Дидактические игры по сказкотерапии в доу

Обновлено: 07.07.2024

Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.

Тимохина Ирина Владимировна

МБДОУ детского сада № 123

Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.

Сказочный мир, наполненный чудесами, волшебством, тайнами, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески его преобразует. Ребенок воспринимает все происходящее в сказке как реальность. В этот момент запускается процесс компенсации речевых и психических функций. А это немаловажно, так как работаю с детьми с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи. Включение элементов сказкотерапии в коррекционную работу оказывает воздействие на психоречевое развитие. У детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается словарь, развивается память, внимание, мышление, позитивная социализация и индивидуализация.

Предлагаю игры с элементами сказкотерапии, которые изготовила специально для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. К ним относятся:

Цель игры: Создать условия для развития логического мышления, творческого воображения.

- продолжать формировать умение детей последовательно передавать содержание литературного произведения;

- развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес, мелкую моторику рук;

- развивать связную речь, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей, в употреблении разных типов предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;

- воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, нравственно-эстетическое отношение к персонажам литературного произведения.

(для детей 6-7 лет).

Цель игры: Обобщать полученные ранее знания о сказочных персонажах, геометрических фигурах.

- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;

- развивать умение соотносить количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материал: иллюстрации к сказкам, карточки с разноцветными геометрическими фигурами.

Цель: Развивать речевую активность детей.

-совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;

-развивать связное речевое высказывание;

-развивать восприятие, внимание, мышление;

Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы, звуковые схемы.

Цель: Развивать связную речь, упражнять в употреблении порядковых числительных.

Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.

- Угадай, из какой сказки пришли герои?

- Расставь героев сказки в теремке и расскажи эту сказку (самостоятельно или с помощью педагога). Дети накладывают на изображение теремка изображения сказочных героев.

- Кто первым нашёл теремок? Кто пришел вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Кто пришел последним и сломал теремок?

Цель: Закрепить умение употреблять предлоги - над, под, между в речи.

Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.

Педагог размещает зверей в окнах-кармашках теремка, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

- Этот зверь живет под волком. Это…

- Этот зверь живет над мышкой. Это…

- Этот зверь живет между медведем и лягушкой. Это…

Затем ребенок сам загадывает загадки, проговаривая предлоги: над, под, между.

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.

Педагог предлагает заселить зверей по квартирам теремка.

- Мышка будет жить на первом этаже слева.

- Лиса - на втором этаже справа.

- Медведь – на третьем этаже справа.

- Волк – на третьем этаже слева.

- Лягушка – на первом этаже справа.

- Заяц – на втором этаже слева.

Дети расставляют сказочных животных по квартирам теремка, проговаривая их пространственное расположение.

(для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звуки [Ш], [К], [Л], [М] в словах.

Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы: Ш, К, Л, М.

Педагог ставит в верхнее окошко теремка букву, обозначающую звук [Ш] либо другой закрепляемый звук, предлагает ребенку найти картинки с этим звуком в начале, середине или конце слова (лягушка, мишка, мышка, чебурашка) и расставить их на теремке. При постановке буквы, обозначающей звук [К], ребенок выставляет волка, лисичку, лягушку, мышку, козу, кота, чебурашку, петушка, ёжика, мишка.

При постановке буквы, обозначающей звук [Л] – выставляются лиса, лягушка. При постановке буквы, обозначающий звук [М] – ребенок выставляет медведя, мышку.

Цель: Упражнять в делении слов на слоги.

Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, звуковые схемы.

Педагог размещает звуковые схемы в окна теремка с левой стороны (схему с одним кружком на первом этаже, схему с двумя кружками на втором этаже, схему с тремя кружками на третьем этаже), предлагает ребенку поселить жильцов с правой стороны в соответствии с количеством слогов.

- Назови каждого жильца. Определи количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живет. Например: волк, мышь будут жить на первом этаже, так как имеют 1 слог; лиса, заяц - на втором этаже, так как имеют 2 слога; лягушка - на третьем этаже, так как имеет 3 слога (приложение №3).

Цель: Развивать умение соединять палочки для составления плоскостного предмета, опираясь на сюжет той или иной сказки.

- Развивать пространственное мышление, логику, воображение;

- Развивать концентрацию внимания, мелкую моторику, чувство цвета.

Материал: разноцветные деревянные палочки с наклеенной лентой-липучкой на концах, изображения сказочных героев.

- Построение лестниц, колодцев, железных дорог, дорожек с соблюдением ритма.

- Выкладывание из палочек первых и последних букв слов, обозначающих имена сказочных героев (приложение №4).

-Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения;

- Формировать умение ориентироваться на плоскости листа;

- Закреплять навыки счета в пределах 10, 20;

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.

Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.

С пластмассовыми крышками от бутылок можно устроить целую серию полезных и интересных математических игр с использованием сказочных сюжетов.

Первый вариант игры (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения; формировать умение ориентироваться на плоскости листа.

Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.

Дети ставят разноцветные крышки на кружки с определенным цветом на карточках (теремок, аленький цветочек) или ставят крышки с цифрами на кружки с соответствующими цифрами на карточке (цветок, домик).

Второй вариант игры (для детей 6-7 лет).

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости листа; закреплять навыки счета в пределах 10, 20;

Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.

Детям предлагается использовать один или два игральных кубика. Дети бросают кубик, считают количество выпавших точек, выбирают полученное число, ставят соответствующую крышку на кружок с цифрой. Игра продолжается, пока весь рисунок не будет заполнен крышками. С последними цифрами придется постараться, дожидаясь, пока они выпадут, но это и хорошо, пусть ребенок тренирует навыки простого счета и понимание, что одно число можно составить из разных цифр. Можно упростить игру, убрав один кубик, или, напротив, усложнить её, добавив третий (приложение №5).

Сказочная форма игр способствует речевому развитию детей, развивает мышление, фантазию, воображение, формирует нормы поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, развивает самосознание, способствует становлению собственной личности ребенка среди других людей, развивает социальные навыки в обращении с предметным миром.

Полученные результаты и предложенные игры могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, родителями как средство развития психических и эмоциональных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

bUiaZ9RiSWc

В детской психологии имеется давний метод воспитания ребенка, с очень красивым и интересным названием – сказкотерапия. Еще наши предки пытались исключать метод наказания, объясняя ребенку смысл его поступка.

Издавна сказки были особым фактором, который оказывал большое влияние на жизнь человека.

Это своего рода моральные законы, написанные понятным языком и способные уберечь ребенка от различных напастей.

Какая любимая сказка у вашего ребенка?

0919fafe85246641c20a1445a7f664e3

Если у вашего малыша есть самая любимая сказка, слушать которую он намерен всегда и везде, то попробуйте обратиться к психологу, чтобы разобраться, что же так привлекает малыша в этом сюжете. С возрастом пристрастия детей к сказкам меняются и вполне понятно, так как они сами растут, развиваются и ставят перед собой уже иные жизненные вопросы.

Если вы желаете освоить сказкотерапию самостоятельно, то это вполне можно сделать, однако, от психологического консультирования все же не нужно отказываться. Психолог поможет вам подобрать специальные сказки, которые смогут мягко повлиять на поведение малыша.

Какие сказки подходят для сказкотерапии

Для сказкотерапии сказки можно подбирать различные: и русские народные, и медиативные, и свои собственные. Многие психологи в своей практике предлагают ребенку самому сочинить свою сказку, что является одной из основ данного метода в психологии. Таким образом, можно узнать о переживаниях крохи, об отношении его к различным семейным проблемах, к школе и т.д.

Кому полезен метод сказкотерапии

Данный метод полезен абсолютно всем деткам без исключения. Каждому возрасту ребенка подбираются определенные сказки, которые могут помочь решить психологические проблемы. Однако не стоит считать, что сказка способна спасти от всех бед. Приготовьтесь, что действие будет видно не сразу, хотя эффект обязательно будет. Сказка — это не лекарство, которое вылечивает за один прием.

Возраст для сказкотерапии

Для такого метода оказания психологической помощи ребенку свойственны свои условия работы. Малыш должен четко отличать реальность от сказочных действий. Такое Возможно в возрасте от 3,5 лет. Поэтому детей младшего возраста не стоит привлекать к такому методу психологической помощи.

Как самому сочинить лечебную сказку?

книга про вашего ребенка

Первым делом ознакомьтесь со всей необходимой литературой по данному методу. Если у крохи есть страхи чего-то (темноты, к примеру), то сочините сказку, в которой герой поможет решить вашему малышу эту проблему. Стараться нужно составлять сюжет так, чтобы ребенок заметил сходство свое с героем, чтобы он увидел в нем самого себя. Придумать сказку совсем не сложно, нужно придерживаться некоторых правил описанных здесь.

Прекрасным подарком для вашего ребенка станет книга терапевтических сказок с участием вашего ребенка. Такую книгу можно легко заказать по почте, перейдя по этой ссылке .

Упражнения-игры сказкотерапии

Для данной игры необходимо три человека, которые для начала должны будут назвать по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно будет записать на доске и утвердить. Затем каждый участник придумывает короткую презентацию выбранного персонажа (пускай расскажет, из какой он сказки и т.п.).

Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи. Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами и просьбами уточнить. Если вам бы хотелось, чтобы все участники сочинили по сказке, то тогда необходимы тетрадки, в которые сказки будут ими записываться. В комнате должна быть в это время тишина. После дети по очереди читают вслух свои произведения.

Это упражнение подойдет для развивающих занятий с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. В кругу семьи для такой игры ограничений в возрасте нет.

Для начала можно использовать всего три слова, а затем, постепенно увеличивая количество перейти к семи словам.

Количество игроков не ограничено. Все они вместе должны будут придумать три слова, которые на их взгляд должны присутствовать в настоящих сказках. Слова в итоге должны быть записаны на доске, а затем каждый участник должен составить свою сказку, используя их.

Если вы играете всей семьей, то попробуйте рассказать сказку совместными усилиями. Несомненно, будет очень интересно и вам и детям.

Игра подойдет для подростков и вполне взрослым лицам.

Почаще играйте с детьми, чтобы им было чем заняться, и была возможность с пользой повести время. Придумывайте сказки, которые станут подспорьем для вашего ребенка в сложных ситуациях. Сказкотерапия вам в этом поможет.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКОТЕРАПИЮ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ.
Используйте сказкотерапию не только в работе с детьми, но и с педагогами. Благодаря проекции на сказочных героев вы увидите их бессознательные мотивы. В статье – пять упражнений для тренинга с педагогическим коллективом.

5 упражнений, чтобы снять психологическое напряжение у педагогов (для тренинга):
Карта сказочного леса
Медитативное рисование
Совместная сказка
Сказочная загадка
Хранитель мыслей
ПОДРОБНЕЕ - В ФАЙЛЕ


1. Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

— опустите руки в коробку;

Игры со спичками

Коммуникативная игра "Обыкновенное чудо"


Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь.

В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.

Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, что­бы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Сказкотерапевтическая игра "Камень и веревка"


В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка.

Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или расса­живаются на стулья в круг.

Сказкотерапевтическая игра "Волшебные руки"

Ведущий говорит игрокам:

Сказкотерапевтическая игра "Глина и скульптор"


Для игры необходимо четное количество участников.

Ведущий обращается к игрокам:

— Знаете ли вы, что такое глина?

Сказкотерапевтическая игра "Групповая скульптура"

Сказкотерапевтическая игра "Чудесные пироги"


В игре принимают участие четное количество человек (от 4 до 8). Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит лег­кая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.

Сказкотерапевтическая игра "Моя ладонь"


В игре принимают участие несколько человек (от 3-х, до 6-ти).

Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с прият­ной музыкой.

Скажите игрокам: «Есть такое выражение: "Знать, как свои пять пальцев". Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др.

Сказкотерапевтическая игра "Ладонь друга"


В игре принимают участие четное количество игроков. Раз­меститесь удобно за столом, на диване, на ковре, как удобно. Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по па­рам. Скажите игрокам: «Мы уже знаем как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путеше­ствии каждого из вас будет сопровождать друг.

Игры в песочнице в контексте сказкотерапии

Сказкотерапевтический подход к игре с песком


Песочница является привлекательной средой для осуществ­ления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтети­ческой терапии, когнитивной и поведенческой терапии, арттерапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотера­певтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.

Психокоррекция в песочнице


Процесс психокоррекции или терапии всегда на­чинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить ис­торию и назначение метода песочной терапии. Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряжения. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря игре, мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти спосо­бы и ресурсы ее разрешения. Обычно такая информация моти­вирует.

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы для самых маленьких


Перед Вами песок. Естественное желание — по­грузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, море, солнце, ощу­щение бесконечности Мира и ожидание Чуда. Чувства перепол­няют Вас, и хочется поделиться ими. А рядом — ребенок. Он делает то же, что и Вы. Его маленькие ручки только что сопри­коснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге Открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания. А наши игры помогут вам в этом.


Путешествия к звукам

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А.

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрач­ным скотчем приклеено изображение А, то есть — буква А).

Грамматическая игра-сказка


«В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море — в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу) .

Игра "Письмена на песке"

Песочная грамматика


Важно не просто научиться писать, но и писать правильно. Даже самые скучные орфограммы можно превратить в увлека­тельные игры и сказки. Например, для того чтобы писать гра­мотно, важно различать гласные в сильной и слабой позиции. Маленькому ребенку не обязательно знать это правило — его научать этому в школе. А подготовить его мы сможем с помо­щью такой игры-сказки:

Познавательные игры


Окружающий мир многогранен и удивителен. Многие меч­тают побывать в разных уголках планеты, совершить путеше­ствие во времени, исследовать другие миры. Не у каждого из нас есть реальная возможность воочию увидеть альпийские луга, жизнь под водой, Египетские Пирамиды и другие красоты все­ленной.

Исторические игры


Мы восхищаемся диорамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ничто иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, мы не раскроем секрет, сказав, что профессиональ­ные военные используют игры на песке, изучая стра­тегию боевых действий.

Читайте также: