Диагностический инструментарий логопеда в школе

Обновлено: 05.07.2024


Логопеды-практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном. В современной логопедии проблемы диагностики речевых нарушений остаются очень актуальными. Давайте делиться практической профессиональной деятельностью!

Для обследования устной речи обучающихся с ОВЗ использую методику Фотековой Т. А и "Альбом для логопеда" Иншаковой О. Б. Составила карту так, чтобы быстро заполнять её во время диагностики с помощью символов: N-норма, "+" - наличие, "-" - отсутствие. Несмотря на отсутствие балльной системы, карта позволяет проследить динамику развития.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития школьника составлен на основе проведенного обследования по методике Т.В. Ахутиной и Т.А. Фотековой.

Речевая карта разработана на основе нейропсихологического подхода к изучению патогенеза нарушений чтения и письма по диагностики Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой и рекомендаций по исследованию нарушений письма и чтения у младших школьников М.Н. Русецкой.

Протокол диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов/Пособие для логопедов и психологов/ Авторы: Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина

Протокол по диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов/Пособие для логопедов и психологов/ Авторы:Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина

Дидактический материал для экспресс-обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка используется в работе учителя-логопеда школы. Материал может быть полезен логопедам дошкольного учреждения, дефектологам, учителям начальных классов коррекционных школ.

План диагностических мероприятий

I. Диагностика устной речи

Прослушивание устных высказываний

Определение общих параметров звучащей речи:

1. Повторение слов со звуком в начале, середине, конце слова, в стечениях согласных.

2. Называние картинок с изображениями предметов.

Определение наличия нарушенного звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи.

1. Повторение пар слов со схожими по артикуляторным признакам звуками.

2. Называние предметов на парных картинках, в названии которых содержатся звуки, различные по одному из критериев (глухость-звонкость, твердость-мягкость и пр.)

Определение уровня развития фонематического восприятия в отраженной и самостоятельной речи.

Повторение слов различного слогового состава

Определение наличия нарушения слоговой структуры слова.

1. Выделение первого, последнего и заданного (например, четвертого) звука в слове.

2. Определение заданного звука (звук, который находится после/до четвертого звука, звука [м] и пр.)

3. Составление слов из заданных звуков (следующих, как по порядку, так и вразброс)

Определение уровня развития языкового анализа и синтеза.

1. Проверка навыков словоизменения:

- образование существительных множественного числа;

- употребление существительных в родительном и творительном падежах (в единственном и во множественном числе);

- согласование числительных и прилагательных с существительными.

2. Проверка навыков словообразования:

- Образование уменьшительно-ласкательных слов суффиксальным способом;

- Образование названий детенышей;

- Образование относительных прилагательных от существительных;

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование глаголов префиксальным способом.

Исследование уровня сформированности лексико-грамматических категорий

1. Составление фраз (предложений) по предъявляемым рисункам.

2. Составление фраз на основе слухового восприятия.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Определение уровня сформированности синтаксического строя

1. Прослушивание и пересказ рассказа.

2. Составление рассказа по серии картин.

Выявление уровня развития связной речи

II. Диагностика письменной речи

Чтение текста с оцениванием:

- техническую сторону (побуквенное, послоговое, синтетическое);

- смысловую сторону (понимание прочитанного: высокое, среднее, низкое).

Определение сформированности навыка чтения

Проведение письменных работ:

Оценивание состояния письма с определением количества и характера ошибок

III. Диагностика функционального базиса речи

Корректурная проба Бурдона

Оценка состояния внимания (свойства, концентрация, переключаемость)

1. Методика проверки слухоречевой памяти: прослушать и повторить 10 слов в той же последовательности.

2. Методика проверки зрительной памяти: запомнить и воспроизвести один из четырех рядов с шестью фигурами.

Оценка состояния памяти:

- состояние кратковременной и долговременной памяти.

1. Распознавание целого предмета и его частей.

2. Распознавание наложенных друг на друга предметов.

3. Демонстрация правой/левой части тела, лица, а также задание на определение той же части тела в отраженном виде, как на собеседнике, так и на картинке.

Оценка особенностей восприятия и представления с целью определения:

• состояния ощущения схемы своего тела,

• состояния зрительно-пространственные представлений,

• состояния латеральных представлений.

Определение уровня развития мышления ребенка: развитие

логического, словесно-логического мышления, способности к обобщению и классификации, пониманию аналогий

IV. Диагностика регулятивной сферы

Навыки самоконтроля оцениваются в рамках исследования познавательной деятельности

Выявление механизмов регуляции поведения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностический инструментарий учителя-логопеда

План диагностических мероприятий

I. Диагностика устной речи

Прослушивание устных высказываний

Определение общих параметров звучащей речи:

1. Повторение слов со звуком в начале, середине, конце слова, в стечениях согласных.

2. Называние картинок с изображениями предметов.

Определение наличия нарушений звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи.

1. Повторение пар слов со схожими по артикуляторным признакам звуками.

2. Называние предметов на парных картинках, в названии которых содержатся звуки, различные по одному из критериев (глухостьзвонкость, твердость-мягкость и пр.)

Определение уровня развития фонематического восприятия в отраженной и самостоятельной речи.

Повторение слов различного слогового

нарушения слоговой структуры слова.

1. Выделение первого, последнего и заданного (например, четвертого) звука в слове.

2. Определение заданного звука (звук, который находится после/до четвертого звука, звука [м] и пр.)

3. Составление слов из заданных звуков (следующих, как по порядку, так и вразброс)

Определение уровня развития языкового анализа и синтеза.

1. Проверка навыков словоизменения:

- образование существительных множественного числа;

- употребление существительных в родительном и творительном падежах (в единственном и во множественном числе);

- согласование числительных и прилагательных с существительными.

2. Проверка навыков словообразования:

- Образование уменьшительноласкательных слов суффиксальным способом;

- Образование названий детенышей;

- Образование относительных прилагательных от существительных;

- Образование притяжательных прилагательных;

Исследование уровня сформированности лексикограмматических категорий

- Образование глаголов префиксальным способом.

1. Составление фраз (предложений) по предъявляемым рисункам.

2. Составление фраз на основе слухового восприятия.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Определение уровня сформированности синтаксического строя

1. Прослушивание и пересказ рассказа.

2. Составление рассказа по серии картин.

Выявление уровня развития связной речи

II. Диагностика письменной речи

Чтение текста с оцениванием:

- техническую сторону (побуквенное, послоговое, синтетическое);

- смысловую сторону (понимание прочитанного: высокое, среднее, низкое).

Определение сформированности навыка чтения

Проведение письменных работ:

Оценивание состояния письма с определением количества и характера ошибок

III. Диагностика функционального базиса речи

1. Методика проверки слухоречевой памяти: прослушать и повторить 10 слов в той же последовательности.

2. Методика проверки зрительной

Оценка состояния памяти:

памяти: запомнить и воспроизвести один из четырех рядов с шестью фигурами.

- состояние кратковременной и долговременной памяти.

1. Распознавание целого предмета и его частей.

2. Распознавание наложенных друг на друга предметов.

3. Демонстрация правой/левой части тела, лица, а также задание на определение той же части тела в отраженном виде, как на собеседнике, так и на картинке.

Оценка особенностей восприятия и представления с целью определения:

• состояния ощущения схемы своего тела,

• состояния зрительнопространственные представлений,

• состояния латеральных представлений.

Определение уровня развития мышления ребенка: развитие

логического, словеснологического мышления, способности к обобщению и классификации, пониманию аналогий

IV. Диагностика регулятивной сферы

Навыки самоконтроля оцениваются в рамках исследования познавательной деятельности

Выявление механизмов регуляции поведения

Протокол обследования устной речи по методике Т. А. Фотековой

Дата рождения ______________________

Дата обследования ______________

Логопедическое заключение (общий балл______, уровень успешности_____%)

1 серия - Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Фонематическое восприятие.

Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее: Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с их заменой или пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальная оценка за пробу – 15 баллов

Оценка выполнения

Оценка выполнения

Ба – па

па – ба

Жа-ша-жа ша-жа-ша

За - са

са – за

Са – ша

ша – са

са-ца -са

Да – та

та– да

Всего за пробу (N)

В процентах 100: 15(N) =____%

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: Делай, пожалуйста, так, как я скажу. Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

0,25 балла – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движений.

Максимальная оценка за пробу - 10 баллов

Оценка выполнения

Оценка выполнения

надуй щеки

надуй одну щеку

надуй другую

упри язык в правую щеку

(чередование движений губами).

Всего за пробу (N)

В процентах 100: 10(N) =____%

3. Исследование звукопроизношения.

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л ль, р рь, все остальные звуки.

Инструкция: Повторяй за мной слова:

Оценка: Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.

3 балла - нормативное произношение всех звуков группы;

1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

1 балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. Максимальная оценка за пробу – 15 баллов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе комплексного обследования детей дошкольного возраста одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).

Логопедическое обследование состоит из 10-ти частей:

обследование общей и мелкой моторики;

общего звучания речи;

грамматического строя речи;

фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза;

темпа и плавности речи;

письменной речи: письма и чтения.

Полученные результаты обследования позволяют сформировать заключение, составить полную картину речевого развития младшего школьника.

Форма протокола логопедического обследования детей младшего школьного возраста.

Общая и мелкая моторики

Общее звучание речи

Грамматический строй речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Представление учителя-логопеда

Фамилия, имя, отчество ребенка: ____________________________________________

Адрес:629705, Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Сеяха,

Родной язык: _____________________________

Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие): ________________

Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда): ______________________________

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: ______________________

Общее звучание речи_______________________________________________________________

Состояние словаря _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

грамматический строй речи __________________________________________________________

фонематическое восприятие; состояние фонематического анализа и синтеза): __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

связная речь _______________________________________________________________________

Тепм и плавность речи_______________________________________________________________

Читайте также: