обращались ли к логопеду? _____________________________________________________

Как долго длились занятия, их результативность____________________________________

Спасибо за оказанную помощь! Учитель-логопед 1 квалификационной категории Алия Финатовна Хамитова, тел: 89374849655, эл.почта: a l _ i _ ya 85@ mail . ru

Общая характеристика речи (запись беседы с ребенком)

Как тебя зовут?__________________________________Сколько тебе лет?_______________

С кем ты живешь?______________________________________________________________

Как зовут маму?_______________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья?__________________________________________________________

В какие игры ты с ними играешь?________________________________________________

Общее звучание речи

Темп речи (быстрый, медленный, умеренный)______________________________________

Голос (тихий, громкий)_____________Выразительность_____________________________

Периоды обострений___________________________________________________________ Ситуации, усугубляющие его проявление_________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, наличие расщелины)_______________________________________

Язык (толстый, массивный, маленький и др.)_______________________________________

Зубы (редкие, мелкие, вне челюстной дуги, крупные)________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый, боковой открытый)_________________________

Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная)__________________________

Артикуляционная моторика

Подвижность, точность, объем движений_________________________________________

Способность к переключению и удержанию позы___________________________________

Тремор кончика языка при повторных движениях___________________________________

Гиперкинезы при замедленном темпе движения_____________________________________

Какой рукой ест: правой / левой пишет: правой / левой

Обследование понимания речи

1. Выполнение инструкций в 2-3 действия_________________________________________

2. Понимание названий действий (по картинкам)___________________________________

3. Понимание названий признаков (цвет, форма, величина и др.)______________________

4. Понимание грамматических форм слова:

а) единственное и множественное число: существительных (шар-шары, гриб-грибы)_____

глаголов (где сидит, а где сидят)__________________________________________________

прилагательных (где красная, а где красные)_______________________________________

б) понимание значения предлогов _______________________________________________

в) понимание значений падежных окончаний (Покажи карандашом тетрадь)____________

5. Понимание значений сложных предложений:

а) Покажи девочку, которая ловит бабочку________________________________________

б) Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это карандаш?__________________

в) Дети пошли в лес после того, как прошёл дождь. Когда дети пошли в лес: до или после дождя?_______________________________________________________________________

Обследование словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значений слов:

б) называние предметов по картинкам____________________________________________

в) показ и название частей предметов:

чайник: донышко___________________ стул: сиденье_________________________

г) детеныши животных:

у козы___________________________ у коровы___________________________

у свиньи__________________________ у лошади___________________________

у овцы___________________________ у курицы____________________________

2. Уровень обобщения:

Мишка, мяч, пирамидка, юла____________________________________________________

Платье, брюки, юбка, носки_____________________________________________________

Сапоги, туфли, валенки, тапочки_________________________________________________

Шкаф, кровать, диван___________________________________________________________

Автобус, самолет, поезд, мотоцикл_______________________________________________

3. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

б) подбор антонимов: синонимов:

большая - ________________ врач - ________________________

высокий -_________________ друг - ________________________

сухой - __________________ печальный - ___________________

грязный - _________________ школьник - ___________________

в) образование относительных прилагательных:

кубик из дерева - ______________________стакан из стекла -_________________________

мяч из резины - _______________________ сумка из кожи - __________________________

г) образование притяжательных прилагательных:

а) называние действий по картинкам______________________________________________

б) Кто что делает?

в) Кто как передвигается?

г) кто как голос подает?

Кошка____________________ ______________ лошадь______________________________

5. Времена года и их признаки___________________________________________________

Обследование грамматического строя

1. Образование мн.ч. существительных от ед.ч. существительных:

2. Образование уменьшительно – ласкательной формы:

3. Согласование прилагательных с существительными:

Шар_________________ _____(красный) машина______________________(красная)

4. Употребление падежа существительных в зависимости от числительных:

У меня один дом, а у тебя ______________________________________________(два дома)

1 шар ___________________________________1 стул_______________________________

1 помидор________________________________1 ухо_______________________________

Обследование связной речи

1. Составление предложения по картинке__________________________________________

2. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке_______________________

3. Составление описательного рассказа по последовательной серии картин

4. Пересказ рассказа (сказки)____________________________________________________

Звукопроизношение

[С] - ___________[С'] - ____________[З] - __________[З'] - ___________[Ц]_____________

[Ш] - ______________[Ж] - _____________[Ч] - _______________[Щ] - ________________

[Л] - ______________ [Л'] - _____________[Р] - _______________[Р'] - _________________

[К,К'] - ____________[Г,Г'] - ____________[Б,Б'] - _____________[П,П'] - _______________ [Д,Д'] - ____________[Т,Т'] - ____________[В,В'] - _____________[Ф,Ф'] - ______________

[М,М'] - ___________[Н,Н'] - ____________[Х,Х'] - _____________[Й] - ________________

Обследование фонематического восприятия

и элементов звукового анализа

1. Повторение звуковых рядов:

2. Повторение рядов слов:

3. Выделение первого звука в слове:

4. Выделение последнего звука в слове:

5. Сколько звуков в слове?

Произношение слов сложного слогового состава

Дети слепили снеговика_________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод________________________________________________

Учительница ведет детей фотографироваться_______________________________________

Уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами)_______

Ошибки при чтении___________________________________________________________

Письмо (письменные работы прилагаются)

Наличие и характер ошибок_____________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям

Логопедическое заключение

После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После второго года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После первого года обучения:___________________________________________________

Результаты коррекционной работы

После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________После второго года обучения:____________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________После первого года обучения:____________________________________________________

Читайте также: