Детский сад и музей проблемы и перспективы взаимодействия в культурном пространстве

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современный детский сад

Автор: Абалина Светлана Александровна

Населенный пункт: Самарская область, Ставропольский район с. Выселки

Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Всё большее внимание в теории и практике дошкольного образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи.

В первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:

музейные педагогические технологии.

Целью её является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Это ставит перед дошкольным образованием новые задачи:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, воспитание культуры поведения;
  • Развитие познавательных, творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Направления деятельности музея:

  • Поисково-собирательское. Направление даёт возможность дошкольникам проявить себя в познавательно-исследовательской деятельности, проявить свои поисково-исследовательские умения.
  • Экспозиционное (оформительское). Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: формулировка цели и задач создания и исполнения работы, определение и обсуждение темы будущей экспозиции;
  • Экскурсионное. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
  • Культурно-массовые мероприятия. Организация разнообразия форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, работа с местным населением.

Это взаимодействие направлений в музейной педагогике строится на следующих принципах:

  • Принцип активного отношения к музейному пространству.
  • Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
  • Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
  • образование постепенно и последовательно расширяет сферу создания музейной среды в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим в нашем детском саду и создан музейный уголок исторических объектов и выставки репродукций. Содержание музейной среды в дошкольном учреждении пополняется и расширяется.

Современная дошкольная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии: экскурсия, консультация, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (театрализованное представление), праздник, историческая игра.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов современной технологии обучения мы часто используем метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Применяем также нетрадиционные формы (технологии) проведения непосредственно образовательной деятельности:

- непосредственно образовательная деятельность, основанная на интеграции образовательных областей;

- образовательная деятельность в форме соревнований и игр, конкурсов, эстафет;

- образовательная деятельность на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: день мудрости, день мужества, часы любви и т.д.;

- образовательная деятельность с использованием фантазии: занятие -сказка, занятие -сюрприз;

Каждое посещение музея – это непосредственно образовательная деятельность, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель, а также:

- воспитатель и воспитанники должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе образовательной деятельности, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- отбираем экспонаты для экскурсионного показа на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея - самостоятельное творчество детей (рисунок, беседа на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Непосредственно образовательную деятельность музейной педагогики в дошкольном образовании мы рассматриваем в трех областях в соответствии с ФГОС - познавательном развитии, художественно-эстетическом развитии, и социально-коммуникативном развитии.

Методические приёмы, используемые при посещении музея:

1.Каждый ребёнок определяет, какой экспонат ему нравится больше всего, и объясняет свой выбор. Это делает работу более целенаправленной.

3. Передача одного и того же объекта разными средствами искусства (для сравнения).

4. Обращение к опыту детей, полученному на предыдущих занятиях в музее.

5. Реализация полученных впечатлений в творческой деятельности.

Правила организации образовательной деятельности в музее (закономерности):

2. Ребёнок тонко воспринимает подлинное произведение искусства.

3. При составлении вопросов воспитатель, должен прогнозировать возможности воспитанников; хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям; в музее экскурсия – монолог неприемлема.

  1. Рассказ воспитателя должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

5. Посещать с детьми музей необходимо! Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

6. Объектом воспитательного воздействия музея становится семья, как единый социокультурный организм. Поэтому родителей необходимо информировать о посещении музея, предлагать творческие совместные проекты.

Практическая значимость. Пробуждая (либо активизируя) эмоциональную сферу человека и развивая интеллект, оно является условием его личностного роста, так как в нем человек узнает себя. Тем самым характер получаемого в музее знания, опирающегося на внутреннее единство научного и художественного компонентов, позволяет назвать музей школой понимания жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-пространственной среды учреждения, сформированного отношения педагогов к совместной деятельности с детьми, планомерного привлечения родительской общественности к взаимодействию в формате реализации культурных практик.

ВложениеРазмер
statya_dlya_publikatsii_po_muzeynoy_pedagogike.docx 830.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Культурные практики детей дошкольного возраста

Чепикова Эльвира Александровна,

заведующий ГБДОУ детским садом № 69

старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 69

педагог-организатор ГБДОУ детского сада № 69

Нищакова Елена Владимировна

педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 69

В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-пространственной среды учреждения, сформированного отношения педагогов к совместной деятельности с детьми, планомерного привлечения родительской общественности к взаимодействию в формате реализации культурных практик.

Музейная педагогика, культурные практики, предметно-пространственная среда, мини-музеи.

Актуальность представляемой темы развития культурных практик в дошкольном учреждении заключается в том, что именно эти практики отвечают деятельностному и культурологическому подходам реализации задач ФГОС ДО. В процессе культурных практик ребенок становится активно и свободно действующим в пространстве образования.

В современной литературе выделены следующие виды культурных практик:

- свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность);

-практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры);

-практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры);

-коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации);

-культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков);

-культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд);

-культурные практики познания мира и самопознания (нравственно-патриотическое воспитание, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность) [1].

Все указанные виды культурных практик формируют общую культуру личности дошкольника, развивают социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка. Поэтому в дошкольной образовательной организации уникальность музейной педагогики как культурной практики, безусловно, предоставляет большие возможности и

ярко демонстрирует результаты.

Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных ее характеристик, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО (Асмолов А.Г.) [4]:

  • имеет богатый содержательный и методологический аспект;
  • всесторонне развивает внутренний потенциал личности дошкольника;
  • представляет собой огромный ресурс интеграции образовательных областей

в предметно-развивающем пространстве ДОУ;

  • отличается наличием партнерской формы организации образовательной деятельности;
  • способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива.

Музейная педагогика в ДОУ - это творческий симбиоз деятельности педагогического коллектива, инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия для участия каждого ребенка в специально организованной предметно-пространственной среде, причем не только в группе детского сада, но и за его пределами.

Цель музейной педагогики как культурной практики образовательного учреждения: повышение качества образовательной деятельности через создание единого целостного образовательного пространства для обеспечения познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики, обеспечение партнерства педагогов и родителей.

Для реализации цели были поставлены задачи:

  • Создать условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, используя материал музейной практики.
  • Обогатить развивающую, предметно-пространственную среду групп, холлов, кабинетов ДОУ.
  • Способствовать интеграции образовательных областей с помощью музейной педагогики.
  • Обеспечивать познавательную деятельность воспитанников, развивать познавательные способности.
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки детей.
  • Развивать речь, расширять словарного запаса воспитанников.
  • Подвести к восприятию произведений искусства о войне, составить подборку произведений.
  • Воспитывать патриотизм, способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
  • Воспитывать культуру поведения.
  • Способствовать становлению активной жизненной позиции, умению успешно адаптироваться в окружающем мире.
  • Предоставлять детям возможности реализоваться в соответствии с интересами и склонностями, проявлять свою индивидуальность, развивать творческие и организаторские способности.
  • Организовать сотрудничество с родителями воспитанников, способствовать формированию партнерства коллектива учреждения и родительской общественности.

Исходя из этого, строится образовательная работа детского сада в направлении музейной педагогики по приобщению детей к сокровищам истории, культуры и искусства.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

В нашем образовательном учреждении в течение долгого времени функционирует кабинет музейной педагогики – это специально созданное помещение, представляющее собой целый музей, и скрывающее в своих экспонатах разные исторические эпохи и культурные ценности, его создание дало возможность практического претворения новых педагогических идей.

Кроме технического оснащения кабинет вмещает в себя атрибуты быта и истории, коллекцию предметов народных промыслов (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки и т.д.), посуду с декоративной росписью (гжель и хохлома).

Собранная коллекция предметов старинного быта открывает возможность детям вживую познакомиться с ними: подержать в руках, рассмотреть такие редкие экспонаты как прялка, рубель, чугунный утюг (наполненный настоящими углями), ухват, бурак (емкость для хранения сыпучих продуктов, которую в старину изготавливали из бересты или дерева) (рис. 1) и др.

IMG_20200205_110605.jpg

В музейном кабинете собрана коллекция скульптуры малых форм (рис. 2). Взяв их в руки, дети знакомятся с различными скульптурными материалами: гипсом, фарфором, деревом, металлом; учатся понимать выразительные средства мастера.


Дополнительным образовательным музейным пространством является картинная галерея, созданная в холле детского сада. В ней представлены репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, историческая картина. Дети всегда с удовольствием воспринимают занятия, на которых деятельность проходит в зоне картинной галереи, за рамками музейного кабинета и тем более группы (рис. 3).

IMG_20200205_162608.jpg

Отмечая плодотворную и увлекательную работу детей в музейном кабинете, педагоги детского сада изучили содержательную сторону мини-музеев. В групповых пространствах организованы мини-музеи, посвященные определенному предмету, объекту природы, явлению, этому способствует использование

метода системного подхода.

Инновационная составляющая успешной реализации культурных практик в учреждении - это ранняя профориентация старших дошкольников. В качестве экскурсоводов дети высказывают определенные выводы, собственные суждения, делятся своими чувствами и, конечно, рассказывают о сюжетах картин, скульптур, обращают внимание слушателей на значимые детали произведений искусства, изделий народных промыслов. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Ознакомление с народным искусством

Одна из важнейших культурных практик – знакомство с народным искусством. География народных промыслов обширна: Дымково, Филимоново, Хохлома, Каргополь, Городец – удалены от Петербурга, но мы можем познакомиться с произведениями этих мест, благодаря нашим занятиям, поездкам в Русский Музей, где детей ждет непосредственное общение с подлинными предметами быта. Но первое представление о них и о многом другом – начиная со средней группы – дети получают в детском саду.

Благодаря обширной коллекции народных игрушек, предметов быта (шкатулки, посуда, орудия труда, фрагменты мебели) дети получают первые представления о людях труда: гончар, кузнец, пряха, резчик по дереву – кто это?; любуются предметами народных промыслов; узнают о том, как передавалось ремесло из поколения в поколение – от мастера к ученику, часто в роли учеников выступали собственные дети. Закрепление полученных знаний и опыта, их интеграция происходит на музыкальных занятиях, в процессе рисования.

арт проект.jpg

Интересно проходит знакомство с некоторыми традиционными народными праздниками: Масленница, Пасха. Причем знакомство с пасхальными традициями не несет в себе религиозной направленности, а рассматривается с эстетической точки зрения, так как расписные яйца – писанки своим декором вызывают у детей желание создать собственный орнамент, подобрать колорит, расписать пасхальное яичко, подарить свой маленький шедевр маме или сестре. В этом простом казалось бы действии – глубокий смысл. Ребенок учится испытывать радость, получать удовольствие от того, что дарит свое искусство окружающим, не является всегда тем, кто принимает подарки. В пространстве детского сада регулярно выставляются арт-объекты, представляющие творческие работы семей воспитанников.


Например, Пасхальное дерево - никого не оставляет равнодушным: восхищает многообразие вариантов, способность родителей вместе с ребенком создать красоту (рис. 5). Такие арт-объекты позволяют привнести искусство в повседневную жизнь, в бытовые условия детского сада. Каждый, кто представляет плоды своих трудов, получает социальное признание своих усилий и творчества, а это является стимулом, поддерживающим разнообразные инициативы педагогов.

Таким образом, культурные практики несут в себе большой пласт духовности (Крылова Н.Б.) [7], поскольку дети понимают, осознанно проникаются тем, в каких сложных условиях всегда жили люди; при этом они трудились, старались украшать свой быт, в дошедших до нас предметах чувствуется забота о своих близких, забота о родной природе.

Культурная память – это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим конкретного человека, семьи, Отечества и всего человечества (Ассман Я.) [1].

Именно поэтому мы считаем, безусловно, необходимым развитие культурных практик детей дошкольного возраста с помощью специально организованного пространства групп и всего учреждения, где есть место мини-музею и музейному кабинету, репродукциям картин в холле и арт-проектам, выставкам детских и детско-родительских работ и организованным занятиям с интеграцией образовательных областей, с использованием практик музейной педагогики. Среди многообразия занятий с использованием активных форм игровой, практической, исследовательской деятельности детей, происходит знакомство с историей Санкт-Петербурга. На доступном уровне дети получают первые знания об основании города и о личности его основателя императора Петра I.

Благодаря современному оснащению музейного кабинета дети совершают виртуальные экскурсии по городу. Тематика таких путешествий дает детям представление о главной реке города Неве и ее младшей сестре Фонтанке, об островах, о Летнем саде, об ансамблях Стрелки Васильевского острова, Сенатской, Дворцовой площадях. Занятия в детском саду побуждают детей обращаться к своим родителям с просьбой посетить заинтересовавшее место. Часто родители откликаются на просьбы детей, выступают волонтерами при организации поездок, экскурсий выходного дня. И потом родители делятся с педагогами тем, что дети рассказывают им историю скульптур, обращают внимание взрослых на особенности архитектурных памятников. Дети выступают в качестве экскурсоводов для своих родителей. Полученные знания, приобретенный таким способом опыт, воспитывают в детях искреннюю любовь к городу, желание сберечь его красоту и неповторимый облик.

К 75-летию Великой Победы.

На основе фотоматериалов дети узнают о жизни страны в военное время, о Блокаде нашего города

Вот так сложнейшую духовно-нравственную тему – ценности, хрупкости, невозвратности человеческой жизни и нашего мира в целом, позволяет раскрывать музейная педагогика. Результат накопления в течение нескольких лет методического материала позволило составить подборку произведений искусства, которые показывают героическую сторону войны.

Результаты психолого-диагностического исследования

Для оценки эффективности реализации культурных практик в образовательном учреждении, педагогом-психологом проведено психолого-диагностическое исследование. В соответствии с ФГОС ДО личностные данные воспитанников не подвергались персонифицированной оценке.

В рамках данной диагностики были сформированы две группы: контрольная, в которую вошли 15 воспитанников, зачисленных и посещающих детский сад с сентября 2019 года и экспериментальная группа, в которую вошли 15 воспитанников, посещающих детский сад, начиная с младшей группы.

В качестве диагностического инструментария выбраны следующие методики:

6. Художественно-экспрессивный тест (автор Школяр Л.В.). Предназначен для выявления способности детей к сравнительной рефлексии и видения прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.


Результаты данных методик демонстрирует диаграмма (рис. 7)


Таким образом, данные результаты полностью подтверждают эффективность реализации культурных практик в образовательном учреждении, их безусловную значимость для общего и целостного развития детей дошкольного возраста.

В ГБДОУ № 69 выстроена целостная система работы для развития культурных практик детей-дошкольников, начиная от групп раннего возраста до подготовительных к школе, охватывающая всех участников образовательного процесса. Активность родительской общественности, поддержка инициатив педагогов во время организации арт-проектов, выставок, экскурсий, положительные отзывы будущих родителей детей, только получивших направление в детский сад – все это создает благоприятный имидж востребованного государственного образовательного учреждения.

Развитая система культурных практик – гармонично развитые, социально ответственные за окружающий мир, граждане, – прогрессивная Россия.

1. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. / Пер. с нем. М.М.Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. – 285 с.

4. Асмолов, А.Г. ФГОС: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка.

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. – 211 с.

6. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство – М.: Академия, 2006. – 368 с.

7. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М., 2009.

8. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини-музей в детском саду – М.: Линко-пресс, 2008. -118 с.


Музей — лицо человеческой эпохи.

Мединский В. Р., министр культуры РФ

Предоставляем опыт работы культурно-образовательного кластера созданного на базе нашей группы, который реализуется по направлению — познавательное развитие.

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера задан периодом на один год. Элемент — образовательная и досуговая деятельность, партнеры в образовательном кластере — сотрудники МРЦ, педагоги группы, воспитанники и их родители.

Партнера из вне, с которым будем более тесно сотрудничать в течение года по культурологической деятельности, именно в рамках нашей группы (дети, педагоги, родители и представители учреждений культуры) мы определили на родительском собрании нашей группы, и остановили свой выбор на Музейно ресурсном центре. Так как, Музейный ресурсный центр г. Ноябрьска объединяет четыре разнoпрoфильных музея — Музей изобразительных искусств, Детский музей, Музей городской истории, Музей воинской славы и Городской центр ремесел, то это создает оптимальные условия для расширения кругозора дошкольников.

Музей изобразительных искусств создает условия для поддержки и стимулирования творческого потенциала местных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства; презентует музейные коллекции живописи, графики, популяризует детское художественное творчество.

Музей воинской славы ведет активную культурную, просветительскую и информационную деятельность среди жителей города. Проводимые мероприятия направлены на патриотическое воспитание граждан России; укрепление связей разных поколений города; культурно-историческое, семейное и гражданское воспитание молодежи.

Городской центр ремесел особое внимание уделяет возрождению, развитию и сохранению традиционных народных ремесел, художественных промыслов и всех видов прикладного творчества как части культурного наследия народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. На базе ГЦР проводятся выставки, конкурсы, мастер-классы по обучению народным художественным промыслам и ремеслам, основам декоративно-прикладного искусства, организуются конкурсы и фестивали, оказывают методические консультации.

Организационная циклограмма действия культурно-образовательного кластера.


Сотрудничество прогимназии с учреждениями культуры можно представить в виде схемы..

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ключевой линией дошкольного детства - является приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей.

Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Основные направления:

Так же При формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

• Наглядность.

• Доступность.

• Динамичность.

• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

• Обязательное сочетание предметного мира учреждений культуры с программой, ориентированной на проявление активности детей.

• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, объектами культуры (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

• Активность детей в усвоении культурного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

Не задаваясь целью рассмотреть теоретические аспекты по данному вопросу, коснусь лишь его практической части, а именно- хочу поделиться опытом сотрудничества нашего учреждения с учреждениями культуры.

В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с театрами, библиотеками, музеями и другими социальными объектами города разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.

(Наряду с этим так- же осуществляем выезд воспитанников с воспитателями в рабочие дни - в рамках образовательного плана. )

И , обязательно ,результатом взаимодействия с любым учреждением культуры является продуктивная деятельность детей ,детей и родителей-концертные программы ,рисунки, поделки ,проекты.

Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. В.Астафьев

2 .Cотрудничество с библиотеками (№8,№3,Центральной городской библиотекой ,областной библиотекой для детей и юношества им.Пушкина)

Реализация основных направлений сотрудничества

Социокультурные

Взаимо-действия

Мероприятия,

способ (формы)

взаимодействия

Центральная городская библиотека

Воспитание интереса к библиотеке, чтению книг. Ознакомление воспитанников с родным краем.

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Работа с детьми:

-использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми;

оснащение книжных выставок(9мая,Наш Саратов,юбилеи-

А. Пушкина,В.Бианки и т.д.)

-беседа о космосе;

Работа с педагогами:

-организация выставок детской художественной и методической литературы;

-проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки;

Работа с родителями:

-участие родителей в образовательных детских проектах.

Одна из важных целей сотрудничества с библиотеками — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

Прививать любовь к слову печатному . Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

В начале учебного года мы составляем примерный план работы с библиотеками ,опираясь на планирование библиотек ,тематику недель и даты юбилеев детских писателей. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

В план входит организация книжных выставок ,занятия, экскурсии.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

•Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

•Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.

•Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.

•Участвуют в физкультминутке.

•Изготавливают поделки в творческой мастерской.

•Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

•Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

•Смотрят советские мультфильмы. (слайды)

3-Музейная педагогика.

На протяжении 4 лет я являюсь организатором музейной педагогики в прогимназии -работа носит системный характер и в тесном сотрудничестве со школьным блоком-где осуществляется преемственность на протяжении всего времени обучения

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием . образованием и социализацией детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Одна из определяющих целей музейной педагогики – Формирование у дошкольников представления о музее, создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее .

Слайд (план работы)

Эта работа ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ И ПО СОСТАВЛЕННОМУ В НАЧАЛЕ УЧ.ГОДА ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ совместных мероприятий.

План посещения музеев составляется мною с учётом перечня экскурсий и лекций,которые предлагаются музеями , на основе тем недель

перспективного планирования МАОУ , и опросника педагогов (. Анкеты-опросники воспитатели и педагоги заполняют в августе с учётом своих индивидуальных перспективных планов, проектов которые в свою очередь включают в себя те темы, которые актуальны и интересны родителям, детям .педагогам) Слайды…

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности, обязательной частью нашей работы является продуктивная деятельность детей, закрепление полученных знаний эмоций.. т.е учитывается деятельный подход в обучении

Объявления с приглашением на проводимые ею экскурсии мы размещаем на сайте прогимназии .Родители ,дети ,коллеги с удовольствием посещают её программы.

Дополнительное направление которое хотелось бы затронуть- создание мини-музеев музейной экспозиции.

Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду тема не новая-во многих детских садах широко используется-поэтому подробно рассматривать её не будем-но хочется отметить что – как первая ступень. основа при освоении глобального музейного пространства-очень важна и необходима!

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.

В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей".

Главное в таком музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду позволяет развивать у детей познавательно-исследовательские способности, вызвать интерес к поисковой деятельности.

созданы мини- музеи по народно-прикладному творчеству.

В коллекции имеются экспонаты , выполненные руками родителей, детьми. Собрана коллекция народных игрушек , вышивки, деревянные предметы и др.

Его задачами является: воспитание интереса к народным промыслам.

Развивать художественный вкус .Активизировать речь детей

Проблема: ценность музейной педагогики неоспорима. но справедливости ради стоит отметить, что данная программа_,которая инициирована педколлективом и поддержана родителями в системе ведётся много лет, но для масштабного внедрения достаточно затратна (за исключением библиотек).т.к высоки транспортные расходы ,оплата лекций и экскурсий, игровых программ и фольклорных праздников ,требуется предварительная работа и последующая педагогов с детьми…но поверьте -оно того стоит.

Золотые правила музейных педагогов. Их около 50, я приведу только несколько:

* Береги свое достоинство!

* Береги достоинство другого!

* Умей прощать!

* Передай добро по кругу!

* Девочки! Вас украшает женственность!

Мальчики! Вас украшает мужественность!

* Нравственность –это умение чувствовать чужую боль!

* Прежде чем улучшить мир, постарайся улучшиться сам!

* Что дороже всего на свете? Человеческие отношения.

* Чтоб был талантливым ребенок

В музей неси его с пеленок.

Чтоб дело наше шло быстрей,

Музей, учи учителей!

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.

Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

В заключении мне хотелось бы отметить- На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Читайте также: