Диагностический материал для исследования школьных знаний по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Сборник содержит необходимый разноуровневый материал для диагностики достижения предметных результатов учащихся 1 классов по русскому языку.

Цель: разработка заданий для оценки предметных результатов по русскому языку в 1 классах (на конец обучения).

Ход мастер-класса.

Задания для предметной диагностики образовательных результатов в 1 классе по русскому языку по ФГОС.

Проверяемый результат: Знать последовательность букв в русском алфавите; пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в словарях.

Правильный ответ: с,т,у,ф,х,ц.

Критерии достижения планируемых результатов и система оценивания:

Верно записано 5 букв

Верно записано 5 букв, но одна буква не по алфавиту (или пропущена)

Верно записано 5 букв, но две буквы не по алфавиту (или пропущены)

Верно записано 5 букв, но три буквы не по алфавиту (или пропущены)

Верно записано 5 букв, но четыре буквы не по алфавиту (или пропущены)

Уровень 2. В каком ряду фамилии стоят в алфавитном порядке? Обведи номер ответа.

Александров, Ветров, Клюев, Зиновьев.

Арбузова, Братеева, Надеждина, Маркина.

Любимов, Седова, Сергеев, Федоров.

Васильев, Ивченкова, Харитонов, Липатов.

Правильный ответ: 3. Любимов, Седова, Сергеев, Федоров.

Критерии достижения планируемых результатов и система оценивания:

Верно указан ряд

Проверяемый результат: Характеризовать звуки русского языка: согласные твердые и мягкие.

Уровень 1. Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Выпиши слово, которое состоит только из букв, обозначающих мягкие согласные звуки.

Дятел, чай, клен, щука, цапля.__________________________

Правильный ответ: Д я т ел, ч а й , к л ен, щ ука, цап л я. Чай_______________

Критерии достижения планируемых результатов и система оценивания:

Верно выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущена одна ошибка или не выделена буква или неверно написано слово.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущено 2 ошибки или не выделена буква и неверно написано слово; или неверно выделены две буквы.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущено 3 ошибки или не выделено 2 буквы и неверно написано слово; или неверно выделены три буквы.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущено 4 ошибки или не выделено 3 буквы и неверно написано слово; или неверно выделены четыре буквы.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущено 5 ошибок или не выделено 4 буквы и неверно написано слово; или неверно выделены пять букв.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущено 6 ошибок или не выделено 5 букв и неверно написано слово; или неверно выделены шесть букв.

Выделены 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки и выписано слово, но допущено 7 ошибок или не выделено 6 букв и неверно написано слово; или не верно выделены семь букв.

Уровень 2. Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают твердые согласные звуки. Выпиши слово, которое состоит только из букв, обозначающих мягкие согласные звуки.

Машина, цирк, мячик, объявление, чай._____________

Правильный ответ: Ш и н а, ц и рк , о б ъя в ление, чай. Чай.

Критерии достижения планируемых результатов и система оценивания:

Верно выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущена одна ошибка или не выделена буква или не верно написано слово.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущено 2 ошибки или не выделена буква и неверно написано слово; или неверно выделены две буквы.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущено 3 ошибки или не выделено 2 буквы и неверно написано слово; или неверно выделены три буквы.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущено 4 ошибки или не выделено 3 буквы и неверно написано слово; или неверно выделены четыре буквы.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущено 5 ошибок или не выделено 4 буквы и неверно написано слово; или неверно выделены пять букв.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущено 6 ошибок или не выделено 5 букв и неверно написано слово; или неверно выделены шесть букв.

Выделены 7 букв, обозначающих твердые согласные звуки и выписано слово, но допущено 7 ошибок или не выделено 6 букв и неверно написано слово; или неверно выделены семь букв.

Проверяемый результат: Применять правила правописания; подбирать примеры с определенными орфограммами.

Уровень 1. Прочитай. Соотнеси группы слов с соответствующим правилом правописания (покажи стрелками)

Казань, Кама, мечеть Кол Шариф.

Ь – показатель мягкости предшествующего звука

Малыши, ужи, часы, щука.

Заглавная буква в написании имен, отчеств, фамилий, городов, деревень, рек и т.д.

Лень, коньки, пальто, уголь.

Правописание и, у, а после шипящих

Правильный ответ:

Казань, Кама, мечеть Кол Шариф.

Ь – показатель мягкости предшествующего звука

Малыши, ужи, часы, щука.

Заглавная буква в написании имен, отчеств, фамилий, городов, деревень, рек и т.д.

Лень, коньки, пальто, уголь.

Правописание и, у, а после шипящих

Критерии достижения планируемых результатов и система оценивания:

Верно указаны стрелки: группы слов - правила правописания

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания, но допущена одна ошибка (неверно указана группа слов - правило правописания)

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания, но допущена две ошибки (неверно указана группа слов - правило правописания)

Уровень 2. Прочитай. Соотнеси группы слов с соответствующим правилом правописания (покажи стрелками). Запиши по одному примеру на каждое правило.

Обь, Ярославль, Ольга, Угольков. _______________

Ь – показатель мягкости предшествующего звука

Малыши, ужи, часы, щука._________

Заглавная буква в написании имен, отчеств, фамилий, городов, деревень, рек и т.д.

Лень, коньки, пальто, уголь. ____________

Правописание и, у, а после шипящих

Правильный ответ:

Обь, Ярославль, Ольга, Угольков. Казань.

Ь – показатель мягкости предшествующего звука

Малыши, ужи, часы, щука. Снежинка.

Заглавная буква в написании имен, отчеств, фамилий, городов, деревень, рек и т.д.

Лень, коньки, пальто, уголь. Деньки.

Правописание и, у, а после шипящих

Любые подходящие слова к соответствующему правилу.

Критерии достижения планируемых результатов и система оценивания:

Верно указаны стрелки: группы слов - правила правописания и приведено по одному примеру к правилам.

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания и приведено по одному примеру к правилам, но допущена одна ошибка (неверно указана группа слов - правило правописания или неверно приведен пример)

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания и приведено по одному примеру к правилам, но допущено две ошибки (неверно указана группа слов - правило правописания или неверно приведен пример)

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания и приведено по одному примеру к правилам, но допущено три ошибки (неверно указана группа слов - правило правописания или неверно приведен пример)

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания и приведено по одному примеру к правилам, но допущено четыре ошибки (неверно указана группа слов - правило правописания или неверно приведен пример)

Указаны стрелки: группы слов - правила правописания и приведено по одному примеру к правилам, но допущено 5 ошибок (неверно указана группа слов - правило правописания или неверно приведен пример)

Проверяемый результат: Распознавать грамматические признаки слов.

Уровень 1. Прочитай слова. Раздели слова на группы по существенному признаку.

По методологии педагогическая диагностика очень близка к психологической диагностике, однако система целеполагания позволяет дифференцировать их. Целью педагогической диагностики является определение показателей усвоения ребенком тех или иных знаний, выявление уровня воспитанности, развитости. Целью психологической диагностики служит раскрытие возможных проблем, с которыми ребенок сталкивается в своем развитии при осуществлении им учебно-познавательной деятельности. Когда цели педагогической и психологической диагностик интегрируются в единую систему целеполагания, говорят о психолого-педагогической диагностике. Например, готовность ребенка к школе определяется методами психолого-педагогической диагностики, а уровень воспитанности - педагогической.

Диагностическая работа в начальной школе предполагает решение комплекса сложнейших задач по выявлению, анализу показателей, связанных с усвоением детьми школьной программы, с развитием (психическим и соматическим), с уровнем мотивации к различным видам деятельности (не только учебной). Система целеполагания диагностической работы в школе весьма обширна.

Содержание диагностической работы в начальной школе отбирается сообразно целям и задачам ее осуществления в конкретной образовательной среде и может быть связано с определением уровня предметных, метапредметных знаний и умений, с выявлением мотивов и потребностей, ценностных ориентиров.

ФГОС НОО сформулировал конкретные требования к образовательному процессу, осуществляемому во всех системах, на всех уровнях. Данные требования предъявлены как к содержательной, так и к функциональной сторонам целостного образовательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. В связи с новым подходом, предусматриваемым ФГОС, изменились цели, задачи, содержание образования на современном этапе его развития [13].

Поэтому диагностическая работа в начальной школе направлена на выявления уровня сформированности универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и уровня сформированности ключевых образовательных компетенций (предметных, метапредметных, личностных). Даже в рамках изучения одной предметной области диагностическая работа является многоаспектной психолого-педагогической деятельностью, включающей в себя все аспекты образовательного мониторинга.

Согласно требованиям ФГОС НОО мною была проведена диагностика уровня сформированности у третьеклассников представлений о словарном составе. Это была комплексная диагностическая работа, осуществленная в несколько этапов.

Теоретическое обоснование опыта диагностики уровня сформированности у третьеклассников представлений о составе слова

Обучение грамотной речи является на начальном этапе русскоязычного образования важнейшей педагогической задачей. Данный процесс не представляется возможным без формирования представлений о значимых (морфемных) частях слова. Знание морфемного состава слова не ограничивается умением осуществлять разбор слов и узнаванием морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); это знание охватывает различные аспекты словообразования, составляющие основы грамотности [7].

В начальной школе происходит активное развитие речевой деятельности обучающихся. Речевая деятельность является сложным психическим процессом, связанным, прежде всего, с мышлением. Действительно, в психологии установлена тесная взаимосвязь между мыслительными и речевыми процессами, выявлена их взаимная обусловленность и определена их высокая значимость для всестороннего развития личности, особенно на начальном этапе жизнедеятельности [4].

Грамматический строй языка состоит из двух взаимосвязанных аспектов: морфологического и синтаксического. Морфологический аспект грамматического строя подразумевает изменение отдельных слов по форме с помощью различных языковых средств. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксический аспект предполагает процессы построения словосочетаний и более сложных синтаксических конструкций, которые служат речевыми единицами [20].

Объединяющим морфологический и синтаксический аспекты грамматического строя языка является словообразовательный аспект. Словообразование - сложный процесс управления словоформами, включающий в себя анализ слова, непосредственно формирование слова как лексической единицы, однако охватывает и некоторые синтаксические явления (например, в области формирования фразеологизмов) [9].

Отсюда следует, что все аспекты грамматического строя языка взаимосвязаны и взаимообусловлены, а формирование грамматических навыков предполагает обучение детей правильному изменению слов по основным грамматическим категориям (род, число, падеж), образованию новых слов, построению предложения и использованию в речи разных их типов [14].

В начальной школе происходит формирование представлений о грамматике как об отдельной области языка, младший школьник обладает необходимыми грамматическими знаниями и умениями, которые определяют дальнейшее формирование грамматического строя речи. При этом младший школьник проявляет способность к грамматическим обобщениям, которые представляют собой систему грамматических понятий. Грамматическое обобщение является качественно новой ступенью в овладении грамматическим строем языка [11].

В курсе русского языка начальной школы грамматика занимает центральное место в системе языковых парадигм, усваиваемых обучающимися на всех этапах образовательного процесса, и играет огромную роль в процессах усвоения обучающимися важнейших языковых понятий и совершенствования устной и письменной речи. Грамматические категории и закономерности прямо или косвенно влияют и на оформление отдельных лексических и фразеологических единиц, и на словообразовательные процессы, и на функционирование отдельных компонентов звукового строя языка [3].

Развитие грамматического строя способствует развитию мышления, речевых навыков, закреплению орфографических и синтаксических навыков. При серьезных и длительных занятиях грамматикой у обучающихся постепенно развивается специфическое, так называемое грамматическое мышление, которое в известном смысле является производным, и результатом, и отражением, и средством развития мышления логического [6].

На морфологическом уровне у младших школьников развитие грамматического строя речи сталкивается с конкретными трудностями, связанными с искажением родовых окончаний, причем как в начальных формах, так и при склонении; с некорректным использованием числа; с неправильным употреблением падежей. Кроме того, обучающиеся трудно усваивают морфемные части слов, не могут проводить морфологический анализ простейших словоформ [12].

В начальных классах предусматривается определенный словарный и грамматический минимум, который закрепляется через различные виды разбора, таким образом, у младших школьников формируется аналитическое мышление, умение сравнивать, делать обобщения, выводы [10].

Курс русского языка, как в начальной школе, так и в более старших классах, построен таким образом, чтобы изучать материал от простого к сложному. Пропедевтические знания ученик начальной школы получает еще в начальном школьном обучении, а в среднем и старшем звене ему нужно будет только вспомнить то, что он (ученик) ранее уже изучал [5]. Особое место среди методических задач по развитию грамматического строя речи у младших школьников занимают задачи, связанные с формированием представлений о морфемах [8].

Морфологический анализ слов - важный этап в формировании представлений о морфемах. Данный анализ позволяет путем членения слов на морфемы установить лексическое значение слова, предоставляет обучающимся возможность самостоятельно увидеть в слове на основе его составных частей цельное лексико-семантическое ядро [15].

В рамках проблемно-развивающего подхода к формированию представлений о морфемах у третьеклассников (и вообще у младших школьников) методики совершенствуются, обретают характер, скорее, направляющий, чем обучающий. Вместе с тем некоторые методики, связанные с дидактическими играми, продуктивными речевыми упражнениями, остаются неизменными и при данном подходе к обучению [19].

Методики, основанные на проблемно-развивающем подходе к формированию представлений у младших школьников о морфемах, составляют категорию современных педагогических технологий [17]. Требования к применению современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, отражены в ФГОС. Диагностика уровня сформированности представлений о составе слова заключается в проверке эффективности выполнения данных требований.

Цели, задачи и содержание диагностики уровня сформированности у третьеклассников представлений о составе слова

Эмпирическое исследование сформированности представлений у третьеклассников о морфемах как о значимых частях слова заключается в выявлении уровней сформированности как показателей усвоения обучающимися морфологии родного языка. В третьем классе обучающиеся должны знать о важнейших морфемах (о приставке, о корне, о суффиксе и об окончании), должны уметь находить их в слове и дифференцировать, также должны обладать навыками морфологического анализа и образования различных производных слов посредством инструментария морфологического анализа.

Для выявления уровня сформированности представлений о морфемах была проведена комплексная, многоуровневая диагностическая работа. Результаты диагностической работы позволили выявить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе ознакомления с морфемным составом слова, и наметить направления дальнейшей работы по формированию знаний о морфемах и их особенностях.

Для диагностической работы была выбрана группа третьеклассников количеством 20 человек. Эксперимент был проведен в январе и состоял из нескольких этапов.

1. На первом этапе диагностической работы выявлялся уровень теоретических знаний обучающихся о морфемах. Теоретические знания о морфемах - это знания понятийного аппарата морфологии. На данном этапе выявлялось представление о назначении морфем в словах, содержащимся в самом понятии конкретной морфемы. Обучающиеся должны знать признаки, по которым выявляется и обозначается определенная морфема.

2. На втором этапе диагностической работы выявлялся уровень практического овладения знаниями о морфемах, уровень умения указывать морфемы в словах, относить морфемы к данной понятийной категории. Обучающиеся должны соотнести обозначенную часть слова с определенной морфемой, то есть правильно определить категорию морфемы по ее функции в слове или месторасположении в нем.

4. На четвертом этапе диагностической работы выявлялся уровень овладения навыками морфологического разбора слова. Морфологический разбор предполагает выделение обучающимися различных морфем в слове на основе знаний о его составе и представлений об однокоренных словах. Самостоятельный разбор слова обучающимися предполагает наличие четких знаний о понятийном содержании морфологии и практики в выявлении морфем различной категории.

5. На пятом этапе диагностической работы выявлялся уровень сформированности навыков морфемного словообразования. Уровень сформированности навыков морфемного словообразования предполагает наличие у обучающихся представлений о значении морфем при образовании различных частей речи, при склонении существительных и прилагательных по роду, числу, падежам. Обучающиеся должны знать, какие морфемы отвечают за определенный аспект морфемного словообразования (и словоизменения).

Методология выявления пяти уровней сформированности представлений о морфемах включала в себя:

2) развернутые задания (разбор слов, словообразование, словоизменение).

В индивидуальной карточке обучающегося отмечался уровень сформированности представлений о морфемах на каждом этапе диагностической работы. При этом в особую графу вносились основные трудности, с которыми столкнулись обучающиеся при изучении морфемного состава слова. По завершении диагностической работы рассчитывался общий балл, позволивший выявить общий уровень сформированности представлений о морфемах у третьеклассников.

Максимальное общее количество баллов по каждому уровню составило 49. На данном этапе необходимо выявить общий уровень сформированности представлений о морфемах у третьеклассников.

Общий уровень разделен на четыре составляющих:

- высокий уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 36 до 49 общих баллов включительно (или чуть больше за счет дополнительного материала на третьем уровне);

- достаточный уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 24 до 36 общих баллов;

- средний уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 12 до 24 общих баллов;

- низкий уровень сформированности представлений о морфемах, оценивающийся в границах от 0 до 12 общих баллов.

Всего было выявлено восемь уровней сформированности представлений о морфемах у третьеклассников.

Данные об этих уровнях сведены в таблицу 1. В таблице приводятся номер уровня, его качественное описание и максимально возможное количество баллов за каждый уровень. Пятый уровень делился на подуровни, отражающие каждый аспект сформированности у обучающихся определенных знаний о морфемных частях слова.

Тест выполнен в программе Microsoft Office Excel 2003, предназначен для проверки уровня усвоения программного материала по теме "Предложение". УМК любой. Форма использования: индивидуальная работа с ПК.

Тест для проверки и закрепления знаний по теме: "Парные согласные в корне слова". Данный тест подготовлен на основе шаблона содержащего макрос DrangandDrop. Использование данного макроса позволяет при демонстрации презентации перемещать объекты. Материал можно использовать в различных УМК

Ресурс подготовлен на основе шаблона содержащего макрос DrangandDrop. Презентация выполнена в PowerPoint 2007 и просматривать ее лучше в PowerPoint 2007, хотя сохранена в PowerPoint 2003. Вознаграждением за хорошее выполнение теста, является пазл, созданный в программе jigs@w puzzle 2.

Данный материал необходим учителю для текущего контроля и промежуточной аттестации. Также окажет помощь по диагностике знаний, умений и навыков в начале пятого класса. Для разработки теста была использована книга "Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир" (под редакцией Ф. Ф. Лысенко-Ростов-на-Дону: Легион,2008).

Задания для проверки знаний по теме: "Местоимение", 4 класс, УМК любой. Тест выполнен в программе PowerPoint.

Тестовая работа по русскому языку (Тема "Лексика") с заданиями типа А с выбором ответа. Готовимся к тестированию.

Тренажер по русскому языку: "Учись писать правильно" 1-2 класс.

Задания тренажёра проверят знания учащихся, УМК любой.

Тренажёр поможет учителю проверить умения учащихся правильно писать гласную букву в падежных окончаниях имён существительных, УМК любой.

Работа для закрепления знаний по теме: "Лексика". 4 класс.

Тестовые задания по русскому языку по теме: "Глагол". Данный тест можно использовать на уроке по проверке знаний и умений, а так же на уроке по закреплению изученного материала. УМК любой.

УМК "Школа России", учебник Рамзаевой Т.Г. Тест по русскому языку за 1 полугодие для 4 класса.

Это тестирование проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательного усвоения знаний и прочности формирования навыков. Оно помогает учителю измерить конечный результат при обучении русскому языку в 4-м классе. Составлено с учётом действующей программы и охватывает по своему содержанию все основные вопросы курса русского языка выпускного класса начальной школы.

В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык.

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Составьте слово из предложенных букв:

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Составьте звуковые схемы к словам:

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Регион ________________________ школа ________ класс_______ 1.

Педагогическая диагностика ( 2 класс )

Содержание инструкций и заданий для проведения

педагогической диагностики во 2 классе

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

0 баллов -допущены 3 ошибки.

1 балл – допущены 2 ошибки.

2 балла – допущена 1 ошибка.

3 балла – правильное выполнение задания.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

0 баллов -допущены 3 ошибки.

1 балл – допущены 2 ошибки.

2 балла – допущена 1 ошибка.

3 балла – правильное выполнение задания.

Цель: выявить степень овладения звуко -буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – одно слово отмечено правильно, а другое ошибочно.

2 балла – отмечено одно слово.

Цель: выявить степень овладения звуко -буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – одно слово отмечено правильно, а другое ошибочно.

2 балла – отмечены два слова.

Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости-глухости.

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – допущено две и более ошибки.

2 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – установлена закономерность и записаны все буквы.

0 баллов –задание не выполнено.

2 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – все слова записаны правильно.

Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записать.

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки ( не обозначена большая буква и точка в конце предложения).

2 балла – предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка ( например, предлог записан вместе со словом).

3 балла – предложение составлено и записано правильно.

Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения.

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять первое задание ( Учитель держит в руках лист с заданиями и показывает всему классу верхнюю часть листа, где надо будет выполнять первое задание). Посмотрите на свои листы. Найдите имена девочек. Послушайте задание. В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. ( Учитель схематично изображает на доске яблоко, грушу и апельсин.) Катя, Маша и Наташа могут взять из вазы только по одному фрукту. Катя выбрала не яблоко и не апельсин. Какие фрукты могут оказаться у других девочек? Дорисуйте их. Попробуйте выполнить задание двумя способами.

0 баллов – нет ответа.

2 балла – верно указан один из способов решения ( например, у Кати –груша, у Маши – апельсин, у Наташи – яблоко), есть попытка выполнить вторым способом ( у Кати – груша, у Маши – яблоко, у Наташи – апельсин ), но работа не завершена.

3 балла – найдены правильно два способа решения задачи.

Цель: выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.

0 баллов – не приступил к выполнению задания.

1 балл – задание выполнено частично ( найден только один многоугольник ) или ребенок не нашел нужный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил ее контур.

2 балла – найдены и закрашены не все многоугольники.

3 балла – правильно найдены и закрашены все 6 многоугольников ( или выделены их контуры).

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости.

Инструкция: «Это задание будете выполнять на клетчатой части листа бумаги. ( Указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в четный цвет.

  1. Возьмите зеленый карандаш, отсчитайте от черной клеточки влево 4 клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом.
  2. Возьмите красный карандаш, от зеленой клеточки отступите вниз 6 клеток и седьмую закрасьте красным карандашом.
  3. Возьмите синий карандаш и клеточку, расположенную рядом с красной, но правее ее, закрасьте синим карандашом.
  4. Возьмите желтый карандаш, отсчитайте от синей клеточки вверх 3 клеточки и четвертую закрасьте желтым карандашом.

0 баллов – не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл – выполнен только один пункт задания, допущены ошибки в направлении , пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Цель: выявить уровень развития геометрической наблюдательности ( зоркости).

0 баллов –нет ответа.

1 балл – найден один, два или три треугольника.

2 балла – найдено четыре треугольника.

3 балла – найдены все пять треугольников.

Ц ель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи.

0 баллов –нет ответа.

3 балла – задача решена верно. 2 года.

Цель: выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.

0 баллов –задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9-3=6.

1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден.

2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.

Цель: выявить пространственные представления учащихся; выяснить умение ребенка намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно такую же фигуру при изменении ее пространственного расположения.

0 баллов – есть попытка изобразить фигуру, но не схвачена общая форма фигуры.

1 балл – допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображена точно такая же ваза, как и слева, не изменено ее пространственное расположение.

2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры ( верхняя часть , основание или средняя часть). Есть ошибки в подсчете клеток.

3 балла – фигура изображена верно.

  1. Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри квадрата, но вне треугольника и круга.
  2. Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри треугольника, но вне круга и квадрата.
  3. Возьмите желтый карандаш и отметьте точку так, чтобы она была расположена внутри круга и квадрата, но вне треугольника.
  4. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри всех фигур.

0 баллов – поставлены две точки по одному и тому же пункту задания.

1 балл – выполнен верно только один пункт задания.

2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.

3 балла – все выполнено верно.

Цель: выявить умение анализировать условие задачи.

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все кубики закрашены неверно.

1 балл – условие задания выполнено частично: красный кубик расположен выше зеленого и выше синего.

3 балла – задание выполнено верно.

Цель: выявить умение классифицировать, самостоятельно находить основание для классификации.

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но буквы распределены неверно.

1 балл – в одном из способов верно записаны буквы одной части множества, например, ученик планировал записать гласные и согласные, а написал на своем листе только гласные: а, у, е.

2. балла – выполнен верно один способ классификации.

3 балла – классификация произведена верно. Задание выполнено двумя способами: первый способ – гласные ( а, у, е) и согласные ( В, с, К, в); второй способ – заглавные ( В. К ) и строчные ( а, у, с, в, е).

2. Середина 2 класса.

Цель: проверка прочности усвоения знаний об особенностях фонематической системы русского языка ( твердость-мягкость согласных звуков ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не сделано, либо выбраны противоречащие друг другу ответы, например в) и г).

1 балл – выбран только один правильный ответ, неправильный ответ не выбран.

3 балла – выбраны все правильные ответы б), в), г).

Цель: проверка умения применить знания о фонематической системе русского языка при проведении звукового анализа, проверка способности в процессе выполнения задания опираться не на формальные признаки ( буквенная запись слов), а на звучание слов.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не сделано, либо выбран ответ б).

2 балла – выбраны либо только два правильных ответа и нет ошибок в выборе неправильных, либо выбраны все три правильных и какой-либо один неправильный.

3 балла – задание выполнено абсолютно правильно, выбраны ответы а), г), е).

Цель: проверка способности применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации: понять принцип построения учебной задачи и сделать выводы после наблюдения над языковым материалом.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не выполнено вообще, либо имеющиеся попытки выполнить задание свидетельствуют о непонимании принципа построения задания.

Цель: проверить умение сопоставлять звуковую и графическую форму слова.

Инструкция: Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – невыполнение задания.

1 балл – наличие ошибок ( более одной).

2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не указан или выбран неправильный ответ).

3 балла – правильное выполнение задания, выбраны ответы а), в), д).

Цель: проверить умение различать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Оценка выполнения задания:

1 балл – отмечен один верный и один неверный ответ.

2 балла – отмечен только один правильный ответ, неверный ответ не отмечен.

3 балла – правильное выполнение задания, отмечены оба правильных ответа: а), в).

Цель: выяснить, умеет ли ребенок различать цель высказывания и интонацию предложения.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сделано больше двух ошибок.

1 балл – сделано две ошибки.

2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не указан или выбран неправильный ответ).

3 балла – правильное выполнение задания, выбраны ответы: а) повествовательное, б) повествовательное, в) вопросительное, г) побудительное, д) побудительное.

Инструкция: «Прочитай предложения. В □ рядом с правильными предложениями поставь +.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не сделано, либо выбраны противоречащие друг другу ответы, например б) и г).

1 балл – выбран правильный и неправильный ответ.

3 балла – выбраны оба правильных ответа б), в).

Цель: проверка умения применить знание признаков родственных слов.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не выполнено или выполнено абсолютно неправильно

1 балл – есть попытки выполнить задание, но при нахождении родственных слов не всегда есть опора на оба признака родственных слов ( общность звучания и значения), например, в а) кроме правильных подчеркнуто еще либо слово лестница, либо слово охотник, в в) либо слово великан, либо слово косилка.

2 балла – правильно выполнено задание в строчках а) и в), в строчке б) допущена ошибка, связанная с не разграничением родственных слов и формы одного и того же слова, то есть подчеркнуты формы слова о воде, водой.

3 балла – задание выполнено абсолютно правильно.

Цель: проверка способности применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации: понять принцип построения учебной задачи и сделать выводы после наблюдения над языковым материалом.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не выполнено совсем, либо подчеркнут случайный набор слов.

2 балла – задание выполнено, но либо подчеркнуты не все 4 слова, либо есть ошибка в выделении корня ( выделено и вамю, и вам).

Цель: выяснить уровень умения проводить морфемный анализ.

Оценка выполнения задания:

1 балл – наличие более одной ошибки.

2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не был указан или выбран неправильный ответ).

3 балла – правильное выполнение задания, выбраны слова поганка и посуда.

Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание.

Инструкция: «В таблице дано описание четырех цветных фигур.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено неверно.

1 балл – задание выполнено частично: не учитываются условия задачи ( размер, цвет, форма фигуры), отмечен ответ в).

2 балла – не учитывается одно из условий задачи ( форма фигуры), отмечен ответ а).

3 балла – задание выполнено верно: отмечен вариант б) зеленый треугольник.

Цель: выяснить умение учащихся соотнести текст арифметической задачи с ее представлением в виде схемы.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не выполнено.

1 балл – отмечена схема а), обратная условию данной задачи: ( 12+18=30).

2 балла – отмечена схема б), показывающая решение данной задачи: 30-12=18

3 балла – отмечена схема, соответствующая условию задачи: вариант в).

Цель: выяснить умение учащихся применять умножение для подсчета клеток, составляющих площадь закрашенной части фигуры.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен вариант в).

2 балл – отмечен один из верных вариантов, вариант а) или б).

3 балла – отмечены оба верных варианта а) и б).

Цель: выяснить , умеют ли учащиеся анализировать условие задачи.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен вариант а) или б).

1 балл – вариант ответа не отмечен, записано решение: 19+8=27.

2 балла – вариант ответа не отмечен, записано верное решение: 27-19=8.

3 балла – отмечен вариант в).

Цель: выяснить, насколько успешно учащиеся усвоили способы сложения и вычитания двузначных чисел и могут их применить в новой ситуации.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен вариант а) или б).

1 балл – вариант ответа не отмечен, записано решение: 19+8=27.

2 балла – вариант ответа не отмечен, записано верное решение: 27-19=8.

3 балла – отмечен вариант в).

Цель: выявить умение решить задачу, в которой требуется установить отношения между объектами.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все выполнено неверно.

2 балла – указано верно расположение первого и второго мальчиков.

3 балла – задание выполнено верно.

Цель: выяснить умение учащихся анализировать условие задачи и выбирать для решения необходимые числовые данные.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен неверный ответ а) или в).

1 балл – ответ не отмечен, начато построение верного чертежа к задаче, но он не закончен.

3 балла – задание выполнено верно: отмечен вариант б) или отмечен вариант б) и сделан верный чертеж к задаче.

Цель: выявить пространственные представления учащихся – умение находить части данной фигуры в новой фигуре, составленной из тех же частей.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания

1 балл – фигура разбита на произвольные геометрические фигуры.

2 балла – работа выполнена верно, но не завершена..

3 балла – дорисованные линии показывают, как все части квадрата расположены в новой фигуре.

Цель: выявить пространственные представления учащихся -умение изобразить точно такую же фигуру, но при изменении ее пространственного расположения.

Оценка выполнения задания:

0 баллов- есть попытка изобразить фигуру, но неверно показана общая форма фигуры.

1 балл – допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображен такой же самолет, но не изменено его пространственное расположение.

2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры ( крыла, передней или средней части) или есть ошибки в подсчете клеток.

Читайте также: