Деловая игра заседание методического совета доу

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: в статье раскрыто значение деловой игры для работы с педагогическим коллективом детского сада. Раскрыты основные понятие, методы, формы, принципы ее использования; описаны возможные трудности в организации и проведении, а также методы их преодоления.
Ключевые слова: деловая игра, педагоги, обучение, саморазвитие.

Настраиваясь на темп меняющейся реальности, не стоит забывать про то, что не только меняется наша работа с детьми, но и методы взаимодействия с педагогами. На сегодняшний день традиционные совещания, педсоветы уходят на задний план; многие руководители, методисты ищут новые способы активизации педагогов. Одним из таких способов выступает деловая игра.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Таким образом к основным целям деловой игры в педагогическом процессе можно отнести:
– формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
– воспитание системного мышления педагогов, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
– передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
– обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
– воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
– обучение методам моделирования, в том числе и социального проектирования.

Для того, чтобы деловая игра состоялась нужны следующие признаки - условия:
1. Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив. Проигрыванию подвергаются либо взаимоотношения, либо взаимодействия, либо организационные структуры. В практике наиболее распространены следующие обобщенные темы:
– Модель выпускника детского сада.
– Взаимодействие педагогов, воспитанников, родителей.
– Освоение инновационных технологий.
– Разработка программных документов (уставов, положений, правил, заповедей и т. п.).
– Разработка программ развития.
– Планирование работы детского сада.
– Разработка крупных мероприятий.

2. Имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры. Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которых обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В результате это приводит к коллективному решению проблемы.

Позиционная динамика в общей игре (группа) или в работе отдельной группы (участники) может быть представлена в зависимости от модификации деловой игры различными ролями. Чаще всего разыгрываются социальные роли: педагог, воспитанник, родители, администрация, органы власти и др.

3. Реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективной позицией, различной ответственностью и др.

4. Соблюдение игровых правил и условий.

5. Наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.

Весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 6 этапов.

Первый этап – разработка (конструирование) игры. На этом этапе:
– проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;
– определяется проблема (название) педагогического совета-игры;
– формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;
– составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;
– разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

Второй этап представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъясняет слушателям ее цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, ставит перед исполнителями конкретные задачи, выбирает (назначает) секретаря и экспертов (жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей можно использовать экспресс-опрос (Какую должность вы хотели бы занимать в деловой игре? Кого хотели бы вы видеть в роли руководителя? С кем бы вы хотели работать вместе? И т. п.). При наличии времени эта методика применяется и в группах.

Третий этап – наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может представлять изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством игротехника (заместителя по УВР, психолога, социального педагога) или избранного группой лидера. Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего.

Затем следует четвертый этап – межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.

Пятый этап игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов – включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты (руководитель) особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.

Шестой этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:
– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;
– некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
– методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
– трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний
– опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем педагоги не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие педагогов в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

5. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении педагогов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

Таким образом зная все условия составления деловой игры, а также методы решения тех трудностей, которые смогут возникнуть при ее реализации, мы сможем использовать ее в работе с педагогами для достижения главной цели социально-психологического участия в игре – эффекта самодвижения, саморазвития педагога.

Список литературы
1. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.
2. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.
3. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.
5. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

Цель: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.

Задачи :
1. Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.

2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников

3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо

иметь багаж знаний по речевому развитию дошкольников. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Приглашается 8 педагогов (2 команды по 4 человека).

Деление на 2 команды: дружба и знайки

-Команды у нас в сборе, но…

Чтоб команды оценить,

Жюри нужно пригласить.

Они будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Жюри прошу занять свои места.

Задачи членов жюри:

внимательно следить за ходом игры;

после каждого задания оценивать участников игры;

-Предлагаю командам выбрать капитана, девиз и представить свою команду.

(команды выбирают капитана и придумывают девизы для своей команды)

Приветствие команд не более 1 минуты. (оценивается по 5-бальной системе).

-Чтобы перейти к более сложным заданиям предлагаю немного размяться. Каждый из участников команды достает карточку с вопросом и отвечает на него.

(за каждый правильный ответ 1 балл)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

7 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

9. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

14. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Развитие связной речи.

5. Ознакомление с художественной литературой.

6. Подготовка детей к обучению грамоте.

Каждой команде раздаются по листу ватмана, клей и разрезанные на 2 части картинки – воздушные шарики двух цветов (голубые – одной команде, розовые – другой). В одной части воздушного шара - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки шариков, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников.

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие.

Пассивный словарь - слова, которые ребёнок на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Диалог- разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Словарная работа - обогащение, расширение, активизация словарного

Мотивация - процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации НОД

Речь - процесс общения людей между собой посредством языка.

Активный словарь - слова, которые говорящий не только понимает,

но и употребляет.

Пересказ - выразительное связное воспроизведение прослушанного

Коммуникабельность - это умение общаться и устанавливать речевой контакт.

(оценивается по 5-бальной системе)

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.

Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)

Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)

Ведущая : Я знаю, воспитатели любят –

В утренниках играть

Сегодня для вас такое задание –

Вам нужно пантомиму показать!

С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочного героя.

Ведущий : на столах разложены карточки с изображением сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей, а зрители должны отгадать этого персонажа. (Карлсон, Баба-яга, Буратино, Кощей, Красная шапочка, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

-Одна из самых распространенных ошибок – это неправильная постановка ударения. Поставьте правильное ударение в словах:

вруч А т , д Е вичий, крас И вее, рак У шка, облегч И ть, зак У порить, кладов А я, килом Е тр, оборвал А , осв Е домить, т О рты, ч Е рпать, цыг А н, св Ё кла, нефтепров О д, асимметр И я, балов А ть, б А рмен, гр У шевый, катал О г, жалюз И , опт О вый, танц О вщица, сл И вовый, прируч И т, крем Е нь, дешев И зна,цеп О чка, ободр И ть,нам Е рение, сосредот О чение.

звон И т, углуб И ть, ход А тайство, запл Е сневеть, запломбиров А ть, флюрогр А фия, дрем О та, диспанс Е р, укра И нский, мусоропров О д, заус Е ница, кварт А л, догов О р, ср Е дства, т У фля, ув Е домить, обесп Е чение, б А нты, включ И т, т О тчас, щав Е ль, сир О ты, цем Е нт, прИбыл,эксп Е рт,плодонос И ть,мозаИчный,завИдно,дос У г, О жил,н А чатый,.

(оценивается по 5-бальной системе)

Из предложенных слов составьте группы, включив в них слова –антонимы (противоположные по смыслу слова).

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Небрежный. 6. Честный 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Лживый. 24. Мутный.

Из данных слов составьте группы из слов-синонимов, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

(оценивается по 5-бальной системе)

(за каждый правильный ответ 1 балл)

6.«Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

9. « Попрыгунья Стрекоза

2.«Дятел лечит древний дуб,

3. «Между небом и землёй

И нечаяно хвостом

4.« Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

6. «Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

9.«По улицам слона водили

Как видно напоказ

Известно, что слоны в диковинку у нас

Так за слоном толпы зевак ходили

Ведущий: Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность. Сочините и допишите строчки в четверостишье. (1 минута)(за правильный ответ 3 балла)

1. В зоопарке плачет слон

Увидал мышонка он …

2. У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

3. Вы слыхали? На базаре

4. Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо…

Подведение итогов деловой игры. Жюри подсчитывает баллы, подводит итог деловой игры.

У каждого из педагогов на столе находятся модели солнца.

- Посмотрите, у вас на столе лежат круги, модели солнца, но эти солнышки не настоящие, не улыбчивые. Настоящим оно станет, когда вы передадите ему своё настроение по результатам нашей деловой игры. Если вы узнали новое, полезное для вас нарисуйте улыбчивое лицо, если вам не понравилась наша игра, вы не взяли ничего для себя полезного нарисуйте грустное лицо. На обратной стороне можно оставить свои пожелания по поводу того, чтобы вам хотелось узнать в следующий раз.

Спасибо всем участникам за игру. Надеюсь, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Спасибо членам жюри за строгие оценки. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.

Приложение к деловой игре

К какому виду устного народного творчества это относится?

«Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

К какому виду устного народного творчества это относится?

«Дятел лечит древний дуб,

«Между небом и землёй

И нечаянно хвостом

« Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

«Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

«По улицам слона водили

Как видно напоказ

Известно, что слоны в диковинку у нас

Так за слоном толпы зевак ходили

Сочините и допишите строчки в четверостишие

1.В зоопарке плачет слон

Увидал мышонка он …

2. У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

Сочините и допишите строчки в четверостишие

1.Вы слыхали? На базаре

2.Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо…

Итоговый протокол подсчёта баллов

(оценивается по 5-бальной системе)

(за каждый правильный ответ 1 балл)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

(оценивается по 5-бальной системе)

Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Человек без друзей, что сокол без крыльев.

Без друга в жизни туго.

Учение путь к умению.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Век живи век учись.

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Небрежный. 6. Честный 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный.17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный.22. Лживый. 23. Лживый. 24. Мутный.

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора.17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин.22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

вручат, девичий, красивее, ракушка, облегчить, закупорить, кладовая, километр, оборвала, осведомить, торты, черпать, цыган, свекла, нефтепровод, асимметрия, баловать, бармен, грушевый, каталог, жалюзи, оптовый, танцовщица, сливовый, приручит, кремень, дешевизна, цепочка, ободрить, намерение, сосредоточение.

звонит, углубить, ходатайство, заплесневеть, запломбировать, флюрография, дремота, диспансер, украинский, мусоропровод, заусеница, квартал, договор, средства, туфля, уведомить, обеспечение, банты, включит, тотчас, щавель, сироты, цемент, прибыл, эксперт, плодоносить, мозаичный, завидно, досуг, ожил, начатый.

Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей.

Самый высокий герой Сергея Михалкова.

О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные.

Назовите имя прообраза нашего Буратино?

В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко?

Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей?

В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду?

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

заседания методического объединения воспитателей

От 06.02.2018 год

Председатель: Ковалёва Е.В.

Секретарь: Оденцова О.Г.

Присутствовали- 27 педагогов

4. Анализ непосредственно образовательной деятельности.

4 . По четвертому вопросу педагоги сделали самоанализ непосредственно образовательной деятельности, познакомили с целями и задачами. Рассказали о предварительной работе с детьми, что было достигнуто в процессе НОД и над чем ещё нужно работать.

В подведении итогов было принято решение:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий заседания МО воспитателей в форме деловой игры

hello_html_m70936a8a.jpg

Цель игры: повышение профессиональной компетентности и активности педагогов в овладении ими технологий проектирования

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому поиску.

Цель : разбить педагогов на две подгруппы.

Описание игры: Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Названия парные (мать - детеныш). Ведущий даёт различные команды для выполнения:

- встаньте парами мать - дитя;

- разделитесь на птиц и животных;

- разделитесь на тех, у кого есть рога, и у кого их нет;

- разделитесь на тех, чьё название животного начинается с согласной и с гласной;

- на тех, в названии которых есть только 3 гласных звука и остальных;

- на группу детенышей и группу взрослых (таким образом, педагоги разделились

на две одинаковые по количеству подгруппы).

Воспитатели разделились на две команды, они проходят, садятся за столы с соответствующими номерами.

5 баллов - задание выполнено правильно

3 балла - задание выполнено частично

1 балл - задание не выполнено.

Управлять движением нашего состава будут (представление членов жюри).

Если в пути возникнут какие-то вопросы, можно обратиться к начальнику нашего

поезда (представление эксперта).

- Итак, наш экспресс готов к отправлению (звучит сигнал). В добрый путь!

Задание: выберите из трех представленных на экране утверждений, что такое

проект и обоснуйте свой выбор.

1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

2. Процесс, связанный с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Ее целью является приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирование активной позиции в процессе обучения.

3. Процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам

Педагоги выбирают правильный ответ, поднимают сигнальную карточку.

Экспертная комиссия оценивает выполнение задания.

Что такое педагогическое проектирование?

-догма профессиональной деятельности;

- вид педагогической деятельности.

Что такое гипотеза?

-короткая аннотация проекта;

-опасение педагога о неудачной реализации проекта;

- предположение, требующее объяснения и подтверждения .

3. Презентуя проект, педагог должен:

- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как

методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.

-привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное

использование презентуемого проекта в практике их работы.

Кто является основоположником проектного метода?

- американский педагог демократ Джон Дьюи;

- великий русский педагог К. Д. Ушинский;

- французский психолог Ж. Пиаже.

2. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

- долгосрочный.

3.Какой вид деятельности следует исключить из заключительного этапа проекта?

-сопоставление цели и результата проекта;

-рефлексивная оценка проекта;

- выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

Мальцева Е.Н. знакомит коллег с классификацией и этапами работы над проектом.

На каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.

И - индивидуальность, интеллектуальность

С - самореализация, самостоятельность, саморазвитие

К – креативность, конструктивность

О – одаренность, открытость

Р - реализация, результативность

К - контактность, компьютер

А - актуальность, активно

О – оригинальность, оформление

З – заявка, заключительный этап

Р - рациональный, риск, разработка

И – изобретательность, инициативность, инновация

Е - единство, естественный

Для решения следующего задания я попрошу выйти по одному представителю от каждой команды. Задание:

- Соотнесите характеристики проектов по видам.

Педагоги на мольбертах распределяют карточки.

Экспертная комиссия оценивает выполнение задания.

На экране — правильный ответ.

Педагоги выполняют задание. Экспертная комиссия оценивает выполнение задания.

Педагоги выполняют задание. Экспертная комиссия оценивает выполнение задания.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну проектирования. Мы с вами побывали на разных станциях. Узнали что-то новое, может быть, вспомнили что-то уже забытое. А сейчас послушаем наших экспертов. (Выступление членов экспертной комиссии. Подведение итогов деловой игры. Рекомендации).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Деловая игра как одна из форм методической работы в ДОУ.

Старший воспитатель МАДОУ № 102 г. Томска

Вера Александровна Колеватова

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Стремление преодолеть пассивность позиции педагогов в традиционном обучении привело меня к поиску новых эффективных форм работы. В своей работе с педагогами я больше склоняюсь к имитационным формам проведения педагогических встреч. Они делятся на игровые и неигровые. Для активизации и интенсификации деятельности педагогов широко используются игровые технологии. Игровые методы обучения предусматривают моделирование конкретных ситуаций.

Рассмотрим некоторые приемы использования активных методов обучения.

Деловая игра

– это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилами. Деловая игра – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях. В ходе игры педагоги овладевают реальным опытом, который могли бы применить в ходе проведения занятий, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. А главное игры способствуют активизации самообразования педагогов в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности.

Так можно провести анализ новинок научно-методической литературы. Эта работа будет протекать более эффективно, если педагоги не только услышат название и автора и книги, но и смогут ее полистать, а также услышать рекомендации коллег, чему и способствует эта ролевая игра.

Вы – логопед. Вам улыбнулась удача: вы приобрели редкую книгу по логопедии. Расскажите о ней коллегам.

Вы телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине.

Вы продавец. Посоветуйте эту книгу покупателю, воспитателю, чтобы он ее купил.

Вы преподаватель. Настоятельно порекомендуйте студентам изучить эту литературу.

Вы рецензент. Сделайте краткую рецензию на эту книгу.

Вы журналист. Напишите небольшую заметку в газету об этой книге.

Цель. Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.

Задачи. Определить профессиональные и жизненные ценности; выявитьи закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.

Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух.

В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы .

Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать.

На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.

Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:

Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?

Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?

Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?

Что станете предпринимать для возвращения домой?

На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.

Мини-тест: выберите одно из суждений:

- я считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными;

- в педагогической деятельности я использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающую мою точку зрения;

- я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности.

По ролям нам помог распределиться наш мини-тест: тот, кто выбрал первое суждение, становится оратором, второе – оппонентом, третье – экспертом. Предлагаю вам следующий регламент: на обсуждение вопроса в группе отводится до одной минуты и по одной минуте выступающему от группы.

Вопросы дискуссии:

Кому принадлежат приоритеты в воспитании ребенка: семье или ДОУ?

Чем обусловлена актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей: внутренними потребностями ДОУ или управленческими решениями?

Участники педсовета делятся на две команды (воспитатели детей старшего и младшего возраста).

Установка. Заполнив горизонтальные строки кроссворда вы сможете прочитать название русского праздника – торга, на котором все его посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

Первая команда.

1.Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий).

2.Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полоховский Майдан? (дерево).

3.Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина).

4.Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово).

5.Благодаря этому цвету хохлому часто называют так? (Золотая).

6.Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья? (Игрушка).

7.Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки. (Гончар).

8.Поскольку изделия малой декоративной пластики (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств можно их отнести?. (Скульптура).

9.Предмет домашней утвари, которой особенно прославились Городецкие мастера?(Прялка).

Вторая команда.

1.Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. (Орнамент).

2.Произведения искусства, выполненные любыми красками.(Живопись).

3.Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг.(Миниатюра).

4.Народный художник РСФСР – автор рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.(Рачев Е.М.).

5.Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, сукна, бересты.(Аппликация).

6.Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета.(контур).

7.Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве.(Бюст).

8.Произведения монументальной живописи, украшающие внутренние и внешние стены здания.(Панно).

9.Вид краски для рисования.(гуашь).

Первая команда.

- Как называет художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?

-Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

-Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Вторая команда.

- Как называет художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?

-Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.

-Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Дано 16 элементов декоративной росписи ( Городецкой, филимоновской, хохломской, гжельской).

Задание. Разложить узоры таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.

Рассказать друг другу (с показом детских работ) о наиболее удачно проведенном занятии по изобразительной деятельности (с точки зрения продуктивности решения программных задач и эмоциональной насыщенности).

3.Организация методической работы в дошкольном учреждении. В.П.Дуброва, Е.П.Милашевич.

Читайте также: