Диагностика смыслового чтения в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Задачи смыслового чтения:

  • формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;
  • формирование понимания прочитанного;
  • развитие воображения ребенка;
  • формирование навыка чтения;
  • формирование техники чтения;
  • формирование познавательных интересов детей;
  • формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

  • Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;
  • Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;
  • Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Приём: цитаты.

Цель: сформировать умение находить автора произведения по цитате…

Приём: следуйте за персонажем книги

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса

Приём: кластер

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами и составлять кластер.

Приём: синквейн

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Приём: развитие восприятия текста

Цель: развить скорость и эффективность чтения у младшего школьника

Приём: чтение с остановками

Цель: формирование процесса осмысления текста во время чтения.

Приём: словесное рисование картин

Цель: развитие выразительного чтения, глубокого анализа произведения, выявление главной мысли, идеи произведения.

Приём: шесть шляп

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации

Приём: интервью с писателем

Цель: формирование умений самостоятельно работать с текстом, запоминать информацию и воспроизводить её.

Приём: незаконченное предложение.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Приём: ЗХУ

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.

Применение технологии смыслового чтения, помогло приобщить детей к дополнительному чтению, выполнению творческих заданий. Смысловое чтение формирует у младшего школьника самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения я провожу входную и итоговую диагностику. Начинаю данную работу с 1 класса.

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Умение составлять план текста

Умение восстановить последовательность событий

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Преобразование и интерпретация информации

Умение формулировать несложные выводы

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с тексами

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Динамика

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

+ 20 %

Умение составлять план текста

+25%

Умение восстановить последовательность событий

+ 15 %

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

+30%

Преобразование и интерпретация
информации

Умение формулировать несложные выводы

+20%

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

+ 20 %

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

+ 15 %

Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов за 2016-2017 учебный год показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%.

Результаты работы в классе по развитию навыков смыслового чтения за 3 года

2016/2017
учебный год
1 класс

2017/2018
учебный год
2 класс

2018/2019
учебный год
3 класс

Общее понимание текста, ориентация в нем

Глубокое и детальное понимание содержания текста

Использование информации из текста для различных целей

Заключение

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

7. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформированность читательской грамотности - одна из главных задач в обучении современного школьника.

Цель диагностики - выявить основные умения смыслового чтения:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Диагностика сформированности навыка чтения

учащихся 2-х классов по итогам ___________ учебного года.

Сформированность читательской грамотности - одна из главных задач в обучении современного школьника.

Цель диагностики - выявить основные умения смыслового чтения:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Текст контрольной работы.

Пустые страхи

Вопросы и задания

Определи тему текста (о чём этот текст?)

Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла.

Лесом шёл, а дров не видел.

Глаза боятся, а руки делают.

Как бы ты мог озаглавить этот текст. Предложи своё название.

Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры.

__) пауки __) волк __) сова

В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

утром 2) днём 3) вечером 4) ночью

Что мерещилось Мишке в ночном лесу?

Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков?

Объясни значение словосочетания пустые страхи.

Критерии оценивания сформированности навыка

смыслового чтения

Группы метапредметных результатов

Показатель критерия

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

Не записал тему и главную мысль текста

Умение озаглавливать текст

Подобрал заголовок к тексту

Не смог озаглавить текст

Умение восстанавливать последователь-ность событий

Последовательность событий не нарушена

Последовательность событий нарушена

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде

Верно ответил на вопрос

Неверно ответил на вопрос

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде

Дал развёрнутый ответ на вопрос

Дал краткий ответ на вопрос

Не ответил на вопрос

Преобразова-ние и интерпретация информации

Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте

Дал развёрнутый ответ на вопрос

Дал краткий ответ на вопрос

Не ответил на вопрос

Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте

Верно ответил на вопрос

Неверно ответил на вопрос

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания/ нечетко сформулировал ответ

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

Перевод баллов в систему уровневой оценки.

Каждая работа учащихся оценивается по представленным критериям в баллах, затем определяется уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, выше среднего, средний и низкий. Максимальное количество баллов за работу - 12.

Читайте также: