Дидактическая игра природа и человек в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель игры: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Цель игры: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Дидактическая задача: систематизировать знания детей том, что создано человеком и что создано природой.

Игровая задача: отвечать на поставленный вопрос воспитателя;

Игровое правило: если ребёнок не ответит-выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

- Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение:

Хочу туда, в покой земли глубокий,

Где тишина безмолвия чиста,

Туда, где спит дитя, где дышит море,

Туда, где взгорье, вереск, высота… —

Там, в тишине, бушуют ветром души,

В пустых просторах, от людей вдали,

С такою песней, дикой и протяжной,

Что входит в сердце самое земли…

- О чем это стихотворение?

-Ребята, кто из вас бывал в лесу, у реки, на море? Поделитесь своими впечатлениями. Кто наблюдал за бабочками, муравьями, птицами? Все, что мы видим и наблюдаем - это природа.

-Назовите объекты природы, изображенные на картине. (Деревья, гнездо, трава, небо).

-Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

-Назовите признаки живой природы.

-Назовите объекты живой природы.

-Назовите объекты неживой природы.

-А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

-А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

-Живая природа(деревья) дает человеку возможность изготовить бревно, стол, стул. Неживая природа дает песок, мел, воду. Природа дает одежду, питание, материалы для жилья.

Рассказывают кто где был

-Живая природа - растения и животные. Неживая природа - небо, река, камни.

-Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание.)

-Цветок, бабочка, человек, кошка и т.д.

-Камни, солнце, небо, радуга

-Нет. Это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы. -Из природы

- Что сделано человеком?

Предпосылки: обогащение предметно- развивающей среды и пополнение уголка поисково – познавательной деятельности.

Вид: учебно – методического пособия: дидактическая познавательно-развивающая игра.

Предназначено: для детей 5-7 лет.

Цель: формировать интерес ребенка к окружающему миру, любви к родной природе, защищать и беречь ее, развивать эмоционально - положительное содержательное общение, способствовать формированию социально- личностного и познавательно- речевого развития ребенка.

Исходя из целей были сформулированы следующие задачи:

- формирование ценностных ориентаций, представлений об окружающей природе, о культуре поведения в природе;

- уточнять и обогащать знания о природных явлениях и объектах, расширение кругозора, знаний об окружающих мире, развитие воображения, фантазии, развитие речевой деятельности;

- учить устанавливать взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, внимание, речь детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей природе, передавать эмоциональное состояние, настроение;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающей природе, побуждение детей к активному проявлению доброты, заботы, любви и защиты;

Дидактические игры – универсальное средство формирования интереса к окружающему миру. Они неизменно вызывают интерес, развивают внимание, воображение, память.

Игровой материал поможет вызвать у детей живой интерес к природе, сформировать потребность в бережном отношении к ней, побудить к системным наблюдениям.

Играя, дети усваивают необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание узнать больше, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения, находить взаимосвязи в природе.

Дидактический игровой материал о природе формирует в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение, стараются помочь природе и защитить ее.

Логические задачи, которые сформулированы в дидактических играх, учат дошкольников устанавливать взаимосвязи в природе, они развивают логическое мышление, внимание, расширяют кругозор ребенка, его знания об окружающем мире. Важно, чтобы дети выделяли и причину и следствие, не путали их последовательность, что дает возможность осознания взаимозависимостей природных явлений.

Дидактические игры развивают творческий потенциал, воображение, фантазию, помогают трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе, направляют внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни.

Ценность дидактической познавательно- развивающей игры – состоит в том, что материал о природе, о природных явлениях и объектах, раскрывается в доступной и увлекательной форме и направлен на развитие познавательной, поисковой, исследовательской, эмоционально-личностной сферы.

Познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения, взаимозависимости.

Изготовление дидактической познавательно- развивающей игры. Для этого нам понадобились различные картинки о природе и природных объектах и явлениях из журналов, книг, открыток и т. д.

Играть можно в течение всего дня, во всех видах деятельности.

Виды деятельности: игровая, коррекционная, развлекательная, учебная, коммуникативная.

- внесение игры на НОД, в самостоятельную деятельность детей;

- по используемому материалу; по вариантам;

- создание игровой мотивации;

Возможные формы работы: игры, игровые ситуации, задания,

совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;

-использование игры в различных видах игр, методах и формах при

работе с детьми;

Описание дидактической познавательно- развивающей игры

Игра имеет несколько вариантов.

четырех больших картинки с изображением времен года- зимы, весны,

лета, осени и маленьких карточек, на которых нарисованы сезонные

изменения в неживой и живой природе- закреплять знания детей, учить

картинок с изображением времен года и маленьких карточек с

нарисованными природными явлениями и объектами, обозначающими

различные состояния воды: река, снежинка, лед, туча, снегопад, дождь,

пар, лужа и т. д. - устанавливать причинно- следственные связи.

природных объектов и явлений, которые составляют приметы и признаки.

Все они перепутаны и изображены вразброс. - находить и закреплять

приметы и признаки природы, развивать логическое мышление, связную

Цель: уточнять знания детей о временах года, о сезонных изменениях,

происходящих в природе в разные временные отрезки, учить

классифицировать по этому признаку, развивать память, внимание,

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям четыре предметных картинки, на которых

изображены времена года и дает детям задание – подобрать к ним

карточки с нарисованными сезонными изменениями.

Всем играющим воспитатель раздает по четыре квадрата разного цвета,

каждый цвет обозначает определенное время года, например – желтый-

осень, белый или голубой – зима, зеленый – весна, красный – лето.

Воспитатель показывает детям картинку с временем года, а дети

должны подобрать карточку с сезонным явлением – например-

воспитатель показывает картинку осени, дети выбирают карточки с

изображением листопада, отлета птиц, дождя, сбор грибов и т. д и кладут

их на желтый квадрат. За быстрый и правильный ответ ребенок получает

фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Можно провести с детьми и другие задания в этой игре:

картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки;

- не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время

года на ней нарисовано.

Цель: закрепить знания о временах года, о природных явлениях,

формировать у детей представления о различных состояниях воды в

разные времена года, развивать внимание, быстроту мышления,

Ход игры.

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На

карточках изображены различные состояния воды: водопад, лед, пар,

туча, дождь, снегопад, река, лужа, роса, снежинка, капля и т. д. Во время движения по кругу дети произносят следующие слова:

Вот и лето наступило,

Солнце ярче засветило,

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются

нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Игра

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь дети останавливаются, выбирают нужные картинки и объясняют

Усложнение игры: лежат четыре обруча, в них картинки с

изображением времен года. Дети должны разнести свои карточки по

обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать

нескольким временам года.

Также эту игру можно использовать как игру – лото, разложив, свои

карточки в соответствии с заданием.

Цель: развивать знания детей о природных объектах и явлениях, учить

составлять сезонные приметы и признаки, совпадающие с рисунками,

учить устанавливать причинно – следственные связи, расширять

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением природных

объектов и явлений, обозначающих фрагмент какой приметы или

признака. Они все перепутаны и не соответствуют смыслу приметы.

Воспитатель называет детям правильную примету – дети находят

среди картинок – фрагментов, подходящий по смыслу, так чтобы

примета совпала. В конце игры дети должны рассказать почему они

выбрали именно эту картинку, какая примета получилась и правильная

ли она. Например: примета- птицы сидят на земле- тепло будет. Выигрывает тот ребенок, который первым и правильно составит примету и сможет объяснить и доказать свой ответ.

Цель: учить детей составлять приметы и признаки сезонов, определять самостоятельно приметы времен года, обогащать кругозор детей, учить делать выводы, закреплять знания о сезонных изменениях в природе, развивать связную речь.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением природных объектов и явлений и предлагает детям вспомнить знакомую примету, или придумать свою, глядя на картинку, чтобы соответствовала изображению. Например: на картинке – изображен месяц со звездами- можно составить следующую примету- ясный круторогий месяц – к морозу, звезды мигают – к холоду.

Или воспитатель предлагает парные картинки с изображенными приметами и просит рассмотреть их и рассказать, что увидели, как они думают, какая примета может получится. Например: на парных карточках изображены ворона- от нее стрелочка к другой карточке- тающие сосульки- можно составить примету – если вороны сидят на земле – к оттепели. Можно предложить детям картинки по определенной теме. Дети смотрят на предложенные картинки и угадывают – какая примета подходит и соответствует больше всего. Например: примета – апрель с водой – май с травой. В конце игры дети рассказывают, почему сделали такой выбор и почему составили именно эту примету. Побеждает тот, ребенок, кто быстрее и правильно составит примету.

Играя в дидактическую познавательно- развивающую игру

природа бывает живая и неживая, способствуют развитию логического

мышления и нравственного – эстетического отношения к природе.

Познавательный материал игры помогает использовать знания о

нравственных нормах и правилах отношения человека к природе,

создавать условия для применения детьми природоведческих знаний, для

проявления гуманных чувств к природе, развивать у детей интерес к

предметам и явлениям природы.

Природа

Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Дети

Земля, воздух, вода

Игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.


Животные, рыбы, птицы

Дидактическая игра по экологии закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.


Сбережем природу

Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.



В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.

Составь цепочку

Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.


Подбери правильное

Игра по экологии проходит в виде опроса. Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру:

  • зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
  • холодный – снег, лед, иней, ручей;
  • влажный – туман, река, озеро, роса, туча.


Для каждой ветки свои детки

Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.

Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.


Узнай птицу

С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.

Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.


Человек и природа

Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.


Найди лишнее

Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.

Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:

  • кролик, енот, волк, [пчела];
  • воробей, [муравей], грач, перепелка;
  • мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
  • стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
  • комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
  • кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
  • клоп, таракан, [пчела], тля;
  • ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.




Назови насекомое

  • летящая стрекоза;
  • муха;
  • гусеница на цветке;
  • бабочка с раскрытыми крыльями;
  • божья коровка;
  • собирающая нектар пчела;
  • жук на ветке;
  • кузнечик в траве.

Дети должны правильно сложить пазлы.


Вершки и корешки

Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.

Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.



Съедобное-несъедобное

Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.

Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.


Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.




Цель: различение живой и неживой природы, используя картинки и фотографии
Ход игры: воспитатель показывает фото или картинку с объектами живой (неживой природы). Если предложенный объект относится к живой природе – дошкольники прыгают, если к неживой – замирают.
Вариант 2. Можно использовать фишки при обозначении объектов. Живая природа – зеленая фишка, неживая – оранжевая. Кто первый закроет все объекты правильно – выиграл.








Цель: закрепление познаний дошкольников о характерных явлениях природы в разное время года (весна, лето, осень, зима)
Ход игры: воспитатель использует картинки 4 сезонов года (весна, лето, осень, зима). У дошкольников карточки с явлениями природы или объектами этого времени года. Воспитатель вывешивает картинку с изображением осени, дошкольники, у которых есть картинки с явлениями природы осенью, поясняют эти явления и аргументируют, почему это бывает осенью (урожай фруктов, овощей, листопад, деревья без листьев, отлет перелетных птиц, осенние цветы в палисаднике - астры, хризантемы и т. д.)







Цель:закрепление различий в произрастании растений (лес, поле, сад, огород)
Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что все растения растут на своем месте обитания (сад, лес, поле, огород). Дошкольникам раздаются карточки с различными растениями (деревья лесные и фруктовые, овощи, полевые цветы и травы), задача дошкольников рассказать, где растет его растение. Педагог может использовать картинки луга, сада, огорода, леса в начале игры, напомнив о местах произрастания.







Цель: различение дошкольниками птиц, животных, рыб друг от друга.
Ход игры: воспитатель использует картинки или фото неба, леса и водоема, рассказывая о том, что все жители забыли, где они живут. Дошкольникам надо назвать, кто изображен на картинке (птица, рыба или животное и его название), вспомнить, где оно живет.






Цель: различение деревьев по их листьям.
Ход игры: воспитатель использует картинки или фото деревьев своего региона: клён, липа, береза, тополь, рябина, сосна, ель. У дошкольников маленькие карточки с изображением листьев этих деревьев. Задача – найти и назвать свое дерево правильно.




Цель: различение продуктов деятельности человека и природы.
Ход игры: воспитатель говорит о том, что есть предметы, которые создал человек (заводы, построил здания, города, электростанции и т.д.), а есть также и природные богатства – полезные ископаемые (газ, нефть, различные камни, соль и т.д.). Дошкольники получают карточки и рассказывают, что изображено на них и кто это создал (природа или человек).



Вариант 2. Дошкольники получают карточку, на которой изображены различные природные богатства или то, что создал человек. Дошкольники фишками обозначают объекты природы (зеленая), созданные человеком (коричневая).
Вариант 3. Вместо фишек используются буквы – природа (П), человек (Ч).

Читайте также: