День науки в начальной школе интересные идеи 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

В наш век развития научно-технического прогресса, в век увеличения объёма и доступности информации всё сложнее завоевать и удержать внимание и интерес учеников к учебной деятельности в школе. Если раньше функция учителя больше сводилась к донесению информации до учеников, то сейчас эту же информацию дети могут найти и в интернете, а вот заинтересовать детей может только учитель. Ведь невозможно “вложить” ребёнку знания в голову, ученик их усвоит, только если ему будет интересно. Конечно, учитель в начальной школе должен владеть различными методиками и приёмами, чтобы на уроках было интересно и неутомительно для детей. Однако учитель должен ориентироваться на учебный материал, а как порой хочется рассказать ребятам что-то интересное из разных областей науки. Тогда нам на помощь приходит внеурочная деятельность. Одной из форм такой работы и стал День науки, традиционно проводимый в феврале.

  • развитие творческих способностей и формирование исследовательских навыков у учащихся;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся ;
  • воспитание у учащихся целеустремлённости в учебной деятельности;
  • повышение мотивации обучения у учащихся.

Проведение Дня науки в феврале объясняется тем, что 7 июня 1999 года указом президента РФ, "следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук" был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.

В этот день уроки по расписанию полностью или частично (по усмотрению учителя) заменяются тематическими занятиями. У учеников средней и старшей школы своя программа, у начальной школы – своё расписание. Но если старшие ребята готовы и имеют желание, получается очень интересно, когда они приходят с подготовленными занятиями к младшим школьникам.

Ко Дню науки учителя начальных классов составляют отдельное расписание. Занятия проводятся в виде бесед, конференций, интерактивны занятий. В расписание включаются как мероприятия, проводимые в классе, так и мероприятия на параллель. Занятия могут проводиться с просмотром видеофрагментов. В настоящее время в магазинах достаточно большой выбор научных фильмов для учащихся, например, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” или диски, рассказывающие в доступной форме про научные открытия, разные науки. Если нет возможности приобрести диски, можно взять материал из интернета.

Можно использовать и форму соревнования, включая как материал учебных предметов, так и материал для развития кругозора детей. Ученики четвёртых классов под руководством учителя оформляют стенды, например стенд “Великие открытия”.

Готовя занятия, конечно, нужно не забывать, что порой лучше самому что-либо сделать, чем увидеть. Помня это, наши учителя широко используют возможности лабораторного оборудования, имеющегося в школе. Например, очень эффективно проходят занятия с использованием Лабораторий Сornelsen.

Имея возможность приглашать компетентных специалистов из московских музеев, было бы странно этим не воспользоваться. В частности, и ребятам, и учителям было очень интересно не просто слушать, но и участвовать в занятиях, проводимых специалистами из музея Воды, музея Огни Москвы, центра “Московия”, слушать лекцию по астрономии лектора лектория “Архимед”.

Вот расписание только одного из Дней науки. Он проводился 11 февраля 2011 года.

Предлагаем Вашему вниманию разработку занятия, которое можно адаптировать под любой возраст учеников младших классов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Невольникова Е.В.

О конкурсных заданиях.

Литературные вопросы;

Правила работы с книгой.

Математические загадки.

Работа по картинкам;

Красная книга;

Правила поведения в общении с природой;

Творческие работы детей.

Конечная остановка – вокзал (подведение итогов).

Объявление победителей.

День Наук.

1 класс

На свете есть очень много разных наук. А что такое наука?

Слово наука обозначает – систему знаний. Включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Науки были образованы очень давно, как только человек стал задумываться над своими открытиями.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Есть современные науки (экология, космография, информатика и др.)

Я предлагаю вам совершить путешествие по наукам.

В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По степям до синих гор,

На зелёный светофор.

В школу он спешит сейчас

К нам на праздник в 1 класс.

Опоздать нельзя на праздник

Это каждый знает.

Прибавляет по пути

К трем четыре, два к пяти,

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Так садись в счастливый поезд,

И помчим от А до Я.

Нынче в нашем классе праздник!

День Наук у нас, друзья!

Первая станция – Наш родной язык и литература.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто учится читать,

С этой книжки самой первой

каждый путь свой начинал,

чтоб пройти дорогой верной

за заветный перевал.

Вы любите сказки? Ваши родители читали вам очень много сказок. А вот, на сколько внимательно вы их слушали, мы узнаем, выполнив первое задание.

Вам нужно будет ответить на литературные вопросы:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё – алфавит.

hello_html_17fe293f.jpg

1. Мульт-персонаж, у которого было много друзей, а среди них даже крокодил
2. Что посадил дед?
3. Принцесса подводного царства
4. От бабушки и от дедушки ушел. Кто это?
5. Кто нашел хвостик Иа?
6. Как зовут знаменитую Диснеевскую утку?
7. Она путешествовала по Стране Чудес
8. Кем была фельдшерица, которую привел Артемон, чтобы помочь Буратино
9. Он любит лакомиться вареньем
10. Вожак стаи волков, приютивший Маугли. Как его звали?

Книга – это самый лучший друг любого человека. А вот я хочу вас познакомить с книжкой, которую очень обидел её хозяин.

Я очень надеюсь, что среди вас нет ребят, которые портят книги. Ну а если случится с книгой беда, что вы будете делать? ( ответы детей)

Я хочу пригласить вас в Царство Книг. Называется это царство – библиотека. В библиотеке мы сможем брать и читать интересные книги.

Ребята! Находясь в этом царстве, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжную страну, нужно дать клятву читателей.

Для принятия клятвы прошу всех встать!

/Читает клятву:/
Брать книги только чистыми руками.
- Клянемся!
Обернуть книгу, вложить в нее закладку.
- Клянемся!
Не перегибать книгу при чтении.
- Клянемся!
Вовремя возвращать книгу в библиотеку.
- Клянемся!

Вторая станция -Математика.

Следующая станция, на которой нам надо выполнить задания, называется – МАТЕМАТИКА,

Расскажите, чем мы занимаемся на уроках математики? Что нового и интересного узнали?

Кто самый высокий

Скажи, кто самый высокий, если Миша выше Олега, Саша ниже Олега, а Андрей выше Миши.

Сколько сейчас овец у Магомета, если было десять, а потом все, кроме девяти, убежали?

Какая фигура нужна?

Какая фигура должна быть в клеточке вместо знака вопроса?

hello_html_225a7b8a.jpg

Математические загадки.

1.Пять братьев и всем одно имя. (пальцы).
2.Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (месяцы).
3.Четыре крыла, а не бабочка, крыльями машет, а с места не двигается. (мельница).
4.У нее четыре зуба, каждый день появляется за столом, но ничего не ест. (вилка).

Отправляемся на следующую станцию!

Третья станция - Окружающий мир.

Край родной, родные дали,

реки, рощи, все пути

целый мир мы открывали

Первое задание: рассмотрите картинку и скажите, к акие предметы сделал человек?

– Что существует независимо от человека?

– На какие две группы можно разделить предметы, изображенные на рисунке?

Сухая трава так называется.

Сосновый лист - что это?

Где живет белка?

Бывает и настольная, и спортивная, и компьютерная.

Дикая кошка, раскраска в полоску.

Отец моего отца - мой .

Назови символ Нового года

Бальный танец, его танцуют и выпускники, и молодожены

Черные и красные шарики, их мажут на бутерброд

Птица, которая стоит на болоте на одной ноге

Птица, которая приносит детей

Сплетенная из цветов корона

И в клетку, и в линейку.

Кто поймал волшебную щуку?

Что дает корова?

17. Урок о древности
18. Тюльпан, василек, ромашка.
19. Ребенок-непоседа
20. Зубастая подводная торпеда
21. Усатый охотник на мышей
22. Шмель, у которого тонкая талия
23. Невкусная, но в пищу нужна
24. Приятель и родственник троллейбуса
25. Длинный у Буратино
26. Как называется революционный крейсер?
27. Домик пчел
28. Кто его раздевает, тот слезы проливает
29. Глава государства, восседает на троне
30. Дети, каждый день посещающие школу

Отправляемся дальше в путь!

Танец маленьких утят.

Дети, сядьте по местам,
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором громко отвечайте!

1. Школьная принадлежность, очень вместительная
2. То, чем пишут на доске
3. Месяц, в котором мальчики поздравляют девочек
4. Как еще можно назвать школьника
5. Принадлежность для черчения, с помощью нее можно проводить прямые линии
6. Счастливая пора для школьника
7. Так называется геометрическая фигура с четырьмя углами

Следующая станция, на которой мы выходим, называется - ЭКОЛОГИЯ и ИЗО.

Пятая станция - Экология и ИЗО.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету.

Сотрешь ли, человек?

Красная книга — Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет,

Пусть зовёт не напрасно

Красная книга, Красная книга!

По статистическим данным каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

25000 видов высших растений планеты на грани уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений ,

26 видов птиц… Эти данные заставляют нас задуматься: Природа в опасности! Природу нужно беречь!

Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

-Ребята, какие правила поведения мы должны соблюдать, чтобы не нанести вред природе? (Ответы)

Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Нельзя срывать цветы.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других живот­ных.

(Творческие работы детей)

Прекрасен мир живой природы , а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!

Шестая станция - Музыкальная.

Дети исполняют песни из мультфильмов.

Вокзал - Подведение итогов.

Подведём итоги сегодняшнего путешествия. Нужны ли нам науки? Для чего они нужны?

Классный час в 1 классе

Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник — мы отмечаем День науки .

День российской науки отмечается 8 февраля . Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук .

За два с лишним века российская наука дала миру много великих имён и открытий. Во всём мире известны имена таких учёных как Ломоносов, Павлов, Менделеев, Циолковский, Королёв и многие другие.

Учёными России многое делалось впервые, - например, разработано учение о биосфере, запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в 21 веке прогресс в физике, химии, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники .

В это время в стране работают замечательные учёные, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире.

А сейчас мы проверим, как вы готовы к творчеству

(разделить заранее перед праздником)

Назовите свои школьные предметы :

математика, русский язык, чтение, окружающий мир, труд или технология, рисование, физкультура.

А математику вы любите?

1.)Две весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по пять,

Чтобы было, что читать.

Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.

Ты мартышкам помоги,

Сколько книг у них, скажи! (10 книг)

2. Белка, ёжик и енот,

Волк, лисица и малышка крот

Были дружные соседи.

На пирог пришли к медведю.

Вы, ребята не зевайте :

Сколько всех зверей, считайте! (7 зверей)

1.В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

2.* Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы : —

Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек; по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

1.*Влетели к девочке в окно две птички-невелички.

Потом за ними заодно

Еще четыре птички.

Порхали птички над столом,

Чирикали и пели,

Почти минуту, а потом

Обратно — порх — черёз окно,

Одна, за ней четыре.

Так сколько с девочкою той

Осталось их в квартире?

2.* Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две и штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Считала, считала да сбилась.

А печь-то совсем протопилась,

Натаскали из реки?

1. Предлагаем отгадать загадки

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы :

Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Автомобили)

2. Он добрый, необыкновенный,

С огромными ушами,

Заняться любит с другом Геной

Полезными делами. (Чебурашка)

1. Вот стоит прекрасный дом,

Много светлых в нём окон,

Тот, кто в этот дом войдёт,

Знаний много обретёт!

Что это за дом, ребята? (Школа)

2. Есть подружка у меня :

Хоть и молчалива,

Рассказать готова мне

Всё, о чём бы ни спросила.

Подарил её мне Мишка,

Догадались! Это… (Книжка)

1. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумейка.

Можешь и нарисовать.

2. Не учебник, не брошюра,

Не азбука и не букварь,

Но всегда незаменимый

Орфографический … (Словарь)

1. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На мою тетрадку сели

И мелодию запели. (Ноты)

2. Буквы для письма

1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт.

2. В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки перья, скрепки, кнопки

Что угодно для души.

1. Следующее задание : Ответь одним словом

Какое животное больше – слон или бегемот? (Слон) .

Утром мы завтракаем, а вечером? (Ужинаем) .

Днем светло, а ночью? (Темно) .

Небо голубое, а снег? (Белый) .

Черешня, слива, вишня – это? (Ягоды) .

Почему, раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаумы? (Заранее предупредить пешеходов и водителей о том, что впереди опасность).

Что такое Красноярск, Калуга, Курск? (Города.) .

Что такое эскиз? (Рисунок) .

Чем отличается день от ночи ? (Днем светло, ночью – темно) .

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это? (Щенок.) Маленькая овечка – это? (Ягненок) .

Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинаково? (Покрыты шерстью, четыре лапы и т. д.)

1 класс вызвать

(раздать детям буквы, из которых необходимо сложить слово)

Вам буквы выданы не зря!

Не сложен их секрет!

Из них составьте - ка, друзья,

На мой вопрос ответ.

Внимание, вопрос : как называется любимое время суток в школе ?

(П Е Р Е М Е Н А)

Правильно все справились с заданием. А для чего нужна перемена?

(ответы детей)

1. Вот сейчас мы с вами и проведём небольшую подвижную перемену.

В круг смелее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

Я спрошу вас для порядка :

Все ли делали зарядку?

Верю, верю! Но сейчас проверю!

Дни недели будем хором называть

И все дружно низко - низко приседать!

В школу дружно мы пойдём

А в воскресенье - выходной.

Задание : ведущий читает стихотворение, а желающие участвовать в конкурсе 4 юных художника рисуют то, что слышат. Побеждает тот, чей рисунок будет больше соответствовать стихотворению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

( в начальной школе)

Заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Кондакова И.Н.

В1: Сегодня в нашей школе необычный день – День науки!

В2: И в честь этого важного события в нашей жизни во славу школы,

открывшей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты,

звучит Гимн школы.

В1: Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который

утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни

человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною

В2: Любой счастливой мысли проявленье

И дерзость строк, пришедших неспроста,-

Все возникало с чувства удивленья,

Все начиналось с чистого листа.

Голос за кадром:

Дни школьной жизни — радость удивления,

Им нет цены и опыт их велик,

Они исток, начало становления

Твоей судьбы, грядущий ученик.

Фанфары (коротко).

Ведущий 1.

Слышишь, фанфары победно звучат?

Они собирают на праздник ребят –

Смелых, умелых, настойчивых, шумных,

Дружных, веселых, добрых и умных.

Появляется мальчик с огромным ключом в руках. Он напевает (или декламирует по музыку).

1Й Я ключ, я ключ

Толпится у дверей?

Ко мне живей! Выходят чтецы

2-й. Дни наук – это праздник души,

Ты на встречу к ним спеши!

Много пользы они принесут,

Ум и память твою разовьют.

3-й. Без наук, как без рук", – говорят.

Это бодрости, счастья заряд.

И успех, и удача тех ждет,

Кто с науками дружбу ведет

4-й. Наши знания, ум и дела

Посвятим родному Крыму!

Помним мы об этом всегда,

И нельзя нам жить по - другому

5-й Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мир.

6-й- Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий

7-Й- Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

- звучит музыка.

Ведущий 2: : Слово предоставляется(директору школы)

Ведущий 1: Слово предоставляется (руководителю школьного методического объединения)

Ведущий 1:- Какое чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас!

Ведущий 2:А вот и сама Королева наук!

- Королева наук:

Мое королевство все любят и чтут,
В моем королевстве науки живут.
Я каждой науке названье дала,
Сегодня на праздник с собой привела.
Ведущий 1: Внимание! Для парада наук стоять смирно!

(ПРИГЛАШАЮТСЯ НА СЦЕНУ УЧИТЕЛЯ)

Ведущий 2: Именно учитель стоит у истока любой науки. Ведь каждый учёный когда-то сидел за школьной партой.
( ученики несут таблички с названиями наук, учителя под музыку совершают круг почёта) ответное слово педагогов:

НАУКИ:Математика:
Математика сложна, но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключенья!
Русский язык и литературное чтение.
Чтоб нести в народ культуру,
Надо знать литературу.
Книги мудрые читать,
Мир духовный развивать.

История:
Знай историю, мой друг,
Я - наука всех наук.
Чтобы будущее знать,
Надо в прошлом побывать.

Физика:
Тот, кто физики не знает,
Очень многое теряет.
Все природные явленья
Объясню без промедленья!

Химия:
Все на свете существа
Состоят из вещества.
Из какого - знаю я,
Я - наука химия!

География:
Города, пустыни, страны,
Реки, горы, океаны -
Все узнаешь не спеша,
С географией дружа.

Биология:
У людей с природой связан
Каждый шаг и каждый миг.
Знать ботанику обязан
Каждый в мире ученик!

Иностранный язык:
Ду ю спик инглиш?
Йес, ай ду!
Давайте я переведу?
Не надо! В наш ученый век
Любой культурный человек
Язык английский должен знать,
Без перевода понимать.

Информатика:- Компьютер, ах, компьютер!
Ты и сила, и ловкость ума.
Компьютер, ах, компьютер,
Ты сведешь поколенье с ума!

Физкультура:- Чтоб расти и закаляться,
Нужно спортом заниматься.
Закаляйся, детвора,
В добрый путь, физкульт-ура!

Технология:К большому терпенью
Придет и уменье.
Они нам удачу несут,
И в жизни поэтому вместе
шагают науки и труд.

Королева наук:
Жизнь сладка, но в царстве жизни
Тот лишь верный путь найдет,
Кто с любовью в годы детства
Нашу веру, наше знанье
Бодро, смело понесет.
( учителя занимают места в зале)

Ведущий 2: А сейчас я приглашаю сюда ребят, которые по праву могут считаться настоящими исследователями. Сегодня у них дебют. Сегодня они совершат свои первые шаги в большой науке.

Ведущий 1: Надеемся, что участники сегодняшней научно-практической конференции получат стартовую площадку для дальнейшего участия в подобных конференциях более высокого уровня.

Ведущий 2:Пусть пронесут по жизни, словно знамя,
Полученные в школе знания,
Они применят их в дела умело,
И будем мы гордиться ими смело.

Ведущий 2: Право произнести слова клятвы предоставляется победителям. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Для клятвы, членам клуба ,стоять смирно!

1 Высоко нести честь нашей школы;

2.своими знаниями и успехами укреплять ее позиции в городе, республике; стране;

3.овладевать преподаваемыми предметами с постоянным упорством;

4.учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура;

5.,всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира;

6.штурмовать читальные залы библиотек, сайты сети Интернет. Клянёмся!

Читайте также: