Диагностика ууд школа 2100
Обновлено: 05.07.2024
Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе?
Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:
– скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
– определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);
– увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.
Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе являлось получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья. Диагностика первоклассников, проведённая в сентябре 2012 г. показала средний и низкий уровень выполнения заданий. На основании результатов диагностики составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесса развития личности.
Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
акценты УУД
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
регулятивные
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)
познавательные
общеучебные
моделирование (перевод устной речи в письменную)
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
широкий спектр источников информации
познавательные логические
формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Уроки русского языка нацелены на личностное развитие ученика, у него формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения.
В процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются и познавательные универсальные учебные действия.
А формированию познавательных универсальных учебных действий способствует знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Развитию познавательных универсальных учебных действий так же способствуют уроки математики. Дети учатся использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Умение записывать сведения об окружающем мире на языке математики, умение строить цепочки логических рассуждений помогает у учащихся формировать коммуникативные действия.
Уроки окружающего мира обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.
Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Каждый педагог должен учитывать следующие аспекты:
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Планируя каждый урок, продумываю методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке ребята самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цели урока, при этом чётко понимая границы знания и незнания учебного материала.
Применяю на всех уроках работу в парах, на обобщающих – работу в группах.
Анализ сформированности УУД
Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Функции мониторинга: диагностическая, оценочная, контрольная.
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика класса.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических средств их достижения.
Уровни сформированности личностных УУД оценивались по следующим методикам:
Самопознание и самоопределение (самооценка)
Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ СХЕМ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ.doc
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ СХЕМ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий соответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с ключами оценивания заданий.
Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. В начале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо вписать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Полученный показатель можно сравнить со средними данными по всероссийской выборке, приведёнными в предпоследней строке.
Перед началом заполнения схемы анализа к каждому тесту целесообразно разложить работы по двум вариантам. Учитель берёт стопку работ первого варианта и заполняет схему анализа, поочередно проверяя работы этих учеников. Потом также проверяются работы второго варианта. В последнем столбце таблицы вычисляется сумма баллов для каждого ученика.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов. Последние во ФГОС понимаются как формирование универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе?
скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);
увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Данная диагностика разработана для учащихся 3~4-го классов. Более дробное диагностирование универсальных учебных действий по годам обучения нецелесообразно, вследствие специфики развития данных умений.
на входе в 3-й класс (входной уровень);
на выходе из 3-го класса;
на входе в 4-й класс;
на выходе из 4-го класса (выходной уровень для начальной школы
и входной уровень для основной школы);
на входе в 5-й класс (по завершении адаптационного периода).
Педагог и администрация школы могут выбирать разные варианты проведения диагностики универсальных учебных действий.
Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ
Тест 1. Познавательные УУД;
Тест 2. Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией);
Тест 3. Регулятивные УУД;
Тест 4. Личностные результаты.
Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться задания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям можно вернуться в конце работы после того, как выполнены все остальные задания.
Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предложена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему.
На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.
При проведении диагностики в конце 4-го класса рекомендуется проводить проверку и оценивание работ учеников совместно — педагогам начального и основного звена.
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ И КЛЮЧИ ОЦЕНИВАНИЯ К ТЕСТАМ
Тест 1. Познавательные УУД (45 минут)
Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.
Читайте также: