Диагностика школьных трудностей детей овз
Обновлено: 06.07.2024
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья - Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья - Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ |
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика | |||||
3. Дифференциальная диагностика детей с ОВЗПричины, вызывающие трудности усвоения общеобразовательной программы, очень разнообразны и обусловлены структурой дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбирая методику оказания помощи ребенку, прежде всего, необходимо выявить проблему и ее причины, иначе помощь будет неэффективной. Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. В связи с этим деятельность учителя должна быть ориентирована не только на трансляцию информации, но и на развитие высших психических функций школьников, а ранняя диагностика и коррекция трудностей в обучение позволит решить эти проблемы. Школьная неуспеваемость и трудности в обучении давно и серьезно волнуют педагогов-практиков. Особенно остро эта проблема обозначилась в последние годы, поскольку количество детей, испытывающих трудности в обучении и имеющих ограниченные возможности здоровья, неуклонно растет. Особенностями обучения в современной школе являются нарастающий объем информации, постоянное усложнение учебных программ, что предъявляет к организму ребенка самые высокие требования. В настоящее время школа должна обеспечить возможность успешного обучения любого учащегося. Однако, система народного образования столкнулась с проблемой роста количества трудностей в обучении школьников. По данным различных источников сегодня затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Основные направления модернизации образования в России на период до 2020 года характеризуются обновлением и качественным изменением содержания, методов, средств, диагностики, коррекции и форм организации процесса обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Причины, вызывающие трудности усвоения общеобразовательной программы, очень разнообразны и обусловлены структурой дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбирая методику оказания помощи ребенку, прежде всего, необходимо выявить проблему и ее причины, иначе помощь будет неэффективной. Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Трудности усвоения детьми программного материала имеют негативные последствия, которые сказываются на формировании личности ребенка:
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным и успешным, счастливым человеком. Фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями не закладывала подводные камни в его будущую взрослую жизнь. Можно выделить две основные причины, ведущие к несформированности детской психики:
Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью, письмом и чтением. Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения, которые обозначаются как минимальные мозговые дисфункции. Вследствие своей парциальности эти отклонения никак ни проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложатся непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики. Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении. Психическая функция никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранными многие составляющие детской психики. Пострадавшие составляющие психической функции можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов. Немов Р.С. выделяет общую схему классификации методов:
Средства, которыми располагает диагностика, можно разделить по своему качеству на две группы:
К строго формализованным методикам относят:
Тесты - это стандартизированные, краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. Методики проективной техники - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление. Психофизиологические методики - особый класс психодиагностических методов, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. К мало формализованным методикам относят:
Эти методики дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации. Наблюдение - целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. Беседа, интервью - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Анализ продуктов деятельности - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Одной из основных форм педагогической диагностики причин школьных трудностей в обучении с ОВЗ начальной школы является анализ письменных работ учащихся. Выявленные нарушения письменной речи могут свидетельствовать о состоянии общего психического и моторного развития детей. Нейропсихологические методы в настоящее время также успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы позволяют, во-первых, выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе трудностей, во-вторых - вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные пути индивидуализированного подхода к ним в процессе обучения. Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми с ОНР и с ЗПР. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной помощи. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Психологическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающих, в конечном итоге полноценное функционирование индивида. Этапы психокоррекционной работы включают в себя:
Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа. Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по 2 человека, как правило, имеющих сходные проблемы в развитии. Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа. Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем. Другой формой коррекционно-развивающей работы является собственно психологическое воздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу и социально-психологический тренинг. Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций в сотрудничестве психолога с учителями, воспитателями, классными руководителями или родителями в зависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком. Трудности в обучение описаны во многих работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Н.П. Ласкалова, Л.С. Цветкова, М.С. Неймарк, Л.С. Славина, А.И. Захаров и др.), отмечается комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутри личностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. В связи с этим деятельность учителя должна быть ориентирована не только на трансляцию информации, но и на развитие высших психических функций школьников, а ранняя диагностика и коррекция трудностей в обучение позволит решить эти проблемы. У вас недостаточно прав для добавления комментариев Психолого-педагогической диагностика детей с ОВЗЕсли учитель предан своему делу и чист, Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова,
· получение общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.В современном образовании есть трудности с дифференциальной диагностикой детей с проблемами в развитии. Диагностировать в этом возрасте сложнее, но полезнее из-за пластичности нервной системы. Диагностика детей младенческого и раннего возраста помогает контролировать ход психического развития ребенка для последующей своевременной коррекции выявленных отклонений. Важно понимать: чем раньше начинаем, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях — предупреждение вторичных нарушений развития. Именно на вторичные отклонения мы можем (и должны) повлиять в ходе психолого-педагогической работы Задачи ранней диагностики:1. Раннее выявление отклонений в развитии. В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах. 1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных. 1. В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий. 2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения. 3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи. ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога. Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим. 1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр. По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом. В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.
Для заполнении графы - сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1. Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную. Теоретическая модель школьной адаптации ( Таблица 1). Карта ведется (обязательно) на учащихся (детей) коррекционно-развивающего обучения и группы риска. Рекомендуем ведение карты на учащегося (ребенка), чьи родители или педагоги впервые обратились за педагогической поддержкой. Фамилия_______________ Имя_____________________ Отчество_____________________ Дата рождения________________________________________________________________ Учреждение образования_____________________________ Класс_______________________ Домашний адрес_______________________________________________________________ ФИО родителей _______________________________________________________________ Семейное положение (состав семьи, жилищные условия)__________________________________ Тип семейного воспитания________________________________________________________ Совместные занятия дома с ребенком________________________________________________ Взаимоотношения родителей с ОУ__________________________________________________ Состояние здоровья ребенка______________________________________________________ Общее развитие, отклонения______________________________________________________ Причины постановки на индивидуальный психологический учет____________________________ Сфера нарушения школьной адаптации______________________________________________ Сложности в обучении___________________________________________________________ Сложности в воспитании_________________________________________________________ Трудности в освоении норм поведения_______________________________________________ Взаимоотношения ребенка с педагогами______________________________________________ Взаимоотношения ребенка со сверстниками___________________________________________ Интеллектуальные особенности____________________________________________________ Личностные характеристики______________________________________________________ Мотивация___________________________________________________________________ Интересы____________________________________________________________________ Представления о будущем________________________________________________________ Посещение коррекционных занятий_________________________________________________ Результаты проведенных исследований_______________________________________________ Результаты индивидуальных консультаций____________________________________________ Результаты коррекционной работы__________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Рекомендации педагогам_________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Рекомендации родителям_________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Дата заполнения карты___________________________________________________________ Педагог-психолог_____ _______________/ / Читайте также:
|