Дидактические игры для детей 4 5 лет в детском саду своими

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развитие внимания логики, умения объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова.

Ход игры

Ведущий (взрослый) читает по очереди игрокам по четыре слова. Дети определяют, какое слово лишнее. При этом они должны объяснить, почему они так думают. Можно усложнить игру и попросить детей называть каждую группу предметов одним словом. Если дети затрудняются, то ведущий должен им помочь подобрать название для группы.

В эту игру можно играть не только с существительными, но и с прилагательными, и с глаголами: в ряду синонимов нужно назвать один антоним. В этом случае не нужно подбирать обобщающие слова. Перед началом игры следует объяснить детям, что в русском языке есть слова, схожие по значению.

Слова для первого варианта игры:

Огурец, помидор, лук, яблоко — овощи

Юбка, платье, шапка, рубашка — одежда

Берёза, дуб, сосна, земляника — деревья

Стол, стул, кровать, дверь, кресло — мебель

Кастрюля, тарелка, чайник, чемодан — посуда

Слова для второго варианта игры:

Красивый, прекрасный, симпатичный, страшный

Храбрый, злой, смелый, отважный

Улыбаться, смеяться, хохотать, плакать

Ароматный, душистый, благоухающий, вонючий

Цель: развитие речи, внимания, расширение кругозора.

Цель: развитие навыков счёта и внимания.

Ведущий (взрослый) считает до 10. При этом он умышленно пропускает некоторые числа. Игроки должны назвать ошибки ведущего.

Выигрывает тот, кто нашёл больше ошибок.

Цель: развитие внимания и памяти.

Вам понадобятся игрушки, если вы будете играть в магазин игрушек, или продукты, если ваш магазин будет продовольственным, и т. д. Ведущий (взрослый) отправляет детей по очереди в магазин и просит купить несколько определённых предметов. Лучше всего начинать с одного-двух предметов, в дальнейшем количество предметов можно увеличить. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, работа с графическими образами цифр.

Тот, кто первым сделает это, становится победителем.

Цель: развитие внимания и творческого мышления.

Ведущий (взрослый) читает детям сказку, которую им предстоит озвучить. Затем он вместе с детьми обговаривает, какие звуки в каком месте сказки должны звучать. Затем несколько раз с малышами отрабатывает фрагменты, в которых идёт озвучка. И только потом ведущий читает сказку полностью, а дети озвучивают её в нужных местах.

Мышонок-огородник

(Сказка для озвучивания)

В норке за сараем жил маленький мышонок. Он очень мечтал вырастить большой-пребольшой урожай гороха и поэтому с нетерпением ждал, когда же наступит весна.

Он ждал её долгими зимними вечерами. Тогда, когда за окном завывал ветер. (Дети дуют в стеклянную бутылку). И тогда, когда за окошком тихо кружились снежинки. (Дети медленно ударяют карандашом или ручкой по стеклянному бокалу или по металлофону).

Однажды утром мышонок проснулся и услышал звон капели. (Дети стучат карандашом по стеклянной бутылке). Он быстро откинул одеяло и подбежал к окну. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Сосульки под крышей сарая стали таять. Пришла весна.

Мышонок отправился в свою кладовочку, чтобы проверить семена гороха.

Он просмотрел все семена, перебирая и пересыпая их из корзинки в корзинку. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Когда солнышко прогрело землю, мышонок отправился в огород. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Он подготовил грядки и посеял горох. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Вскоре появились первые листочки. Мышонок ухаживал за ними. Дождик поливал молодой горошек (Дети быстро стучат пальчиками по крышке стола), а солнышко давало силу.

Вскоре на горошке появились стручки, которые росли, росли и стали совсем огромными. Пришло время собирать урожай. Мышонок собрал стручки, а потом стал их вскрывать. (Дети рвут ЛИСТЫ бумаги). Стручок за стручком, стручок за стручком. Горошины он ссыпал в корзины. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Гороха было очень-очень много. Мышонок угостил горохом всех своих друзей. Так сбылась его мечта.

Цель: закрепление знания цветов, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) задаёт детям определённый цвет, например, жёлтый. Дети по очереди называют предметы жёлто го цвета.

Если ребёнок затрудняется придумать предмет, то он может показать какой-нибудь предмет этого цвета в комнате или на улице. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примерные предметы жёлтого цвета:

Цель: развитие речи, фантазии, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит начало предложений, а дети игроки по очереди придумывают их продолжение.

Мама испекла . (пироги и ватрушки).

В вазе стояли . (розы и гвоздики)

Цель: развитие внимания и логики.

Ведущий (взрослый) бросает мяч одному из игроков и произносит какое-либо слово (арбуз, булочка, зонтик и т. д.) Игрок должен поймать мяч, если ведущий произнёс слово, обозначающее съедобный предмет, или отбросить мяч, если предмет несъедобный. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Цель: развитие моторики, фантазии и внимания.

Цель: развитие внимания.

Цель: развитие внимания.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Цель: развитие логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) называет предметы, а игроки по очереди отвечают, во что эти предметы могут превращаться, кем или чем могут стать.

Примерные пары слов:

Цель: развитие логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) называет несколько слов (желательно прилагательных), описывающих какое-нибудь животное. Задача игроков: как можно быстрее угадать, о ком идёт речь. Побеждает тот, кто угадает большее количество животных.

Примерное описание животных:

Длинная, безногая, ядовитая, пёстрая — змея

Серый, злой, зубастый, голодный — волк

Маленький, трудолюбивый, колючий — ёжик

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая — лиса

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый — медведь

Маленький, серенький, трусливый, длинный — заяц

Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и говорит начало предложения. Игрок должен закончить предложение и бросить мяч обратно ведущему.

Примерные варианты предложений:

У лисы длинный хвост, а у зайца.

Мы смотрим глазами, а слушаем .

Картошка — овощ, а яблоко —.

Птицы летают, а рыбы .

Кошки мяукают, а собаки …

Зимой холодно, а летом .

Днём светло, а ночью .

Апельсин сладкий, а лимон .

Слон большой, а мышка .

Цель: развитие внимания, логики, расширение кругозора.

Ходи игры

Примерные слова для времён года:

Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый год, ёлка, Дед Мороз, жара, пурга, снеговик, позёмка, лёд, подснежники, снегопад, варежки, радуга;

Лето: грибы, ягоды, цветы, капель, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчёлы, радуга, подснежники, солнце, загар, панамка, шуба, купальник, Снегурочка;

Весна: почки, листопад, подснежники, Новый год, капель, ледоход, сирень, скворечники, проталинки, мать-и-мачеха, земляника, 8 Марта, скворцы;

Осень: урожай, листопад, панама, школа, ландыши, дождь, 1 сентября, уборочная, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, хризантемы, одуванчики.

Цель: развитие речи, логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны поднять вверх руки.

Примерный список слов:

Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар, брат, дедушка, бабушка, водитель, двоечник, садовник, парикмахер, зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребёнок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр, пассажир, дирижёр, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник, дрессировщик, самосвал, строитель, читатель.

Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.

Ход игры

Корабль — моряки, капитаны, пассажиры

Музей — экскурсоводы, посетители

Стадион — спортсмены, болельщики

Столовая — повара, посетители

Поезд — машинисты, пассажиры

Театр — зрители, актёры

Больница — врачи, пациенты

Завод — рабочие, инженеры

Школа — ученики, учителя

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

При этом ведущий с детьми произносят такой текст:

На болоте живут лягушата!

Ква-ква-ква! Озорные ребята!

Они прыгают с кочки на кочку!

Собирают для мамы цветочки!

Побеждает самый ловкий.

Цель: развитие координации движений и внимания.

Ход игры

Ведущий (взрослый) идёт впереди, дети идут за ним, приговаривая:

По лесной тропинке

Мы с тобой идём.

Мы с тобой поём.

По лесной тропинке

Мы с тобой идём!

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли мышки погулять.

Вдруг кот Васька из-за двери:

— Ой, глазам своим не верю.

Я не трону, не обижу!

Мышкам с Васей не дружить.

Нам играть — тебе водить.

Ведущий и игроки, образующие крут, произносят такой текст:

Ах, как мыши надоели!

Всё в кладовке нашей съели.

Съели сало, съели кашу

И конфеты съели наши!

Мы поставим мышеловки!

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Ведущий произносит текст:

Раз, два, три, четыре, пять

Хотят птички погулять.

Но совсем немножко

Боятся птички кошку.

Чик-чирик! Мы птички!

Прямо под окошком.

Ой! Проснулась кошка!

Цель: развитие навыков порядкового счёта, внимания и координации движений.

Ход игры

Рыбаки ловили рыбу

На реке, на реке.

Расставляли они сети

На реке, на реке.

Тянут, тянут они сети

На реке, на реке.

Только, видно, рыбы нету

В той реке, в той реке.

Рыбка, рыбка, выходи!

С этими словами игрок, в ладошках которого оказалась рыбка, должен быстро выбежать из крута.

Цель: развитие внимания и координации движений.

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает водящего. Остальные игроки встают в крут, лицом к центру круга. Водящий бегает или ходит за пределами круга с платочком в руке. Он должен незаметно положить платочек у кого-нибудь за спиной и продолжить движение по кругу. Если водящий успевает пройти круг, пока игрок не заметит платочек у себя за спиной, то игрок считается проигравшим. Если игрок замечает платочек, то он должен поднять его, а затем постараться догнать водящего. Если игроку удаётся его догнать, то он сам становится водящим.

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Цель: развитие речи.

Ход игры

Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и называет животных. Игрок должен поймать мяч, назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно. Если игрок ошибается — выбывает из игры.

Цель: развитие внимания, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит названия каких-нибудь предметов, животных, птиц и на каждое слово поднимает руки вверх. А игроки должны поднимать руки лишь тогда, когда ведущий произносит название того, что может летать (самолёт, воздушный шар, воробей и т. д.) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный игрок.

Цель: развитие логики, мелкой моторики и внимания.

Ведущий (взрослый) предлагает двум игрокам разложить на две кучки пуговицы по определённому принципу. Например, разделить пуговицы по цветам, по форме или по количеству дырочек (2 или 4). Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстро.

Цель: развитие умения различать части предметов, развитие речи.

Ход игры

Ведущий (взрослый) вместе с игроками произносит такой текст:

В старом чулане

Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали может не хватать у этого предмета.

Стоя — без ножки

Чайник — без носика

Чемодан — без ручки

Стул — без спинки

Платье — без кармана

Шкаф — без дверцы

Сапоги — без подошвы

Пианино — без клавиш

Книга — без обложки

Пальто — без рукавов

Кастрюля — без крышки

Велосипед — без педалей

Компьютер — без мышки

Пенал — без карандашей

Картина — без рамы

Телефон — без трубки

Пылесос — без шланга

Плеер — без наушников

Самовар — без краника

Цель: развитие логики, внимания, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит различные высказывания. Среди них могут быть правильные и неправильные. Если высказывание правильное, то дети должны хлопнуть в ладоши, а если неправильное — топнуть ногами.

Цель: развитие памяти и логики.

Ход игры

Для проведения этой игры понадобятся 5—6 игрушек. Ведущий (взрослый) произносит такой текст:

При этом ведущий выстраивает игрушки друг за другом.

Ведущий разрушает выстроенную им очередь.

Ведущий выбирает игрока, который должен по памяти восстановить очередь из игрушек.

Новый год наступает зимой.

Летом всегда идёт снег.

Картошку обычно едят сырой.

1 сентября ученики идут в школу.

Цель: развитие внимания и логики.

Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.

Ход игры

Игроки становятся в линию на старт. Через девять шагов от них — финиш. Каждому игроку по очереди ведущий (взрослый) задаёт вопрос. Отвечая на этот вопрос, игрок может сделать не более трёх шагов. На каждый шаг он должен дать по три варианта ответа на поставленный вопрос.

Кто дойдёт до финиша первым, тот выиграл.

Что можно купить?

Платье, костюм, брюки — 1 шаг

Хлеб, молоко, конфеты — 2 шаг

Цветы, ведро, горшок — 3 шаг

Что можно варить?

Картошку, свёклу, морковь — 1 шаг

Курицу, мясо, рыбу — 2 шаг

Суп, компот, кашу — 3 шаг

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что может прыгать?

Что может быть сладким?

Что полезно кушать?

Цель: развитие координации движений.

Цель: развитие координации движений.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие логики, внимания и координации движений.

Ход игры

С детьми постарше тоже можно играть в эту игру. Если они легко ориентируются по плану местности, то можно расширить его и нарисовать, например, план квартиры, дома, улицы, дачного участка и т.д.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания и координации движений.

Ход игры

Ведущий (взрослый) перед началом игры объясняет детям, что такое флюгер: он показывает направление ветра.

Цель: развитие внимания, умения согласовывать слова.

Ход игры

Ведущий (взрослый) произносит такой текст:

Нынче нам не до игры.

Мы сегодня — маляры.

Мы покрасим, спору нет,

Всё сейчас в зелёный цвет.

Цвет может быть выбран любой, по желанию ведущего. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского и среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети в ответ должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными.

Цель: развитие внимания, закрепление знания основных цветов.

Ведущий (взрослый) рассаживает игроков в круг. Дети держат ладошки перед собой лодочкой. Ведущий в своих ладошках держит маленькие шарики или жетоны красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов. Он несколько раз проходит по кругу, проводя своими ладошками между ладошек детей и незаметно кладёт семи игрокам шарики. Если игроков меньше семи, то можно раздавать детям по два шарика. При этом ведущий произносит текст:

Над рекой повисло

С последними словами те дети, у кого в ладошках есть цветные шарики или жетоны, выходят из круга. Из своих предметов они вместе выкладывают радугу, т. е. располагают предметы по цветам в той последовательности, в какой они идут в радуге. Остальные дети смотрят, правильно ли выстроилась радуга.


Дидактические игры для детей 4-5 лет представлены в этой статье.

Дидактические игры для детей 4-5 лет

Дидактические игры для детей 4-5 лет: картотека игр для средней группы с целями.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Педагог: Кто живёт в дупле?
Дети: Белка.
Педагог: Кто живёт в скворечнике?
Дети: Скворцы.
Педагог: Кто живёт в гнезде?
Дети: Птицы.
Педагог: Кто живёт в будке?
Дети: Собака.
Педагог: Кто живёт в улье?
Дети: Пчёлы
Педагог: Кто живёт в норе?
Дети: Лиса.
Педагог: Кто живёт в логове?
Дети: Волк.
Педагог: Кто живёт в берлоге?
Дети: Медведь.

Вариант 2.
Педагог: Где живёт медведь?
Дети: В берлоге.
Педагог: Где живёт волк?
Дети: В логове.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком

***

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус.

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

дидактические игры для детей 4-5 лет

— Красный — мак, огонь, флаг
Оранжевый — апельсин, морковь, заря
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа
Зелёный — огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий — колокольчик, море, небо
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки

***

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы
Стул – стулья
Гора – горы
Лист – листья
Дом – дома
Носок – носки
Глаз – глаза
Кусок – куски
День – дни
Прыжок – прыжки
Сон – сны
Гусёнок – гусята
Лоб – лбы
Тигрёнок – тигрята

Цель: активизация глагольного словаря.

Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

***

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Ход: педагог называет слово, дети называют однокоренные слова.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход:
Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Огурец, помидор — Овощи.

***

Дидактическая игра - это игра только для ребёнка.

Для взрослого она - способ обучения.

В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры всегда могут реализовать поставленную цель, если они: будут подобраны с учётом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребёнка.

Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретенным знаниям, умениям и навыкам.

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Описание игры : с помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

Дидактические игры для детей 4–5 лет

Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Цель: учить анализировать геометрические фигуры, закреплять цвет, сравнивать и находить лишнее, ориентироваться на листе бумаги.

Материал: карточки с геометрическими фигурами.

Описание игры : дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов или фигура красного цвета среди жёлтых.


Цель: закреплять умения считать в пределах пяти, знать геометрические фигуры, развивать геометрические способности.

Материал: кубик и игровое поле, фишки.

Описание игры : детям предлагается бросить кубик и передвигать фишку в соответствии с числом на кубике. Побеждает тот, кто придёт до финиша первым.


Цель: учить составлять целое из частей.

Материал: разрезные картинки овощей.


Цель: развивать память, мышление.

Материал: круг с видами животных, картинки с видами пищи для животных.

Описание игры : предложить определить, чем питается данное животное, и прицепить прищепкой к определенному животному.

Цель: развивать речь, помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал: наглядные пособия в виде карточек с изображением деревьев и разных времен года (лето - зелёное дерево, осень - дерево с жёлтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна - дерево с набухшими почками)

Описание игры : выяснить, какое сейчас время года, как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребёнка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, зимой, весной, летом. Рассказать ребёнку, что смена времён года влияет на состояние растений.

Цель: развивать умение классифицировать предметы по признакам: память, мышление, воображение, помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал: карточки с изображением деревьев дуба, клёна, берёзы, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги.

Цель: развивать речь, навык классификации, познакомить с растительным миром.

Наглядные пособия: муляжи овощей, фруктов, картинки с изображением фруктовых деревьев.

Описание игры : разложить перед ребёнком фрукты и овощи, объяснить, что кукла захотела сварить компот из фруктов, но они перемешались с овощами. Выбрать она их не может, потому что не знает, чем они отличаются. Предложить детям отделить овощи от фруктов, поинтересоваться, знает ли ребёнок, где растут фрукты. Как называются деревья? Рассмотреть изображения на картинках. Что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют?

Цель: развивать навык самостоятельности, познакомить с растительным миром.

Описание игры : предложить детям поухаживать за комнатными растениями, дать лейку, поучить рыхлить землю, протирать листья влажной губкой. Рассказать о том, что прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь, ведь многие из них прибыли к нам из Африки, Мексики, Индии и. тд. Пояснить детям, что погодные условия этих стран отличаются от наших, и поэтому каждый цветок требует особого ухода. Для полива одного цветка надо в леечку набрать больше воды, а этот любит пить совсем мало. Один любит тень, другой - солнце. Объяснить, почему в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, протирать пыль с листьев и т. п.

Цель: закрепить знания детей о животном мире.

Цель: освоение умения различать части суток: утро, день, ночь, вечер, пользуясь цветными моделями.

Материал: модели частей суток, игрушка Винни-Пух, загадки о частях суток, картинки с изображением частей суток.

Цель: развивать творческое воображение и фантазию.

Цель: развивать внимание и память.

Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Введение Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития,.

Дидактические игры-интересное занятие для детей

Дидактические игры-интересное занятие для детей Ведущей деятельностью детей является игра. Дидактические игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Они являются интересным.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей до 2–3 лет

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей до 2–3 лет Сегодня хочу поделиться одной находкой, которую мне подсказала здесь на сайте Татьяна Белашова. Наглядные дидактические пособия сделаны.

Сеть детских центров

Распечатай и играй. В этом разделе мы хотим предложить Вам игры, которые действительно будут полезны вашим детям для развития. Также этот раздел полезен педагогам, воспитателям и родителям, которые хотят развивать ребёнка в интересной форме! Помните, игра должна обязательно доставлять радость. Играйте с удовольствием.

Сеть детских центров

Помоги найти маму животным - игра поможет ребятам активизировать речь, расширить словарный запас. Кстати, очень часто дети хорошо знают названия детенышей животных в 3 года, а в 5 уже с трудом вспоминаю как зовут детеныша овечки, коровки и лошадки! Проверьте, а ваш ребёнок сможет вспомнить всех детенышей! А также может ди ребёнок изменять по числам - много цыплят, один цыплёнок и т.д.

Сеть детских центров

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА "ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ"

Развивающая игра "Логические таблицы" - закрепление геометрических фигур, цветов, оттенков, развитие восприятия, внимания, логического мышления. Для детей 2-6 лет.
Перед игрой разрежьте карты, получится 8 больших карт и 72 маленькие квадратные карточки с предметами.

Сеть детских центров

Назови одним словом! Можно распечатать в 2-х экземплярах, разрезать один экземпляр на карточки и играть в лото!

Читайте также: