Диагностика самостоятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

В эксперименте принимали участие 10 детей из 23 человек, так как остальные дети посещали кружок по изобразительной деятельности на базе детского сада и уверенное использование изобразительных материалов, самостоятельность в выборе средств убеждали в ненужности специальной работы с ними.

Наблюдение проходило в течение 6 месяцев: с сентября 2013 по февраль 2014 года включительно.

Цель: Выявить уровень развития самостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельности.

Программа эксперимента представляет собой на 1 этапе:

Диагностика для выявления:

Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

Для начала выявлен уровень самостоятельности:

Высокий уровень –14 - 18 баллов, выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

Средний уровень –10 – 13 баллов, требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

Низкий уровень – 6 – 9 баллов, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений (по Григорьевой Г.Г.)

Отношение к оценке взрослого;

Оценка ребёнком, созданного им изображения;

Эмоциональное отношение к деятельности.

стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Содержание диагностики. (См. приложение № 1.)

Оценка дается по трехбалльной системе: 1-ый (по месту за критерием) – 3 балла, 2-ой – 2 балла, 3-ий – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию у каждого ребёнка суммируются.

Далее в таблице указаны показатели уровня развития самостоятельности и сформированности умения создавать изображение детей старшей группы.

Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений

Отношение к оценке взрослого

Оценка ребёнком, созданного им изображения

Эмоциональное отношение к деятельности

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Результаты исследования показали, что средний уровень развития самостоятельности и сформированности умений составил 20 %. Это составляет два человека. (Настя М., Женя П.) Низкий уровень 80 %. Это составляет восемь человек. (Маша А., Даша К., Данил М., Денис П., Соня Р., Ира К., Алёна Ф., Настя У.) Таким образом, было установлено, что уровень развития самостоятельности и сформированности у детей старшего дошкольного возраста не высокий. Трудятся дети по побуждению взрослого, всего 20% детей проявили самостоятельность, 80% детей самостоятельности не проявляют.

Из этого следует, что необходимо провести работу по развитиюсамостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельности.

При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из заданий констатирующего эксперимента.

Особое внимание уделялось тому, в чем дошкольники испытывали затруднения. Далее мы рассматриваем, какую работу для этого спланировали.

2. Формирующий эксперимент

Цель формирующего эксперимента подобрать систему работы, направленную на развитие самостоятельности старших дошкольников с изобразительных видах деятельности.

Задачиформирующего эксперимента:

разработать систему работы, направленную на повышение уровня развития самостоятельности старших дошкольников средствами различных изобразительных видов деятельности,

обогатить педагогическую и предметно-развивающую среду,

апробировать разработанную нами систему на экспериментальной подгруппе дошкольников.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с сентября 2013г. по апрель 2014 г.

В программу эксперимента входили разные мероприятия.

Для развития самостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельностимы привлекали кработе родителей. Проводили консультации для родителей, где делилась с родителями опытом работы в доверительной атмосфере. (См. приложение №2.)

Проявление динамики развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности детей целесообразно было фиксировать вне занятий и в свободной деятельности детей. Для этого необходимо спланировать системную работу, при которой решались следующие задачи: развивать у дошкольников умение самостоятельно создавать и воплощать замыслы, осваивать специфические выразительные средства изобразительной деятельности,

развивать воображение и побуждать к самостоятельным действиям, приобщение детей к миру искусства через собственное творчество.

За основу формирующего эксперимента нами были взяты методические рекомендации по развитию самостоятельности на занятиях изобразительной деятельностьюО.А. Малик. Автор выделяет следующие факторы, которые мы позаимствовали и использовали в своем исследовании:

  1. Формирование интереса к изобразительной деятельности и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) в изобразительной деятельности, а так же игровая и проблемная направленность обучения.
  2. Обогащение педагогической и предметно-развивающей среды, открывающей детям возможности вариативного использования разных средств ее осуществления.
  3. Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп; учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству); органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей; создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность.

Для работы с дошкольниками использовались:

- дидактические пособия (картинки) для расширения кругозора детей, которые впоследствии могут быть выполнены самостоятельно (см. приложение №3);

- в игровой форме предложено ребенку выполнить некоторые со творческие задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения (см. приложение №4);

- на занятиях по изобразительной деятельности и вне занятий использовали нетрадиционные техники рисования это раскрепощало детей, и в последствии они применяли эти знания и умения в самостоятельной изобразительной деятельности (см. приложение №5);

- на первых этапах работы отдавали предпочтение коллективному обсуждению и созданию коллективных картин, затем постепенно переходили к совместно-последовательной и индивидуальной формам работы (см. приложение №6).

Кроме того для работы с дошкольниками для развития самостоятельности в рисовании использовали косвенные методические приемы:

- рассматривание книги, косвенно подсказывающие сюжет картинки, а также использование художественного слова (см. приложение № 7,8);

- в игровой форме предложено детям, отрабатывающим те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы, самостоятельно составить сюжет картинки (см. приложение № 3);

- уточняли понимание дошкольниками сюжета, расположения деталей картинки на листе бумаги, композиции, способов выполнения отдельных элементов;
- игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной картинки (см. приложение № 3);

В группе организована зона самостоятельной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Данные выводы дают основание для мысли, что развитие самостоятельной деятельности происходит результативно в изобразительной деятельности дошкольников, если для этого созданы соответствующие условия.

Все эти методы, формы работы и условия составили программу формирующего эксперимента.

3. Контрольный эксперимент

На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых.

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень эффективности развития самостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельности.

Далее в таблице указаны изменения уровня развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности детей старшей группы.

Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений

Отношение к оценке взрослого

Оценка ребёнком, созданного им изобра-

Эмоцио-нальное отношение к деятель-

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Результаты исследования показали, что высокий уровень умений и развития самостоятельности составил 70 %.

Это составляет семь человек (Маша А., Даша К., Настя М., Женя П., Соня Р., Ира К., Настя У.).

Средний уровень 30 % - три человека (Алена Ф., Денис П., Данил М.).

По результатам контрольного эксперимента видно, произошла динамика развития уровня развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности. Низкого уровня не выявлено.

Таким образом, было установлено, что дети узнали больше способов изображения предметов, выполняют задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращаются с вопросами.

Итак, система работы по развитию самостоятельности в изобразительных видах деятельности эффективна, т.к. сравнительные результаты доказывают: в констатирующем эксперименте 0% детей имели высокий уровень самостоятельности, после проведенной работы в контрольном эксперименте стало 70%, что доказывает целесообразность проделанной работы.

Таблица 3. Контрольный эксперимент

Таблица 4. Результаты сводных данных

Процентное соотношение констатирующий эксперимент

Процентное соотношение контрольный эксперимент

Таблица 5. Сводная таблица по двум экспериментам констатирующему и контрольному

Таким образом, на начало эксперимента детей с высоким уровнем умений и развития самостоятельности составил 0%, со средним 20%, с низким 80%, а после окончания эксперимента качественные показатели изменились успешно:

В – 70%, С – 30%, Н – отсутствует.

Данные показатели свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию самостоятельности в изобразительных видах деятельности эффективна.

Вывод:

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента было проведено исследование по определению уровня развития самостоятельности и сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

В формирующем эксперименте был спланирована программа эксперимента, представляющая собой систему работы, состоящую из мероприятий:

- работы с родителями; диагностики (с опорой на методические рекомендации О.А. Малик по развитию самостоятельности старшего дошкольного возраста);

- пополнению предметно-развивающей среды для освоения детьми разнообразных видов изобразительной деятельности (индивидуальные фланелеграфы, столы для экспериментирования с нестандартными материалами и т.д.);

- созданию атмосферы доверия и заинтересованности в детском творчестве дошкольников в разных видах изобразительной деятельности;

- непосредственную работу с детьми, представляющая следующие формы работы: знакомство с специфическими выразительными средствами изобразительной деятельности через дидактические игры, при которых развивалось воображение и побуждались самостоятельные действия;

- занятия-сотворчества, где осуществлялось косвенное руководство.

Результаты исследования показали, что высокий уровень умений и развития самостоятельности до эксперимента составил 0%, а после 70 %. Средний уровень до эксперимента 20 %. после 30%. Низкий уровень до эксперимента составил 80%, а после 0 %.

Итак, проявление детьми самостоятельности отражаются в изобразительной деятельности на занятии, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей, мыслительную, эмоциональную.

Сопоставив теоретические исследования (А. В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн) по изучению развития самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников, следует сделать вывод, что она может быть различной по содержанию. Исследователи внесли вклад в понимание того, что возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель, средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Мы поняли, что в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда позволяет ребенку свободно реализовывать свои замыслы, способствует развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности. Нами доказано в эксперименте, что при создании благоприятных условий к семи годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования о том что, развитие самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников будет эффективным, если создать педагогические условия и обогатить изобразительные виды деятельности, разработать методику руководства изобразительными видами деятельности в процессе развития самостоятельности старших дошкольников подтвердилась.

Полученные данные исследования помогут педагогам увидеть насколько эффективна данная работа, но данное исследование не исчерпывает и следует продолжить изучение данной проблеме.


В статье раскрыт опыт по выявлению результативности развития самостоятельности старших дошкольников.

Ключевые слова: старшие дошкольники, развитие самостоятельности, диагностика.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Для того чтобы инициировать проявления самостоятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо управлять этим процессом. Одним из критериев успешности управления педагогами развитием самостоятельности старших дошкольников является уровень сформированности этого качества у детей. Повышению эффективности управления способствует проведение мониторинга результатов освоения программных требований к развитию самостоятельности.

Анализ результатов наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показал, что 7 дошкольников (36,8 %) продемонстрировали высокий уровень развития самостоятельности — дети сами придумывали игру, ход игры, активно участвовали в ней, легко изменяли правила, добавляли новые, самостоятельно могли управлять ей, звали других детей играть вместе, придумывали новые роли, самостоятельно убирали за собой игрушки. 9 детей (47,3 %) показали средний уровень — активно участвовали в играх, предложенных другими детьми, могли предложить свою игру, но не всегда активно помогали убирать за собой игрушки, придумывать новые правила; самостоятельно завлечь себя игрой не могли, обращались за помощью к воспитателю. 3 дошкольников (15,9 %) показали низкий уровень — не могли занять себя самостоятельно любой игрой, в игровую деятельность с другими детьми включались не активно, не хотя, а если были включены, то играли не заинтересовано; из групповой игры могли убегать и не слушать правила; один из детей не хотел принимать вообще никакого участия в играх со сверстниками, а наблюдал со стороны.

Результаты наблюдений за трудовой деятельностью анализировали, опираясь на характеристики уровней развития самостоятельности детей по самообслуживанию, предложенные Арсентьевой В. П.: высокий уровень (ребенок проявляет независимость от взрослого в труде, способ деятельности подчинен цели, характерная черта деятельности — создание необходимости выполнять свои обязанности, трудности преодолеваются самостоятельно, ребенок настойчиво ищет выход из затруднительной ситуации, он становится уверенным в себе, появляется объективная самооценка); средний уровень (ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, но с некоторой помощью взрослых, четкой целенаправленности в работе нет. К результату почти безразличен, но стремление к самостоятельности выражено ярко); низкий уровень (ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания, при трудностях дети легко отступают, стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий, но устойчивости нет).

Выявлено, что 3 дошкольника (15,9 %) имеют высокий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. 11 детей старшего дошкольного возраста (57,8 %) показали средний уровень. 5 дошкольников (26,3 %) продемонстрировали низкий уровень.

Результаты наблюдения за художественно-изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста показали: 3 дошкольника (15,9 %) имеют высокий уровень развития самостоятельности в художественно–изобразительной деятельности — дети проявляют интерес к деятельности, настроены на достижение результата, самостоятельно ставят цели, планируют результат, который в конечном итоге соответствует поставленной цели, в работе используют разнообразные изобразительные материалы и инструменты, их сочетание, уверенно используют освоенные техники, к взрослым за помощью практически не обращаются, работают спокойно, аккуратно, целенаправленно двигаясь к достижению цели, самостоятельно и верно используют разные средства выразительности, умеют адекватно оценивать свою деятельность. 11 детей (57,8 %) демонстрируют средний уровень. У этих детей интерес к деятельности выражен неярко, если появляются трудности, то темп работы снижается, теряется целенаправленность действий. 5 дошкольников (26,3 %) имеют низкий уровень — не проявляют интерес к деятельности без активной игровой мотивации, не могут поставить цель, планировать свою деятельность даже при помощи взрослого. У этих детей технические навыки примитивны, полученные результаты не соответствуют поставленной цели, дети не проявляют самостоятельности ни на каком этапе деятельности (подготовить рабочее место, в процессе деятельности, убрать рабочее место).

В ходе проведения методики заполнялся протокол, где отмечалась реакция каждого ребенка на ситуацию, его высказывания, действия по изучению предмета. По итогам анализа полученных результатов проведения данной методики можно сделать следующие выводы: высокий уровень характерен для 8 детей (42,05 %) — с интересом рассматривали предметы, брали их в руки, задавали вопросы, предлагали найти информацию о данном предмете в определенном источнике; средний уровень показали 8 дошкольников (42,05 %) — дети были заинтересованы в обследовании предмета, длительное время рассматривали его, пытались определить его назначение, но при неправильном ответе быстро сдавались и просили помощи взрослого; низкий уровень показали 3 дошкольников (15,9 %) — не были заинтересованы в обследовании предмета, прибегали к помощи взрослого в процессе определения назначения предмета, не желали обследовать предмет.

Полученные по итогам применения различных методов диагностики результаты в баллах были суммированы и определены их среднеарифметические значения. Их обобщение позволило сделать следующие выводы: высокий уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста характерен для 5 дошкольников, что составляет 26,35 % от числа всех исследуемых детей. Средний уровень имеют 9 детей (47,3 %). А низкий уровень имеют 5 дошкольников (26,35 %). Эти результаты показаны на диаграмме (Рис. 1).

Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Рис. 1. Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Результаты диагностики позволяют утверждать, что в данной группе дошкольников преобладает средний уровень развития самостоятельности в различных видах детской деятельности. Во многом это обусловлено недостатками в реализации функций управления развитием самостоятельности старших дошкольников.

Для выявления динамики уровней развития самостоятельности старших дошкольников была проведена повторная диагностика. Измерения проводились с помощью тех же методов и критериев, применяемых при первичной диагностике.

Анализ результатов наблюдений за игровой деятельностью детей показал, что 9 дошкольников (47,3 %) продемонстрировали высокий уровень развития самостоятельности на контрольном этапе. 8 детей (42,05 %) показали средний уровень, а 2 дошкольника (10,65 %) так и не смогли продемонстрировать хороший уровень самостоятельных навыков в игровой деятельности, сами игры не предлагали, не придумывали, активно не участвовали, тем самым остались на низком уровне.

Результаты наблюдения за трудовой деятельностью: 5 дошкольников (26,3 %) показали высокий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. Дети стали проявлять независимость от взрослого в труде, ставили перед собой цель и добивались ее сами. 11 детей (57,8 %) показали средний уровень. Они приобрели ряд умений и навыков в простом самообслуживании (накрыть на стол, сервировать стол, убрать со стола на свое место) с некоторой помощью взрослых. 3 дошкольников (15,9 %) продемонстрировали низкий уровень, так как не повысили свои навыки самостоятельности в трудовой деятельности.

Результаты наблюдения за изобразительной деятельностью: 5 дошкольников (26,3 %) показали высокий уровень. Дети стали проявлять большой интерес к деятельности, и были настроены на достижение хорошего результата, сами ставят цели, уверенно используют освоенные техники, к взрослым за помощью практически не обращаются. 12 человек (63,05 %) -показали средний уровень, а низкий уровень показали всего 2 дошкольника (10,65 %). Эти дети так и не смогли проявлять интерес к деятельности, полученные результаты не соответствуют цели, дети не проявляют самостоятельности ни на каком этапе деятельности

Результаты выполнения детьми диагностических заданий были оценены в баллах, а затем найдено их среднеарифметическое значение. Таким образом, мы смогли сделать вывод о том, что высокий уровень развития самостоятельности имеют 8 старших дошкольников, что составляет 42,05 % от числа всех исследуемых детей. Средний уровень характерен для 11 детей (57,95 %). Низкий уровень не был выявлен. Данные результаты так же представлены на диаграмме (Рис. 2).

Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Рис. 2. Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Сравнительные результаты исследования уровня развития самостоятельности старших дошкольников по итогам первичной и повторной диагностики представлены на диаграмме (Рис. 3).

Сравнительные результаты исследования уровня развития самостоятельности старших дошкольников на контрольном и констатирующем этапах эксперимента

Рис. 3. Сравнительные результаты исследования уровня развития самостоятельности старших дошкольников на контрольном и констатирующем этапах эксперимента

Таким образом, по данным проведенной диагностической работы установлено, что наблюдается положительная динамика развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

1) Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. — Воронеж: МОДЭК. — 2008. — № 1 — с. 124–132.

3) Полякова, М. Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. — М., 2012. — № 10. — С.6–18.

4) Удова, О. В. Самостоятельная деятельность детей — условие развития самостоятельности в дошкольном возраст [Текст] / О. В. Удова //учеб.пособие. — Иркутск: Восточно-Сибирская гос. акад. образования, 2014. — 131 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольник, старший дошкольный возраст, уровень, высокий уровень развития самостоятельности, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, модификация методики, развитие самостоятельности, ребенок стали.

Дети были разделены на две группы. Одна группа была определена как контрольная, вторая группа – экспериментальная. Список дошкольников представлен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап - диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников.

2 этап – формирующий этап – реализация условий формирования самостоятельности дошкольников экспериментальной группы в продуктивной деятельности.

3 этап – повторная диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников, анализ результатов исследования.

Для определения уровня самостоятельности дошкольников мы использовали критерии, выделенные А.И. Зимней:

- умение выполнить какую-либо деятельность без помощи со стороны взрослых;

- способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность;

- внутренняя мотивация к деятельности;

- проявление инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнямисамостоятельности в продуктивной деятельности дошкольников, выявленных и описанных в нашей работе:

1. Высокий уровень – дети умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

2. Средний уровень – дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; стремятся к независимым действиям, но не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей слабая мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

3. Низкий уровень - дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

При составлении диагностического комплекса мы выбирали из большого количества методик те, которые, с нашей точки зрения, наиболее информативны и вместе с тем, достаточно удобны и просты, для того, чтобы часть методик могла использоваться воспитателями, не обладающими психологическими навыками и умениями.

Также мы учитывали то, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, так как самостоятельность формируется как нравственное качество, которое связано с воспитанием у детей способности управлять своим поведением проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности, его уровня мышления, которое отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в новой ситуации, который влияет на сформированность уровня самостоятельности.

В дальнейшем мы предположили, что уровень самостоятельности старшего дошкольного возраста можно выявить в процессе продуктивной деятельности детей (конструировании, аппликации и т.д.).

Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени и, чтобы материал был наглядным и интересным для ребенка.

Рассмотрим, как проходило исследование с помощью данных методик.

Цель: выявить умение выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых.

Результаты данной методики представлены в таблице 1.

группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Экспериментальная 30,8 69,2
Контрольная 7,1 35,7 57,2

Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 1.

При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок смог выполнить задание без помощи педагога. Он самостоятельно смог вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратных и прямоугольных фигур.

4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. Дети старались вырезать круги и овалы самостоятельно, но иногда им требовалась для этого помощь педагога.

Низкий уровень был выявлен у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. У детей не получилось вырезать круглые и овальные формы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический контроль по развитию у детей дошкольного возраста инициативы и самостоятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


И НН 2456009892; КПП 245601001 ОГРН 1052456006987

О проведении тематического контроля

С целью проведения анализа созданных в дошкольном образовательном учреждении условий, направленных на поддержку детской инициативы.

Создать комиссию для проведения тематической проверки в составе:

Шуклина Г.В.. - председатель комиссии, заведующий;

Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;

Мосенцева С.Л. – член комиссии, воспитатель;

Корнева И.В. – член комиссии, воспитатель.

Анализ профессиональных компетентностей воспитателя.

Взаимодействие с родителями.

Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).

Контроль выполнения данного приказа возложить на старшего воспитателя Финочко С.В.

Заведующий МБДОУ __________ Г.В. Шуклина

С приказом ознакомлены:

Ст. воспитатель ___________ С.В. Финочко

Воспитатель ___________ С.Л. Мосенцева

Воспитатель ___________ И.В. Корнева

к приказу № 43-Б от 07.11.2018г.

__________ Г.В. Шуклина

План проведения тематического контроля по теме:

с 12 по 23 ноября 2018 года

Цель: провести анализ созданных в дошкольном образовательном учреждении условий, направленных на поддержку детской инициативы.

1. Система планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в группах.

Анализ календарных планов.

Карта проверки календарных планов

2. Уровень профессионального мастерства воспитателей.

Анализ организации и проведения открытых мероприятий

Карта самоанализа открытого мероприятия по познавательному развитию детей

ст. воспитатель, воспитатели

Опросник для воспитателей и специалистов

Карта анализа РППС

3. Создание условий

Смотр условий для развития инициативы и самостоятельности у воспитанников

Положение о смотре на развитие инициативы и самостоятельности у воспитанников.

4. Взаимодействие с родителями.

Опросник для родителей по данному вопросу

Анкета для педагогов

Совместное обсуждение с детьми возникших конфликтов;

Помощь в оформлении умения делиться своими переживаниями и мыслями;

Внимательное выслушивание детей;

Создание ситуаций, не позволяющих планировать собственные действия дошкольников;

Стараться не обсуждать возникшие конфликты между детьми;

Создание условий РППС для социально-коммуникативного развития.

Регулярно предлагать детям вопросы, требующие только воспроизведения информации;

Обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

Строить обсуждения с учетом высказывания детей, которые могут изменить ход исследования;

Создание условий РППС для познавательного развития;

Не помогать обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулировать стремление к исследованию.

Не планировать заранее в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;

Предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными;

Организовывать мероприятия, выставки, проекты, на которых дошкольники могут представлять свои произведения для детей разных групп и родителей;

Создать условия для художественно-эстетического развития.

Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

Создать условия ПРРС для физического развития;

Обучать детей правилам безопасности;

Создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия;

Использовать различные методы обучения, помогающие детям с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Выбери черты инициативной личности: (можно выбрать несколько вариантов)

Стремление к самореализации;

Не уверенность в себе;

Опросник для самоанализа

Название группы _______________________________________________________

Соответствует ли предметно-развивающая среда принципу вариативности?

Демонстрация личностных достижений воспитанников в городских и Всероссийских конкурсах, выставках.

имеется частично и требует доработки;

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности на протяжении дошкольной жизни.

имеется частично и требует доработки;

Материалы, позволяющие ребенку сделать выбор вида деятельности (центра)

имеется частично и требует доработки;

имеется частично и требует доработки;

Персональные тематические выставки, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.

имеется частично и требует доработки;

Анкета для родителей

Имеется ли у Вас дома специально отведенное место для занятий ребенком продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, и др.)

Доступность материалов для детского творчества

Доступны для самостоятельного использования ребенком в любое время;

Разнообразие материалов для детского творчества

Имеются разнообразные материалы (витражные краски, глина, бархатная и цветная бумага и др.);

Отсутствуют материалы для творчества;

Я часто задаю ребенку вопросы:

Требующие только ответа ДА или НЕТ;

Требующие подумать, поразмышлять;

Требующие развернутого ответа;

Если ребенок допустил ошибку в своих рассуждениях, Вы:

Наводящими вопросами постараетесь помочь ему обнаружить ошибку;

Не заметите ошибок;

Скажите что он допустил ошибку и поправите его;

к приказу № 43-Б от 07.11.2018г.

заведующий МБДОУ _______ Г.В. Шуклина

Организация смотра.

Цель: оценивание условий для развития у ребенка инициативы, самостоятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующем дошкольному возрасту виде деятельности.

Задачи смотра:

Дать рекомендации для улучшения условий для развития самостоятельности, инициативы, познавательной активности и любознательности детей дошкольного возраста;

привлечь родителей к оснащению РППС для развития самостоятельности, инициативы, познавательной активности и любознательности детей.

Участники смотра

Воспитатели детского сада.

Сроки проведения смотра

Конкурс проводится в 2 этапа:

1 этап – 20 ноября: оценка содержания РППС;

2 этап – 23 ноября составление аналитической справки.

4. Состав жюри

Шуклина Г.В.. – заведующий МБДОУ;

Финочко С.В. – старший воспитатель;

Русинова Н.Ю. – делопроизводитель;

Линц Е.Н.– музыкальный руководитель;

5. Критерии смотра

Каждый критерий может быть оценен в балльной системе от 1 до 5 баллов:

Наличие центров активности в соответствии с требованиями ФГОС;

Насыщенность и качество оборудования и материала для самостоятельной деятельности детей в центрах: познай-ка, исследовательский, речевой, игровой, художественно-эстетический и т.п.;

Соответствие возрасту детей;

Степень участия родителей воспитанников в насыщенности центров для образовательной деятельности детей.

Каждый критерий соответствует принципам:

Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Читайте также: