Диагностика россии школа россии

Обновлено: 05.07.2024

в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

I. Организация педагогической диагностики

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.

При проведении индивидуального обследования желательно заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

На своем столе заранее в определенном порядке следует расположить необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).

До начала беседы нужно дать ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайться определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

Предлагаемое обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;

– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

– обследование фонематического слуха и восприятия;

– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
  • 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
  • 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
  • 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
  • 1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
  • 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
  • 3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

- Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
  • 1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
  • 2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
  • 3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
  • 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания. «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

  • 3 балла – все выполнено верно;
  • 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
  • 1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
  • 0 баллов – задание не выполнено.

Задание 6

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
  • 1 балл – линия проведена неверно;
  • 3 балла – линия проведена правильно.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

  • 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
  • 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
  • 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
  • 3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 8

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому на следующий день необходимо провести индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Выявление умения сравнивать множества по числу элементов

Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.

Выявление умения классифицировать

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы?

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.

У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.

Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.

Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.

- ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Ведущая целевая установка программы - обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС НОО.


В – карандашом
Г – пастелью
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

2. Какими материалами работает скульптор?

Г – камнем
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

3. Какие цвета являются основными?
А – красный

В – желтый
Г – синий
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

4. Какие цвета являются составными?

В – оранжевый
Г – синий
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

5. Что будет с цветом, если смешать его с белой краской?

В – ничего не произойдёт
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

6. Что будет с цветом, если смешать его с чёрной краской?

В – ничего не произойдёт
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

7. Какая краска помогает сделать цвет тёплым, солнечным и радостным?

Г – белая
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

8. Какая краска помогает сделать цвет холодным?

Г – белая
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

9. Соедини линиями, какие цвета получатся при смешивании
двух красок:
синяя + красная оранжевая
жёлтая + красная зелёная
жёлтая + синяя фиолетовая
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 3

Верно выполнил задание – 1 балл

Высокий уровень выполнения работы – 9 – 11 балла.

Средний уровень выполнения работы – 6 – 8 баллов.

Низкий уровень выполнения работы – менее 6 баллов.


зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)


жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)


красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)

2 класс

Фамилия, имя ___________________________________________________


зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)


жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)


красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)

1. Чем пишет художник?

В – карандашом
Г – пастелью

2. Какими материалами работает скульптор?

3. Какие цвета являются основными?
А – красный

В – желтый
Г – синий

4. Какие цвета являются составными?

В – оранжевый
Г – синий

5. Что будет с цветом, если смешать его с белой краской?

В – ничего не произойдёт

6. Что будет с цветом, если смешать его с чёрной краской?

В – ничего не произойдёт

7. Какая краска помогает сделать цвет тёплым, солнечным и радостным?

8. Какая краска помогает сделать цвет холодным?

9. Соедини линиями, какие цвета получатся при смешивании
двух красок:
синяя + красная оранжевая
жёлтая + красная зелёная
жёлтая + синяя фиолетовая

Содержимое разработки

2 класс
Фамилия, имя ___________________________________________________


зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)


жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)


красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)

Прочитай текст и выполни задания.

Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул в ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.

Перед выполнением работы настройте детей, что это не контрольная работа, а их старт в школьной жизни, точка отсчета их дальнейших достижений и успехов.

Время выполнения каждого задания 1-2 минуты. В процессе выполнения заданий не торопите детей. После выполнения каждых 10 заданий рекомендуется проведение физкультминутки.

Арифметика. Числа и вычисления.

У Кати был день рождения. На рисунке про свой день рождения она изобразила торт со свечками. Посчитай свечки и напиши ручкой это число в рамочке.

Отсчитай с начала ряда семь мишек и проведи ручкой вертикальную черту.

Найди и обведи ручкой четвёртый и предпоследний в этом ряду кубик.

Найди на часах цифру 5 и обведи ее ручкой.

Сколько тебе лет? Напиши ручкой это число в рамочке.

Дорисуй в ряд еще два шарика. Посчитай, сколько всего стало шариков и запиши это число в рамочке.

Арифметика. Величины.

Поставь галочку в рамке под самым длинным карандашом.

В задании изображены две банки с огурцами. Поставь галочку в рамке под банкой, где огурцов больше.

Перед вами фотографии, где изображена природа в разное время года. Какое время года наступит после осени? Найди такую фотографию и поставь галочку в рамке под ней.

Пространственные отношения

Задание № 10

Нарисуй круг слева от куклы.

Задание № 11

Нарисуй треугольник под куклой.

Задание № 12

Проводи кошку в домик. Спустись с кошкой вниз на пять клеточек и поверни направо, пройди еще четыре клеточки и ты с кошкой в домике.

Работа с данными

Задание № 13

Мама, папа, Вова и Катя собирали орехи. Сколько каждый из них собрал орехов изображено над фотографиями. Кто собрал орехов больше всех? Отметь галочкой в рамке.

Задание № 14

Кто собрал орехов меньше всех? Отметь галочкой в рамке.

Задание № 15

Закрась красным карандашом столько кружков, сколько ножек у муравья.

Обучение грамоте.

Задание № 16

Найди букву К и отметь ее галочкой в рамке под этой буквой.

Задание № 17

Соедини линией картинку животного и схему слова, обозначающую название этого животного.

Задание № 18

Напиши в рамке своё имя как умеешь.

Задание № 19

В задании несколько картинок, где изображены буквы, числа, слова. Найди картинки со словами и отметь их галочкой в рамке.

Чтение и развитие речи

Задание № 20

Поставь галочки в рамку под изображением тех животных, название которых начинается с буквы, расположенной в центре.

Задание № 21

Задание № 22

Найди предмет, в названии которого три слога и отметь галочкой в рамке.

Задание № 23

Учитель вслух читает слова на слайде презентации и на них указывает.

Читайте также: