Диагностика кондаша оценка ситуативной школьной тревожности

Обновлено: 05.07.2024

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указываются фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.

Инструкция. На страницах, которые вы держите в руках, перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст опросника

Ключ

Ключ

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.

В таблице, расположенной ниже, представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может либо порождаться реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей, родителей. Подобную тревожность часто испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Инструкция: оцени ситуации, описанные в тесте, по шкале от 0 до 4 баллов в зависимости от того, насколько они тебе неприятны. Не торопись, отвечай спокойно, обдумывая каждый вопрос. Тест займет 15–20 минут.

Чувство тревоги у подростков – частое явление. Оно вызвано активным развитием нервной системы и повышенной восприимчивостью психики. Ребенок легко возбуждается, остро реагирует на внешнюю информацию, а фантазия дополняет ее красочными подробностями. Высокий уровень тревожности негативно сказывается на самочувствии и успеваемости. Шкала тревожности Кондаша онлайн – это доступный и быстрый способ проверить подростка. Тест доступен бесплатно и не требует регистрации.

Преимуществами методики является возможность точно определить факторы, вызывающие тревогу, а также простота формулировок. Жизненность описанных ситуаций делает их понятными для подросткового возраста. Благодаря этому на результаты опроса слабо влияет развитость интроспекции школьников и широта словаря переживаний.

Представленная шкала переживаний прошла основательную апробацию среди подростков разного возраста и школьных классов, выборка которых насчитывала около 1500 респондентов. Ее результаты отличаются точностью и репрезентативностью. В ее основе – экспертная оценка и психометрическая проверка выводов.

Модель Кондаша была создана в 180-х годах и претерпела несколько редакций и модификаций. Популярным вариантом сегодня является анкета А.М. Прихожана. Она дополнена субшкалой, неучитанной в оригинальной версии. Опросник состоит из 40 пунктов, по 10 вопросов в 4 блоках, посвященных страхам и переживаниям, связанным с:

  • школьными ситуациями – неуспеваемостью по предметам, ответственностью;
  • социальной коммуникацией – общением со сверстниками, учителями, родителями и другими взрослыми;
  • самовосприятием – принятием своей внешности, физических возможностей, интересов;
  • мистикой и магией – абстрактными опасностями, необъяснимой тревогой, иррациональными страхами.

Это бланковая методика, структура которой состоит из инструкции, опросника и описания. Она подходит для коллективного заполнения. Интерактивная онлайн форма полностью соответствует классической, но сохраняет время на оценку и подсчет баллов. Ее можно пройти бесплатно в подходящее для подростка время.

Как работать с тестом

В анкете перечислены различные жизненные события и обстоятельства. Задача испытуемого – оценить каждую из них по степени нежелательности наступления. Для оценки предлагается шкала от 0 до 4 баллов:

  • Если ситуация совсем не кажется неприятной, следует выбрать цифру 0.
  • Если обстоятельство вызывает слабую тревогу – выбирайте цифру
  • Если чувствуете достаточно сильное беспокойство и страх, хотели бы избежать такой ситуации – укажите 2.
  • При сильном страхе выбирайте цифру 3.
  • Очень сильное беспокойство, паника означают, что нужно присвоить ситуации цифру 4.

Задача подростка – вообразить описанную ситуацию, представить себя в ней и передать свои ощущения при помощи определенного балла.

Как интерпретировать результаты

По окончании работы с анкетой вы получите рейтинги по четырем шкалам и общий уровень тревожности. Интегральный показатель характеризует личностный психологический фон – насколько возбуждена и подвержена влиянию извне нервная система подростка. Данные по отдельным составляющим методикам дают возможность определить главный источник переживаний.

Психологические тренинги дадут подростку ответы на вопросы, как правильно реагировать на те или иные стрессовые происшествия и понизят уровень тревожности.

Подойдет ли тест ребенку младше 10 лет

Опросник предназначен для оценки самочувствия школьников от 5 класса и выше. Начальная школа – слишком ранний период для применения этой модели. Ее вопросы будут непонятными и слишком сложными для младших детей. Чтобы оценить их психическое равновесие рекомендуем воспользоваться бесплатными онлайн тестами на нашем сайте. Их отличие от методики Кондаша состоит в том, что на вопросы могут отвечать родители, не привлекая малыша.

Что делать при высоком уровне тревоги

Если подросток нервирован, раздражителен или пуглив, необходимо установить первопричину тревоги. Она может крыться в:

  • Высокой природной восприимчивости психики, впечатлительности;
  • Пережитых эмоциональных травмах (болезнь, потеря близкого человека);
  • Физическом или психологическом насилии;
  • Напряженной атмосфере в семье;
  • Заболеваниях и патологиях.

Тест покажет, на какие сферы следует обратить внимание в первую очередь. Если у вас доверительные отношения с ребенком, следует поговорить с ним по душам. При этом нельзя давить, выпытывать или принуждать к откровению. Если самостоятельно разобраться в проблеме не получается, рекомендуем обратиться к психологу. Специалист подберет подход на основе глубокого личностного анализа и назначит терапию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход: данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.

Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:

а) школьная тревожность;

б) самооценочная тревожность;

в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.

Виды тревожности, выявляемые при помощи данной шкалы обозначены следующим образом:

Номера пункта шкалы

1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29

2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Обработка результатов

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.

Показатели уровня тревожности

Уровень различных видов тревожности

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

к методике «Шкала социально-ситуационной тревоги

В данном тесте перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными и вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Ваша задача представить степень угрозы, уровень тревожности в той или иной ситуации и обвести кружком одну из цифр.

Мне неприятно.

1. Отвечать у доски – 0 1 2 3 4

2. Пойти в гости к незнакомым людям – 0 1 2 3 4

З. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах – 0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы – 0 1 2 3 4

5. думать о своем будущем -0 1 2 3 4

6. Когда учитель смотрит в журнал и выбирает, кого бы спросить – 0 1 2 3 4

7. Меня критикуют и в чем-то упрекают -0 1 2 3 4

8. На меня смотрят, когда я что-нибудь делаю

(наблюдают за мной во время работы, решения задачи) – 0 1 2 3 4

9. Делать контрольную работу – 0 1 2 3 4

10. Когда после контрольной работы учитель вслух произносит отметки – 0 1 2 3 4


Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревож­ности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действи­тельности, объекты, являющиеся для школьника основными ис­точниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем дру­гие типы опросников, оказываются зависимыми от особенно­стей развития у учащихся интроспекции.

В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными признаками тревожности, страхов.

Для эксперимента можно подготовить три цветных карточки красного, зеленого и голубого или желтого цветов.

Инструкция: Я буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятные для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немного неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне желтую (или голубую карточку).

В протоколе против каждого вопроса ставите, какой цвет карточки ребенок выбрал.

Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют типы тревожности:

1. ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду (школе), общением с воспитателем (учителем) внутри этой деятельности:

2. ситуации, анализирующие представление о себе;

3. ситуации общения.

1. Отвечаешь у доски на занятии.

2. Тебя ругают мама или папа.

3. Ты встречаешься с ребятами из школы (детского сада).

4. Ты пойдешь в гости к незнакомым людям

5. Ты остаешься дома один.

6. Ты сам подходишь разговаривать с учителем (воспитателем).

8. Ты сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Учитель (воспитатель) неожиданно задает тебе вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не согласны, спорят с тобой.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что - то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Учитель (воспитатель) дает трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Оценивают твою работу дома или ребята.

21. Не понимаешь объяснения учителя (воспитателя).

22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе страшные истории.

24. Думаешь о том, что будет, когда вырастишь большим.

25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).

26. Учитель (воспитатель) оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке.

27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что - то делаешь.

28. У тебя что - то не получается.

29. Ребята не играют с тобой (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.

Читайте также: