Диагностика готовности ребенка к школе под ред н е вераксы м мозаика синтез 2007

Обновлено: 05.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 150 стр. 100 иллюстраций
  • Жанр:д етская психология, п едагогика
  • Теги:д иагностика, д ошкольная педагогика, л огическое мышление, р азвитие познавательных способностей, р азвитие речиРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностичекие методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.

______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Рис. 1 Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированости и умеренной

______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Рис. 1 Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированости и умеренной

Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностичекие методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.
Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.

Содержание.
Введение.
Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста.
Здоровье и двигательная активность.
Общие способности ребенка.
Умственные способности.
Коммуникативные способности.
Регуляторные способности.
Способность к построению речевого высказывания.
Осведомленность в основных областях знаний.
Виды деятельности.
Игровая деятельность.
Продуктивные виды деятельности.
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста.
Анкета.
Диагностические методики.
Здоровье и двигательная активность.
Общие способности ребенка.
Умственные способности.
Коммуникативные способности.
Регуляторные способности.
Способность к построению речевого высказывания.
Осведомленность в основных областях знаний.
Правила заполнения карт развития ребенка.
Заключение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностики "Здоровье и двигательная активность", "Сенсорные способности" и т.д.

Авторский коллектив

А И. Булычева, кандидат психологических наук; Н. С. Варенцова, кандидат психологических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; Н. С. Де-нисенкова, кандидат психологических наук; А. В. Ильин, кандидат психоло­гических наук; И. В. Маврина, кандидат педагогических наук; Л. Н. Павлова, кандидат психологических наук; Г. В. Урадовских, кандидат психологических наук;'О. А Шиян, кандидат психологических наук.

Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дош­кольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. - 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностические методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в шко­ле: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.

Методические рекомендации

В основе предлагаемой системы диагностики лежит подход, разработанный детскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.), согласно кото­рому развитие ребенка-дошкольника характеризуется становлением общих спо­собностей (познавательных, регуляторных, коммуникативных), позволяющих детям успешно действовать в различных социальных ситуациях. Для того чтобы адекватно действовать в той или иной ситуации, дошкольник должен понять, что она собой представляет, осознать свое отношение к ней и передать его другим людям. За успешность решения каждой из этих задач отвечает своя группа способностей 1 . (Подробнее о способностях см. в книге: Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Предлагаемый на страницах настоящего пособия диагностический аппарат имеет прак­тическую задачу. Он позволяет не только дать общую оценку развития дошкольни­ков, но и установить те проблемные составляющие способностей каждого ребенка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.

Диагностические методики были специально разработаны для педагогов и психоло­гов, работающих в системе дошкольного образования, для того, чтобы они мог­ли достаточно быстро и в то же время точно оценить особенности психического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада и организовать индивидуальную деятельность каждого ребенка, нуждающегося в развитии тех или иных способностей.

Методический аппарат, представленный в пособии, состоит из диагностических мето­дик, анкеты и карт развития ребенка и имеет следующие особенности:

• направлен не только на диагностику развития того или иного качества ребенка, но и позволяет педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

достаточно экономичен и допускает преимущественно групповые формы обследования детей;

отражает возрастную динамику детского развития;

позволяет целостно представить картину психического развития ребенка;

дает педагогу возможность проанализировать собственную деятельность;

позволяет анализировать не только общий уровень развития ребенка, но и отдельные стороны его психического развития;

адекватен сложившейся образовательной практике в системе дошкольного образования.

Анкета направлена на выявление уровня психического развития ребенка. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.

Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ре­бенком, а также для проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.

Диагностические методики. Перед началом диагностического обследования педагог раздает детям карандаши и тетради с заданиями. Он предупреждает детей о том, что работать нужно самостоятельно, не заглядывая друг другу в тетради. В случае затруднений дошкольники должны обращаться к педагогу.

Педагог объясняет детям каждое задание и дает время на его выполнение. Каждый раз он ждет, пока все дети справятся с заданием, и только потом переходит к сле­дующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию.

После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возни­кающие у дошкольников в образовательном процессе.

Здоровье и двигательная активность

Методика 1 Оценка

3 балла - ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве испол­нения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них харак­терна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла — ребенок заполнил 6-9 строк при удовлетворительном качестве исполне­ния (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл - ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается не-

удовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относитель­но центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Сенсорные способности

Методика 1 Оценка

3 балла - ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами.

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки (не соединил какой-то предмет

с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Методика 2 Оценка

3 балла - ребенок не сделал ни одной ошибки.

2 балла — ребенок допустил одну ошибку.

1 балл — ребенок сделал более одной ошибки.

Интеллектуальные способности

Методика 1 Оценка

3 балла — ребенок отметил первую машину.

2 балла — ребенок отметил третью машину или первую и третью машины.
7 балл - ребенок отметил вторую машину или все три машины.

Методика 2 Оценка

3 балла — ребенок отметил большой и маленький куб, полуцилиндр, пластину.

2 балла - ребенок допустил 1-2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил

лишнюю. 1 балл - ребенок сделал 3 и более ошибки.

Методика 3 Оценка

Задание 1. Это задание является тренировочным. Оно не оценивается. Задание 2. Ребенок правильно выполнил задание, если выбрал домик в правом верхнем секторе (сектор 3):

3 балла - ребенок выбрал правый верхний домик в секторе 3.

2 балла - ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе,

но не тот, который нужен.

1 балл — любое другое решение.

Методика 4 Оценка

3 балла — ребенок соединил с домиком козу, кошку, собаку, овцу.

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки.

1 балл - ребенок сделал 3 и более ошибки.

Творческие способности

Методика 1 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки трех заданий. Задание выполне­но правильно, если:

в задании 1 выбрана картинка с изображением ребенка;

в задании 2 выбрана картинка с изображением треснувшего яйца;

в задании 3 выбрана картинка с изображением ребенка с ненадутым шариком в руках.

Задание выполнено неправильно при любых других ответах.

Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1-2 задания.

1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 2 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки трех заданий. Задание выполнено

в задании 1 выбран второй круг в нижнем ряду; в задании 2 выбран серый круг в нижнем ряду; в задании 3 выбраны два треугольника в нижнем углу. Задание выполнено неправильно при любых других ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла - ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1—2 задания.
1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 3 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки двух заданий. Задание выпол­нено правильно, если:

в задании 1 выбран первый или третий стакан в нижнем ряду;

в задании 2 выбран второй стакан в нижнем ряду. Задание выполнено неправильно при любых других ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок правильно выполнил 2 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1 задание.
7 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 4 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки семи заданий. Каждое задание оценивается в 1, 2 или 3 балла следующим образом:

1-е задание: 3 балла - цыплята, 2 балла - козлики, 1 балл - птички.

2-е задание: 3 балла - рукопожатие, 2 балла - большой палец, 1 балл - указа­тельный жест.

3-е задание: 3 балла - подарок, 2 балла - роза, 1 балл - книга.

4-е задание: 3 балла - книга, 2 балла - букет, 1 балл - велосипед.

5-е задание: 3 балла - нахмуренная маска, 2 балла - плачущая маска, 1 балл -улыбающаяся маска.

6-езадание: 3 балла - серая ткань, 2 балла - красная ткань, 1 балл - желтая ткань.

7-е задание: 3 балла - капли, 2 балла - снежинки, 1 балл — солнце.

Подсчет итогового балла по методике:

3 балла -если по всем заданиям ребенок набрал 3 балла.

2 балла -если в семи заданиях ребенок набрал 2-3 балла и не более одного раза

1 балл. 7 балл -если ребенок получил 1 балл за два или более заданий.

Коммуникативные способности

Методика 1 Оценка

Оценка выполнения ребенком методики строится на анализе результатов трех заданий.

3 балла - ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла — ребенок правильно выбрал 2 картинки.

7 балл — ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Методика 2 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки шести заданий. Задание выпол­нено правильно, если: в задании 7 выбран веселый мальчик; в задании 2 выбрана веселая девочка; в задании 3 выбран веселый мальчик; в задании 4 выбрана веселая девочка; в задании 5 выбран злой мальчик; в задании 6 выбрана грустная девочка. Задание выполнено неправильно при любых других ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом: 3 балла — ребенок правильно выполнил 2 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1 задание.
7 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 3 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки четырех заданий. Каждое зада­ние оценивается следующим образом:

3 балла - ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж сам помогает взрослому

(несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

2 балла — ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж видит затруднения взрос-

лого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает

взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.).

7 балл — ребенок выбрал ситуации, в которых герой не стремится помочь взрослому. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — если по всем заданиям ребенок набрал 3 балла.

2 балла - если по всем заданиям ребенок набрал 2-3 балла и не более одного раза

набрал 1 балл. 7 балл — если ребенок получил 1 балл за два или более заданий.

Методика 4 Оценка

Итоговый балл выставляется по результатам оценки четырех заданий. Каждое зада­ние оценивается следующим образом:

3 балла - ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж сам помогает сверстни-

ку (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).

2 балла — ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж видит затруднения сверстни-

ка, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).

1 балл — ребенок выбрал ситуации, в которых персонаж не стремится помочь дру-

гому ребенку. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — если по всем заданиям ребенок набрал 3 балла.

2 балла — если по всем заданиям ребенок набрал 2—3 балла и не более одного раза

1 балл — если ребенок получил 1 балл за два или более заданий.

Регуляторные способности

Методика 1 Оценка

Оценка выполнения ребенком данной методики строится на анализе результатов двух заданий.

3 балла — ребенок правильно отметил обе картинки.

2 балла — ребенок правильно отметил одну картинку.

1 балл — ребенок неправильно отметил обе картинки.

Методика 2 Оценка

Оценка выполнения ребенком данной методики строится на анализе результатов всех шести заданий.

3 балла - большинство (5-6) выбранных ребенком картинок соответствуют радост-

ному или спокойному эмоциональному состоянию.

2 балла — ребенок выбрал 3-4 картинки со спокойным или радостным выражением

лица и 2—3 — с недовольным.

7 балл - большинство (5—6) выбранных ребенком изображений соответствует отри­цательному эмоциональному состоянию.

Методика 3 Оценка

3 балла — ребенок правильно воспроизвел образец и раскрасил машину в соот-

ветствии с образцом.

2 балла — ребенок воспроизвел образец с неточностями: начал рисовать не от заданной линии, не выдержал размер отдельных частей машины (капота, кабины, кузова, ко­лес). При закрашивании машины не смог до конца выдержать шахматный порядок.

1 балл - ребенок создал изображение, значительно отличающееся от образца и не похожее на машину. Образец раскрасил без учета принципа шахматного порядка.

Способность к построению речевого высказывания

Методика 1 Оценка

Задание 7 является тренировочным. Оно не оценивается.

2 балла - ребенок допустил ошибки в 2-3 заданиях.
7 балл - ребенок допустил ошибки в 4-5 заданиях.

Осведомленность в основных областях знаний

Методика 1 Оценка

3 балла — ребенок не сделал ни одной ошибки.

2 балла — ребенок допустил 1 ошибку.

7 балл — ребенок допустил 2 и более ошибки.

Методика 2 Оценка

Оценка выполнения ребенком методики строится на анализе результатов двух заданий.

3 балла - ребенок правильно отметил 5-6 предметов (на двух картинках).

2 балла — ребенок правильно отметил 3—4 предмета.
7 балл — ребенок правильно отметил 1—2 предмета.

Методика 3 Оценка

Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий.

3 балла — ребенок правильно отметил б и более картинок.
2 балла — ребенок правильно отметил 3—5 картинок.

7 балл — ребенок правильно отметил менее 3 картинок.

Методика 4 Оценка

3 балла - ребенок допустил не более 1 ошибки.

2 балла — ребенок сделал 2 ошибки.

1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Методика 5 Оценка

3 балла — ребенок правильно обвел 3—4 предмета.

2 балла - ребенок правильно обвел 2 предмета.

1 балл — ребенок правильно обвел 1 предмет или обвел неметаллические предметы.

Методика б Оценка

3 балла — ребенок правильно соединил все орудия труда с соответствующими кар-

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки.

1 балл — ребенок сделал более 2 ошибок.

Методика 7 Оценка


В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностичекие методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др. Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Авторский коллектив

А. И. Булычева, кандидат психологических наук; Н. С. Варенцова, кандидат психологических наук; Н.Е. Веракса, доктор психологических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук; А. В. Ильин, кандидат психологических наук; И. В. Маврина, кандидат педагогических наук; Л.Н. Павлова, кандидат психологических наук; Г. В. Урадовских, кандидат психологических наук; O.A. Шиян, кандидат психологических наук.

В основе разработки методического аппарата лежит идея о социальной обусловленности психического развития ребенка. В отличие от животного, ребенок живет в обществе. Это означает, что повседневные жизненные ситуации, в которых он действует, организованы по социальным, а не по биологическим законам. Соответственно, и поведение ребенка дошкольного возраста можно считать адекватным только в том случае, если оно ориентировано на социальные особенности этих ситуаций.

Социальная сторона ситуации выступает прежде всего как заданная культурой система норм и правил. Для того чтобы более отчетливо выявить социальные свойства различных жизненных ситуаций, мы ввели понятие нормативной ситуации, под которой понимается стандартная, часто повторяющаяся жизненная ситуация, в которой достаточно точно определены (предписаны) правила поведения. Попадая в такую ситуацию, человек каждый раз должен действовать стандартным, принятым в данном обществе способом. Нормативная ситуация в известном смысле существует независимо от человека. Он может еще и не попасть в данную ситуацию, но правило для его поведения в ней уже установлено. Нормативная ситуация имеет определенное конкретное положение в пространстве (и времени). Она существует в том месте, где находится объект (или происходит явление), по отношению к которому в данном обществе установлены правила поведения.

В качестве иллюстрации сказанного рассмотрим одну из типичных нормативных ситуаций. Если взрослый человек пользуется городским транспортом, он должен оплатить проезд. Оплата проезда является действием, которое должен выполнить любой человек. Оно социально обусловлено. Его выполнение предписано пассажиру, то есть человеку, оказавшемуся, например, в автобусе.

Это правило (оплаты проезда) действует не в голове пассажира, а в автобусе. Пассажир может знать или не знать о нем, подчиняться ему или нет, но оно все равно действует в автобусе. Стоит пассажиру войти в автобус, и правило вступает в силу. Как только пассажир выходит из автобуса, действие правила для него прекращается. Следовательно, попадание в нормативную ситуацию означает, что человек реально (буквально физически) оказывается в зоне действия правила.

Рассмотрим другой пример. В нашей культуре существует правило, предписывающее мыть руки перед едой. Это правило начинает действовать только тогда, когда человек непосредственно собирается сесть за стол и начать есть.

Аналогично в нормативные ситуации входит и ребенок. Попадая в дошкольное образовательное учреждение, он оказывается в пространстве действия соответствующих правил: на прогулке, на занятиях, в процессе еды, игры и т. д. Приближаясь физически к каким-либо объектам (игрушкам, книгам, приборам и т. п.), явлениям или другим людям, ребенок попадает в зоны действия различных правил.

Как уже отмечалось, любая нормативная ситуация имеет две составляющие: какой-либо реально существующий объект (явление или обстоятельство) и правило, которое устанавливается по отношению к нему. Ребенок может обнаружить объект, а вот выявить правило значительно труднее. Оно не раскрывается через видимые, натуральные свойства объекта. Его можно освоить только как особым образом организованное культурное действие. Умение понимать и адекватно действовать в нормативных ситуациях составляет главную особенность человека и отличает его от животного. Жизненное пространство ребенка, как и взрослого, представляет собой систему таких ситуаций. Для ребенка как представителя человеческого общества по мере взросления все большее значение приобретает задача не только физического присутствия в этом культурном пространстве, но и умения адекватно действовать в нем. Для этого он должен научиться видеть не только внешние стороны ситуаций, но и уметь понимать правила, выражать к ним свое отношение, управлять своим поведением и, если есть необходимость, создавать новые ситуации.

Решение этих задач обеспечивается развитием общих способностей ребенка: умственных, коммуникативных и регуляторных. Становление общих способностей позволяет ему осваивать культурные нормы, то есть адекватно действовать в различных нормативных ситуациях. Именно поэтому общие способности являются показателем психического развития ребенка.

Под способностями вслед за отечественными авторами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.) мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обуславливающие успешность выполнения действия в нормативной ситуации. Общие способности (познавательные, коммуникативные, регуляторные) определяют стержневую линию развития человека. Они позволяют ему познавать окружающую действительность и самого себя, осуществлять регуляцию поведения в различных нормативных ситуациях, понимать других и быть понятым.

Становление познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей обуславливает психическое развитие ребенка. Оно представляет устойчивую составляющую, присущую различным возрастным этапам, и должно учитываться всеми образовательными системами. Развитие способностей ребенка носит опосредствованный характер и заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение специфичными для каждого возраста средствами психической деятельности. Культурные средства, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Опосредствованный характер способностей, то есть их зависимость от сложившихся в культуре средств, позволяет разработать методический аппарат, объективно отражающий психическое развитие ребенка.

В качестве такого аппарата, дополняющего существующее методическое оснащение педагогического процесса, мы предлагаем специальные диагностические карты, позволяющие проследить в рамках любой образовательной программы динамику детского развития на основе анализа развития общих способностей. В этом случае образование становится менее зависимым от субъективных особенностей педагога, что позитивно сказывается на становлении личности ребенка.

Предлагаемый методический аппарат состоит из анкеты, диагностических методик и карт и имеет следующие особенности:

• направлен не только на диагностику развития того или иного качества ребенка, но и позволяет педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

• достаточно экономичен и допускает преимущественно групповые формы обследования детей;

• отражает возрастную динамику детского развития и его индивидуальные особенности;

• позволяет целостно представить картину психического развития ребенка-дошкольника;

• выступает в качестве средства рефлексии (анализа) собственной деятельности педагога;

• позволяет педагогу не только осуществлять анализ общего уровня развития ребенка, но и служит основанием для анализа отдельных сторон его психического развития;

• адекватен сложившейся образовательной практике в системе дошкольного образования.

Читайте также: