Дидактическая игра эмоции в сказках для детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Включает в себя пояснительную записку, программу работы, список литературы, конспект одного из занятий и презентацию.

ВложениеРазмер
zapiska.doc 46.5 КБ
skaz_mir_emociy.doc 145.5 КБ
zapovednik1.doc 58.5 КБ
skazochnyy_mir_emociy-programma.ppsx 1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Каждый человек уникален и неповторим, но есть у нас и много общего. Каждому из нас хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Наиболее актуальна данная проблема в детстве, когда от воздействия социума, от которого, кстати, у ребенка еще нет защиты, зависит его развитие, будет ли оно благополучным, или на пути становления личностью маленькому человечку встретятся трудности. Одной из таких трудностей может стать недостаточно успешное общение вследствие недоразвития эмоциональной сферы.

Безусловно, роль эмоций на ранних этапах развития наиболее велика, т.к. само общение между взрослым и ребенком проходит на уровне эмоций и эмоционального реагирования, но в старшем дошкольном возрасте ребенок постепенно начинает овладевать своими эмоциями: в первую очередь осознавать их, а затем и в некоторой степени управлять. Эмоционально-мотивационную готовность, т.е. наличие эмоциональной устойчивости, потребности в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности, отсутствие импульсивности и пр., даже выделяют в качестве компонента психологической готовности к школьному обучению.

Наши эмоции в общении находят ряд выражений: это и мимика, и пантомимика, и жесты, и интонация, и речь, и многое-многое другое. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь, может быть причиной углубления астенических черт характера и появления невротических наслоений(1).

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника(1).

Кроме того, для того чтобы успешнее справляться с трудностями детям необходимо раскрепощение чувств, развитие креативности, творческого мышления.

Для того чтобы скомпенсировать эмоциональные трудности детей, помочь им успешнее адаптироваться в социуме и была составлена программа коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста “Сказочный мир эмоций”, которая в данный момент успешно реализуется в ДОУ “ муниципальный детский сад присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией №16” города Орла и приносит свои результаты.

Цель программы “Сказочный мир эмоций”: укрепление психического здоровья детей.

- развитие и коррекции эмоциональной сферы

- стабилизация психических процессов, снятие напряженности

- развитие творческого воображения, оригинальности мышления, стимулирование творческого самовыражения

- формирование социально-нравственного императива, умения анализировать и оценивать свои поступки и эмоции, а также поступки и эмоции других людей с позиции нравственности, социальных норм, развитие способности к сопереживаниию

- развитие саморегуляции детей

- способствование повышению уверенности в себе, формирование положительного самовосприятия, самооценки

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Группа должна состоять из 7-10 человек.

Оптимальная продолжительность занятий – 30-40 минут.

Оптимальная периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю.

Программу реализует педагог-психолог, т.к. он может получить определенную диагностическую информацию, а также может управлять спонтанно-возникшем терапевтическим процессом (в ходе, например, рисуночных техник).

Из наиболее необходимого оборудования можно выделить: магнитофон, кассеты с записями музыки, набор пиктограмм, альбомы, краски, сказочная атрибутика.

Рекомендацией к проведению является положение детей во время занятия: в кругу на стульчиках, пуфиках или ковре.

- драмтерапия, имитационные и ролевые игры

- метод направленного воображения

- техники и приемы ауторелаксации и саморегуляции

- элементы групповой дискуссии

В качестве контроля овладения умением выражать эмоции, распознавать их, можно использовать:

1) комплект заданий для изучения эмоциональной сферы ребенка, предложенный Минаевой В.М. в пособии для практических работников дошкольных учреждений “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры”.

2) методики из книги С.В. Велиевой “Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста”.

Для диагностики результатов в области улучшения общего эмоционального самочувствия, в частности снижения уровня тревожности, можно использовать методику уровня тревожности Дорки и В. Амена в пособии М.А.Панфиловой “Игротерапия общения”.

Способность создавать оригинальные образы у детей можно продиагностировать с помощью методики О.М.Дьяченко “Дорисовывание фигур”.

Отработка знаний и умений проходит в 4 этапа:

  1. получение информации о содержании той или иной эмоции, её причин и пр.
  2. получение знаний о способах выражения, совладания той или иной эмоцией, этической оценке выражения той или иной эмоции.
  3. применение полученных знаний в конкретных ситуациях на закрепляющих занятиях.
  4. перенос умений, освоенных на занятиях в повседневную жизнь ребенка.

Последнее, осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с другими педагогами ДОУ и родителями детей.

Большинство занятий имеют четкую структуру:

  1. ритуал начала занятий
  2. ознакомление с эмоцией, её проигрывание в форме эвристической беседы, игр
  3. игры, упражнения, направленные на закрепление полученных знаний
  4. релаксационные упражнения, ритуал окончания занятий, обсуждение занятия

При составлении данной программы я опиралась на работы Н.А. Сакович, М.И. Сакович, О.В. Хухлаевой, Е.А. Алябьевой, С.В. Крюковой, М.А. Панфиловой, В.М. Минаевой, Г.М. Жучковой, Н.Л, Кряжевой, О.А. Шороховой, К.Фопеля.

1. Способствовать выработке навыка понимания эмоций и чувств у детей.

2. Выработка навыка выражения собственных эмоций.

3. Создание условий, способствующих воспитанию дружбы и заботы друг о друге у воспитанников.

4. Развитие навыка выражения эмоций с помощью жестов и мимики.

Дидактическая игра "Какой он - сказочный герой?"

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть разложенные на столе картинки с изображениями героев из сказок. Детям предлагается рассказать кто из них хитрый, добрый, щедрый, злой, грустный, веселый, ленивый. Объяснить свой ответ эпизодами из известных сказок.

Дидактическая игра "Палитра эмоций"

Ход игры: Перед детьми разложены картинки - схематические изображения эмоциональных состояний человека (злой, веселый, удивленный, обиженный и т. д.). Детям предлагается назвать каждое состояние и показать его самому.

Дидактическая игра "Сила слова"

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с изображением какой-либо эмоции, которая возникнет в ответ на услышанные слова. Список слов, высказываний: "ты - умничка, "ты хорошо сделал", "он - плохой", "выполни, пожалуйста, задание", "у меня для тебя сюрприз", "а ты знаешь, почему дует ветер?", "кто разбил тарелку?", "сегодня мы не будем играть", "тебе сегодня подарят игрушку".

Речевая игра "Продолжи предложение"

Ход занятия: детям предлагается продолжить предолжения: "я радуюсь, когда. ", "я грущу, когда. "

Словесная игра "Развесели сказочного героя"

Ход игры: детям предлагаются сюжетные картинки из сказок ("Заюшкина избушка", "Снегурушка и лисица", "Курочка Ряба") и задается вопрос: почему герой плачет. Дети должны ответить на вопрос и порассуждать, кто и каким образом в этой сказке помог и порадовал героя.

Дидактическая игра "Какое настроение у сказочного героя"

Ход игры: Детям предлагается отгадать, какое настроение у сказочного героя, изображенного на демонстрируемой воспитателем картинке (грусть, радость). Далее детям задаются вопросы и обсуждаются: 1. Каким становится лицо, когда человек грустит (радуется? 2. Как еще мы можем понять, что человеку очень грустно (радостно? (Когда человек плачет/улыбается, смеется). 3. Почему человек может грустить/ радоваться? 4. Радость/грусть - это хорошая эмоция или плохая? 5. Как помочь грустному человеку?

Дидактическая игра "Покажи"

Ход игры: детям предлагается показать эмоцию, возникающую, в нижеперечисленных ситуациях:

Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы пришли в детский сад? А сейчас какое у вас настроение? Какого цвета ваше настроение? На что похоже ваше настроение? Давайте обозначим своё настроение на нашей радуге. (Дети прикрепляют свои индивидуальные символы на нарисованную на ватмане “Радугу настроения”, рассказывая, почему у них то или иное настроение).

Воспитатель: Ребята, а что такое радость? Как вы понимаете это чувство? Когда вы испытываете радость? (Ответы детей). Я бы очень хотела, чтобы вы всегда были веселыми, никогда не грустили. И сегодня мы вместе будем создавать отличное настроение. Ребята, вот вы сказали, что испытываете радостные чувства, когда вам читают сказки. А какие ваши самые любимые сказки? Тс-с-с. Не говорите, пожалуйста, а зашифруйте название сказки с помощью геометрических фигур. А мы попробуем отгадать. (Дети зашифровывают название своих любимых сказок с помощью геометрических фигур; пытаемся разгадать, у кого какая сказка зашифрована).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, с раннего детства вы слышали сказки. Когда были совсем маленькими, вам их рассказывали взрослые. И вы переживали разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Грусть, радость, страх, удивление, спокойствие, усталость). А я вам предлагаю сосредоточиться на этих картинках и назвать, какие эмоции здесь изображены. (Дети работают).

Воспитатель: В сказках герои тоже переживают различные чувства и эмоции. Посмотрите на тень сказочных героев и отгадайте, из какой они сказки. А какие чувства и эмоции они переживали? (Изображения старика и репы, Золотой рыбки, Алладина и Джинна, Сестрицы Аленушки и братца Иванушки и т.д.).

Воспитатель: А попробуйте отгадать мою любимую сказку.

- Эта сказка русская народная. Что это значит? (Ее придумал русский народ).

- Эта сказка плохо заканчивается.

- Главный герой был любопытным и неосторожным существом.

Не догадались еще, что это за сказка?

- Одна из героинь сказки была голодна, чтобы поесть, говорила сладким голосом, хвалила кого-то, терпеливо слушала его песенку, притворялась, что плохо слышит. Догадались? Что это за сказка? (Сказка “Колобок”).

Воспитатель: А кому еще нравится эта сказка? А знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта – грустно. Мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса взяла его и съела! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец этой сказке, чтобы Колобок мог спастись. Давайте и вы придумаете. Но вначале вспомним приключения Колобка. (Показываю рисунок Колобка). Что это такое? (Показываю “пятиэкранку” по ТРИЗу). На что это похоже? Здесь 5 экранов и такой рисунок называется “пятиэкранкой”. Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить вверх и вниз, а здесь еще и в стороны. (Помещаю Колобка в центральную клетку).

1. И вот лежит Колобок на окошке, остывает. (Дорисовываю ставни к прямоугольнику).

2. Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продуктов его испекла бабушка?

3. Теперь Колобок едет вверх. Где он был вначале сказки?

4. Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?

5. И что же с ним произошло потом?

Воспитатель: Ребята, а почему же в сказке Лиса захотела съесть Колобка? Какой он был? (Вкусный, румяный, аппетитный, гладкий, с приятным запахом). А мы же с вами не хотим, чтоб она его ела? Может, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, неаппетитным – Лисе его есть не захочется. Не правда ли? А как Колобок может стать невкусным? Придумайте! (Посыплет на себя соль и станет соленым. Обваляется в песке. Залезет в грязную лужу. Прокатится через муравейник. Покатается под елками, иголки прилипнут – станет колючим).

Воспитатель: Вот, если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его тогда Лиса или нет?

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. (Упражнение “Если бы я был Колобком).

Проводится физкультурная минутка “Колобок”.

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок!
(руки вверх)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, знаю, вы такие артистичные! Я вам предлагаю поднять настроение с помощью этюдов. Нужно будет отгадать, что это за сказка и кто ее автор. (Дети по очереди выступают: рассказывают отрывки наизусть, используя мимику, жесты, голосовые возможности речевого аппарата).

Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал: Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь: Ку-ку-ре-ку.
(К.Чуковский, “Путаница”).

Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
(К.Чуковский, “Муха-Цокотуха”).

– Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это, чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое!
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Это, чтобы лучше слышать, дитя мое!
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Это, чтобы лучше видеть тебя, дитя мое!
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- Это, чтоб скорее съесть тебя, дитя мое.
(Ш.Перро, “Красная Шапочка”).

Он рычит, и кричит и усами шевелит:
“Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу! Не помилую!”
Звери задрожали, в обморок упали.
Волки от испуга скушали друг друга.
(К.Чуковский, “Тараканище”).

“Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!”
(К.Чуковский, “Мойдодыр”).

“Как выскочу, как выпрыгну-
Пойдут клочки по за улочкам!”
(Русская народная сказка “Заюшкина избушка”).

- Сяду на пенек, съем пирожок!
- Вижу, вижу!
Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
(Русская народная сказка “Маша и медведь”).

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? (зарычал страшным голосом Михайло Иваныч).
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? (сказала Настасья Петровна).
- Кто сидел на моем стульчике и сломал его? (пропищал Мишутка.)
(Русская народная сказка “Три медведя”).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Замечательно передавали эмоции героев. Можно вам теперь и в театре играть разные роли! А сейчас прошу вас отгадать загадку:

Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят. (Баба-Яга).

Воспитатель: А в каких сказках живет Баба-Яга? (“Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”, “Василиса Прекрасная”, “Терешечка”).

А вы знаете, почему ее так зовут? (Нет). Название “Баба-Яга” произошло от древнего слова “ягать”, то есть кричать, ругаться. Какие поступки чаще всего совершает Баба-Яга? (Плохие, злые, недобрые, вредные). Она всегда мечтала помолодеть. Вот мы ей в этом сейчас и поможем. Нужно раскрасить портрет Бабы-Яги, изменить прическу, наложить макияж, дорисовать украшения.

(Игра “Визажисты”. Выполняется коллективная работа. Дети работают под спокойную музыку).

Воспитатель: Теперь в сказочном лесу Бабу-Ягу никто не узнает. Такая она стала красавица! И в этом ей помогли вы, ребята!

Дети, а какие мультфильмы вам нравятся? Какие эмоции вы испытываете, когда смотрите телевизор? А смотреть телевизор - это хорошо или плохо? (Хорошо – показывают любимые мультики; плохо – портится зрение. Хорошо – можно многое узнать; плохо – показывают страшные фильмы, и дети будут бояться, и т.д. Метод ТРИЗ, игра “Хорошо-плохо”).

Воспитатель: Дети, а какие эмоции вы испытываете, когда вас ругают, говорят неприятные слова? А когда хвалят, произносят приятные слова? (Ответы детей). Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру “Комплименты”. (Дети передают сердечко по кругу друг другу, говоря о своем соседе что-то доброе, светлое, произнося приятные слова.)

Воспитатель: Ну, что же, ребята, мы хорошо сегодня провели время. У вас прекрасное настроение? Я надеюсь, что вы навсегда останетесь такими добрыми, веселыми, замечательными. Давайте споем песню М. Пляцковского “Если добрый ты” и потанцуем. (Дети вместе с воспитателем исполняют песню, танцуют. После второго куплета педагог пускает мыльные пузыри. Ребята танцуют, кружатся, смеются).

Воспитатель: Ну, что же, ребята, прошу вас обозначить свое настроение на радуге. Давайте посмотрим, какое настроение стало у тех детей, которые в начале нашей встречи скучали, и у которых было плохое настроение. Надеюсь, что вы редко будете грустить, и у вас всегда будет прекрасное настроение. Спасибо вам за приятно проведенное время. Я вас очень всех люблю!

Для развития речи дошкольников можно использовать не только рисунки предметов или жизненных ситуаций, но и изображения эмоциональных состояний человека. Картинки эмоций — полезный наглядный материал для логопедических игр и занятия с детьми 5-7 лет.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.

Грустный
Радостный
Испуганный

Удивленный
Злой
Восторженные

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Радостный
Возмущенный
Удивленный

Грустный
Смущенный
Плачущий

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Нарисованные картинки

Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.

Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.

Грусть
Вина
Гордость

Злость
Испуг
Любопытство

Жадность
Обида

Скука
Удивление

Гордость
Радость

Добродушие
Удивление

Шаблон лица 1
Шаблон лица 2
Шаблон лица 3
Шаблон лица 4

Шаблон лица 5
Шаблон лица 6
Шаблон лица 7
Шаблон лица 8

В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.

Раскраска лица 1

Раскраска лица 2

Пиктограммы

Плакат пиктограммы

Смайлы с названиями

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Смайлики

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.

Пиктограммы 2
Пиктограммы 3
Пиктограммы 4

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Колобки

Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.

Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.

Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.

Колобок 1
Колобок 2
Колобок 3

Колобок 4
Колобок 5
Колобок 6

Эмоции в стране Смешарии

Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.

Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.

Грусть или радость

Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.

Гусенички

Гусеницы

Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:

  • Кто изображен на первом рисунке?
  • Какое настроение у девочки и ее подруги?
  • Как изменились их чувства?
  • Почему это произошло?
  • Что будет дальше?

Девочки

Секрет хорошего настроения

Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.

Секрет хорошего настроения

Мы не ленивые, мы трудолюбивые

Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.

Ленивые трудолюбивые

Где это случилось

Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках, с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).

Буратино

Собери лицо

Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.

Шаблон лица

Собери лицо своими руками

Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Управление образования администрации Советского района г. Красноярска

hello_html_774cc8fe.jpg

Воспитатель первой квалификационной категории

Попова Дарья Геннадьевна

Актуальность.

Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Цель : учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека.

Научить детей понимать состояния свои и окружающих людей.

Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Возраст: 5-7 лет

Материал изготовления игры: ламинированная бумага, липучка велькро, пано ковролин.

Оборудование:

- Игровое поле (ширма-пано)

Цель игры: учить называть психоэмоциональное состояние человека.

Ход игры: ребёнок выкладывает разрезную картинку и называет психоэмоциональное состояние человека.

Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.

Ход игры: ребёнок выкладывает разрезную картинку и описывает ситуацию, называет психоэмоциональное состояние человека.

Цель: формировать эмоциональную лексику дошкольников

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать такую же эмоцию мальчику или девочке.

Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение соотносить выражение глаз с выражением рта.

Ход игры: ребёнок собирает портрет правильно, подбирая выражение глаз и рта.

Читайте также: