Дидактические игры для детей с дцп в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека дидактических игр на развитие временных представлений детей с ДЦП

Назови все части суток

Дидактическая задача: Учить различать и называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

Что наступило

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.

Когда это бывает

Дидактическая задача: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь

из детей мяч, задаёт вопрос: Что дети делают ночью дома? Что делают днём? Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.

Двенадцать месяцев

Дидактическая задача: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Времена года

Дидактическая задача: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему. Какие времена года вы знаете? Какой вы представляете зиму? А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах? Как приспосабливаются животные к зиме? Какое время года наступит после зимы? Какие признаки весны вы знаете? Какое время года наступит после весны? Какие пословицы вы знаете о лете?

Бывает - не бывает

Дидактическая задача: развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.














№ 736 Методическая разработка "Дидактические игры,стимулирующие зрительные,осязательные,слуховые рецепторы и развивающие пространственные представления у детей,страдающих ДЦП, в период реабилитации"

Букина Татьяна Михайловна

воспитатель 4 медицинского отделения

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Данная разработка предназначена для воспитателей санаториев и детских садов санаторного типа и призвана помочь педагогам, работающим с детьми, страдающими ДЦП в период реабилитации после оперативного вмешательства и поэтапного гипсования.

Возраст детей от 3 до 9 лет. Категория: инвалиды детства.

Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.

Одним из условий начала коррекционной работы, является предвари –тельное обследование воспитанников , для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с лечащим врачом, логопедом, родителями.

Кроме этих карточек при обследовании и в коррекционной работе используется следующее оборудование :

1. Предметные картинки.

2. Перечеркнутые изображения.

3. Незавершенные изображения.

4. Конфликтные изображения.

5. Наложенные изображения.

6. Серийные картинки.

7. Сюжетные картинки.

8. Карточки с изображением 6 фигур (несколько вариантов).

10. Тесты Тейлора, Рея-Остерица, Деннмана. (Приложение 2).

11. Музыкальные инструменты (бубен,барабан,дудочка,погремушка , гусли, ксилофон).

12. Ширма переносная.

13. Геометрические фигуры и предметы различной текстуры.

14. Канат, картонный якорь, две палочки длинной 20 см.

15. Карта с изображением предметов в игровой комнате.

16. Карточки с изображением группы предметов (2 из которых одинако-

вые по всем параметрам).

17. Карточки с группой предметов, где один по своим параметрам

Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.

По окончании этого этапа воспитатель непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функций.Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

Для детей от 3 до 5 лет используют четыре инструмента.

Для детей от 5 до 9 лет используют шесть инструментов.

А) На столике лежат музыкальные инструменты. Детей знакомят с их названием , звучанием. Затем воспитатель закрывает ширмой инструменты и предлагает послушать звучание одного из инструментов и назвать его. Ребёнку, угадавшему инструмент, предлагают поиграть на нём. Если дети затрудняются ответить, следует ещё раз показать инструмент и сыграть на нем, подкрепляя слуховое восприятие зрительным.

Б) Следующий вариант игры с усложнением: детей спрашивают, какие инструменты им знакомы, затем за ширмой, без предоставления зрительно –го образца, звучит один из них, при правильном ответе, детям показывают инструмент.Если большая часть детей затрудняется с ответом – воспитатель проводит игру в варианте А).

- простучать ритм в медленном темпе, быстром ;

- простучать на один раз больше, чем я ;

Количество звуков для детей от 4-5 лет не более пяти;

Для детей от 5- 7 лет не более семи звуков ;

Для детей от 7-9 лет не более десяти звуков ;

Ритмический рисунок для детей должен выбираться согласно их возможностям и с увеличением количества звуков усложняться не должен.

Игра для слабослышащих детей проводится индивидуально или с небольшой подгруппой таких детей.

Игра проводится с детьми, оперирующими понятиями : вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади.

На музыкальных занятиях, в сюжетно-ролевых играх, караоке – детям предлагают стать музыкантами оркестра. При помощи музыкальных инструментов детям предлагают сыграть ритмический рисунок произведения ,которое звучит. С детьми у которых нарушено чувство ритма, координация движений , воспитатель работает индивидуально.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Дидактическая игра проводится с детьми после ознакомления с названием каждого пальчика.

А) Предлагается ребенку с закрытыми глазами угадать, до какого пальчика дотронулся воспитатель. Сначала педагог дотрагивается до пальцев поочередно, а затем в произвольном порядке.

Усложненный вариант – ребёнок не называет фигуру, нарисованную на его руке, а рисует её на руке педагога. При правильном ответе – ребёнку предлагается быть ведущим в игре с другими детьми.

Игра проводится для перевода тактильного ощущения в зрительное поле.

В упрощённом варианте предлагается 3 фигуры, в усложненном – 5.

Б). Для перевода тактильных ощущений в слухоречевое поле, ребенку, после обследования геометрической фигуры обеими руками поочередно предлагается назвать её и лишь потом провести зрительный контроль.

Игра на развитие памяти в тактильной модальности.

Предложить ребенку с закрытыми глазами на ощупь обследовать 2-3 игрушки различной текстуры. Затем открыв глаза найти эти игрушки в группе предметов.

Предложить ребёнку закрыть глаза, затем придать его телу определённое положение. Попросить при открытых глазах повторить это положение.

Усложненный вариант : придать ребёнку сначала одно положение тела, затем другое , предварительно дать задание запомнить эти положения и при открытых глазах повторить их в том же порядке.

Детям раздают карточки с изображением животных и птиц . Ребёнок называет животное или птицу и имитирует их характерные движения.

Усложненный вариант : ребёнок, не называя птицу или животное на своей карточке, имитирует его движения, по которым остальные дети должны догадаться, кто изображен на его карточке. Ход игры переходит к игроку , который первым угадал животное или птицу.

Игра в большей мере предназначена для детей с оперированными руками.

А) нарисуй правой рукой в воздухе квадрат, левой рукой, обеими руками, сцепленными в замок.

Б) усложненный вариант – нарисуй маленький квадрат, большой, слева, справа, вверху, внизу, двумя руками одновременно в одном направлении и в противоположные стороны.

Первично воспитатель выполняет движения с ребёнком стоя рядом, а затем напротив (зеркально).

Во время игры, которая носит соревновательный характер ( кто быстрей намотает канат на палку и поднимет якорь), детям ставят определённую задачу: работать правой рукой, левой рукой или синхронно обеими.

При проведении игр с детьми, получившими хирургическое лечение на верхние конечности, следует проконсультироваться с лечащим врачом для определения допустимого спектра движений каждым ребенком.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

Игра на развитие зрительной памяти.

На фланелеграфе размещают геометрические фигуры в определенном порядке (количество и вид геометрических фигур выбирается соответствен-но знаниям детей).

А) Опиши план расположения фигур ;

Б) Какой фигуры не стало ? ;

В) Что изменилось ? ;

Г) Усложненный вариант ( перевод слуховой модальности в зрительно – тактильную ) : ребёнок выкладывает комбинацию фигур по памяти, предварительно прослушав задание полностью.

Игра проводится с детьми, оперирующими пространственными понятиями ( верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол, сере-дина ).

Игра на перевод речевой модальности в зрительную.

А) Найди на фланелеграфе геометрическую фигуру, которую я описала и назови её ;

Б) Найди в игровой комнате предмет, похожий на эту геометрическую фигуру ;

В) Нарисуй её на листе бумаге правой рукой, левой ;

Г) Охарактеризуй фигуру, не называя её, пусть дети угадают, какую геометрическую фигуру ты описал ;

Д) Нарисуй фигуру, которую я охарактеризовала, в воздухе движением головы, глаз ;

Игра предназначается для детей, знакомых с понятием времени на часах. На циферблате выставляют время и просят назвать : который час показывают часы.

Б) Ремонт часов : воспитатель выставляет стрелки на определенное время и предлагает детям не только определить, который час они показывают, но и положить нужные цифры на место, так поэтапно, дети ремонтируют весь циферблат ;

Игра на перевод зрительной модальности в слухоречевую.

Игра на перевод зрительного поля в тактильное.

Детям предлагают карточки с рисунками 1-2- геометрических фигур, просят рассмотреть их, пофантазировать и с помощью своих геометрических фигур завершить рисунок, который не завершил автор.

Для примера, младшим детям показывают образец : маленький треугольник и к нему педагог при помощи 2 треугольников большего размера дорисовывает картинку – получается ёлочка.

Игра на развитие зрительного восприятия и развитие пространственных представлений.

Квадрат разрезают на 10 частей и из них составляют контуры животных, птиц, предметов обихода;

А) Сначала дети выкладывают фигурки по образцу (способом наложения);

Б) Выкладывают фигурки самостоятельно ( этот вариант предлагается детям у которых развито образное мышление).

При проведении дидактических игр вместе с обучающей задачей педагог воспитывает положительные эмоции, желание обучаться и сотрудничать с другими детьми и взрослыми. Поэтому к проведению любой игры воспитатель должен не только сам подготовиться, но и провести с детьми предварительную работу. Задания в игре должны быть сформулиро-ваны лаконично, для младших детей обязателен образец.

- Игры, включающие математические понятия, по доступности должны соответствовать возрасту, знаниям ребёнка и особенностям его развития.

- Игры с использованием определенного количества предметов следует проводить после обследования с установлением количественного порога индивидуально у каждого ребёнка, что позволит исключить отрицательные эмоции и негативное отношение к игре.

- Очень внимательно следует отнестись к играм со звуковыми сигналами. Перед проведением таких игр следует предварительновыявить детей, которые боятся шума или резкие звуки вызывают у них спастические движения мышц. С такими детьми педагог должен работать индивидуально, соблюдая определенный уровень звука и , как правило, использовать варианты игры со зрительным подкреплением. Такие дети обычно не посещают музыкальные занятия и коллективные мероприятия, им можно предложить в игровой комнате прослушивание музыкальных произведений на релаксацию

- В играх на развитие двигательных навыков следует помнить, что педагог должен первое время стоять рядом с ребёнком и лишь при достижении определенных результатов перейти к зеркальному образцу (пе-дагог напротив ребёнка).

- При подведении итогов в играх следует строго соблюдать правило: отмечать достижения ребёнка относительно его прежних результатов и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Дети получающие лечение в санатории с диагнозом ДЦП, как правило, имеют уровень физического, пси-хического развития, который не соответствует общепринятым нормам и носит индивидуальный характер, поэтому некорректно проводить сравнение между детьми, имеющими разный диагноз.

- Следует быть предельно внимательным к состоянию ребёнка во время игры – при первых признаках утомления, отрицательных эмоциях следует прекратить игру, переключить ребёнка на другой вид деятельности или отдых, поменяв при этом положение тела, а при признаках недомогания у воспитанника обратиться к медицинскому персоналу.

- Для активного участия родителей в играх детей следует провести ряд консультаций для них с примерной тематикой :

- значение дидактической игры для всестороннего развития ;

- роль дидактической игры в подготовке детей к школе ;

- руководство дидактическими играми ;

Список литературы :

Детский церебральный паралич возникает из-за нарушения работы мозга. Но это орган, который можно развивать, он очень гибкий, и он может осваивать новые функции длительное время после рождения ребенка. Поэтому нужно начинать как можно раньше, когда центральная нервная система готова воспринимать и осваивать информацию самым эффективным образом. А самое эффективное лечение для детей — игровое.

Для будущего благополучия малыша его нужно научить ходить, а также — навыкам самообслуживания, для который нужно иметь развитую мелкую моторику. Конечно, возможно, степень поражения головного мозга может быть таким, что обычными движениями ребенок не сможет пользоваться из-за своих особенностей. Но он сможет делать все так, как ему удобно, как у него получается, но обязательно сможет, в это нужно верить, над этим нужно работать и ребенка нужно постоянно обнадеживать. Игры — это способ заставить ребенка двигаться больше, но ребенок и не будет подозревать, что его что-то заставляет, для этого проводите занятия интересно и, желательно, весело.

• первые игры должны проводится медицинскими специалистами или под их контролем, они смогут не только проследить за безопасностью, но и подсказать детали, которые могут быть незаметны для неопытных родителей;

• даже в играх нужно обучать правильных движений, ведь дети не могут двигаться полностью нормально из-за возможного отсутствия симметрического тонуса мышц, также может быть гипертонус и гипотонус;

• заниматься можно просто в домашних условиях, специальных приспособлений не нужно;

• младшие дети должны заниматься индивидуально, для старших лучше подобрать группу;

• не смотря на то, что уверенный диагноз, как правило, выставляется после одного года, лучше заниматься сразу после рождения, чтобы мышцы были в тонусе.

Перед занятием нужно помассировать конечности детей, особенно те, которыми ребенок будет заниматься, в данном случае это руки, игры и упражнения для детей нужно начинать с разминки.

• покрутить кистями рук самостоятельно, с увеличенной амплитудой — с помощью другой руки или взрослого;

• помассировать пальчики, согнуть и разогнуть каждый палец;

• провести пальцами от основы кисти другой руки до окончания пальцев.

Упражнения для подвижности пальцев:

• сжать пальцы в кулак, причем средний и указательный пальцы должны остаться прямыми, на вытянутой руке покрутить кистью и наклонять ее в разные стороны;

• кулак остается сжатым так, что указательный и средний палец остаются вытянутыми и тянем выпрямленные пальцы вверх, в верхнем положении их нужно согнуть и разогнуть по очереди;

• слегка нажать большим пальцем по очереди на все другие пальцы руки;

• дети рисуют в воздухе круг указательными пальцами рук — по очереди или двумя вместе.

Развитие моторики рук

Подвижные игры для детей с ДЦП могут развивать моторику рук. Подобные тренировки помогают совершать точные движения, это помогает детям утвердить себя в жизни, так как умение управлять своими руками позволяет учится в школе, пользоваться компьютером и обучаться различным навыкам, которые смогут сделать жизнь ребят полнее.

Дети рассаживаются вокруг, в центре — ребенок, играющий зайчиком. Дети хором проговаривают:

Зайчик в гости любит ходить

Ушки, ротик будет мыть

Свои пушистые лапки

Вытрет чистой белой тряпкой

В гости сразу он поскачет

Молодец наш милый зайчик.

Для игры нужна наклонная поверхность, по которой катится мяч — один ребенок спускает мяч с верхней точки, стараясь скатить так, чтобы ребенок, который снизу не смог поймать. Это игра не требует подвижности, но развивает внимание, концентрацию, координация, подвижность суставов рук. После определенного количества бросков нужно поменять местами. Можно играть с детьми на счет — кто меньше мячей пропустит.

Четыре стула со спинками ставим по два в ряд спинками к середине. Образовать проход шириной полметра. Дети должны пройти этот своеобразный туннель, не задев спинки кресел — если это хорошо получается, можно попробовать с закрытыми (или завязанными) глазами. Побеждает тот, кто меньше всех заденет стулья. Игра учит быть осторожными, концентрировать внимание, а также запоминать препятствия в случае игры наощупь.

Следующее упражнение на реакцию. Но игра очень подвижна, она развивает равновесие, вестибулярный аппарат и тренирует мышцы ног и корпуса.

Дети выстраиваются перед взрослым, повернувшись лицом, можно полукругом, если детей много. Расстояние между ребятами должно быть около одного метра. Руководитель командует повернуться, покружиться, сделать шаг вперед, назад, в сторону, дети должны быстро изменять направление, переключаться с одного движения на другое. Сначала можно командовать медленно, постепенно ускоряясь. Кто ошибся — выбывает или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто выполняет команды с меньшим количеством ошибок.

Если играть под занимательную музыку, можно организовать мини-дискотеку. Ведущий показывает движения, а дети просто их повторяет. Движения нужно подбирать в соответствии с возможностями ребят. Но можно составить программу даже для детей, находящихся на инвалидных колясках — движения могут включать упражнения руками, головой, повороты туловища.

Мышцы нужно укреплять, это способствует нормализации тонуса. Быстрые движения несложно проделывать в игровом азарте, они полезны при миалгии, когда боль сопровождает гипертонус.

Дети становятся или присаживаются на кресло или пол, ставя руки на колени. Ведущий показывает различные движения, дети повторяют за ним. Упражнения должны быть простыми, чтобы их можно было делать быстро, и одновременно влиять на разные мышцы, чтобы они разминались. Заранее оговаривается одно движение, которое исполнять нельзя, вместо него нужно хлопать в ладоши. За ошибку начисляется штрафной балл, выигрывает тот, у кого ошибок меньше. Кроме хорошей разминки, развивается реакция и внимание.

Формируется две команды с количеством детей около 5 в каждой. Ребята выстраиваются шеренгами друг напротив друга. Выбранные капитаны с мячами в руках отходят на три метра в сторону, место их пребывания обозначается мелом, также линией обозначается место первого в шеренге игрока, который ближе к капитану. Капитан бросает мяч тому, кто спереди шеренги, сразу ловят мяч обратно, а игрок из шеренги, который принимал мяч, быстро занимает место на лавочке.

Капитан не имеет право двигаться с места — если он не поймал мяч (или же игрок из команды, игрок должен идти за мячом и становиться на место, таким образом команда теряет время. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на лавочке, причем последним садится капитан. Игра является частью эстафеты, она позволяет ребятам не только тренироваться, но и чувствовать себя, как здоровые дети, так как она заставляет быстро двигаться, а в движении мячом не так легко орудовать.

Командные игры позволяют детям общаться в непринужденной обстановке, соревновательность тренирует качества, которые нужны в реальной жизни. Игры, в которых нужно много двигаться, лучше проводить на улице, но желательно на газоне, так как возможны падения (не только детей с ДЦП, но и здоровых). Свежий воздух и солнце поможет детям становиться здоровее, также это улучшает настроение и побуждает желание жить полной жизнью, не замыкаясь на своих проблемах.

Кинезиология изучает мышечное движения, кинезиологические упражнения заставляют двигаться под некоторым напряжением, благоприятно влияя на суставы. Занятия для детей с ДЦП такого типа благоприятно влияют на лечения болезней суставов, в частности полиартриров.

В гонках могут принимать участие любые игрушки на колесах — например машинки, лошадки. К игрушке привязывается веревка, которую ребенок должен наматывать на палочку. При наматывании игрушка будет приближаться к детям. Выигрывает тот, чья машинка быстрее доедет. Дети должны быть поставлены в равные условия — игрушки должны быть на равных расстояниях и приблизительно одинаковые по весу и легкости хода. Чем больше игрушка, например лошадки на колесах, тем больше усилия нужно приложить в игре и тем больше будет эффект от таких игровых упражнений.

Эта пальчиковая игра разрабатывает суставы рук. Играть можно стоя, сидя или лежа. Одна рука сжимается в кулак и разворачивается внутренней стороной ко второй, которая упирается в этот кулак пальцами с открытой ладонью. Потом руки меняются местами — кулак разжимается, а ладонь сжимается в кулачек. Упражнение нужно проводить быстро на протяжении одной минуты. Если проводятся соревнования между несколькими ребятами, побеждает тот, кто сделает больше сжатий кулака за одну минуту.

Подвижные игры

Подвижные игры для детей с ДЦП нужны не только для укрепления мышц, но и при поражении суставов. В целом суставы требуют улучшения кровообращения, а также сильной мышечной системы, чтобы мускулы брали на себя часть нагрузки, соответственно, разгружая кости и их соединения между собой. Подвижный ребенок если не выздоравливает, то точно сразу становится здоровее, ведь возможность передвигаться — это здоровые не только органы и части тела, которые отвечают за передвижение, но и дыхательная, кровеносная система.

Игра развивает внимание, реакцию, двигательную точность. Игроков должно быть на один больше, чем стульев. Стулья расставляем по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку движутся вокруг стульев, как только музыка прекращается, игрок старается занять место на стуле. Проигравший будет стоять, не успев сесть, и выбывает. После этого нужно убрать один стул, и игроков опять становится на один больше, чем кресел. Таким образом, последние два игрока кружатся вокруг одного стула, и победитель будет один — кто успеет сесть по определенному сигналу.

Игроки делятся на две равных по количеству детей команды, выбирают капитана. Становятся в круг, мяч в руках капитана. Дети быстро стараются передать друг другу мяч по кругу, побеждает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану. Вместо мяча может быть мягкая игрушка или другой безопасный предмет.

В игре развивается глазомер, рассчет мышечного усилия, точность целенаправленных движений. Нужно составить одинаковую фигуру из кеглей, кубиков, бытовых предметов (например, пустых жестяных банок). Фигуру нужно полностью разбить кегельным шаром либо обычным мячом за меньшее количество попыток. За каждую попытку начисляется балл, побеждает тот, кто наберет меньше баллов. Чтобы игру упростить, нужно уменьшить расстояние, которое должно быть от двух до четырех метров.

Конечно, проведение игр сильно зависит от состояния детей. Но в любую тренировку нужно включать элемент состязательности. Также можно детей водить в обычную игровую комнату, где ребенок будет стремиться к поведению обычных детей, которые преодолевают препятствия, играют с мячиками, снарядами. Не всегда можно полностью соответствовать каким-либо стандартам, но свое положение можно всегда улучшить, и улучшения можно проводить сколько хватит сил.

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) 2. Содержательный раздел программы Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ДЦП 3. Организационный раздел программы Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре. Целевой раздел Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП В. Н. Здорнова учитель- дефектолог, Н. В. Иванова воспитатель, БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП ДЦП прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка,.

Дидактическая задача: дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и используется для их обозначения.

Образовательная задача: закреплять названия цветов спектра.

Коррекционно-развивающая : развитие зрительно- моторной координации.

Воспитательная: воспитывать любознательность.

Оборудование: Разноцветные кружки (диаметр 2 ел), черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка. Баночка с клеем на каждый стол.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, На траву водичку стряхивает.

После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.

Окраска воды( 2 год обучения)

Дидактическая задача: Дать детям представление об оттенках цветов.

Образовательная задача: учить детей получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый

Коррекционно –развивающая задача: развитие зрительного внимания

Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения

Оборудование:Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя1, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде.

Волшебные цвета( 3 год обучения)

Дидактическая задача: Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой.

Образовательная : формировать у детей понятие взаимосвязи между цветами.

Коррекционно-развивающая: развивать зрительную память

Воспитательная: воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью\

Ход игры: Занятие проходит в затемненной комнате. Воспитатель заранее готовит диапроектор и экран к демонстрации диапозитивов.

Ознакомление с геометрической формой

Назови геометрическую фигуру( 1 год обучения)

Дидактическая задача: Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Образовательная: учить детей различать плоскостные геометрические фигуры

Коррекционно-развивающая: развитие зрительного внимания

Воспитательная: воспитывать у детей умение слушать друг друга

Оборудование: 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

Ход игры: Упражнение проводится с подгруппой (5—б детей). Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5—6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно провести контуры фигур, воспитатель помогает — рукой ребенка проделывает нужные действия в воздухе.

Домино фигур( 2 год обучения)

Дидактическая задача: Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

Образовательная: закрепление знаний о геометрических фигурах

Коррекционно-развивающая: учить детей выделять один из множества

Воспитательная: воспитывать желание заниматься математикой

Найди такой же узор( 3 год обучения)

Дидактическая задача: Научить детей последовательно осматривать расчлененную орнаментальную форму

Образовательная: учить детей называть и выделять по порядку отдельные части геометрической фигуры

Коррекционно-развивающая: развитие памяти

Воспитательная: воспитывать любознательность

Оборудование: 7—8 пар карточек. На каждой паре карточек прорезаются насквозь геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник) в определенном сочетании. Всего пять фигур на одной карточке: одна в центре, две одинаковые вверху и внизу, две одинаковые справа и слева.

Ход игры: Перед тем как провести эту игру, воспитатель знакомит детей с трапецией, показывает, каким образом можно получить трапецию из других геометрических фигур (треугольника и прямоугольника). Необходимо также поупражнять детей в выделении трапециевидной формы предметов или их изображений.

Ознакомление с величиной

Упражнение с кругами( 1 год обучения)

Дидактическая задача: Дать детям представление об отношениях трех предметов по величине

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания

Воспитательная: воспитывать у детей умение слушать друг друга

Оборудование: Наборы из трех кругов постепенно увеличивающегося размера (по количеству детей).

Ход игры: Воспитатель раздает детям наборы кругов, предлагает внимательно рассмотреть их, разложить на столе обвести круги по контуру. После этого воспитатель вызывает одного ребенка и просит определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Ребенок называет величины всех кру. гов. Дети оценивают выполнение задания и сами находят самый большой или самый маленький из трех кругов. В случае затруднения воспитатель советует использовать прием примеривания к образцу.

Что там!( 2 год обучения)

Дидактическая задача: Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине

Образовательная: учить детей выделять высоту как особое измерение величины.

Коррекционно-развивающая: развитие зрительно-моторной координации

Воспитательная: воспитывать желание заниматься

Оборудование: Деревянная разборная матрешка из пяти вкладышей (по количеству детей), любые пятиместные вкладные игрушки

Игра заканчивается, когда ребенок соберет игрушку. При повторном проведении игры используются любые вкладные игрушки.

Лестница с одинаковыми ступеньками( 3 год обучения)

Дидактическая задача: Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты

Образовательная: учить детей соблюдать постепенность изменений

Коррекционно-развивающие : развитие зрительно-моторной координации

Воспитательные: воспитывать желание заниматься

Оборудование: 10 брусков (по типу материалов М. Монтессори), постепенно изменяющихся по высоте на 1 см (основание самого высокого 5 х 15 см, высота 10 см, самого низкого — основание 5 X X \Ъ см, высота 1 см), промежуточные бруски уменьшаются по высоте на 1 см. Верхнее основание выкрашено белой краской.

Читайте также: