Дидактические игры по ознакомлению с природой в доу
Обновлено: 06.07.2024
Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:
1.Формирование у детей элементарной системы знаний.
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.
Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
3.Формирование у детей любви к природе.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.
В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе. Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.
Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке .
Методы ознакомления дошкольников с природой их 3 Наглядные, практические, словесные.
1.К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.
Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются мультфильмы, презентации, интерактивные игры. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
2. Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. используются игры – с мячом, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами.
Широко используются настольно-печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений.
Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
3. Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Применяемые технологии по ознакомлению с природой.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.
- Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
- Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)
- Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада), знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Это интерактивные игры
Технология проектной деятельности. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками.
Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нее включаются следующие игры и упражнения:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология исследовательской деятельности Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды профессий.
3. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника. Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель¬ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз¬ный маршрут развития ребенка.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
- Чудова Светлана Владимировна
- 6 октября 2019
- 4167
- 1
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Картотека дидактических игр по ознакомлению с природой на тему: "Природа родного края" предназначена для работы с детьми ДОУ. В картотеке представлены дидактические игры о животных обитающих в Приморском крае. Материал разработан воспитателем МДОБУ "Детский сад село Сальское" Шевченко Е. А..
с изображением тог о сезона, о кот ором говорится в стих отворении.
Дид. задача: закреп лять знания о жив ой и нежив ой природе.
Ход игры: воспитат ель называет предме ты живой и неживо й природы. Есл и
это предмет живой природы, дети - машут руками, если пр едмет неживой
Дид. задача: закреплять знан ия детей об объект ах природы. Развиват ь
Ход игры: Вариант№1 . Вос питатель бросает мяч ребенк у и называет объект
Дид. за дача: учить детей описывать предметы, воспр инимаемые на ощупь
Материалы: ов ощи и фр укты характерной формы и различной плотности :
по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу
вытаскивать, а ощ упав, сначала наз овет его хара ктерные пр изнаки.
Дид. задача: закре пить и систем атизировать знания детей о том, что создан о
Ход игры: восп итатель пров одит с д етьми беседу, в процессе которой
уточняет их зна ние о том, что окружаю щие нас предметы или сделаны руками
людей или существуют в при роде, и че ловек ими пользуется; например, лес,
уголь, нефть, газ су ществует в пр ироде, а дом а, заводы созд ает человек.
Дети ловят мяч и о твечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление ,
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картин ки. Воспитатель называе т
какое – либо св ойство или приз нак, а дети дол жны выбрать как можн о больш е
Дид. задача : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать
Материалы: ка рточки с изобра жением различ ного сост ояния вод ы:
водопад, река, лу жа, лед, снег опад, туча, дождь, пар, снеж инка и т. д.
Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокр уг разложен ных по кругу карточек.
На карточках изображены разли чные состояния воды: водопад, река, лужа,
С последним слово м все останавливаются. Те, пе ред кем расп олагается
нужные картинки, до лжны их поднять и объяснить свой выбор. Движение
Вновь выбирают нужные картинк и и объясняется выб ор.
Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дет и
должны разнести свои карточки по о бручам, объяснив свой выбор. Некоторые
карточки мог ут соответствовать нескольким в ременам г ода.
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии ?
Дид. задача: закреплять знан ия детей о листьях и плодах деревьях и
кустарников, у чить подби рать их по принадлеж ности к одному раст ению.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют
Ход игры: воспитател ь называет только пти ц, но если он вдруг ош ибается,
Например. П рилетели пти цы: голуби, с иницы, мух и и стрижи.
- Прилетели пти цы: голуби, с иницы, а исты, вороны, галк и, мака роны.
Итог: воспитатель вместе с д етьми уточ няет перелетн ых и з имующих птиц.
Дидактическая задача: зак репить у д етей знание о том, какой урожай
Научить разли чать плоды по м есту их выра щивания.
Сформировать п редставлени е о роли лю дей сохранени я природы.
Материалы: Карт инки с из ображение овощей, фрукт ов, злаков, бахчевых,
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающи е раз ные дары природ ы.
Дети – плоды под веселую музы ку расх одятся по комнате, движениями и
мимикой изображаю т неповоротливый арбуз, нежную землян ику, прячущийся
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие :
каждый ребенок должен п ринести плоды, которые растут в одном месте
(овощи с огород а и т.д.). Выигр ывает тот, кто выполнил это условие.
Дид. задача: закреп лять умение, клас сифициров ать животных,, пт иц, рыб.
Ход игры: дети становят ся в круг. Один из игр ающих берет в руки какой -
нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за
Сосед принимает предмет и б ыстро отве чает (название л юбой пт ицы).
Затем он передает вещь другому р ебенк у, с таким же вопросом. Предмет
передается по кругу до тех пор, пока запас зна ний участн иков игры не будет
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть о дну и ту же птицу, рыбу,
Дид.задача: уточ нить знание детей о названиях и мест ах произрастан ия
растений; разв ивать внима ние, сообраз ительность, па мять.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кру гу. Воспитатель или
ребенок кидает ком у - нибудь из детей мяч, н азывая при э том место, где расте т
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельны х
растений (например , нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью
и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, разви вать их память ,
Ход игры: дети стоят в кр угу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя
при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок
Дид. задач а: закре пить знания детей о домашних животных. Учит ь
Материалы: ка ртинки с изображением разных животных.(ка ждое в двух
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыр е
части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанны х
частей сложить из ображение животного, но без образ ца.
Дид. задача: учить д етей определять материал, из которого сделан п редмет.
Материалы: деревя нный кубик, ал юминиевая мисоч ка, стеклянная
Ход игры: дет и вынимают из мешочка разн ые предме ты и наз ывают,
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать заг адки, соотносит ь
словесный образ с изображением на картинке; у точнить знание д етей о ягодах.
Материалы: ка ртинки на каж дого р ебенка с из ображе ние ягод. К нига
Ход игры: на ст оле перед каждым ребенком лежат картинки отгадки.
Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку -
Дид. задача: закреп лять знания о съе добных и несъедобн ых грибах.
Материалы: корз инка, предметные картинки с изображение съедобны х и
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки.
Воспитатель загады вает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку -
Дид. задача: упра жнять детей в класс ификации предметов.
Ход игры: воспитател ь называет одно слово, н апример цветы, а тот, кому
воспитатель бросит мяч, должен назва ть три слова, которые можно назвать
Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро,
находить нужный цветок среди других. Н аучить детей группиров ать ра стени я
Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветн ыми лепестками
разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и
находят цветок, с оответств ующий выбранным лепесткам и по цвету и п о
Вариант 2. Дети делятся н а продавцов и покупателей. Покупат ель должен
так оп исать в ыбранны й им цветок, чтобы продавец, с разу догадался о каком
Вариант 3. Из цветов д ети само стоятель но составл яют три букета: весенний,
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети до лжны назвать лишнее
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят
Словарь: мураве йник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая ,
красная спи нка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, зв енит, река, стрек очет,
полосатый, рой, нектар, пыльца, гусени ца, защитная окраска, отпугивающая
Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развиват ь
Ход и гры: в мешочке находятся: ме д, о рехи, сыр, пшено, яблок о, морковь и
Дети достают п ищу для зверей, у гадывают, для кого оно, кто чем питается.
Дид. задача: закреп ить понятия полез ные и в редные проду кты.
Ход игры: на один сто л разложить то , что полезно, на другой – что
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, п одсолнечно е
Дид. задача: закреп ить знания лек арственных растен ий.
Ход игр ы: воспитат ель берет из корзинки растения и показывает их детям,
уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать
вам какое - нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете.
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник
(собирают то лько листики без ножек) весной и в н ачале лета, крапив у –
весной, когда о на толь ко – только вырас тет (2 - 3 рассказа дет ей).
Дид. задача: закреп лять знания о жив отных Африк и. Развив ать фантазию.
Ход игры: в игре участвует г руппа ребят, количество игроков не
ограничено. В г руппе есть в едущий. Один из игроков удаля ется на небольшое
расстояние, отв орачивается и ждет, п ока его не пригла сят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они
будут изображ ать или 2 - й вариант : отвечать на вопросы ве дущего.
Итак, зверь загад ан, участни к приглаша ется, игра нач инается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький?
может ползать? прыгать? у него е сть пушистый ме х? и т.д.
продолжается до тех пор, пока игрок н е отгадает звер я.
Дид. задача: ут очнять знания о к омнатн ых растения х.
Ход игры: во спитател ь предлагает на звать растения (третье справа и ли
четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте
Воспитатель обращ ает вниман ие детей на то, чт о у растен ий разные стебл и.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как
нужно ухаживать з а ними? Чем ещ ё отличаются растения друг от др уга?
• На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина,
Дид. задача: закреп лять знания о жив отных и места х их обитания.
Ход игры: у воспит ателя картинки с изобра жением живот ных, а у детей – с
изображениями мест о битания различны х животных (нора, берлога, река,
дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображение м
животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с
Дид. задача: закреп лять знания об объектах жив ой природ ы.
Ход игры: воспитател ь показывает или называет д етям объект живой
природы. Дети должны изобразить спосо б п ередвижен ия этого о бъекта.
Дид. задача: закреп лять знания об охране об ъектов природы.
Ход игры: на столе или н аборном пол отне картинки, изображающ ие
растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает
одну из картинок, и дети д олжны рассказать, что произойд ёт с оставшимися
живыми объектами, если на Земле не буд ет спрятанного объекта. Например:
убирает птиц у – что будет с остальным и животными, с человек ом, с
Дид. задача: ут очнять знан ия детей о б объекта х жив ой и неживой прир оды.
Ход игры : у в оспитател я в руках п редметная картинка с изо бражение м
объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала
воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному при знаку
дикое, лесн ое, рыжее, пушист ое, грызёт орехи, прыгает с ветки на в етку и т.д .
Дид. задача: закреп лять знания о вза имосвязи в при роде.
Ход игры: восп итатель предлагает убрать из л еса насеком ых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А
если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные
растения и живот ные связаны друг с другом. Они друг без друга н е смогут
Цель: закреплять зн ания о кругов ороте воды в п рироде.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересн ую и
волшебную игру. Но для этого нужно прев ратиться в маленькие капельк и
дождя. (З вучит музыка, напоминающая дождь) воспита тель прои зносит
Воспитатель говорит, что о на – ма ма Тучка, а ребята – её детки капель ки, им
пора отправлятьс я в путь. (Музыка .) Капельки прыгают, разбегаются ,
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало
поодиночке прыгать . Собрались они вместе и потекли маленькими весёл ыми
ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились
ручейки и стал и большой р екой. (Ру чейки соединяются в одну цепочку. )
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и п опала
в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу ). Плавали -
плавали Капельки в о кеане, а по том вспомнили, что мама т учка наказывала им
домой вернутьс я. А тут как раз солныш ко пригрело. Стал и капельки лёгким и,
потянулись вверх (присевш ие капельки поднимаю тся и вытягивают руки
вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капель ки, хорошо себя вели, прохожим за ворот ники не лезл и, не
брызгались. Те перь с мамой п обудьте, она без ва с соскучил ась.
Дид. задач а: закреплять знания о природе. Развивать поз навательны й и
Ход игры: дети становятся в круг, в цен тре – воспитател ь с мячом.
Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери,
птицы, рыбы, растения, деревья, ц веты). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я
Аналогично называются другие кл ассы об ъектов приро ды.
Дид. задача: закре плять знания о ж ивой и неж ивой пр ироде. Развиват ь
Ход игры: воспитат ель загадывает предмет живой или неживой природы и
начинает п еречисля ть его признаки. Если дети его отгадали, загадываетс я
следующий предмет, если н ет, то список признаков увеличивается. Например :
питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, да же в городе,
Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птица х,
Ход игры: детям п редлагаются сил уэты пти ц. Дети отга дывают птиц и
Дид. задача: учить детей со ставлять цел ое из частей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обр уча: красный, син ий. Кладут их так,
чтобы обручи перес еклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых
в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у к оторый использ уются
Ребенок подходит к сто лу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет
его в нужный круг , о бъясняя, почему он полож ил овощ именно сюда. (в
области пересечен ия обручей должны находитьс я овощи, у которых
используются и ве ршки, и к орешки: лу к, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растени й – овощей. Дети
делятся н а две группы: вершки и корешки. Дети п ервой групп ы берут вершки,
Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.
Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому–то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.
Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. Например, шишка – на ежика, шляпка желудя – на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена – на лепестки цветов и т.д.
Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.
Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.
Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). Точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.
Домашние и дикие животные
Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.
Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) – ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать – ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).
Что в корзиночке лежит?
Изучение мира предметов
Что в коробочке лежит?
В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.
Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.
На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться ( мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).
Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.
Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима – то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).
Рассматривание сюжетных картинок
С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты – тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.
Приобщение к трудовой деятельности
Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.
Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.
Беседы по картинкам
Читайте также: